ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Спас-Нередицы. Церковь Спаса Преображения на Нередице.

Церковь Спаса на Нередице


Спас-Нередицы. Церковь Спаса Преображения на Нередице
Церковь. Не действует.  
Престолы:Преображения Господня
Архитектурные стили:Византийский (подробнее >>), Псковско-Новгородская школа (подробнее >>)
Год постройки:1198.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Россия, Новгородская область, Новгородский район, д. Спас-Нередицы

Координаты: 58.497155, 31.311386
Входит в коллекцию:Домонгольские храмы Древней Руси





Сортировка:

Церковь Спаса Преображения на Нередице, Вид с Рюрикова городища<br>, Спас-Нередицы, Новгородский район, Новгородская область
Вид с Рюрикова городища
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
28 августа 2019
Церковь Спаса Преображения на Нередице, , Спас-Нередицы, Новгородский район, Новгородская область
Роман Фабричный
23 ноября 2014
Церковь Спаса Преображения на Нередице, , Спас-Нередицы, Новгородский район, Новгородская область
МОРПЕХ879
23 сентября 2020
Церковь Спаса Преображения на Нередице, , Спас-Нередицы, Новгородский район, Новгородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
28 августа 2019
Церковь Спаса Преображения на Нередице, , Спас-Нередицы, Новгородский район, Новгородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
17 июня 2019
Церковь Спаса Преображения на Нередице, , Спас-Нередицы, Новгородский район, Новгородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Алексей Слёзкин
24 февраля 2018
Церковь Спаса Преображения на Нередице, , Спас-Нередицы, Новгородский район, Новгородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Алексей Слёзкин
24 февраля 2018
Церковь Спаса Преображения на Нередице, , Спас-Нередицы, Новгородский район, Новгородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Алексей Слёзкин
24 февраля 2018
Церковь Спаса Преображения на Нередице, , Спас-Нередицы, Новгородский район, Новгородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Vladimir S
7 августа 2017
Церковь Спаса Преображения на Нередице, , Спас-Нередицы, Новгородский район, Новгородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Vladimir S
7 августа 2017
Церковь Спаса Преображения на Нередице, , Спас-Нередицы, Новгородский район, Новгородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Vladimir S
6 августа 2017
Церковь Спаса Преображения на Нередице, , Спас-Нередицы, Новгородский район, Новгородская область
zavar-vera
13 июня 2015
Церковь Спаса Преображения на Нередице, , Спас-Нередицы, Новгородский район, Новгородская область
Харченко Геннадий
18 февраля 2012
Церковь Спаса Преображения на Нередице, , Спас-Нередицы, Новгородский район, Новгородская область
yozik
28 февраля 2011
Церковь Спаса Преображения на Нередице, , Спас-Нередицы, Новгородский район, Новгородская область
yozik
28 февраля 2011
Церковь Спаса Преображения на Нередице, , Спас-Нередицы, Новгородский район, Новгородская область
МОРПЕХ879
25 августа 2006
Церковь Спаса Преображения на Нередице, , Спас-Нередицы, Новгородский район, Новгородская область
strusto
30 июня 2006
Церковь Спаса Преображения на Нередице, , Спас-Нередицы, Новгородский район, Новгородская область
strusto
30 июня 2006
Церковь Спаса Преображения на Нередице, , Спас-Нередицы, Новгородский район, Новгородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
11 апреля 2004
Церковь Спаса Преображения на Нередице, , Спас-Нередицы, Новгородский район, Новгородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)exploreman
7 мая 2000
Церковь Спаса Преображения на Нередице, , Спас-Нередицы, Новгородский район, Новгородская область
Харченко Геннадий
18 февраля 2012
Церковь Спаса Преображения на Нередице, , Спас-Нередицы, Новгородский район, Новгородская область
Харченко Геннадий
18 февраля 2012
Церковь Спаса Преображения на Нередице, , Спас-Нередицы, Новгородский район, Новгородская область
Харченко Геннадий
18 февраля 2012
Церковь Спаса Преображения на Нередице, , Спас-Нередицы, Новгородский район, Новгородская область
Харченко Геннадий
18 февраля 2012
Церковь Спаса Преображения на Нередице, , Спас-Нередицы, Новгородский район, Новгородская область
Мария
7 августа 2007
Церковь Спаса Преображения на Нередице, , Спас-Нередицы, Новгородский район, Новгородская область
oldboy
12 июня 2023
Церковь Спаса Преображения на Нередице, , Спас-Нередицы, Новгородский район, Новгородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
17 июня 2019
Церковь Спаса Преображения на Нередице, , Спас-Нередицы, Новгородский район, Новгородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
17 июня 2019
Церковь Спаса Преображения на Нередице, , Спас-Нередицы, Новгородский район, Новгородская область
zavar-vera
13 июня 2015
Церковь Спаса Преображения на Нередице, , Спас-Нередицы, Новгородский район, Новгородская область
zavar-vera
13 июня 2015
Церковь Спаса Преображения на Нередице, , Спас-Нередицы, Новгородский район, Новгородская область
zavar-vera
13 июня 2015
Церковь Спаса Преображения на Нередице, , Спас-Нередицы, Новгородский район, Новгородская область
zavar-vera
13 июня 2015
Церковь Спаса Преображения на Нередице, , Спас-Нередицы, Новгородский район, Новгородская область
zavar-vera
13 июня 2015
Церковь Спаса Преображения на Нередице, Подкупольное пространство<br>, Спас-Нередицы, Новгородский район, Новгородская область
Подкупольное пространство
Михаил Владимиров
13 апреля 2014
Церковь Спаса Преображения на Нередице, Средневековые граффити в интерьере<br>, Спас-Нередицы, Новгородский район, Новгородская область
Средневековые граффити в интерьере
Дмитрий Дроздецкий
15 сентября 2012
Церковь Спаса Преображения на Нередице, , Спас-Нередицы, Новгородский район, Новгородская область
Дмитрий Дроздецкий
15 сентября 2012
Церковь Спаса Преображения на Нередице, Интерьер алтарной части<br>, Спас-Нередицы, Новгородский район, Новгородская область
Интерьер алтарной части
Дмитрий Дроздецкий
15 сентября 2012
Церковь Спаса Преображения на Нередице, Фото 1939 г. годов из приходского архива<br>, Спас-Нередицы, Новгородский район, Новгородская область
Фото 1939 г. годов из приходского архива
Михаил Мещанинов
10 июня 1939
Церковь Спаса Преображения на Нередице, Фото 1937 г. из фондов Российского этнографического музея<br>, Спас-Нередицы, Новгородский район, Новгородская область
Фото 1937 г. из фондов Российского этнографического музея
Михаил Мещанинов
10 июня 1937
Церковь Спаса Преображения на Нередице, Колокольня храма. Фото 1914 г. из фондов Российского этнографического музея<br>, Спас-Нередицы, Новгородский район, Новгородская область
