В советские годы в подмосковной Рузе не было ни одного действующего храма. Тридцать лет назад в 1989 году верующим была возвращена кладбищенская церковь великомученика Димитрия Солунского, использовавшаяся до этого как склад, фабрика по производству валенок, мастерская и трансформаторная подстанция. Дмитриевский храм стал впоследствии центром Рузского благочиния и первой восстановленной городской церковью. Храм Димитрия Солунского при старом городском кладбище Рузы оригинален по своей архитектуре. Авторство его проекта часто приписывают знаменитому русскому зодчему Матвею Казакову. Подлинность этой версии доказать сложно, но сохранилось имя храмоздателя. Церковь была построена в 1792 году на средства рузского мещанина Михаила Дмитриевича Брюшкова. К этой фамилии относилось немало уважаемых ружан купеческого и мещанского сословия. В их числе видный церковный деятель и, по-видимому, родственник храмоздателя, архимандрит Макарий (Матвей Кузьмич) Брюшков.
Жизнь архимандрита Макария Брюшкова была тесно связана с подмосковным Николо-Пешношским монастырем, поэтому о его духовном пути можно прочесть в «Историческом описании мужеского общежительного монастыря святого чудотворца Николая, что на Пешноше» К. Ф. Калайдовича. Дореволюционный автор ставил архимандрита Макария в один ряд с такими выдающимися деятелями монашества XVIII столетия как Паисий Величковский, Феофан Новоезерский, Назарий Валаамский, Клеопа Введенский и Игнатий Симоновский. Архимандрит Макарий Брюшков восстановил восемь монастырей, пришедших в упадок после секуляризации 1764 года, политики притеснения монашества Петром I, а затем Бироном (фаворитом Анны Иоанновны). Двадцать четыре ученика Макария стали настоятелями русских обителей в разных частях империи. Калайдович писал об этом подмосковном подвижнике так: «Память его должна быть священною не для одних обителей, но и для всех, чтущих труды подвижнической жизни».
Отец Макарий (в миру Матвей) родился в Рузе в 1750 году в купеческой семье Кузьмы и Евдокии Брюшковых. Мальчиком его отправили учиться торговле в Москву, однако Матвей не полюбил коммерческого дела, а стал искать возможности уйти в монастырь. В 1767 году юноша приехал в Санаксарскую обитель под духовное руководство к старцу Феодору (Ушакову) – родственнику знаменитого адмирала. В этой обители Матвей познакомился с будущим архимандритом Феофаном Новоезерским. Вместе они пережили несправедливую ссылку своего духовника старца Феодора на Соловки и захват города бандами Пугачева. В 1776 году Матвей Брюшков перешел в Островскую Введенскую пустынь во Владимирской губернии. Настоятель этого монастыря старец Клеопа постриг послушника Матвея в иноческий чин с новым именем Макарий.
В 1781 году епископ Феофилакт Переяславский обратил внимание на пришедшую в почти полное запустение Николо-Пешношскую обитель. Иерарх вызвал из Введенской островной пустыни двенадцать монахов, чтобы они возродили здесь иноческую жизнь. Казначеем восстанавливаемого монастыря был назначен о. Макарий Брюшков – к тому времени уже иеромонах. Увидев руины некогда славного монастыря на Пешноше, Макарий пришел в уныние, хотел уйти подвизаться в другое место, но колебавшемуся иноку во сне явились преподобные Сергий Радонежский и Мефодий Пешношский, укрепляя его такими словами: «Не отходи отсюда; и здесь будет во всем изобилие». Предсказание это сбылось – остаток жизни архимандрит Макарий посвятил возрождению Пешношской обители, которая благодаря его трудам из руин стала центром иночества и «училищем благочестия». Калайдович писал: «Он решился жить только на Пешноше и только для Пешноши». В этой обители старец скончался в 1811 году.
В 1848 году на средства местной помещицы Елизаветы Петровны Арсеньевой Дмитрие-Солунский храм на кладбище был расширен. Были возведены два придела: в честь Нерукотворного образа Спасителя и иконы Божией Матери Утоли моя печали. Другим чтимым в Рузе образом Богоматери до революции была «Скоропослушница». Упоминание об этом встречается в книге о. Олега Пэнэжко: «30 декабря 1894 года в Рузе открыто отделение епархиального Кирилло-Мефодиевского братства во имя чтимой в городе иконы Божией Матери Скоропослушница». Председателем отделения братства стал священник кладбищенской церкви Димитрия Солунского С.Сокольский. Кирилло-Мефодиевское братство – это общественная организация, созданная в 1884 году и действовавшая на территории Московской губернии. В ее задачи входило народное просвещение и строительство церковно-приходских школ. В частности, при поддержке Кирилло-Мефодиевского братства в Рузском уезде были построены школы в Шилово, Спасском, Козлово.
Почитание иконы Скоропослушницы в Рузе, вероятно, связано с московским списком афонской святыни, который до революции хранился в снесенной в 1930-е годы часовне святого целителя Пантелеимона у Лубянской площади. В 1866 году в Москве было открыто подворье Афонского Пантелеимонова монастыря, в связи с чем со святой горы были привезены часть мощей св. Пантелеимона и список чудотворной иконы Божией Матери Скоропослушница. В 1883 году у Владимирских ворот Китай-Города была построена новая часовня-подворье Афонской обители, и в 1887 году святыни были перенесены на новое место.
