ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Спас. Церковь Спаса Преображения.

Спасская церковь


Спас. Церковь Спаса Преображения
Церковь. Действует.  
Престолы:Спаса Преображения, Успения Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца, Пантелеимона Целителя, Варвары великомученицы, Параскевы Иконийской
Год постройки:1806.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Тверская область, Торжокский район, с. Спас

Координаты: 56.9916, 35.13022



Сортировка:




Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Василий ШелёминАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  4 декабря 2005

Имеет 4 алтаря. Построена в 1806 г., закрыта в 1930-е годы. Вновь открыта в 1991 г.


Т.  24 августа 2012

Построена в 1804 г., распространена в 1872 г. Престола четыре: в холодной два: средний Преображения Господня, южный Успенской Божией Матери, в теплой два: средний Святителя Николая, южный Великомученика Пантелеймона и Святых Великомучениц Варвары и Параскевы.

Приписные часовни:
1) Апостолов Петра и Павла, д. Савинские Горки, Торжокский р.
2) Смоленская при начальной школе, д. Адрианово, Торжокский р.

Источник: сайт Тверской епархии

Т.  26 ноября 2012

Удивительна и интересна история строительства храма и самого погоста Спас-на низу.

Возникновение погоста Спасского можно отнести к ХI-ХIII в., считают специалисты. Именно этим временем датируются древнейшие находки на территории села. Изначально погост выполнял роль одного из форпостов Торжка, контролировавшего движение по Тверце на ближайших подступах к городу. Так называемая Спасская губа упоминается в Отводном списке Новоторжских земель в 1373 г.

Появление храма в погосте можно отнести ко времени возникновения этого населенного пункта. Само его название происходит от посвящения церкви:»Погост, что у Спаса на Низу» буквально значит «торговое поселение у церкви Спаса, которая находится вниз от Торжка по течению Тверцы.»В Писцовых книгах упоминается две деревянные церкви: в честь Преображения Господня и в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Основой современного здания является церковь постройки 1804 г. свой окончательный вид храм приобрел к 1889 г.

Все работы по благоустройству храма с 1848 г. проходили благодаря попечительству местного дворянина Евгения Сергеевича Карамышева, а после его смерти в 1877 г. - его жены Елизаветы Васильевны, до 1900-х годов выделявшей средства на содержание притча и хора.

Поэтапность возведения храма отразилась на его облике, вобравшем черты нескольких архитектурных стилей. Вместе с тем, все здание представляет собой совершенно органичное целое, гармонично вписанное в окружающий ландшафт. Хорошо сохранившиеся настенные росписи, изображающие св.Апостолов и эпизоды из земного служения Христа, образуют смысловое единство - своеобразную притчу о пути возвращения человека к своему Творцу и Спасителю.

С колокольни открывается великолепный вид на Тверцу и окрестности.

Источник: сайт Тверской епархии  http://tvereparhia.ru/miloserdie/item/8-храму-преображения-господня-в-селе-спас-срочно-нужна-помощь


Титов П.Н.  15 января 2016

Появление храма в Спасском погосте можно уверенно отнести ко времени возникновения этого населенного пункта. Само его название происходит от посвящения церкви: «Погост, что у Спаса на Низу» буквально значит «торговое поселение у церкви Спаса, которая находится вниз от Торжка по течению Тверцы». В таком виде это название отчетливо показывает, что само поселение возникло в связи со строительством в определенном месте на реке храма в честь Преображения Господня. Это позволяет связать возникновение Спасского погоста с христианизацией Новоторжской земли и шире – Верхневолжья.

В Писцовых книгах 1626-1627 гг. в погосте Спасском упоминаются две деревянные церкви: в честь Преображения Господня (теплая) и в честь Успения Пресвятой Богородицы. Документы Тверской духовной консистории 1700 г. называют в Преображенской церкви престол в честь Николая Чудотворца, а 1761 г. в Успенской церкви – в честь св. прп. Александра Свирского. Упоминание этого престола связано с перестройкой Успенского храма в камне. В 1785 г. из обветшавшей деревянной Преображенской церкви в каменную Успенскую был перенесен престол в честь св. Николая Чудотворца, а в мае 1793 г. по инициативе прихожан и священников Якова Михайлова, Михаила Тимофеева и Василия Иванова с благословения архиепископа Тверского и Кашинского Иринея началась фундаментальная перестройка Успенской церкви, которая привела к возведению в 1804 г. нового храма. В нем были освящены 4 престола: в летней, холодной части – в честь Преображения Господня (главный, центральный) и два по краям – в честь Успения Пресвятой Богородицы (южный) и св. Александра Свирского (северный); в теплой, зимней части, в ее северном углу – в честь св. Николая Чудотворца. В строительстве церкви активное участие принимали дворянки Екатерина Ивановна Перская и ее младшая сестра Пелагея Ивановна, княжна Волконская, проживавшая в деревне Измайлово.

