Первые сведения о селе Поярково восходят к 1581 году. В писцовой книге того времени читаем: В Монаньине и в Коровине и в Быковском стану… митрополичье село Поярково на реке Клязьме…". Ранее там стояла деревянная церковь Георгия Страстотерпца, но уже к началу XVII века она была по неизвестным нам причинам уничтожена.
После разорения села польско-литовскими интервентами пустошь Поярково принадлежало дьяку Федору Апраксину (1619-1624), затем стряпчему Михаилу Ларионову (1629-1648), думному дворянину Богдану Федоровичу Нарбекову (1650-1651).
В 1651 году по обменному акту село переходит во владение стрелецкого полковника Артамона Сергеевича Матвеева, который в 1662-1665 годах у большого пруда с островом и построил на свои средства упоминаемую нами каменную церковь Рождества Пресвятой Богородицы.
С именем Артамона Матвеева, известного государственного деятеля XVII века, связаны наиболее интересные страницы истории села Пояркова. Родился он в семье обыкновенного дьяка, а стал одной из самых известных личностей России, другом царя Алексея Михайловича Романова. Некогда в его доме воспитывалась будущая вторая жена государя Наталья Кирилловна Нарышкина.
Особых успехов Артамон Матвеев добился на дипломатическом поприще. В 1654 году он входил в состав русской делегации на Переяславской раде, в 1655-1657 годах - в состав посольства в Польшу. С1669 года он возглавил Малороссийский приказ, считая своей основной задачей присоединение к России всей Украины. В 1672 году во время переговоров с Польшей он добивается закрепления за Россией Киева. С 1671 года Артамон Матвеев руководил одновременно Посольским приказом и рядом других центральных государственных учреждений.
После смерти царя Алексея Михайловича при Федоре Алексеевиче, с возвышением Милославских, Артамон Матвеев был сослан в Пустозерск. Был возвращен в Москву в 1682 году, но вскоре во время стрелецкого мятежа стал одной из первых жертв восставших.
Миниатюрный бесстолпный храм имеет вид одноглавого четверика, увенчанного ярусами кокошников, с небольшой трапезной. Помещение церкви, вытянуто с севера на юг. Фасады храма украшены резными белокаменными порталами и разнообразными наличниками. На северной стене они образуют трехчастную композицию, в центре которой, в обрамлении фигурных колонок и разного орнамента помещена храмозданная белокаменная доска с надписью, выполненной вязью.
Примыкающая к трапезной стройная на сквозных с круглыми опорками арках колокольня была сооружена в 1670-х годах. Она очень нарядна: арочные проемы нижнего и верхнего ярусов украшены висячими гирьками, в парапет вставлены полихромные изразцы. Богатство архитектурных форм и мастерство исполнения позволяют отнести храм к лучшим образцам русского зодчества середины XVII века.
В результате опалы Артамона Матвеева по указу царя Федора Алексеевича принадлежавшие ему вотчины были в 1677 году отобраны и приписаны дворцовому ведомству. Отказная книга, которая датирована 1678 годом, сохранила их полную опись. Среди построек села первой описана каменная церковь. Из чего следует, что иконостас в храме был резной золоченый ("столбцы" между икон "резные, золоченые"), "царские двери резные, вызолочены и прописаны красками". Нижний ярус иконостаса занимали местные иконы - образа Спаса, Рождества Богородицы, Богородицы Кипрской, Иоанна Предтечи, Николая Чудотворца, "государства Ангелов в молении". Все иконы были в киотах.
Выше стояли иконы "деисусного чина", "да по сторонам дванадесятых Апостолов, промеж ними столбцы резные золоченые". "Вверху над деисусы Распятие Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в круглом резном киоте. По правую сторону два киота ж круглые ж, а в них дванадесять пророков, а над ними десять херувимов резных". В примыкающей к церкви трапезной находились две иконы - великомученников Димитрия и Георгия также в резных киотах. Все двери в церкви были железными. Окна со стеклянными "окончиками" имели еще и железные ставни.
Храм был богат церковной утварью. На престоле находился резной золоченый крест, два Евангелия: одно с чеканными серебряными золочеными клеймами с изображением Спаса и Евангелистов, другое - в басменном (тесненном) окладе, тоже серебряном и позолоченном, с Распятием в центре и Евангелистами по углам. В церкви было резное деревянное покрытое позолотой паникадило, с кистью из шелковых с золотом и серебром нитей, "на нем 12 ручек оловяных". Другое резное паникадило с 6-ю оловянными "ручками" висело, вероятно, в трапезной.
Храм был богат и церковными одеждами из атласа, бархата, камки, полотна, украшенными серебряной вышивкой и серебряным кружевом. Это были ризы, стихари, епитрахили, оплечья, поручи, улары, пелены, покровы. На колокольне было 10 колоколов. Самый большой из них весил 29 пудов 8 гривен, остальные названы средними и малыми.
Вблизи храма были дворы причта - священника, дьякона и дьячка.
