ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Калуга. Кафедральный собор Троицы Живоначальной.

Троицкий собор


Калуга. Кафедральный собор Троицы Живоначальной
Собор. Действует.  
Престолы:Троицы Живоначальной, Тихвинской иконы Божией Матери, Калужской иконы Божией Матери
Архитектурный стиль:Классицизм
Год постройки:Между 1786 и 1819.
Архитектор:И.Д. Ясныгин
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Калужская область, г. Калуга, пл. Старый Торг, Городской парк

Координаты: 54.50752, 36.24906



Сортировка:

Кафедральный собор Троицы Живоначальной, , Калуга, Калуга, город, Калужская область
Сергей Меркулов
19 ноября 2023
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, Вид с юга, фото с квадрокоптера<br>, Калуга, Калуга, город, Калужская область
Вид с юга, фото с квадрокоптера
Иванов Дмитрий
18 сентября 2016
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, Вид с северо-запада, фото с квадрокоптера<br>, Калуга, Калуга, город, Калужская область
Вид с северо-запада, фото с квадрокоптера
Иванов Дмитрий
18 сентября 2016
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, Вид с востока, фото с квадрокоптера<br>, Калуга, Калуга, город, Калужская область
Вид с востока, фото с квадрокоптера
Иванов Дмитрий
18 сентября 2016
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, Ночной вид<br>, Калуга, Калуга, город, Калужская область
Ночной вид
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
23 февраля 2023
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, , Калуга, Калуга, город, Калужская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
22 июня 2019
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, , Калуга, Калуга, город, Калужская область
МОРПЕХ879
3 мая 2017
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, , Калуга, Калуга, город, Калужская область
Илья Смирнов
8 марта 2011
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, , Калуга, Калуга, город, Калужская область
Илья Смирнов
8 марта 2011
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, , Калуга, Калуга, город, Калужская область
Чупринин Михаил
12 апреля 2005
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, , Калуга, Калуга, город, Калужская область
Чупринин Михаил
12 апреля 2005
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, , Калуга, Калуга, город, Калужская область
Чупринин Михаил
12 апреля 2005
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, , Калуга, Калуга, город, Калужская область
Андрей Агафонов
1 января 1990
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, , Калуга, Калуга, город, Калужская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
26 марта 2022
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, , Калуга, Калуга, город, Калужская область
АЛТ
15 мая 2021
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, , Калуга, Калуга, город, Калужская область
АЛТ
15 мая 2021
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, , Калуга, Калуга, город, Калужская область
АЛТ
15 мая 2021
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, , Калуга, Калуга, город, Калужская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
16 августа 2020
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, , Калуга, Калуга, город, Калужская область
Алексей Кротов
15 ноября 2017
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, , Калуга, Калуга, город, Калужская область
МОРПЕХ879
3 мая 2017
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, , Калуга, Калуга, город, Калужская область
МОРПЕХ879
3 мая 2017
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, Завершение основного объема собора, фото с квадрокоптера<br>, Калуга, Калуга, город, Калужская область
Завершение основного объема собора, фото с квадрокоптера
Иванов Дмитрий
18 сентября 2016
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, Ярус звона<br>, Калуга, Калуга, город, Калужская область
Ярус звона
Иванов Дмитрий
10 мая 2013
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, Колокольня, вид с севера<br>, Калуга, Калуга, город, Калужская область
Колокольня, вид с севера
Иванов Дмитрий
10 мая 2013
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, Фреска храма<br>, Калуга, Калуга, город, Калужская область
Фреска храма
Иванов Дмитрий
12 июня 2011
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, Фреска храма<br>, Калуга, Калуга, город, Калужская область
Фреска храма
Иванов Дмитрий
12 июня 2011
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, Фреска храма<br>, Калуга, Калуга, город, Калужская область
Фреска храма
Иванов Дмитрий
12 июня 2011
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, Основной объем храма, вид с северо-запада<br>, Калуга, Калуга, город, Калужская область
Основной объем храма, вид с северо-запада
Иванов Дмитрий
12 июня 2011
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, Апсида<br>, Калуга, Калуга, город, Калужская область
Апсида
Иванов Дмитрий
12 июня 2011
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, Завершение колокольни<br>, Калуга, Калуга, город, Калужская область
Завершение колокольни
Иванов Дмитрий
20 сентября 2008
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, , Калуга, Калуга, город, Калужская область
Юрий Моченов
4 апреля 2024
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, , Калуга, Калуга, город, Калужская область
Алексей Кротов
2 января 2023
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, , Калуга, Калуга, город, Калужская область
Алексей Кротов
2 января 2023
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, Центральная часть иконостаса<br>, Калуга, Калуга, город, Калужская область
Центральная часть иконостаса
АЛТ
15 мая 2021
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, Киот Божьей Матери "Калужская"<br>, Калуга, Калуга, город, Калужская область
Киот Божьей Матери "Калужская"
АЛТ
15 мая 2021
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, Купол<br>, Калуга, Калуга, город, Калужская область