Колокольня храма. Фото 1914 г. из фондов Российского этнографического музея
Михаил Мещанинов
10 января 1914
Церковь Спаса Преображения на Нередице, Фото храма в 1911 году.<br>, Спас-Нередицы, Новгородский район, Новгородская область
Фото храма в 1911 году.
Алексей Кротов
1 июля 1911
Церковь Спаса Преображения на Нередице, фотоснимок с дореволюционной фотографии<br>, Спас-Нередицы, Новгородский район, Новгородская область
фотоснимок с дореволюционной фотографии
Алексей Кротов
1 августа 1910
Церковь Спаса Преображения на Нередице, Почтовая открытка нач. ХХ века.<br>, Спас-Нередицы, Новгородский район, Новгородская область
Почтовая открытка нач. ХХ века.
Алексей Кротов
1 июля 1901
Церковь Спаса Преображения на Нередице, Нач. ХХ века<br>, Спас-Нередицы, Новгородский район, Новгородская область
Нач. ХХ века
Алексей Кротов
01.06.1901 - 01.06.1910
Церковь Спаса Преображения на Нередице, 1900-х гг.<br>, Спас-Нередицы, Новгородский район, Новгородская область
1900-х гг.
Алексей Кротов
1 июля 1900
Церковь Спаса Преображения на Нередице, Вид деревянных царских врат ажурной работы XV в. на слюде в церкви Спаса-Нередицы. Фото И. Ф. Барщевского начала ХХ в.<br>, Спас-Нередицы, Новгородский район, Новгородская область
Вид деревянных царских врат ажурной работы XV в. на слюде в церкви Спаса-Нередицы. Фото И. Ф. Барщевского начала ХХ в.
Елена Григорьева
1900
Церковь Спаса Преображения на Нередице, Альбом «Культурные сокровища России. Выпуск 10. «Великiй Новгородъ»<br>, Спас-Нередицы, Новгородский район, Новгородская область
Альбом «Культурные сокровища России. Выпуск 10. «Великiй Новгородъ»
Т.
Церковь Спаса Преображения на Нередице, Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства" М. 1910-1914.<br>, Спас-Нередицы, Новгородский район, Новгородская область
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства" М. 1910-1914.
Андрей Агафонов
Церковь Спаса Преображения на Нередице, Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства" М. 1910-1914.<br>, Спас-Нередицы, Новгородский район, Новгородская область
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства" М. 1910-1914.
Андрей Агафонов
Церковь Спаса Преображения на Нередице, Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства" М. 1910-1914.<br>, Спас-Нередицы, Новгородский район, Новгородская область
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства" М. 1910-1914.
Андрей Агафонов
Церковь Спаса Преображения на Нередице, Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства" М. 1910-1914.<br>, Спас-Нередицы, Новгородский район, Новгородская область
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства" М. 1910-1914.
Андрей Агафонов
Церковь Спаса Преображения на Нередице, Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства" М. 1910-1914.<br>, Спас-Нередицы, Новгородский район, Новгородская область
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства" М. 1910-1914.
Андрей Агафонов
Церковь Спаса Преображения на Нередице, Успенский А. И. "Фрески церкви Спаса Нередицы". Москва: Печатня А. Снегиревой, 1910 год<br>, Спас-Нередицы, Новгородский район, Новгородская область
Успенский А. И. "Фрески церкви Спаса Нередицы". Москва: Печатня А. Снегиревой, 1910 год
Лобготт Пипзам
Церковь Спаса Преображения на Нередице, Успенский А. И. "Фрески церкви Спаса Нередицы". Москва: Печатня А. Снегиревой, 1910 год<br>, Спас-Нередицы, Новгородский район, Новгородская область
Успенский А. И. "Фрески церкви Спаса Нередицы". Москва: Печатня А. Снегиревой, 1910 год
Лобготт Пипзам
Церковь Спаса Преображения на Нередице, Успенский А. И. "Фрески церкви Спаса Нередицы". Москва: Печатня А. Снегиревой, 1910 год<br>, Спас-Нередицы, Новгородский район, Новгородская область
Успенский А. И. "Фрески церкви Спаса Нередицы". Москва: Печатня А. Снегиревой, 1910 год
Лобготт Пипзам
Церковь Спаса Преображения на Нередице, Успенский А. И. "Фрески церкви Спаса Нередицы". Москва: Печатня А. Снегиревой, 1910 год<br>, Спас-Нередицы, Новгородский район, Новгородская область
Успенский А. И. "Фрески церкви Спаса Нередицы". Москва: Печатня А. Снегиревой, 1910 год
Лобготт Пипзам
Церковь Спаса Преображения на Нередице, Успенский А. И. "Фрески церкви Спаса Нередицы". Москва: Печатня А. Снегиревой, 1910 год<br>, Спас-Нередицы, Новгородский район, Новгородская область
Успенский А. И. "Фрески церкви Спаса Нередицы". Москва: Печатня А. Снегиревой, 1910 год
Лобготт Пипзам
Церковь Спаса Преображения на Нередице, Успенский А. И. "Фрески церкви Спаса Нередицы". Москва: Печатня А. Снегиревой, 1910 год<br>, Спас-Нередицы, Новгородский район, Новгородская область
Успенский А. И. "Фрески церкви Спаса Нередицы". Москва: Печатня А. Снегиревой, 1910 год
Лобготт Пипзам
Церковь Спаса Преображения на Нередице, Успенский А. И. "Фрески церкви Спаса Нередицы". Москва: Печатня А. Снегиревой, 1910 год<br>, Спас-Нередицы, Новгородский район, Новгородская область
Успенский А. И. "Фрески церкви Спаса Нередицы". Москва: Печатня А. Снегиревой, 1910 год
Лобготт Пипзам
Церковь Спаса Преображения на Нередице, Успенский А. И. "Фрески церкви Спаса Нередицы". Москва: Печатня А. Снегиревой, 1910 год<br>, Спас-Нередицы, Новгородский район, Новгородская область
Успенский А. И. "Фрески церкви Спаса Нередицы". Москва: Печатня А. Снегиревой, 1910 год
Лобготт Пипзам
Церковь Спаса Преображения на Нередице, Фотография первой половины ХХ века.<br>, Спас-Нередицы, Новгородский район, Новгородская область
Фотография первой половины ХХ века.
Алексей Кротов
Церковь Спаса Преображения на Нередице, Рис. из журнала "Строитель"<br>, Спас-Нередицы, Новгородский район, Новгородская область
Рис. из журнала "Строитель"
Андрей Агафонов
1905
Церковь Спаса Преображения на Нередице, Рисунок художника С.В. Герасимова, 1943 год. Из фондов музея архитектуры им. Щусева. Источник:http://artpoisk.info/artist/gerasimov_sergey_vasil_evich_1885/neredica_razrushennaya_fashistami/<br>, Спас-Нередицы, Новгородский район, Новгородская область
Рисунок художника С.В. Герасимова, 1943 год. Из фондов музея архитектуры им. Щусева. Источник:http://artpoisk.info/artist/gerasimov_sergey_vasil_evich_1885/neredica_razrushennaya_fashistami/
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Егор Сельский
Церковь Спаса Преображения на Нередице, , Спас-Нередицы, Новгородский район, Новгородская область
Роман Фабричный
11 декабря 2016
Церковь Спаса Преображения на Нередице, , Спас-Нередицы, Новгородский район, Новгородская область
Харченко Геннадий
18 февраля 2012



