Появление ныне существующей церкви Успения Пресвятой Богородицы в селе Валищеве напрямую связано с погостом Корытня. Из летописи, хранившейся в Успенском храме погоста, известно, что «…в 1627 г. на Корытинском погосте находилась Успенская церковь, которая была ветха и обвалилась…». Можно предположить, что этот храм был возведен еще в XVI-XVII в.в. Вместо него в 1647 г. построили новый, который просуществовал до 1790 г., когда был заменен другой деревянной церковью. Ночью 27 декабря 1897 г. она сгорела. Накануне, 26 декабря, священник Алексий Виноградов с причтом совершали богослужение в приписном Свято-Духовом храме села Воробьева и в церкви на погосте в тот день не были. При пожаре удалось спасти лишь небольшую часть икон, среди которых было «дорогое изображение - Распятие Господа нашего Иисуса Христа с предстоящими».
На месте уничтоженного огнем храма в 1900 г. поставили часовню. Вот её описание: «... деревянная, бревенчатая, на каменных столбах с деревянным подбором; покрыта железом, окрашенным масляною красною краскою; снаружи и внутри окрашена масляною краскою». Ширина и длина этого здания составляли более 6 метров, а высота около 3 метров.
В феврале 1898 г. крестьяне деревни Валищево обратились к епископу Дмитровскому Нестору (Метаниеву) за разрешением построить новую церковь, но уже не на погосте Корытня, а в своей деревне. Такое желание они объясняли следующим: «... отдаленность святого храма составляет большое затруднение и неудобство посещения крестьян вообще, а в особенности для престарелых и малолетних детей, которым ходить во святой храм за 2 1/2 версты при не всегда благоприятной дороге и погоде было крайне затруднительно…». Священник Алексий Виноградов и псаломщик Николай Гумилевский были не согласны с крестьянами и просили епархиальное начальство благословить возвести новую церковь на старом месте. Так, псаломщик писал митрополиту Московскому Владимиру (Богоявленскому): «я, со своей стороны, никак не желал бы сего перемещения…»
Священнослужители не хотели переезжать в деревню Валищево, вероятно, потому, что боялись потерять свою землю на погосте Корытня, а это могло ухудшить их материальное положение. Клириков поддержал и владелец усадьбы Воробьево, генерал Владимир Иванович Ершов: с 1848 г. причт Успенской церкви совершал богослужения в его имении, где находился домовый храм во имя Сошествия Святого Духа.
5 января 1900 г. митрополит Московский Владимир благословил строительство новой каменной церкви в деревне Валищево. Для этого заранее был построен кирпичный завод, а из специально выкопанной ямы добывался белый камень для фундамента. Согласно донесению благочинного священника Николая Воскресенского, в Успенском храме планировалось устроить два придела: «... с правой стороны - в честь преподобного отца Стефана Савваита (28-го октября)… с левой стороны - в честь Рождества святого славного пророка и Предтечи Господня Иоанна». В настоящее время левый (северный) придел освящен в честь святой великомученицы Параскевы Пятницы, а правый (южный) - в честь Рождества Иоанна Предтечи.
На время строительства крестьяне поставили в деревне Валищево деревянную церковь. Её заложили 1 октября 1900 г, а уже 20 декабря освятили. В этом была немалая заслуга церковного старосты Ивана Сергеевича Кочетова, «… который, можно сказать, положил в это святое дело всю душу свою. Он, по выражению местного отца благочинного, как пчела, трудился самоотверженно и неутомимо и располагал благодетелей на пожертвования в новый храм». И.С. Кочетову удалось собрать новую церковную утварь: серебряно-вызолоченную дарохранительницу с эмалью, массивные серебряные сосуды, кресты и т.п., а также найти средства на новый 117-пудовый колокол, который подвесили на деревянной звоннице.
Временный деревянный храм располагался к западу от существующего ныне. Он был более 8 метров в длину и ширину, а высота до верха карниза составляла 4 метра. Церковь имела одну главу и отапливалась двумя голландскими изразцовыми печами. К зданию примыкала деревянная бревенчатая паперть. Накануне освящения церкви всенощное бдение отслужил священник села Покров-Разницы Михаил Порецкий. Во время богослужения пел хор из Троицкого собора Подольска. Освящение храма и Божественную литургию 20 декабря 1900 г. совершили благочинный Николай Воскресенский, местный священник Алексий Виноградов, уже упоминавшийся отец Михаил Порецкий и клирики близлежащих сел. Церковное торжество в этот день завершилось благодарственным молебном. В знак признательности местные крестьяне преподнесли в дар строителю храма И.С. Кочетову образ Спасителя в серебряно-вызолоченной раме с эмалью.
