ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Поярково. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

Рождественская церковь


Поярково. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Церковь. Действует.  
Престолы:Рождества Пресвятой Богородицы
Архитектурный стиль:Узорочье
Год постройки:1665.
Ссылки: Официальный сайт  Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Московская область, Солнечногорский район, с. Поярково, д. 112

Координаты: 56.012639, 37.326666
Проезд:электропоезд Ленинградского направления до ст. Сходня, далее автобус 44 (Сходня - Круглое озеро) до Поярково либо автобус 36 (Сходня - Лунёво) до Пикино и 2,5 км пешком на север



Сортировка:

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Поярково, Солнечногорский городской округ, Московская область
Надежда Лаврова
18 октября 2014
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Поярково, Солнечногорский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
15 июня 2009
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Поярково, Солнечногорский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
15 июня 2009
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Поярково, Солнечногорский городской округ, Московская область
Юрий Красильников
22 сентября 2007
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Поярково, Солнечногорский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
3 сентября 2022
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Поярково, Солнечногорский городской округ, Московская область
Алексей Кротов
14 марта 2021
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Поярково, Солнечногорский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
11 октября 2020
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Поярково, Солнечногорский городской округ, Московская область
Юрий Моченов
19 июля 2019
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Поярково, Солнечногорский городской округ, Московская область
МОРПЕХ879
9 января 2018
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Поярково, Солнечногорский городской округ, Московская область
МОРПЕХ879
8 января 2017
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Вид с юго-запада<br>, Поярково, Солнечногорский городской округ, Московская область
Вид с юго-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Pashkin
14 мая 2016
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Поярково, Солнечногорский городской округ, Московская область
Алексей Кротов
21 августа 2012
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Поярково, Солнечногорский городской округ, Московская область
Юрий Красильников
22 сентября 2007
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Поярково, Солнечногорский городской округ, Московская область
Юрий Красильников
22 сентября 2007
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Поярково, Солнечногорский городской округ, Московская область
Юрий Красильников
22 сентября 2007
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Поярково, Солнечногорский городской округ, Московская область
Юрий Красильников
22 сентября 2007
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Поярково, Солнечногорский городской округ, Московская область
Юрий Красильников
22 сентября 2007
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, фото Ю.П.Марцевича<br>, Поярково, Солнечногорский городской округ, Московская область
фото Ю.П.Марцевича
Сергей Марцевич
17 февраля 1961
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Поярково, Солнечногорский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
3 сентября 2022
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Поярково, Солнечногорский городской округ, Московская область
Алексей Кротов
14 марта 2021
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Поярково, Солнечногорский городской округ, Московская область
Алексей Кротов
14 марта 2021
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Поярково, Солнечногорский городской округ, Московская область
Алексей Кротов
14 марта 2021
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Поярково, Солнечногорский городской округ, Московская область
Алексей Кротов
14 марта 2021
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Надглавный крест<br>, Поярково, Солнечногорский городской округ, Московская область
Надглавный крест
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
11 октября 2020
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Поярково, Солнечногорский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
11 октября 2020
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Поярково, Солнечногорский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
11 октября 2020
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Гирька<br>, Поярково, Солнечногорский городской округ, Московская область
Гирька
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
11 октября 2020
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Поярково, Солнечногорский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
11 октября 2020
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Поярково, Солнечногорский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
11 октября 2020
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Изразцовая заалтарная икона "Рождество Пресвятой Богородицы" на фасаде апсиды.<br>, Поярково, Солнечногорский городской округ, Московская область
Изразцовая заалтарная икона "Рождество Пресвятой Богородицы" на фасаде апсиды.
Александр Момент
2 октября 2011
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Поярково, Солнечногорский городской округ, Московская область
Юрий Красильников
22 сентября 2007
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Поярково, Солнечногорский городской округ, Московская область
Юрий Красильников
22 сентября 2007
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Поярково, Солнечногорский городской округ, Московская область
Юрий Красильников
22 сентября 2007
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Поярково, Солнечногорский городской округ, Московская область
Юрий Красильников
22 сентября 2007
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Поярково, Солнечногорский городской округ, Московская область
Юрий Красильников
22 сентября 2007
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Поярково, Солнечногорский городской округ, Московская область
Юрий Красильников
22 сентября 2007
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Поярково, Солнечногорский городской округ, Московская область
Юрий Красильников
22 сентября 2007
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Поярково, Солнечногорский городской округ, Московская область
Юрий Красильников
22 сентября 2007
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Поярково, Солнечногорский городской округ, Московская область
Юрий Красильников
22 сентября 2007
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Поярково, Солнечногорский городской округ, Московская область
Юрий Красильников
22 сентября 2007
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, росписи притвора<br>, Поярково, Солнечногорский городской округ, Московская область
росписи притвора
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
3 сентября 2022
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Росписи притвора. Образ архангела Михаила с мечом и свитком, на котором первые слова текста «Простираю меч мой на приходящих в святой дом Божий с нечистыми сердцами и грозно посекаю их»<br>, Поярково, Солнечногорский городской округ, Московская область
Росписи притвора. Образ архангела Михаила с мечом и свитком, на котором первые слова текста «Простираю меч мой на приходящих в святой дом Божий с нечистыми сердцами и грозно посекаю их»
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
3 сентября 2022
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Росписи притвора. Образ архангела Гавриила, записывающего имена всех входящих в храм<br>, Поярково, Солнечногорский городской округ, Московская область
Росписи притвора. Образ архангела Гавриила, записывающего имена всех входящих в храм
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
3 сентября 2022
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Поярково, Солнечногорский городской округ, Московская область
Юрий Моченов
13 февраля 2015
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Поярково, Солнечногорский городской округ, Московская область
Юрий Красильников
22 сентября 2007
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Поярково, Солнечногорский городской округ, Московская область
Юрий Красильников
22 сентября 2007
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Поярково, Солнечногорский городской округ, Московская область
Юрий Красильников
22 сентября 2007
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, дом причта<br>, Поярково, Солнечногорский городской округ, Московская область
дом причта
Андрей Агафонов
1 июля 1998
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Известия ИАК 1913 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1<br>, Поярково, Солнечногорский городской округ, Московская область
Известия ИАК 1913 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1
Андрей Агафонов
1 января 1913



