ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Санкт-Петербург. Церковь Троицы Живоначальной (Кулич и Пасха).

Кулич и Пасха


Санкт-Петербург. Церковь Троицы Живоначальной (Кулич и Пасха)
Церковь. Действует.  
Престолы:Троицы Живоначальной
Архитектурный стиль:Классицизм
Год постройки:Между 1785 и 1787.
Архитектор:Н.А. Львов
Ссылки: Ссылка на temples.ru  Ссылка на портале prihod.ru 
Адрес:
Санкт-Петербург, просп. Обуховской Обороны, д. 235

Координаты: 59.863427, 30.472648



Сортировка:

Церковь Троицы Живоначальной (Кулич и Пасха), , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Вадим Павлов
16 мая 2021
Церковь Троицы Живоначальной (Кулич и Пасха), , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Вадим Павлов
16 мая 2021
Церковь Троицы Живоначальной (Кулич и Пасха), , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Altaets
6 октября 2020
Церковь Троицы Живоначальной (Кулич и Пасха), , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Андреева Ирина
13 октября 2012
Церковь Троицы Живоначальной (Кулич и Пасха), , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Андреева Ирина
13 октября 2012
Церковь Троицы Живоначальной (Кулич и Пасха), , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Наталия
12 ноября 2005
Церковь Троицы Живоначальной (Кулич и Пасха), , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Наталия
12 ноября 2005
Церковь Троицы Живоначальной (Кулич и Пасха), , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Георгий Маслик
29 апреля 2019
Церковь Троицы Живоначальной (Кулич и Пасха), , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
10 августа 2013
Церковь Троицы Живоначальной (Кулич и Пасха), , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Андреева Ирина
13 октября 2012
Церковь Троицы Живоначальной (Кулич и Пасха), , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Наталия
12 ноября 2005
Церковь Троицы Живоначальной (Кулич и Пасха), , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Наталия
12 ноября 2005
Церковь Троицы Живоначальной (Кулич и Пасха), Внутреннее убранство<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Внутреннее убранство
Анатолий Вениаминов
5 ноября 2018
Церковь Троицы Живоначальной (Кулич и Пасха), Фотограф Ковешников Н.Д.; ГК №33606697; Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Фотограф Ковешников Н.Д.; ГК №33606697; Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сафронова (Цветкова) Екатерина
1 июня 1969
Церковь Троицы Живоначальной (Кулич и Пасха), Фотограф Ковешников Н.Д.; ГК №33606738; Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Фотограф Ковешников Н.Д.; ГК №33606738; Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сафронова (Цветкова) Екатерина
1 июня 1969
Церковь Троицы Живоначальной (Кулич и Пасха), ГК №17386432; Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
ГК №17386432; Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сафронова (Цветкова) Екатерина
1 июня 1948
Церковь Троицы Живоначальной (Кулич и Пасха), ГК №14742206; Государственный музей истории Санкт-Петербурга<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
ГК №14742206; Государственный музей истории Санкт-Петербурга
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сафронова (Цветкова) Екатерина
.. - ..
Церковь Троицы Живоначальной (Кулич и Пасха), ГК №25760079; Государственный музей истории Санкт-Петербурга<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
ГК №25760079; Государственный музей истории Санкт-Петербурга
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сафронова (Цветкова) Екатерина
.. - ..
Церковь Троицы Живоначальной (Кулич и Пасха), 1900-1917 годами (направление съемки — юг) Фото с сайта http://oldsp.ru/old/photo/view/26574<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
1900-1917 годами (направление съемки — юг) Фото с сайта http://oldsp.ru/old/photo/view/26574
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
3 января 1917
Церковь Троицы Живоначальной (Кулич и Пасха), Фото 1916 г.<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Фото 1916 г.
Алексей Кротов
1 июля 1916
Церковь Троицы Живоначальной (Кулич и Пасха), Фото с сайта pastvu.ru Фото 1916 г.<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Фото с сайта pastvu.ru Фото 1916 г.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
1 июня 1916
Церковь Троицы Живоначальной (Кулич и Пасха), Фото с сайта pastvu.ru<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Фото с сайта pastvu.ru
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
1 июня 1903
Церковь Троицы Живоначальной (Кулич и Пасха), Фотография церкви начала 20 века (источник - Словарь изобразительного искусства)<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Фотография церкви начала 20 века (источник - Словарь изобразительного искусства)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
1 июля 1901
Церковь Троицы Живоначальной (Кулич и Пасха), фото с сайта http://www.etoretro.ru<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
фото с сайта http://www.etoretro.ru
Андрей Агафонов
1 октября 1899
Церковь Троицы Живоначальной (Кулич и Пасха), Рис. из журнала "Живописное обозрение".<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Рис. из журнала "Живописное обозрение".
Андрей Агафонов
1 января 1890
Церковь Троицы Живоначальной (Кулич и Пасха), Фото из книги  "Святыни Петербургской епархии"<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Фото из книги "Святыни Петербургской епархии"
Андрей Агафонов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Разумов  16 ноября 2003

