Ляличи впервые упоминаются в первой половине ХVII века как владение шляхтича Абрамовича; с 1654 года местечком владеет мглинская ратуша, затем старинный род черниговских бояр - Бороздны. Деревянный храм Флора и Лавра в этом селе значится с 1721 года (разобран в конце ХVIII века). С 1775 года - имение фаворита Екатерины II графа П. В. Завадовского, при котором село получает название Екатеринодар в благодарность той, которая возвысила его из низов и осыпала щедрыми дарами. В разное время граф Завадовский занимал видные должности - члена Государственного Совета, управляющего заёмными банками, председателя комиссии составления законов, министра народного просвещения. Как отмечали современники, обаятельное обращение и случай выдвинули провинциала на видное место и сделали обладателем колоссального богатства. В пожалованных императрицей Ляличах Завадовский развернул масштабное строительство. Кирпичи для стройки доставлялись из соседнего Мглина. Живая цепь из крестьян, передающих их друг другу, была растянута на 22 километра. За семь лет были построены трёхэтажный дом-дворец, многочисленные хозяйственные помещения, церковь Екатерины, а также разбит парк с английским садом и созданы три рукотворных озера. Говорят, во дворце было 365 комнат, ровно по количеству дней в году. Усадьба представляла изумительный по красоте и гармонии ансамбль, здания которого, выдержанные в стиле зрелого классицизма, органически вписывались в окружающий пейзаж. После смерти графа дворец переходил из рук в руки, начиная со смерти Петра Васильевича в 1812 году. В начале ХХ века он попал к гомельским купцам Голодцам, при которых окончательно пришёл в упадок.
В годы революции дворец сгорел, и всё внутреннее убранство погибло. В настоящее время из многочисленных строений усадьбы сохранились в руинированном состоянии дом-дворец с галереями и флигелями (частично - стены нижнего этажа здания с колоннами дворцового портика), небольшая часть ограды и пилоны въездных ворот, один из корпусов оранжереи, переделанный в конюшню, и усадебная церковь Св. Екатерины. Парк, площадь которого достигала 150 га, во многих местах вырублен и сильно запущен. Как и любую старинную усадьбу, поместье Завадовского окружают легенды. Местные говорят, что по вечерам возле дворца можно услышать цокот копыт и женский смех. А ещё перед храмом нет-нет да и промчится золочёная карета. Сказывают, что это императрица наконец приехала в гости к своему фавориту. Сохранилась усадебная церковь Св. Екатерины, возведённая в знак почтения и благодарности императрице. В парадном и строгом убранстве её фасадов главную роль играют колоннады, особенно эффектно развёрнутые с западной стороны. Интерьер храма, несмотря на значительные искажения и утраты, производит впечатление строгой торжественности. Размеры же его более подходят для городской площади, чем для сельского пейзажа. Завадовский и сам писал, что "создал церковь каменную, больше чем деревенскую".
Монументальный храм в стиле зрелого классицизма построен по проекту выдающегося зодчего Джакомо Кваренги в 1793-97 гг. Екатерининская церковь в Ляличах - это уникальный храм с объёмно-пространственной композицией: основной объём в форме куба, увенчанный пятью куполами (центральный-доминирующий) и украшенный с востока мощной полукруглой апсидой, а с запада - восьмиколонным портиком, который соединён открытыми колоннадами - переходами с двумя симметрично расположенными колокольнями. Эти колоннады являлись прообразом других величественных колоннад, применённых Кваренги с большим блеском в Александровском дворце в Царском Селе (1792-96) и позже, в 1804 году, в композиции Аничкова дворца в Петербурге. Перед центральным корпусом, во всю ширину его, - восьмиколонный портик с парадной лестницей входа. Объёмное построение здания, выполненное с блестящим мастерством, производит впечатление грандиозности, хотя размеры храма сравнительно невелики. Центральный объём - господствующий в композиции масс. Над ним главенствует купол с изящно разработанным световым барабаном. Небольшие декоративные купола по углам зрительно уравновешивают и "закрепляют" главный купол, как ось композиции, подчёркивают его величину. Расходящиеся по сторонам от центрального объёма колоннады объединяют его с боковыми колокольнями в одну импозантно раскинувшуюся группу, широкую и торжественную. Такое построение композиции делает её богоатой и интересной с разных позиций восприятия. Если со стороны главного (западного) фасада особенно сильно "звучит" тема оригинального тосканского портика и колоннад, то с восточной стороны основную роль играет пластика объёмов - алтарной апсиды и пристроек совместно с куполами основного объёма. Крупные детали членений, редкие большие проёмы и ниши, немногочисленные, но тщательно прорисованные детали, богатый пластикой силуэт, тонко найденные соотношения целого и всех элементов, классическая строгость и чистота стиля - всё это придаёт величие архитектуре церкви.
Храм Св. Екатерины функционировал до 1937 года, после этого никак не использовался. Имение графа Завадовского стало памятником культурного наследия федерального значения ещё в 1974 году. Но это не помогло сохранить разрушающийся исторический памятник. К 1980-м годам церковь оказалась на грани гибели. В 1990-х годах проведена частичная реставрация памятника. По подсчётам специалистов, только на полное восстановление церкви Св. Екатерины необходимо около 300 млн. рублей. В 2012-13 гг из областного бюджета на реставрацию храма выделено 25 миллионов рублей. Этого хватило на ремонт фасада церкви, замену крыши, окон и ступеней, золочение куполов. Однако, к 2013 году восстановительно-реставрационные работы были свёрнуты, объект законсервирован.
Из книги "Православные святыни Брянщины". - Брянск, 2014.