Строительство Свято-Троицкого кафедрального собора было начато в 1786 г. и завершено в 1808 г. В 1818 г. была окончена отделка храма, и 10 апреля 1819 г., в среду по Пасхе, собор был освящен епископом Антонием (Соколовым).
План и фасад собора были спроектированы Губернским архитектором И.Д. Ясныгиным, о чем свидетельствует подписанный им лично рисунок и чертеж, хранящиеся в Центральном Государственном Историческом архиве. В первый же год своей работы в Калуге губернский архитектор И.Д. Ясныгин приступил к составлению проекта городского собора. Согласно утвержденному плану города он должен был стоять в центре площади, ограниченной с трех сторон корпусами Присутственных мест. Это был четвертый по счету Троицкий собор. Первый, деревянный, очевидно построенный еще в ХVI в., упоминается в 1610 г. по случаю захоронения в нем Лжедмитрия II. Этот храм сгорел. Позже был выстроен новый "древян клетски о двух шатрах", на месте которого в 1687 г. воздвигли каменный собор в память Федора Алексеевича, но к концу ХVIII в. и этот собор пришел в такое состояние, что пришлось запретить служить в нем.
Закладка нового собора состоялась в 1786 г. Смелое решение Ясныгина возвести купол диаметром в 24 аршина (17 м) для перекрытия бесстолпного храма показалось многим неосуществимым. Но позднее правильность расчетов Ясныгина была доказана, но из-за недостатка средств строительство собора возобновилось лишь в 1804 г. только весной 1819 г. Ясныгин дождался освящения нового собора. Он выстроен в стиле русского классицизма, увенчан огромным полусферическим куполом; к стенам нижней крестообразной части примыкают полуколонны тосканского ордера, на южном и северном фасаде – перекрытый фронтоном портик. Переход, соединяющий колокольню с церковью, был задуман как открытая галерея, чем достигался интересный пространственный эффект.
Ясныгин обладал талантом градостроителя. При проектировании собора он исходил из месторасположения его на сравнительно небольшой площади, запроектированной почти замкнутой, и характерна архитектуры строений, окружающих ее с трех сторон. Кафедральный собор обнесен тесно примыкающей к стенам колоннадой из тосканских колонн, на углах располагаются пилястры. В промежутках между колоннами, в верхней части, помещены священные изображения небольших размеров. Боковые входы украшены фронтонами на шести колоннах, во фронтонах - росписи на темы из священной истории. Купол храма, увенчанный крестом, возведен в византийском стиле в форме полушария. Это первый в России безопорный купол, внутренний диаметр которого составляет 16,75 м (наружный диаметр купола 19,95 м).
Сначала колокольня связывалась с храмом колоннадой, но во время ремонта в 1912 г. была произведена пристройка, соединившая колокольню с храмом. Второй этаж этой пристройки занимают просторные хоры. Колокольня четырехъярусная, первый ярус с портиками на четырех колоннах с каждой стороны. Второй ярус восьмиугольный, чтобы сделать переход к третьему круглому ярусу, в угловых углублениях расположены колонны с капителями. В четвертом, небольшом круглом ярусе устроены часы с циферблатом на четыре стороны. Около циферблата, с боков, на каждой стороне поставлено по ионической колонне. Колокольню венчает длинный шпиль. Высота колокольни около 70 м, а высота храма от пола до росписи Христова лика в куполе составляет 36 м.
Первый ярус декорирован аналогично основному зданию собора, колоннами и пилястрами, только во фронтонах — полукруглые окна. Второй ярус украшен колоннами с капителями в угловых нишах. В плане он восьмиугольный, что обеспечивает плавный, гармоничный переход к третьему круглому ярусу звона. В последнем, небольшом круглом ярусе устроены часы с циферблатом на четыре стороны. Их выписал из Англии калужский купец Чернов. Венчает колокольню длинный шпиль.
Если приглядеться, можно заметить, что здание как будто сложено из больших, но простых геометрических форм – кубов, параллелепипедов, цилиндров. Внизу и на третьем ярусе колокольни эти объемы «опоясаны» строем тонких колонн, что усиливает данное впечатление. Это первые веяния ампира, «стиля внутри стиля», поздней стадии классицизма. В столице – Санкт-Петербурге – ампир появился еще до Отечественной войны 1812 года, но в Москву и провинциальные города пришел позже.
