ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Большое Руново (погост Спас-Детчин). Церковь Спаса Преображения.

погост Спас-Детчин


Большое Руново (погост Спас-Детчин). Церковь Спаса Преображения
Церковь. Действует.  
Престолы:Спаса Преображения, Николая Чудотворца, Илии Пророка
Архитектурный стиль:Русско-византийский стиль
Год постройки:Между 1874 и 1878.
Архитектор:А.Г. Бочарников
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Московская область, Каширский район, Большое Руново (погост Спас-Детчин)

Координаты: 54.85834, 38.3603
Проезд:От Каширы автобусом на Руново, до ост. Кропотово - 10 км, далее 1 км пешком.



Сортировка:

Церковь Спаса Преображения, ярусы звона заложены<br>, Большое Руново (погост Спас-Детчин), Каширский городской округ, Московская область
ярусы звона заложены
Андрей Агафонов
1 февраля 1988
Церковь Спаса Преображения, , Большое Руново (погост Спас-Детчин), Каширский городской округ, Московская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1988
Церковь Спаса Преображения, Место предыдущей церкви погоста. В XVI в. здесь находился монастырь.<br>, Большое Руново (погост Спас-Детчин), Каширский городской округ, Московская область
Место предыдущей церкви погоста. В XVI в. здесь находился монастырь.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Воронов Юрий Викторович
12 апреля 2016
Церковь Спаса Преображения, Святой источник <br>, Большое Руново (погост Спас-Детчин), Каширский городской округ, Московская область
Святой источник
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Воронов Юрий Викторович
12 апреля 2016



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Михаил Российский  23 декабря 2008

Церковь Преображения Господня на погосте Спас-Детчин возведена в 1874-1878 гг. на месте старинного деревянного храма. «Над Окой на древнем погосте Спас-Детчин (в одном километре от сельца Лунева «Бесова тож») стоит поздняя церковь, относящаяся ко времени архитектурной эклектики. Если говорить только о ее фасадах и декоре – рядовой пример ретроспективной стилизации с использованием форм и композиционных приемов классицизма и декоративных мотивов древнерусского зодчества. Но разве в этом истинное значение памятника, занимающего господствующее положение в долине Оки, обладающего красивым силуэтом, удачно найденными пропорциями?»

Источник: Ф.В.Разумовский «На берегах Оки (от Серпухова до Каширы)», М., 1988


Андрей Семенов  10 декабря 2017

Село Спас-Детчино занимает живописную местность при р. Оке, верстах в 10 от Каширы вниз по течению Оки. До Тулы считается 100 в. Ближайшая ж. д. ст. в с. Озерах Колом. у. в 10 в. Близ села по берегу Оки за дер. Кроптовым сохраняются ясные следы древнего земляного укрепления, называемого „городок”, а далее по берегу же Оки близ Кроптовских выселок начинается ряд курганов, идущий потом к Кашире и далее. По образному народному выражению, с этих курганов. „богатыри топориками перебрасывались”. Определеннее народное предание гласит, что здесь „Литва воевала”. Приход состоит из 5 деревень: слц. Лунева, Бесова тож, в 1/2 от церкви, слц. Кроптова в 1/4 в., дер. Кроптовских выселок в 18 в., слц. Андреевского в 6 в. и слц. Знаменского, Черной деревни тож, в 4 в.*). В последнем с 1747 по 1796 г. был дерев. храм во имя Знамения Пресв. Богородицы, от которого осталась лишь ветхая алтарная часть в качестве часовни с могильными памятниками подле нее. Бывшие прихожане этой церкви (одна из слобод Черной деревни) и доселе празднуют Знаменье (27 ноябр.) в качестве храмового праздника. Всех прихожан в Сп.-Детч. приходе муж. п, 462., жен. 559 д.

