ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Успенское. Церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Успенская церковь


Успенское. Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Церковь. Действует.  
Престолы:Успения Пресвятой Богородицы, Димитрия Ростовского, Владимира равноапостольного
Архитектурный стиль:Барокко
Год постройки:1771. В 1845 г. перестроена.
Архитектор:П.П. Зыков (перестройка 1845 г.)
Ссылки: Ссылка на temples.ru  Ссылка на портале prihod.ru 
Адрес:
Московская область, Домодедовский район, село Успенское, д. 13а

Координаты: 55.295054, 37.91815
Проезд:от ст. Барыбино пешком 3,5 км или от пл. 52 км (Павелецкое направление) через Бехтеево



Сортировка:

Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Успенское, Домодедовский городской округ, Московская область
Юрий Буров
10 сентября 2015
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Успенское, Домодедовский городской округ, Московская область
Алексей Кротов
14 марта 2014
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Успенское, Домодедовский городской округ, Московская область
Юрий Буров
10 июня 2018
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Успенское, Домодедовский городской округ, Московская область
Юрий Буров
10 июня 2018
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Успенское, Домодедовский городской округ, Московская область
Юрий Буров
10 июня 2018
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Успенское, Домодедовский городской округ, Московская область
Юрий Буров
10 сентября 2015
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Успенское, Домодедовский городской округ, Московская область
Алексей Кротов
14 марта 2014
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Собственная съемка<br>, Успенское, Домодедовский городской округ, Московская область
Собственная съемка
Андрей Агафонов
1 июля 1986
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Фото 1936 г. (Лебедев А. Т.). ГКМФ. ГНИМА им. Щусева <br>, Успенское, Домодедовский городской округ, Московская область
Фото 1936 г. (Лебедев А. Т.). ГКМФ. ГНИМА им. Щусева
Оксана Мельникова
1 июня 1936
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Фото 1936 г. (Лебедев А. Т.). Общий вид с севевро-запада.ГКМФ. ГНИМА им. Щусева <br>, Успенское, Домодедовский городской округ, Московская область
Фото 1936 г. (Лебедев А. Т.). Общий вид с севевро-запада.ГКМФ. ГНИМА им. Щусева
Оксана Мельникова
1 июня 1936
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Фото 1936 г. (Лебедев А. Т.).  Вид основного объема с северо-запада. ГКМФ. ГНИМА им. Щусева <br>, Успенское, Домодедовский городской округ, Московская область
Фото 1936 г. (Лебедев А. Т.). Вид основного объема с северо-запада. ГКМФ. ГНИМА им. Щусева
Оксана Мельникова
1 июня 1936



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Дмитрий Васильков
 

Успенская кирпичная церковь возведена на средства владельца усадьбы Б.В. Полуэктова в 1771 г. Подвергалась перестройке в 1845 г. архитектором П.П. Зыковым. Боковые престолы учреждены в честь князя Владимира и Дмитрия Ростовского. Барочную главу храма венчает чугунная фигура ангела с крестом. Под храмом фамильный склеп Полуэктовых.

Церковь поругана в 1936 г. Вновь действует с 1994 г. (А.А. Колмовской)


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  19 октября 2014

с.Успенское, церковь Успения Богородицы

Село Успенское, Вяземское, Ирининское тож, было приселком дворцового села Иславского. В начале XVII в. здесь уже стоял деревянный Воздвиженский храм. Церковную землю взял в оброк старший брат царицы Марфы Матвеевны Петр Матвеевич Апраксин, который в 1691 г. построил вновь деревянную церковь в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. В 1726 г. действительный тайный советник П.М. Апраксин подал прошение о построении каменной Воздвиженской церкви. В конце XVIII в. храм освятили в честь Успения Пресвятой Богородицы. Позже селом владели Н.Н. Бекетова и С.С. Бибикова, затем князь Б.В. Святополк-Четвертинский. Последним владельцем был С.Т. Морозов, потомственный почетный гражданин, директор-распорядитель товарищества Никольской мануфактуры, который в 1885 г. в Москве основал Кустарный музей. В его усадебном доме бывали А.П. Чехов и И.И. Левитан.