Белоснежная колоннада (правильнее сказать, что это – полуколонны) окружает тело собора не бессистемно. Северный и южный фасады основного здания, а также три фасада нижнего яруса колокольни украшены портиками под треугольными фронтонами. Это посланцы из прошлого, фасады древнегреческих храмов. Если они присутствуют в архитектуре, то значит общество верно ценностям, утвержденным когда-то нашими духовными прародителями – выдающимися деятелями античности.
Храм трехпрестольный. Главный престол храма освящен в честь Живоначальной Троицы, северный придел - в честь Тихвинской иконы Божией Матери; южный - в честь Калужской иконы Божией Матери. Иконостас Троицкого собора был единственным, выполненным по рисункам известного архитектора М.Ф. Казакова. Он представлял собой архитектурное строение стиля ампир в проеме арки алтаря, высотой около 8 м (наподобие иконостаса Троицкого собора в Московском Даниловом монастыре). Роспись собора была частичной. Основное пространство стен было отделано под искусственный мрамор с небольшим лепным пояском по периметру храма. В 1826 году на литургии здесь была сама императрица Мария Федоровна – в честь этого события создано Царское место с изображением Марии Магдалины.
Внутри храма, около южных дверей погребены три калужских архиерея: епископ Евлампий (Введенский, †1813 г.); епископ Николай (Соколов, †1851 г.); архиепископ Григорий (Миткевич, †1881). Кроме того, в соборе хранилось 11 знамен калужского ополчения. Среди них было знамя 6-й стрелковой дружины, находившееся в ополчении 1812 г. под Данцигом и в 1855-1856 гг. в Крыму, а также знамя Азовского пехотного полка, которое сначала хранилось в Санкт-Петербургском арсенале, но в 1866 г., по ходатайству городского общества и по Высочайшему повелению, торжественно было поставлено в соборе в память о геройском подвиге калужанина унтер-офицера С.А. Старичкова, спасшего это знамя в 1805 г. во время сражения под Аустерлицем.
В 1888 г. губернатор А.Г. Булыгин выделил деньги на устройство сквера вокруг собора. Сквер обустраивался при непосредственном участии начальника Калужской полиции Е.И. Трояновского, который спланировал посадку деревьев и наметил дорожки. Под руководством полицмейстера в симметричном порядке были посажены молодые хвойные деревья, Соборная площадь была обнесена сквозной железной решеткой, а при четырех въездах на площадь поставлены чугунные фонари и скамейки. В память посещения Калуги в 1888 г. великим князем Владимиром Александровичем и его супругой, великой княгиней Марией Павловной, сквер был назван Владимирским.
В 1924 г. была создана комиссия из представителей советской власти, которой было поручено выяснить "возможность использования помещения собора в культурно-просветительских целях". Эта комиссия провела осмотр здания и пришла к заключению, что его можно приспособить под Дом народных собраний, но для этого нужно было заставить прихожан добровольно отказаться от собора. В соответствующем акте было зафиксировано, что здание не имеет художественной ценности, а "в смысле архитектуры памятника ценность его заурядна". Единственное, что заслуживало внимания и сохранения, по мнению комиссии, это "казаковский" иконостас, но и его, наряду с другими "предметами культа", нужно было удалить из помещения.
Власти стали действовать по продуманной схеме - поставили перед общиной верующих условия: в короткий срок провести необходимый ремонт, застраховать здание, взять обязательство отапливать здание, чтобы предотвратить его дальнейшее разрушение. Выполнить все эти условия бедной малочисленной общине, да еще в обстановке хозяйственной разрухи, было не по силам и средствам, и она официально отказалась от дальнейшего использования здания собора.
Как выяснилось впоследствии, Горсовет и строительные организации тоже не смогли осуществить задуманное переоборудование. Поэтому начали с самого простого: сняли кресты и колокола, вынесли иконы, закрасили росписи на стенах и куполе, разобрали иконостас и вывезли его. Поскольку ни один из храмов Калуги не мог вместить иконостас с его грандиозными деталями, то они были сложены сначала в Благовещенском храме, куда была временно перемещена кафедра Калужских архиереев, затем в подвале Никитского храма и, наконец, по распоряжению Горсовета выброшены из подвала, так как там надо было хранить сено. Дальнейшая судьба иконостаса неизвестна.
Приспособление собора под культурно-просветительское учреждение проходило медленно и непоследовательно: власти не могли окончательно остановить выбор на конкретном учреждении культуры, какое можно было бы разместить в здании (Дом народных собраний, клуб, театр, летний театр). Не хватало средств, строительных материалов, не был готов проект приспособления. Наконец, в 1930-х гг. остановились на Доме обороны.
