ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Городня. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.


Городня. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Церковь. Действует.  
Престолы:Рождества Пресвятой Богородицы, Иоанна Предтечи
Год постройки:1391. 1412 - вновь построена на старом основании, 1716 - восстановлена, 1745-трапезная .
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Россия, Тверская область, Конаковский район, Городня

Координаты: 56.711603, 36.326663



Сортировка:

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Городня, Конаковский район, Тверская область
Hramsohran
16 января 2022
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Городня, Конаковский район, Тверская область
Андрей Перкон
25 сентября 2021
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Городня, Конаковский район, Тверская область
Андрей Перкон
25 сентября 2021
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Городня, Конаковский район, Тверская область
Выголов Никита
10 августа 2019
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Городня, Конаковский район, Тверская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Михаил и Галина
3 августа 2019
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Городня, Конаковский район, Тверская область
Юрий Моченов
13 июля 2017
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Панорама с юга<br>, Городня, Конаковский район, Тверская область
Панорама с юга
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
15 апреля 2017
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Городня, Конаковский район, Тверская область
Алексей Кротов
2 февраля 2017
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Городня, Конаковский район, Тверская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
16 июля 2016
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Городня, Конаковский район, Тверская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Irina_D
1 марта 2015
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Городня, Конаковский район, Тверская область
Надежда Лаврова
18 октября 2014
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Общий вид с северо-запада<br>, Городня, Конаковский район, Тверская область
Общий вид с северо-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел Лабутин
25 июля 2014
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Общий вид с юго-запада<br>, Городня, Конаковский район, Тверская область
Общий вид с юго-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел Лабутин
25 июля 2014
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Городня, Конаковский район, Тверская область
yozik
24 апреля 2012
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Городня, Конаковский район, Тверская область
Алексей Кротов
26 августа 2008
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Вид с юго-востока<br>, Городня, Конаковский район, Тверская область
Вид с юго-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
10 февраля 2024
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Вид из входных ворот<br>, Городня, Конаковский район, Тверская область
Вид из входных ворот
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
10 февраля 2024
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Городня, Конаковский район, Тверская область
МОРПЕХ879
11 октября 2018
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Городня, Конаковский район, Тверская область
МОРПЕХ879
23 сентября 2017
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Городня, Конаковский район, Тверская область
МОРПЕХ879
23 сентября 2017
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Городня, Конаковский район, Тверская область
МОРПЕХ879
23 сентября 2017
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Вид с северо-востока<br>, Городня, Конаковский район, Тверская область
Вид с северо-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
15 апреля 2017
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, западный фасад<br>, Городня, Конаковский район, Тверская область
западный фасад
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 декабря 2011
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, восточный фасад<br>, Городня, Конаковский район, Тверская область
восточный фасад
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 декабря 2011
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, вид с северо-востока<br>, Городня, Конаковский район, Тверская область
вид с северо-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 декабря 2011
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, вид с севера<br>, Городня, Конаковский район, Тверская область
вид с севера
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 декабря 2011
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, северный фасад<br>, Городня, Конаковский район, Тверская область
северный фасад
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 декабря 2011
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, вид с северо-запада<br>, Городня, Конаковский район, Тверская область
вид с северо-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 декабря 2011
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Городня, Конаковский район, Тверская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
10 декабря 2009
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Городня, Конаковский район, Тверская область
Илья Смирнов
21 мая 2007
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Городня, Конаковский район, Тверская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
4 августа 2003
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Городня, Конаковский район, Тверская область
Алексей Кротов
5 октября 2019
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Городня, Конаковский район, Тверская область
Алексей Кротов
5 октября 2019
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Городня, Конаковский район, Тверская область
Татьяна Доронина
8 августа 2019
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Городня, Конаковский район, Тверская область
Татьяна Доронина
8 августа 2019
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Городня, Конаковский район, Тверская область
МОРПЕХ879
23 сентября 2017
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Городня, Конаковский район, Тверская область
МОРПЕХ879
23 сентября 2017
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Завершение колокольни<br>, Городня, Конаковский район, Тверская область