Название Детчино (писалось иногда Дедчино) исконное и, можно полагать, современно самому селу, но отчего получилось оно, неизвестно. Название же „Спас” получено от храма, искони бывшего Спасо-Преображенским. Время происхождении села и прихода с точностью неизвестно. Существует темное предание, что здесь когда-то был монастырь, но оно ничем не подтверждается. Несомненно, однако, что село с храмом Преображения Господня существовало уже во второй половине XVI в. В писцовых книгах 1578-79 гг. значится: „Погост Детчин на р. на Оке, а на пог. церк. Преображение-Спасово, древена, клецки, стоит на царя и велик. князя земле, а церк. поставленье и церковное строенье попа Ивана Васильева сына Попова, да сына его попа Ивана”... Во все последующее время „церковь Преображения Спасова”, по всем данным, непрерывно продолжала свое существование.

От XVII века на старом кладбище при бывшей деревянной церкви сохранилось 6 памятников с вязевыми надписями. На одном из них значится: «лета 7163 (1655) марта 2 д. преставие раб Бжий столник Роман Семенавич Леонтьев идучи на службу Великого Гдра в Вазме а погребен в Каширском уезде в селе Преображения Гда Бга и Спаса ншего Іиса Хрта на Дедчине на сем месте.” На другом камне, написано: „Лета 7182 (1674) го гду мца Іюля в 11 д. преставися раб Бжии свщноиерей Феодосей Iванов сн Попов.“ На третьем камне такая надпись: „Лета 7200 (1692) го Сентября в 1 преставися раба Божия погосту Детчина попа Деомида поподя ево Евфимия Климонтова дочи погребена бысть на сем месте у цркви Преображения Гоподня.“ Точно также на иконе Казанской Божией Матери, помещающейся в правом придельном иконостасе, на обратной стороне имеется след. надпись: „Лета 7164 (1656) год. поставил образ престыя бдцы.... коширьском уезде у спаса на дечине с коширы... мофодей и киот строил своими руками.“ От прошлого столетия хранятся в церкви принадлежащие ей: синодик 1759 г., земельный план и межевая книга 1766 г. и полулист из метрической книги 1780 г.

Между прочим, в устах народа сохранилось предание, относящееся к половине прошлого столетия. „Во время межевания земли (генеральное межевание 1766 г.) Спасским попом был поп Калина (Игнатий Калинников 1754-1882). Землемеры, перед межеванием лугов, просили с попа Калины барана, обещая отмежевать причту в точности должное количество луга. Но поп барана пожалел, и землемеры, вместо хорошего луга, отмежевали длинную, но узкую и безплодную береговую полосу, называемую теперь Шейкою и Костылем.” Не посчастливилось „попу Калине” и в межевании полевой земли: предание сообщает, что здесь врагом церковных интересов явился помещик Черной деревни (в то время села Знаменского) Кротопов. Будучи не в силах переспорить его, поп Калина, наконец, сказал: „смотри, барин! Спась-Преображанье стоить на песку (почва церковной земли песчано-глинистая) не навело-б на тебя тоску!” Когда потом, по окончании межевания, Кропотов поехал, домой, то, по словам предания, дорогой ослеп. Действительно, по плану 1766 г. пахатной земли приблизительно четырьмя, а луговой двумя десятинами меньше, чем сколько ее должно быть по указаниям писцовой книги 1678–79 гг.

В настоящее время в с. Спас-Детч. храм каменный с холодною настоящею во имя Преображения Господня и с теплыми приделами правым во имя Прор. Илии и левым во имя Св. и Чуд. Николая. Построен он в 1871-78 гг. на сумму, завещанную бывшею прихожанкой, помещицею слц. Бесова, Анною Павловною Лызловою (ум. 1849 г.). Заведовала постройкою набранная от прихода комиссия из трех прихожан - крестьян под руководством священника Григ. Ив. Дружинина. Всего на постройку израсходовано 21210 руб. Освящены все три престола 14-15 янв. 1879 г. Существовавший дотоле изстари деревянный храм, получивший после капитальной ремонтировки 1834 г. изящный архитектурный вид, за ветхостью и ненадобностью его, был в 1883 и 1888 гг. разобран и материал употреблен частью на устройство ограды вокруг каменного храма (1888 г.), большею же частью на отопление последнего. На месте деревянного храма стоит устроенная из алтарной его части часовня. Выдающуюся святыню храма составляет часть ризы Господней в серебряном ковчеге, висящем на храмовой иконе Преображения Господня.

