Специалисты причисляют Воскресенскую церковь на Бережке к отличным образцам "нарышкинского барокко" в Брянской области. Не должен смущать тот факт, что этот архитектурный стиль на первый взгляд имеет привязку к московскому региону. Ведь монастырь, к которому относился храм - Тихонова пустынь, был приписан к Ново-Иерусалимской обители, что находится в Подмосковном регионе. А следовательно, "столичный" стиль вполне логично нашёл применение так далеко от столицы. Храм большой, двухэтажный, построенный по относительно редкой композиционной схеме "иже под колоколы". Верхний ярус церкви является звонницей, так что колокольня - очевидно, позднейшая; изначально храм обходился без неё, и вся композиция стремилась к центрической. Нижний этаж, однако же, тяготеет к иному приёму - "храм кораблём", он отчётливо вытянут по оси восток-запад, так что композиция получается сложной. Общее объёмно-пространственное решение - традиционный "восьмерик на четверике", вернее, если считать с ярусом звона, ряд последовательно уменьшающихся восьмериков, установленных друг на друга. И наконец, всё сооружение ещё более усложняется "столпом Тихона" - уникальной надстройкой-башней, установленной над северо-западным углом четверика, примыкающей к восьмерику и немного возвышающейся над ним. На самом деле в башне, символизирующей столп отшельника, находится лестница на звонницу. Так символичное сочетается с практичным. Зодчие, бывало, по-разному решали проблему подъёма на звонницу храма "иже под колоколы", в данном случае объединение чисто утилитарных функций с символическими и эстетическими выполнено на высочайшем уровне.
"Столп" - ярчайшая, запоминающаяся деталь Воскресенской церкви. Над восьмериком звона располагается ещё один миниатюрный восьмеричок, над ним - маленькая главка на изящной шейке барабана. Восьмерик широкий, также с богатыми наличниками больших окон; его грани расчленены полуколонками, не доходящими до низа восьмерика - как бы "подвешенными" на карнизе; это придаёт крупному объёму лёгкости и воздушности, зрительно отрывая его от массивной подошвы четверика. Последовательность уменьшающихся восьмериков подчёркивает эту лёгкость. Богато декорированные наличники - непременный атрибут нарышкинского стиля, наследие предшествующей архитектурной эпохи узорочья. Оттуда же идёт традиция делать наличники разной формы, акцентируя таким образом внимание на ключевых, по замыслу зодчего, деталях фасадов. Открытая галерея-гульбище - весьма частый элемент в архитектуре "нарышкинского барокко". Выход на гульбище - со второго этажа, из "летнего" храма. А внизу - придел Тихона Амафунтского нижней, "зимней" церкви. Реставрация должна вернуть галерее с приделом былое великолепие. В храме по сей день продолжается длительная многолетняя реставрация.
Трёхъярусная колокольня выполнена в стиле позднего классицизма, но устроена с таким расчётом, чтобы максимально гармонировать с храмом в формах барокко. Именно по этой причине она не оштукатурена, хотя для классицизма "голый кирпич" является в значительной мере вольностью. С храмом её соединяет узкий переход. Нижние этажи колокольни - правильные прямоугольные параллепипеды, у третьего яруса скошены углы. Завершает колокольню небольшой покатый купол с люкарнами и совсем крошечная главка. Интерьер Воскресенского храма чётко делится на нижний отапливаемый храм, где располагается престол в честь Смоленской иконы Божией Матери, и верхний "летний" храм - сейчас там продолжаются реставрационные работы. Вход в "зимнюю" церковь - через портал северного фасада, в "летнюю" - через нижний ярус колокольни, по лестнице на второй этаж.
"Зимний" храм, расположенный в нижнем этаже четверика, сильно вытянут по продольной оси запад-восток. Он состоит из алтаря с едва выраженным членением на три закруглённые апсиды, основного прямоугольного в плане объёма значительной длины, включающего собственно храм и две трапезные, и короткой паперти. К трапезной с южной стороны примыкает придел Тихона Амафунтского с гробницей (не сохранившейся) основателя пустыни Тихона и открытым гульбищем наверху, а северной - пристройка (ныне разобрана) на второй основной этаж. Интересное решение интерьера связано с башенной пристройкой - "столпом Тихона". Снаружи она кажется почти глухой. Однако, попадая внутрь (вход располагается в восточной стене трапезной, примыкающей к храму, но вне его основного объёма), понимаешь, что это не совсем так. Во-первых, на уровне второго света четверика башня имеет проём, выводящий в основной объём. Выше по лестнице темноту столпа прорезают узкие лучи света, проникающие через маленькие окошки-бойницы. Наконец, верхний ярус башенки имеет выход на кровлю четверика, откуда можно попасть на звонницу.
Из множества икон, хранящихся в Воскресенском храме, привлекает к себе внимание образ Преподобного Ильи Муромца. В Воскресенскую церковь регулярно привозят мощи различных святых из других храмов.
Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №308, 2018 г.