Купол
АЛТ
15 мая 2021
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, Иконостас, вид справа<br>, Калуга, Калуга, город, Калужская область
Иконостас, вид справа
АЛТ
15 мая 2021
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, , Калуга, Калуга, город, Калужская область
АЛТ
15 мая 2021
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, общий вид интерьера<br>, Калуга, Калуга, город, Калужская область
общий вид интерьера
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
16 августа 2020
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, общий вид интерьера<br>, Калуга, Калуга, город, Калужская область
общий вид интерьера
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
16 августа 2020
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, общий вид подкупольного пространства<br>, Калуга, Калуга, город, Калужская область
общий вид подкупольного пространства
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
16 августа 2020
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, , Калуга, Калуга, город, Калужская область
Ole Lukoye
21 сентября 2017
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, , Калуга, Калуга, город, Калужская область
Вадим кр
11 сентября 2015
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, Иконостас<br>, Калуга, Калуга, город, Калужская область
Иконостас
oldboy
27 августа 2011
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, Памятник Святому Лаврентию<br>, Калуга, Калуга, город, Калужская область
Памятник Святому Лаврентию
АЛТ
15 мая 2021
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, Памятник около церкви в парке<br>, Калуга, Калуга, город, Калужская область
Памятник около церкви в парке
Вадим кр
11 сентября 2015
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, Ярус звона колокольни<br>, Калуга, Калуга, город, Калужская область
Ярус звона колокольни
oldboy
27 августа 2011
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, , Калуга, Калуга, город, Калужская область
Михаил Суханов
2 января 2002
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, Вид с юга (источник - http://kompas-kaluga.ru/historyitem/11333/)<br>, Калуга, Калуга, город, Калужская область
Вид с юга (источник - http://kompas-kaluga.ru/historyitem/11333/)
Иванов Дмитрий
1965
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, Апсида собора (источник - http://kompas-kaluga.ru/historyitem/11333/)<br>, Калуга, Калуга, город, Калужская область
Апсида собора (источник - http://kompas-kaluga.ru/historyitem/11333/)
Иванов Дмитрий
1965
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, Вид с юго-запада (источник - http://kompas-kaluga.ru/historyitem/11333/)<br>, Калуга, Калуга, город, Калужская область
Вид с юго-запада (источник - http://kompas-kaluga.ru/historyitem/11333/)
Иванов Дмитрий
1965
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, Основной объем собора, вид с юга (источник - http://kompas-kaluga.ru/historyitem/12544/)<br>, Калуга, Калуга, город, Калужская область
Основной объем собора, вид с юга (источник - http://kompas-kaluga.ru/historyitem/12544/)
Иванов Дмитрий
1961
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de<br>, Калуга, Калуга, город, Калужская область
Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
30 декабря 1942
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, Фото из журнала "Живописная Россия".<br>, Калуга, Калуга, город, Калужская область
Фото из журнала "Живописная Россия".
Андрей Агафонов
1905
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, Фотоснимок сделан с дореволюционной фотографии<br>, Калуга, Калуга, город, Калужская область
Фотоснимок сделан с дореволюционной фотографии
Алексей Кротов
1900
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, Вид с правого берега Березуйского оврага (источник - http://kompas-kaluga.ru/historyitem/456/)<br>, Калуга, Калуга, город, Калужская область
Вид с правого берега Березуйского оврага (источник - http://kompas-kaluga.ru/historyitem/456/)
Иванов Дмитрий
1878
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, Вид с колокольни церкви Жен-Мироносиц. На переднем плане - Покровский храм, на дальнем - Троицкий собор (источник - http://kompas-kaluga.ru/historyitem/292/)<br>, Калуга, Калуга, город, Калужская область
Вид с колокольни церкви Жен-Мироносиц. На переднем плане - Покровский храм, на дальнем - Троицкий собор (источник - http://kompas-kaluga.ru/historyitem/292/)
Иванов Дмитрий
1878
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, Основной объем собора на фото начала 20 века из архива епархии<br>, Калуга, Калуга, город, Калужская область
Основной объем собора на фото начала 20 века из архива епархии
Иванов Дмитрий
1878
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, Вид с северо-востока на фото конца 19 века из архива епархии<br>, Калуга, Калуга, город, Калужская область
Вид с северо-востока на фото конца 19 века из архива епархии
Иванов Дмитрий
1878
Кафедральный собор Троицы Живоначальной, Почтовая фотокарточка нач. ХХ века. Приблизительная датировка 1909-1916 гг.<br>, Калуга, Калуга, город, Калужская область
Почтовая фотокарточка нач. ХХ века. Приблизительная датировка 1909-1916 гг.
Алексей Кротов



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Михаил Суханов  25 февраля 2005

Кафедральный собор во имя Живоначальныя Троицы начал строиться в Калуге в 1786 году по личному приказу императрицы Екатерины Второй. Проект составил известный и талантливый архитектор И.Д. Ясныгин. Собор (бесстолпный) был заложен в центре площади, в окружении зданий Присутственных мест. Это сооружение возводилось до весны 1811 года по проекту И.Д. Ясныгина и под его руководством. Через год, на Пасхальной неделе, храм был освящен. Собор представлен в стиле русского классицизма, он удивительно красив и оригинален. Ныне Кафедральный Собор в честь Живоначальной Троицы обретает статус «Сердца Калуги».