http://rublevka.lonru.ru/Culture-and-Art/Churches-and-Temples/128/


Марина Зуйкова  1 июня 2020

Церковь 1771 года имеет в плане форму латинского креста и условно делится на три части: собственно храм, трапезную и колокольню. К бесстолпному храму типа «восьмерик на четверике» с полукруглой апсидой (алтарный выступ) примыкают два придела также с полукруглыми апсидами. Массивный, тяжелый восьмерик храмовой части с высокой кровлей завершается небольшой барочной главой на граненом световом барабанчике. С запада невысокая бесстолпная трапезная соединяет храм с трехъярусной колокольней в одно целое (древний тип храма «иже под колоколы»). Церковь обладает своеобразной объемно-плановой структурой, восходящей к традициям XVII века, построена в стиле позднего барокко).

О церкви в 1816 году было сказано: «Церковь Успения Божией Матери с приделами Святого Великого князя Владимира и Святителя Димитрия Ростовского. Церковь в твердости, утварью церковной не бедна. Помещик генерал-майор и кавалер Борис Владимирович Полуэктов (II) платит причту 150 рублей жалования, а от приходских содержание имеют посредственное».

В 1845 году возобновляется церковь с сохранением первоначальной композиции. Для возобновления храма приглашен молодой талантливый московский архитектор Павел Петрович Зыков. В художественный облик храма привнесены новые стилевые черты: храм получил оригинальную кубоватую форму кровли; световой барабанчик с куполом стал венчать ангел, держащий крест; достроен четвертый ярус колокольни с деревянным шатром, завершившимся главкой на восьмигранном барабанчике; колокольня украшена устройством часов; вокруг колокольни выстроена крытая паперть; увеличены окна в нижнем ярусе здания; пристроены боковые крыльца у приделов; барочный декор был частично срублен, частично скрыт штукатуркой, покрывшей фасад. Появляется аттик (стенка над карнизом) с ложными люкарнами (оконный проем в купольном покрытии), кокошники в основании барабанчика. Наружный декор изменен. Церковь внутри и отчасти снаружи была расписана. Это была эклектика — сочетание разнородных стилистических направлений в оформлении и собственно храма, и его внутреннего убранства.

Из оставшихся больших росписей просматриваются: «Крещение Господне», «Преображение Господне», «Вознесение Господне», «Воскресение Господне». От росписи фасада сохранились лишь следы на первом ярусе колокольни. Говорят, что здесь были образы: Господа нашего Иисуса Христа — «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Я успокою вас», — и образ святителя Николая Чудотворца. Роспись «Успения Пресвятой Богородицы» не сохранилась. Она была на внешней алтарной стене храма.

http://hram-uspeniya.cerkov.ru/files/2013/11/Успенский-храм.pdf


 Марина Григорашвили
 

История храма такова. В 1694 стольнику Владимиру Ивановичу Полуэктову, отец которого отставной поручик Иван Леонтьев Полуэктов, владелец села Данилово (расположено в 3 км от села Успенского) с 1673 года, отказан жребий сельца Бобарыкино с садом и прудом. На своей земле Владимир Иванович к 1715 году строит деревянную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. В 1771 году при усадьбе Полуэктовых, вместо прежней обветшалой деревянной, Евдокия Афанасьевна (вдова Владимира Ивановича) строит кирпичную церковь Успения Божией Матери с двумя приделами: святого равноапостольного князя Владимира и святителя Димитрия Ростовского. В 1800 году Владимир Борисович (1-ый), сын Владимира Ивановича, завершил строительство. В 1843 году умирает генерал Б.В. Полуэктов, его супруга Любовь Фёдоровна (урожд. Гагарина) и сыновья, дочери в 1845 году возобновляют церковь с сохранением первоначальной композиции. Для возобновления храма приглашён молодой московский архитектор Павел Петрович Зыков.