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Василий ШелёминАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  4 июня 2004

Церковь Спаса на Нередице. Построена в 1198 князем Ярославом Владимировичем. Последняя дворцовая княжеская церковь Новгорода. Была слегка перестроена под псевдовизантию при реставрации в 1904, колокольни лишилась в Великую Отечественную войну. Сейчас восстановлена в первоначальном виде. Частично сохранились фрески. Памятник ЮНЕСКО.


Наталия  19 июня 2006

О зодчем, строителе Нередицы, письменные источники умалчивают. Лишь с учетом строительной ситуации, сложившейся в Новгороде к концу XII века, можно высказать некоторые предположения по этому вопросу. Большое каменное строительство в последние два десятилетия XII века вели новгородские владыки, в распоряжении которых находилась, надо полагать, постоянная группа мастеров.

В 1196 году владычные мастера завершают возведение церкви Воскресения. Одновременно по заказу жителей Лубяной улицы мастер Коров Яковлич строит церковь Кирилла. О других постройках этого зодчего каких-либо сведений не имеется. Но в 1198 году, когда строится Нередица, артель владычных мастеров работает в Руссе, есть поэтому вполне определенные основания предполагать, что княжеский заказ т.е. строительство Нередицы выполняет Коров Яковлич и возглавляемые им каменщики.

