Деревня Городня Батецкого района Новгородской области имеет свою длинную и интересную историю, но отличает её от других мест прежде всего красивейший храм, стоящий на пригорке – церковь святого Дмитрия Солунского. В 1380 году Великий князь Дмитрий Донской одержал победу в битве на Куликовом поле, в которой принимали участие и выходцы из Городни. После этого по всей Руси стали строиться соборы, посвященные небесному покровителю русского воинства – Дмитрию Солунскому.
Сведения о строительстве первой церкви во имя Святого Великомученика Дмитрия Солунского в Городенском погосте содержит «Памятная книга по Санкт-Петербургской Епархии» за 1899 год. В ней говорится: «Церковь каменная, с таковою же колокольнею, построена в 1826 году иждивением помещика Е.И. Блаженкова. Престолов в ней три: главный во имя Святого Великомученика Дмитрия Солунского, второй в честь Покрова Пресвятыя Богородицы и третий во имя Святых Мучеников Флора и Лавра».
В начале XX века первоначальная церковь была сильно перестроена, поэтому в «Каталоге памятников истории и культуры Новгородской области» она датируется началом XX века. Церковь выстроена в псевдорусском стиле.
Храм, по рассказам старожилов, был большим и удивительно красивым. По легендам, церковные колокола в Новгороде начинали звонить только после того, как зазвучит колокол в Городне. Церковь благополучно пережила годы становления советской власти и Великую Отечественную войну. Лихие времена для храма наступили в 1960-е годы, когда Городенскую церковь начали “громить”. С храма Дмитрия Солунского сняли колокола, потом растащили церковную утварь. По деревенской легенде все, принимавшие участие в разграблении храма, понесли кару за свои деяния.
Паспорт храма, составленный в 1986 году, так описывает состояние церкви на тот момент: «Церковь заброшена и быстро разрушается. Полностью разобрано северо-западное крыльцо, отсутствует один из столбов юго-западного крыльца. Во многих местах (снаружи и внутри) наблюдается выпадение кирпичной кладки. Протекает кровля. Отсутствует пол. Разрушены печи». В 1997 году Постановлением Администрации Новгородской области церковь в д.Городня была принята на охрану как объект культурного наследия.
В начале XXI века храм пережил второе рождение. С 2003 года на средства частного мецената началось восстановление церкви. В 2004 году один придел был освящен.
Сегодня белостенный шестиглавый храм, взметнувший свои купола в небесную синь, поражает своим величием и красотой! Такому великолепию позавидовал бы любой город, а для жителей деревни Городня, да и всего Батецкого района, эта церковь и история ее чудесного восстановления стала символом возрождения и духовной силы этих мест.
http://culture.novreg.ru/cerkov-dmitriya-solunskogo-v-d.gorodnya-bateckogo-rayona.html
Комментарии и обсуждение
В 2004 году уже освящен один придел Высокопреосвященнейшим Львом архиепископом Великого Новограда и Старорусским, и назначен штатным священником иерей Илия, которым раз в месяц совершается в этом храме Божественная литургия, молебен и требы.
Каменная церковь в д. Городня была посвящена вмч. Димитрию Солунскому. Храм, по рассказам старожилов, был большим и удивительно красивым. По легендам, церковные колокола в Новгороде начинали звонить только после того, как зазвучит колокол в Городне. В 1960-70-х годах Городенскую церковь начали “громить”. С храма Дмитрия Солунского сняли колокола, потом растащили церковную утварь. По деревенской легенде все, принимавшие участие в разграблении храма, понесли наказание. Один из них - тот, кто топором снес голову у каменной статуи святого, которая, видимо, стояла где-то в храме, попал под поезд. По деревенской легенде, его голову, отрезанную поездом, так и не нашли.
Церковь построена по проекту С.-Петербургского епархиального архитектора Н.Н. Никонова в 1900-е гг. (присутствует в списке его работ в ЦГИА СПб) и отличается стилистической близостью к сооруженной им же Казанской церкви в Терийоках (Зеленогорске).
Церковь с. Городня не так уж благополучно пережила "годы становления советской власти": служившие в ней протоиерей Константин Анисимов и диакон Павел Гуров были 30 октября 1937 г. арестованы и 14 декабря расстреляны в Ленинграде (судьба второго протоиерея, Василия Ставровского, неизвестна). В 1939 г. Батецкий райисполком постановил закрыть церковь, но в Великую Отечественную войну местные жители явочным порядком отменили это решение. Оказавшись в оккупации, они поспешили возобновить в ней богослужения.
После изгнания оккупантов церковь не действовала около года: община с. Городни получила регистрацию в Совете по делам РПЦ 27 марта 1945 г. Но через 16 лет, 10 марта 1961 г., советская власть взяла реванш. Прихожане так описывали картину, свидетелями которой они стали: в деревню приехали разные начальники и полная грузовая машина "молодых людей с топорами. /.../ Молодые неизвестные нам люди с топорами приступили к погрому внутри храма. Через два часа вся красота храма была разломана и сгружена у дверей храма, а на другой день приехали иканатами сорвали кресты с куполов".
Незадолго до этого события, в декабре 1960 г., в с. Городня выехал архиепископ Новгорожский Сергий Голубцов), чтобы совершить в храме богослужение. В дороге его машину настигли милицейские патрули - им было приказано обеспечить "организованное возвращение" архиерея в Новгород.
Савинова Н.Д. Лихолетье. Новгородская епархия и советская власть 1917-1991. - Новгород, 1998. С. 73, 88, 91.