В октябре 2004 года митрополитом Калужским и Боровским Владыкой Климентом большим чином был освящен один из боковых северных приделов собора. Как и в прежние времена, престол алтаря решили освятить в честь Тихвинской иконы Божьей Матери.


Лазуткин НиколайАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  26 июля 2007

Первое известие о Калужском соборе восходит к 1610 г. По некоторым данным, этот деревянный собор был сожжен запорожцами в 1618 году, второй был выстроен боярином Романовым. Со временем этот храм пришел в ветхость, и около 1687 г. был построен новый каменный. Через сто лет и этот храм обветшал, и с 1786 г. начато построение теперешнего собора. Но работы были остановлены до 1804 года. В 1808 г. работы подходили к концу и собор был окончен в 1811 году. Такая задержка в строении была из-за купола. Губернский архитектор Иван Денисович Ясныгин решил возвести первый в России купол в 24 аршина в диаметре без всякий побочных укреплений. Эта смелая идея встретила сопротивление со стороны архитектора Захарова. Однако идея Ясныгина воплотилась, т.к. купол сооружен именно в этом виде.

Троицкий собор имеет два придела: Тихвинской иконы Божьей Матери и Калужской иконы Божьей Матери. В Соборе имеется Царское место с образом Марии Магдалины. Оно устроено в память того, что здесь 2 мая 1826 года стояла на литургии Императрица Мария Федоровна, бывшая в Калуге для встречи возвращавшейся из Крыма Императрицы Елизаветы Алексеевны. До революции в соборе хранились 11 знамен калужского ополчения, отличившихся в войну 1812 года. Кроме того, хранилось знамя Азовского пехотного полка, установленное в 1866 году в память о подвиге калужанина, унтер-офицера Азовского пехотного полка С.А. Старичкова, спасшего это знамя в Аустерлицком сражении 1805 года. 

Многие калужане были вкладчиками: Гончаровы, Небольсины, Черновы. С 1819 года шли часы на колокольне, привезенные Черновым из Англии. Троицкий собор был освящен Калужским архиепископом в 1815 году и посвящен победе России над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года. Вся постройка обошлась в 200000 рублей.

В 1926 году собор был закрыт; в нем пытались устроить кинотеатр, театр, обсерваторию, зоопарк. С 1929 года был устроен Дом обороны. В 1941 году здание горело. В 1950 году в соборе был оборудован спортзал, просуществовавший до 1992 года. Ныне Калужский кафедральный собор снова является главным среди всех церквей города и области: в 1999 году он вновь освящен в честь 200-летия Калужской Епархии Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II.

Кафедральный Троицкий собор - самое крупное культовое здание в Калужской губернии. К повторному освящению собора он был расписан заново - все фасады и интерьер. Автор росписи - отец Александр (Казин).

Внутри храма, близ южных дверей, погребены 3 калужские епископа: Евлампий (+ 1813 г), Николай (+ 1851 г.) и Григорий (+ 1881 г.).

Церкви Калуги


Андрей Рощектаев  30 апреля 2009

Калужский кафедральный собор относительно молод (рубежа XVIII – XIX вв.), но настолько же молода и сама епархия, учреждённая лишь в 1799 г. Впрочем, Троицкий храм на месте ныне стоящего собора впервые упоминается ещё в начале XVII века, и место это – самое важное в жизни города, его «ядро», бывший кремль. Около 200 лет стоит нынешний собор – но ещё столько же насчитывает история тех деревянных и каменных Троицких храмов, что стояли в разное время на его месте.

В Смуту Калуга была центром многих событий. Эта сильная крепость на пути из южных, казачьих областей в Москву стала главным опорным пунктом и Ивана Болотникова, и Лжедмитрия II. Последний после бегства из Тушина (1610 г.) перестал быть «Тушинским вором», но стал «вором Калужским». Здесь же, в Калуге, он нашёл бесславную смерть – от рук одного из своих приближённых. В связи с его похоронами в 1610 г. впервые упоминается (в Никоновской летописи) деревянный Троицкий храм. Восемь лет спустя запорожцы под предводительством Сагайдачного обманом захватили и полностью разорили Калугу, сгорел в грандиозном пожаре и Троицкий храм. Его отстроили вновь. В 1626 г. он упоминается в описи как деревянный, двухшатровый, с приделом Иоанна Богослова. В 1687 г. на месте обветшавшего деревянного выстроили каменный храм – на средства вдовы известного боярина С. Т. Хитрово Анны Петровны, – и, как гласила надпись, для вечного поминовения государя Фёдора Алексеевича. Этот храм простоял сто лет и тоже обветшал. В 1786 г. началось строительство нового, нынешнего. Символично, что растянулось оно... ровно на 33 года. Первую сумму на постройку (30 тыс. руб.) выделила Екатерина II; освящён был собор при её внуке Александре I, через несколько лет после Отечественной войны. Старый собор разбирался, материалы его сразу же шли на постройку нового, но при этом службы в неразобранной части продолжались до 1799 года!

