Неподалёку от Наро-Фоминска, в небольшом селе Каменское на берегу реки Нара находится старинная церковь Святителя Николая Чудотворца – древнейшая в Подмосковье. И храм этот не просто самый древний из сохранившихся в Московской области – церковь была построена в 1309-1312 гг., а сложенный полностью из белого камня, что удивительно для небольшого села в ХIV веке. Но Каменское село не простое. В то время село было великокняжеской вотчиной, которое, благодаря каменному храму, окруженному деревянным частоколом, было крепостью – единственной, защищавшей Московское княжество с юго-запада.
Храм небольшой, одноглавый, бесстолпный, принадлежит к «пилонному типу», распространенному в 12-14 веках в балканских странах, в русской архитектуре почти не встречающийся. О древности храма говорят слагающие его стены и своды камни, обработанные мастерами в «получистой» технике, из-за чего блоки выглядят неровными, и это заметно на сводах храма, которые опираются непосредственно на стены, а не на столпы.
Впервые Каменское упоминается в Духовной грамоте Ивана Калиты 1328 года, содержащей в себе следующие строки Великого князя, отправляющегося в Орду: «Во имя отца и сына и Святого Духа. Се яз грешный худый раб божий Иван пишу душевную грамоту, ида в Орду. Приказываю сыном своим отчину свою Москву; … моему сыну Ивану: Звенигород, Кремичну, Рузу, Фоминьское, Суходол, Великую слободу, Замошьскую слободу, Угожь, Ростовци, Окатьеву слободку, Скирминовьское, Тростну, Негучю; а села: село Рюховъское, село Каменичьское (Каменское – примечание автора)». А поскольку в Духовной грамоте Ивана Калиты Каменское упоминается как село, то уже, видимо, в то время храм, возможно, деревянный, там существовал.
Но вернёмся к самому селу Каменское, которое своё название получило, видимо, из-за залежей камня, разработки которого ведутся до настоящего времени. И сейчас в карьере села из песчано-гравийной смеси производят песок и добывают гравий, используемые в строительстве. Вместе с тем в своей книге «На берегу Нары» её автор Л.Г. Дробышевский писал, что до революции в болотах под Каменском производилась разработка руды для выплавки меди. Вот таким небедным на природные богатства было село Каменское.
Далее из опубликованных Духовных грамот московских князей узнаём, что село Каменское от Ивана Красного, сына Калиты, перешло его сыну Ивану Младшему, умершему от чумы ещё в отрочестве. Упоминается Каменское и в Духовной грамоте Дмитрия Донского: «А из княжа удела из Юрьева: Юрьева слобода, Суходол с Ыетею, с Ыстервою, да село Ондреевское, да Каменьское …» Таким образом, по Духовной грамоте Донского Каменское принадлежало его сыну Юрию. Ну, а затем оно, видимо, досталось Дмитрию Шемяке – сыну Юрия Дмитриевича. На этом можно было бы остановиться и перейти к прошлому самого храма. Но из краеведческих исследований протоиерея Олега Пэнэжко, автора ряда книг по истории храмов Подмосковья, в том числе и Наро-Фоминского района, следует, что сын Ивана Грозного, Фёдор Иванович, своей грамотой пожаловал село Каменское Архангельскому собору Московского Кремля, которое находилось в его владении до 1764 года.
Вместе с тем о времени постройки в селе Каменском каменной церкви Святителя Николая Мирликийского у краеведов существуют различные мнения. Одни считают, что храм был построен при Иване Красном. Между тем протоиерей Олег Пэнэжко в своих краеведческих исследованиях пишет, что ныне существующий в селе храм был построен при Дмитрии Донском примерно в 1370-х гг. В Смутное время он был разорён: «... в Каменском храм каменный Николы Чудотворца стоит пуст обвалился». Но в 1649 г. его вновь освятили, а в 1763 г. был освящён придел храма мученика Уара.
Во 2-ой пол. XVIII в. Каменское перестало быть вотчиной Архангельского собора Московского Кремля и перешло в ведомство Государственной коллегии экономии, а Боровский уезд с Каменским был переведён из Московской губернии в Калужское наместничество. В начале XIX в. Никольская церковь в Каменском была самой большой в округе. С 1802 г. по 1808 г. её настоятель, священник Сергий Федоров, был благочинным церквей Боровского уезда.
Не обошла Каменское и война с армией Наполеона. Отступая из Москвы, Наполеон 9 (22 н. ст.) октября 1812 г. прибыл в село Фоминское на реке Нара. А главные силы Кутузова М.И. расположились в селе Тарутино на той же реке. Между этими двумя лагерями по берегам р. Нара действовали казаки и партизаны под командованием генерала Дорохова И.С. Первое крупное сражение у Каменского произошло 5 (18 н. ст.) октября, когда к селу подошёл отряд французской кавалерии численность 500 чел. Кроме конницы Дорохова, в Каменском действовал ещё и партизанский отряд из 2 тыс. конных и пеших крестьян. Они наголову разбили французов и не дали разграбить церковь; в самом селе из 300 дворов сгорело только 20.