В истории Спасо-Нередицкого монастыря нет особенно ярких страниц. У Нередицкого холма проходила в древности дорога на Москву, но придорожное положение не приносило монастырю больших выгод. Во второй половине XVII века монастырь был приписан к Юрьеву монастырю, а после 1764 года его упразднили, обратив Спасскую церковь в приходскую. Ко второй половине XIX века от Нередицкого монастыря остался лишь Спасо-Преображенский храм с каменной пристройкой 1795 года с западной стороны и поздняя шатровая колокольня.

Первоначальный облик храма был искажен прежде всего надкладкой верхних частей стен, устройством четырехскатной кровли и луковичной формы главы вместо шлемовидной, растеской окон, настилкой нового плитяного пола на песчаной подсыпке и древнем строительном щебне. И все же сохранность Нередицкого храма сравнительно с другими каменными постройками Новгорода конца XII - начала XIII вв. надо признать благополучной. Посетившие Новгород в 1878 году великие князья даже предприняли археологические раскопки, расчистив каменный саркофаг у северной стены церкви.

Свод исторических сведений о храме, описание его архитектуры и живописи содержится в монументальном труде архимандрита Макария "Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях". Постепенно вызревал вопрос о реставрации храма. Еще в 1892 году "о солидном ремонте" здания началась переписка между Новгородской духовной консисторией и Императорской Археологической Комиссией.

В 1898 году архитектурно-археологическое обследование храма предпринял В.В. Суслов. Исходя из полученных результатов была составлена смета на будущие реставрационные работы и подготовлены проектные чертежи. Из средств Новгородского архиерейского дома было ассигновано 11000 рублей и в 1903-1904 гг. необходимые работы были проведены под руководством П.П. Покрышкина, опытного реставратора и тонкого знатока древнерусского зодчества. Нередица преобразилась.

П.П. Покрышкин видел суть реставрации прежде всего в оказании помощи несущим конструкциям здания, в раскрытии его первоначальных форм и сохранении более поздних в тех случаях, когда для воссоздания древней формы не сохранялось достаточных документальных и натурных данных. Исходя из такой установки, реставратор снаружи переоблицевал фундамент "булыгами на цементном растворе, обновил обветшавшие части стен и барабана, восстановил древние проемы и, что особенно важно для внешнего облика храма, заменил позднюю 4-х скатную кровлю на первоначальное посводное покрытие. Была разобрана западная пристройка конца XVIII века. 

Нельзя сказать, что проделанная Покрышкиным работа была лишена недочетов. Видимо, из-за недостатка средств остались нетронутыми поздние напластования вокруг храма (такая подрезка была осуществлена уже в наше время), ошибочным решением была обмазка стен цементом, неблагоприятно сказавшаяся на кладке и фресках (в 1919-1920 гг. цементная штукатурка была ликвидирована по предложению самого Покрышкина), при сносе западной пристройки остались незамеченными остатки первоначального притвора, примыкавшего к центральной части западного фасада (они были выявлены во время работ в 1986 г.

В целом реставрация Нередицы была важным событием не только в истории храма, но и существенной вехой в истории отечественной реставрации. Вникая в технические особенности древней постройки, Покрышкин вместе с ними сумел уловить и образный строй памятника. Итак, в 1904 году Нередица "явила подлинный свой лик". Новый облик памятника существенно повлиял на выработку суждений о новгородском зодчестве , своеобразии его стиля. Строители храма запечатлели в камне особый тип церковной красоты, в котором оказались сплавлены импульсы идущие от византийской и южнорусской архитектуры и черты свойственные только новгородскому зодчеству. В Нередице нет нарочитости, нет показной красоты. Мужественный образ храма несет в себе черты простодушия его создателей.

Красота Нередицы достигается чисто архитектурными приемами - линией, плоскостью, объемом, ритмикой их сочетания. Так счастливо для храма начавшийся XX век таил в себе грозные испытания. В 1915 году, несмотря на протесты общественности, вблизи Нередицы началось строительство железной дороги Петроград - Орел. Насыпь закрыла вид на храм со стороны города, перекрыла речку Спасовку, что привело к заболачиванию местности. Памятнику был нанесен серьезный моральный ущерб. Самые тяжелые испытания ожидали Нередицу осенью 1941 года. Огнем фашистской артиллерии из города и из района Юрьева монастыря зданию и его фрескам был нанесен непоправимый урон. Храм был превращен в руину.

"Казалось, в этой груде камней погибло все, что было в этом уникальном памятнике драгоценного для истории и искусства" - писала архитектор-реставратор Л.М. Шуляк, приступившая в 1946 году к разборке щебня и археологическим раскопкам остатков здания. Еще раньше в 1944 году ленинградские студенты, руководимые М.К. Каргером, начали расчистку южной апсиды. Обмер руин показал, что древние стены сохранились на 40-45%. Проект восстановления храма был разработан С.Н.Давыдовым на основе натурных данных и реставрационных чертежей П.П. Покрышкина. Руководил восстановительными работами и сопутствующими им исследованиями памятника Г.М.Штендер. Возрождение Нередицы свершилось в 1958 году.

