Село Городня - одно из древнейших поселений на земле Подмосковья, упоминается в духовной грамоте великого князя Ивана Калиты. Село было дворцовым. В начале ХVI в. им владел Степан Иванович Злобин. В писцовых книгах за 1578 г. сказано: "Село Городня, а в селе церковь Воскресения Христова каменная вверх, да другая церковь Иоанна Милостивого древяна". Во второй половине ХVI в. село принадлежало Ивану Васильевичу Меньшому, боярину из рода Шереметевых, воеводе в Казанском походе, участнику всех ливонских походов. С 1578 года село перешло к его сыну Федору Ивановичу. После селом владел боярин Яков Никитич Одоевский, который пристроил к храму галерею и приделы во имя святителя Иоанна Милостивого и преподобного Кирилла Белозерского. Позже село принадлежало Голицыным, затем Шереметевым.
Архитектор-реставратор, специалист по шатровым храма Древней Руси - Свешников Николай Николаевич, проводивший исследования Воскресенской церкви в селе Городня, высказал предположение, что данная церковь является одним из первых шатровых храмов на Руси. Изначально это была простая, восьмигранная в плане "башня" без приделов и даже без апсиды. Однако шло время, менялись вкусы и владельцы Городни, и храм потихоньку "обрастал" все новыми и новыми деталями. Сначала единое внутреннее пространство разбили на два этажа, образовав высокий подклет. Этим буквально спровоцировали следующий "апгрейд" - вокруг подклета пустили галерею - гульбище. Прошло еще немного времени, и кому-то захотелось, чтобы гульбище стало двухэтажным. Тогда же, во второй половине ХVII в., с севера и с юга пристроили два завершенных горками кокошников и главками придела. ХIХ век потребовал упрощения конструкций - кокошники заменили заурядными четырехскатными кровлями, галереи сделали закрытыми, с какими-то казарменного типа окнами. В 1896 году по проекту Боголепова Ивана Дмитриевича строится колокольня... видно, что старался сделать архитектор ее более деликатно, поменьше да поскромнее, не подавляя старый храм, но деликатность сыграла с архитектором злую шутку - колокольня резко дисгармонирует с церковным зданием именно из-за своей невыразительности. К тому же колокольня была соединена с основным зданием небольшим маловыразительным притвором-переходом. Хотя примеры удачного "встраивания" колокольни ХIХ в. в древний храм были - вспомнить хотя бы хорошо известную церковь в усадьбе Останкино, где даже взыскательный наблюдатель не уличит зодчего в "подделке"!
После закрытия церкви в 1936 году церковь пришла в полное запустение. В ходе работ, проведенных после ее открытия в 1990-е годы, остатки декора, по которым его можно было восстановить, грубо заштукатурили, побелили и теперь совершенно не просматриваются. Однако самым главным и вопиющим нарушением архитектуры древнего памятника стала пристройка с востока апсиды, которой никогда не существовало. Для этого была сломана оригинальная восточная стена середины ХVI в. Отсутствие алтарного выступа как раз и было основной отличительной особенностью композиции храма - "восьмерик от основания". Зто можно было бы списать на, так сказать, "вековую традицию" окружать храмы пристройками той или иной художественной ценности. Но врубленная в стену южного придела (это "парадный фасад" храма, его лучшая обзорная точка!) котельная с вульгарной железной трубой аж до верха восьмерика - уже за гранью разумного объяснения... Если, конечно, не считать достаточно разумным объяснением то, что "зимой холодно". Городнянцы ХVI-ХIХ вв. решали этот вопрос как-то по другому. По большому счету, ни одна переделка в итоге не смогла изуродовать храм, настолько хороши были поставившие его мастера. Можно сожалеть о невозможности увидеть "восьмерик от земли" и без возникшей из ниоткуда апсиде. Но речь идет о частных вторжениях, нарушивших изначальный замысел, но не разрушивших его, а как легко разрушить саму идею шатрового храма, можно увидеть в подмосковных Беседах и в селе Остров, где стройная "шатровка" превратилась в бесформенную пристройку несуразных колоколен ХIХ в. c куцым шатриком и элементами неоготики. В Городне же по-другому, здесь по-прежнему самодостаточен шатер, остальное, если и отвлекает, то не настолько. Для многих любителей архитектуры давно не секрет, что даже заброшенный памятник, будь это храм либо усадебная постройка, выглядит лучше и органичней, чем после неумелой и безвкусной реставрации.
www.voskres-gorodnya.cerkov и журнал: "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск № 206, 2016 г.