Важный бой в эти дни произошёл у соседней деревни Слизнево, где гусары и казаки Дорохова разбили французский транспорт, сопровождаемый 4 полками кавалерии 2 батальонами пехоты с 8 орудиями. Захваченные пленные показали на допросе, что 11 (24 н. ст.) октября штаб-квартира Наполеона должна прибыть в Боровск, после чего французская армия двинется на Малоярославец и затем на Калугу. Кутузов приказал русской коннице двигаться на Малоярославец. Два дня (12-13 октября ст. ст.) длилась ожесточенная битва армий Кутузова и Наполеона за этот город. Русская армия одержала победу, сыгравшую решающую роль в изгнании захватчиков из России. Кутузов так оценил значение проходивших здесь событий: «Река Нара будет для нас так же знаменита, как Непрядва, на берегах которой погибли бесчисленные полчища Мамая».
Закончилась Отечественная война 1812 г., затянулись нанесённые ей раны, выросло новое поколение. Назрела необходимость дальнейшего расширения Никольской церкви. При церкви была построена трапезная и трёхъярусная колокольня, разрушенные в советское время. В 1875 г. на колокольне храма был установлен 5 тонный колокол – самый большой в округе. В 1876 г. церковь была обнесена каменной оградой с железной решёткой, в ряду которой была построена каменная часовня.
9 мая 1892 г. был заложен, а 25 июня (ст. ст.) 1893 г. епископом Калужским и Боровским Анатолием освящен придел Рождества Христова. Все работы во время этого третьего строительного этапа были выполнены на значительные пожертвования церковного старосты, крестьянина с. Каменское Николая Степанова.
15 (ст. ст.) декабря 1896 г. в Никольской церкви в Каменском был рукоположен в священника Евстафий Сокольский. Служил он ревностно; организовал хороший хор, много внимания и времени уделял обучению детей грамоте: при приходе работали 3 школы. 1 декабря 1927 г., о. Евстафия арестовали и заключили в Бутырскую тюрьму в Москве, предъявив обвинение «в произнесении антисоветских проповедей и распространении среди крестьян воззвания монархического содержания». Но следователи не смогли найти каких-либо доказательств виновности священника и вынуждены были выпустить его на свободу 29 февраля 1928 г. 27 января 1938 г. из Наро-Фоминска приехали сотрудники НКВД, арестовали о. Евстафия и посадили в погреб. Верхнюю одежду у него отобрали, не давали есть. Батюшка Евстафий не согласился подписать протокол, в котором его обвиняли в контрреволюционной деятельности; за это его жестоко избивали. Через несколько дней его увезли в Таганскую тюрьму. Там 11 февраля 1938 г. тройка при УНКВД СССР по Московской области приговорила о. Евстафия к расстрелу за «распространение гнусной клеветы против Советской власти». Невинный священник был расстрелян 17 февраля погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. Семью о. Евстафия увезли из Каменского. С 1938 г. крестить детей ездили в ближайшую церковь в селе Иклинское.
В Каменском церковь действовала лишь частично: отпевать умерших и служить панихиды приезжал из Иклинского иеромонах Амвросий (Иванов), воспитанник Оптинских старцев. 22 июня 1941 г. началась Великая Отечественная война. В середине октября германские войска подошли к Боровску и после трёхдневных боев заняли его. В 1941-м, 23 октября, Каменское вновь оказалось на линии фронта во время ожесточенных боев за Москву. Село четыре раза переходило из рук в руки. В годы Великой Отечественной войны боевые рубежи у села Каменское по левому берегу реки Нары занимала 113 стрелковая дивизия, сформированная в июле 1941 г. как дивизия народного ополчения Фрунзенского района города Москвы и впоследствии переименованная. Протекающая рядом река Нара, теперь уже на пути к Москве немецких захватчиков, вновь стала непреодолимой преградой, как и 129 лет назад. В подвале Никольской церкви в селе Каменское располагался командный пункт, на колокольне был устроен наблюдательный пункт. В ходе боёв в селе уцелело лишь 7 из 360 его домов, а храм выстоял - сохранилось даже его внутреннее убранство. Но службы в закрытом ещё в 1938 году храме так и не возобновились после окончании войны.
В советские годы местные власти его превратили в склад, затем храм использовали как молочно-раздаточный пункт. В 1957 г. специалистами Центральных научно-реставрационных мастерских Госстроя СССР был разработан проект консервации этой древней церкви, после чего началась реставрация "памятника архитектуры Союзного значения", но, увы, в результате этих работ были полностью разрушены приделы церкви - в честь мч. Уара и Рождества Христова, трапезная и колокольня. В 1958-1964 гг. находящуюся в аварийном состоянии церковь отреставрировали, удалили все поздние пристройки. Тем не менее, для полного восстановления первоначального облика храма археологам не хватило данных: не были воссозданы западный и северный порталы, закомары и изначальное покрытие церкви. Работы были остановлены до лучших времён. Храм остался в руинах. Там, где раньше находился придел Рождества Христова, теперь проходит дорога. Церковное кладбище уничтожено.
