ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Батурино. Сретенский женский монастырь. Церковь Сретения Господня.


Церковь. Действует.  
Престолы:Сретения Господня, Георгия Победоносца
Год постройки:Между 1813 и 1836.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Россия, Республика Бурятия, Прибайкальский район, село Батурино, Сретенский женский монастырь

Координаты:52.33404, 107.857567
Проезд:64 км от Улан-Удэ по трассе на Усть-Баргузин




Добавить фотографию
Сретенский женский монастырь. Церковь Сретения Господня - Батурино - Прибайкальский район - Республика Бурятия
Общий вид с севера
Игорь Демин
18 июля 2005
Сретенский женский монастырь. Церковь Сретения Господня - Батурино - Прибайкальский район - Республика Бурятия
Вид с запада
Игорь Демин
18 июля 2005
Сретенский женский монастырь. Церковь Сретения Господня - Батурино - Прибайкальский район - Республика Бурятия
Оформление южного фасада
Игорь Демин
19 июля 2005
Сретенский женский монастырь. Церковь Сретения Господня - Батурино - Прибайкальский район - Республика Бурятия
Иконостас верхнего храма
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
19 сентября 2020
Сретенский женский монастырь. Церковь Сретения Господня - Батурино - Прибайкальский район - Республика Бурятия
Притвор с лестницами в верхний храм
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
19 сентября 2020
Сретенский женский монастырь. Церковь Сретения Господня - Батурино - Прибайкальский район - Республика Бурятия
Восьмидольный свод с люкарнами
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
19 сентября 2020



Карта и ближайшие объекты





Добавить статью

Статьи


Статью добавил(а): Игорь Демин,  24 ноября 2005

Деревянная церковь на этом месте известна с XVIII века. В 1811 году на собрании Итанцинской волости прихожане приняли решение «за ветхостью деревянной, выстроить каменный храм» в Батурине. Строительство и благоустройство велось в основном на средства прихожан и «доброхотных пожалователей». Закладка храма состоялась летом 1813 года, в сентябре 1829 освятили нижнюю теплую церковь во имя Сретения Господа нашего Иисуса Христа, а в августе 1836 – вторую верхнюю церковь во имя Святого Великомученика Георгия Победоносца. В это время Батуринская волость объединяла 12 деревень. Храм строился по типовому проекту, что характерно для забайкальских храмов того времени – вызвать архитектора в столь удаленное место было непросто. Несмотря на это, внешний вид церкви уникален. Строители внесли в оформление здания многочисленные изменения сообразно своим умениям, наличию материалов и собственному видению красоты. Пышность «сибирского барокко» в ней уже почти не ощущается. Мы видим характерные для этого стиля «полуглавия» – полукруглые завершения фасадов, многогранные барабаны и главы над ними, завершающий колокольню шпиль, поднимающийся на высоту более тридцати метров. Но внешний декор храма упрощен: сдвоенные пилястры, простые наличники, плоские картуши над окнами первого яруса, зубчатые карнизы и несколько лопаток с крестами-«квадрифолиями», похожими на распустившийся цветок. Очень простым осталось и цветовое решение: выбеленные стены, изумрудные покрытия крыш. Но именно такая лаконичность и придает зданию выразительную монументальность.

Композиция церкви типична для многих забайкальских храмов своего времени: по одной оси объединены несколько объемов, среди которых выделяется высокий трехъярусный храм с большой алтарной апсидой и восьмигранная колокольня. Похожее решение мы можем встретить в Спасо-Преображенском соборе Посольского монастыря, Спасском соборе в Селенгинске, Одигитриевском соборе в Верхнеудинске, Богородско-Казанской церкви в Творогово, Христорождественской церкви в Читкане. Такое построение храма позволяет совместить в едином объеме две церкви: верхнюю, летнюю, и нижнюю, зимнюю, причем вход в теплую церковь лежит через нижний ярус колокольни, образующий своеобразные сени, препятствующие доступу в храм холодного воздуха. Не случайно именно такой тип храма прижился в Забайкалье с его суровым климатом. Сочетание объемов здания выглядит гармонично. Вертикальной доминантой является колокольня, однако за счет узкого шпиля, меньшей, по сравнению с храмом, ширины и крупных окон-слухов верхнего яруса она не подавляет, а выглядит соразмерной другим частям здания. Выбор места церкви определен и расположением села на Баргузинском тракте, и живописным окружением высоких гор, обрамляющих долину. Большая и одновременно изящная Сретенская церковь стала композиционной доминантой долины и просматривается со всех точек слободы.