Строительство шло тяжко: за два года возвели цоколь, но дальше работы приостановились из-за нехватки средств. Основной этап строительства прошёл в 1804 – 1808 гг., когда собор был «завершён вчерне», без купола, колокольни и безо всей отделки. Дальше работы опять застопорились по различным причинам. Помимо обычной хронической недостачи средств, это было связано, возможно, со сложностью, нестандартностью самого проекта, нехваткой таких квалифицированных строителей, которые бы его быстро воплотили. Проект составил губернский архитектор Иван Денисович Ясныгин, один из первых «классицистов» России, ученик Казакова. Собор очень прост и лаконичен по архитектуре, но за этой внешней простотой – уникальная сложность бесстолпной конструкции с первым в России большим безопорным куполом. Закладка такого храма в провинции поначалу даже вызвала лёгкое замешательство в столице. Внешний диаметр купола составил 20 м, внутренний – почти 17 м. У строившегося в те же годы Казанского собора Санкт-Петербурга (арх. Воронихин) купол – 15-метрового диаметра. Ясныгин и Воронихин достроили свои шедевры почти одновременно, в 1811 г. Правда, в калужском соборе предстояли ещё отделочные работы, которые прервала Отечественная война 1812 г. Лишь 10 апреля 1819 г. собор был освящён. Внутренняя высота в нём, от пола до образа Спаса в куполе, составила 36 м. Колокольня оказалась почти вдвое выше – 70 м. Таких больших соборов ни Калуга, ни ближайший к ней регион ещё не знали. В XIX в. Троицкий храм был для калужан тем же, чем Храм Христа Спасителя для москвичей – не только главным собором города, но и памятником победы 1812 года. В нём хранилось 11 знамён калужского ополчения, а также знамя Азовского пехотного полка, спасённое калужанином С.А. Старчиковым в Аустерлицком сражении. Внутри собора был установлен 8-метровый иконостас архитектора М.Ф. Казакова – единственный в России «казаковский» иконостас, который мы знаем.

В советское время при разорении храма он был безвозвратно утерян. В 1924 г. собор закрыли и переоборудовали под Дом обороны. Здесь располагались кружки Осоавиахима и школа ПВХО (противовоздушной и химической обороны), действовал кинотеатр и даже одно время располагался зверинец. Осенью 1941 г., при отступлении Красной Армии из Калуги, было решено взорвать «стратегический объект». К счастью, начальник школы ПВХО, чтобы не тратить боеприпасы, в последний момент заменил способ казни: взрывание – на сожжение. Храм был подожжён и выгорел внутри, но устоял. С 1960-х гг., после частичного ремонта, в нём разместилась спортивная школа. 23 августа 1991 г. Троицкий собор был возвращён Русской Православной Церкви.

В 2000 г. ожила и «заговорила» колокольня: на ней установили колокола, главный из которых весит 5100 кг. Работы же по отделке и росписи храма продолжаются и по сей день. Приехав в сентябре 2008 г., я видел уже полностью расписанным основной объём – и ещё только подготовленную к работе изографов трапезную. Поразило это сочетание: храм в стиле классицизма – и фрески в стиле Древней Руси. Первый раз встречал такое! И неожиданно удачным получилось это совмещение – будто так всегда и было... Будто и не отступала никогда Россия, пленившись Просвещением, от исконных своих, рублёвских традиций, будто и не изменяла небесному и Живому ради земного, «как будто живого». Будто и не было по-рубенсовски приземлённого искусства в Синодальный период XVIII – XIX вв. – как раз когда строился калужский храм. Удивительным стал этот опыт встречи в «классицистическом соборе» с подлинным Возрождением, победившим убогий, секулярный «Ренессанс».

