ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Седнев. Церковь Воскресения Христова.

Воскресенская церковь


Седнев. Церковь Воскресения Христова
Церковь. Действует.  
Престолы:Воскресения Христова, Благовещения Пресвятой Богородицы, Рождества Пресвятой Богородицы
Архитектурный стиль:Украинское барокко
Год постройки:Между 1690 и 1696.
Адрес:
Украина, Черниговская область, Черниговский район, п. Седнев

Координаты: 51.642378, 31.566575



Сортировка:

Церковь Воскресения Христова, Колокольня<br>, Седнев, Черниговский район, Украина, Черниговская область
Колокольня
Алексей Загребельный
22 октября 2017
Церковь Воскресения Христова, , Седнев, Черниговский район, Украина, Черниговская область
Valentin Lisogub
21 октября 2007
Церковь Воскресения Христова, , Седнев, Черниговский район, Украина, Черниговская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
10 октября 2004
Церковь Воскресения Христова, , Седнев, Черниговский район, Украина, Черниговская область
Valentin Lisogub
20 августа 2007
Церковь Воскресения Христова, Фрагмент стены, 1964 г. Источник Г.Н. Логвин. «Чернигов. Новгород-Северский. Глухов. Путивль». Очерк. М. «Искусство», 1965 г.<br>, Седнев, Черниговский район, Украина, Черниговская область
Фрагмент стены, 1964 г. Источник Г.Н. Логвин. «Чернигов. Новгород-Северский. Глухов. Путивль». Очерк. М. «Искусство», 1965 г.
Елена Григорьева
1 июня 1964
Церковь Воскресения Христова, Вид церкви до реставрации 1960-е гг. Фото из книги: Цапанко М.П. По равнинам Десны и Сейма. Изд-во: г. М. Искусство-1967г.<br>, Седнев, Черниговский район, Украина, Черниговская область
Вид церкви до реставрации 1960-е гг. Фото из книги: Цапанко М.П. По равнинам Десны и Сейма. Изд-во: г. М. Искусство-1967г.
Алексей Кротов
1 июля 1960
Церковь Воскресения Христова, Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Седнев, Черниговский район, Украина, Черниговская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
27 августа 1941
Церковь Воскресения Христова, Фото 1910-х годов из фондов Института рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского<br>, Седнев, Черниговский район, Украина, Черниговская область
Фото 1910-х годов из фондов Института рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского
Михаил Мещанинов
22 июня 1916
Церковь Воскресения Христова, Фото 1910-х годов из фондов Института рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского<br>, Седнев, Черниговский район, Украина, Черниговская область
Фото 1910-х годов из фондов Института рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского
Михаил Мещанинов
22 июня 1916
Церковь Воскресения Христова, Фото 1910-х годов из фондов Черниговского областного исторического музея им. В. В. Тарновского<br>, Седнев, Черниговский район, Украина, Черниговская область
Фото 1910-х годов из фондов Черниговского областного исторического музея им. В. В. Тарновского
Михаил Мещанинов
7 июля 1910



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Т.  19 ноября 2013

Воскресенский храм - семейная усыпальница казацкого-старшинского рода Лизогубов. Церковь построена в 1690 г. Я. Лизогубом в стиле барокко.
По структуре напоминает украинские деревянные срубные церкви. Перестроена в 1796-1814 гг. Тогда же была пристроена двухъярусная надвратная колокольня. В течение столетий здесь хоронили представителей рода Лизогубов.

В советские времена подземелья-склепы были разорены. В 1980-х гг. проведена реставрация.

В настоящее время церковь действующая. Рядом находится могила местного "неканонизированного святого" Грица Золотюсенького, с которым связано множество легенд о пророчествах и исцелениях.

Источник: сайт «Монастыри и храмы Украинской Православной Церкви»


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  22 марта 2016

Седневская церковь Воскресения Христова - одна из жемчужин украинской архитектуры - строилась на средства Ефима Лизогуба как родовая усыпальница. В 1690 году храм освятили. В подземном помещении-крипте хоронили членов семейства Лизогубов. К сожалению, не сохранилась. В 1924 году, когда по всей территории СССР прокатилась волна грабежей захоронений, в крипте церкви обнаружили 44 естественно мумифицированных останка, которые, благодаря особенностям температурного режима, не истлели, а высохли.