Ныне пережитая храмом трагедия остро переживается лишь в интерьере, где пустая обмазка стен сразу возбуждает горькое чувство утраты. От росписи на стенах сохранилось около 15% фресок. Но продолжают работать реставраторы живописи. Внутри и снаружи храма собраны многие десятки тысяч фрагментов штукатурки с росписью. Этот огромный, казалось бы навсегда утративший какую-либо связность материал, пытается реанимировать коллектив специалистов во главе с Т.А.Ромашкевич. Конечно, восставшая из руин церковь, это лишь прекрасно исполненная модель древнего здания. Но ее появление было продиктовано необходимостью: храм занимает ключевую позицию в новгородском природном и архитектурном ландшафте. Уже давно храм вошел определяющей составной частью в понятие "новгородское зодчество", стал одним из символов города и его исчезновение существенно обеднило бы исторический и современный облик Новгорода.

Реставрация Нередицы выполнена не просто точно, но с той покоряющей убедительностью, которая свойственна подлинным, хорошо сохранившимся древним зданиям.

По статье В.А. Булкина, доц., преподавателя СПбГУ


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  23 апреля 2024

Нередица... Невысокий холм среди волховских заливных лугов почти не видно из-за ветвей прибрежных деревьев. Над ними поднимается только массивная, как богатырский шлем, глава храма - всемирно известной церкви Спаса на Нередице.

Церковь была построена летом 1198 года князем Ярославом Владимировичем. Расположенный близ княжеской резиденции, храм явился последней каменной постройкой новгородских князей. В следующем, 1199 году, церковь Спаса на Нередице была расписана. Затем последовали столетия почти полной безвестности. И лишь во второй половине XIX века на Нередицу обратили внимание историки и любители старины.

Широчайшую известность храм приобрел в начале XX столетия, когда стало ясно, что фрески Спаса на Нередице по целостности ансамбля, сохранности и художественной ценности - явление, выходящее далеко за рамки отечественного искусства и имеющее мировое значение. Фрески Нередицы - наиболее драгоценный памятник новгородской монументальной живописи XII века.

Изучение фресок Нередицы началось только в 1910-е годы. Тогда Н.К. Рерих, как будто предчувствуя недоброе, писал, обращаясь к художникам: "Спешите, товарищи, зарисовать, снять, описать красоту нашей старины. Незаметно близится конец её. Запечатлейте чудесные обломки прошлого для будущих зданий жизни". В 1903-1904 годах под руководством архитектора П.П. Покрышкина была проведена первая реставрация храма.

На изучение и зарисовку фресок Нередицы, как оказалось, судьба отпустила всего сорок лет. В 1941 году всемирно известный памятник погиб. Оказавшись на линии фронта, церковь Спаса на Нередице попала под огонь фашистской артиллерии и была обращена в руины. Рухнули верхние части стен, своды и купол. От здания храма уцелело около сорока процентов, от бесценных фресок - ничтожные фрагменты.

"Росписи Спаса-Нередицы (1199 г.), являвшиеся крупнейшим средневековым живописным ансамблем не только в России, но и во всей Европе, были почти полностью варварски уничтожены фашистами, - пишет В.Н. Лазарев. - Для русской культуры гибель росписей Нередицы - это ничем не вознаградимая утрата, потому что в них новгородские черты выступали с такой силой, как ни в каком другом памятнике. Фрески Нередицы поражали своей изумительной сохранностью и ни с чем не сравнимой полнотой в подборе сюжетов, которые почти исчерпывающим образом знакомили зрителя с системой средневековой росписи. Кто не имел счастья видеть фрески Нередицы, тому трудно составить достаточно полное представление о монументальной живописи средних веков".

Уже летом 1944 года начались работы по консервации остатков храма. А в 1956-1958 годах под руководством архитектора Г.М. Штендера Нередица была восстановлена. Реставрация была выполнена настолько точно, что сегодня даже многоопытный глаз специалиста не найдет ни малейших указаний на то, что перед нами, по существу, "новодел". И только войдя в храм и увидев вместо фресок мертвые стены, остро чувствуешь боль невосполнимой утраты... Но история Нередицы не стала безвозвратно ушедшим прошлым. Ее судьба, сопричастная трагической судьбе Новгорода и всей России, не оставляет равнодушными ни местных жителей, с особым чувством относящихся к Спасу на Нередице и выделяющих его среди других новгородских церквей, ни многочисленных ревнителей русской старины, приезжающих из разных дальних мест поклониться великому памятнику. Нет, не зарастает народная тропа, ведущая к храму!

Нередица чем-то сродни церкви Покрова на Нерли - также, как владимирский храм, Нередица стоит за чертой города, она также неразрывно связана с окружающим пейзажем и немыслима без него, такой же отрешенной задумчивостью веет от стен храма... Возвышаясь среди равнины над гладью речных вод, по своему внешнему облику церковь Спаса не Нередице ничем не отличается от скромных боярских, купеческих и уличанских построек Новгорода конца XII века - это небольшой кубического типа одноглавый храм, сложенный из плитняка. Этот местный строительный материал обладает одной особенностью - его невозможно обрабатывать идеально ровно, поверхность сложенной из него постройки всегда будет шероховатой, неровной, и поэтому все новгородские и псковские храмы кажутся вылепленными из глины. Нередица - не исключение.

Уцелевшие фрагменты фресок Нередицы можно сегодня увидеть в центральной апсиде храма, а также на южной и западной стенах. Хорошо сохранилось суровое и мужественное изображение Павла Алеппского - фреска сохраняет яркую цветовую насыщенность, такую характерную для фресок Нередицы в целом. Образность фресок Нередицы сродни образам архитектуры храма - в них та же властная мощь, то же сконцентрированное выражение духовной силы.

