Церковь Воскресения, 2-я пол. 17 - 1-я треть 18 вв.; сер. 19 - нач. 20 вв. Расположена в центре села у пруда, доминирует в окружающей застройке. Возведена в 1670 г. на средства думного дворянина И.И. Щепина (по другим сведениям И.И. Щепинова (Тщепинова), однако перестроена и освящена ок. 1723 г., когда селом владел его внук князь А.Ф. Вяземский. В 1860 г. сооружена трапезная с приделом Смоленской Богоматери и колокольней, а участок обнесен оградой с воротами. В 1901 г. на средства купеческой вдовы П.Н. Чирковой выстроен северный придел Николая Чудотворца, а в 1903 г. заново перестроен алтарь. По-видимому, тогда же храм был расписан, а нижний ярус колокольни застроен боковыми палатками и западным притвором. В 1904-09 гг. в гостях у священника храма Семена Троицкого неоднократно бывал видный русский философ Павел Флоренский, посвятивший Толпыгину стихотворение "Костромская старина".
Кирпичные стены храма частично покрыты обмазкой и побелены. Характерный пример местного культового зодчества, сохранивший скромную барочную основу 1-й трети 18 в. и более поздние части: колокольню в стиле зрелого классицизма, алтарь и трапезную в духе эклектики. Основной двусветный четверик, несколько вытянутый по поперечной оси, завершен купольной кровлей и луковичной чешуйчатой главкой с перехватом на глухой цилиндрической шее. Увенчанный главкой пятигранный алтарь в ширину четверика более низкий, как и обширная, сильно растянутая в стороны трапезная; прямоугольные апсиды ее боковых приделов охватывают западные углы четверика. При этом любопытно, что апсида северного придела выдвинута дальше к востоку, из-за чего четверик в первом свете имеет на северном фасаде лишь одно окно, а на южном фасаде, меньше закрытом соответствующей апсидой, - окно и боковой вход.
Высокая колокольня из трех четвериков с арочными проемами увенчана граненой купольной кровлей с миниатюрной главкой на четверичке с вынутыми углами. Из прежнего фасадного декора сохранились только широкие лопатки на углах четверика, простой венчающий карниз с поребриком, прямоугольные рамочные наличники арочных окон с полукруглыми фронтонами и южный портал с колонками и килевидным архивольтом. Классицистическое убранство двух верхних ярусов колокольни составляют портики из двух полуколонн, примыкающих к устоям, и треугольных фронтонов (у среднего четверика). Алтарь, трапезная и более поздние пристройки декорированы гораздо наряднее: стены украшены рустовкой и пилястрами, карнизы дополнены аркатурой, окна заключены в наличники с фронтонами. Основной объем перекрыт лотковым сводом, алтарь - коробовым с лотком над восточной гранью, трапезная - системой крестовых сводов, нижний ярус колокольни и западный притвор - коробовыми сводами. Масляная роспись в четверике и трапезной — интересный пример церковной живописи нач. 20 в. в стиле модерн. При поновлении в сер. 20 в. искажен колорит и стиль некоторых сцен. На своде храма на восточном лотке изображен отрок Христос, держащий в руках крест и свиток (вариант композиции "И слово стало плотью"), на остальных лотках - архангелы. На западной стене представлена "Нагорная проповедь".
В трапезной на сводах написаны евангелисты, сцены из жития Николая Чудотворца и композиции богородичного цикла. Наиболее выразительна роспись западной стены трапезной, где расположена сцена "Страшного суда", по своей иконографии восходящая к древнерусской живописи, но в значительной степени переработанная. В упрощенном виде она повторяет аналогичную композицию В.М. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве. Главный четырехъярусный иконостас кон. 19 в. - типичное произведение в духе эклектики. Иконы (в нижнем ярусе расположены два чина) относятся к этому же времени. Средняя часть в три оси выделена разделяющими иконы резными колонками (в нижней части) и пилястрами (в верхней), в завершении - резные арочные обрамления и крест. Резьба царских врат, фризов и колонок - геометрического и растительного рисунка. Иконостасы северного и южного приделов выполнены в кон. 19 в. в эклектичной манере. Это небольшие трехъярусные сооружения с трехлопастными арками в завершении, декорированные глухой и сквозной резьбой. Ограда имеет вид невысокой кирпичной стенки с двускатной кровлей, расчлененной на равные прясла более высокими четырехгранными столбами, завершенными фронтончиками. Ворота, размещенные по оси западного входа в храм, типичны для подобных сооружений в русском стиле. Они представляют собой поставленные по сторонам проезда прямоугольные пилоны с арочными калитками, увенчанные шатрами с чешуйчатыми главками на глухих барабанчиках. Полуциркульные архивольты калиток опираются на лопатки с ширинками и карнизом, над которыми помещены килевидные кокошники. В основании шатра проходит развитый карниз с аркатурным поясом; над проемами калиток - киоты для икон с килевидными архивольтами.
Беляев, 1863, с. 191; Холмогоровы, 1902, с. 115-116; ИАК, 1909, с. 242-243; Казаринова, 1978, с. 84, 88-90; Лисин, 199.6, с. 19-22, 185. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М., Наука, 2000, с. 108-111