Церковь постройки 1804 г. является основой современного здания, последующие этапы созидания храма связаны с ее расширением и частичными перестройками. В 1848 г. был значительно расширен притвор, при этом престол св. Николая был перемещен в центре, под входной аркой в холодную церковь, был создан новый иконостас, к колокольне пристроена паперть с выходами на две стороны. В 1851-53 гг. церковь была обнесена каменной оградой с четырьмя башенками. В 1856 г. вдоль западной стены холодной части храма были построены обширные хоры, сделан новый большой иконостас, стены украшены росписями, престол в честь св. Александра Свирского был переосвящен в честь св. Параскевы Пятницы. В 1859 г. был надстроен еще один ярус колокольни, которую увенчал высокий винтообразный шпиль. В 1872 г. в результате значительной перестройки обеих частей храма его площадь увеличилась почти вдвое, и он принял свой современный облик. В 1877-78 гг. в теплой церкви был устроен новый иконостас и расширен алтарь; освящение было совершено в 1879 г. протоиереем новоторжского Спасо-Преображенского собора Платоном Серафимовичем Бравчинским. В 1887 г. в холодной церкви были устроены новые полы, престол св. Параскевы из-за тесноты был упразднен. В 1888 г. в южной стороне теплой церкви был устроен престол в честь св. вмч. Пантелеимона и свв. вмцц. Варвары и Параскевы. В 1889 г. в южной пристройке холодной церкви был устроен новый иконостас работы московского художника Астафьева, а в следующем году аналогичный иконостас был сооружен в северной пристройке. В 1891 г. было расширено церковное кладбище и отремонтирована церковная ограда с башенками. Все работы по благоустройству храма с 1848 г. проходили благодаря попечительству местного дворянина Евгения Сергеевича Карамышева, а после его смерти в 1877 г. – его жены Елизаветы Васильевны, до 1900-х годов выделявшей средства на содержание причта и профессионального хора. Оба супруга погребены в каменных склепах в южной пристройке холодной церкви. Таким образом, к 1901 г. в храме было 4 престола: два в холодной – в честь Преображения господня (средний), в честь Успения Пресвятой Богородицы (южный) и два в теплой – свт. Николая (средний) и в честь свв. вмч. Пантелеимона, вмцц. Варвары и Параскевы (южный).

Поэтапность возведения храма отразилась на его облике, вобравшем черты нескольких архитектурных стилей. Вместе с тем все здание представляет собой совершенно органичное целое, гармонично вписанное в окружающий ландшафт. Оно сохраняет главные структурные особенности архитектуры православных храмов. Особый интерес представляет ориентация церкви на точку восхода солнца в самый длительный световой день – 22 июня. В этот день восход светила виден через центральное окно алтаря с амвона святилища, лучи солнца освещают расположенную над хорами фреску, изображающую Христа в окружении детей. В этот же день заход солнца наблюдается через северные ворота. В самый короткий световой день – 22 декабря – восход солнца виден в южные врата храма, а его заход можно наблюдать из центрального придела через западные ворота и окно паперти. В основе такой ориентации храма лежит символическое понимание солнечного света как видимого образа нетварного фаворского света преобразившегося Христа – солнца и храма как образа гармонично устроенного, просвещенного Божественным словом мира. Хорошо сохранившиеся настенные росписи, изображающие св. апостолов и эпизоды из земного служения Христа, образуют смысловое единство – своеобразную притчу о пути возвращения человека к своему Творцу и Спасителю.

В настоящее время в храме один действующий придел в честь святителя Николая, архиепископа Мирликийского Чудотворца.

По материалам официального сайта Тверской епархии spas-na-nizu.cerkov.ru


Вадим кр
 
Вадим кр  12 декабря 2016

Погост, что у Спаса на низу, известный еще с XI-XIII столетий, изначально считался одним из форпостов города Торжок, контролирующих движение по течению реки Тверца. По данным писцовых книг 1626-1627 годов, в погосте Спасский упоминаются две деревянные обители: Преображения Господня и Успения Пресвятой Богородицы. Каменная церковь Спаса Преображения с приделами Успения Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца и Пантелеимона Целителя, великомученицы Варвары, Параскевы Пятницы возведена в 1804-1889 годах на средства прихожан и дворянина Е.С. Карамышева.

Церковь Спаса Преображения - объемная храмовая композиция, ядром которой является четверик, несущий массивный световой восьмигранный объем, завершенный куполообразной кровлей и декоративной главкой на тонкой шее, выполнена из красного кирпича и снаружи оштукатурена. К четверику примыкают вытянутое полукружие алтарной апсиды, обширная трапезная, в одной связи с трехъярусной колокольней с высоким шпилем. До наших дней в храме фрагментарно сохранилась роспись внутреннего интерьера. Закрыта и разграблена во времена гонений на Православную церковь при советской власти.

В настоящее время церковь Спаса Преображения действует, медленно восстанавливается на средства прихожан и благодетелей. Нуждается в помощи для проведения реставрационных работ.

http://www.voronezhgid.ru/architecture/



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.