Завершение колокольни
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
15 апреля 2017
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Городня, Конаковский район, Тверская область
Алексей Кротов
2 февраля 2017
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Городня, Конаковский район, Тверская область
Алексей Кротов
2 февраля 2017
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Вход в нижний храм<br>, Городня, Конаковский район, Тверская область
Вход в нижний храм
oldboy
16 июля 2016
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Крест<br>, Городня, Конаковский район, Тверская область
Крест
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
16 июля 2016
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Городня, Конаковский район, Тверская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
16 июля 2016
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Вид с севера на венчающую основной объем храма главку<br>, Городня, Конаковский район, Тверская область
Вид с севера на венчающую основной объем храма главку
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел Лабутин
25 июля 2014
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Крыльцо.<br>, Городня, Конаковский район, Тверская область
Крыльцо.
Александр Момент
13 сентября 2012
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Городня, Конаковский район, Тверская область
yozik
24 апреля 2012
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Городня, Конаковский район, Тверская область
yozik
24 апреля 2012
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Городня, Конаковский район, Тверская область
yozik
24 апреля 2012
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Городня, Конаковский район, Тверская область
yozik
24 апреля 2012
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, южный вход<br>, Городня, Конаковский район, Тверская область
южный вход
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 декабря 2011
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, северный вход<br>, Городня, Конаковский район, Тверская область
северный вход
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 декабря 2011
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, киот на западном фасаде<br>, Городня, Конаковский район, Тверская область
киот на западном фасаде
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 декабря 2011
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, шатер колокольни, вид с юга<br>, Городня, Конаковский район, Тверская область
шатер колокольни, вид с юга
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 декабря 2011
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Городня, Конаковский район, Тверская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 декабря 2011
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, ворота и фрагмент южного фасада<br>, Городня, Конаковский район, Тверская область
ворота и фрагмент южного фасада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 декабря 2011
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Вид на храм со стороны придела во имя Иоанна Предтечи.<br>, Городня, Конаковский район, Тверская область
Вид на храм со стороны придела во имя Иоанна Предтечи.
Александр Момент
26 июля 2011
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Фрагмент южного фасада церкви:входы в основной обьем храма и в подклеть<br>, Городня, Конаковский район, Тверская область
Фрагмент южного фасада церкви:входы в основной обьем храма и в подклеть
Александр Момент
26 июля 2011
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Городня, Конаковский район, Тверская область
Илья Смирнов
21 мая 2007
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Городня, Конаковский район, Тверская область
Юрий Моченов
8 сентября 2016
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Городня, Конаковский район, Тверская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
16 июля 2016
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Городня, Конаковский район, Тверская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
16 июля 2016
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Интерьер.<br>, Городня, Конаковский район, Тверская область
Интерьер.
Александр Момент
13 сентября 2012
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, главный престол<br>, Городня, Конаковский район, Тверская область
главный престол
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 декабря 2011
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Интерьер.<br>, Городня, Конаковский район, Тверская область
Интерьер.
Александр Момент
26 июля 2011
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Интерьер.<br>, Городня, Конаковский район, Тверская область
Интерьер.
Александр Момент
26 июля 2011
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Вид на храмовые ворота<br>, Городня, Конаковский район, Тверская область
Вид на храмовые ворота
Pavel-Solnechnogorsk
10 февраля 2019
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Городня, Конаковский район, Тверская область
yozik
24 апреля 2012
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Вид на входные ворота с территории храма.<br>, Городня, Конаковский район, Тверская область
Вид на входные ворота с территории храма.
Александр Момент
26 июля 2011
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Городня, Конаковский район, Тверская область
Илья Смирнов
21 мая 2007
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Фото Чинякова Алексея Григорьевича 1950-х гг. ГМА имени А.В. Щусева<br>, Городня, Конаковский район, Тверская область
Фото Чинякова Алексея Григорьевича 1950-х гг. ГМА имени А.В. Щусева
Дмитрий Дроздецкий
1950
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, С. М. Прокудин-Горский. Фото с http://prokudin-gorskiy.ru/image.php?ID=45<br>, Городня, Конаковский район, Тверская область
С. М. Прокудин-Горский. Фото с http://prokudin-gorskiy.ru/image.php?ID=45
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1910
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Фото С.М. Прокудина-Горского из альбома "Регион Волги" сайт http://andcvet.narod.ru/pg/03/cb/193.jpg<br>, Городня, Конаковский район, Тверская область
Фото С.М. Прокудина-Горского из альбома "Регион Волги" сайт http://andcvet.narod.ru/pg/03/cb/193.jpg
Т.
1 июля 1900
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Городня, Конаковский район, Тверская область
Юрий Моченов
8 сентября 2016