В советское время церковь была превращена в клуб, а потом и вовсе заброшена, лишилась притвора. В ходе реставрации, выполненной в 1999г. проектно-творческой мастерской «Алтарь», были восстановлены утраченные части здания церкви, вновь возведена сторожка, выстроена ограда по образцу прежней. В 1999 был освящен Сретенский престол нижнего теплого храма. Там установили трехъярусный резной деревянный иконостас, позже появились резные аналои. Особо почитаемые иконы Сретения Господня и образ Нерукотворного Спаса вынесены в основное пространство храма, перед солеей. В начале 2000 года на Читинско-Забайкальскую кафедру назначается Епископ Евстафий. Его трудами и молитвами в Забайкалье возрождается монашеская жизнь. В Батурине вокруг Сретенского храма возникает новый, никогда ранее здесь не бывший, женский монастырь. В Сретенской церкви появились святыни: частица мощей Варлаама Чикойского, в престоле – частица мощей Св.великомуч. Евстафия Плакиды. В храме продолжаются восстановительные работы в верхней, летней церкви, посвященной Великомученику и Победоносцу Георгию.


Статью добавил(а): Елена Григорьева,  27 мая 2019

Ранее церковь была деревянная. В феврале 1811 г. прихожане решили «за ветхостию деревянной выстроить при том же месте каменную о двух департаментах и о двух приделах: первый, нижний, «теплой», - во имя Сретения Господа нашего; второй, верхний, «холодной», - во имя св. Великого Победоносца Георгия, какой завесть величиною в длину на двенадцать и ширины на четыре саженях, вышину елико можно по заведению и при ней колокольню каменную ж и полату кладовую, оную украсить прежним благолепием и елико можно».

Закладка состоялась летом 1813 г., а само строительство растянулось на годы. В сентябре 1829 г. освятили нижний придел, а ещё через семь лет, в августе 1836 г., - верхний (Минерт Л.К., 1983, с.121).

В 1878 г. при храме открыта церковно-приходская школа («ЗЕВ», 1907, № 17, с.367). В 1910 г. была двухклассной, учителя - Елевфед. Иван. Димов и Козьма Иван. Иванов, награжденный 6 декабря 1912 г. золотой медалью, на Аннинской ленте («ЗЕВ», 1913, №№ 8-9, с.ЗЗ). В приходе сей церкви, в с. Зырянск существовала церковно-приходская одноклассная школа, в которой учительницей была Мария Васильевна Демидова (ПКЗО, 1911, с.96).

После закрытия 28 мая 1935 г. церковь использовали под клуб (НАРБ, ф.Р-248, оп.З, д.207, л.37).

Передана в пользование Православной Церкви приказом Министерства культуры РБ за № 110 от 14 мая 1999 г. С 12 мая 1999 г. в церкви проведены реставрационные работы под попечительством братьев Георгия, Геннадия и Евгения Пруидзе. Кроме того, было запроектировано строительство иконной лавки, двухэтажного дома священника, трапезной, гостиной для приезжих и свечного заводика. В настоящее время уже возведены иконная лавка и трапезная («Бурятия», 1999, 17 августа, с.6).

28 ноября 1999 г. состоялось освящение церкви благочинным Бурятского округа Читинской и Забайкальской епархии РПЦ о. Олегом (Матвеевым). На освящении присутствовал президент Республики Бурятия Л.В. Потапов. 8 марта 2000 г. при храме образован женский монастырь.