Причт в наст. хр. состоит из двух лиц: священника и псаломщика. В пользу причта получаются % с капитала в 597 р. Всей церковной земли 110 д. 841 кв. саж., в том числе усадебной 3 дес., луговой 8 десят. и распашной 90 дес.

*) Слц. Бесово, дер. Черная и слц. Кроптово у р. Оки упоминаются в писц. кн. XVI в.

П.И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии». Тула, 1895 г. Каширский уезд, стр. 464


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  31 мая 2021

Первое упоминание о Преображенском храме на погосте Спас-Детчин встречается в писцовых книгах за 1577-1579 гг.: "Погост Детчин на реке на Оке, а на погосте церковь Преображение Спасово, древяна, клецки, ... церковное поставленье и церковное строенье попа Ивана Васильева сына Попова да сына его попа Ивана...". Здесь названы имена основателей Преображенского храма - священника Ивана Васильевича и его сына - преемника в священнослужении Ивана Ивановича Поповых. Эти данные позволяют определить приблизительное время начала существования храма: первая половина - середина ХVI в. Первая церковь была построена клетью - простым прямоугольным срубом из положенных друг на друга брёвен, так же, как строились жилища простых людей. Вместо положенного от государственной власти пособия, выдававшегося церковному причту для его обеспечения, храму была отдана "государева" земля. Всего - 128 десятин (139,52 га). Таким образом, основанный к середине ХVI века Детчинский погост с деревянной церковью Преображения Господня продолжал существовать и в последующие века. Династия священнослужителей Поповых, первых строителей храма, продолжала служить при храме и в ХVII веке - в 1674 году, как значится на одном из могильных камней, "преставился раб Божий священноиерей Феодосий Иванов сын Попов".

К середине ХVIII столетия существовавшая тогда в Спас-Детчине деревянная церковь пришла в такую ветхость, что возникла необходимость постройки нового храма. В апреле 1765 года лейб-гвардии Измаиловского полка отставной майор А.Г. Гурьев обратился к епископу Коломенскому и Каширскому Феодосию (Михайловскому) с просьбой разрешить строительство нового деревянного храма Преображения с двумя приделами трапезной части: пророка Илии и святителя Николая чудотворца. Это первое упоминание о существовании в храме приделов, из которого видно, что к ХVIII веку они уже существовали в честь тех же святых, хотя и не были указаны ранее в Писцовых книгах. Кроме Гурьева прошение подписали майор А.Г. Кропотов и отставной сержант Я.С. Далматов - помещики соседних сёл Знаменское и Лунево. 6 мая 1765 года просителям была дана храмозданная грамота, в которой благословлялось построить новую деревянную церковь "на том же погосте, отступя мало" от прежней. Церковь должна быть построена "по чину Восточной Церкви" и украшена иконостасами, и "прочим церковным благолепием... как святые правила и церковные уставы повелевают". "Святые иконы написать добрым и искусным изографам (иконописцам) по греческому обыкновению и в сложении перстов как благословляющих, так и молящихся все было бы изображено по преданию Греко-Российской Церкви, а не по-раскольнически".

