Деревня Квашёнки (позже - село Спасское-Квашёнки) впервые упоминается в 1677 г. в Кашинской переписной книге. В 1719-20 гг. в селе уже существовала церковь. В документе Тверской духовной консистории за 1736 г. есть сведения, что в этом селе бывшая раньше деревянная церковь сгорела во время пожара в конце 20-х или в начале 30-х гг. XVIII в.
В 1734 г. было дано разрешение на строительство новой церкви «тщанием прихожан». Из прошения в Правительствующий Синод в 1736 г. местного помещика лейб-гвардии капитана – поручика князя Алексея Ивановича Юсупова видно, что на погорелом месте уже была построена новая деревянная церковь «во имя Преображения Господня с приделом Владимирской Пресвятой Богородицы» с деревянной же колокольнею. Проситель обращался за разрешением освятить новую церковь, что и было сделано в 1737 г. В 1830-1836 гг. в селе была построена каменная церковь. Основной престол был освящён в честь Преображения Господня, а два других – в честь Владимирской иконы Божией Матери и святителя Николая. Однако в межевом описании Калязинского уезда за 1855 г. сказано, что в селе есть господский дом деревянный на каменном фундаменте и есть церковь каменная еще не освященная. Разногласие источников объясняется тем, что после постройки церковь освящалась дважды, поскольку часть храма перестраивалась.
Приходская церковь выстроена на средства прихожан – помещичьих крестьян в стиле позднего классицизма. Кирпичная, была оштукатурена. Композиция трехчастная осевая. Односветный четверик церкви увенчан широкой световой ротондой. С востока к нему примыкает полукруглый алтарь, с запада обширная трапезная. Боковые фасады четверика украшены четырехколонными портиками. Колокольня состоит из трёх убывающих по высоте кубических ярусов, украшенных колоннами. В приход церкви Спаса-Преображения в начале XX века входили: с. Спасское-Квашонки — 86 дворов, 236 жителей мужского и 266 женского пола и жители деревень: Соцково (ныне Соцкое), Сменки, Желдыбино, Некрасово, Волкуша, Моклыгино, Дулово и Мякишево: всего 330 дворов. В неспокойные революционные годы настоятелем Спасо-Преображенской церкви был священник Николай Николаевич Белюстин (1858–1924 гг.) происходивший из древнего рода, сведения о котором сохранились, начиная с 1665 года: до сего дня родословное древо насчитывает двенадцать поколений! Начиная с середины XVIII в. и до 1919 г. многие его предки были священниками. Представители рода также возглавляли приход единственной церкви села Талдом около 150 лет, с 1727 по 1870 годы. Дьяконом квашёнковского храма являлся Иван Петров Фирсов (род. ок. 1849 г.). Он был сыном дьякона с. Квашенки Петра Николаевича Фирсова. С середины 1912 г. до 1916 г. (пока не забрали на Первую мировую войну) в Преображенском храме возглавлял церковный хор будущий священномученик Владимир Александрович Моринский (24.6.1883 – 15.09.1937), усердный молитвенник и подвижник, который, как и В.Н.Ажаев, пострадал от репрессий, был дважды арестован: в апреле 1935-го года и в сентябре 1937 г.; расстрелян в Казахстане.