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Василий ШелёминАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  10 ноября 2003

Городня. Церковь Рождества Богородицы построена в 1391 г. Бывшая дворцовая церковь тверских князей. Самая старая постройка, сохранившаяся в области. Действует.


Наталия  11 ноября 2007

Городня впервые упоминается в летописях в 14 веке, тогда она носила имя город Вертязин, который защищал подступы к Твери со стороны Москвы. В этих местах находилось несколько монастырей и церквей. В клировых ведомостях 18 века указывалось, что построена эта церковь «неизвестно когда и кем». Строительство церкви связывают с именем Тверского князя Бориса Александровича. Предположительно построена она в 1390 году в ознаменование победы в Куликовской битве (1380). В то время это была соборная церковь Тверских князей. Это единственный каменный храм, сохранившийся с тех времен, хотя от постройки 14 века сохранился лишь белокаменный подклет. 

За время существования церковь неоднократно горела и перестраивалась. После пожара 1412 года она была возобновлена на старом основании и заново расписана. В 18 веке церковь стала приходской. После пожара 1716 года храм был восстановлен на средства помещика Петра Алексеевича Бема в 1740-1745 годах, была построена кирпичная трапезная, и церковь приобрела свой современный вид. Тогда же был сооружен главный иконостас, который удалось спасти при следующем пожаре, случившемся в 1801 году. Позднее тесовая крыша храма была заменена на металлическую. Во второй половине 19 века интерьер заново расписали масляными красками.

Здание было сильно повреждено во время Великой Отечественной войны. В 1966 году начали капитальный ремонт храма под руководством архитектора-реставратора В.П. Альтшуллера, который продолжался до начала 1980-х годов. При проведении реставрационных работ в подклете были найдены уникальные фрески 15 века, которые в настоящее время находятся в музеях Твери и Москвы. В настоящее время это храм с трапезной, в которой размещается придел Иоанна Предтечи, и шатровой колокольней. Объем храма, прямоугольный в плане, увенчан золоченой луковичной главкой. Территория окружена массивной каменной оградой с трехпролетными арочными вратами, также увенчанными золоченой главкой.


Ольга Герасимова  10 сентября 2015

Комплекс фресок церкви Рождества Богородицы в селе Городня на Волге – древнейший памятник монументальной живописи Тверской области. В процессе его исследования и подготовки научного каталога впервые предпринята попытка пересмотреть утвердившуюся в науке дату росписи. Выяснилось, что ансамбль, ранее связываемый с перестройкой храма в 1412 году, на самом деле, включает разновременные части убранства. К раннему периоду (между 1414 и началом 1420-х годов) относится единственная фреска подклета с образом святителя Николая Чудотворца. Время росписи основного объема храма (1430-е – начало 1440-х годов) пришлось на самый яркий подъем тверского искусства, связанный с политической стабильностью и экономическим процветанием княжества. Сохранившиеся фрагменты позволяют говорить об уникальности замысла в целом и особом, вотивном характере иконографической программы, отразившей желания заказчика – тверского князя Бориса Александровича (1425–1461).

Раннее время уничтожения живописного ансамбля (роспись сбита со стен в 1740-е годы) и отсутствие каких-либо графических материалов, зафиксировавших его облик, а также бессистемное залегание перемешанных между собой фрагментов, найденных во время реставрационно-археологических работ 1960–70-х годов, значительно осложняют реконструкцию системы росписи Рождественской церкви.

Источник: http://russikona.ru/upcoming.php?coid=256


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  11 февраля 2017

Московские учёные-искусствоведы, супруги Артур Галашевич и Галина Колпакова в своём фундаментальном труде "Храм Рождества Богородицы в Городне на Волге", обосновали тот факт, что храм в Городне мог быть построен "первым в Тверском княжестве после длительного перерыва, последовавшего за разорением Твери в 1327 году моноло-татарами" и принесшего этим краям "экономический упадок и политическую катастрофу". И лишь последовавшая спустя полвека победа на Куликовом поле стала поворотной точкой к возрождению и Городни, и храма. Знаменитое сражение произошло в день Рождества Божией Матери, и именно это обстоятельство дало толчок для начала строительства целого ряда храмов на Руси. Как считают исследователи, строительство церкви в Вертязине (Городне) и было обусловлено стремлением увековечить память о той славной победе. Историки считают этот храм единственным сохранившимся до наших дней со времён Тверского княжества. По одному из преданий, в Городне в 1382 году останавливался и молился в храме Рождества Пресвятой Богородицы преподобный Сергий Радонежский. С конца ХV по первую половину ХVIII века Городня переходит от одного хозяина к другому. Последним владельцем был военный бригадир Пётр Алексеевич Бем. В 1790 году вышла в свет книга "Путешествие из Петербурга в Москву", её автор А. Н. Радищев посвящает Городне несколько страниц. В ХIХ веке храм Рождества Пресвятой Богородицы пережил несколько ремонтов и перестроек. А свой современный вид он приобрёл в период с 1885 по 1901 год.

Один из наиболее почитаемых образов храма - "Христос в Темнице", скульптурная композиция, датируемая ХVIII столетием. В центре её - деревянное резное изображение Иисуса Христа с терновым венцом на голове. В 2005 году на праздничную рождественскую службу в Городню приезжал Президент России Владимир Путин. Богородице-Рождественская церковь изначально представляла собой четырёхстолпную, крестово-купольную архитектурную композицию с тремя апсидами, позакомарным покрытием и одной главой. После очередного пожара 1716 года церковь Рождества Богородицы в Городне восстановил Пётр Алексеевич Бем. При нём храм был не только отремонтирован, но и расписан, были пристроены кирпичная трапезная (с приделом праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы) и шатровая колокольня. Мастера использовали обычный для того времени набор архитектурных деталей, восходивший к русской архитектуре ХVII века. Главка над барабаном зиждается на тонкой шейке, а колокольню "накрывает" открытая паперть и шатёр со слухами. Такие шатровые колокольни очень часто встречаются при храмах, датируемых семнадцатым веком, в Костромской, Ярославской и Московской областях.

