ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Перемышль. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

Церковь Рождества Богородицы


Перемышль. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Церковь. Действует.  
Престолы:Рождества Пресвятой Богородицы, Георгия Победоносца, Космы и Дамиана Римских
Архитектурный стиль:Узорочье
Год постройки:приблизительно 1635 - 1640. Расширялась в 1866 и 1894.
Ссылки: Ссылка на temples.ru  Ссылка на портале prihod.ru 
Адрес:
Калужская область, Перемышльский район, с. Перемышль, ул.Ленина, 33

Координаты: 54.264876, 36.163816
Проезд: из г. Калуги по Козельскому шоссе до с. Перемышль. автобусы из Калуги в Перемышль ходят два-три раза в час с автовокзала Калуги. От автостанции Перемышля пешком 500 м в сторону центра по улице Коммунаров, поворот налево на улицу Ленина-и до храма прямо полкилометра. На автомобиле - по М 3(дорога пла ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда из г. Калуги по Козельскому шоссе до с. Перемышль. автобусы из Калуги в Перемышль ходят два-три раза в час с автовокзала Калуги. От автостанции Перемышля пешком 500 м в сторону центра по улице Коммунаров, поворот налево на улицу Ленина-и до храма прямо полкилометра. На автомобиле - по М 3(дорога платная). Поворот на Перемышль в населенном пункте Муромцево.Если нет желания пользоваться платной дорогой-ехать через Калугу по Р 132, далее по Р 92



Сортировка:

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Перемышль, Перемышльский район, Калужская область
Чупринин Михаил
20 августа 2020
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Перемышль, Перемышльский район, Калужская область
Чупринин Михаил
20 августа 2020
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Перемышль, Перемышльский район, Калужская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
14 августа 2020
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Перемышль, Перемышльский район, Калужская область
Сергей Сол
9 ноября 2018
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Перемышль, Перемышльский район, Калужская область
Юрий Моченов
19 октября 2017
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Перемышль, Перемышльский район, Калужская область
МОРПЕХ879
28 августа 2016
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Перемышль, Перемышльский район, Калужская область
Алексей Кротов
19 сентября 2015
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Вид с юга<br>, Перемышль, Перемышльский район, Калужская область
Вид с юга
Иванов Дмитрий
11 марта 2015
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Вид с северо-востока<br>, Перемышль, Перемышльский район, Калужская область
Вид с северо-востока
Иванов Дмитрий
11 марта 2015
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Вид с юго-востока<br>, Перемышль, Перемышльский район, Калужская область
Вид с юго-востока
Иванов Дмитрий
11 марта 2015
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Перемышль, Перемышльский район, Калужская область
МОРПЕХ879
27 июля 2014
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Перемышль, Перемышльский район, Калужская область
МОРПЕХ879
27 июля 2014
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Перемышль, Перемышльский район, Калужская область
Е.В.Б,
18 марта 2012
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Перемышль, Перемышльский район, Калужская область
Е.В.Б,
18 марта 2012
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Вид с юго-востока<br>, Перемышль, Перемышльский район, Калужская область
Вид с юго-востока
Иванов Дмитрий
27 июля 2010
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Перемышль, Перемышльский район, Калужская область
МОРПЕХ879
17 августа 2008
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Перемышль, Перемышльский район, Калужская область
МОРПЕХ879
17 августа 2008
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Перемышль, Перемышльский район, Калужская область
Дмитрий Васильков
18 августа 2004
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Перемышль, Перемышльский район, Калужская область
Чупринин Михаил
20 августа 2020
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Завершения<br>, Перемышль, Перемышльский район, Калужская область
Завершения
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
9 мая 2019
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Завершение колокольни<br>, Перемышль, Перемышльский район, Калужская область
Завершение колокольни
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
9 мая 2019
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Перемышль, Перемышльский район, Калужская область
Юрий Моченов
19 октября 2017
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Завершение трапезной и основного объема храма<br>, Перемышль, Перемышльский район, Калужская область
Завершение трапезной и основного объема храма
Иванов Дмитрий
11 марта 2015
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Фреска с изображением святых Космы и Дамиана на северном фасаде храма<br>, Перемышль, Перемышльский район, Калужская область
Фреска с изображением святых Космы и Дамиана на северном фасаде храма
Иванов Дмитрий
11 марта 2015
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Крыльцо храма<br>, Перемышль, Перемышльский район, Калужская область
Крыльцо храма
Иванов Дмитрий
11 марта 2015
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Восстанавливающееся крыльцо<br>, Перемышль, Перемышльский район, Калужская область
Восстанавливающееся крыльцо
Иванов Дмитрий
27 июля 2010
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Перемышль, Перемышльский район, Калужская область
Е.В.Б,
18 марта 2012
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Перемышль, Перемышльский район, Калужская область
Чупринин Михаил
20 августа 2020



