Богородицко-Рождественская церковь была включена в список памятников архитектуры согласно Решению исполнительного комитета Тульского областного Совета депутатов трудящихся от 9 апреля 1969 года № 6-294 «Об улучшении постановки дела охраны, эксплуатации и учёта памятников истории и культуры». В соответствии со статьёй 64 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» церковь включена в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения. В настоящее время объект культурного наследия зарегистрирован Министерством культуры Российской Федерации в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) с присвоением регистрационного номера 711710860480005 с наименованием «Бывшая Богородицко-Рождественская церковь, конец XVII - начало XVIII в.».
Исторические сведения об объекте культурного наследия, представленные в проектной документации
В сохранившихся источниках д. Обидимо упоминается, начиная с первой четверти XVI века. По писцовой книге 1587–89 гг. первыми известными владельцами деревни были Булат и Владимир Гринковы (владели 1/2 деревни), Григорий Кобелев (1/4 деревни) и, возможно, Роман Хвощинский (1/4 деревни). В это время селение значится как Вобидимо. Последующими совладельцами Обидимо в XVI веке были: дворяне рода Хвощинских (Кузьма и Петр Романовы), Иван Сеитович Сухотин, Игнатьевы. В XVII веке, в период смутного времени, Обидимо было разорено. Возрождается только к концу 1620-х гг. В конце 30-х годов деревня насчитывала 15 дворов и приблизительно 110 человек. На протяжении XVII столетия деревня была поделена между несколькими владельцами: родом Сухотиных, родом Хвощинских, Ушаковыми, Лаврентием Панкратовичем Сухаревым, Толстыми, Нарышкиными. Пока Обидимо имело множество хозяев развитие селения шло медленно. С появлением в 40-х гг. XVII столетия в списках совладельцев Нарышкиных, завладевших сначала большей частью, а затем и всем селением, начинаются качественные изменения в жизни селения.
История Нарышкиных в Обидимо начинается с Фомы Ивановича Нарышкина – деда будущего царя Петра I. В переписной книге 1678 г. среди обидимских помещиков и вотчинников впервые появляется Кирилл Алексеевич Нарышкин, человек, с именем которого жизнь селения была связана на протяжении полувека. К.А. Нарышкин приходился племянником Ф.И. Нарышкину. Кирилл Алексеевич Нарышкин – заметная фигура в истории петровской эпохи. Он приходился троюродным братом царице Наталье Кирилловне, а сыну её, Петру – троюродным дядей. В Обидимо К.А. Нарышкин становится единоличным хозяином не позднее 1709 г. И именно с ним, вероятнее всего, связано возникновение церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Церковь являлась усадебной и находилась на барской земле, на границе с крестьянскими угодьями.
Точная дата постройки храма не установлена, но исходя из стиля, которому принадлежит здание, специалисты относят его к так называемому «нарышкинскому барокко». Храм построен приблизительно в конце XVII – начале XVIII вв. Это подтверждается и тем, что в переписных книгах Обидимо стало называться селом только после 1709 г. До этого момента упоминается деревня Обидимо. Так как селом до революции 1917 года называли селения, где была церковь, то можно утверждать, что церковь Рождества Пресвятой Богородицы была построена в период с 1678 по 1709 гг., во время владения Обидимым К.А. Нарышкиным. В 1714 г. вышел указ, запрещающий на некоторое время каменное и кирпичное строительство по всей России, исключая Санкт-Петербург. Следовательно, церковь построена не позднее 1714 года, что также подтверждает обозначенный ранее временной период. В 1723 г. умер К.А. Нарышкин и Обидимо унаследовал его сын – Семён Кириллович Нарышкин. С.К. Нарышкин умер 27 ноября 1775 г., не оставив потомков.
При генеральном межевании 1777 года владельцем Обидимо являлся уже один из многочисленных тульских Хомяковых – Фёдор Степанович, прадед А.С. Хомякова. Следовательно, Обидимо было куплено у рода Нарышкиных в период с 1775 по 1777 гг. и перешло во владения Хомяковых. В 1858 г. владельцем усадьбы стал самый известный из рода Хомяковых – Алексей Степанович – выдающийся русский общественный деятель, идеолог движения славянофильства, философ, публицист, поэт. Основное тульское имение Хомяковых располагалось в с. Богучарово, а помимо Обидимо, в Тульском уезде им принадлежали деревни Рождествино, Хомяково, Малахово, Боричево, Бушево, Скоблево, Волоть, Слободка, Погромное и Севрюково. После смерти А.С. Хомякова (23 сентября 1860 г.) усадьбой владел его сын Дмитрий Алексеевич. В границы имения входила не только территория села, но и прилегающие леса и поля. В 1857 г. здесь проживало 366 человек, а по подворной переписи 1910-12 гг. было 108 дворов и 722 чел.