Первоначальный проект каменной Успенской церкви, выполненный архитектором А. Херсонским и утвержденный в 1899 г., позже был отвергнут. Технику архитектурного отдела Московской городской чертежной Сергею Матвеевичу Жарову (звание художника-архитектора он получил в 1908 г.) был заказан другой проект, который был готов в феврале 1902 г. Однако к строительству приступили только в 1907 г. Такая задержка могла быть вызвана финансовыми трудностями: несмотря на собранные пожертвования, в том числе 700-рублевый вклад, который сделал Василий Сергеевич Кочетов, родной брат церковного старосты, денег не хватало.
Успенский храм был завершен лишь в 1920 г. и 21 сентября, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, освящен. Староста И.С. Кочетов до этого дня не дожил, он скончался немного раньше, после Пасхи, и был погребен у алтаря церкви (могила сохранилась). Очевидно, дело продолжил его сын, Сергей Иванович Кочетов.
Кирпичное здание Успенского храма, возведенное в русском стиле, представляет собой четверик с полуциркульной апсидой, к которому примыкают два боковых придела с апсидальными выступами, притвор и шатровая колокольня. Четверик, увенчанный пятью цилиндрическими глухими барабанами, возвышается над крышами приделов. Два нижних яруса колокольни образуют квадратное в плане основание, несущее восьмигранный столп, в верхней части которого расположен ярус звона. С юга и севера к колокольне прилегают прямоугольные пристройки.
Фасады декорированы элементами, имитирующими формы московской архитектуры XVII в. Во всех стенах четверика имеются арочные ниши с вписанными в них парными окнами. Пять барабанов храма обработаны аркатурой. Стены приделов прорезаны тремя арочными окнами, обрамленными наличниками, завершающимися нарядными многолопастными очельями. Менее богато украшены нижние ярусы колокольни; её шатер прорезан тремя рядами слухов. Вход на колокольню находится в северной боковой пристройке. Углы паперти декорированы бочкообразными колоннами, а южная и северная стены - тремя арочными окнами, убранными колонками и архивольтами. Арочный вход паперти завершен крупным полукруглым фронтоном. Действующих входов в церковь в настоящее время два.
Внутри храма приделы соединены с четвериком и притвором посредством больших арочных проемов. Четверик и притвор перекрыты сомкнутыми сводами, приделы - плоскими парусными, апсиды - конхами, а нижний ярус колокольни - коробовым сводом. Пол был деревянным.
Интерьер церкви украшала масляная живопись, дошедшая до наших дней в виде отдельных изображений и их фрагментов. В настоящее время на стенах можно увидеть композиции «Исцеление кровоточивой жены», «Исцеление слепорожденного». В нишах притвора помещены притчевые сцены «Возвращение блудного сына» и «Лепта вдовицы». Между окнами приделов и в притворе сохранились изображения святых, а на стенах и своде нижнего яруса колокольни еще можно разглядеть фрагменты фигур Господа Иисуса Христа и двоих Архангелов. Подпружные арки и пристенные пилоны декорированы растительным орнаментом, включающим в себя и стилизованные кресты. В 1902 г. в деревне Валищево открыли церковно-приходскую школу. Спустя четыре года был построен дом для псаломщика, а в 1914 г. - для священника.
6 мая 1922 г. в Успенском храме было проведено изъятие ценностей. Из него вывезли 15 серебряных предметов, общим весом более 10 фунтов. Богослужения в церкви продолжались до ноября 1937 г., когда арестовали священника Михаила Троицкого и старосту С.И. Кочетова (в 2010 г. решением Священного Синода священник Михаил Троицкий был причислен к Собору новомучеников и исповедников Российских). Стоявший без причта храм подвергся поруганию и разграблению, и 21 апреля 1941 г. Мособлсовет принял решение № 1039 о его закрытии: «Учитывая, что церковь в с. Валищеве бездействует и население ходатайствует о её закрытии, разрешить исполкому Подольского райсовета церковь в с. Валищеве закрыть, а здание переоборудовать под культурные цели». Впоследствии местный совхоз «Подольский» использовал здание храма в качестве скотного двора, склада и зернохранилища. В это время были уничтожены иконостасы, значительная часть настенной живописи, покрытие глав церкви и колокольни.
В 1990 г. Успенский храм был занят общиной Русской Православной Церкви Заграницей и только 1 апреля 1993 г. вернулся под юрисдикцию Московского Патриархата; регулярные богослужения здесь начались лишь с осени 1994 г. В настоящее время в храме установлены новые иконостасы, выполненные выпускниками иконописной мастерской Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Территория церкви обнесена кирпичной оградой в виде невысокого цоколя с квадратными столбами. С внешней стороны столбы украшены рельефными четырехконечными крестами. На западной стороне в ограде сделаны трехпролетные арочные ворота.
По материалам книги Семенов К.А. «Святыни Подмосковья. Подольское благочиние», Подольск, http://podolskoe-blago.ru/xramy/uspenskij-xram-1907/