В статье «И ударили в набат в Квашонках …» историк, краевед Т.А. Хлебянкина пишет об изъятии церковных ценностей на основании соответствующего декрета ВЦИК от февраля 1922 г. и о деле «по обвинению... граждан Голикова Р.А., Бычкова П.А.. Зубова И.З., Королева А.Н. и других в сокрытии церковных ценностей и в сопротивлении властям», начатом 9 января 1923 г. и оконченном 26 апреля 1923г. В 1922 г. началось изъятие церковных ценностей и во всех церквях Талдомского района, об этом также имеются документы в ЦГАМО. Обычно, как отмечали в своих отчетах оперуполномоченные, изъятие шло «без эксцессов». И только в селе Квашонки произошло мероприятие, говорящее о нежелании причта и прихожан подчиняться новой безбожной власти. Из заявления членов комиссии по изъятию церковных ценностей Бурова, Колесова и Морозова в Ленинскую подкомиссию: «Прибыв 28-го апреля 1922 года в село Квашонки они вместе с представителем Ленинского волисполкома Евдокимовым и экспертом Гирш в сопровождении священника Голикова и представителей верующих явились в храм и приступили к изъятию церковных ценностей. По сличении предъявленных вещей с описью церковного имущества 1919 г. многих вещей не оказалось. После настойчивых требований со стороны комиссии о представлении недостающего имущества, верующие принесли часть ценностей..., после чего в храм вошла толпа, подняла шум и всячески мешала работе комиссии... Далее во время изъятия на колокольню, дверь в которую оказалась незапертой, вошли граждане, следствием не выясненные, и ударили в набат... Набатный звон привлек еще большую толпу, настроение которой поднималось, и когда изъятие было окончено и члены комиссии вышли из храма, то толпа стала оскорблять их и бросать палки и камни в членов комиссии... и эксперту Гирш было причинено ранение головы...» За сопротивление властям и сокрытие ценностей на священника и церковный актив 22 декабря 1922 года было заведено уголовное дело, которое в апреле 1923 года было передано в Московский губернский суд. Дальнейшая судьба обвиняемых неизвестна.
Церковь продолжала работать до конца 1930-х гг. В начале 1941 г. было разрушено завершение храма — верхняя часть колокольни и главка, венчавшая ротонду купольной части, были сняты кресты. Позже с южной стороны трапезной сооружена глухая кирпичная перегородка, разделившая здание на два помещения, из которых в западном располагался гараж, а в восточном — склад минеральных удобрений. Западные окна южной стороны были превращены в ворота гаража. В трапезной в 1978 г. построена кирпичная стена на уровне восточных столбов. В 1996 г. в селе Квашонки, при храме Преображения была зарегистрирована церковная община. До 2014 г. службы совершались во временном помещении двухэтажного каменного здания, так-как в здании полуразрушенного храма размещались мастерские фирмы «Юность». В марте-апреле 2014 г. православной общиной была проведена огромная работа, и 19 апреля 2014 г., празднования Пасхальных богослужений уже проводились в храме Преображения. Осенью 2014 г. был произведен монтаж отопительного и котельного оборудования. Теперь храм отапливается. В храме регулярно совершаются Богослужения (по субботам, воскресеньям и праздничным дням). 8 сентября 2015 г. в престольный праздник Сретение Владимирской иконы Божией Матери прошло освящение именного колокола, подаренного храму членом приходского совета О.А. Федониным.
В 2019 г. была проделана большая работа по восстановлению колокольни. С января по май велись монтажно-сварочные работы по укреплению внутренней части колокольни, а именно, была сделана стяжка из металлических швеллеров, способствующая укреплению стен колокольни, после чего была смонтирована металлическая лестница до верхнего яруса колокольни. Вторым этапом было возведение строительных лесов до самой крыши колокольни, а также частичная замена устаревших от времени лесов, после чего была сделана крыша на колокольне. Третьим этапом, пожалуй, самым сложным и ответственным, было восстановление утраченных архитектурных элементов фасада колокольни. Четвертым этапом, не менее важным, было оштукатуривание поверхности и покраска фасада. По окончании строительных работ были проведены восстановительные работы по замене старых балок, на которых издревле висели колокола. Были изготовлены новые кованные крепежные элементы, по сохранившимся фрагментам, после чего был совершен подъем колоколов, подаренных храму меценатами. Также в этом году было сделано: сделана отмостка по периметру колокольни и трапезной, отремонтировано боковое крыльцо и на нем выложена плитка, в купольной части храма восстановили свод, арочный проем, соединяющий алтарь с купольной частью, с наружной стороны купольной части сделана отсыпка ПГС, на 50 см по высоте, по периметру, для поднятия уровня земли, предотвращающая проникновение воды в здание, а также препятствующая разрушению фундамента.
В храме Преображения Господня с. Квашенки был крещён известный писатель, лауреат Сталинской премии Василий Николаевич Ажаев (1912–1968), знаменитый своими романами «Далеко от Москвы», «Вагон» и другими произведениями.
В селе существовала часовня, вероятно кирпичная, приписанная к церкви. В 1931 г. закрыта и перестроена в силосную башню.
Источник: Газета Заря г.о. Талдома от 19.08.2021