Храм получил оригинальную кубоватую форму кровли; световой барабанчик с куполом стал венчать ангел, держащий крест; достроен четвёртый ярус колокольни с деревянным шатром, завершившимся главкой на восьмигранном барабанчике; колокольня украшена устройством часов; вокруг колокольни выстроена крытая паперть; увеличены окна в нижнем ярусе здания; пристроены боковые крыльца у приделов; барочный декор был частично срублен, частично скрыт штукатуркой, покрывшей фасад. Появляется аттик (стенка над карнизом) с ложными люкарнами (оконный проём в купольном покрытии), кокошники в основании барабанчика. Наружный декор изменён. Церковь внутри и отчасти снаружи была расписана. Аналогами иконостаса могли быть работы известного московского зодчего О. Бове (1833-1838), они были рекомендованы как образец для вновь сооружаемых храмов. В это же время производились живописные и отделочные работы в храме Христа Спасителя. Безусловно, на стилевое и художественно решение разрабатываемых иконостасов молодого архитектора П.П. Зыкова большое влияние оказали работы, проводимые в главном соборе державы.

До 1936 года службу в храме совершали священники соседних сёл, а затем он был закрыт. Церковное здание использовалось под зернохранилище. В цокольном этаже на зиму размещали пчелиные ульи. От нерадивого отношения и времени здание церкви разрушалось...

Новейшая история храма началась с 1992 года, когда была зарегистрирована община церкви. 1 октября 1994 года состоялся первый молебен. Неоценимую материальную помощь в восстановлении храма оказал директор ПШО "Орёл", местный житель Стариков Вячеслав Анатольевич. Директор завода "Домогнеупор" Ходенков Василий Михайлович выделил нам 20000 кирпичей. Анатолий Егорович Кочергин, директор завода железобетонных изделий, от имени коллектива подарил нам панельный домик для строительства сторожки. С 1998 года мы получаем постоянную помощь от генерального директора ЗАО ТБМ Виктора Феликсовича Тренева.

Архитектором Иваном Канаевым был разработана проект восстановления храма. Автором проекта и исполнителем центрального иконостаса стал художник Бугаков Александр Сергеевич - местный житель, постоянный прихожанин и помощник настоятеля. Чтобы храм вновь засиял прежним благолепием, потребовалось огромное количество работ и четырнадцать долгих лет. 14 октября 2006 г., в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, по благословению митрополита Коломенского и Крутицкого Ювеналия, произошло великое освящение храма, завершающее период его полного восстановления. Возглавил торжественную службу и совершил чин великого освящения храма сам владыка Ювеналий.

Из книги: Храм Успения Пресвятой Богородицы. 240 лет. Успенское. 2011г.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  16 августа 2020

Церковь Успенская кирпичная, выстроена вместо деревянной при усадьбе Полуектовых в 1771 г. В 1845 г. "возобновлена" П.П.Зыковым с привнесением в художественный облик новых стилевых черт. При этом увеличены нижние окна, изменена форма кровли, пристроены боковые крыльца, колокольня повышена на один ярус и окружена папертью.

Памятник зодчества позднего барокко, здание представляет собой развитие типа вотчинных ярусных храмов раннепетровского времени. Его крестообразный нижний ярус служит основанием для массивного, господствующего в композиции неравногранного восьмерика с высоким сомкнутым сводом и световым граненым барабаном. Центричность постройки нарушает колокольня из четырех квадратных ярусов с каркасным шатровым верхом. Лестница к колоколам устроена, по традиции, в толще стены трапезной. Штукатурная обработка фасадов храма в духе эклектики скрыла прежний сдержанный кирпичный декор. С помощью креповки углов, лопаток с филенками, ленточных наличников и рустовки достигалась их тонкая пластическая моделировка. Очень выразителен силуэт храма с оригинальной кубоватой кровлей и чугунной фигурой ангела с крестом, венчающей небольшую барочную главу. Под церковью находится сводчатый фамильный склеп Полуектовых.

