ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Квашенки. Церковь Преображения Господня.

Преображенская церковь


Квашенки. Церковь Преображения Господня
Церковь. Действует.  
Престолы:Преображения Господня, Николая Чудотворца, Владимирской иконы Божией Матери
Архитектурный стиль:Классицизм
Год постройки:Между 1830 и 1836.
Адрес:
Московская область, Талдомский район, д. Квашонки

Координаты: 56.8095, 37.5557
Проезд: на автомобиле: из Москвы по Дмитровскому шоссе. В Дмитрове по указателям на Талдом и Сергиев Посад (через город или по объездной дороге). По Ковригинскому шоссе (А-108) прямо до Жестылево. В Жестылево по указателю на "Гелиопарк" поворот налево - до Талдома. В Талдоме на светофоре направо, далее по у ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда на автомобиле: из Москвы по Дмитровскому шоссе. В Дмитрове по указателям на Талдом и Сергиев Посад (через город или по объездной дороге). По Ковригинскому шоссе (А-108) прямо до Жестылево. В Жестылево по указателю на "Гелиопарк" поворот налево - до Талдома. В Талдоме на светофоре направо, далее по указателю на Кимры и Спас Угол - прямо. Населённый пункт "Квашонки" обозначен. Церковь будет видна с дороги



Сортировка:

Церковь Преображения Господня, , Квашенки, Талдомский городской округ и г. Дубна, Московская область
Илья Смирнов
4 ноября 2009
Церковь Преображения Господня, , Квашенки, Талдомский городской округ и г. Дубна, Московская область
Алексей Кротов
26 апреля 2024
Церковь Преображения Господня, , Квашенки, Талдомский городской округ и г. Дубна, Московская область
Алексей Кротов
26 апреля 2024
Церковь Преображения Господня, , Квашенки, Талдомский городской округ и г. Дубна, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
29 октября 2022
Церковь Преображения Господня, , Квашенки, Талдомский городской округ и г. Дубна, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
29 октября 2022
Церковь Преображения Господня, , Квашенки, Талдомский городской округ и г. Дубна, Московская область
Елена Карпова
8 августа 2022
Церковь Преображения Господня, , Квашенки, Талдомский городской округ и г. Дубна, Московская область
МОРПЕХ879
18 марта 2018
Церковь Преображения Господня, , Квашенки, Талдомский городской округ и г. Дубна, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
30 апреля 2017
Церковь Преображения Господня, , Квашенки, Талдомский городской округ и г. Дубна, Московская область
Борис Шмарковский
10 октября 2012
Церковь Преображения Господня, , Квашенки, Талдомский городской округ и г. Дубна, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
2 августа 2012
Церковь Преображения Господня, , Квашенки, Талдомский городской округ и г. Дубна, Московская область
Илья Смирнов
15 марта 2012
Церковь Преображения Господня, , Квашенки, Талдомский городской округ и г. Дубна, Московская область
Илья Смирнов
15 марта 2012
Церковь Преображения Господня, , Квашенки, Талдомский городской округ и г. Дубна, Московская область
Андрей Агафонов
1 апреля 1991
Церковь Преображения Господня, Фотография предоставлена настоятелем храма Архангела Михаила г.Талдома И.Шугаевым.<br>, Квашенки, Талдомский городской округ и г. Дубна, Московская область
Фотография предоставлена настоятелем храма Архангела Михаила г.Талдома И.Шугаевым.
Владислав Зарецкий
Церковь Преображения Господня, , Квашенки, Талдомский городской округ и г. Дубна, Московская область
Алексей Кротов
26 апреля 2024
Церковь Преображения Господня, , Квашенки, Талдомский городской округ и г. Дубна, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
29 октября 2022
Церковь Преображения Господня, , Квашенки, Талдомский городской округ и г. Дубна, Московская область
Елена Карпова
8 августа 2022
Церковь Преображения Господня, , Квашенки, Талдомский городской округ и г. Дубна, Московская область
Елена Карпова
8 августа 2022
Церковь Преображения Господня, , Квашенки, Талдомский городской округ и г. Дубна, Московская область
Елена Карпова
8 августа 2022
Церковь Преображения Господня, , Квашенки, Талдомский городской округ и г. Дубна, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
14 августа 2018
Церковь Преображения Господня, , Квашенки, Талдомский городской округ и г. Дубна, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
30 апреля 2017
Церковь Преображения Господня, , Квашенки, Талдомский городской округ и г. Дубна, Московская область
Hramsohran
11 сентября 2013
Церковь Преображения Господня, , Квашенки, Талдомский городской округ и г. Дубна, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
25 марта 2012
Церковь Преображения Господня, , Квашенки, Талдомский городской округ и г. Дубна, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
25 марта 2012
Церковь Преображения Господня, , Квашенки, Талдомский городской округ и г. Дубна, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
25 марта 2012
Церковь Преображения Господня, , Квашенки, Талдомский городской округ и г. Дубна, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
25 марта 2012
Церковь Преображения Господня, , Квашенки, Талдомский городской округ и г. Дубна, Московская область
Misty Mystery
19 июля 2014
Церковь Преображения Господня, , Квашенки, Талдомский городской округ и г. Дубна, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
29 октября 2022