По получении грамоты началась постройка новой церкви, которая вместе с внутренним устройством храма продолжалась до начала 1768 года. В январе 1768 года А. Г. Гурьев обратился к Правящему архирею с прошением об освящении новой церкви. К прошению прилагалась опись имущества нового храма и описание его внешнего и внутреннего убранства, сделанные управителем каширских духовных дел, строителем Белопесоцкого монастыря - иеромонахом Афиногеном. Согласно описи, новый храм выглядел следующим образом: главная часть церкви с центральным алтарём - немного возвышалась над трапезной частью, в которой было два придела и двухъярусная колокольня, примыкавшая к трапезной с западной стороны. Шпилей ни на колокольне, ни на основном объёме храма не было - они были покрыты тесаной чешуйчатой кровлей на четыре ската. Кресты были "резные, железные, позлащённые". Все окна были "красными" - относительно большого размера, со стёклами и рамами (в отличие от волокового: небольшого окна, задвигавшегося доской). На всех окнах имелись железные решётки и деревянные затворы. На колокольне находилось пять колоколов весом в 15 пудов, 7, 5, 2 и 1 пуд. Вокруг храма была сделана деревянная решетчатая ограда. Существует также и подробное описание богатого внутреннего убранства новопостроенного храма, ризницы, имевшихся богослужебных книг. 21 января 1768 года в ответ на прошение А.Г. Гурьева последовала резолюция епископа Коломенского и Каширского Феодосия об освящении новой церкви и от того же числа был выдан указ. К сожалению, о таких важных событиях сельской церкви, в скором времени было почти забыто.

В 1829 году, т. е. всего через 60 лет после постройки храма, священник Спас-Детчинской церкви, родной внук священника Игнатия Калинникова, при котором и было строительство, в клировой ведомости церкви написал: "когда и кем построена - неизвестно". Возможно потому, что уже к началу ХIХ века деревянный Спасо-Преображенский храм сильно обветшал. Осенью 1818 года был сделан ремонт кровли и стен на сумму свыше 400 рублей. На праздник Пасхи 1833 года при большом стечении молящихся обрушились половые балки и храмовый пол опустился на землю. С апреля по июль следующего 1834 года были сделаны последние капитальные работы. Причт и прихожане Преображенского храма уже не хотели ограничиваться ремонтом только одного пола, а решили обновить всю церковь, по фасаду. Здание церкви было приподнято. Пол был переделан по всей церкви, кроме алтарей, так что престолы остались нетронутыми. Снаружи при боковых дверях были сделаны портики с четырьмя колоннами и фронтонами. Был надстроен ещё один ярус колокольни - она стала трёхъярусной, высотой около 22 аршин (15,5 метров), и на ней поставлен шпиль в 12 аршин (8,5 метров). Купол основного храма был разобран, на его место был нарублен восьмигранник с четырьмя полукруглыми окнами, а над ними новый восьмигранный же купол, закачивавшийся фонарём и главкой. Стены храма были заново обиты тёсом и окрашены, храм был покрыт железом.

Но деревянная Спас-Детчинская церковь с годами вновь и вновь продолжала ветшать. Спустя ровно 30 лет со времени надстройки колокольни, 30 апреля 1863 года от сильного ветра упал крест с самой церкви, а колокольня, начиная со второго яруса, накренилась в левую сторону. Заметно ухудшилось и общее состояние храма: во время ветров всюду сквозило, когда бывали вьюги - в церковь заметал снег. В сильные морозы руки священнослужителей примерзали к кресту и священным сосудам, а прихожане стояли в храме в рукавицах. Все с нетерпением ожидали начала строительства нового каменного храма, к возведению которого всё было готово. Причиной для строительства стало завещание умершей в 1849 году прихожанки и благодетельницы Спас-Детчинской церкви, помещицы А.П. Лызловой, в котором она распорядилась часть средств от продажи её имения направить на постройку нового каменного храма. Строительство началось после торжественной закладки нового храма благочинным 3-го округа Каширского уезда священником Иоанном Корсунским 22 июня 1875 года. Всю каменную кладку кирпича и плотничьи работы производил подрядчик каменных работ, крестьянин А.М. Заболканский. За лето 1875 года были уложены бутовый и цокольный камни, кладка стен доведена до окон. За лето следующего года были полностью выложены трапезная и алтарь с устройством сводов и покрытием железом. До того же уровня были доведены главная часть храма и колокольня. За лето 1877 года было окончено строительство главной части храма с установкой купола, колокольня была выложена до четырёх ярусов. Ещё за полтора осенних месяца были сделаны полы, устроена кровля, установлены шпили с крестами над храмом и колокольней. В следующем году была выкрашена кровля и произведена внутренняя отделка церкви: оштукатурены стены, устроены окна, печи. Были изготовлены новые иконостасы, столярной работы, с колоннами, резьбой и позолотой. Все живописные работы были сделаны крестьянином В. В. Новосельцевым. В декабре 1878 года архитектор храма А. Г. Бочарников дал письменное свидетельство о том, что "каменная, крытая железом церковь с трапезою и колокольней построены из материалов хорошего качества, прочно, устойчиво и во всём согласно утверждённого чертежа; а равно устроенные вновь иконостасы, живопись в них и настенно правильны".