Выделяются оригинальные боковые порталы с арочными архивольтами, а также узкие лопатки на апсидах, напоминающие нижегородский стиль. Порталы и проёмы строители немного приукрасили наличниками из белого камня, которые образуют "хорошо читаемые и видимые издалека светлые пятна на фасадах колокольни и трапезной". Очертания окон довольно просты и имеют луковичные перемычки. Окна основного объёма выполнены "раструбом", что, видимо, требовалось, чтобы защититься от вражеских нападок. Строители, пытаясь подчеркнуть значение древнего объёма и не дав ему потеряться за новыми постройками, покрыли храм обычной скатной кровлей. Вероятно, с той же целью старый световой барабан надстроили новым, но глухим и маловыразительным. А вот большая луковичная глава придала храму необходимую стройность и не дала ему потеряться в окружающем ландшафте. Над главным входом в храм, в нише находится икона "Рождество Пресвятой Богородицы". В честь этого праздника и была освящена церковь в Городне. С северной и южной стороны четверик имеет порталы в виде арочных полуколонн, вырезанных из белого камня, и стрельчатые окна, напоминающие скорее бойницы.

Высокая колокольня с открытой папертю завершается шатром с тремя рядами постепенно уменьшающихся в размерах слуховых окон. Под ярусом звона устроена небольшая ризница, где хранится разная церковная утварь. Чтобы усилить вертикальную доминанту храма и чтобы завершение основного не потерялось на фоне высокой и стройной колокольни, строители надстроили световой барабан с многочисленными узкими окнами новым глухим барабаном и завершили конструкцию большой луковичной главой, которая, в свою очередь, несёт тонкий шпиль с ажурным крестом. Из небольшого притвора открывается большое пространство трапезной, объединённой с приделом в честь Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Крещатые своды опираются на один мощный столп. Пристройка трапезной и северного придела значительно повысила вместимость храма. Столпы внутреннего пространства главного придела в честь Иоанна Предтечи придвинуты к стенам, образуя в плане крест и восходя к подкупольному квадрату. Он, в свою очередь, выделен подпружными арками под малым барабаном. При взгляде снизу мы видим подобие четырёхконечной звезды. Западные угловые части соединены с остальным объёмом храма значительно лучше.

Иконостас церкви признаётся искусствоведами уникальным памятником. Реставрационные работы 1975-1981 годов под авторским надзором архитектора Б.Л. Альтшуллера полностью восстановили его внешний облик, а также большую часть декоративного убранства. Специалисты считают, что окна и иконостас создавались в одно время, поскольку их стилистическое единство неоспоримо. Композиционный иконостас выстроен "по принципу трёхпролётной пирамидальной триумфальной арки". Центральная ось чётко обозначена царскими вратами и "розаном" над ними. Вечает конструкцию крест, укреплённый на сфере. С двух сторон сделаны проходы в жертвенник и диаконник. Весь иконостас разделён на четыре яруса, в каждом соответствующие чинам иконы - местные, праздничные, апостольские и пророческие. Реставраторы считают, что особенности резьбы иконостаса указывают на местную артель резчиков, которые, однако, очень старались не отойти от столичных образцов. "Несколько упрощённая трактовка барочных форм, крупные сочные формы резьбы придают декоративному убранству иконостаса выразительную целостность. Игру позолоты, светотональную моделировку форм декора дополняет яркий, праздничный колорит икон, с которыми иконостас составляет единый ансамбль". Стоит подчеркнуть, что иконы главного иконостаса написаны в традициях барокко по заказу Петра Бема в 1740-х годах. Их высокое качество отметил в своё время драматург А.Н. Островский, побывав однажды в храме: "Замечательные Царские Врата, вероятно, современной постройки".

Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №227, 2017 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  9 ноября 2019

Городня. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

Церковь Рождества Богородицы в Городне на Волге (вторая четверть ХV века) - единственная сохранившаяся постройка тверских зодчих. Судя по этому памятнику архитектуры, тверские зодчие, как и московские, основывались на владимирских традициях, также стремясь к переработке крестово-купольной системы (повышенные подпружные арки, ярусность композиции), но делали это менее решительно.

