Существует предание, зафиксированное в ряде источников 19 века и утверждающее, что в Сновицах в 1552 году останавливался царь Иван Грозный, идучи в свой последний, победоносный, Казанский поход. И будто бы почивая, государь увидел сон, в котором он побивал казанских татар и захватывал их стольный город. Сон сбылся, и, возвращаясь в Москву, Иоанн Васильевич повелел основать в Сновицах монастырь и построить в нем каменный храм. Согласно этому преданию, сам топоним Сновицы (Сновидцы) напоминает о вещем сне Грозного самодержца. Сохранилось завещание старца Симонова монастыря Адриана Ярлыка, в котором имеет место упоминание о Сновицком монастыре: "Да велел есми дати своему отцу архимандриту Афанасью по своей души... в Сновицкий монастырь митрополичь рубль. Лето 6968" (1460 г. от Рождества Христова). Таким образом, получается, что Сновицкий монастырь существовал в 1460 г. - за без малого столетие до третьего казанского похода Ивана Грозного и был митрополичьим.
Достоверно известно, что в 1640 г. на том самом месте, где ныне стоит каменная церковь, стояла её деревянная предшественница. Во второй пол. ХVII в. её сменил каменный храм, который после многочисленных реконструкций и перестроек - сохранился по сей день. Дореволюционные источники перечисляют ряд реликвий, хранившихся в Благовещенском соборе до большевистского разгрома. Среди них - вклады местных дворян Соболевых; кроме того рядом с храмом было их родовое кладбище, вклады инокини Елены, бывшей царицы Евдокии Федоровны, первой жены Петра I, и наконец вклады времени Патриарха Иоакима, занимавшего первосвятительскую кафедру с 1674 по 1690 гг. Известно, что к освящению новых каменных храмов высокие церковные и государственные власти, как правило, даровали церквям богослужебную литературу и драгоценную утварь. Упоминаемые в дореволюционных книгах служебники 1676 года как раз и являлись подобными дарами для этой церкви.
Будучи митрополичьим монастырем, Сновицкая обитель до установления патриаршества находилась под защитой и опекой московских митрополитов. Разнообразные льготы запечатлены в сохранившихся митрополичьих грамотах того времени. К Сновицкой обители было приписано несколько мелких монастырей. Имелись соляные варницы у Соли Великой под Ярославлем. Монастырь посещала насильно постриженная мужем в монахини первая жена Петра I Евдокия Лопухина, обретавшаяся в недалекой от Сновиц суздальской Покровской обители. В 1725 году монастырь подвергся первому упразднению, а точнее его приписали к Боголюбовскому монастырю, куда перевели и немногочисленную братию вместе с игуменом Виктором. Туда же "переехали" и все значимые монастырские святыни и реликвии, после чего Благовещенский собор в буквальном смысле осиротел. Правда, ненадолго - в 1727 г. Сновицкий монастырь был возобновлен по инициативе А.Д. Меншикова. В ходе секуляризации 1764 году Сновицкая обитель вновь была закрыта, а Благовещенскому храму определили быть приходской церковью.
До 19 века покрытие храма оставалось позакомарным (следы закомар и сейчас сохраняются на фасадах основного четверика). В результате "поновления" позакомарное покрытие ликвидировали, заменив характерной "утилитарной" четырехскатной крышей. После революции 1917 года старинный храм, возраст которого превысил тогда уже две сотни лет, осквернили и закрыли. Вскоре устроили в нем не склад, не клуб и не мастерскую, а жилые квартиры. Жильцы, правда заняли лишь первый этаж - по той простой причине, что он отапливался. Колокольня превратилась в форменный сеновал, где хранили сено для домашней скотины. В годы Великой Отечественной войны на территории бывшего монастыря разместилась воинская часть. По окончании войны ее отсюда вывели, вернув полезную "площадь" жильцам. В пору, когда заговорили о необходимости охранять памятники прошлого, Благовещенский храм реставрировали, исправив только ужасающий внешний вид здания, что не помешало ему в 1980-х гг. оказаться брошенным на произвол судьбы. Первый этаж был завален мусором, окна зияли провалами, а на втором этаже, в бывшем Симеоно-Анниннском приделе, крыши, по большому счету, не имелось. В таком состоянии Благовещенская церковь в 1990 году вернули верующим.
В ныне действующем храме чудом сохранилась до наших дней единственная реликвия из дореволюционного убранства церкви - это скульптурное резное изображение "Распятие Иисуса Христа" в нижнем приделе Благовещенского храма. Все остальные - новейшего происхождения. Из современных образов отметим резные иконы в нижней церкви, которые неизменно привлекают внимание посетителей - своей хорошей безискусностью, художественной ненарочитотостью и религиозной трепетностью исполнения. Создал их прихожанин Благовещенского храма, бывший известный спортсмен. Этот же самодеятельный мастер так же расписал и верхний летний храм. В заключении обратимся к цитате известного знатока русской архитектуры Н.Н. Воронина из его книги "Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польской" (М., 1967): " И в этом заброшенном в глуши здании проявилась удивительная чуткость древнерусских строителей к красоте ланшафта, умение выбрать для постройки "место красно и стройно".
Журнал "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Благовещенский храм Сновицы (Владимирская обл.). Выпуск № 214, 2016 г.