15 декабря 1878 года местным благочинным была составлена опись построенного храма. Согласно ей, каменный храм состоял из холодной главной части, трапезной с двумя приделами и четырёхъярусной колокольни. Вся церковь была покрыта листовым железом, покрашена медянкой. Купола были устроены на главной части храма и на колокольне, обиты белым листовым железом. На них были поставлены деревянные кресты, также обитые белым листовым железом. Пол во всём храме был каменный. В тёплой трапезной части были устроены две кафельные печи и двойные оконные рамы. В новом храме, как и в старой церкви, было устроено три престола: главный в честь Преображения Господня и два придела: с северной стороны трапезной - в честь святителя Николая Чудотворца, с южной стороны - в честь святого пророка Илии. 14-15 января 1879 года благочинным священником Иоанном Корсунским храм Преображения Господня был торжественно освящён. Под главным престолом был поставлен деревянный ящик с крестом, на котором было указано имя благотворительницы А.П. Лызловой, епископа Тульского и Белёвского Никандра (Покровского), благословившего строительство храма, даты закладки и освящения храма и имя благочинного священника Иоанна Корсунского, их совершившего.

В 1896 году при Преображенском храме села Спас-Детчино была открыта школа грамотности, которая расположилась в доме священника и одновременно учителя школы Василия Покровского. Впоследствии Василий Архангельский стал священнослужителем, подвергся преследованиям советской власти и был убит в 1937 году на Бутовском полигоне. Прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской. 6 декабря 1898 года настоятелем Спасо-Преображенского храма стал уроженец соседнего села Руново, сын диакона священник Пётр Ильинский. Помимо уроков с детьми, священник Пётр проводил катехизические беседы со взрослыми. В 1914 году по его инициативе на приходе было открыто Николаевское общество трезвости. Активно занимался он и хозяйственным благоустройством прихода. По его инициативе был построен отдельный дом для псаломщика и пристройка с квартирами для учителя и сторожа. В 1907 году вокруг храма была выстроена каменная ограда с железными решётками, которая сохранилась до наших дней.

В июне 1933 года священник Пётр Ильинский был арестован по ложному обвинению в соучастии в бандитской группе. Решением тройки ОГПУ он был сослан на три года в Казахстан. Не выдержав условий ссылки, 66-летний батюшка скончался, так и не вернувшись на родину. После ареста отца Петра храм был закрыт. Его хотели использовать под клуб-театр, но лишь только пограбили эту богатую церковь. В 1943 году священником Спасо-Преображенской церкви погоста Спас-Детчин села Бесово был определён протоиерей Адриан Ключарёв, которому на тот момент было восемьдесят лет. Священником он пробыл в этом храме всего 1 год. По данным отчётов уполномоченного, на праздник Пасхи 1945 и 1946 гг. в храм пришли 1000 и 1500 человек соответсвенно. В 1950 году настоятелем Преображенской церкви был назначен молодой священник Василий Лебедев - будущий архиепископ Мелхиседек. Большой вклад в благоустройство Спас-Детчинской церкви внёс священник Павел Максимов, служивший здесь с 1954 по 1960 гг. При нём была улучшена отопительная система храма, значительно поправлена церковная ограда, произведены ремонтные и малярные работы как внутри, так и снаружи церкви, отремонтирована кровля. С 1960 по 1962 гг. настоятелем был недавно вернувшийся из ссылки, а впоследствии известный московский пастырь, духовник и писатель священник Михаил Труханов. В 1961 году храм по праздникам посещало 350-400 верующих.