Из книги: "История Русского искусства". Том 1. - Москва: "Изобразительное искусство", 1991


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  11 мая 2024

«…Отсюда вниз по Волге лежат известные туристские места: у села Лисицы расположена в сосновом бору боль­шая туристская база. Но архитектурных памятников здесь нет. Старинные церкви в окрестных селах разрушены и не дошли до нас. Только в Городне, большом селе на правом берегу встретит нас небольшая церковь на высоком холме-городище. Она придвинута к самой реке, отгорожена овра­гами, поднята над водой, как маленькая крепость. Когда-то этот холм и был крепостью — древним городом Вертязином, известным с XIV века. Тверское княжество при­крыло им броды на Волге и Московскую дорогу — нынеш­нее шоссе Москва-Ленинград. Внизу, у брода, был когда-то посад, стояли домики горожан (теперешнее село распо­ложилось выше, подтянулось к большому столичному тракту), а вокруг каменной церкви — княжеский двор, валы и деревянные стены. Все это давно исчезло, даже валы. Осталась лишь церковь — самый древний памятник на нашем пути, единственная сохранившаяся постройка самостоятельной тверской архитектурной школы.

Много раз перестраивавшаяся и достраивавшаяся, цер­ковь эта недавно была внимательно обследована и рестав­рирована. Строилась она в два приема. Нижняя часть, под­клет, в котором тоже когда-то помещалась церковь, построена во второй половине XIV века (здесь был най­ден фрагмент росписи XV века, снятый теперь со стены для реставрации и сохранения). Основная часть построена в первой четверти XV столетия. В откосах окон здесь также были найдены фрагменты первоначальных роспи­сей (орнаменты). Много позднее, в 1740 году, были пристро­ены к церкви широкая низкая трапезная и шатровая коло­кольня, выполненные еще в традициях XVII века.

Реставраторы восстановили перспективные порталы с белокаменными «дыньками», узкие щелевидные окна с тонкими фестончатыми обрамлениями. Небольшой бело­каменный куб церкви с тесно прильнувшими к нему полу­круглыми апсидами (помещение алтаря) завершался когда-то полукружиями закомар. Но восстановить их не удалось — они исчезли, не оставив следа. Над широким барабаном древней главы нужно представить себе спокой­ный широкий шлем. Сейчас на нем стоит второй, более узкий барабан с луковицей, появившийся много позже. Его сохранили при реставрации, чтобы издалека видная над просторами Волги церковь не потерялась за разросшимися деревьями и рядом с ее высокой, массивной колокольней.

Внутри, после обширной трапезной, церковь кажется крошечной, но очень высокой. Барабан громадной главы, раскрытой конусом вниз, как в трубу, втягивает в себя сжатое толстыми стенами и столбами пространство церкви. Здесь нет бесконечных бегущих кверху линий западной готики, стены просты, гладки, массивны. И все-таки устре­мленность пространства, порыв вверх, в светлую высоту барабана, выражены необычайно сильно…»

Из книги: Герчук Ю.Я., Домшлак М.И. «Художественные памятники Верхней Волги от Калинина до Ярославля», 1976 г. http://www.rusarch.ru/gerchuk1.htm


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  13 сентября 2024

«…Церковь Рождества Богородицы в бывшем тверском городке Городне (Вертязине) была подробно опубликована Н.Н. Ворониным. Исследователь датировал подклет с приделом Рождества Иоанна Предтечи временем до пожара города в 1412 г., по его мнению, церковь была перестроена в княжение Бориса Александровича (1425-1461 гг.). Говоря о конструкции здания, Н.Н. Воронин в основном указывает аналогии из архитектуры Северо-Восточной Руси, хотя используются и аналогии из архитектуры Северо-Западной Руси. Среди северо-восточных аналогий — расширение подпружных арок к замку и их звездообразное очертание в проекции, что, по Н.Н. Воронину, находит аналогии в соборе Троице-Сергиевской Лавры 1422-1423 гг., церкви в Каменском (XV в. — по Н.Н. Воронину; кон. XIV в. — по Б.Л. Альтшуллеру) и соборе Спасо-Каменного монастыря 1481 г. Конус под барабаном связуется с подобными конструкциями в Никольском соборе в Можайске и в церкви в Каменском. Исследователь считал, что в техническом отношении тверские зодчие уступали московским, зодчие же храма в Городне, по его мнению, "были робкими и в технике кладки, и в архитектурном решении храма с его неуверенной системой сводов и карликовыми "полатями" в углах".

Г.В. Попов, посвятивший очерк церкви в Городне, в основном изучал декор храма и связал его с балканскими влияниями, причем выделенные балканские традиции оказываются даже большими, чем в московском искусстве. В данном памятнике нас прежде всего интересуют конструктивные формы, поэтому мы не вдаемся в рассмотрение деталей и рассматриваем основное составляющие храма, выясняя происхождение конструктивных узлов.