Из росписей Троицкого собора. В огромном куполе: Спас Нерукотворный в круге – в золотом солнце, окружённом густыми лучами. В барабане – 8 окон с красно-сине-жёлтыми витражами. На одном из сводов – Ветхозаветная Троица в белоснежных одеждах, выписанная в круглом «медальоне». Очень интересен Христос-Древо в стенной арочной нише правого придела: «Я есмь Лоза, а вы ветви». В Чаше, образуемой развилком древа – Сам Христос, в завитках ветвей – многочисленные святые. В другой нише – Богородица-Древо со св. праведными женами, образующими листья. Видны св. Ксения и Матрона, Елисавета Феодоровна, мученицы, преподобные... В нише одного огромного окна, в навершии: Агнец-Христос во славе в нескольких кругах Нетварного Света. Над другим окном – Знамение Пресвятой Богородицы. В лентах росписей на боковых стенах, как обычно – Евангельские чудеса и притчи – и множество святых, как бы сомолящихся с нами в храме. Рассказ о современном Троицком соборе был бы неполным, если не сказать несколько слов о великолепном пятиярусном иконостасе – с иконами, писанными опять же в древнерусском стиле (работы как местных, калужских, так и тверских мастеров). Все иконы писаны «по золоту» – фон, который по древней традиции, символизирует Нетварный Свет. Все иконы – арочной формы, но венчает всё опять-таки Пресвятая Троица в круге. Высота иконостаса – 19 метров. У боковых приделов – чуть меньшие иконостасы, но все они составляют одну линию. Между главным иконостасом и правым приделом – киот под резной деревянной сенью. В нём – чудотворный список Калужской иконы Божией Матери, главной святыни города и всей епархии. Этот список был привезён Патриархом Алексием II в 1998 г. – в дар собору. До этого он хранился в Московской Духовной академии в Троице-Сергиевой лавре. Святейший Патриарх посещал собор несколько раз. 29 июня 1992 г., на 500-летие преставления преп. Тихона Калужского, он служил литургию на площади у храма, тогда ещё не освящённого; а 27 июня 1999 г., на 200-летие епархии, освятил собор. Приезд в октябре 1998 г. был связан с передачей Калужской иконы Божией Матери – в дни празднования 200-летия её обретения (1748 г.). Другой почитаемой святыней храма является список Тихвинской иконы Божией Матери. Если Калужской иконе посвящён правый, южный, придел трёхпрестольного собора, то Тихвинской – левый, северный. В кафедральном соборе упокоились три калужских архиерея XIX века: епископы Евлампий († 1813) и Николай († 1851) и архиепископ Григорий († 1881). За век с лишним здесь служили многие выдающиеся церковные деятели, были среди них и святые. У входа – мемориальная доска: «Святой праведный Чудотворец Иоанн Кронштадтский совершил в сем храме 14 мая 1895 г. Божественную Литургию».

Текст из книги А. Рощектаева «Паломнический путеводитель по Калуге», доступной в проекте «Самиздат» по адресу http://zhurnal.lib.ru/r/roshektaew_a_w/kaluga.shtml


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  18 сентября 2024

Строительство Свято-Троицкого кафедрального собора было начато в 1786 г. и завершено в 1808 г. В 1818 г. была окончена отделка храма, и 10 апреля 1819 г., в среду по Пасхе, собор был освящен епископом Антонием (Соколовым).

План и фасад собора были спроектированы Губернским архитектором И.Д. Ясныгиным, о чем свидетельствует подписанный им лично рисунок и чертеж, хранящиеся в Центральном Государственном Историческом архиве. В первый же год своей работы в Калуге губернский архитектор И.Д. Ясныгин приступил к составлению проекта городского собора. Согласно утвержденному плану города он должен был стоять в центре площади, ограниченной с трех сторон корпусами Присутственных мест. Это был четвертый по счету Троицкий собор. Первый, деревянный, очевидно построенный еще в ХVI в., упоминается в 1610 г. по случаю захоронения в нем Лжедмитрия II. Этот храм сгорел. Позже был выстроен новый "древян клетски о двух шатрах", на месте которого в 1687 г. воздвигли каменный собор в память Федора Алексеевича, но к концу ХVIII в. и этот собор пришел в такое состояние, что пришлось запретить служить в нем.

Закладка нового собора состоялась в 1786 г. Смелое решение Ясныгина возвести купол диаметром в 24 аршина (17 м) для перекрытия бесстолпного храма показалось многим неосуществимым. Но позднее правильность расчетов Ясныгина была доказана, но из-за недостатка средств строительство собора возобновилось лишь в 1804 г. только весной 1819 г. Ясныгин дождался освящения нового собора. Он выстроен в стиле русского классицизма, увенчан огромным полусферическим куполом; к стенам нижней крестообразной части примыкают полуколонны тосканского ордера, на южном и северном фасаде – перекрытый фронтоном портик. Переход, соединяющий колокольню с церковью, был задуман как открытая галерея, чем достигался интересный пространственный эффект.

Ясныгин обладал талантом градостроителя. При проектировании собора он исходил из месторасположения его на сравнительно небольшой площади, запроектированной почти замкнутой, и характерна архитектуры строений, окружающих ее с трех сторон. Кафедральный собор обнесен тесно примыкающей к стенам колоннадой из тосканских колонн, на углах располагаются пилястры. В промежутках между колоннами, в верхней части, помещены священные изображения небольших размеров. Боковые входы украшены фронтонами на шести колоннах, во фронтонах - росписи на темы из священной истории. Купол храма, увенчанный крестом, возведен в византийском стиле в форме полушария. Это первый в России безопорный купол, внутренний диаметр которого составляет 16,75 м (наружный диаметр купола 19,95 м).