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Рождественская церковь, основанная на месте прежде бывшего девичьего монастыря. Когда он построен, неизвестно, но упразднен был в 1764 г. Церковь пятиглавая, она была построена игуменьей Маремьяной Косковой на месте деревянной церкви, сожженной поляками в 1618 году. В церкви были: синодик, писанный полууставом первой четверти XVII в.; напрестольное Евангелие Московской печати 1633 года, пожертвованное царем Михаилом Федоровичем, Евангелие в полулист; два оловянных сосуда; один величиной в обыкновенную рюмку, а другой несколько более - оба ветхие и без украшений; Нерукотворенный образ Спаса, современный постройке храма. Трапезная распространена в 1866 г. С западной стороны была сделана пристройка на 200 чел. в 1894 г. При церкви имелась библиотека и одноклассная приходская школа.


Вадим кр
 
Вадим кр  8 июня 2016

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы была построена при монастыре в 1710-1750 годах. Это был Перемыщльский девичий монастырь, основанный, предположительно, удельным князем Владимиром Храбрым или его сыновьями в средине 15 века. Монастырь постоянно подвергался нападению разбойничьих шаек, затем его сожгли поляки. Церковь была построена из широкого кирпича, одноэтажная, квадратная. Слой цемента был тонким, окована железом. Алтарь с темя окнами, находившимися под сводом. Трапезная небольшая с низким дугообразным сводом. Крыша четырехскатная с 5-ю главками на тоненьких шейках. На церковь дали пожертвования царь Михаил и бояре. Кресты украшены короною, что указывает на царское пожертвование на строительство храма. Иконостас был необычайно красив – пятиярусный, в позолоте из червонного золота. В таком виде храм сохранялся почти до средины 19 века.

В 1930-е годы его закрыли. Всю утварь разграбили, иконы пропали бесследно. Помещение храма долго использовали под магазин «Продукты». Восстановление началось в 2005 году. В настоящее время полностью восстановлен. Крыша покрыта жестью василькового цвета. Храм белокаменный, ведутся службы.

http://www.voronezhgid.ru/architecture/monastery/tserkov-rozhdestva-presvyatoy-bogoroditsi-17856.html


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  8 мая 2019

В советское время Богородице-Рождественская церковь лишилась завершений, колокольни, декора. После этого разорения храм был восстановлен в несколько изменённых формах. Чуть другим стал шатёр колокольни, по-иному оформлены изящные главки... Впрочем, принципиальных изменений внесено не было. Мы знаем, что строили церковь под влиянием московской зодческой школы, а в Москве первая половина ХVII века - это пышный расцвет узорочья.