Интерьер отвечает внешней структуре здания и складывается из отдельных, достаточно обособленных помещений. Среди них выделяется высотой и значительностью центральное пространство храма, которое благодаря пониженному уровню ступенчатых тромпов воспринимается восьмигранным. Смежные помещения перекрыты низкими полулотковыми сводами. Памятник сильно пострадал от времени. Завершение приделов, иконостасы и внутреннее убранство утрачены. На стенах и своде храма - незначительные остатки живописи, возможно, восходящей к 1845 г.

От усадьбы остался большой старый парк смешанных пород с преобладанием липы и вяза, расположенный вдоль оврага с цепью из пяти террасных прудов.

По материалам книги "Памятники архитектуры Московской области: Иллюстрированный научный каталог". Выпуск 1. Часть 2.; Экскурсии в Подмосковные: План летних экскурсий на 1926 г., устраиваемых Обществом изучения русской усадьбы. - М., 1926.; Архив ИИМК, ф. P-III, № 3927. Метрика, 1887 г.; РГАДА, ф. 1355, on. 1, Э. 778, л. 37, № 301.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  25 августа 2023

Церковь села Успенское городского округа Домодедово построена в стиле барокко в 1771 году на средства помещицы Евдокии Афанасьевны Полуэктовой. Храм замечателен необычным завершением купола - чугунной фигурой ангела с ажурным крестом. В подклете церкви когда-то находился фамильный склеп дворян Полуэктовых. Известным отпрыском этой знатной семьи был участник Отечественной войны 1812 года, генерал Борис Владимирович Полуэктов. Главной святыней Успенской церкви является икона Боголюбской Божией Матери, написанная ещё во времена царствования Екатерины Великой. Обращаясь к истории более раннего периода, мы находим следующие сведения, касающиеся этого места: известно, что в 1694 году сельцо Бобарыкино отошло во владение стольнику Владимиру Ивановичу Полуэктову, и с тех пор его история, как и история прихода, стала связана с этим старинным дворянским родом.

В 1715 году по желанию В. И. Полуэктова в Бобарыкино была построена первая деревянная церковь Успения Богородицы, по которой впоследствии и село получило второе название - Успенское. В 1771 году вдова Бориса Владимировича Полуэктова, Евдокия Афанасьевна построила в своей усадьбе новую кирпичную церковь Успения Божией Матери, облик которой в основе сохранился до настоящего времени. В храме были устроены приделы равноапостольного князя Владимира и святителя Димитрия Ростовского. Эти святые являлись небесными покровителями сыновей четы Полуэктовых - Дмитрия и Владимира.

В селе Бобарыкине (Успенском) родился участник войны 1812 года, Заграничного похода русской армии и подавления польского мятежа 1831 года генерал от инфантерии Борис Владимирович Полуэктов. Его отец бригадир Владимир Борисович Полуэктов был некоторое время уездным предводителем дворянства в бывшем безуездном городе Никитске Московской губернии (ныне с. Колычёво). Мать Екатерина Ивановна Аргамакова - двоюродная бабушка Александра Сергеевича Грибоедова - скончалась в 1811 году и была погребена в семейном склепе под Успенской церковью. Там же, ранее была погребена храмоздательница Евдокия Афанасьевна Полуэктова. В разные годы своей долгой военной службы Борис Владимирович Полуэктов сражался под Аустерлицом, при Бородине, при Люцене и Бауцене, под Пирной и Кульмом, участвовал в сражении при Бриенне (Франция) и взятии Парижа. В Польше в 1831 году участвовал в битве при Остроленке и взятии Варшавы. В польской столице Полуэктов и скончался. Из Варшавы его тело было привезено в Саровскую пустынь. Там же впоследствии нашла место упокоения и его супруга - Любовь Фёдоровна Гагарина, свояченица поэта П. А. Вяземского.