Сначала колокольня связывалась с храмом колоннадой, но во время ремонта в 1912 г. была произведена пристройка, соединившая колокольню с храмом. Второй этаж этой пристройки занимают просторные хоры. Колокольня четырехъярусная, первый ярус с портиками на четырех колоннах с каждой стороны. Второй ярус восьмиугольный, чтобы сделать переход к третьему круглому ярусу, в угловых углублениях расположены колонны с капителями. В четвертом, небольшом круглом ярусе устроены часы с циферблатом на четыре стороны. Около циферблата, с боков, на каждой стороне поставлено по ионической колонне. Колокольню венчает длинный шпиль. Высота колокольни около 70 м, а высота храма от пола до росписи Христова лика в куполе составляет 36 м.

Первый ярус декорирован аналогично основному зданию собора, колоннами и пилястрами, только во фронтонах — полукруглые окна. Второй ярус украшен колоннами с капителями в угловых нишах. В плане он восьмиугольный, что обеспечивает плавный, гармоничный переход к третьему круглому ярусу звона. В последнем, небольшом круглом ярусе устроены часы с циферблатом на четыре стороны. Их выписал из Англии калужский купец Чернов. Венчает колокольню длинный шпиль.

Если приглядеться, можно заметить, что здание как будто сложено из больших, но простых геометрических форм – кубов, параллелепипедов, цилиндров. Внизу и на третьем ярусе колокольни эти объемы «опоясаны» строем тонких колонн, что усиливает данное впечатление. Это первые веяния ампира, «стиля внутри стиля», поздней стадии классицизма. В столице – Санкт-Петербурге – ампир появился еще до Отечественной войны 1812 года, но в Москву и провинциальные города пришел позже.

Белоснежная колоннада (правильнее сказать, что это – полуколонны) окружает тело собора не бессистемно. Северный и южный фасады основного здания, а также три фасада нижнего яруса колокольни украшены портиками под треугольными фронтонами. Это посланцы из прошлого, фасады древнегреческих храмов. Если они присутствуют в архитектуре, то значит общество верно ценностям, утвержденным когда-то нашими духовными прародителями – выдающимися деятелями античности.

Храм трехпрестольный. Главный престол храма освящен в честь Живоначальной Троицы, северный придел - в честь Тихвинской иконы Божией Матери; южный - в честь Калужской иконы Божией Матери. Иконостас Троицкого собора был единственным, выполненным по рисункам известного архитектора М.Ф. Казакова. Он представлял собой архитектурное строение стиля ампир в проеме арки алтаря, высотой около 8 м (наподобие иконостаса Троицкого собора в Московском Даниловом монастыре). Роспись собора была частичной. Основное пространство стен было отделано под искусственный мрамор с небольшим лепным пояском по периметру храма. В 1826 году на литургии здесь была сама императрица Мария Федоровна – в честь этого события создано Царское место с изображением Марии Магдалины.

Внутри храма, около южных дверей погребены три калужских архиерея: епископ Евлампий (Введенский, †1813 г.); епископ Николай (Соколов, †1851 г.); архиепископ Григорий (Миткевич, †1881). Кроме того, в соборе хранилось 11 знамен калужского ополчения. Среди них было знамя 6-й стрелковой дружины, находившееся в ополчении 1812 г. под Данцигом и в 1855-1856 гг. в Крыму, а также знамя Азовского пехотного полка, которое сначала хранилось в Санкт-Петербургском арсенале, но в 1866 г., по ходатайству городского общества и по Высочайшему повелению, торжественно было поставлено в соборе в память о геройском подвиге калужанина унтер-офицера С.А. Старичкова, спасшего это знамя в 1805 г. во время сражения под Аустерлицем.

В 1888 г. губернатор А.Г. Булыгин выделил деньги на устройство сквера вокруг собора. Сквер обустраивался при непосредственном участии начальника Калужской полиции Е.И. Трояновского, который спланировал посадку деревьев и наметил дорожки. Под руководством полицмейстера в симметричном порядке были посажены молодые хвойные деревья, Соборная площадь была обнесена сквозной железной решеткой, а при четырех въездах на площадь поставлены чугунные фонари и скамейки. В память посещения Калуги в 1888 г. великим князем Владимиром Александровичем и его супругой, великой княгиней Марией Павловной, сквер был назван Владимирским.

В 1924 г. была создана комиссия из представителей советской власти, которой было поручено выяснить "возможность использования помещения собора в культурно-просветительских целях". Эта комиссия провела осмотр здания и пришла к заключению, что его можно приспособить под Дом народных собраний, но для этого нужно было заставить прихожан добровольно отказаться от собора. В соответствующем акте было зафиксировано, что здание не имеет художественной ценности, а "в смысле архитектуры памятника ценность его заурядна". Единственное, что заслуживало внимания и сохранения, по мнению комиссии, это "казаковский" иконостас, но и его, наряду с другими "предметами культа", нужно было удалить из помещения.

Власти стали действовать по продуманной схеме - поставили перед общиной верующих условия: в короткий срок провести необходимый ремонт, застраховать здание, взять обязательство отапливать здание, чтобы предотвратить его дальнейшее разрушение. Выполнить все эти условия бедной малочисленной общине, да еще в обстановке хозяйственной разрухи, было не по силам и средствам, и она официально отказалась от дальнейшего использования здания собора.