Нередица была расписана фресками целиком: стены, своды, столбы, арки, купол - все было покрыто сплошным ковром живописи. На стенах и столбах отдельные фигуры и композиции располагались поясами, а нижнюю часть стен покрывал орнамент "под мрамор", подражавший тем панелям из различных сортов мрамора, которыми украшались нижние части стен храмов Византии. В куполе находилась композиция "Вознесение", западную стену занимала огромная фреска "Страшный суд".

Во фресках Нередицы византийско-киевский канон наполнился новым содержанием. Росписи храма нельзя назвать утонченными - в этих образах святых с пламенными глазами, грозно-внушительных в своей неподвижности или наоборот, в мерной, тяжелой поступи, дышит некая первозданная мощь, волевая и мужественная сила. Покрывая весь интерьер храма, живопись со всех сторон властно обступала молящихся, огромные глаза пророков требовательно вглядывались в глаза человеку: кто ты? Чего ищет душа твоя?

Среди росписей Нередицкой церкви были портрет строителя храма - князя Ярослава Владимировича, изображения первых русских святых - князей Бориса и Глеба. Мастера, расписывавшие храм - их было трое или четверо - несомненно, были новгородцами, но принадлежали они к разным художественным школам. Один писал в несколько архаичной византийской манере и, вероятно учился у киевских мастеров. Двое других принадлежали к местной, новгородской школе и писали в ярко выраженной графической манере, но один из них явно тяготел к примитивизму.

Сегодня фрески храма Спаса на Нередице можно увидеть только в альбомах - исследователи первой половины XX века все же в основном успели скопировать их и сохранить тем самым для потомков великое наследие древнерусских мастеров. И люди продолжают тянуться в опустевший храм, на побеленных стенах которого бесплотными тенями продолжают жить бессмертные фрески Нередицы...

Губарева М.В., Низовский А.Ю. «Сто великих храмов мира». -М.: «Вече», 1999 г.


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  4 августа 2024

«…Спас на горе Нередице или, просторечно, Спас-Нередица - храм Преображения Господня, расположенный вблизи Великого Новгорода на правом берегу Волхова на небольшой возвышенности рядом с Городищем.

Церковь Спаса была выстроена за одно лето в 1198 г. ктиторством князя Ярослава Владимировича около своего терема. Ярослав (в крещении Михаил) Владимирович, сын Владимира Мстиславича, правнук Владимира Мономаха, в 1182-1199 гг. трижды занимал новгородский стол благодаря своему свояку, владимиро-Суздальскому князю Всеволоду Большое Гнездо. Ярослав Владимирович не сумел заручиться поддержкой местной знати и по сути дела являлся ставленником владимиро-суздальского князя. В 1199 г. новгородцы изгнали его из города. Спасо-Преображенская церковь на Нередице оказалась последней княжеской постройкой в новгородских землях. Позднее здесь, на Городище, вокруг церкви располагался Спасо-Нередицкий, или Спас на Городище, мужской монастырь (приписанный к Юрьеву монастырю).

Уже во второй половине XII в. на смену крупным парадным княжеским храмам возникает новый тип небольшого кубического одноглавого храма с четырьмя несущими внутренними столбами. Интерьеры таких храмов утрачивают грандиозность и представительность, но приобретают камерный характер; фасады их становятся еще более простыми и лаконичными по композиции, не теряя при этом художественной выразительности.

Характерными памятниками этого периода можно назвать церкви Благовещения на Аркаже (1179), Петра и Павла на Синичьей горе (1185-1192) и др.; сюда же относится и последний княжеский храм Новгорода - Спас на Нередице. Выстроенная Ярославом Владимировичем в 1198 г. близ княжеского Городища на речке Нередице, церковь Спаса, в сравнении с предшествующими княжескими сооружениями начала XII в., представляет весьма скромный храм. В новых условиях новгородские князья не стремились к созданию грандиозных архитектурных сооружений.

Одноглавый крестово-купольный, с четырьмя внутренними столбами и позакомарным покрытием, храм Спаса имеет небольшие хоры, устроенные на деревянном накате, узкий вход на которые сделан в толще западной стены. Церковь заметно уступает ранним княжеским соборам и в технике возведения, но это не помешало безвестному зодчему создать полное индивидуальности произведение искусства: грубая кладка, неровность плоскостей стен в руках мастера превратились в средства художественной выразительности. Удивительная пластика стен и всего архитектурного объема храма, его тонкая гармония и соразмерность более всего впечатляют в этом замечательном памятнике.

Постановка церкви Спаса на возвышенности бескрайней равнины, индивидуальность общей трактовки облика представляют пример полного художественного синтеза архитектуры с природным окружением - храм органически вошел в новгородский пейзаж, являясь его подлинной архитектурной жемчужиной.

Древние зодчие умело выбирали место, сооружая здание и целый ансамбль в гармонии с природой. Они подчиняли формы постройки единому закону - красоте: «А высоту созда, аки мера и красота покажет». Именно такое идеальное место на холме Нередица, на правом берегу Волхова, близ Городища, загородной резиденции новгородских князей, было выбрано для Спаса.