Усадьба Успенское находилась во владении семьи Полуэктовых до конца ХIХ столетия. В 1890 году новым владельцем имения был уже дворянин Владимир Алексеевич Семёнов, служивший мировым судьёй в Подольске. Главный дом его усадьбы, флигели и оранжерея были разобраны в 1920-е годы. Дочь Семёнова Мария Владимировна в 1903 году вышла замуж за Сергея Николаевича Нахимова - родственника знаменитого адмирала. От Марии Владимировны Нахимовой, которая посетила бывшее имение отца в 1950-х годах, стало известно одно любопытное предание, связанное с Успенской церковью. В детстве она будто бы слышала от прихожан, что храм расписывал некий талантливый крепостной, у которого не было обеих рук. Каким-то удивительным образом он ухитрился использовать кисти и другие художественные инструменты без помощи рук и в итоге создал прекрасные росписи, по которым невозможно было догадаться, что рисовал инвалид.

Большую роль в истории Успенского прихода в ХIХ столетии сыграл многолетний настоятель церкви отец Михаил Лавров. В 1894 году газета Московские церковные ведомости сообщала о том, что в селе Успенском торжественно отмечалось пятидесятилетие его служения. После литургии священник села Рудина В. А. Смирнов произнёс речь, в которой отметил столь долгий срок его службы. Во всём приходе Успенской церкви только два человека были крещены его предшественником, а все остальные независимо от возраста - батюшкой Михаилом. Михаил Георгиевич Лавров родился в селе Лукино Звенигородского уезда в 1824 году. После окончания учёбы в Московской духовной семинарии в возрасте 20 лет он уже был рукоположен в священный сан, и стал служить в Успенской церкви села Бобарыкина Подольского уезда. С 1867 по 1882 годы отец Михаил был благочинным округа, а с 1885 года стал духовником Шебанцевского благочиния. В 1892 году священник был организатором в селе Бобарыкино-Успенское церковно-приходской школы, в которой сам же бесплатно и проводил занятия. Само же здание школы было построено на средства Варвары Сергеевны Семёновой, супруги дворянина Владимира Алексеевича Семёнова, депутата Дворянского Собрания Подольского уезда.

Как уже было сказано, главной святыней Успенского храма был старинный список Боголюбской Божией Матери. Оригинал этой одной из древнейших русских икон, явленный ещё благоверному князю Андрею Боголюбскому, находится во Владимире, но большое количество более поздних списков прославились чудесами и в других российских городах и сёлах. Всплеск почитания Боголюбской иконы произошёл в 1771 году, когда центральную Россию охватила страшная эпидемия чумы. Многочисленные списки Боголюбской иконы проявляли чудодейственную силу в 1771 году во многих населённых пунктах Российской Империи. Можно предположить, что и список из Успенской церкви села Бобарыкино, построенной в том же, 1771-м году, также был связан с произошедшей помощью, случившейся во время эпидемии чумы. На эту версию указывает и надпись на иконе с упоминанием правившей в те годы императрицы Екатерины Алексеевны. До революции из церкви села Успенское каждый год совершался торжественный крестный ход с Боголюбской иконой, во время которого святыня приносилась для молебна в каждый крестьянский дом. Затем прихожане все вместе шли на конец села на поляну Стреличку и пели молебен с акафистом Божией Матери.

После закрытия Успенской церкви в 1936 году чтимая Боголюбская икона была вынесена из храма и помещена в сарай для скота. На большой старинной доске рубили капусту. К счастью, благочестивая прихожанка Надежда Алексеевна Царёва (Шпагина) - дочь последнего старосты Успенского храма перед его закрытием - смогла выпросить икону себе. Многие годы она бережно хранила приходскую святыню в своём доме. Таким образом, старинная икона Боголюбской Богородицы сохранилась и в настоящее время находится у левого придела Успенской церкви. Её вернули в храм потомки последнего старосты Алексея Шпагина.