Церковь во имя Святой Живоначальной Троицы ("Кулич и Пасха")

Эта церковь, которая стоит сейчас в промышленном районе, по своему архитектурному замыслу, пожалуй, - самая своеобразная в городе. Этим своеобразием храм обязан своему заказчику - генерал-прокурору князю Александру Алексеевичу Вяземскому, владельцу села Александровское, что находилось на левом берегу Невы, в 10 верстах от столицы. Здесь он начал сооружение обширного усадебного дома и разбил парк. В центре парка князь решил возвести храм, посвященный празднику Обновления храма Воскресения Господня в Иерусалиме (Воскресению Словущему). Воплощение идеи он поручил архитектору Н. А. Львову. Постройка церкви велась в 1785-1787 годах на средства Екатерины II, но ее освящение задержалось до 1790 года. Освящение его, по желанию императрицы, состоялось во имя Святой Живоначальной Троицы. Название церкви – "Кулич и Пасха" объясняется ее внешним видом. На самом деле зодчий вкладывал в своё творение более утончённый смысл. Заказчик церкви, князь Вяземский, служил генерал-прокурором, т. е. по ведомству юстиции.

По замыслу архитектора ротонда символизирует храм правосудия, а "твёрдая призматическая пирамида" - "неколебимую купность... трёх добродетелей": Истины, Человеколюбия и Совести. Сама церковь представляет собой круглое сооружение в виде ротонды, охваченное со всех сторон колоннадой из 16 колонн ионического ордера и увенчанное плоским куполом. Отдельные детали архитектурного оформления фасада (овальные окна 2-го яруса, капители, украшенные гирляндами) характерны для раннего русского классицизма. Звонница храма имеет форму четырехгранной пирамиды, прорезанной с четырех сторон арками для колоколов. На первом ярусе колокольни расположена крещальня. Внутри круглый зал храма, высота которого равна диаметру, декорирован коринфскими пилястрами, поддерживающими широкий пояс антаблемента; над проёмом алтарной апсиды - фигуры парящих ангелов. Подобный тип церкви, довольно эффектный снаружи, оказался неудобным для православного богослужения, поскольку почти не осталось места для алтаря. Поэтому в 1858 году к ротонде пришлось пристроить ризницу и каменный притвор, внеся существенную поправку в замысел зодчего.

С марта 1938 года храм, находящийся под охраной "как памятник всесоюзного значения", стоял закрытым, используясь под клуб, но весной 1946 был приведен в порядок и с 17 апреля открыт для богослужения. Главной святыней храма до его закрытия была икона Святой Троицы, пожертвованная в 1824 году крестьянами села Александровского, украшенная позже сребропозлащённой ризой. Она пропала вместе с другими образами и ценностями при закрытии храма. Всё современное убранство церкви было собрано уже после возобновления богослужений в 1946 году из других закрытых храмов города. Синий с золотом иконостас середины XVIII в. был перенесен сюда из Благовещенской церкви на Васильевском острове. Ныне в храме пребывают такие святыни, как икона Божией Матери "Всех Скорбящих Радосте" (с грошиками) из церкви в Стеклянном, чудотворный образ Святителя Николая из Троицкого собора Колпина и многие другие. В храме также находятся иконы Тихвинской Божией Матери, Казанской Божией Матери, Преподобного Серафима Саровского, молящегося на камне, с его святыми мощами и Преподобного Нила Столбенского, также с мощами.


Анонимный участник  11 октября 2015

Церковь Троицы в селе Александровской находится на Неве, по Шлисссельбургскому тракту, и устроена в 1787 г. попечением помещика, князя Александра Вяземского, по благословению митрополита Гавриила. Из указа, данного Синодом 1784 г. июля 18 дня за № 115 видно, что строитель, генерал-прокурор князь Александр Алексеевич Вяземский хотел устроить церковь во имя «Обновления храма Воскресения в Иерусалиме». Этот план выходил из желания устроить церковь так, чтобы здание храма походило на хлеб пасхальный (кулич), а здание колокольни - на «пасху». Но так как церковь устроена была на царские средства, то по воле Императрицы Екатерины II она была посвящена имени Св. Троицы. Освящена в 1790 году.