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Владислав Зарецкий  11 ноября 2007

В Кашинской переписной книге за 1678 год написано: «за боярином и дружейничим Богданом Матвеевичем Хитрово, деревня Квашенки, а в ней крестьян...» Первая церковь в Квашенках построена в ХVIII веке, о чем свидетельствует клировая ведомость за 1796 год: «в с. Спасское, что на Квашенках ц. Преображения с приделом Владимирской [иконы] Божией Матери деревянная, построенная в 1736 г., в приходе пять деревень...». В 1781 году село принадлежало княжне Клеопатре Михайловне Юсуповой, в 1855-м — майорше Прасковье Васильевне Щербачевой. По данным Добровольского каменная церковь построена в 1836 году, причем основной престол освящен в честь Преображения Господня, а два других – в честь Владимирской иконы Божией Матери и святителя Николая. Однако в межевом описании Калязинского уезда за 1855 год сказано, что «в селе есть господский дом деревянный на каменном фундаменте и есть церковь каменная еще не освященная». Разногласие источников объясняется тем, что после постройки церковь освящалась дважды, поскольку трапезная часть храма перестраивалась. В историко-статистическом описании Калязинского уезда указано, что в селе сильно развит скорняжный промысел.

Из архивных материалов известно, что 29 апреля 1922 году в храм приезжала комиссия по изъятию церковных ценностей. Во время изъятия выяснилось, что часть церковной утвари сокрыта. По требованию комиссии часть сокрытого была предъявлена ей. В конце работы комиссии в храм вошли верующие с просьбой оставить часть изъятого. Священник Ростислав Голиков призвал верующих успокоиться, но в это время кто-то стал бить в набат, после чего вокруг храма собралось множество людей. Когда комиссия выходила из храма, на них стали сыпаться обвинения, а затем в них полетели камни и палки, в результате чего одному члену комиссии было причинено ранение головы. За сопротивление властям и сокрытие ценностей на священника и церковный актив 22 декабря 1922 года было заведено уголовное дело, которое в апреле 1923 года было передано в Московский губернский суд. Дальнейшая судьба обвиняемых неизвестна. После закрытия церкви в начале 1941 года было разрушено завершение храма — верхняя часть колокольни и главка, венчавшая ротонду купольной части, были сняты кресты. Позже с южной стороны трапезной сооружена глухая кирпичная перегородка, разделившая здание на два помещения, из которых в западном располагался гараж, а в восточном — склад минеральных удобрений. Западные окна южной стороны были превращены в ворота гаража. В трапезной в 1978 году построена кирпичная стена на уровне восточных столбов.

В 1996 году при храме Преображения возникла и была зарегистрирована церковная община. В настоящее время службы совершаются во временном помещении двухэтажного каменного здания, где до этого размещались мастерские фирмы «Юность».