Стоит упомянуть, что в 1845 году Успенский храм в селе Бобарыкино-Успенском был перестроен, для чего прихожанами был приглашён талантливый московский архитектор Павел Петрович Зыков. Барочный облик церкви получил оригинальную форму кровли, световой барабан с куполом стал венчать 2,5-метровый ангел, держащий крест, достроен четвёртый ярус колокольни с шатровым завершением, который можно видеть и по сей день. Там, где шатёр соприкасается с верхним ярусом колокольни, были вмонтированы часы с трёх сторон, кроме того вокруг колокольни, была выстроена крытая паперть, увеличены окна в нижней части храма, пристроены боковые крылечки у приделов. Храм внутри и отчасти снаружи был расписан масляными красками.

Церковь в селе Успенском действовала до 1936 года. С 1930 по 1935 годы богослужения в Успенском храме совершали священники из близлежайших, не закрытых к тому времени, церквей. В 1936 году церковь Успения Богородицы была окончательно закрыта, разграблена и осквернена. В ней долгое время хранили колхозное зерно, а в цокольном этаже на зиму переносились ульи с пчёлами. С годами церковное здание пришло в руинированное состояние. Трапезная была разрушена, в основное здание храма заезжала различная техника, шатёр с колокольни был демонтирован, один лишь ангел с крестом взирал с купола поруганного и осквенённого храма на близлежайшие окрестности. Грустное впечатление в конце 1980-х годов представляло заброшенное церковное сооружение. Лишь в 1992 году в селе была зарегистрирована православная церковная община.

Спустя некоторое время местные власти передали обезображенные руины Успенского храма Московской епархии. После юридических процедур началось медленное восстановление святыни. 1 октября состоялся первый молебен в реставрируемой на средства общины, Успенской церкви, а в праздник Рождества Христова 1995 года была совершена первая Божественная литургия. В период с 1994 по 2010 годы основное здание храма, трапезная и колокольня были восстановлены, обновлены фасады, укреплены фундаменты, проведена гидроизоляция сооружения, обустроена церковная территория. Реставрационными работами в конце 1990-х годов занимался молодой архитектор Иван Петрович Канаев, окончивший в 1997 году Архитектурный факультет Государственного Университета по Землеустройству в городе Москве. Ему тогда помогали высококвалифицированные специалисты-реставраторы, имеющие богатый опыт в реставрации памятников архитектуры. В середине 2000-х годов Успенская церковь была расписана великолепными росписями, а чуть раньше установлены иконостасы, главный и придельные. 14 октября 2006 года Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил чин великого освящения храма и возглавил Божественную литургию в стенах ожившей святыни.

В вышедшем в 1999-м году иллюстрированном научном каталоге "Памятники архитектуры Московской области" (автор Е. Н. Подъяпольская, вып. 1), сказано следующее про Успенскую церковь: Памятник архитектуры позднего барокко. Здание храма представляет собой развитый тип вотчинных ярусных храмов раннепетровского времени. Его крестообразный нижний ярус служит основанием для массивного, господствующего в композиции неравногранного восьмерика с высоким сомкнутым сводом и световым гранёным барабаном. Центричность постройки нарушает колокольня из четырёх квадратных ярусов с каркасным шатровым верхом. Лестница к колоколам устроена, по традиции, в толще стен трапезной и частично колокольни. Штукатурная обработка фасадов храма в духе эклектики скрыла прежний сдержанный кирпичный декор. С помощью креповки углов, лопаток с филёнками, ленточных наличников и рустовки достигалась их тонкая пластическая моделировка. Очень выразителен силуэт храма с оригинальной кубоватой кровлей и чугунной фигурой ангела с крестом, венчающей неболшую барочную главку. Интерьер отвечает внешней структуре здания и складывается из отдельных, достаточно обособленных помещений. Среди них выделяется высотой и значительностью центральное пространство храма, которое благодаря пониженному уровню ступенчатых тромпов воспринимается восьмигранным. Смежные помещения перекрыты низкими полулотковыми сводами.

С сайта: htps://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья. Антон Саков. Успенская церковь в Успенском-Бобарыкино и https://azbyka.ru/palomnik/Храм Успения Пресвятой Богородицы (Успенское)



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.