Храм имеет подклет со сводами. Подклеты появляются в соседней московской школе еще во второй половине XIV в. и распространены в первой половине XV столетия. В Новгороде подклеты появляются несколько позднее, подклет был, например, у Спасо-Преображенского собора в Старой Руссе 1442 г. Возможно, подклет был и в церкви 1438 г. в Николо-Вяжищском монастыре. Вероятно, это один из самых ранних новгородских памятников с подклетами. Как видим, подклет в Городе — деталь северо-восточного происхождения, ведь один из первых новгородских подклетов почти одновременен самому храму Вертязина (Городни). Типология подклетов северо-восточных храмов не разработана, поэтому дать прямые аналогии и показать генезис подклета Городни мы пока не можем.

Несомненно, северо-восточной чертой является трехапсидность храма. Трехапсидность характерна для всех без исключения храмов Северо-Восточной Руси XIV-XV вв., в Новгороде в это время храмы в основном одноапсидные, лишь в "реставрированных" домонгольских церквах в 1440-1460-х гг. возобновляются три алтарных выступа.

Внутри пространство храма и его основные массы имеют оригинальную организацию. Рукава креста довольно широки, квадратные столбы раздвинуты к стенам. Конхи апсид выходят в четверик на довольно большой высоте, арка средней апсиды  — выше. В четверике сама ширина рукавов креста создает крестообразность, эта крестовидность подчеркивается решением угловых компартиментов. Западная пара столбов свободна на значительную высоту, в верхней части столбы соединены со стенами арками, выше которых идут отрезки стен, вычленяющие угловые палатки. Эти палатки не имели сводов под полом, полы были устроены, видимо, на балках. С востока палатки внутри имеют арочные ниши, что может говорить о расположении здесь приделов "на полатях". Палатки выходили невысокими арочными проемами на хоры, располагавшиеся на значительной высоте в западном рукаве креста.

Вопреки мнению Н.Н. Воронина о том, что "это не остатки хор и даже не приделы, а скорее всего помещения для хранения ценностей", иконография указанных помещений, расположение входов в них говорит о том, что хоры в церкви имелись, а в угловых частях, правда необычно высоко поднятых, могли размещаться приделы. В соседней с тверской московской школе зодчества XIV-XV вв. иконография хор значительно отличается от той, что мы встречаем в Городне. В двух памятниках, сохранивших хоры,— церкви Рождества Богородицы 1393 г. в Московском Кремле и Успенском соборе рубежа XIV-XV вв. в Звенигороде, хоры явно продолжают домонгольскую Владимиро-Суздальскую традицию — широкие арки от столбов в первом ярусе, каменная арка и свод, поддерживающие хоры, широкие арки угловых помещений второго яруса, обращенные как в трансепт, так и в западный рукав креста. Такое построение было, видимо, характерно для многих памятников, позднее встречаем его в хорах Благовещенского собора 1484-1489 гг. в Московском Кремле. При широких-арках в угловых компартиментах во втором ярусе нельзя было сделать палатки для приделов, хоры, таким образом, предназначались не для выделенного богослужения отдельных семей или кланов, а были местопребыванием князя и его окружения во время общей службы. Заметим, что палатки и узкие хоры Городни далеки от описанных образцов и связываются, скорее, с теми угловыми приделами на хорах псковских и новгородских храмов, близость с которыми хор Городни Н.Н. Воронин отрицал.

Особый характер новгородских и псковских хор отметил еще Н.И. Брунов. Действительно, хоры с одной или двумя палатками на хорах в западных углах характерны для почти всех памятников Новгорода и Пскова XIV — первой половины XV в. В Новгороде хоры исчезают в части памятников с середины XV в. включительно. В памятниках Северо-Запада с хорами вход на них устраивается или по каменной лестнице в стене, или по каменной или деревянной лестнице в северо-западном компартименте. Значительно реже встречаются хоры с двумя палатками, но без постоянной лестницы, вход на них осуществляется по приставной лестнице (так, как в Городне); такие хоры известны нам в церкви Козьмы и Дамиана с Примостья 1462-1463 гг. в Пскове, церкви Дмитрия Солунского 1461-1462 гг. в Новгороде, церкви Богоявления с Запсковья 1496 т. в Пскове. По времени указанные храмы не намного позднее церкви в Городне 1440-х гг. и объясняют "отделенное" положение хор исследуемого памятника. По нашему мнению, в Новгороде и Пскове и ранее были церкви с хорами и двумя обособленными палатками, связь с которыми осуществлялась с помощью приставных лестниц (хотя можно предположить, что могла быть и деревянная лестница в северо-западном компартименте Городни, как в большинстве новгородских и псковских памятников XIV-XV вв.). Устройство палаток в церкви в Городне определенно связывает ее с северо-западной архитектурной традицией.