Первоначально церковь имела вид круглый или вид полушария, которого высота в центре 11 погонных сажень; снаружи украшали церковь колонны из кирпича. Колокольня имела форму конуса, с квадратным основанием. Каждая сторона квадрата равнялась 5 саж., а высота конуса - 11 саженям. В июне 1857 г. произведена переделка и обновление церкви. С западной стороны пристроен каменный придел, он окончен в мае 1859 года. На эту переделку, а равно и на другие постройки, истрачено было церковных денег 2 203 руб. 36 коп.; от Александровской мануфактуры дано было 11 000 руб.

Церковной земли нет, но под оградой находится 875 кв. сажень. Эта земля разделяется на две площади: входную и на площадь, помещающую в себе церковные строения. Входная площадь есть правильный четвероугольник в 18 саж. длины и 10 ширины. Другая площадь, в 675 кв. сажень, имеет вид круглый, яйцеобразный, на ней находится церковь с колокольнею. Сначала обе площади были открытые и на них было устроено 14 лавок, которые, за смертью князя Вяземского, не были довершены по назначению, и только в одной из них 20 лет жил церковный сторож. В 1857 г. входная обнесена железною решеткою, с аркою для ворот, сделанною из плиты и с небольшими часовнями по бокам; кроме того, она двумя деревянными решетками разделялась на две площади, по восточной и западной стороне церкви. Обе площади вместе составляли пространство в 294 кв. сажени. Около деревянных решеток насажен боярышник, а площади засажены березою, сиренью и другими растениями. Против колокольни к церковной ограде пристроены два деревянных сарая для дров и для разных церковных принадлежностей.

Из приведенного выше указа видно, что князь Вяземский, намереваясь устроить церковь, имел в виду устроить каменный дом для причта. Это и было им исполнено: построенный им каменный, двухэтажный дом у церковной ограды, с восточной стороны церкви. Здесь причт жил до 1806 года. В этом году священник Михаил Добронравин, находя помещение в церковном доме неудобным и пользуясь правом законоучителя питомцев воспитательного дома, поместился в каменном флигеле, против церкви. Флигель этот принадлежал Александровской мануфактур, здесь священники жили по июль 1871 года. С западной стороны примыкает к церковной ограде другой каменный дом, устроенный князем Вяземским, для богослужения в зимнее время и для приюта богомольцев, приходящих издалека.

До 1834 г. оба дома принадлежали церкви, но когда в 1834 году все имение села Александровского было куплено бароном Шлипенбахом, тогда он же купил и оба церковные дома с надворными постройками и землею. В декабре 1837 г. священник Петр Цветков возбудил дело о принадлежности сих домов. Дело доходило до Сената, который признал, что один из каменных домов несомненно принадлежит причту Троицкой церкви, но так как священники имели помещение от Александровской мануфактуры, то оный дом и оставлен во владении Шлипенбаха до тех пор, пока причт будет иметь помещение от мануфактуры.

Между тем, в ноябре 1872 г. прихожане из оседло проживающих крестьян постановили вносить в приходское попечительство по 1 руб. сер. с каждой ревизской души, всего 305 руб., на наем помещения для причта. Попечительство выдавало священнику на квартиру 12 руб., а псаломщику 8 руб. в месяц. В 1881 году эта выдача, по случаю накопившихся недоимок, была прекращена.

Князь Вяземский, устраивая церковь, имел в виду положить причту определенное жалованье, но за переходом имения в казну, по смерти князя, жалованье прекратилось, так как новый владелец Венкер не считал себя обязанным исполнить обещание князя Вяземского.

Клировые ведомости имеются с 1806 года с пропусками, а с 1850 г. - непрерывно. Церковного дохода причт получает до 3000 руб. в год. Собственно церковной суммы, накоплявшейся с 1873 г., считается 7386 руб. в билетах разного наименования и достоинства.

