ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Константиново. Церковь Смоленской иконы Божией Матери.

Смоленская церковь


Константиново. Церковь Смоленской иконы Божией Матери
Церковь. Действует.  
Престолы:Смоленской иконы Божией Матери, Николая Чудотворца, Иоанна Предтечи
Архитектурный стиль:Классицизм
Год постройки:Между 1670 и 1680. 1825-1827: капитальная перестройка.
Ссылки: Официальный сайт  Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Московская область, Домодедовский район, ГПЗ "Константиново"

Координаты: 55.4417, 37.71888
Проезд:От г.Домодедово на автобусе"№33 Домодедово - Племхоз" или маршрутном такси до с.Константиново



Сортировка:

Церковь Смоленской иконы Божией Матери, , Константиново, Домодедовский городской округ, Московская область
Алексей Кротов
23 октября 2015
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, , Константиново, Домодедовский городской округ, Московская область
Александр Носов
27 марта 2014
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, , Константиново, Домодедовский городской округ, Московская область
Владимир Козлов
3 января 2006
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, , Константиново, Домодедовский городской округ, Московская область
Владимир Козлов
3 января 2006
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, , Константиново, Домодедовский городской округ, Московская область
Владимир Козлов
3 января 2006
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, А уже так выглядела церковь через год после первой сьемки<br>, Константиново, Домодедовский городской округ, Московская область
А уже так выглядела церковь через год после первой сьемки
Владимир Козлов
25 октября 2005
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, Из собрания ГНИМА им А.В. Щусева ( с сайта goskatalog.ru)<br>, Константиново, Домодедовский городской округ, Московская область
Из собрания ГНИМА им А.В. Щусева ( с сайта goskatalog.ru)
Сергей Меркулов
1 июня 1900
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, Фото храма в 1900 гг. С сайта: https://is-tok.ru/tag/romodanovskie/<br>, Константиново, Домодедовский городской округ, Московская область
Фото храма в 1900 гг. С сайта: https://is-tok.ru/tag/romodanovskie/
Алексей Кротов
1900
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, Фотография была сделана буквально через несколько месяцев после передачи здания церкви<br>, Константиново, Домодедовский городской округ, Московская область
Фотография была сделана буквально через несколько месяцев после передачи здания церкви
Владимир Козлов
25 июля 2004
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, , Константиново, Домодедовский городской округ, Московская область
Юрий Буров
26 мая 2015



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Анонимный участник  6 сентября 2005

«Константиновское на речке Рожайе» — так названо село в старинных писцовых книгах. В разное время оно называлось также селом Богородское, или Рожай. История этого старинного села уходит в далекое прошлое — в XV или даже в XIV век. Уцелевшие документы свидетельствуют о том, что оно являлось старинной вотчиной Головиных, из рода которых в конце XVI в. селом владел сокольничий Федор Васильевич Головин. Он был известен и тем, что в 1612 году третьим подписал известное обращение видных людей России к народу с призывом не служить Лжедмитрию III, а прислать в Ярославль своих представителей и казну для содержания ратных людей. По переписи 1627–28 гг. в селе числилось 24 крестьянских двора с 33 мужскими душами да пять пустых мест дворовых, напоминавших о потерях села, понесенных в годы смуты. Еще четыре двора церковного причта стояли подле деревянной церкви во имя Пресвятой Богородицы Одигитрии с приделами Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца и с деревянной же колокольней.