В течении девяти месяцев службы в храме не совершались, но в сентябре 1964 года, по ходатайству прихожан, богослужения были возобновлены. В этот сложный для Преображенского храма период его настоятелем был священник Андрей Усков. Чтобы спасти от изъятия основную храмовую утварь и святыни храма, отец Андрей был вынужден перевезти и хранить их у себя в квартире. В 1981 году настоятелем храма был назначен священник Сергий Шириков, всю свою жизнь прослуживший в Преображенском храме, ныне же его почётный настоятель. Много хозяйственных работ по благоустройству церкви было проведено к празднованию 1000-летия Крещения Руси. Были полностью заменена кровля, отремотированы купола, кресты, фасад и ограда храма. Полностью измена отопительная система здания. В 1988 году после согласования с Министерством культуры РСФСР и получения разрешения на производство реставрационных работ, началась замена старой росписи храма. Работы выполнялись студентами Строгановского училища: мастером по росписи А. Кугоевым и его помощниками - А. Бабушкиным, В. Васильевым и А. Бубновым-Петросяном. Постановлением Правительства Московской области в 2002 году храм был включён в список памятников архитектуры местного значения.

Из журнала: "Московские епархиальные ведомости". Выпуск №7-8/2020/Священник Евгений Муравьёв, настоятель Преображенского храма села Большое Руново "Преображенский храм на погосте Спас-Детчин"


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  16 января 2024

В 15 километрах к востоку от Каширы находится церковь Преображения Господня у старинного погоста Спас-Детчин. Сохранившийся кирпичный храм был построен в 1878 году на средства помещицы сельца Лунево коллежской асессорши Анны Павловны Лызловой. Спасо-Преображенский храм в советские годы оставался одним из немногих действовавших в Каширском районе, хотя попытки закрыть его предпринимались дважды: в 1937 и 1964 годах. Церковь в Большом Руново служит образцом архитектуры эклектики конца XIX столетия, в которой сочетаются композиция и формы классицизма и приемы древнерусского зодчества.

Село, где расположен Спасо-Преображенский храм, за свою многовековую историю трижды меняло имя: до революции оно называлось Спас-Детчино, в советские годы – Бесово, а с 2003 года и поныне – Большое Руново. Древний погост Спас-Детчин получил первую часть названия от церкви, которая издавна была Спасо-Преображенской. Автор очерка «Преображенская церковь села Спас-Детчина Каширского уезда» А. Г. Дружинин (сын настоятеля этой церкви в конце XIX века) предполагал, что вторая часть названия «детчино» могло соответствовать понятию «вотчина» (отчина).

Спасская церковь и сам погост Спас-Детчин были основаны в середине XVI столетия священником Иваном Васильевичем Поповым. Первый храмоздатель просил у царя Иоанна Грозного землю под новую церковь и пашни на обеспечение причта – своих детей. Потомки Ивана Попова действительно служили здесь в течение столетия, передавая приход по наследству. Царь, рассматривая эту просьбу священника о своих детях, и мог назвать в грамоте новый погост «Детчиным».