По воспоминаниям калужан, в первой половине 1930-х гг. в здании Троицкого собора, кроме Дома обороны, размещались кинотеатр и кружки Осоавиахима. В Доме обороны хранилось различное оружие. В алтарной части находилась аппаратная. По некоторым свидетельствам, использовались и подвальные помещения. В восточной части подвалов (по другим источникам - в цоколе) Троицкого собора размещалась школа ПВХО (противовоздушной и химической обороны). Были оборудованы помещения для учебных занятий, тут же находились кладовые с учебными пособиями и имуществом организации. Зимой 1937 г. в здании собора располагался зверинец.
В конце 1930-х гг. поступило предложение взорвать собор. На это предложение возразил работник госкомхоза И.М. Нестеров. Он предоставил подсчеты, по которым выходило, что в результате взрыва образуется огромный завал, и что на разбор завала может уйти не один десяток лет, более того, на уборку и вывоз мусора понадобится большое количество техники и грузового транспорта, что, следовательно, повлечет за собой немалые затраты.
Во время войны здание собора сильно пострадало. В октябре 1941 г., накануне вступления немецких войск в Калугу, начальник школы ПВХО К.Ф. Кузнецов получил приказ взорвать собор, чтобы фашисты не смогли воспользоваться имуществом школы, большую часть которого составляло оружие. На грузовой машине было доставлено несколько ящиков взрывчатки, которой явно оказалось недостаточно для того, чтобы здание собора было уничтожено полностью, а портить попусту памятник архитектуры Кузнецов не захотел.
10 октября 1941 г. по приказу К.Ф. Кузнецова собор был подожжен изнутри. Начальник школы рассчитывал, что таким образом собор пострадает меньше всего. 1 июня 1943 г. городской парк с собором был безвозмездно передан горисполкомом в распоряжение фронтового Эвакуационного пункта. 14 декабря 1943 г. была произведена проверка Парка культуры и отдыха, в том числе был осмотрен и собор: "...Здание собора полуразрушено, штукатурка обвалилась, деревянные части сожжены, отопительная и водопроводная системы разрушены; от собора сохранились только стены", - говорится в передаточном акте. В момент обследования собор был занят госпиталем под склад, подвалы использовались под овощехранилище. После этого около двадцати лет здание собора не ремонтировалось, а в начале 1950-х гг. неизвестные проникли в храмовый некрополь и вскрыли могилы Калужских архиереев.
В феврале 1952 г. на 8-й сессии при обсуждении работы культурно-просветительских учреждений города был поднят вопрос о соборе и в результате принято решение "оборудовать здание бывшего собора в парке культуры и отдыха под культурно-просветительское учреждение" - и снова ничего не получилось. В 1954 г. Управлением по делам архитектуры при Совете Министров РСФСР и Областным отделом по делам архитектуры было принято другое решение - о восстановлении здания собора под архив. Но до конца 50-х гг. здание собора так и не ремонтировалось. С 60-х гг. до 1990 г. в соборе располагалась спортивная школа. 25 мая 1990 г. Облисполком принимает решение № 204 "Об изменении использования памятника архитектуры в г. Калуге Троицкого собора" и переоборудовании его под концертный зал.
Архиепископ Климент, назначенный в Калугу в июле 1990 г., сразу по прибытии поставил вопрос о возвращении Церкви всех храмов, в том числе и Троицкого собора. Вскоре последовала реакция. Заведующая городским отделом культуры опубликовала заметку в местной прессе, в которой заявила: "Будем биться до последнего, чтобы собор у нас не отобрали". Несмотря на проводимую против передачи собора кампанию, в январе 1991 г. архиепископ Климент письменно обратился к Председателю Облисполкома А.И. Стеликову с просьбой передать собор в собственность епархии.
15 июля 1991 г. Облисполком принимает решение № 262 "О передаче в собственность Калужской епархии бывшего церковного здания Свято-Троицкого собора в г. Калуге". 23 августа 1991 г. был подписан акт о передаче собора Церкви. Здание собора находилось в плачевном состоянии: текла крыша центрального купола и колокольни, внутри него располагались туалеты и душевые, центральная часть была завалена мусором, в цокольном этаже складировались щиты, части аттракционов и другое имущество парка. При осмотре подвалов были обнаружены оскверненные останки калужских архиереев, погребенных в склепе в южной его части. Восстановление собора было поручено игумену Донату (Петенкову), казначеем была назначена А.Ф. Влайкова.
