В материалах церковного историка В. И. Холмогорова значится, что собор Воскресения Христова существовал в Рузе издревле, но был разрушен, как и многие другие храмы, в Смутное время. «В Рузе внутри города была соборная церковь Воскресения Христова, а ныне место церковное пусто», – отмечалось в писцовых книгах 1628 г. Фраза «внутри города» означала, что первый собор находился не там, где стоит нынешний храм, а внутри городской крепости на валу. В то же время на посаде, на месте нынешнего Воскресенского собора, в начале XVII века существовала другая церковь – Николая Чудотворца, которая и стала числиться соборной вместо исчезнувшей на «городке».
В 1712 г. прихожане Никольской церкви Рузы подали в Патриарший казенный приказ прошение о постройке новой каменной церкви: «Державшнейший царь, государь всемилостивейший! В прошлых, государь, годех была в городе Рузе соборная церковь Воскресения Христова, а ныне в городе соборныя церкви нет, да в городе же Рузе церковь приходская Николая Чудотворца деревянная ветха, и города Рузы и всяких разных чинов люди вкладчики обещали вновь ту соборную церковь Воскресения Христова построить каменную, да в приделе к той соборной церкви приходскую церковь Николая Чудотворца теплую, и просили… построить вновь каменную близ торгу, на погосте Николая Чудотворца».
Прошение было удовлетворено: соборная Воскресенская церковь была построена в 1721 г., а теплый Никольский придел чуть раньше – в 1717 г. Благочестивые ружане одним делом решили сразу две давние проблемы: восстановили в городе соборную Воскресенскую церковь, уничтоженную еще в Смутное время, и обновили обветшавший приходской Никольский храм. Нынешний собор Воскресения Христова, таким образом, одновременно является преемником и первого собора, располагавшегося когда-то на городке, и Никольского храма, на погосте которого стоит. Кроме того, в каком-то смысле этот храм является «материнским» для отдельного прихода св. Димитрия Солунского, бывшего сначала приделом старинной Никольской церкви, и только с 1679 г. ставшего отдельным храмом в другой части посада. Это важно отметить потому, что на исходе советской эпохи именно Димитриевский храм открылся в Рузе первым и с тех пор стал исполнять функции главного храма Рузского благочиния (стал как бы собором), в то время как исторический главный Воскресенский собор вернули верующим только в 2009 г.
Вот что писал о Рузе в «Подмосковных дорожных заметках» 1862 г. Сергей Александрович Яковлев: «Едва ли можно найти еще где-нибудь более неудобную для езды дорогу, как от Москвы до Звенигорода, на которой нужно ехать, чтобы попасть в Рузу…Город небольшой и ничем незамечательный; расположен он на одном из скатов горы; строения красивы; о фабриках или мануфактурных заведениях и помину нет, – их нет в уезде. Город стоит при реке Рузе, по которой сплавляют лес в Москву реку».
Одними из тех, кто занимался сплавом древесины по реке Рузе, были купцы Стрелковы, жившие в Воскресенской слободе напротив соборного храма в собственном каменном двухэтажном доме (здание сохранилось и сегодня). Василий Климович Стрелков был в свое время бургомистром, его сын Николай Васильевич – городским головой, а внук Михаил Николаевич – ктитором Воскресенского собора. В книге «Священно-церковнослужители и ктиторы Московской епархии первой трети XX столетия» есть такая запись: «Стрелков Михаил Николаевич – ктитор, собор Воскресения Словущего г. Руза».
В клировой ведомости за 1916 г. значится следующее: «Церковный староста (Воскресенского собора) потомственный почетный гражданин Михаил Николаевич Стрелков, 50 лет. Служит первое трехлетие. В виду усердной службы и полезной деятельности на пользу церкви епископом Можайским Дмитрием от 20 апреля 1916 года резолюцией разрешено ему ношение мундира X класса для православного духовного ведомства установленного». Историю трагического брака отца ктитора Воскресенского собора Рузы Николая Васильевича Стрелкова мы встречаем в книге 1919 года «Горбовская хроника: по архиву семьи Щукиных». Эти купцы Щукины также скупали в округе лесные дачи, рубили лес и сплавляли его весной по реке Рузе и Москве. Глафира Алексеевна Щукина, жившая после смерти родителей на попечении старшего брата Сергея Алексеевича, в 1860 г. была отдана им замуж за рузского купца Николая Васильевича Стрелкова. Сватовство и свадьба совершились, как и многие брачные церемонии в то время, стремительно и прагматично. Неведомый жених из Рузы неожиданно прибыл в дом Щукиных в Горбово с матерью и зятем, выпил чая с незамужними родственницами Щукиных, поиграл в карты, а после ужина Сергей Алексеевич сообщили младшей сестре Глафире, что за нее сделано предложение.
После того, как на следующий день гости уехали обратно в Рузу, между семьями, как между опытными купцами, начались переговоры о главном: денежной и имущественной стороне будущего брака. Вот что Сергей Алексеевич Щукин написал о выбранном женихе: «Вчерашний день любезнейшую нашу сестрицу Глафиру Алексеевну помолвили в город Рузу за купеческого сына Николая Васильевича Стрелкова в замужество. Молодой человек 22 лет, старший сын рузского купца Василия Климовича Стрелкова; торгует он в Москве лесом, дома овощная лавка; в собственном доме внизу трактир. Люди очень добрые и имеют хорошее состояние, рассчитывают их в 50 тысяч руб. серебром».