О времени строительства в селе каменной церкви длительное время можно было строить лишь догадки. В клировых ведомостях XIX в. из года в год отмечали: «когда и кем построена, неизвестно», а в метрике 1887 года уточнялось: «не более 200 лет». И лишь исследования последних лет позволили определить храмоздателя и время построения церкви. В делах Тайного приказа сохранилась запись от 8 мая 1670 года: «Великий Государь велел дать боярину князю Юрию Ивановичу Ромодановскому в вотчину его, что на р. Рожае, на церковное строение, оставшиеся с прошлых лет 505 камней, которые лежат в Пахрине». А через месяц по его челобитью дана благословенная грамота на строительство каменной церкви. В марте 1671 года по приказу царя Алексея Михайловича боярину отпущено из Пахрино еще 1300 штук камня «белого, стенового». Это подтверждает справедливость утверждения Холмогоровых о том, что каменная церковь в селе построена в 1680 году. Об этом же свидетельствуют и хранившееся в алтаре Евангелие большого формата, изданное в Москве в 1669 году, а также надпись на большом 107-пудовом колоколе: «Слит в 1689 году усердием помещика князя Ромодановского».

Церковь поставлена на ровном месте, на левом берегу р. Рожай. Сооружена она равносторонним крестом в один этаж. Стены выложены из кирпича, а пахринский белый камень пошел на их облицовку снаружи. Шатровые своды церкви и глава на глухом фонаре были покрыты железом. Главу венчал 8-конечный железный крест. В церковь вели три двери, устроенные с западной стороны. Алтарь от храма отделяла каменная стена с тремя пролетами. Трапеза была выполнена в виде палаты, отделенной от храма глухой стеной, имевшей один пролет. В стенах строители сделали специальные впадины, в которых можно было устанавливать иконы. Пол повсюду выложили лещадью, а стены расписали богатой живописью. Одновременно с церковью построена и кирпичная с белокаменной облицовкой колокольня, в которую вел ход из притвора. Видимо, в новопостроенную церковь наиболее ценную утварь перенесли из старой деревянной. Здесь примечателен обложенный золоченым серебром кипарисовый крест с мощами, на задней стороне которого было вычеканено: «Мощи пресвятого Даниила мученика, Христофора, Федора Стратилата, животворяща древа, Амвросия Медиоланского, Иоанна Златоустного, Андрея Первозванного, Иакова брата Господня, евангелиста Матфея, Антония Великого, преподобного мученика Пантелеимона, Никиты и Игнатия Богоносца». Надпись на рукоятке креста гласила: «Лета 1505 марта 1 дня строил сей животворящий крест преосвященный Амвросий, митрополит Рязанский и Муромский в поминовение души своей и вечный помин». Был в церкви еще один старинный кипарисовый крест с мощами, также обложенный золоченым серебром, но без надписи. Среди ее утвари находился серебряный вызолоченный потир, надпись по краям которого гласила: «Лета 1702 июня в 24 день построил сосуд в церковь Пресвятой Богородицы Одигитрии по обещанию своему стольник князь Федор Юрьевич Ромодановский в подмосковную свою вотчину в село Богородское».

Прихожанами церкви были последние представители рода Ромодановских — князь Иван Федорович, унаследовавший от отца титул «князя-кесаря», внук известного историка статский советник Ростислав-Михаил Евграфович Татищев, известный тем, что в 1812 году за свой счет обмундировал и вооружил для Московского народного ополчения 66 своих крестьян, его зять Иван Федорович Похвистов. Последний на сельских выселках построил несколько кирпичных дворов для крестьян, а в усадьбе — каменный мост, обновил церковь и перестроил ее колокольню. При нем были обновлены резной трехъярусный иконостас и царские двери с накладкой на них разноцветной фольги, перекрыта и окрашена в зеленый цвет крыша. С 1870 года в церковной сторожке крестьянин села Андрей Иванов обучал началам грамоты сельских детей, а в 1898 году в селе была открыта земская школа, в работе которой деятельное участие принимал священник Василий Васильевич Успенский.

«Учитывая ходатайство местного населения, — значится в постановлении президиума Мособлсовета от 1 марта 1930 г., — а также постановление общего собрания рабочих и служащих Константиновской фабрики о закрытии церкви в селе Константиново и использовании ее помещения в культурно-просветительских целях и, принимая во внимание пригодность для этого церкви и возможность ее использования без специального переоборудования, названную церковь закрыть, а здание ее после фотографирования передать местному райисполкому для использования в культурно-просветительских целях… В случае жалобы верующих во ВЦИК в двухнедельный срок со дня объявления им настоящего постановления, ликвидация церкви может быть произведена не ранее рассмотрения жалобы ВЦИКом». С образованием Константиновской фабрики игрушек здание церкви было передано ей. К церковному зданию пристроены фабричные корпуса, архитектурный облик старинной церкви был обезображен.