 Информация предоставлена настоятелем храма Архангела Михаила в г.Талдоме Московской области священником И. Шугаевым


Владислав Зарецкий  1 декабря 2007
Приходская церковь, выстроена на средства прихожан - помещичьих крестьян в 1836 году в стиле позднего классицизма. Кирпичная, была оштукатурена. Композиция трехчастная осевая. Односветный четверик церкви увенчан широкой световой ротондой. С востока к нему примыкает полукруглый алтарь, с запада обширная трапезная. Боковые фасады четверика украшены четырехколонными портиками. Колокольня состоит из трёх убывающих по высоте кубических ярусов, украшенных колоннами. Главный престол Преображенский, в трапезной, видимо, были два придела. Внутреннее убранство в основном утрачено. Возвращена верующим в 1996 в тяжёлом состоянии, регулярные богослужения и активные восстановительные работы не начаты.

Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  29 января 2020

Из архивных и печатных материалов Тверского областного архива следует, что в селе «Спасское (иногда - Спac) Квашонки тож», которое в первой половине XVIII века находилось в Кашинском уезде, Белгородском стане, затем в Калязинском уезде, «церковь Преображения Господня существует исстари». Таким образом, пока дату первоначального возникновения храма в этом селе установить не удалось. Но точно можно предполагать, что церковь в этом селе существовала уже во второй половине XVII века, если не ранее.

В одном из документов Тверской духовной консистории нам удалось найти из сведений за 1736 год, что в этом селе бывшая раньше деревянная церковь сгорела во время пожара в конце 20-х или в начале 30-х годов XVIII в. и в 1734 году было дано разрешение на строительство новой церкви «тщанием прихожан». Из прошения в Правительствующий Синод в 1736 году местного помещика лейб-гвардии капитана-поручика князя Алексея Ивановича Юсупова видно, что на погорелом месте уже была построена новая деревянная церковь «во имя Преображения Господня с приделом Владимирской Пресвятой Богородицы» с деревянной же колокольнею. Проситель обращался за разрешением освятить новую церковь, что и было сделано в 1737 г. Службу в ней вел священник Иван Никитин с причтом, затем его сменил Епифан Иванов. Священнослужители церкви имели 75 десятин пашенной и сенокосной земли. Церковный приход составляли 84 двора, в которых жили 358 душ мужского пола, да еще к приходу относились 89 дворов казенных (государственных) крестьян, в которых было около 180 душ. Из других сведений известно, что в 1824 году священником этой церкви был Иван Васильев, а в 1837 году - Василий Иванов Крестников.

В «Тверском епархиальном статистическом сборнике», изданном в 1901 году в Твери, есть сведения о том, что в 1836 году в селе Спасское-Квашонки была построена уже каменная трехпрестольная церковь: в холодной половине - Преображения Господня, а в теплой - два престола: Владимирской Божией Матери и Святого Николая. Церковная усадьба составляла 3 десятины земли, на которой, кроме храма, была еще деревянная церковная сторожка (вероятнее всего, эта построенная в 1836 году каменная церковь и сохранилась до настоящего времени).

Священником в церкви с 1883 года был Николай Николаевич Белюстин, 42-х лет, являвшийся одновременно законоучителем вземском училище села. (Замечу, что фамилия Белюстины фигурирует в истории Калязинского уезда).

В приход церкви в начале XX века входили: с. Спасское-Квашонки - 86 дворов, 236 жителей мужского и 266 женского пола и жители деревень: Соцково (ныне Соцкое), Сменки, Желдыбино, Некрасово, Волкуша, Моклыгино, Дулово и Мякишево: всего 330 дворов.

Чертежи этого церковного здания пока не найдены, возможно, они и не сохранились.

В. Чернышов, кандидат исторических наук, г. Тверь. Источники: Государственный архив Тверской области (ГATО), фонд 160 (Тверская духовная консистория) опись 8, дело № 2580, листы 1-8 и дело № 2608, листы 2-11.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  16 декабря 2023

Деревня Квашёнки (позже - село Спасское-Квашёнки) впервые упоминается в 1677 г. в Кашинской переписной книге. В 1719-20 гг. в селе уже существовала церковь. В документе Тверской духовной консистории за 1736 г. есть сведения, что в этом селе бывшая раньше деревянная церковь сгорела во время пожара в конце 20-х или в начале 30-х гг. XVIII в.