Несмотря на то, что брак был оформлен больше как торговая сделка, а молодые едва были знакомы, их союз оказался бы счастливым, если бы не случившаяся трагедия. «Муж в Глафирушке души не чаял, она тоже всем сердцем полюбила его, но умерла после первых родов, в том же 1860 г. Николай Васильевич Стрелков с ума сходил от горя», – говорится в «Горбовской хронике». Дочь Глафиры Щукиной выжила, а во втором браке у Николая Васильевича родился сын Михаил, ставший в предреволюционные годы ктитором Воскресенского собора Рузы.
Собор Воскресения Христова расположен на площади Партизан, раньше - это была Базарная (торговая) площадь, на которой устраивался торг. Купцы съезжались с близлежащих уездов Московской губернии. Когда храм возвысился на площади ее стали наименовать – Соборной. История храма уходит в глубь далеких времён. Посвящён сей храм был во имя великого православного праздника Воскресения Христова – святой Пасхи и строился в XIV веке, когда в годы княжения Иваны Калиты деревянная крепость Руза была западным пограничным городом молодого Московского государства. Церковь также была деревянной, часто ветшала, ну а рузский люд на том же месте рубил периодически новый храм. Храм располагался на почетном месте – в центре западной площади крепости окружённой валами (нынешнего Городка). Крепло московское княжество, росла Руза. Прошли годы и на месте деревянной церкви встал каменный Воскресенский собор. Это произошло в начале XVI века. Каков был тогда собор? Это было высокое здание на мощном фундаменте с шатровой кровлей, а венчала ее маленькая главка. С запада к храму примыкала колокольня, которая заканчивалась тоже шатром.
Шли годы, рядом с городком (на месте укреплённого городища) появились слободки. Центр города сместился, и собор оказался на окраине. Воскресенский храм сильно пострадал от пожара, случившийся в 1619 г. После литовского разорения писцовые книги 1628 г. сообщают: «В Рузе внутри города была соборная церковь Воскресения Христова, а ныне место церковное пусто». После Смутного времени, спустя некоторое время, было принято мудрое решение возвести заново собор в центре застройки.
Новую церковь, по указу Петра I, начали возводить не на прежнем месте, а на месте другой разрушенной — Никольской. 27 марта 1713 г. из Духовного приказа дана была благословенная грамота «попу Петру Савину», а уже в январе 1721 г. Воскресенский храм уже был построен и освящен. История сохранила имя строителя собора – священника Петра Саввина. Просторная церковь освещалась двумя рядами окон. Его украшали большая алтарная апсида и величественное традиционное пятиглавие. Престолов в соборе было три: главный в честь Воскресения Христова, и в пределах – в честь Тихвинской иконы Божией Матери устроен в 1839 г. (согласно метрике 1887 г.), во имя святителя Николая, устроен в 1717 г. и переустроен в 1847 или 1849 гг. Под стать собору была выстроена высокая колокольня. По имеющимся данным, она построена в 1725-1728 гг. и перестроенная после 1858 года. При храме имелись часовня и богадельня.
В 1812 г. храм был разграблен наполеоновским отрядом, зашедшим тогда в Рузу. Особо ценные драгоценности были заранее аккуратно спрятаны благочестивыми прихожанами. Дружными усилиями прихожан и рузских купцов церковная утварь была быстро восстановлена, что-то приобретено заново, а собор, после косметического ремонта, переосвящён. При Николае I, в 1830 г., разработаны чертежи надстройки колокольни и всего здания. Замысел был осуществлен. К западу спускалась каменная лестница. Такое преображение храма связано с тем, что в начале XIX века вблизи часовни собора было совершено массовое погребение горожан, умерших во время «морового поветрия».
В первой половине XIX века была перестроена трапезная — в 1837 г. устроен престол Тихвинской иконы, в 1847 г. (или 1849) переустроен Никольский. Сам собор и колокольня в 1859 г. были перестроены в псевдорусском стиле. Воскресенские колокола были самыми большими и звучными в уезде. На подъезде к городу за 10-12 километров радовал слух величавый благовест. Среди прихожан Воскресенского собора были не только жители Рузы, но и крестьяне из нескольких соседних с городом деревень. Перед закрытием храма в довоенное время последним священником был А. И. Воскресенский, о дальнейшей судьбе которого мало, что известно.
Около 1925 г. собор был закрыт, колокольня, и главки храма разобраны. В 1941-1942 гг. немецкие оккупанты превратили собор в опорный пункт. Церковь сильно пострадала от обстрелов. В советское время до 1971 г. в помещении был обустроен кинотеатр, а затем до 2000-х гг., размещалась детская спортивная школа по вольной борьбе. В 1960-е гг. в богадельне была школа, а затем РОНО, до конца 1980-х гг. в часовне располагалось кинохранилище. В 2009 г. собор возвращён верующим, отремонтирован, проводятся богослужения. Первую литургию 9 июля 2010 г. в праздник Тихвинской иконы Божией Матери совершил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Воскресенский собор – духовный центр застройки Рузы с величественным архитектурным обликом. Сейчас городской собор украшен пятью золотыми маковками куполов с крестами, восстанавливается и внутреннее убранство храма.
Воскресенский собор освящен во имя великого православного праздника Воскресения Христова – святой Пасхи. Дай Бог, настанут времена, когда малиновый перезвон соборных колоколов, как и в старину, будет литься над всей Рузской округой.
С сайта: https://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков. Воскресенский собор в Рузе и сайта: http://cult.ruzaregion.ru/uchrezhdeniya/svyatye-mesta-zemli-ruzskoi-avtory-naleshkin-i-lsokolov.