10 сентября 2002 г. указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в храм в честь Смоленской иконы Пресвятой Богородицы назначен настоятель священник Александр Казаченко. 9 октября того же года в день преставления апостола и евангелиста Иоанна Богослова и памяти святителя Тихона, патриарха Московского и Всея Руси, был отслужен первый молебен с водоосвящением и чтением акафиста Смоленской Божией Матери. 10 августа 2003 г. была отслужена первая Божественная Литургия. Работы ведутся в главном и в южном приделе храма, параллельно с целью воссоздания богатой истории старинной церкви исследуются Московские и Санкт-Петербургские архивы.


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  8 июля 2018

В селе Константиновском по писцовым книгам 1627 – 28 гг. находилась «церковь во имя Пресвятой Богородицы Одигитрии с приделами: Иоанна Предтечи и Николая чудотворца древянна, клетцки, в церкви образы и свечи, и книги, и на колокольнице колокола и всякое строенье вотчинников и приходных людей, у церкви был во дворе поп Козма Семенов, во дворе церковный дьячок Нефедка Федоров, во дворе пономарь Ганка Родионов, во дворе просвирница Пелагея Емельянова; пашни церковной земли по 8 четвертей в поле».

В приходных окладных книгах Патриаршего казенного приказа писалось за 1628 г.: «церковь Пречистой Богородицы Одигитрии в селе Константиновском, дани 3 алтына 3 деньги, кормовая гривна, 27 февраля на нынешний год те деньги взято»; за 1635 г. – «в приделе Иоанна Предтечи и Николы чудотворца в вотчине Алексея да Ивана Ивановичей и Петра и Василия Петровичей Головиных, в селе Константиновском, у речки Рожай, дани 16 алтын 5 денег, заезда гривна».

14 июня 1670 г. запечатана благословенная грамота на 3 престола, по челобитью боярина князя Юрия Ивановича Ромодановского, велено в Московском уезде, в вотчине его в селе Богородском построить церковь каменную во имя Пресвятой Богородицы Одигитрии, да в приделах Рождества Иоанна Предтечи да Николая чудотворца.

По дозорным книгам Патриаршего казенного приказа за 1680 г.: «церковь Пресвятой Богородицы Одигитрии с приделами каменная, в вотчине боярина князя Юрия Ивановича Ромодановского в селе Константиновском, а по сказке той церкви попа Михаила Григорьева, та де церковь Пехрянской десятины, Ростовской волости, церковное строение боярина князя Юрия Ивановича Ромодановского, а церковной земли у него, попа, нет, а дается ему боярской руги с дьяконом и с причетники денег по 34 руб., да хлеба 102 четверти ржи и овса».

Село Константиновское, Рожай тож, на речке Рожае, в 1627 г. Московского уезда, Ростовской волости, находилось во владении за Алексеем и Иваном Ивановичами, Иваном Никитичем, Василием и Петром Петровичами Головиными, как старинная их вотчина, что было за дядею их окольничим Федором Васильевичем Головиным; в селе было 2 двора вотчинниковых и 17 дворов крестьянских. В 1646 г. – за стольниками Петром и Василием Петровичами, Дмитрием Алексеевичем, Алексеем, Никитою и Иваном Ивановичами Головиными; в селе числилось 27 дворов крестьянских.

В 1655 и 1657 гг. село Константиновское куплено князем Юрием Ивановичем Ромодановским; при нем в селе состояло: в 1678 г. 26 дворов крестьянских и двор мельника. По смерти князя Ю. И. Ромодановского этим селом владели в 1683 г. его сын Федор, в 1722 г. – внук князь Иван Федорович и в 1731 г. - жена последнего вдова княгиня Настасья Федоровна Ромодановская.

Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVII – XVIII ст.». Выпуск 8, Пехрянская десятина Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1892 г.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  10 ноября 2020

Церковь Смоленская в селе, в 1 км от усадьбы, сложена из кирпича, оштукатурена; есть сведения, что была облицована белым камнем. Её основу составляет небольшой бесстолпный храм с маленькой трапезной и двумя приделами, сооруженный в 1670-х г.г. по челобитью кн. Ю.И. Ромодановского. В 1825-1827 г.г. церковь капитально перестроена в стиле ампир. Четверик храма приобрел новое завершение в виде купольной ротонды, увеличены окна, расширены алтари и приделы, на месте прежней вновь возведена трехъярусная колокольня со шпилем. По традиции её восточная стена покоится на стене трапезной. При реконструкции стены центрального объема заменены арками, в приделах устроены полулотковые своды. От древнего здания наиболее полно сохранился интерьер трапезной, перекрытой коробовым сводом с распалубками над окнами. Теперь, когда памятник искажен пристройками, а верх его разобран, о прежнем художественном облике свидетельствует архитектура колокольни с хорошими пропорциями и деталями дорического ордера. Внутреннее пространство здания изменено, лещадные полы уступили место цементным; иконостасы, убранство и настенная живопись отсутствуют.

По материалам книги "Памятники архитектуры Московской области: Иллюстрированный научный каталог". Выпуск 1. Часть 2.; ПАМО, 1, с. 112.; Холмогоровы, 8, с. 37.; Архив ИИМК, ф. Р-III, № 3953. Метрика, 1887 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  21 ноября 2024

В подмосковном посёлке Константиново, что расположился в непосредственной близости от города Домодедово, сохранился белоснежный старинный храм в честь Смоленской иконы Божией Матери. Первый каменный храм в селе Константиново построен в 1670 году прихожанином и владельцем Константиновской вотчины князем Юрием Ивановичем Ромодановским – отцом князя-кесаря Фёдора Ромодановского. Известно, что влиятельный князь-кесарь Фёдор Юрьевич Ромодановский унаследовал село с усадьбой от своего отца, а тот в свою очередь приобрёл Константиново у представителей древнего боярского рода Головиных, владевших селом исстари.

Через овраг от крестьянских дворов, в селе, находился боярский двор Ромодановских, с добротными деревянными палатами, построенными ещё при Головиных. В центре села стоял деревянный храм простой архитектуры, построенный также вотчинниками из рода Головиных, с шатровой колокольней крытой тёсом. Стараниями князя Юрия Ивановича, вместо обветшавшего деревянного отстроили из кирпича новый храм на старом месте, в два придела да с шатровой колокольней. Между храмом и колокольней построена трапезная палата, отделённая от основного объёма стеной с одним арочным пролётом. Из царского села Пахрино, из государевых запасов, князю было отпущено 1805 штук белого камня для облицовки нового Смоленского храма.

Опись приказчика Мурзина информирует, как выглядел храм в 1753 году: «…церковь Божия каменная во имя Пресвятыя Богородицы Смоленскии Одигитрии. При ней два придела каменные. У настоящей церкви двери железные. На церкви Божии пять глав, на них кресты железные. Как у настоящей, так и у приделов, во оной церкви окошек деветнатцать, а в них стеклянные окончины в переплете дубовом да в них же решетки все железные. При той же вышеписанной церкви по правою сторону предел Рождества Иоанна Предтеча, на нем глава, на главе крест железной. По левую сторону предел Николая Чудотворца, на нем глава, на главе крест железной» (Копия описи хранится в приходе Смоленского храма).