Как выяснилось впоследствии, Горсовет и строительные организации тоже не смогли осуществить задуманное переоборудование. Поэтому начали с самого простого: сняли кресты и колокола, вынесли иконы, закрасили росписи на стенах и куполе, разобрали иконостас и вывезли его. Поскольку ни один из храмов Калуги не мог вместить иконостас с его грандиозными деталями, то они были сложены сначала в Благовещенском храме, куда была временно перемещена кафедра Калужских архиереев, затем в подвале Никитского храма и, наконец, по распоряжению Горсовета выброшены из подвала, так как там надо было хранить сено. Дальнейшая судьба иконостаса неизвестна.

Приспособление собора под культурно-просветительское учреждение проходило медленно и непоследовательно: власти не могли окончательно остановить выбор на конкретном учреждении культуры, какое можно было бы разместить в здании (Дом народных собраний, клуб, театр, летний театр). Не хватало средств, строительных материалов, не был готов проект приспособления. Наконец, в 1930-х гг. остановились на Доме обороны.

По воспоминаниям калужан, в первой половине 1930-х гг. в здании Троицкого собора, кроме Дома обороны, размещались кинотеатр и кружки Осоавиахима. В Доме обороны хранилось различное оружие. В алтарной части находилась аппаратная. По некоторым свидетельствам, использовались и подвальные помещения. В восточной части подвалов (по другим источникам - в цоколе) Троицкого собора размещалась школа ПВХО (противовоздушной и химической обороны). Были оборудованы помещения для учебных занятий, тут же находились кладовые с учебными пособиями и имуществом организации. Зимой 1937 г. в здании собора располагался зверинец.

В конце 1930-х гг. поступило предложение взорвать собор. На это предложение возразил работник госкомхоза И.М. Нестеров. Он предоставил подсчеты, по которым выходило, что в результате взрыва образуется огромный завал, и что на разбор завала может уйти не один десяток лет, более того, на уборку и вывоз мусора понадобится большое количество техники и грузового транспорта, что, следовательно, повлечет за собой немалые затраты.

Во время войны здание собора сильно пострадало. В октябре 1941 г., накануне вступления немецких войск в Калугу, начальник школы ПВХО К.Ф. Кузнецов получил приказ взорвать собор, чтобы фашисты не смогли воспользоваться имуществом школы, большую часть которого составляло оружие. На грузовой машине было доставлено несколько ящиков взрывчатки, которой явно оказалось недостаточно для того, чтобы здание собора было уничтожено полностью, а портить попусту памятник архитектуры Кузнецов не захотел.

10 октября 1941 г. по приказу К.Ф. Кузнецова собор был подожжен изнутри. Начальник школы рассчитывал, что таким образом собор пострадает меньше всего. 1 июня 1943 г. городской парк с собором был безвозмездно передан горисполкомом в распоряжение фронтового Эвакуационного пункта. 14 декабря 1943 г. была произведена проверка Парка культуры и отдыха, в том числе был осмотрен и собор: "...Здание собора полуразрушено, штукатурка обвалилась, деревянные части сожжены, отопительная и водопроводная системы разрушены; от собора сохранились только стены", - говорится в передаточном акте. В момент обследования собор был занят госпиталем под склад, подвалы использовались под овощехранилище. После этого около двадцати лет здание собора не ремонтировалось, а в начале 1950-х гг. неизвестные проникли в храмовый некрополь и вскрыли могилы Калужских архиереев.

В феврале 1952 г. на 8-й сессии при обсуждении работы культурно-просветительских учреждений города был поднят вопрос о соборе и в результате принято решение "оборудовать здание бывшего собора в парке культуры и отдыха под культурно-просветительское учреждение" - и снова ничего не получилось. В 1954 г. Управлением по делам архитектуры при Совете Министров РСФСР и Областным отделом по делам архитектуры было принято другое решение - о восстановлении здания собора под архив. Но до конца 50-х гг. здание собора так и не ремонтировалось. С 60-х гг. до 1990 г. в соборе располагалась спортивная школа. 25 мая 1990 г. Облисполком принимает решение № 204 "Об изменении использования памятника архитектуры в г. Калуге Троицкого собора" и переоборудовании его под концертный зал.

Архиепископ Климент, назначенный в Калугу в июле 1990 г., сразу по прибытии поставил вопрос о возвращении Церкви всех храмов, в том числе и Троицкого собора. Вскоре последовала реакция. Заведующая городским отделом культуры опубликовала заметку в местной прессе, в которой заявила: "Будем биться до последнего, чтобы собор у нас не отобрали". Несмотря на проводимую против передачи собора кампанию, в январе 1991 г. архиепископ Климент письменно обратился к Председателю Облисполкома А.И. Стеликову с просьбой передать собор в собственность епархии.