Наличие хор с палатками в углах включает церковь Рождества в Городне в новгородский вариант типа "вписанного креста" — с вычлененными угловыми компартиментами в верхнем ярусе. Однако палатки и хоры в Городне расположены необычно высоко, почти под сводами, высокие отрезки квадратных столбов видятся обособленно, высота первого яруса довольно значительна и заставляет отнести памятник к переходному типу, где хоры и палатки сохраняются, но высота первого яруса и его определенная "прозрачность" создают пространство, близкое к интерьерам "храмов на четырех пилонах" — с высокими квадратными столбами. В архитектуре Москвы такая организация пространства (высокие квадратные столбы без хор) появляется в монастырских соборах начала XV в., в Новгороде — с середины XV в. Описанная переходность типа церкви в Городне не исключает прямого сопоставления с памятниками Северо-запада. Сходство решения хор и палаток с трактовкой западных углов новгородских храмов дает представление о "двойной направленности" связей зодчего, строившего храм: с одной стороны, стремление создать свободное пространство с высокими столбами — по-московски. В результате — некоторая недоработанность смелого по очерку и массам внутреннего пространства.

Особо следует остановиться на решении восточных углов церкви в Городне. Своды их гораздо ниже сводов западных углов, в восточный рукав угловые компартименты выходят низкими арками, в поперечный неф — высокими, щелыги которых лишь ненамного ниже щелыг коробовых сводов самих углов. Такое решение восточных углов в архитектуре московской школы (а также во Владимиро-Суздальских храмах XII-XIII вв.) восточные углы всегда открыты высокими арками. Низкие арки, выводящие из угловых компартиментов — деталь архаическая и восходящая несомненно к архитектуре Северо-Западной Руси ("новгородско-псковской"). Отметим, например, низкие арки в восточный рукав из угловых компартиментов церкви Спаса на Нередице 1198 г.

В архитектуре Северо-Западной Руси можно выделить несколько вариантов устройства восточных углов. Аналогичны решению углов церкви в Городне восточные углы в двух новгородских храмах: церкви Рождества в Перыни 1240-х гг. и церкви Благовещения на Городище 1342-1343 гг. Как видим, наиболее близкие аналогии отодвинуты во времени на целое столетие. Однако само восприятие могло произойти в более ранних памятниках. Во втором варианте низкая арка в восточный рукав сочетание с двумя ярусами арок в трансепт, таковы новгородские церкви: Федора Стратилата 1361 г. (ю/в угол), Спаса на Ильине 1374 г. (ю/в угол), Иоанна в Радоковицах 1383-1384 гг. В третьем варианте с низкой аркой, выходящей в восточный рукав, сочетаются такие же низкие арки в трансепт; такое решение с темными вверху "стаканами", сообщающимися с рукавами низкими арками, встречается в Пскове: в построенном новгородскими мастерами Никольском соборе 1341-1349 гг. в Изборске, церкви Успения в Мелетове 1461-1462 гг. и в церкви Воскресения на Стадище ок. 1532 г. в Пскове. Наиболее далеким вариантом, сходным с Городней только высокими арками в трансепт, является редкий вариант в Пскове, когда эти высокие арки сочетаются с двумя ярусами арок в восточный рукав: церкви Козьмы и Дамиана 1462-1463 гг. в Пскове и Николы в Устье 1470-1490-х гг.

Во всяком случае, решение восточных углов церкви в Городне сближает ее с архитектурой Северо-Запада. Восточные углы в сочетании с хорами и угловыми палатками дает типологию и образ храма, близкого к новгородским и псковским образцам. Это храм с так или иначе (палатками или низкими арками) вычлененными углами, с подчеркнутой крестообразностью. При этом многие детали делают храм оригинальным. Такими необычными чертами являются, как уже было сказано, высокие столбы над полатками, широкая расстановка столбов. К таким же оригинальным деталям следует отнести конус под барабаном, который встречается не только в московских постройках (что отмечено Н.Н. Ворониным), но и в Новгороде (церковь Успения на Волотовом поле 1352 г.) и Пскове (церкви Ильи в Выбутах и Рождества в Новой Уситве 1470-1480-х гг. и церковь Георгия со Взвоза 1494 г.).

Интересно решено в Городне перекрытие рукавов креста. Восточный и западный рукава сейчас имеют своды с невыявленными подпружными арками ("слитые своды"), в северном и южном рукавах (трансепте) над коробовыми сводами немного поднимаются повышенные подпружные арки. Такая разница в перекрытии рукавов почти уникальна, но, по сообщению Б.Л. Альтшуллера, исследовавшего храм, "слитость" сводов западного и восточного рукавов есть результат позднейшей докладки. Первоначально все подпружные арки храма в Городне были повышенными, что сближает храм с северо-восточной традицией. Обнаружение первоначальных повышенных подпружных арок в продольных рукавах креста снимает проблему объяснения "слитых сводов" в данном храме.