В 1734 г. было дано разрешение на строительство новой церкви «тщанием прихожан». Из прошения в Правительствующий Синод в 1736 г. местного помещика лейб-гвардии капитана – поручика князя Алексея Ивановича Юсупова видно, что на погорелом месте уже была построена новая деревянная церковь «во имя Преображения Господня с приделом Владимирской Пресвятой Богородицы» с деревянной же колокольнею. Проситель обращался за разрешением освятить новую церковь, что и было сделано в 1737 г. В 1830-1836 гг. в селе была построена каменная церковь. Основной престол был освящён в честь Преображения Господня, а два других – в честь Владимирской иконы Божией Матери и святителя Николая. Однако в межевом описании Калязинского уезда за 1855 г. сказано, что в селе есть господский дом деревянный на каменном фундаменте и есть церковь каменная еще не освященная. Разногласие источников объясняется тем, что после постройки церковь освящалась дважды, поскольку часть храма перестраивалась.

Приходская церковь выстроена на средства прихожан – помещичьих крестьян в стиле позднего классицизма. Кирпичная, была оштукатурена. Композиция трехчастная осевая. Односветный четверик церкви увенчан широкой световой ротондой. С востока к нему примыкает полукруглый алтарь, с запада обширная трапезная. Боковые фасады четверика украшены четырехколонными портиками. Колокольня состоит из трёх убывающих по высоте кубических ярусов, украшенных колоннами. В приход церкви Спаса-Преображения в начале XX века входили: с. Спасское-Квашонки — 86 дворов, 236 жителей мужского и 266 женского пола и жители деревень: Соцково (ныне Соцкое), Сменки, Желдыбино, Некрасово, Волкуша, Моклыгино, Дулово и Мякишево: всего 330 дворов. В неспокойные революционные годы настоятелем Спасо-Преображенской церкви был священник Николай Николаевич Белюстин (1858–1924 гг.) происходивший из древнего рода, сведения о котором сохранились, начиная с 1665 года: до сего дня родословное древо насчитывает двенадцать поколений! Начиная с середины XVIII в. и до 1919 г. многие его предки были священниками. Представители рода также возглавляли приход единственной церкви села Талдом около 150 лет, с 1727 по 1870 годы. Дьяконом квашёнковского храма являлся Иван Петров Фирсов (род. ок. 1849 г.). Он был сыном дьякона с. Квашенки Петра Николаевича Фирсова. С середины 1912 г. до 1916 г. (пока не забрали на Первую мировую войну) в Преображенском храме возглавлял церковный хор будущий священномученик Владимир Александрович Моринский (24.6.1883 – 15.09.1937), усердный молитвенник и подвижник, который, как и В.Н.Ажаев, пострадал от репрессий, был дважды арестован: в апреле 1935-го года и в сентябре 1937 г.; расстрелян в Казахстане.

В статье «И ударили в набат в Квашонках …» историк, краевед Т.А. Хлебянкина пишет об изъятии церковных ценностей на основании соответствующего декрета ВЦИК от февраля 1922 г. и о деле «по обвинению... граждан Голикова Р.А., Бычкова П.А.. Зубова И.З., Королева А.Н. и других в сокрытии церковных ценностей и в сопротивлении властям», начатом 9 января 1923 г. и оконченном 26 апреля 1923г. В 1922 г. началось изъятие церковных ценностей и во всех церквях Талдомского района, об этом также имеются документы в ЦГАМО. Обычно, как отмечали в своих отчетах оперуполномоченные, изъятие шло «без эксцессов». И только в селе Квашонки произошло мероприятие, говорящее о нежелании причта и прихожан подчиняться новой безбожной власти. Из заявления членов комиссии по изъятию церковных ценностей Бурова, Колесова и Морозова в Ленинскую подкомиссию: «Прибыв 28-го апреля 1922 года в село Квашонки они вместе с представителем Ленинского волисполкома Евдокимовым и экспертом Гирш в сопровождении священника Голикова и представителей верующих явились в храм и приступили к изъятию церковных ценностей. По сличении предъявленных вещей с описью церковного имущества 1919 г. многих вещей не оказалось. После настойчивых требований со стороны комиссии о представлении недостающего имущества, верующие принесли часть ценностей..., после чего в храм вошла толпа, подняла шум и всячески мешала работе комиссии... Далее во время изъятия на колокольню, дверь в которую оказалась незапертой, вошли граждане, следствием не выясненные, и ударили в набат... Набатный звон привлек еще большую толпу, настроение которой поднималось, и когда изъятие было окончено и члены комиссии вышли из храма, то толпа стала оскорблять их и бросать палки и камни в членов комиссии... и эксперту Гирш было причинено ранение головы...» За сопротивление властям и сокрытие ценностей на священника и церковный актив 22 декабря 1922 года было заведено уголовное дело, которое в апреле 1923 года было передано в Московский губернский суд. Дальнейшая судьба обвиняемых неизвестна.

