До XVII в. в Рогачёве была деревянная церковь, освященная во имя Иоанна Предтечи. В конце XVII в. на ее месте выстроили каменную пятиглавую церковь во имя святителя Николая с трапезной и приделом Иоанна Предтечи. На месте разобранной в 1849 г. трапезной, в 1853 г. была выстроена новая каменная церковь с приделами во имя святого Иоанна Предтечи и Смоленской иконы Божией Матери. В 1862 г. святитель Филарет Московский благословил строительство пятиглавого каменного храма.
Четырёхстолпный Никольский храм был построен в русско-византийском стиле из кирпича с включением белого камня. Размеры храма даже при современной гигантомании поражают воображение – его площадь около 2 тыс. кв. метров. Никольский храм построен в лучших традициях Константина Тона, автора Большого Кремлевского дворца и того, старого храма Христа Спасителя. Архитектором нового храма был московский архитектор Семён Васильевич Дмитриев, руководивший отделкой храма Христа Спасителя. Основными «инвесторами» столь грандиозного сооружения были местные купцы И.М. и К.Г. Мошкины и братья Гордеевы. В рогачёвскую церковь спокойно могли поместиться до 5 000 человек одновременно.
Основной объём огромного храма выстроен без алтарной апсиды, почти квадратный в объеме, в средней части опоясан крупным аркатурным поясом, включающим арочные окна. Поверх карниза ярус закомар, который делит фасады на три части. Мотив аркатуры повторяется и на световых барабанах с луковичными главами. Все элементы храма и его деталей крупные и масштабные. Сложенная из кирпича с включением белого камня, она строилась с 1850 по 1886 гг. путем постепенной замены частей прежнего кирпичного храма конца XVIII в. Перестройка началась с теплой трапезной, завершенной к 1853 г. (архитектор-Сергей Константинович Родионов). В 1862 г. был заложен и к 1883 г. вчерне окончен холодный храм, отделанный к 1886 г. В 1877 г. возведена колокольня в четыре яруса.
Грандиозное здание с яркой художественной индивидуальностью отдельных компонентов — характерный образец эклектики с чертами псевдорусского стиля. Наиболее полно особенности "тоновской" архитектуры и ориентация на соборный тип воплотились в облике пятиглавой холодной церкви, получившей традиционные формы четырех-столпного крестово-купольного храма. Ее компактный, лишенный апсид центрический объем опоясан в верхней части крупной, включающей окна аркатурой, завершен поверх карниза ярусом ложных закомар, отвечающих делению фасадов. Мотив аркатуры повторен на барабанах, увенчанных луковичными главами. Монументальности постройки противоречат измельченные в духе XVII в. формы крылец и часовни у восточной стены, пристроенных в 1880-х гг.
Хорошо освещенный верхним светом интерьер храма поражает грандиозностью пространства. Его объем увеличивает западный притвор с хорами над боковыми пониженными ячейками.Четырехстолпная трапезная обладает оригинальной объемно-пространственной структурой. Необычна поперечная ориентация перекрытого цилиндрическим сводом среднего нефа, шириной и высотой превышающего соседние компартименты с крестовыми вспарушенными сводами. Характер интерьера нашел отражение в композиции фасадов, завершенных полукруглым тимпаном. Над кровлей трапезной поднимается массивный глухой деревянный барабан с главой, обитый медным железом.
В Никольском соборе был основной резной иконостас и придельные, работы мастеров-резчиков М.А. Рогожина и Г. А. Лебедева, было подвешено паникадило весом в 60 пудов на 48 свечей. Все внутренние поверхности интерьера храма были расписаны фресками. Некогда пышное внутреннее убранство памятника, настенная живопись, исполненная П.Н. Щепетовым в 1880-х гг., сегодня утрачены. В 1877 г. иждивением братьев Гордеевых, с помощью прихожан была построена четырехъярусная колокольня, высота которой была ограничена только действовавшим в то время законом, запрещавшим строить сооружения выше колокольни Ивана Великого в Кремле.
В 1885 г. с восточной стороны фасада была пристроена часовня Александра Невского. Миниатюрная часовня в барочном стиле с шатровым завершением разительно отличается от основного мощного объема храма. Проекты колокольни (1877) и часовни Александра Невского (1885) выполнил архитектор Владислав Осипович Грудзин. Храм действовал до 1936 г., несмотря на революционные и постреволюционые события, проносившиеся над селом. После закрытия храма с колокольни сбросили большой колокол, который при падении повредил часть фасада церкви. Когда в 90-е гг. ХХ в. началось восстановление собора, этот «шрам» от падения сохранили — как бы в назидание потомкам.
Во время Великой Отечественной войны на высокой колокольне был установлен станковый пулемет. Когда Красная армия оставила Рогачево, Никольский храм по приказу главнокомандующего должен был быть взорван, как объект, имеющий стратегическое значение. Однако жители села воспротивились этому и отстояли свой храм. Перед приходом немцев в храме хранился фураж. Дабы он не досталось врагу, рогачевцы сожгли зерно прямо в церкви. В результате чего были практически уничтожены многочисленные фрески собора. Еще раньше был разрушен резной иконостас и утрачено медное паникадило.
Никольский храм был возвращен верующим в 1991 г. Начались ремонтно-восстановительные работы. К 2010 г. была восстановлена трапезная церковь, к 2021 г. практически закончена реставрация собора. С 26 июля 2011 г. Свято-Никольский храм стал главным храмом Рогачёвского благочиния Сергиево-Посадской епархии РПЦ.
Ансамбль огромной торговой площади, доминантой которой и является Никольский собор, почти утрачен. Сохранилось несколько зданий массовой жилой застройки конца XIX — начала XX в., стоящих по периметру храма и когда-то составлявших с храмом единый квартал. Эти двухэтажные дома из кирпича архитектурно мало интересны, но вместе с Никольским храмом создают колоритный ансамбль главной площади провинциального купеческого села.
С сайта: http://in-dmitrov.ru/novosti/obrazovanie/istoriya-nikolskogo-hrama и сайта: https://socobraz.ru/Рогачёво красивый собор. Торговое село Рогачёво и храм Николая Чудотворца, Московская область.