ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Александров. Церковь Преображения Господня.

Спасо-Преображенская церковь в Садовне


Александров. Церковь Преображения Господня
Церковь. Не действует.  
Престолы:Преображения Господня, Богоявления Господня, Захарии и Елисаветы
Архитектурный стиль:Барокко
Год постройки:1742. 1804 - колокольня.
Ссылки: Ссылка на портале prihod.ru 
Адрес:
Владимирская область, Александровский район, г.Александров, ул. Садово-Огородная, 2а

Координаты: 56.401502, 38.73794
Проезд:находится за Александровской слободой (объехать слева)



Сортировка:

Церковь Преображения Господня, Вид с юго-востока, фото с квадрокоптера.<br>, Александров, Александровский район, Владимирская область
Вид с юго-востока, фото с квадрокоптера.
Иванов Дмитрий
4 сентября 2016
Церковь Преображения Господня, Вид с юга, фото с квадрокоптера.<br>, Александров, Александровский район, Владимирская область
Вид с юга, фото с квадрокоптера.
Иванов Дмитрий
4 сентября 2016
Церковь Преображения Господня, Вид с запада, фото с квадрокоптера.<br>, Александров, Александровский район, Владимирская область
Вид с запада, фото с квадрокоптера.
Иванов Дмитрий
4 сентября 2016
Церковь Преображения Господня, Вид с востока, фото с квадрокоптера.<br>, Александров, Александровский район, Владимирская область
Вид с востока, фото с квадрокоптера.
Иванов Дмитрий
4 сентября 2016
Церковь Преображения Господня, 06.2015. Церковь перекрашена. <br>, Александров, Александровский район, Владимирская область
06.2015. Церковь перекрашена.
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
14 июня 2015
Церковь Преображения Господня, 06.2015. Церковь перекрашена. <br>, Александров, Александровский район, Владимирская область
06.2015. Церковь перекрашена.
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
14 июня 2015
Церковь Преображения Господня, , Александров, Александровский район, Владимирская область
Андреева Ирина
2 августа 2014
Церковь Преображения Господня, Александров. Церковь Спаса Преображения<br>, Александров, Александровский район, Владимирская область
Александров. Церковь Спаса Преображения
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
5 июня 2011
Церковь Преображения Господня, , Александров, Александровский район, Владимирская область
Чупринин Михаил
30 апреля 2007
Церковь Преображения Господня, , Александров, Александровский район, Владимирская область
Чупринин Михаил
30 апреля 2007
Церковь Преображения Господня, Общий вид с юго-запада<br>, Александров, Александровский район, Владимирская область
Общий вид с юго-запада
Олег Щёлоков
12 июня 2005
Церковь Преображения Господня, , Александров, Александровский район, Владимирская область
Илья Смирнов
10 мая 2004
Церковь Преображения Господня, , Александров, Александровский район, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
сентябрь 2003
Церковь Преображения Господня, , Александров, Александровский район, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
сентябрь 2003
Церковь Преображения Господня, , Александров, Александровский район, Владимирская область
Андрей Агафонов
1 ноября 1990
Церковь Преображения Господня, , Александров, Александровский район, Владимирская область
Юрий Моченов
13 июня 2016
Церковь Преображения Господня, , Александров, Александровский район, Владимирская область
Андреева Ирина
2 августа 2014
Церковь Преображения Господня, , Александров, Александровский район, Владимирская область
Андреева Ирина
2 августа 2014
Церковь Преображения Господня, Купол  храма<br>, Александров, Александровский район, Владимирская область
Купол храма
Иванов Дмитрий
22 ноября 2009
Церковь Преображения Господня, Окошко<br>, Александров, Александровский район, Владимирская область
Окошко
Иванов Дмитрий
22 ноября 2009
Церковь Преображения Господня, , Александров, Александровский район, Владимирская область
Эдуард Егоров
8 сентября 2013
Церковь Преображения Господня, Колокольня Богоявленского храма, ограда и ворота - всё утрачено<br>, Александров, Александровский район, Владимирская область
Колокольня Богоявленского храма, ограда и ворота - всё утрачено
Елена Григорьева
Церковь Преображения Господня, Панорама Успенского монастыря. По левому краю фото - Спасская церковь<br>, Александров, Александровский район, Владимирская область
Панорама Успенского монастыря. По левому краю фото - Спасская церковь
Елена Григорьева



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александров, церковь Преображения Господня.