Прямых аналогов перемышльской церкви в столице мы не находим: действительно, у церкви Николы в Пыжах или скажем Григория Неокесарийского на Полянке с храмом Рождества Богородицы мало общего. Зато очень много конструктивно похожих храмов видим в Подмосковье. Зодчие той эпохи обыгрывали стандартный кубический объём: чтобы было "не скучно", четверик оживили ассиметричными пристройками и ...ярусностью? Нет, ярусность как раз узорочью не присуща, её во всех вариантах представит нам следующая архитектурная эпоха - нарышкинское барокко. А узорочье создаёт именно "видимость ярусности" - где-то используя многочисленные ряды кокошников, а где-то водружая главки на одиночные либо двойные постаменты, которые также могли украшаться рядами кокошников. Этот характерный приём наблюдаем и у перемышльской церкви. Тесно собранные главки - также традиция столичного региона, причём именно в подмосковном, а не московском варианте. На нижних постаментах главок даже обозначены кокошники (хотя это сделали уже реставраторы нашего времени - очевидно, чтобы подчеркнуть принадлежность стилю). Конечно, всё достаточно упрощено, но это общая тенденция при восстановлении зданий в условиях жесткой нехватки средств. Всё лучше, чем руина. Кстати, подобное упрощение делает перемышльский храм похожим не на московских современников, а на более поздние храмы тотемской школы - там подчёркнутый вертикализм так же достигался установкой на стандартный четверик главок с несколькими ярусами барабанов. Но это чисто внешнее сходство - у тех храмов именно ярусность, своеобразно трактованное наследие нарышкинского барокко. В то время как кокошники и постаменты узорочья - чисто внешний декор, не имеющий отношения к конструктиву собственно церковного здания. Ныне главки с барабанами видоизменены - у оригинала нижние постаменты были более приземистые, верхние, напротив, - более вытянутые. В целом композиция глав, хотя и "по провинциальному" измельчённых, соответствует московским традициям.

В советское время была уничтожена до первого яруса и колокольня храма. Сейчас её башня отличается от той, что была ещё сто лет назад. У восьмигранной звонницы несколько видоизменён шатёр, ему добавлен широкий козырёк, появились круглые слуховые проёмы на ярусе звона. Колокольня соединена с основным храмом широкой трапезной, практически лишённой декора. К основному двусветному кубу, перекрытому четырёхскатной кровлей, вплотную примыкает одноэтажная трапезная - обширная, с полуовальными окнами, выполненными во вкусах ХIХ века. Хотя конструктивно своды трапезной не такие уж высокие, кровля её доходит до уровня верхней кромки четверика основного объёма. Это визуально укрупняет сооружение. С восточной части к основному объёму примыкает полукруглая апсида. "Алтарь полукруглый, освещен тремя окнами, устроенными под сводом, с полукруглой перемычкою, с железными лентистыми решетками", - сообщает краткая историческая справка на сайте храма. Алтарная часть также внешне уцелела в советские годы. В целом ракурс со стороны алтаря, пожалуй, лучше всего даёт представление о том, как выглядел храм до того, как подвергся поруганию.

Изнутри церковь Рождества Богородицы несёт следы капитальной реставрации в новейшее время. После того как при Советах храм побывал продуктовым магазином, восстанавливать интерьеры пришлось с абсолютного нуля. В небольших городках это очень часто приводит к тому, что кое-что приходится восстанавливать условно, кое-что откладывать на потом. Стены и своды - как собственно в храме, также и в трапезной, лишены росписей, оштукатурены и выбелены. Композиция здания полностью соответствует русской храмостроительной традиции - церковь "кораблём", вытянутая по оси "запад-восток", соответственно, притвор - трапезная - основная часть (четверик). Из подколоколенного притвора через узкий проход попадаем в трапезную - широкую, но с относительно низким дугообразным сводом. Впрочем, ощущения того, что потолок "давит", нет, чтобы компенсировать приземистость сооружения, архитекторы прибегали к простому приёму - максимально увеличивали остекление. Окна трапезной - крупные, высокие, полуовальные, по четыре на стену. Благодаря этому интерьеры отличаются богатым естественным освещением. В одном блоке с трапезной размещены два придела - во имя святого Георгия Победоносца и святых Космы и Дамиана Римских. Основная часть церкви двусветная, но в каждом световом ярусе северного и южного фасадов только по одному окну. Верхнее отцентровано по вертикальной оси симметрии, нижнее - смещено к алтарной части. К западу смещены двери.