После пятилетней опалы Артамону Сергеевичу Матвееву были возвращены его владения. Но в 1683 году после трагической кончины боярина село с землями и постройками перешло во владение к его сыну Андрею. Тот в свою очередь в 1728 году продал село Василию Васильевичу Степанову, который владел им до 1739 года. Далее владельцы села известны лишь по ревизиям собственности, проходившим далеко не каждый год. Поэтому некоторые владельцы в документах вовсе не фигурируют.
В окрестностях Пояркова находились еще две церкви - Покрова Богородицы в селе Мышецком и Знаменская в Ивлееве. Приходы всех трех церквей были невелики, основным источником существования причтов служила руга - денежное или материальное довольствие от вотчинника. Известен документ, согласно которому, 22 декабря 1786 года священник Федор Алексеев обратился к архиепископу Московскому и Калужскому Платону с жалобой на местных помещиков, которые "не желают поправить ветхие престол и жертвенник, и другие недостатки в храме". Раздосадованный батюшка попросил даже прислать ему "другое в Московском уезде священническое место".
Церковные власти немедленно отреагировали и потребовали от помещиков объяснения. В результате длительной переписки в село Поярково был прислан новый священник, Димитрий Ильин, а 21 августа 1787 года церковь вновь освятили. Но храм продолжал приходить в упадок и, в конце концов, с 29 марта 1807 года церковь прекратила свое самостоятельное существование и была приписана к Знаменской церкви села Ивлеево-Знаменское. Клировая ведомость того времени говорит о том, что богослужения с той поры в Богородице-Рождественской церкви "бывают неопределенно, по желанию прихожан". В конце XVII века стало очевидным, что по финансовым обстоятельствам существовать сразу трем причтам в этих местах не удастся. Исключая храм в Пояркове, имевший сравнительно большой приход (само Поярково, а также Лунево и Жигалово), остальные церкви практически не имели прихожан и полностью зависели от воли помещиков.
Первым был упразднен причт Покровской церкви в Мышецком. Произошло это в 1792 году. Она была присоединена к храму в Пояркове. Однако и объединенный поярковский приход просуществовал недолго - до ранее упомянутого 1807 года, когда умер поярковский помещик Михаил Иванович Скодиан, и руга на содержание церковного причта перестала поступать вовсе. Правда, сын помещика Михаил , достигнув совершеннолетия, попытался восстановить самостоятельность поярковской церкви. Был даже подыскан священник для нее. Однако епархиальные власти отказались дробить единый приход. С того времени и до послереволюционных лет все три церкви окормлялись одним настоятелем. До 1850 года причетчики жили в селе Иевлеве, где находилась самая крупная церковь. Но в середине XIX века известный благотворитель и путешественник Платон Васильевич Голубков, расширил и благоукрасил храм в соем имении Мышецкое, и уговорил священника перебраться к нему. Это и произошло в 1850 году, после чего до 1930 года причетчики жили при церкви в Мышецком, совершая богослужения в Поярково и Ивлееве только иногда. Во всем этом было одно положительное обстоятельство - церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Пояркове таким образом избежала серьезных перестроек и сохранила изначальный внешний вид. Если бы она оставалась главной церковью прихода, она бы не избежала капитального расширения.
В конце 30-х годов XX века церкви объединенного прихода были закрыты, священник Сергий Стефанович Третьяков был переведен в Троице-Сельцо, но вскоре арестован и 13 октября 1937 года расстрелян. Реабилитирован в 1965 году. Церковь после закрытия подверглась разграблению: колокола и церковную утварь вывезли, иконы растащили. Внутреннее убранство храма с годами было полностью утрачено, лишь в нескольких местах сохранились фрагменты растительного орнамента.
В 1970-х г.г. в храме, как памятнике архитектуры, был проведен косметический ремонт. Под арки колокольни были подведены кирпичные опоры ввиду разрушения столбов. Церковь побелили и восстановили некоторые утраченные архитектурные детали. Но вскоре реставрация была прекращена из-за прекращения финансирования. Лишь в 1992 году храм рождества Пресвятой Богородицы был возвращен верующим. Настоятелем храма был назначен иерей Олег Кудряков. Молитвенное и литургическое служение совершали сначала на снятой квартире, потом в строительной теплушке, а когда нашелся щедрый благотворитель, построили сборный щитовой домик. Иконописец Владимир Сидельников сотворил резной иконостас, на крышу прибили деревянный крест и началась приходская жизнь.
Как только появилась возможность, приступили к восстановительным работам в многострадальном храме. Выносили грязь и мусор, штукатурили, белили. Благодаря пожертвованиям и труду многих людей 14 сентября 1997 года, в день церковного Новолетия на куполе храма засиял Крест - символ защиты и веры. 21 сентября 1998 года на престольный праздник Рождества Пресвятой Богородицы состоялось и первое богослужение… Вокруг храма снят почти метровый слой грунта, уложена тротуарная плитка, захоронения обложены кирпичом в виде террас. Удалось не только отремонтировать, но и полностью восстановить первоначальный вид всех четырех опор колокольни. У церкви разбит фруктовый сад, посажены кусты сирени и жасмина. Установлена кованая ограда.
По материалам сайта Солнечногорского благочиния.