В сборнике Е. Поселянина «Богоматерь» почитание списка из Пантелеимоновой часовни связывается с подмосковной Рузой. Вот как описаны обстоятельства прославления этого образа: «От иконы получила исцеление вдова из уездного города Рузы Московской губернии, бесноватая Анастасия Фролова, страдавшая 20 лет припадками, возобновлявшимися с нею всякий праздник, воскресенье, среду и пятницу… То же самое с ней бывало во время служб церковных и когда при ней заговаривали о чем-нибудь священном. Родные посоветовали ей побывать у иконы Скоропослушницы. Когда она приехала в Москву, икону как раз переносили с Полянки из дома Афонского подворья в часовню Пантелеимона. Страдания женщины прекратились, когда отслужили молебен».
А теперь стоит обратиться к истории самого храма во имя Димитрия Солунского. На этом месте храм с этим посвящением существовал ещё с ХVI века. Церковь изначально была деревянной. Храм великомученика Димитрия Солунского построен к западу от старинного крепостного вала, т. н. Городка. Помощь святого, покровителя православного воинства, придавало силы защитникам города-крепости Руза. Церковь сгорела во время польско-литовского нашествия. Известно, что в 1618 году рузская крепость выдержала осаду польско-литовских войск королевича Владислава. Сведения о восстановлении храма относятся к 1678 г. Церковь была срублена снова, из дерева.
Каменная же церковь во имя Димитрия Солунского была возведена рузским людом в 1795 году. Интересно то, как строилась Димитриевская церковь. Первоначально выстроена только восточная апсидная часть, затем к апсиде был пристроен основной объём – восьмигранник с пятью главками, а уж потом небольшая трапезная и колокольня. Церковь, практически круглая в плане, восьмигранная постройка, увенчанная восьмигранными баранами, на которых вознеслись пять главок с крестами. Изначально, эта церковь создавалась под звоны "иже под колоколы". Сложная объемная композиция здания, при которой ярусная система сочетается с пятиглавием, и приемы декоративного убранства восходят к архитектуре нарышкинского барокко. Невысокий восьмигранный столп храма перекрыт плоским сомкнутым сводом с круглыми люкарнами. Стоящий на нем меньший по объему восьмерик с главой был некогда сквозным и как уже было сказано, служил звонницей. На ярус "звона" вела внутристенная лестница. Диагональные, сильно раскрепованные грани столпа, покрытые мелким рустом, несут малые главы на граненых барабанах-трибунах. Фасады завершены чередующимися лучковыми и треугольными фронтонами на четком и легком антаблементе. Сложному построению внешнего объема противостоит целостность внутреннего пространства, также наделенного чертами барокко. Боковые приделы и колокольня возведены в 1848 г.
Если войдем в церковь, то увидим, что там нет светлого проема, как, например, в церкви Покрова Пресвятой Богородицы города Рузы. Эта часть перекрыта сводом. Раньше в интерьере была лестница, по которой звонари попадали на колокольню. Увы, сейчас её нет. Кто проектировал и строил храм Св. влмч. Димитрия Солунского, сведений нет. Но явно это был талантливый архитектор, живший в эпоху знаменитого Матвея Казакова Перестройка церкви в позапрошлом веке проводилась так, чтобы пристройка не испортила красоту и облик первоначального сооруженного здания. Боковые главки и колокольня отодвинуты, дабы максимально сохранить подлинный шедевр неизвестного архитектора. Тогда пристроили два боковых придела. Один- в честь Спаса Нерукотворного Образа, другой - в честь Божьей Матери "Утоли моя печали" . Тогда же и выстроили новую колокольню, примкнувшую к основному объёму с западной стороны.
В 1910 г., к приближающимся праздникам, приуроченным к 300-летию Дома Романовых, проведен ремонт в церкви и сделано калориферное отопление. Последняя служба в церкви Димитрия Солунского прошла в 1938 г. Настоятеля репрессировали. Храм богоборцы разграбили, а колокола сбросили с колокольни и увезли на переплавку. Спустя некоторое время, здание неиспользующегося храма было отдано местными властями артели, изготавливавшей валенки.
Церковь Димитрия Солунского, как и другие культовые сооружения Рузы, сильно пострадал в ходе ожесточённых боёв в годы Великой Отечественной войны. По окончании войны и в поствоенный период Димитриевская церковь не ремонтировалась и не реставрировалась. В 1970-1980-х годах здание храма было отдано местными властями под склад, позже в помещении бывшей церкви располагались мастерские, трансформаторная подстанция, затем церковное помещение было занято промкомбинатом. Колокольня, которая тогда ещё возвышалась с западной стороны основного объёма, использовалась в качестве парашютной вышки, затем звонница была разобрана из-за аварийного состояния на кирпич.
Церковь действует вновь с 1989 г., после того как рузские власти передали обезображенное здание храма православному приходу РПЦ. На средства прихожан и благотворителей города началось восстановление этого старинного храма Рузской земли. Многие организации Рузского района внесли в возрождение храма свою лепту. Попутно, в те годы шло и строительство дома священника, трапезной, библиотеки, гостиницы, воскресной школы, словом - тех помещений, которые необходимы для нормальной приходской жизни. В 1990 году создается детская воскресная школа, затем детский хор и школа ремесел. Установлены все иконостасы, проведено газовое отопление, храм полностью оштукатурен и покрашен. 20 мая 1995 года церковь Димитрия Солунского после восстановления и благоустройства прихрамовой территории, была освящена архиепископом Можайским Григорием. В 1996 году образуется Рузское благочиние. Храм Димитрия Солунского становится центральным приходом благочиния.
Храм Святого Великомученика Димитрия- один из привлекательных по красоте в Рузской округе. При церкви чудом сохранился подлинный железный кованый крест конца ХVIII века. Издалека эта рузская церковь выглядит приземистой игрушкой, а подходишь ближе - она как бы взлетает в поднебесье.
С сайта: https://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков. Дмитрие-Солунская церковь в Рузе и с сайта: Паломничество в Рузу, Димитрие-Солунский храм (Руза) – Азбука паломника (azbyka.ru)