О строительстве церкви в 1198 г. летописец сообщает: «В то же лето заложи церковь камянну князь великии Ярослав, сын Володимир, внук Мстиславль, в имя Святого Спаса Преображения в Новгороде на горе, а прозвище Нередице». В следующем, 1199-м году новгородские мастера украсили всю поверхность стен храма фресками.

Фрески храма являются одним из самых знаменитых памятников монументальной живописи не только русского, но и европейского искусства. Роспись Нередицы дошла до XX столетия в превосходном состоянии и активно изучалась и описывалась до 30-х годов ХХ в. Лишь в отдельных местах были утраты от ямчуга (селитры).

Судьба этого некогда уникального по сохранности фрескового цикла трагична. Почти восемь веков простояла церковь Спаса в целости, но во время Великой Отечественной войны была разрушена фашистскими снарядами: храм попал в черту Волховского фронта. Церковь постоянно обстреливалась в 1941-1943 гг., пока не превратилась в руины. Позже, благодаря сделанным ранее обмерам и фотографиям, удалось восстановить верхние части стен, своды и купол, но большая часть фресок безвозвратно утрачена. Уцелело менее 15 процентов росписей.

Сейчас мы можем получить представление о них только по фотографиям, сделанным в довоенное время. Тем не менее иконографический материал из храма Преображения на Нередице остается одним из наиболее употребляемых в сравнительном анализе. Размещенные в девять ярусов фрески сплошь покрывали купол, своды, стены и столпы храма. Лишь незначительные фрагменты этого величественного ансамбля дошли до наших дней: изображения святых жен и мучеников сохранились в диаконнике церкви; в росписи алтаря случайно уцелели образы святых Петра Александрийского и Илии-пророка, части фигур святителей, изуродованных осколками снарядов. Чудом избежала полного разрушения и монументальная композиция «Крещение», написанная на южной стене церкви. Эти фрагменты дают хоть какую-то возможность почувствовать особенности нередецкой стенописи.

Росписи, по традиции, с советских времен приписывали местным, новгородским, мастерам. Несколько лет назад археологи вскрыли усадьбу Олисея Гречина, иконника конца XII в. Некоторые находки в ней позволяют сделать предположения, что этот мастер участвовал в создании фресок Нередицы.

В. К. Мясоедов и М. И. Артамонов считали, на Нередице работало от восьми до десяти Фрескистов с помощниками, которые расписали за летние месяцы 1199 г. весь объем храма. Стены, столбы, своды и купол покрывала роспись. По ней можно было выявить истоки ранней новгородской иконографии, тогда еще только складывавшейся. И для этого не надо было допускать гипотетические предположения, зачастую граничащие с домыслами.

Обсуждая фрески Спаса на Нередице, плодотворно говорить об особенностях их иконографии, но не о канонической системе храмовой росписи, так как общая программа росписи Спасской церкви отсутствовала, в отличие, например, от Софийского собора в Киеве или Мирожского собора в Пскове.

В куполе, вместо традиционного для XII в. «Пантократора», было помещено «Вознесение». Христос в окружении шести ангелов восседал на радуге, ниже в проемах световых окон предстояли апостолы. Эта обширная подкупольная композиция являлась иконографическим пережитком для росписей куполов в XII столетии.

Подобная практика уже к IX в. была вытеснена константинопольским каноном писать в главном куполе «Пантократора». Старая традиция сохранилась лишь на периферии Византийской империи - в Малой Азии, на христианском Кавказе, на романском Западе и отчасти на Руси. На парусах размещались Евангелисты. В центре предалтарной арки располагалось редчайшее, возможно, единственное в домонгольской Руси, изображение «Христа Ветхого Деньми». В алтарной конхе - «Богоматерь Оранта» с медальоном на груди «Спаса Еммануила», далее в центральной апсиде шли два святительских чина, а внизу, вне традиции, находился необычный «Деисис» с Христом-священником. В жертвеннике - фресковый цикл из жития Иоакима и Анны, в диаконнике - из жития Иоанна Предтечи. Остальные стены храма были отданы сюжетам Священного Писания. Новозаветным сцены по преимуществу группировались в трансепте, ветхозаветные были отнесены в неф.

На западной стене и частично в примыкающих к ней южных и северных сторонах развернулась большая композиция «Страшного суда», пожалуй, наиболее интересная из всех нередицких фресок. Сейчас из сохранившихся фрагментов можно увидеть Ангела, свивающего небо, блудницу, змея сатаны, несколько фигур праведников и отрывки адских мучений грешников. Помимо обычных элементов, «Страшный суд» в Спасском храме включал не часто встречающиеся сцены, например «Богатый в аду». Сцена наполнена своеобразным средневековым остроумием.

В 1246 г. на южной стене появилась ктиторская фреска князя Ярослава Всеволодовича, подносящего модель храма Иисусу Христу. Бесспорная атрибуция изображения принадлежит Ю. Н. Дмитриеву.

В размещении евангельских сцен на сводах и стенах Спаса на Нередице не прослеживается даже намека на хронологическую последовательность событий. «Рождество Христово» выписано на западной стене над «Страшным судом». Ранние евангельские эпизоды («Введение во храм», «Сретение») были помещены в трансепте в нижнем регистре, а более поздние («Вход в Иерусалим», «Несение Креста», «Моление о Чаше», «Распятие», «Снятие со Креста», «Явление женам-мироносицам») - в верхнем. На сводах «Воскрешение Лазаря» соседствовало с «Тайной вечерей», а «Сошествие Во ад» было в одном ряду со «Страстями Господними». Некоторые сюжетные композиции повторяются, и они весьма произвольно чередуются с многочисленными рядами святых.

