История Покровского кладбища
Наши благочестивые предки всегда старались своих усопших хоронить ближе к храму, поэтому с давних времен почти у каждой церкви существовало свое кладбище. Было такое кладбище и у Покровской церкви, оно просуществовало, возможно, до конца XVIII в.
С 1771 г. в Калуге стали хоронить в Козьей слободе (ныне Николо-Козинская церковь, территория от нее к Спас-Жировскому оврагу). Тогда же сформировались кладбища в поле – вблизи нынешней церкви Василия Блаженного на ул. Герцена. С 1772 года хоронили (богатых граждан) в Лаврентьевском монастыре. В 1785 году было принято постановление правительства о том, чтобы погребать умерших не ближе 100 саженей от жилых домов. В 1780 г., согласно утвержденному первому генеральному плану Калуги, было отведено место для городского кладбища за северной чертой тогдашней Калуги – у нынешней Пятницкой церкви, и с этого времени другие кладбища перестают существовать. Но с 1783 г. хоронили ещё на Успенском погосте, близ Загородного сада (ныне сада им. К.Э. Циолковского). На кладбище Крестовского монастыря начали хоронить только с середины XIX века. Записи метрических книг свидетельствуют о том, что в Покровском храме отпевали многих прихожан, но хоронили уже на других кладбищах.
В наше время чудом сохранилась часть одного из надгробий, найденная на территории Покровского храма. Судя по остаткам надписи «1762 году декабря 15 преставися рабъ Божий города Казани купецъ Iванъ Семеновъ сынъ Борисовъ», на Покровском кладбище был похоронен, как предположил Днепровский А.С., отец Ивана Ивановича Борисова (1742–1807), градского головы (1789-1792 и 1801-1803), дед которого был дьячком храма, а сам он был купцом первой гильдии. Семья Борисовых жила в доме рядом с храмом. Дом этот сохранился, его нынешний адрес: ул. Карпова, 1.
«Летопись градо-Калужских церквей» за 1863 год сообщает: «К сей церкви принадлежит стоящая близ каменного моста, на рву, каменная часовня. По преданию, здесь было приходское Покровской церкви кладбище; здесь же погребены убиенные во время Самозванцев, в эпоху так называемого смутного времени. В четверток на седьмой неделе по Пасхе жители города в большом количестве сходятся к сей часовне для поминовения своих умерших».
Когда-то вдоль Березуйского рва от Каменного моста к северу (к Покровской церкви) проходил Покровский бульвар, который представлял из себя аллею из желтой акации. На Покровском бульваре стояла каменная часовня. «Через дорогу на Каменный мост стоит на самом берегу рва, утопая в зелени, белая каменная часовня, построенная в 1823 г. По преданию, здесь был большой курган, в котором погребены пострадавшие в эпоху самозванцев, вероятно, здесь было и кладбище Покровской церкви. В этой часовне раз в год, на Семике в четверг на 7 неделе по Пасхе, служат панихиды по усопшим, скончавшимся разными родами смерти. Часовня принадлежит Покровской церкви, которая стоит здесь же, против неё» – читаем в книге Д.И. Малинина «Калуга. Опыт исторического путеводителя по Калуге и главнейшим центрам губернии».
Изображение часовни опубликовано в «Полном географическом описании нашего отечества» под редакцией В.П. Семенова. В Памятной книжке Калужской губернии на 1873/74 год напечатана «Церковная летопись города Калуги и существующие в ней ныне церкви». Вот что поведала нам эта летопись: «Церковь сия в описи 1626 г. показана за городом, в новом остроге, […] и вокруг нея было обширное кладбище… К Покровской церкви принадлежит стоящая близ большого каменного моста на самой вершине оврага, отделяющего часть города за лавками от заверхской части и в котором течет ручей Березуй или рч. Березуйка, каменная часовня. К восточной части часовни примыкает небольшой земляной курган, наполненный человеческими костями; по преданию здесь погребены убиенные в смутное время Самозванцев».
На старинном плане города Калуги хорошо представлено местонахождение часовни на Березуйском овраге. В книге В.Н. Фридгельм «Калужский Березуй (опыт документального описания)» описана история этой часовни. Из архивных документов известно, что «устройством часовни на Березуйском овраге» в 1855 году занимался архитектор Щеглов.
Из журнала Калужской городской думы за июнь – сентябрь 1855 г. об окончании устройства часовни на Березуйском овраге:
Архитектора Щеглова от 22 августа за № 65 при коем препровождает Свидетельство со сметою об окончании работ по устройству часовни на Березуйском овраге в городе Калуге.
Приказали: отношение с свидетельством и сметою отдать в бухгалтерский стол для приобщения к отчетности.
ГАКО. Ф. 49. Oп. 1. Ед. хр. 534. 1855. Л. 263. По данным А.С. Днепровского
На плане г. Калуги 1912 г. белым крестиком в кружке обозначена часовня: на Березуйском овраге между Каменным мостом и Чертовым мостиком.
Материалы, обнаруженные в ГАКО Ф.М. Егоровой, открыли историю снесения этой часовни в 1924 году:
Из дела о регистрации губисполкомом религиозных обществ по губернии и г. Калуге
2 января 1924 г. – 25 февраля 1925 г.
Протокол опроса
1924 г[ода] июня 24-го дня я вр. и. д. надзирателя 2-го кв[артала] гормилиции Миткалев допросил в отношении часовни что около каменного моста под названием Покровская на рву, спрошен исполняющий должность старосты Покровской церкви Билибин Николай Михайлович 41 года, безработный, грамотный, проживающий по проспекту Володарского д[ом] № 4 с предупреждением за ложное показание 172 ст[атья] уголовного] код[екса].
Пояснил, что вышеупомянутая часовня принадлежит к обществу Покровской церкви, что на рву, но в описи означенной церкви не состоит, так как она, очевидно, упущена комиссией из виду. В этой часовне служба производится один раз в год, а именно в неделю всех святых, после Пасхи. Больше дополнить ничего не могу, протокол записан с моих слов и мне прочитан, в чем и подпись. Билибин.
Вр[еменно] исполняющий] должность] надзирателя 2-го кв[артала] (подпись).
ГАКО. ФР. 486. Oп. 2. Ед. хр. 293. 1924.
Из дела о регистрации губисполкомом религиозных обществ по губернии и г. Калуге:
2 января 1924 – 25 февраля 1925 г.
Подписка
1924 г[ода] июня 26-го дня я староста Покровской церкви Билибин Николай Михайлович, даю настоящую подписку начгормилиции в том, что означенная часовня будет внесена в инвентар[ь] Покровской церкви при первом собрании церковного совета, а равно даю подписку и в том, что в означенной часовне Покровское общество обязуется поддерживать порядок и не эксплоатирование темных масс. В чем и подписуюсь: Билибин.
Вр[еменно] исполняющий] д[олжность] надзирателя 2-го кв[артала] (подпись).
ГАКО. ФР. 486. Oп. 2. Ед. хр. 293. 1924.
Из дела о регистрации губисполкомом религиозных обществ по губернии и г. Калуге
2 января 1924 г. – 25 февраля 1925 г.
В бюро секции Горсовета по коммунальному хозяйству
Так как находящаяся в центре бывших мясных рядов часовня не прикреплена ни к одной из религиозных общин, а посему Губ. Адм. отдел разрешает снести означенную часовню, а находящиеся в ней предметы религиозного культа передать в Комиссию СТО по реализации госфондов при губфинотделе.
Заведующий] губерн[ским] административным] отделом
Начальник милиции губернии (Комчедалов)
ГАКО. ФР. 486. Oп. 2. Ед. хр. 293. 1924.