Деревянная клетская церковь существовала на этом месте с XVIв. и называлась церковью Богоявления "что на государевом дворе". В 1760 г. она была заменена новой, тоже деревянной. Еще раньше, в 1742 г., рядом, у стен монастыря был построен существующий каменный храм типа "восьмерик на четверике" в формах барокко. Первоначально он был освящен во имя Захария и Елизаветы. В 1790 г. вместо деревянного храма к каменному был пристроен придел. Каменный храм затем был переименован в Преображенский, а придел Захария и Елизаветы в 1804 г. был устроен в трапезной слева. Правый придел освящен во имя Богоявления Господня. В советское время церковь была закрыта, колокольня разобрана, в здании размещались реставрационные мастерские.

Источник: Пэнэжко О. Храмы г.Александрова и окрестностей, 2003


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  30 июля 2021

Каменное здание нынешней Преображенской церкви построено при Елизавете Петровне, которая около десяти лет жила в Александровой Слободе, очень ее любила, и, став Императрицей, приказала воздвигнуть в 1742-1743 г.г. рядом со старой деревянной Богоявленской церковью каменный храм во имя святых пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи. Позже храм был переименован в Преображенский. Храм имеет статус памятника архитектуры федерального значения.

Храм Преображения Господня стоит за рекой Серой рядом с Успенским монастырем в районе Садовни. Название района пришло к нам из ХVI в., т.к. в эти времена здесь были разведены Государевы сады; и до сих пор в этом микрорайоне много зелени. На этом месте церковь существовала с ХVI в. и называлась храмом Богоявления «что на государевом дворе» (так как стояла вблизи царских хором). Писцовая книга за 1677 г. указывает: «В новой Александровой Слободе под городом в остроге Слободка Мамонова, а в ней церковь во имя Богоявления Господня рублена клецки: алтари у церкви и приделов рублены в четыре стены…»

Каменное здание нынешней Преображенской церкви построено при Елизавете Петровне, которая около десяти лет жила в Александровой Слободе, очень ее любила, и, став Императрицей, приказала воздвигнуть в 1742-1743 г.г. рядом со старой деревянной Богоявленской церковью каменный храм во имя святых пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи. Святая праведная Елисавета – небесная покровительница Елизаветы Петровны.

В 1760 г. ветхий храм Богоявления был заменен новым, также деревянным, а в 1790 г. вместо него к холодному каменному храму Святых праведных Захария и Елизаветы пристроен с юга справа каменный придел «в тож наименование», Богоявленской, в память о старой церкви , который был освящен в 1795 г. настоятелем Лукиановой пустыни игуменом Макарием. По прошению прихожан епископ Суздальский и Владимирский Виктор благословил «престол в Захарии-Елизаветинском храме переименовать в память Преображения Господня, а в трапезе на левой сторонеее устроить придел Святых праведных Захария и Елизаветы». Этот придел в 1804 г. освящен настоятелем Лукиановой пустыни иеромонахом Никоном. Третий престол освящен в трапезной с правой стороны во имя Празднования Богоявления Господня.

Колокольня построена в 1804 г. Самый большой колокол на колокольне храма в 237 пудов был отлит в 1836 г. при настоятеле протоиерее Иосифе Петровиче Ключареве и церковном старосте Луке Андреевиче Уголкове.

В советское время храм закрыли, в 1930-е г.г. были разрушены его колокольня и каменная ограда, чудом уцелел на храме крест.

В 2010 г. поруганный храм был возвращен в лоно церкви.

Вдохновленные верой и устремлением возродить храм, в котором многие десятки лет совершалась Божественная литургия и молилось много поколений православных христиан, верующие собрались в общину, которую по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия возглавил иерей Николай Корнеев. Именно с восстановления общины 03.07.2012 г., с возрождения приходской духовной жизни и началось восстановление храма. В полуразрушенном храме, в маленьком расчищенном уголке начали совершаться молебны.

Хотя храм имеет статус памятника архитектуры федерального значения, он не получает средств на восстановление из государственного бюджета, нет у храма и «модных» спонсоров. Все средства - это пожертвования прихожан и неравнодушных людей. Благодаря милости Божией из их копеечек складывается бюджет и метр за метром восстанавливается храм.

Крест храма сохранился (фото https://sobory.ru/photo/247805). Вершину креста украшает корона. Корона помещалась на вершину надглавного креста «к храмам, которые находились в особенных отношениях к коронованным лицам», указывает Архимандрит Макарий (Миролюбов) в своем труде «О форме крестов на главах храмов и колоколен». Корона на кресте - знак того, что эта церковь воздвигнута по царскому указу на пожертвования из царской казны. Сама корона увенчана Крестом Небесного Царя, в напоминание о том, Кто есть Царь Славы.