Иконостас Богородице-Рождественской церкви - как и вся внутренняя отделка, новый. К сожалению, от старинного, покрытого червонным золотом, с образами, написанными неизвестными изографами в греческом стиле, ничего не осталось. Однако нынешний иконостас в общих чертах повторяет тот, что был в храме до революции. Он тоже пятиярусный. Деревянный, с расписными тяблами, он выполнен в одном стиле с малыми придельными иконостасами - те, в свою очередь, двухъярусные. В правом придельном иконостасе - почитаемая Калужская икона Божией Матери. В левом - почитаемые иконы Спас Нерукотворный и Богородица "Неупиваемая Чаша". Ещё один образ Спасителя - тот самый, с камнями из Гефсиманского сада - располагается перед главным иконостасом, у царских врат. В храме немало икон местночтимых святых Пафнутия Боровского, Лаврентия Калужского и др. Но, пожалуй, одна из самых удивительных икон - это образ Богородицы, одетой в кольчугу и шлем, "Взбранная воевода".

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №336, 2019 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  8 мая 2019

На рубеже ХIV-ХV веков князь Серпуховский, Боровский и Углицкий Владимир Храбрый основал Перемышльский Рождества Богородицы девичий монастырь. Обитель пережила немало нападений, но устояла. Однако в 1617 году в город вошёл польский отряд пана Лисовского. Синодик рассказывает, что поляки устроили в монастыре резню, убили всех не покинувших обитель священников: "священнопротопопов Григория и Иоанна, священноиереев убиенных Димитрия, Иоанна, Иоанна, Иродиона, Алексия, Евсевия и Ейвферия". Подобная участь постигла и всех крестьян, вышедших на защиту монастыря. В общей сложности тогда погибли 46 мужчин и три женщины, семь человек попали к полякам в плен. Рождественский храм сожгли. Возобновить монастырь решила игуменья Маремиана Коскова. В первую очередь она собрала на пепелище сестёр и объявила им, что намерена отстроить обитель заново. Эта целеустремлённая женщина обратилась с просьбой помочь средствами к князю Ивану Алексеевичу Воротынскому, поскольку тот был известным жертвователем на храмы и монастыри. Иван Алексеевич выделил некую сумму на богоугодное дело, а после сам подал от имени игуменьи прошение царю Михаилу Фёдоровичу Романову о пожертвовании денег на возрождаемый Рождественский монастырь в старинном Перемышле. Интересно, что государь не только сам прислал деньги, но и подвиг на щедрую милостыню наиболее приближённых из своих бояр. Так, известно что в строительство обители вложились Борис Иванович Морозов, Илья Данилович Милославский, Михаил Алексеевич Ртищев, княгиня-схимонахиня Марфа Волконская.

Из информации, размещённой на сайте Рождественского храма Перемышля можно узнать, что на собранные средства "Маремиана, назначенная строительницей монастыря, построила церковь и дом из кирпича. Монастырь был построен на прежнем месте в полуверсте от старого города на север, за крепостным рвом, на невысоком холме. На семиверстное расстояние он был окружен мужскими монастырями: с севера Лютиковым, с юго-востока Гремячевым и Добрым, с юга-запада Шаровкиным, которые все и видны были с монастырской колокольни". Судя по всему, денег всё равно было не так много, поэтому главный монастырский храм получился относительно небольшим. Согласно описанию, которое хранится в архиве Калужской епархии, "церковь построена была небольшая: ее длина с алтарем и колокольней - 12 сажень, ширина - 4, высота церкви - 6, а колокольни - 8 сажень. Трапезная часть небольшая, в четыре квадратные сажени, к южной стене пристроен малый придел в честь великомученика Георгия Победоносца. Крыша храма четырехскатная. Кресты железные, узорчатые, основанные на полумесяце, рога которого украшены звездами, из середины креста исходит 12 лучей, на конце каждого луча по звезде. Кресты украшены короною, что указывает на царское пожертвование на строительство храма. Иконостас пятиярусный, позолоченный, с иконами хорошего греческого письма на золоте. Царские врата резные, позолоченные, с рельефными изображениями евангелистов". Кроме того, местные краеведы уточняют, что Рождественская церковь возведена "из широкого тяжеловесного кирпича на тонком слое цемента, под затирку, связана железом, наружных украшений нет никаких, одноэтажная, квадратная. Алтарь полукруглый, освящен тремя окнами, устроенными под сводом, с полукруглой перемычкою, с железными лентистыми решетками. Церковь освещается двумя такими же окнами, устроенными на клиросах и двумя большими окнами, сделанными позже, устроенными над боковыми дверями. К дверям пристроены крыльца из белого камня с двумя ступенями".