При устройстве церкви, к приходу ее принадлежали деревни: Александровская, Заводская (или Кокино) и Лесная, всего из 34 дворов, мыза Мурзинка (8 дворов), село Сарское или Смоленская слобода (34 двора), всего 76 дворов, в которых считалось 463 души обоего пола. В 1810 г. деревня Лесная соединилась с Заводскою. По документам видно еще, что к здешнему приходу принадлежали еще мастеровые Александровской мануфактуры, которые по месту происхождения и по роду работ,делились на мастеровых тульских, сестрорецких, екатеринославских, чулочных и вольных воспитанников. В 1807 году всех этих мастеровых по исповедным росписям значилось 194 человека, кроме жен и детей; в 1861 году, когда мануфактура упразднена, их было 832 души мужского пола и 440 женского. В этом году все они перечислены в петербургское мещанство и оставлены рабочими при карточной фабрике. К здешнему же приходу с 1806 г. принадлежали питомцы воспитательного дома в числе 300 человек. С 1804 г. до 1826 г. сюда принадлежали 4 роты инвалидов нижних чинов, которых вместе с начальствующими было до 560 человек. В 1826 году они отчислены к Павловской инвалидной церкви. Всего по исповедным книгам значится 871 душа мужского пола и 966 душ женского. Прихожане отличаются усердием к посещению храма Божия, "неопустительно" исполняют долг исповеди и причастия, часто служатъ молебны и имеют иного дней, чтимых с особенным благоговением.

Церковная ризница и библиотека имеют все необходимое для совершения церковной службы и достаточное количество книг для благочестивого чтения. Народная школа открыта 16 октября 1883 г. земскою управою на 50 детей обоего пола. Приходское попечительство открыто 14 марта 1871 года. Председатель его, петербургский купец Роман Тихонович Гафа и члены из прихожан, числом 18 человек, утверждены указами консистории Кладбище величиною в 3 дес. 170 кв. саж. находится в версте от церкви. Часовня на кладбище во имя Успения Божией Матери устроена в 1848 г. В Успеньев день здесь совершается поминовение усопших. «

Историко – статистические сведения о С.-Петербургской епархии.» Выпуск 8, Санкт-Петербург, 1884 г. Типографии Департамента Уделов (Моховая ул., д. № 36).


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  4 февраля 2019

К началу XX века Троицкий храм располагался уже всего лишь в пяти верстах от городской черты, сократив былую дистанцию вдвое.

После революции прихожане всеми силами пытались поддерживать хоть какие-то отношения с властью, вести с ней диалог ради спасения храма и хранящихся в нем святынь. Шли на любые ухищрения и искренне верили, что придание зданию по-прежнему действующей церкви статуса памятника архитектуры 1 категории и передача его 16 августа 1931 года под охрану Главнауки поможет уберечь его от гибели.

10 октября 1937 года все надежды прихожан и сочувствующих Троицкому храму рухнули. С началом весны 1938 года Троицкая церковь была закрыта и превращена в клуб. Практически все ценное убранство храма было уничтожено. В дальнейшем Троицкая церковь была превращена в библиотеку. К тому времени от ее внутреннего убранства и всей атрибутики православного храма не осталось и следа.

Когда же грянули Финская и Великая Отечественная войны, у многих ленинградцев возникла добрая традиция приходить молиться к стенам Троицкой церкви. Среди них было немало прихожан «Кулича и Пасхи» из числа работников завода «Большевик».

После Великой Отечественной в стране стали одна за другой открываться церкви, и в апреле 1946 года храм «Кулич и Пасха» вновь распахнул двери для прихожан. Троицкая церковь «Кулич и Пасха» была вторично освящена 1 июня 1947. Прихожане стали собирать по всему городу, буквально с миру по нитке, иконы, инвентарь и церковную утварь для родного храма. Немало было взято из закрытых пока еще церквей, дальнейшие судьбы которых еще не определились. Бог не оставил: именно так в храм «Кулич и Пасха» попали, к примеру, чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость (с грошиками)» и утерянный прежде колпинский образ свт. Николая Чудотворца.

Ныне Троицкая церковь является памятником архитектуры федерального значения и охраняется государством. 1 марта 2010 года Сбербанк России выпустил в обращение памятную монету из серебра 925-й пробы номиналом 3 рубля с изображением церкви Святой Троицы «Кулич и Пасха» в серии «Памятники архитектуры России».

Знаменитая на весь Санкт-Петербург Троицкая церковь «Кулич и Пасха» производит впечатление вполне мирского, гражданского строения, настолько миниатюрны и ее золотые куполки, и венчающие их православные кресты. А «кулич» и в особенности «пасха» наводят на мысль о каких-то совершенно оригинальных, прежде не виданных архитектурных канонах.