С древней местностью, где стоит Спасо-Преображенская церковь, связано немало легенд. Поблизости от села сохранялись вплоть до конца XIX века следы древнего земляного укрепления – «городка». На берегу Оки у бывших Кропотовских выселок возвышалась тянувшаяся до самой Каширы цепь курганов, с которых, согласно местной молве, «богатыри топориками перебрасывались», когда «Литва воевала». Устное предание говорит о том, что в Спас-Детчино в древности существовал монастырь. Документально эта легенда ничем не подтверждается, кроме одного неясного выражения в писцовых книгах.

В документе 1578-1579 годов среди описаний землевладений прихода погоста Спас-Детчин говорилось следующее: «околица у них под монастырем, где животину поят». В пользу версии существования монастыря приводили еще два обстоятельства: на пашне к югу от бывшей усадьбы церковного причта крестьяне вплоть до конца XIX века выкапывали большие тесаные камни, напоминавшие надгробия. Это могло указывать на место забытого монастырского некрополя. Вторым обстоятельством было наличие необычно большого количества церковной земли, которая якобы прежде была монастырской. Летописец прихода села Спас-Детчино А. Г. Дружинин критически оценивал легенду о бывшем здесь монастыре. Находки тесаных камней на пашне могли свидетельствовать не столько о бывшем монастырском кладбище, сколько о недобросовестном использовании причтом старых надгробных камней, которые переносились с погоста и ставились в основания хозяйственных построек. С другой стороны, словом «монастырь» в писцовых книгах XVI века называли иногда просто участок земли, находящийся внутри церковной ограды. Вероятно, обитель на Оке, если и была, то исчезла задолго до основания в XVI веке Преображенской церкви священником Иваном Васильевичем Поповым. В истории прихода осталась память о полулегендарном «попе Калине» – прозорливом старце, прожившем 105 лет.

В 1747 году в соседней со Спас-Детчино деревне Черной местный помещик майор Алексей Гаврилович Кропотов построил еще одну деревянную церковь – Знамения Пресвятой Богородицы. В 1753 году Кропотов просил епархиальное начальство определить на место дьячка в свою церковь Игнатия Калинникова из села Боровкова. Дьячок был определен в Знаменскую церковь, но пробыл в ней недолго. Уже в 1754 году он был рукоположен в священнический сан и по каким-то причинам перешел служить в соседний Преображенский храм Спас-Детчино.

В 1766 году в Спас-Детчине и округе происходило генеральное межевание лугов и пахотных земель. Помещик А. Г. Кропотов вступил в конфликт со своим бывшим дьячком, священником Игнатием Калинниковым – «попом Калиной», забрав у Преображенского прихода лучшие земли. По местному преданию, поп Калина предрек майору Кропотову Божье наказание: «Смотри, барин, Спас-Преображенье стоит на песку, не навело б оно на тебя тоску!». После этих слов, возвращаясь в село Черное, помещик ослеп.

Основанный майором Кропотовым приход в селе Черном просуществовал лишь до 1796 года. Церковь закрыли, а храмовую икону Знамения Пресвятой Богородицы перенесли в Спас-Детчино. Тем не менее, крестьяне деревни Черной еще долго отмечали престольный праздник в день Знамения Пресвятой Богородицы отдельно от других селений прихода Преображенского храма.

К середине XVIII века старинная деревянная церковь Преображения Господня на погосте сильно обветшала. В 1765-1768 годы помещик деревни Черной отставной майор Александр Григорьевич Гурьев выстроил в Спас-Детчино в стороне от старого храма новую деревянную церковь с двухъярусной колокольней и с тем же посвящением главного придела Преображению Господню и двух приделов – пророку Илии и Николаю Чудотворцу. Остатки обветшавшей церкви были разобраны, а на месте алтарей поставлены памятники- голбцы.