В. Н. Лазарев видит причину бессистемности спасских фресок в том, «что работавшая в Нередице артель живописцев очень торопилась с выполнением заказа. Поэтому она заведомо отказалась от строго продуманного плана, уточнение которого потребовало бы много времени». Некоторые исследователи усматривают причину в другом. На Руси роспись храмов всегда производилась в короткие летние месяцы, и быстрота работы была обычным делом для фрескистов. Скорее всего, князь Ярослав Владимирович пригласил на Нередицу несколько мастеров из разных мест, никак не связанных друг с другом, о чем говорит яркая различность их манер письма. У них не было общего руководителя, который распределил бы сюжеты в соответствии с общей программой стенописи. Мастера же разделили между собой только стены, на которых писали по своему разумению, минимально соотносясь с коллегами.

Спасская стенопись в целом отличалась ярко выраженной живописностью и быстрой, размашистой манерой письма, местами доходящей до небрежности. Нередицкие мастера виртуозно владели фресковой техникой, их цветовая гамма основывалась на сочетании зеленых и голубоватых тонов с сильной, густой белильной разделкой.

Иконография росписи Нередицы намного ближе к восточным образцам стенописи, чем к константинопольским канонам. В большинстве евангельских сцен прослеживаются родовые связи со старыми сирийскими памятниками и их вариацией в христианском регионе Кавказа. К фрескам восточной иконографической ориентации присоединяются композиции романского ареала: в новгородском храме можно было увидеть западноримскую интерпретацию легенды об Алексии, человеке Божием и даже изображение католического святого Бенедикта Нурсийского, основателя западного монашества и ордена бенедиктинцев. Однако все эти иконографические заимствования носят не прямой характер, а косвенный. Скорее всего, в Спас на Нередице собрались мастера из различных отдаленных византийских провинций (как западных, так и восточных), обладавшие различным иконографическим и профессиональным опытом.

Церковь восстановлена в 1956-1958 гг. По решению ЮНЕСКО в 1992 году церковь Спаса на Нередице вместе с рядом других памятников Новгорода и его окрестностей включена в Список Всемирного наследия как наиболее ценный памятник истории и культуры.

Последние новости об этом храме, входящем, без сомнения, в сокровищницу не только русской архитектуры и духовности, но и всего Православия, всего мира: студенты Санкт-Петербургского государственного университета приступили к созданию виртуального музея новгородского храма Спаса на Нередице. В музейных архивах сохранились лишь черно-белые фотографии внутреннего и внешнего убранства храма, часть фресок и зарисованные с них акварели. Студенты Петербургского университета воссоздают в виртуальном пространстве архитектурную модель храма, фресок и церковной утвари. На сегодняшний день создание виртуального музея с использованием 3D-моделирования - пока что единственный способ восстановить фрески уникального памятника.

Интернет-сайт виртуального музея открывается осенью 2007 года. Его посетителям в 3D-формате оказываются доступными изменения внешнего и внутреннего убранства новгородского храма, которые происходили с ним на протяжении веков. Кроме того, студенты университета планируют воссоздать в трехмерном пространстве типичную новгородскую деревню XII века и усадьбу новгородского иконописца Олисея Петровича Гречина, который, возможно, принимал участие в создании фресок уникального храма. Мирское имя (прозвище) Олисея - Гречин известно по летописям. (Олисей, вероятно, был священником, греком. Он обычно отождествляется с игуменом Юрьева монастыря и претендентом на Новгородское епископство в 1193 г. - также Гречином.)

В виртуальном музее будут представлены и найденные в Старой Ладоге экспонаты археологических раскопок, датированные XII веком. В проекте принимают участие исторический факультет и факультет филологии и искусств СПбГУ, а также специалисты Русского музея…»

Источник: Храмы России / [Авт.-сост. С. Минаков]. – М.: Эксмо, 2010, стр. 390-393


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  25 октября 2024

«…Церковь Спаса в Нередицах, построенная также Ярославом Владимировичем, в 1198 г., в настоящее время не имеет башни-лестницы, ведущей на хоры. Эта древняя церковь сравнительно невелика и имеет деревянные хоры. Она представляет особенный интерес в том отношении, что в ней, лучше чем в других древних храмах разсматриваемаго времени, сохранилась стенная живопись, хотя и с признаками поновления, как видим по реставрации изображения хромоздателя, произведенной покойным Прохоровы. Но объэтомъ мы не будем говорить, а любознательнаго читателя отсылаем к сочинению г. Покровскаго.

Труды седьмаго археологическаго съезда в Ярославле. - Москва, 1890, стр. 186 и дале…»

По материалам книги: Павлинов, Андрей Михайлович (1852-1898). История русской архитектуры / / Соч. акад. А.М. Павлинова. — Москва : типо-лит. т-ва И.Н. Кушнерев и К°, 1894, стр. 28.

История русской архитектуры (1894) — Павлинов А.М. — читать книгу онлайн, скачать бесплатно PDF | НЭБ [000199_000009_003668409] (rusneb.ru)



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.