В целом архитектуру церкви Рождества в Городне можно разделить на две составляющие: северо-восточную (черты, наследующие Владимиро-Суздальскую архитектуру или аналогичные московской) и северо-западную (черты, близкие храмам Новгорода и Пскова). К первым относятся: подклет, характер плана, трехапсидность, фасадный декор, звезд чатость подкупольного пространства, повышенные арки, конус под барабаном (возможно), постамент под барабаном. К северо-западной традиции можно отнести: решение хор, угловые западные палатки, решение восточных углов, вероятно — конус под барабаном (он отмечен и в Москве, и на Северо-Западе). Таким образом, памятник занимает как бы промежуточное положение между архитектурой Северо-Востока и Северо-Запада.

Культурные и художественные связи Твери с Новгородом и Псковом уже были отмечены Г.В. Поповым. В живописи эти связи были наиболее интенсивны в XIV в. Восприимчивость зодчих Городни в середине XV в. к новгородским и псковским архитектурным формам заставляет по-новому взглянуть на место тверской архитектурной традиции среди школ XIII-XV вв., прежде всего на вопрос о взаимоотношениях тверской и новгородской школ. "Северо-западные" черты Городни могли быть обусловлены как современным воздействием Новгорода (а через него, возможно, и Пскова), так и уже имевшимися, воспринятыми ранее, чертами. В связи с этим интересен недавно раскопанный Успенский собор Отроча монастыря в Твери, который исследователи считают возможным датировать 1292 г., хотя и с некоторыми оговорками. В храме интересны три апсиды, заложенные первоначально и, уже в процессе строительства, замененные одной апсидой. Укажем на сходство с Городней широко расставленных квадратных столбов. Исследователи храма считают Успенский собор "типологически близким зодчеству северо-западной Руси XIII-XV вв. (Новгород, Псков)". Подобный вывод кажется нам верным, он позволяет объяснить появление новгородских (северо-западных) черт в церкви в Городне. Успенский собор Отроча монастыря может служить первым примером восприятия северо-западной традиции. В последующих, несохранившихся тверских памятниках, продолжалось взаимодействие с Северо-Западом, оно же отражено в ряде черт храма в Городне.

Следует отметить, что А.М. Салимов выдвигает версию о воздействии тверской архитектуры на новгородскую. Он предполагает, что возобновление строительства в Новгороде в 1290-у гг. связано с приходом тверской артели, "инородность конструктивных и декоративных частей" в церкви Николы на Липне 1292 г. свидетельствует о западноевропейских образцах, также, возможно, привнесенных тверичами. К таким предположениям следует относиться с осторожностью, так как архитектурных данных о влиянии Твери на Новгород нет, а два названных тверских памятника свидетельствуют, скорее, об обратном. К тому же церковь Федора Стратилата на Щирковой улице 1292-1294 гг. в Новгороде, судя по исследованиям Г.М. Штендера, достаточно традиционна, ее трехапсидность и другие формы говорят о преемственности по отношению к новгородской домонгольской архитектуре.

Некоторые черты преемствености церкви Николы на Липне к домонгольскнм новгородским храмам заставляют предположить новгородское происхождение ее мастеров и отрицать зависимость новгородской архитектуры от Твери. В другой работе А.М. Салимов предполагает воздействие тверской архитектуры (представленной в работе собором Отроча монастыря) на новгородскую архитектуру середина XIV в. Основанием для этого служит отсутствие лопаток в соборе Отроча монастыря и подобное решение плана в церквях Успения на Волотовом поле 1352 г. и Михаила Архангела на Сковородке 1352 г. Подобное влияние маловероятно, основанием для сближения храмов, помимо отсутствия лопаток, служит лишь общая типология, характерная именно для Новгорода, причем с середины XIII в. (Перынь). Отметим, что и церковь Михаила Архангела на Торгу 1300 г. в Новгороде не имеет лопаток, что снимает построения А.М. Салимова о связях владыки Моисея с Тверью и тверских истоках его новгородских построек: подобные формы были и до Моисея. Вероятнее всего, прямое воздействие Новгорода как на процесс формирования тверской школы (Отроч монастырь), так и на ее дальнейшее развитие (храм в Городне)…»

Источник: Седов Вл. В. Черты архитектуры Северо-Западной Руси в церкви Рождества Богородицы в Городне. В кн.: Новгородские древности. Вып. IV. Сборник статей. - М.: Общество историков архитектуры. Архив архитектуры. 1993.

http://www.rusarch.ru/sedov2.htm



Комментарии и обсуждение


Престола два: главный Рождества Пресвятой Богородицы, придельный Святых Праведных Симеона и Анны.

Источник: сайт Тверской епархии

28 августа 2012, Т..


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.