У храма похоронены священники Иосиф Петрович и Петр Иосифович Ключаревы, Петр Каллистов, священник Рождественского собора Николай Сергиев, супруга священника Успенского монастыря Сергия Логиновича, мать митрополита Киевского Серапиона.

Святыни: мощевик, в котором собраны мощи святых угодников Божиих; икона Пресвятой Богородицы «Неупиваемая чаша».

http://spasa-preobr.cerkov.ru/; http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Преображения_Господня_(Александров)


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  4 мая 2025

Преображенская церковь в древности именовалась Богоявленскою; стоит она за рекой Серой вблизи Успенскаго девичьяго монастыря. Первоначальное основание этой церкви можно относить к XVI веку, к тому времени, когда Александрова слобода была любимым местопребыванием царя Иоанна Васильевича Грознаго; существование же ея в XVII веке несомненно. Писцовая книга «Александровой новой государевой дворцовой слободы - письма и межевания писца Тимофея Елизарова Маракушева и подъячаго Якова Перфильева 1677 года» дает следующее описание Богоявленской церкви.

«В Новой Александровой слободе под городом в острое слободка Мамонова, а в ней церковь во имя Богоявления Господня рублена клецки: алтари у церкви и у приделов рублены в четыре стены, а в церкви царския двери, сень и столбцы писаны на золоте, деисусы и праздники и пророки с праотцы писаны на красках; да местных образов: образ Преображения Господня обложен серебром, оклад басемной, пять венцов серебряные золочены, у Спаса ожерелье низаное в три гнезда, да прикладу сорок крестов серебряных, пятьдесят копеек серебряных, пелена киндяк с кумачем шита в шахмат, крест нашит мишурный; образ Богоявления Господня писан на празелени в киоте; образ Иоанна Милостиваго в чудесех, образ Николая Чудотворца писан на золоте в киоте, прикладу три венца да цаты серебряные басемные позолочены, семнадцать копеек серебряных, пелена выбойчатая; образ Парасковий нарицаемые Пятницы писан на золоте, прикладу цата серебряная басемная, шесть крестов, семнадцать копеек, на северной двери благоразумный разбойник писан на золоте.

Да в алтари образ Пречистыя Богородицы Умиления запрестольная, прикладу цата серебряна басемная, две денежки золотыя, десять копеек серебряных»; на престол Евангелие, печатное в десть, оболочено бархателью, Евангелисты серебряные басемные позолочены, крест благословящий, сосуды церковные оловянные, воздух дорогильный красной - опушка дороги зеленые, покровцы камка красная опушка дорогильная зеленая ветхи. Да риз: ризы киндяшные лазоревые, оплечье камка цветная, опушка киндань зеленой, ризы полотняныя, оплечье выбойчатое, стихарь киндяшной зеленой, оплечье киндяк лазоревой, патрахель, поручи бархатные, ветхо все. Да книг печатных: треодь посная, требник, апостол, минея общая ветха, другая минея общая с праздниками, псалтирь со возследованием да письмянных книг: два октая, два трефолоя, треодь цветная, ветхи, две свечи поставныя: одна вощаная, другая древяная писана травы с подсвечниками да свеча деревянная же выбита по жести басмою цветная с травы, подсвешник жестяной, паникадило медное маленкое кисть золото с шолком.

Да в церкве на правой стороне придел собор Архистратига Михаила, а в нем царския двери, сень и столбцы и деисусы и праздники писаны на красках, да местных образов: образ нерукотвореннаго Спаса, образ собор архистратига Михаила в киоте писаны на красках пелены камкасейные, опушка выбойчатая да крашенинная, образ Живоначальныя Троицы, образ Сошествия святаго Духа писаны на красках, образ святых Жен Мироносиц прикладу два венца золоченые писан на красках да в алтаре образ Пречистыя Богородицы Казанския запрестольная; на престоле Евангелие, писанное в десть, Евангелисты басемные медные ветхи, сосуды церковные и блюдца медные; на престоле одежда спереди киндяк красной, две свечи поставные деревянные с подсвечники писаны на красках с травы.