Структура храма напоминает украинские деревянные срубные церкви: в основу положен равносторонний крест со встроенными между его лучами небольшими каморками, что образует девятичастное сооружение. Такими же являются шедевры украинской каменной архитектуры: Николаевский собор в Нежине и Ектерининская церковь в Чернигове. Особенностью Воскресенской церкви является то, что центральный объем, увенчанный единственным, но крупным барочным барабаном, в три раза выше боковых объемов. Это создает оригинальную распластанную пространственную структуру с высоким барабаном и грушевидным куполом. Белые архитектурные детали на белых поверхностях стен придают храму торжественно-сдержанный вид. В интерьере впечатляет большой высокораскрытый объем ценральной части, который контрастирует с низкими полутемными боковыми помещениями. Церковь в 1796 и в 1814 году перестраивалась. Тогда-то и появился вместо грушевидного купола полусферический. Возле храма в 1856 году на деньги полковника Ильи Ивановича Лизогуба и частично церковной общины построили шатровую колокольню в "псевдорусском" стиле, которая на фоне церкви кажется игрушечной.

После революции 1917 года богослужения в церкви прекратились. Здание использовали как зернохранилище, клуб, выставочный зал. При этом были утрачены бесценные иконы 18 века, иконостас и колокола.

В 1980-х годах церковь реставрировали - куполу вернули прежнюю барочную форму, расчистили некоторые росписи (работы Андрея Ивановича Лизогуба). С начала 1990-х годов в церкви возобновлено богослужение. Церковь уютно устроилась посреди просторной площади, рядом с каменицей Лизогубов. На фоне сельского пейзажа она создает впечатление величия, монументальности и одновременно воспринимается почти как природный объект, который каким-то чудом оказался здесь на зеленом поле. Возле церкви находится могила юродивого человека Божиего Грица Золотюсенького, который жил в Седневе почти 200 лет тому назад. Прославился своими пророчествами и аскетической жизнью. Среди самых известных его пророчеств упоминается провидение ареста Тараса Шевченко в Киеве в 1874 году и 10 лет каторги, предсказание Крымской войны (1853-1856), смерти императора Николая Павловича в 1855 году.

Из материала книги-путеводителя: Герасименко О., Топчий В., Шарпатая Н. Чернигов и Седнев. Изд-во "Доминант", г. Чернигов, 2013 г.


Елена Григорьева
 

Церковь Воскресения Христова в поселке Седнев на Черниговщине была возведена в 1690–1692 г.г. в стиле казацкого барокко на средства черниговского полковника Якова Лизогуба как фамильная церковь-усыпальница и расположена на небольшом холме, откуда открываются великолепные пейзажи. Её выразительный силуэт с мощным куполом, похожим на башню, словно вырастает из горы над Седневом.

В храме, кроме главного, были ещё два престола – Благовещения и Рождества Пресвятой Богородицы, в связи с этим церковь ещё называли Благовещенской или Рождественской. Храм стоит в центральной части городка, всего лишь в 250-ти м от Георгиевской деревянной церкви.

Эта каменная церковь в своем архитектурном решении – однокупольное, оштукатуренное, девятикамерное здание, здесь чувствуется влияние традиций народной деревянной архитектуры. Ее крестообразный план подчеркивается гранеными притворами, между которыми встроены низкие, также граненые помещения. Невысокое сакральное сооружение является достаточно объемным, отличается своей монументальностью и увенчано куполом грушевидной формы. Фасады декорированы нишами, полуколоннами порталов и окон, а углы подчеркнуты пилястрами. В интерьере наблюдается противопоставление низких боковых объемов светлому, раскрытому на всю высоту центральному объему. Над самым входом в церкви находится икона Воскресения Христова.

На протяжении 1796-1814 г.г. в храме проводились реконструкционные работы, в результате грушевидную баню заменили на полусферическую, а неподалеку построили колокольню.

В 1924 г. в крипте храма было обнаружено захоронение XVII–XIX в.в., которые стали известны как «Седневськие мумии». При советской власти в 1939 г. церковь закрыли, а помещение впоследствии пытались использовать то как клуб, то как зернохранилище, то как выставочный зал. На протяжении 1970-1980 г.г. в храме проводились реставрационные работы, в результате которых был перестроен купол, ему вернули первоначальную грушевидную форму и были реставрированы некоторые росписи. В это время полностью расчистили храмовые склепы, поэтому от захоронений Лизогубов здесь ничего не осталось. Лишь в начале 90-х г.г. XX в. здесь вновь возобновились Богослужения.