Мировое христианское зодчество включает в себя множество видов и вариантов структур православных храмов. Тем удивительнее, что небольшой петербургский храм Святой Живоначальной Троицы при всем очевидном разнообразии их архитектурных воплощений по-прежнему абсолютно оригинален, не имея аналогов как в отечественной, так и в зарубежной христианской архитектуре. При этом, имея смелое и оригинальное композиционное решение, Троицкий храм, сохранившийся и поныне фактически в неизменном виде, вполне органично сочетает в себе архитектурные находки со строгими традициями русского классицизма, и прежде всего - его раннего периода.

Если основное здание храма круглое и представляет собой увенчанную массивным куполом ротонду, в общем-то мало характерную для православных церквей, то его высота традиционно равна диаметру ротонды. Также храм вполне канонически обрамлен изящными белыми ионическими колоннами, а верхние, подкупольные части церковных стен декорированы фризом. Все это вкупе с различными деталями оформления фасада - украшенные направленными вниз завитками ионических волют капители, овальные окна второго яруса - характерные приметы раннего русского классицизма. Здание храма, за исключением колокольни, окрашено в характерный для классицистических фасадов желто-коричневатый, «питерский» цвет, выгодно смотрящийся на фоне традиционно сероватых красок неба над Санкт-Петербургом; купол ротонды зеленого цвета.

Помимо ротонды основного здания храма, «Кулич и Пасха», безусловно, привлекает к себе внимание самая своеобразная в городе колокольня, пирамидальная, четырехгранная и двухъярусная. На первом ярусе размещена крестильня с маленькими окошками, на втором, отделенном карнизом, - звонница с арками для колоколов. Узкая колокольня, расположенная западнее ротонды церкви, действительно на ее фоне весьма напоминает творожную пасху, пусть и отделанную листами серого оцинкованного железа. Купола и колокольни, и храма венчают православные кресты.

Интерьер церкви Святой Троицы «Кулич и Пасха» в Санкт-Петербурге с одной стороны уцелел, сохранилось все ее внутреннее строение, во многом за счет того, что церковь в советские времена недолго использовалась не по своему назначению. С другой стороны, все нынешнее убранство церкви относится к современности, оно было бережно собрано уже после возобновления богослужений в 1946 году. Источником послужили предметы церковной утвари из других петербургских храмов города. Яркий пример тому - богатый резной иконостас в синих с золотом тонах, датируемый серединой XVIII века. В Троицкую церковь он был передан из бывшей Благовещенской церкви, что на Васильевском острове.

Внутри храма сохранилась изначальная лепнина и кое-где видны фрески, к примеру, в верхней части алтаря. Здесь словно поселилась уютная атмосфера старого приходского храма, про такую говорят - «намоленная». Внутренний интерьер круглого зала храма-ротонды оштукатурен и окрашен в голубые тона с белым декором. Храмовые стены красиво декорированы, белые коринфские пилястры поддерживают широкий пояс горизонтального перекрытия - антаблемента. Венчающие части пилястр - капители в коринфском ордере традиционно выполнялись в виде чаш или корзин с фруктами, цветами и листьями.

Над проемом расписной алтарной апсиды храма «Кулич и Пасха» сохранились старинные барельефные фигуры двух парящих ангелов работы неизвестного скульптора. В руках ангелы держат «Всевидящее око». Это древний, еще дохристианский символ, используемый также масонами, который христианская мифология трактует следующим образом: равносторонний треугольник означает триединое Божество, глаз - провидение, а сияние символизирует славу. В русской иконографии этот символ появляется в конце XVIII века благодаря императору Павлу I, благоволившему масонству в России; ныне его изображение присутствует на денежной купюре доллара США. Голубой купол имитирует близость неба, порождая ощущения необыкновенной легкости на душе и воздушности небесного свода.