В трапезе семь образов деисусов старые, да в церкви ж по левую сторону придел Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев, царские двери, сень и столбцы и деисус и праздники писаны на красках; да местных образов: образ Пречистые Богородицы Казанские, образ Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев в житии писан на красках в киотех, пелены камкасейные, опушка выбойчатая; на северной двери благоразумный Разбойник писан на красках; да в алтаре образ Пресвятыя Богородицы Одегитрия запрестольная, на престоле одеяние киндашное красное, а с трех сторон крашенина, крест благословящий писан на красках; сосуды церковные потир и блюдца оловянные, две свечи деревянные; кресты обиты жестью деревянные, на церкве главы чешуйчатыя, на колокольне пять колоколов; а от церкви до осыпи к соборной (ныне теплый Покровский храм в Успенском монастыре) церкви сорок одна сажень, а от алтарей до жилых дворов 25 сажень; а от паперти по четвертую сторону до попова огороду 16 сажень. 

А по сказке попа Никифора Андреева да старожилов Ганьки Кирилова с товарищи церковь Богоявления Господня, а в церкве и в приделех Божие милосердие и ризы и книги и сосуды церковные и всякая церковная утварь и колокола - строение блаженныя памяти Великаго Государя и Великаго Князя Ивана Васильевича всея Русии и Великаго Государя Царя и Великаго Князя Михаила Феодоровича всея Русии и мирское; а построена церковь в 169 (1661) году на оброчной посацкой земле, что была на оброке за посацким человеком за Якимом Безсоновым, а у церкви поп Никифор Андреев, у него сын Антипко двадцати лет; мерою двора его и огорода в длину 41 сажень... Дьячек Ивашко Федоров, у него детей Якушко десяти лет, Ивашко семи лет; мерою двора его и огорода 41 сажень в длину.

Но эта деревянная Богоявленская церковь не была первоначальная на данном месте. В 1663 году Преосвященный Питирим Митрополит Сарский и Подонский, по челобитью крестьян деревни Красной Рощи, велел им «в Александровой слободе улицы Мамоновой слободки старую церковь Богоявления Господня разобрав перевезти и поставить на месте бывшей у них Воздвиженской церкви». Кем построена эта старая церковь, сведений о том не сохранилось. Быть может, она также была строение царя Михаила Феодоровича, будучи воздвигнута на месте едва-ли уцелевшей - во время Литовскаго разорения - древнейшей церкви, созданной в царствование царя Ивана Васильевича Грознаго.

Богоявленская церковь в XVII веке стояла вблизи бывших тогда в Александровой слободе царских хором и потому в книгах приказа большаго дворца значилась: «церковь Богоявления Господня, что на государевом дворе, — ружная»; она пользовалась из государева десятиннаго хлеба окладом ржи и овса. В 1692 г. церковь платила в патриаршую казну дани 22 алтына 3 деньги и заезда гривна; в 1712 году — рубль 2 алтына 2 деньги, как значится в патриарших окладных книгах.

Императрица Елизавета Петровна, по местному преданию, вблизи Богоявленской церкви повелела построить каменный храм, посвященный свв. праведным Захарии и Елизавете; причту этого храма положено было жалование из конюшеннаго ведомства, в ведении коего состоял в Александрове конный завод, а служащие при нем приписаны приходом к Елизаветинскому храму.

Между тем деревянная Богоявленская церковь обветшала, а потому в 1760 году по прошению ея прихожан и их приходскаго священника Иосифа Александрова Преосвященный Амвросий, епископ Переславский и Дмитровский, благословил: «вместо ветхой деревянной церкви во имя Богоявления Господня построить в тож имянование деревянную церковь на том же месте». Выстроена-ли была эта новая церковь, неизвестно, но через 30 лет деревянная Богоявленская церковь оказывается снова ветхою.

В 1790 году преосвященный Виктор, епископ Суздальский и Владимирский, грамотою благословил «вместо имеющейся в городе Александрове деревянной теплой Богоявленской церкви за ветхостью ея пристроить к стоящему при оной холодному каменному храму вновь во имя свв. и праведных Захария и Елизаветы каменный придел в тож наименование, а ветхую деревянную церковь разобрать и употребить на отопление церкви и печение просфор». Этотъ Богоявленский придел в 1795 году освящен настоятелем Лукиановой пустыни игуменом Макарием.