26 июня 1849 года скончалась богатая прихожанка церкви, помещица сельца Лунево (Бесово) Анна Павловна Лызлова. В своем завещании она велела продать свое имение, а вырученные деньги положить на счет в Московский опекунский совет с тем, чтобы через несколько лет построить в селе новый каменный храм. Деревянный храм, возведенный помещиком Гурьевым, простоял более ста лет на погосте в селе Спас-Детчино, но со временем и он обветшал. В 1865 году буря сбила крест с купола и накренила деревянную колокольню, а из-за щелей в стенах здание стало непригодным для богослужений в зимнее время.

В 1870 году душеприказчица покойной Лызловой Глафира Ивановна Козлова подала прошение епархиальным властям о строительстве новой каменной церкви в Спас-Детчино. Несколько лет ушло на подготовку к строительству, решение организационных вопросов, изготовление кирпича и поиск бутового камня. 22 июня 1875 года новый храм был торжественно заложен, а спустя три года основное здание церкви и колокольня построены. Деревянная церковь помещика Гурьева стояла на погосте какое-то время и после постройки нового храма. В 1883 году разобрали старую колокольню, и только в 1888 году – трапезную и саму аварийную церковь. Ее алтарь, однако, был оставлен на прежнем месте и обращен в часовню (утрачена в советские годы). На месте деревянного храма и сегодня уцелел небольшой участок древнего погоста, в том числе несколько частей надгробных плит XVII столетия.

В советские годы Преображенский храм в Спас-Детчино оставался действующим, однако гонения не обошли стороной и этот приход. В 1937 году церковь была закрыта, кресты с куполов сбили, а в церковном здании открыли сельский клуб. Благозвучное название села Спас-Детчино было намерено изменено на Бесово (второе название соседнего сельца Лунево). Настоятель церкви отец Петр Ильинский безвинно осужден и отправлен в Казахстан, где скончался, не выдержав тяжелых условий ссылки.

В 1944 году прихожанам удалось добиться возвращения оскверненной Спасо-Преображенской церкви общине. С 1945 года здесь возобновились богослужения, был восстановлен внешний облик храма. Среди служивших в послевоенные годы в Спас-Детчино был известный пастырь и исповедник веры Михаил Труханов, который провел в лагерях около 16 лет своей жизни. Этот талантливый во многих областях человек: священник, математик, астроном и врач-хирург служил в Преображенской церкви Бесово (Спас-Детчино) в 1960 году.

В эпоху уже «хрущевских» гонений власти попытались вновь закрыть Преображенский храм. К счастью, стойкое сопротивление местных жителей не дало этому осуществиться. С 1981 года настоятелем Спасо-Преображенского храма стал отец Сергий Шириков, который служил здесь на протяжении почти 35 лет. По инициативе священника в конце 1980-х годов была проведена основательная реставрация старинного храма, а в 2003 году село Бесово – переименовано в Большое Руново. В память о древнем погосте в селе появилась улица Спас-Детчин.

С сайта: https://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков. Преображенская церковь в селе Большое Руново.



Комментарии и обсуждение


Преображенская церковь строилась в 1874-1878 гг. на средства А.П. Лызловой. Храм отремонтирован и действует.

В XVI в. на погосте Детчин священник Иоанн Васильев построил деревянную церковь в честь Преображения Господня. По местным преданиям, в древности здесь был монастырь. Каменный храм в честь Преображения Господня был построен на месте обветшавшего деревянного в 1875—1878 гг. на средства прихожан и отставного майора Измайловского лейб-гвардии полка А.Гаврилова. В трапезной храма устроены приделы: правый во имя пророка Илии, левый во имя святителя Николая. Все три престола освящены в 1879 г. В 1903 г. прихожане рядом с храмом построили церковноприходскую школу. В советское время церковь не закрывалась.

30 января 2013.

Храм строился вместо деревянного архитектором А.Г.Бочарниковым на средства помещицы А.П.Лызловой и отставного майора А.Гаврилова. Первоначальная внутренняя отделка погибла в пожарах. Существующая относится к 1940-1950-м гг.
22 мая 2014.