Храм простоит практически в неизменном виде вплоть до XIX столетия. Последующие поколения Ромодановских радикальных изменений в его облик не внесли. Интересно, что после рода Ромодановских селом и имением владел Ростислав Татищев – внук известного русского историка Татищева. В 1821 году новый владелец села Константиново Иван Фёдорович Похвиснев, внук Ростислава Татищева по материнской линии, задумал капитальную перестройку объёмов храма и колокольни, поскольку старый храм стал тесен и более не вмещал всех прихожан. Новый владелец полностью перестроил колокольню, но уже в ином стиле – с четырёхколонным портиком дорического ордера на западном фасаде, купольным завершением и шпилем. Стена между трапезной и основным объёмом была снесена, тем самым значительно увеличилась полезная площадь основного объёма. Также были перестроены и расширены приделы, растёсаны окна. Шатровое завершение основного объема храма заменено на большой световой барабан с куполом и главкой на глухой шее. На новый подкупольный ярус колокольни вновь установлен часовой механизм, в советское время, к сожалению, утраченный. Как говорит все та же опись Мурзина, часы на колокольне появились еще при Ромодановских: «При той же церкви колокольня каменная, на колокольни часы железные ветхие, на ней же одинатцать колоколов больших и малых…»

Об объёме работ по реконструкции храма в XIX столетии нам сообщает договор подряда Ивана Похвиснева с крестьянином Филатом Степановым:

«1821го года Марта 17го дня я нижеподписавшейся Владимерской губернии и уезда экономический крестьянин Филат Степанов заключил сие условие с г-м Иваном Федоровичем Похвастневым в том, чтобы в его вотчине селе Константинове вычинить старую каменную церковь на следующем положении:
1е. Обязуюсь, я Филат Степанов лутших двенатцать мастеров к 1му майя поставить в село Константиново и с помощию 10 человек данных мне от г-на Похвастнева отъломать паперти, своды и все по плану старое и изълишнее строение даже и фундамент разобрать и на новом месте его вывести, как в плане показано, и старый кирпич весь бережно очистить.
2е. По новому и старому фундаменту кругом всея церкви зделать цоколь из белого чистого вытесанного камня, во сколько рядов приказано будет, и внутри всей церкви выслать пол белою лещадью темною.
3е. Кругом всей церкви и на колокольне зделать из белого камня чистые и красивые карнизы, как в фасаде значится.
4е. Своды и главы класть самым прочным образом по данному фасаду. Ежели, чего Боже сохрани, окажется в сводах или в чем либо каменной Филата Степанова работе непрочность и порча, то он обязан своим сопъственным капиталом вънов исъправить.
5е. Мастеровым, пока вся каменная работа нескончается, отънюд ис села Константинова ни под каким предлогом неотълучатся.
6е. Ежели 10ть человек рабочие не будут успевать подноскою материалов, то обязан г-н Похвастнев в прибавок дать столько баб, сколко работа того требует.
7е. Всем оным рабочим г-на Похвастнева быть на полном его же содержании.
8е. Чтобы все потребные материал был заблаговременно приготовлен, дабы не принить остановки рабочим, а, паче чаяния, мастеровые будут без работы, то сверх условленной цены на каждый прогулный день обязан г-н Похвастнев заплатить по двадцати пети рублей.
9е. Деревянная посуда и ломы, заступы и топоры, должны быть от Господина Похваснева.
10е. За всю каменную работу обязан г-н Похвастнев заплатить мне Степанову две тысячи три ста шездесят рублей с променом, а для покупки провизии давать до Подолска подводу, а для варения пищи дрова и квартиру.
11е. Платеж денег производить по заработке, а по заключении сего условия выдать пать сот рублей. По окончании же въсей работы выдать все сполна, сколко причитатся будет, без заведения суду и тяжбы.
В сохранение ж всего вышеписанного записать сие условие // где следует, подлинное выдать г-ну Похвасневу, а мне за подписом его получить точную копию.
К сему условию крестьянин Филат Степанов сын Кирюхин руку приложил.
Подлинное условие от записки получил коллежский асессор Иван Федоров сын Похвиснев» (ЦИАМ ф.32 оп.20, д.503).