Неподалеку от храма, перед западным фасадом, расположена двухъярусная кирпичная колокольня с шатровой крышей, которая была построена значительно позже, уже в XIX в. в псевдорусском стиле и в связи с этим она значительно отличается от архитектурно-стилевых особенностей церкви.

На территории церкви находится захоронение – могила блаженного Григория Седневского, которого считали в народе юродивым, он прославился тем, что заступался за обманутых местными торговцами людей, а также, встретившись со знаменитым поэтом Тарасом Шевченко, предсказал ему в ближайшем будущем арест, что вскоре и сбылось.

Воскресенская церковь в Седневе является действующим храмом, считается одним из древнейших каменных храмов Украины, построенных в стиле раннего украинского барокко, относится к епархии УПЦ МП и принадлежит к памятникам архитектуры национального значения.

http://drymba.com/ru


Елена Григорьева
 

В архитектуре церкви Рождества Богородицы заметно влияние деревянного зодчества. В XVII–XVIII в.в. в народном зодчестве получает распространение крестовый одно- или пятикупольный храм с очень высоким центральным и четырьмя низенькими объемами. Седневская церковь является в этом смысле одним из наиболее характерных примеров однокупольного, крестового в плане здания сложного варианта: в углах его расположены еще четыре низенькие камеры, благодаря чему композиция приобретает пирамидальный характер. Силуэт церкви не столпообразный, а «распластанный». Но ощущение приземистости сразу исчезает в интерьере. Невысокие боковые приделы перекрыты сводами, соединяются с центральным помещением высокой аркой и подготовляют переход к взметнувшемуся ввысь могучему восьмерику. В плане он имеет вид не равностороннего восьмиугольника, а квадрата со срезанными углами. Это усиливает впечатление силы и мощи порыва высотно раскрытого внутреннего пространства. Каменица Лизогуба вместе с церковью Рождества богородицы создает непритязательный ансамбль, интимный уголок, тесно связанный с окружающим ландшафтом.

Из Рождественской церкви происходит Евангелие в великолепном серебряном позолоченном окладе - вклад Якова Лизогуба, который он сделал в 1692 г., что косвенно подтверждает дату сооружения храма - около 1692 г.

Надпись по листам Евангелия читается так: «Сіє Евангеліе стое куплено и оправою оздоблено коштом власным и накладом их царьского пресветлого величества воска запорозкого черніговского полковника его милости пана Якова Лизогуба. А надано до храму Рождества Прстой Бцы од его ж новосозданной в місті Седневі варуючи под неблагословеніем и проклятием стых и богоносных отць, иже би ніхто жадним способом неважился сего евангелия стого од того храма вічне отдаляты: подписано рок. 1692 мца Септеврія, 21 дня». Евангелие сейчас хранится в Черниговском историческом музее.

Большого размера доски переплета Евангелия (38х24,5 см) окованы массивным окладом, который, вероятно, сработан первоклассным черниговским ювелиром. На лицевой стороне, в среднике, в овальном венке-гирлянде представлена сцена «Преображения», а в углах, в четырех круглых медальонах изображены сидящие евангелисты. Все поле между медальонами заполнено чеканным растительным орнаментом выразительного рисунка и монументальных форм. На нижней доске в центральном овальном медальоне размещено «Рождество богородицы», а в углах, также в четырех круглых медальонах, три святителя - Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и святой Николай. Лица, руки, ноги всех персонажей, а также облака в сцене Преображения сделаны из серебра, одежды и волосы, так же как и фон, - из золота. Благодаря этому в своем произведении мастер достигает тональной цветовой игры золота и серебра. Прекрасный рисунок, верные пропорции и хорошо переданный объем складок одежд свидетельствуют о том, что мастер прошел хорошую профессиональную выучку.

Григорий Никонович Логвин «Чернигов. Новгород-Северский. Глухов. Путивль».



Комментарии и обсуждение


Фактически была построена как усыпальница казацких старшин рода Лизогубов.
25 января 2008, Дмитрий.