И внешний, и внутренний вид церкви «Кулич и Пасха» - это слагаемые ее популярности и у прихожан, и у случайных посетителей. Можно твердо сказать: единожды побывав здесь, они будут всякий раз стремиться сюда всей душой снова и снова.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  27 ноября 2020

Эта Троицкая церковь знаменита на всю Северную Пальмиру и любима жителями самых разных городских районов. В своё время они окрестили её "Куличом и Пасхой" из-за внешнего сходства архитектурных форм церкви с популярными и вкусными атрибутами Светлого Христова Воскресенья. Любопытно, что идею придать зданию храма столь необычные формы выдвинул вовсе не зодчий, а заказчик постройки церкви - генерал-прокурор Александр Вяземский, владевший селом Александровским, на территории которого изначально был выстроен этот архитектурный ансамбль. А возвели его в классической стилистике к 1790 году по проекту архитектора Николая Львова. Быть может, именно поэтому небольшая петербургская церковь Святой Живоначальной Троицы весьма напоминает вполне мирское, гражданское строение, к тому же её золотые и венчающие их православные кресты совсем крохотные для такого массивного и разноуровневого храмового комплекса. Он, безусловно, оригинален, но имеет схожие детали, да и структурой весьма напоминает петербургскую Ильинскую церковь на Пороховых. И прежде всего это ротонда, а также изначально стоящая отдельно колокольня. Также эти два храма роднит характерный для классицистических фасадов жёлто-коричневатый, "питерский" цвет основных объёмов. Он достаточно ярок для традиционно сероватых и блёклых красок неба над Санкт-Петербургом. Весьма смелое и оригинальное композиционное решение Троицкого храма органично сочетает в себе архитектурные и стилистические находки с самыми строгими традициями раннего русского классицизма. Его яркими и характерными приметами являются, в частности, украшенные декоративными завитками капители и овальная форма оконных проёмов второго яруса здания.

В 1858 году к основному объёму пристроили ризницу и притвор к входной части, поскольку алтарь занимал целую треть основного объёма церкви. Помимо ротонды главного храмового здания ("Кулича") весьма примечательна церковная остроконечная колокольня ("Пасха"), пожалуй, одна из самых необычных в Северной столице. Её здание имеет пирамидальную форму, четыре ярко выраженных грани и два яруса, увенчанные золотым яблоком с крестом. В нижнем ярусе устроена небольшая крестильня с маленькими окошками, второй же ярус отделён карнизом и представляет собой звонницу с арочными проёмами. Колокольня отделана листами серого оцинкованного железа, но своей формой и впрямь походит на творожную пасху. Над звонницей можно увидеть часы, на циферблатах которых показано разное время. Причиной этого разнобоя в том, что часы просто нарисованы. Внутреннее строение церкви "Кулич и Пасха" осталось практически неизменным и в советские времена, уцелели даже первоначальная лепнина и старые фрески, например в верхней области алтаря. Современное убранство храма вернулось сюда после возобновления богослужений в 1946 году. Собирали буквально с мира по нитке, в основном из других петербургских храмов города. Из Благовещенской церкви на Васильевском острове был привезён и нынешний богатый, резной иконостас синих и золотых тонов, датируемый серединой ХVIII века.

Из журнала: "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №410 (2020). ООО "Де Агостини".



Комментарии и обсуждение


Троицкую церковь «Кулич и Пасха» архитектор Николай Александрович Львов снабдил специальными воздушными печами собственной конструкции: в стенах здания проложили ходы для поступления воздуха с улицы, с помощью которых помещение и проветривалось, и обогревалось одновременно. В 1795 году Николай Александрович впервые в России опубликовал на эту тему научную работу «Русская пиростатика, или употребление испытанных уже воздушных печей и каминов». Зодчий сопроводил свою научную работу собственноручно выгравированными чертежами этих новаторских отопительно-вентиляционных устройств, где обстоятельно описал все возможные преимущества таких воздушных печей от использования их в любых помещениях.

4 февраля 2019, Елена Григорьева.

Из-за оригинальной формы зданий церкви и колокольни храм вскоре получил наименование "Кулич и Пасха". Подобный тип церкви, довольно эффектный снаружи, оказался неудобным для православного богослужения, поскольку почти не осталось места для алтаря. Поэтому в 1858 году к ротонде пришлось пристроить ризницу и притвор, внеся существенную поправку в замысел зодчего Н. А. Львова.

Из книги: Крюковских А. П. Петербургские храмы. - Санкт-Петербург. Издательство: "Паритет", 2008

25 февраля 2021, Алексей Кротов.

То, что вся утварь храма "пропала вместе с другими образами и ценностям" при его закрытии в в 1937-38 гг., в годину Большого террора, не приходится удивляться. Но зачем советской власти понадобилось снести добротную металлическую ограду на каменном цоколе с каменными же арочными воротами, поставленную вокруг церковного участка в 1858 г. - загадка. При открытии церкви в 1946 г. "новым - старым хозяевам" (приходу) пришлось ставить новую ограду по следам старой - на свои средства и из подручных материалов...

13 июня 2021.