Упразднение Рождественской обители произошло в 1764 году. Это было непростое для многих монастырей время. Секуляризация, затеянная императрицей Екатериной II, когда в пользу государства массово изымались монастырские угодья, лишило многие обители средств к существованию. Они нищали, приходили в упадок и закрывались. Так, "на территории всей Калужской области действующими осталось только пять штатных монастырей и 4 заштатных (через год заштатных стало три, так как Свято-Никольский Черноостровский монастырь в городе Малоярославце был упразднён "по недостатку средств"). В том же 1764 году были упразднёны Гремячев, Добрый и Резванский монастыри, а Шаровкин переведён в заштатные". От перемышльского Рождества Пресвятой Богородицы девичьего монастыря остался лишь его храм, который тогда же получил статус приходского.

Ко второй половине ХIХ века назрела необходимость увеличить пространство внутри храма. Это сделали за счёт пристройки к трапезной на 200 человек, которая была возведена в 1894 году. При Рождественском храме имелась библиотека и действующая одноклассная приходская школа. Известно, что до революции в Рождественском храме Перемышля хранилось немало древних святынь. Но после Октябрьского переворота все они исчезли. Среди этих исчезнувших святынь - немало действительно ценных предметов: например, напрестольное Евангелие, которое датировалось началом 30-х годов ХVII века. Оно было издано в Москве и подарено лично Михаилом Фёдоровичем, первым царём из рода Романовых. Книга была даже подписана: "Сию книгу пожаловал Государь Царь и Великий князь Михаил Феодорович всея России в Перемышле в церковь Рождества Пресвятые Богородицы, при строителе старице Маремьяне с сестрами, лета 7142 (1634) года августа в 10 день". Кроме того, в Рождественской церкви был писанный полууставом монастырский Синодик и древние оловянные потиры. Над входными дверями, в специальном кирпичном углублении была установлена икона Спаса Нерукотворного Образа - современница самого храма. Имелась, разумеется, и храмовая икона Рождества Пресвятой Богородицы. Как знать, не исключено, что в храм иногда заглядывал выдающийся изобретатель-самоучка - К. Э. Циолковский. Ведь здесь, в Перемышле, жили его родственники, и он частенько приезжал к ним в гости из Калуги. Но как только власть в стране сменилась, бывшие верующие безбожно растащили всё, что только было можно и нельзя. Ничего из церковного имущества не уцелело. Уже в 1930-е годы храм и вовсе закрыли. А через 40 лет там устроили продуктовый магазин. Купола, кресты и колокола конечно же были сняты. Ремонтом здания никто не занимался, и оно ветшало до тех пор, пока совсем не пришло в негодность. Тогда магазин из церковного здания съехал.

За восстановление полуразрушенного Рождественского храма в Перемышле взялись только в 2003 году. К процессу активно подключился тогдашний глава района. Проект реставрации составил архитектор и краевед, калужанин Иван Дмитриевич Белов. Сложно перечислить всё, что он сделал на поприще восстановления святых обителей на Калужской земле. На его счету приведённые в порядок Тихонова пустынь, Спасо-Воротынский монастырь. Кроме того, по чертежам и проектам И. Д. Белова проводились реставрационные работы в Лаврентьевском монастыре, Казанской девичьей обители и калужском Троицком соборе. На то, чтобы привести здание храма Рождества Пресвятой Богородицы в Перемышле в порядок, ушло 10 лет. Наконец, 16 марта 2013 года храм освятили архиерейским чином. Торжественное богослужение возглавил митрополит Калужский и Боровский Климент. Теперь службы в храме совершаются постоянно.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №336, 2019 г.



Комментарии и обсуждение


Церковь долгое время использовалась в качестве магазина "Продукты". Магазин был закрыт несколько лет назад.

В настоящее время церковь заброшена.

21 августа 2005.

Храм не заброшен, работы медленно, но ведутся.
13 января 2010.