Согласно тем научным изысканием, был выполнен так называемый паспорт объекта, из которого мы узнаём, что церковь Николая Чудотворца в селе Каменском - это одноглавый трёхапсидный храм. Сторона четверика составляет 10,2 м. Сложен полностью из белого камня, причем большинство блоков обработаны в «получистой» технике, гладко вытесаны лишь детали портала, цоколя, архивольтов закомар. Обнаружен дефект в разметке плана церкви: юго-западный и северо-западный углы не вполне прямые, стены её имеют заметную дисторсию (бочкообразны).
Конструктивно Никольская церковь принадлежит к редкому в русской архитектуре «пилонному типу» или типу «храмов с угловыми столбами», получившему распространение в основном в южнославянских странах в ХII-ХIV вв. Это были бесстолпные храмы, в которых для распределения нагрузки от светового барабана и купола в углах делались выступы-опоры. Из-за этого внутреннее пространство храма в плане получало форму креста. На Руси из подобных зданий можно назвать разве что несколько коломенских храмов, таких, как церковь Рождества Иоанна Предтечи на Городище (там пилоны были убраны), а также первые здания соборов Бобренева и Старо-Голутвина монастырей, не сохранившихся до наших дней.
Внешне церковь относительно слабо декорирована, к тому же последующие переделки сопровождались разрушением древних элементов декора. Так, были утеряны два из трех порталов. Третий, южный, фрагментарно сохранился и был полностью восстановлен в ходе реставрационно-исследовательских работ, проводившихся в 1958-1964 гг. Стены церкви первоначально завершались закомарами; их архивольты опирались на консоли, обломки которых были найдены при раскопках 1958-1964 гг. Размеры закомар по обнаруженным обломкам точно определить не удалось; не ясно, были ли все закомары одинаковы или же средняя превосходила боковые по ширине. Интересен уступ под барабаном Никольской церкви. Предполагается, что на него могла быть установлена платформа для лучников, и в этом случае церковь становилась своеобразным "донжоном".
Службы возобновились лишь в 1999 г., когда 16 апреля был совершён первый молебен. С тех пор возобновились богослужения, которые проходили поначалу под открытым небом. Одновременно с богослужениями и молебнами начались восстановительные работы. К концу 1999 г. были выполнены архивные изыскания по истории Никольской церкви и выполнен проект притвора церкви, на месте которого летом 2000 г. были проведены археологические раскопки. После 60-летнего перерыва 12 сентября 1999 г. в церкви была отслужена первая Божественная литургия. К празднику свт. Николая 19 декабря 2000 г. было завершено строительство притвора церкви, и к лету 2001 г. работы по восстановлению Никольской церкви, в основном, были завершены и 14 июля 2001 г. восстановленный храм был вновь освящён архиеписком Можайским Григорием.
А в 2009-м рядом с древним Никольским храмом появилась ещё одна церковь. По благословению Владыки Ювеналия 27 ноября 2005 г. на границе древнего церковного кладбища, рядом с захоронением погибших в 1941 г. воинов, был заложен Евстафьев храм. Церковь новомученика Евстафия, построенная в 2006-2009 гг. - довольно редкий тип храма «иже под колоколы», с использованием форм псковского зодчества. Одноглавый четверик с многопролетной звонницей над западной стеной.
Церковь освящена в честь новомученика Евстафия. Евстафий (Сокольский) (1874-1938) с 1896 по1927 гг. был настоятелем Никольской церкви, а в 1938 г. расстрелян на Бутовском полигоне. В день Святой Троицы, 11 июня 2006 г., были освящены установленные на звоннице Евстафьего храма 6 колоколов. 12 сентября 2006 г., в 7-ю годовщину возрождения прихода, были освящены и установлены кресты на этом храме. В 65-ю годовщину битвы под Москвой, 25 декабря 2006 г., на стенах храма были торжественно открыты мемориальные доски с именами воинов-сельчан, погибших в Великой Отечественной войне.
Полностью строительные работы в Евстафьевом храме были завершены в 2009 г., к 700-летию Никольской церкви в Каменском и к 10-летию возрождения прихода. Первую Божественную литургию в этом храме совершил настоятель о. Александр Ильинов 8 июня 2009 г., в День Святого Духа. 4 ноября 2009 г., в день Казанской иконы Божией Матери, благочинным Наро-Фоминского округа о. Олегом Митровым Евстафьевский храм был освящен иерейским чином.
Автор проекта Евстафьевского храма, руководитель авторского коллектива - Анисимов А.А. Архитектор: Ермакова О.М. Конструкторские работы изготовлены специалистом Райбергом В.С. Художники: Верди А.В., Брусов А.В. Мозаики выполнены Борисенко В.О.
С сайта: Центр Города - Статья "Из истории села каменское и его храма святителя Николая Мирликийского" (cgnf.ru) и с сайта: https://kamenskoenf.cerkov.ru/