Во второй половине XIX в. Хомяковы в западном направлении от села открыли шахту по добыче угля. Шахта действовала до 1924 г. Большая (низинная) часть усадьбы, начиная с 1925 г. распахивалась и застраивалась хутором Обидимо, а в 1990-е гг. - дачным посёлком, при этом было уничтожено большое количество старовозрастных деревьев. Парк усадьбы датируется первой половиной - серединой XIX в. Центральная его часть имела регулярную планировку с системой прямых аллей и рядовых посадок деревьев. Основу древесного породного состава составляла липа. К началу 1990-х гг. планировка парка уже плохо читалась. Сохранялись остатки аллей, с восточной и южной сторон зафиксирован усадебный ров и вал. С запада и востока от церкви в рельефе были прослежены повышения правильной формы с ровной поверхностью – остатки усадебных построек. Вся центральная часть парка сильно заросла. Сохранились единичные старые липы и сосны. В юго-западной части парка сверху по склону было обнаружено несколько старовозрастных деревьев: лип, лиственниц, дубов.
Описание объекта культурного наследия
Церковь выстроена из керамического полнотелого кирпича верстовой кладкой на известковом растворе. На сегодняшний день здание не оштукатурено и не окрашено. Кирпич основного массива кладки идентичен кирпичу Тульского кремля и имеет общие с ним размеры. По своему типу храм относится к постройкам, у которых на нижнем четверике поставлен восьмерик с куполом и одной главкой. Квадратный в плане храм окружён круглой галереей, в которую вписан главный алтарь и входные притворы. С западной стороны пристроена шатровая колокольня. Декоративные элементы памятника относятся к допетровскому времени, части, характерные для более позднего стиля полностью отсутствуют. По объёмнопространственному решению памятник представляет собой центрический ярусный храм типа восьмерик на четверике, восьмерик широкий, близкий в поперечнике к несущему основанию. Такой тип завершения храмов утверждается с самого начала петровской эпохи и до первых десятилетий восемнадцатого века. Частично сохранились венчающие карнизы и пилястры по периметру фасадов, а также декоративное убранство оконных проёмов, представляющее собой треугольный сандрик на полукруглых колоннах. Храм долгое время стоял заброшенный и разрушался: была утрачена кровля, разрушены завершения стен храмовой части, отсутствует отмостка, утрачена штукатурка стен, 8 вследствие чего происходит вымывание раствора из швов кладки. Внутри храма из-за отсутствия кровли происходили постоянные замокания сводов и их разрушение. В настоящее время в храме произведены частичные первоочередные противоаварийные работы: восстановлена кладка завершения стен храмовой части, выполнена фальцевая оцинкованная кровля над храмовой частью, на четверике и главке. Частично восстановлены своды. Внутри храмовой части стены расчищены от штукатурно-отделочного слоя. На сегодняшний день памятник находится в аварийном состоянии и требует дальнейшего проведения реставрационных работ.
Результаты визуально-ландшафтного и градостроительного анализа, выполненного авторами проекта
Застройка села Обидимо располагается севернее рассматриваемого храма, на другом берегу ручья Каминского. На сегодняшний день застройка села сохранила свою малоэтажность. Строения, которые были отнесены в 1992 г. к постройкам кон. XIX в., сейчас перестроены или обшиты сайдингом, обложены силикатным кирпичом. Вместе с тем, кварталы села на сегодняшний день сохранили свою планировочную структуру середины XIX в. Застройка вокруг объекта культурного наследия «Бывшая Богородицко-рождественская церковь, конец XVII - начало XVIII вв.» представляет из себя 3 огороженных участка, на которых стоят 6 капитальных строений и хозпостройки. Также напротив церкви и чуть севернее – пустырь, поросший густой стихийной растительностью, в северо-западном углу которого – остатки фундамента церковно-приходской школы и ограды данного участка. Определённый интерес представляет одноэтажный дом кон. XIX – нач. XX вв. – бывший дом священника, обладающий признаками объекта культурного наследия. В восточной части от храма, сразу за апсидами, обнаружены остатки некрополя - захоронения церковнослужителей.
На месте действующего кладбища к востоку и юго-востоку от храма согласно планам 1777 года располагались церковные погреба с хозпостройками. В настоящее время следы данных построек явно читаются, между сосновой аллеей и оврагом видны развалы цокольного белого камня. На некотором расстоянии от храма в северо-западном направлении, на исторической территории бывшего церковного подворья XVIII в., при обследовании были найдены остатки красного кирпича. Согласно архивным данным, территория подворья представляла собой закрытый двор прямоугольной формы, углы которого сформированы строениями, имеющими в плане Г-образную форму. Южнее храма ранее располагалась территория бывшей усадьбы Хомяковых, которая в советский период была частично застроена дачным посёлком, названным хутором Обидимо. На сегодняшний день это заброшенные дачно-садовые участки с остатками разрушенных строений капитальных и временных хозяйственных. Западная часть хутора (склон реки Обидимки) – бывший усадебный парк и сад, сейчас сильно заросший. Западнее от храма тянется липовая аллея. В непосредственной близости от храма, вдоль дороги, ведущей к нему с северо-запада, также сохранились две липы. Вдоль просёлочной дороги с восточной стороны существующего кладбища расположена сосновая аллея. Пойма Каменского ручья поросла пойменной растительностью – кустарником и деревьями ивовых пород. В силуэте малоэтажной застройки села роль вертикальной доминанты играет храм, являющийся главным акцентом рассматриваемой территории. Наилучшая видимость ансамбля храма Рождества Пресвятой Богородицы с западного склона р. Обидимки с территории пионерского лагеря «Лесная быль», а также с дороги на лесничество и пруды.
Источник: Инспекция Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия.
https://okn.tularegion.ru/documents/?SECTION=2067&PAGEN_1=3