Свщеннослужители разных лет. Священники: Иоанн Ержение - служил с 1844 г. до 3 апреля 1864 г., затем заштат, скончался 29 июня 1869 г. Александр Кропотов - служил с 19 октября 1864 г. по 1870 г. Александр Спасский - служил с 1870 г. по 1877 г. Николай Никольский - служил с 1877 г. Николай Николаев Попов - служил с 1905 г. по 1910 г. Василий Поликарпов Перфильев - служил с августа 1907 г. по 1910 г. Илия Варфоломеев Бенкогенов - служил с 1910 г. Владимир Васильевич Агафонов - служил с 16 августа 1999г.

Диаконы: Александр Алексеев Матренинский - служил на должн. псаломщика до 19 октября 1904 г., также был старшим учителем двухклассной церковно-приходской школы. Роман Пнев - служил на должности псаломщика с 10 сентября 1913г.

Церковнослужители: Иннокентий Прохоров Разсохин - пономарь до 1 марта 1864 г. Николай Корнаков - причетник с 1866 г. до 15 июня 1867 г. Николай Полиектов Косыгин - (бурят) - псаломщик до 1883 г. Алексей Шергин - пономарь с 1883 г. Алексей Николаев Попов - псаломщик до 11 февраля 1902 г. Василий Пляскин - исп. должн. псаломщика с 19 октября 1904 г. по 10 сентября 1905 г. Дормидонт Кобылкин - псаломщик в 1910 г. Иннокентий Павлов Жепезников - (бурят - сын диакона) - псаломщик с 30 апреля 1910 г. Скончался в 1912 г. Иоанн Александров Кондаков - исполнял должность псаломщика с 5 февраля 1911 г. по 19 декабря 1912 г. (сын заштатного священника). Гавриил Хомчик - псаломщик, скончался 8 августа 1913 г. в Читинской больнице.

Церковные старосты: Терентий Егоров Копылов - крестьянин, в 1863-1865 г.г. Петр Максимов Неродов - крестьянин, в 1869-1871 г.г. Филипп Александров Седунов - крестьянин села Зырянского, в 1878-1880 г.г.

После восстановления церкви в 2000 г. в монастырь была определена игуменьей м. Глафира, затем настоятельницей была монахиня Тавифа. Сейчас служит настоятельницей монахиня Евникия (Волкова), священник о. Василий (Селецкий).

Православное Прибайкалье, http://az-kozin.narod.ru/hram.html


Статью добавил(а): Вадим кр,  16 октября 2019

Первая, еще деревянная Сретенская церковь появилась в Батурино в 1777 году. Тридцать лет спустя прихожане этого храма подали прошение Вениамину, епископу Иркутскому и Нерчинскому: «…за ветхостью деревянной церкви выстроить при том же месте каменную о 2-х приделах, первый этаж нижний, теплый, во имя Сретения Господа нашего, второй – верхний, холодный во имя святого великомученика и Победоносца Георгия…». Здесь же упоминалось, что «…от богомольцев и приходских людей наличные на строение имеются суммы денег 2 тыс. руб.». Записывались пожертвования в специальные «шнуровые книги», для чего на два года выбирали грамотных и честных крестьян из прихода. С 1813 по 1815 год, например, расчеты по строительству вел «во всем доброго поведения» крестьянин Иван Васильевич Липин, который был «оной грамоте учен и писать умеет», а с ним помощник Петр Петрович Воротников. Нижний придел церкви освятили в 1829 году, для постройки верхнего понадобилось еще 7 лет (освящен в августе 1836 года).

Примечательный факт: в Батурино прослеживается семейственная преемственность священнослужителей Ержениных, начиная с основания первой деревянной церкви и до начала XIX века. Фамилия Ерженины встречается в Прибайкальском районе и сегодня.

После революции храм закрыли, все постройки на территории церкви были полностью разрушены и снесены. Храм вернулся Русской Православной Церкви весной 1999 года. В 1935 году исполком сельсовета решил открыть клуб в здании церкви, благодаря чему в советское время здание Батуринской церкви несильно пострадало. В более позднее время оно было взято под охрану государства как памятник истории и культуры. Архитектурные достоинства памятника описал Людвиг Минерт в своей книге «Памятники архитектуры Бурятии», изданной Новосибирским отделением Академии наук в 1983 году.

https://buryatia.drugiegoroda.ru/attractions/22916-sretenskaya-cerkov/



Добавить комментарий

Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов)

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.