Церковь продолжала работать до конца 1930-х гг. В начале 1941 г. было разрушено завершение храма — верхняя часть колокольни и главка, венчавшая ротонду купольной части, были сняты кресты. Позже с южной стороны трапезной сооружена глухая кирпичная перегородка, разделившая здание на два помещения, из которых в западном располагался гараж, а в восточном — склад минеральных удобрений. Западные окна южной стороны были превращены в ворота гаража. В трапезной в 1978 г. построена кирпичная стена на уровне восточных столбов. В 1996 г. в селе Квашонки, при храме Преображения была зарегистрирована церковная община. До 2014 г. службы совершались во временном помещении двухэтажного каменного здания, так-как в здании полуразрушенного храма размещались мастерские фирмы «Юность». В марте-апреле 2014 г. православной общиной была проведена огромная работа, и 19 апреля 2014 г., празднования Пасхальных богослужений уже проводились в храме Преображения. Осенью 2014 г. был произведен монтаж отопительного и котельного оборудования. Теперь храм отапливается. В храме регулярно совершаются Богослужения (по субботам, воскресеньям и праздничным дням). 8 сентября 2015 г. в престольный праздник Сретение Владимирской иконы Божией Матери прошло освящение именного колокола, подаренного храму членом приходского совета О.А. Федониным.

В 2019 г. была проделана большая работа по восстановлению колокольни. С января по май велись монтажно-сварочные работы по укреплению внутренней части колокольни, а именно, была сделана стяжка из металлических швеллеров, способствующая укреплению стен колокольни, после чего была смонтирована металлическая лестница до верхнего яруса колокольни. Вторым этапом было возведение строительных лесов до самой крыши колокольни, а также частичная замена устаревших от времени лесов, после чего была сделана крыша на колокольне. Третьим этапом, пожалуй, самым сложным и ответственным, было восстановление утраченных архитектурных элементов фасада колокольни. Четвертым этапом, не менее важным, было оштукатуривание поверхности и покраска фасада. По окончании строительных работ были проведены восстановительные работы по замене старых балок, на которых издревле висели колокола. Были изготовлены новые кованные крепежные элементы, по сохранившимся фрагментам, после чего был совершен подъем колоколов, подаренных храму меценатами. Также в этом году было сделано: сделана отмостка по периметру колокольни и трапезной, отремонтировано боковое крыльцо и на нем выложена плитка, в купольной части храма восстановили свод, арочный проем, соединяющий алтарь с купольной частью, с наружной стороны купольной части сделана отсыпка ПГС, на 50 см по высоте, по периметру, для поднятия уровня земли, предотвращающая проникновение воды в здание, а также препятствующая разрушению фундамента.

В храме Преображения Господня с. Квашенки был крещён известный писатель, лауреат Сталинской премии Василий Николаевич Ажаев (1912–1968), знаменитый своими романами «Далеко от Москвы», «Вагон» и другими произведениями.

В селе существовала часовня, вероятно кирпичная, приписанная к церкви. В 1931 г. закрыта и перестроена в силосную башню.

Источник: Газета Заря г.о. Талдома от 19.08.2021



Комментарии и обсуждение


Церковь Преображения Господня с приделами Владимирской Божьей Матери и Святителя Николая. Построена в 1836г. в стиле классицизма. Была закрыта в 1930-е гг. В 1996г. передана Патриархии в плохом состоянии. Реставрируется.
1 ноября 2007, Владислав Зарецкий.

Церковь Преображения Господня по адресу: Талдомский район, с.Квашенки, является объектом культурного наследия регионального значения (Постановление Правительства МО от 15.03.2002 г. № 84/9).

Современный адрес: с/п Квашенковское, с.Квашенки.

Кирилл Аминов 12 мая 2015 г.

12 мая 2015.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.