15 июля 1991 г. Облисполком принимает решение № 262 "О передаче в собственность Калужской епархии бывшего церковного здания Свято-Троицкого собора в г. Калуге". 23 августа 1991 г. был подписан акт о передаче собора Церкви. Здание собора находилось в плачевном состоянии: текла крыша центрального купола и колокольни, внутри него располагались туалеты и душевые, центральная часть была завалена мусором, в цокольном этаже складировались щиты, части аттракционов и другое имущество парка. При осмотре подвалов были обнаружены оскверненные останки калужских архиереев, погребенных в склепе в южной его части. Восстановление собора было поручено игумену Донату (Петенкову), казначеем была назначена А.Ф. Влайкова.

29 июня 1992 г., во время празднования 500-летия со дня преставления преподобного Тихона Калужского Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II на площади возле Троицкого собора совершил Божественную литургию в сослужении иерархов Русской Православной Церкви и клира Калужской епархии. С июля того же года в западной части собора был устроен временный придел, и стали совершаться богослужения. В марте 1993 г. игумен Донат был переведен в храм Святых Жен Мироносиц, а 10 июля того же года штатным клириком Свято-Троицкого собора был назначен иерей Александр Кадин, который в настоящее время является ключарем Троицкого собора.

В 1994 г. во время своего визита в Калугу, в день празднования Вознесения Господа нашего Иисуса Христа, Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всея Африки Парфений III, после Божественной литургии в Свято-Георгиевском соборе г. Калуги, совершил в Свято-Троицком соборе освящение новых крестов.

К 1997 г. в соборе были проведены следующие восстановительные работы: позолочены кресты, покрыты медью центральный купол и шпиль колокольни, отреставрированы и отштукатурены внутренние стены, люнеты украшены цветными витражами, в барабанных нишах написаны иконы. К лету собор был оштукатурен и покрашен снаружи, внутри расписан центральный купол, в котором изображен лик Спасителя, в глухих люнетах барабана между окнами написаны изображения восьми Ветхозаветных святых, также установлено основание иконостаса и изготовлены резные Царские врата высотой 5 м 40 см.

В октябре 1998 г. Троицкий собор посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и передал для него чудотворный список Калужской иконы Божией Матери, который находился в Московской Духовной Академии в Троице-Сергиевой лавре. В Казанском Девичьем монастыре в Калуге под руководством опытной вышивальщицы Л. Бабадей была изготовлена шитая золотом с драгоценными камнями риза для этой иконы.

В праздник Святой Троицы 1999 г. в главном приделе была совершена первая после восстановления собора Божественная Литургия. Богослужение возглавили архиепископ Климент и епископ Людиновский Георгий в сослужении архимандрита Доната (Петенкова), игумена Никиты (Ананьева), протоиерея Александра Кадина, иеромонаха Саввы (Борисенкова), иерея Вадима Кудрявцева и протодиаконов В. Карельского, В. Борака и В. Садакова. 27 июня того же года, в дни празднования 200-летнего юбилея Калужской епархии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил освящение собора и Божественную Литургию. Ему сослужили: архиепископы Варнава Чебоксарский и Чувашский, Климент Калужский и Боровский, Евгений Тамбовский и Мичуринский, Арсений Истринский, Димитрий Тобольский и Тюменский, епископы Георгий Людиновский, Павел Зарайский, Кирилл Богородский, и сонм духовенства. 24 августа 1999 г. Указом Святейшего Патриарха Московского №4400 восстановленному Свято-Троицкому собору был усвоен статус кафедрального собора.

15 сентября 2000 г. состоялось освящение отлитого для собора иждивением уроженца Калужской области П.Н. Завального главного колокола весом 5 100 кг. В 2001 г. продолжалась работа по внутренней росписи и изготовлению резных деталей для иконостаса. Была изготовлена резная сень для чудотворного списка Калужской иконы Божией Матери.

Хотя собор снаружи и представляет собой сочетание архитектурных стилей классицизма и ампир, но внутри он является воплощением византийской и древнерусской школы зодчества. В этом же стиле был разработан протоиереем Александром Кадиным проект нового иконостаса высотой 18,9 м. Он традиционно русский, многоярусный. Работы по изготовлению резных деталей осуществляют калужские мастера. Иконы для Царских врат и первого яруса иконостаса выполнены иконописцами Калужской епархии под руководством протоиерея Александра Кадина, иконы второго, третьего и четвертого ярусов написаны тверскими мастерами. Работы по росписи собора ведут епархиальные иконописцы в византийско-древнерусском стиле, со временем будет расписано все внутреннее пространство стен.

К окончанию 2012 г. был полность позолочен иконостас и резные оклады икон Троицкого собора. Кроме почитаемого чудотворного списка Калужской иконы Божией Матери, в соборе находятся чтимые прихожанами списки чудотворных Черниговской и Иверской икон Божией Матери (Иверская икона в старинном золоченом окладе), а также переданные из Калужского художественного музея иконы XVIII в.: Святой Троицы, Воскресения Христова, великомученика Георгия Победоносца и святителя Николая.

С сайта: https://sobor-kaluga.ru/istorija



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.