Осенью 1821 года окончены работы в Никольском приделе, с которого Похвиснев и начал капитальную перестройку храма. Приказ из Духовной Консистории от 20-го сентября 1821 года сообщает: «Во исполнение резолюции Святейшего Правительствующего Синода и Комиссии духовных училищь Члена, Высокопреосвященнейшего Филарета Архиепископа Московского и Коломенского, Свято-Троицкия Сергиевы Лавры Священно-архимандрита и разных орденов кавалера, последовав¬шей на репорт Подольской округи благочинного села Переделиц священника Андрея Степанова о состоящем в готовности к освящению в селе Константинове при Смоленской церкви приделе, устроенном Господином Надворным Советником Иваном Федоровичем Похвастневым, во имя Святителя Николая Чудотворца, Московская Духовная Консистория ПРИКАЗАЛИ: о выдаче нового Св. Антиминса в означенный придел во имя Николая чудотворца и о принятии полотняного для хранения в ризнице к вам ризничему послать сей указ» (РГАДА ф.1207, оп.1, д.1345).

Последним закончен придел Иоанна Предтечи: в 1825 году Иван Феодорович Похвиснев просит архиепископа Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) разрешить благочинному освятить придел. Архиепископ Филарет 26 августа 1825 года оставляет резолюцию: «Велеть благочинному придел освидетельствовать, и есть ли окажется снабден, освятить по чиноположению и репортовать с приложением описи: на сей конец и святый антиминс, есть ли нет прежняго, выдать» (Резолюции Филарета, митрополита Московского). 

Но как Иван Федорович использовал пахринский белый камень с облицовки храма? В 2008 году, во время работ по укреплению фундамента, найдены несколько белокаменных блоков в основании храма, служившие подушкой между старым фундаментом и стеной. Наиболее выражена эта прослойка в тех частях храма, которые Иван Похвиснев основательно перестроил (что не удивительно, достаточно перечитать договор подряда).

Тот ли это пахринский камень, а если тот, то куда пошла остальная часть облицовки? Действительно ли князь Ромодановский облицевал свой храм белым камнем, либо получил его из Пахрино, но не использовал? На эти вопросы пока сложно дать ответы. При переделке старый храм был разобран не полностью, кое-что уцелело и из эпохи Ромодановского. Проведенная еще в советское время экспертиза подтвердила, что от старого храма XVII столетия сохранилась кирпичная кладка стен трапезной и двух пилонов основного объёма. Таким образом, существующий ныне Смоленский храм является живым свидетелем не только истории века XIX, но и славной эпохи князя Фёдора Юрьевича Ромодановского – князя-кесаря, правой руки царя Петра I.

В 1938 году организована Константиновская артель по производству медицинских приборов и деревянной игрушки. Незадолго до этого, перед созданием в стенах храма Константиновской фабрики игрушек, склеп был разграблен. Константиновская фабрика пластмассовых игрушек была образована как в самом храме, так и вокруг церкви Смоленской иконы Божией Матери. По одну сторону от церкви был отдельно построен маленький корпус фабрики, по другую сторону от церкви, вплотную к ней - большой производственный корпус. Сама церковь, на время существования фабрики, также была надстроена по краям от колокольни и приспособлена под нужды фабрики. В те годы внешние формы храма значительно искажены пристройками фабрики, а внутренние объемы – перегородками.

Обезображенный храм возвращен приходу в 2002 году. Ныне храм в честь Смоленской иконы Божией Матери полностью восстановлен в объемах XIX столетия стараниями действующего настоятеля храма священника Александра Казаченко. В июле 2010 года полностью закончена роспись храма. Освящение отреставрированной Смоленской церкви состоялось 14 октября 2016 года, которое провёл митрополит Ювеналий, управляющий Московской епархией.

C cайта: Смоленский храм села Константиново — храм с двойной датировкой - ИстокЪ/Владимир Шлёнсков



Комментарии и обсуждение


Храм капитально перестроен в стиле ампир в 1825-27 гг. Приделы церкви - Рождества Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца.

К.В. Аминов

23 августа 2014.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.