29 июня 1992 г., во время празднования 500-летия со дня преставления преподобного Тихона Калужского Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II на площади возле Троицкого собора совершил Божественную литургию в сослужении иерархов Русской Православной Церкви и клира Калужской епархии. С июля того же года в западной части собора был устроен временный придел, и стали совершаться богослужения. В марте 1993 г. игумен Донат был переведен в храм Святых Жен Мироносиц, а 10 июля того же года штатным клириком Свято-Троицкого собора был назначен иерей Александр Кадин, который в настоящее время является ключарем Троицкого собора.
В 1994 г. во время своего визита в Калугу, в день празднования Вознесения Господа нашего Иисуса Христа, Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всея Африки Парфений III, после Божественной литургии в Свято-Георгиевском соборе г. Калуги, совершил в Свято-Троицком соборе освящение новых крестов.
К 1997 г. в соборе были проведены следующие восстановительные работы: позолочены кресты, покрыты медью центральный купол и шпиль колокольни, отреставрированы и отштукатурены внутренние стены, люнеты украшены цветными витражами, в барабанных нишах написаны иконы. К лету собор был оштукатурен и покрашен снаружи, внутри расписан центральный купол, в котором изображен лик Спасителя, в глухих люнетах барабана между окнами написаны изображения восьми Ветхозаветных святых, также установлено основание иконостаса и изготовлены резные Царские врата высотой 5 м 40 см.
В октябре 1998 г. Троицкий собор посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и передал для него чудотворный список Калужской иконы Божией Матери, который находился в Московской Духовной Академии в Троице-Сергиевой лавре. В Казанском Девичьем монастыре в Калуге под руководством опытной вышивальщицы Л. Бабадей была изготовлена шитая золотом с драгоценными камнями риза для этой иконы.
В праздник Святой Троицы 1999 г. в главном приделе была совершена первая после восстановления собора Божественная Литургия. Богослужение возглавили архиепископ Климент и епископ Людиновский Георгий в сослужении архимандрита Доната (Петенкова), игумена Никиты (Ананьева), протоиерея Александра Кадина, иеромонаха Саввы (Борисенкова), иерея Вадима Кудрявцева и протодиаконов В. Карельского, В. Борака и В. Садакова. 27 июня того же года, в дни празднования 200-летнего юбилея Калужской епархии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил освящение собора и Божественную Литургию. Ему сослужили: архиепископы Варнава Чебоксарский и Чувашский, Климент Калужский и Боровский, Евгений Тамбовский и Мичуринский, Арсений Истринский, Димитрий Тобольский и Тюменский, епископы Георгий Людиновский, Павел Зарайский, Кирилл Богородский, и сонм духовенства. 24 августа 1999 г. Указом Святейшего Патриарха Московского №4400 восстановленному Свято-Троицкому собору был усвоен статус кафедрального собора.
15 сентября 2000 г. состоялось освящение отлитого для собора иждивением уроженца Калужской области П.Н. Завального главного колокола весом 5 100 кг. В 2001 г. продолжалась работа по внутренней росписи и изготовлению резных деталей для иконостаса. Была изготовлена резная сень для чудотворного списка Калужской иконы Божией Матери.
Хотя собор снаружи и представляет собой сочетание архитектурных стилей классицизма и ампир, но внутри он является воплощением византийской и древнерусской школы зодчества. В этом же стиле был разработан протоиереем Александром Кадиным проект нового иконостаса высотой 18,9 м. Он традиционно русский, многоярусный. Работы по изготовлению резных деталей осуществляют калужские мастера. Иконы для Царских врат и первого яруса иконостаса выполнены иконописцами Калужской епархии под руководством протоиерея Александра Кадина, иконы второго, третьего и четвертого ярусов написаны тверскими мастерами. Работы по росписи собора ведут епархиальные иконописцы в византийско-древнерусском стиле, со временем будет расписано все внутреннее пространство стен.
К окончанию 2012 г. был полность позолочен иконостас и резные оклады икон Троицкого собора. Кроме почитаемого чудотворного списка Калужской иконы Божией Матери, в соборе находятся чтимые прихожанами списки чудотворных Черниговской и Иверской икон Божией Матери (Иверская икона в старинном золоченом окладе), а также переданные из Калужского художественного музея иконы XVIII в.: Святой Троицы, Воскресения Христова, великомученика Георгия Победоносца и святителя Николая.
С сайта: https://sobor-kaluga.ru/istorija