В то же время по прошению прихожан преосвященный Виктор, епископ Суздальский и Владимирский, — благословил «престол в Захарии-Елизаветинском храме переименовать в память Преображения Господня, а в трапезе сего храма, на левой ея стороне устроить придел во имя свв. праведных Захария и Елизаветы»; в 1804 году этот придел по благословению Ксенофонта, епископа Владимирскаго и Суздальскаго, освящен настоятелем Лукиановой пустыни, строителем и Владимирской семинарии префектом, иеромонахом Никоном.

С этого времени Спасо-Преображенский храм остается неизменным снаружи и внутри; наружный вид его столпообразный, шестигранной башнею; на нем четырехконечный железный прорезной вызолоченный крест с короною на верху и полулунием внизу. При церкви каменная колокольня построенная пред 1804 г.

Престолов в храме три: в настоящей холодной в честь Преображения Господня, в правом приделе в честь Богоявления Господня, в левом во имя свв. праведных Захарии и Елизаветы.

Утварью, ризницей, святыми иконами и богослужебными книгами церковь снабжена вполне достаточно. Из святых икон особенно замечательны следующия: икона Рождества Богородицы (запрестольная) древняго письма, риза на ней серебряная вызолоченная, вверху в ризе вставлен оправленный золотом и украшенный по ободу гранатами небольшой камень самород с дивно изобразившимся на нем ликом Богоматери; икона Преображения Господня в серебряной, вызолоченной ризе; Успения Божией Матери — венцы украшены стразами, на Богоматери риза жемчужная, обложенная стразами; икона Знамения Пресвятыя Богородицы, убрус жемчужный; Смоленская икона Божией Матери, убрус жемчужный с разноцветными вставками и блестками и 4 звезды, украшенныя стразами; икона Богоявления - древняя местная храмовая; икона Покрова Пресвятыя Богородицы, риза на Богоматери жемчужная; икона Боголюбивой Божией Матери, риза жемчужная, вынизана по глазету, венец вызолоченный с разноцветными вставками, и наконец местно чтимая икона преподобнаго Евфимия Великаго. В трапезе храма по стенам помещены уцелевшия от древней церкви и упоминаемыя писцовой 1677 года книгой иконы: святителя Николая Чудотворца, святой Параскевы, Нерукотвореннаго Спаса, Архистратига Михаила, Живоначальныя Троицы, Божией Матери Казанская.

Церковные документы хранятся в целости: копии с метрических книг с 1802 года, исповедныя росписи с 1807 года.

Причта по штату с 1885 года положено: священник и псаломщик. Земли при церкви нет. На содержание причта получается: а) от вкладных капиталов 101 руб. 75 коп.; б) от хлебных сборов 15 руб. и в) от служб и требоисправлений 875 руб. - всего 991 рубль 75 коп. Церковных домов для причта нет.

В приходе по исповедным росписям числится: а) в городе 378 душ муж. пола и 445 жен., б) в Подмонастырной слободке 45 душ мужеск. пола и 60 жен. и в) Мамоновой слободке 44 душ муж. пола и 49 жен.; все православные.

В приходе есть школа грамоты; учащихся в 1892-93 г.г. было 17.

Источник: Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: Вып. 2-4 / сост. В. Добронравов; [В. Березин]. - Владимир, 1893-1898. - 3 т. Вып. 2: Переславский и Александровские уезды. – 1895, стр. 281-286

ГПИБ | Вып. 2 : Переславский и Александровские уезды. - 1895.



Комментарии и обсуждение


Волонтеры из разных городов России помогли в восстановлении церкви Преображения в Садовне.
Об этом на сайте газеты "Уездный город А" опубликован материал Волонтеры преображают Александров
22 сентября 2013, Эдуард Егоров.

У восточной стены монастыря на территории футбольного поля, принадлежащего школе, находится старинное монастырское кладбище. До революции колокольня Спасо Преображенской церкви была примерно 60 м в высоту. Церковь была окружена забором и массивными воротами. Церковь востанавливается, службы ведутся по праздникам и каждое воскресенье.

Каменный храм построен в 1742 году. Жалование причту платилось из Конюшенного ведомства, в ведении которого состоял Александровский Императорский конный завод. Александровцы называют церковь Преображения Господня в Садовне. Около церкви было кладбище, где хоронили священников и мирян. Кладбище снесено в 1930-ые годы. Прихожанами храма были жители александровского Заречья, части города на левом берегу реки Серой. Здесь, вероятно уже в XVI веке, появились слободки: Садовня, Мамонова слободка, Хохловка, Свистуша, Гольяны, Воловня, Стрелиха, Кузнечный ряд. Давно ушедшая Александровская старина.

11 июня 2025.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.