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Юрий Красильников  24 сентября 2007

Первые сведения о селе Поярково восходят к 1581 году. В писцовой книге того времени читаем: В Монаньине и в Коровине и в Быковском стану… митрополичье село Поярково на реке Клязьме…". Ранее там стояла деревянная церковь Георгия Страстотерпца, но уже к началу XVII века она была по неизвестным нам причинам уничтожена.

После разорения села польско-литовскими интервентами пустошь Поярково принадлежало дьяку Федору Апраксину (1619-1624), затем стряпчему Михаилу Ларионову (1629-1648), думному дворянину Богдану Федоровичу Нарбекову (1650-1651).

В 1651 году по обменному акту село переходит во владение стрелецкого полковника Артамона Сергеевича Матвеева, который в 1662-1665 годах у большого пруда с островом и построил на свои средства упоминаемую нами каменную церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

С именем Артамона Матвеева, известного государственного деятеля XVII века, связаны наиболее интересные страницы истории села Пояркова. Родился он в семье обыкновенного дьяка, а стал одной из самых известных личностей России, другом царя Алексея Михайловича Романова. Некогда в его доме воспитывалась будущая вторая жена государя Наталья Кирилловна Нарышкина.

Особых успехов Артамон Матвеев добился на дипломатическом поприще. В 1654 году он входил в состав русской делегации на Переяславской раде, в 1655-1657 годах - в состав посольства в Польшу. С1669 года он возглавил Малороссийский приказ, считая своей основной задачей присоединение к России всей Украины. В 1672 году во время переговоров с Польшей он добивается закрепления за Россией Киева. С 1671 года Артамон Матвеев руководил одновременно Посольским приказом и рядом других центральных государственных учреждений.

После смерти царя Алексея Михайловича при Федоре Алексеевиче, с возвышением Милославских, Артамон Матвеев был сослан в Пустозерск. Был возвращен в Москву в 1682 году, но вскоре во время стрелецкого мятежа стал одной из первых жертв восставших.

Миниатюрный бесстолпный храм имеет вид одноглавого четверика, увенчанного ярусами кокошников, с небольшой трапезной. Помещение церкви, вытянуто с севера на юг. Фасады храма украшены резными белокаменными порталами и разнообразными наличниками. На северной стене они образуют трехчастную композицию, в центре которой, в обрамлении фигурных колонок и разного орнамента помещена храмозданная белокаменная доска с надписью, выполненной вязью.

Примыкающая к трапезной стройная на сквозных с круглыми опорками арках колокольня была сооружена в 1670-х годах. Она очень нарядна: арочные проемы нижнего и верхнего ярусов украшены висячими гирьками, в парапет вставлены полихромные изразцы. Богатство архитектурных форм и мастерство исполнения позволяют отнести храм к лучшим образцам русского зодчества середины XVII века.

В результате опалы Артамона Матвеева по указу царя Федора Алексеевича принадлежавшие ему вотчины были в 1677 году отобраны и приписаны дворцовому ведомству. Отказная книга, которая датирована 1678 годом, сохранила их полную опись. Среди построек села первой описана каменная церковь. Из чего следует, что иконостас в храме был резной золоченый ("столбцы" между икон "резные, золоченые"), "царские двери резные, вызолочены и прописаны красками". Нижний ярус иконостаса занимали местные иконы - образа Спаса, Рождества Богородицы, Богородицы Кипрской, Иоанна Предтечи, Николая Чудотворца, "государства Ангелов в молении". Все иконы были в киотах.

Выше стояли иконы "деисусного чина", "да по сторонам дванадесятых Апостолов, промеж ними столбцы резные золоченые". "Вверху над деисусы Распятие Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в круглом резном киоте. По правую сторону два киота ж круглые ж, а в них дванадесять пророков, а над ними десять херувимов резных". В примыкающей к церкви трапезной находились две иконы - великомученников Димитрия и Георгия также в резных киотах. Все двери в церкви были железными. Окна со стеклянными "окончиками" имели еще и железные ставни.

Храм был богат церковной утварью. На престоле находился резной золоченый крест, два Евангелия: одно с чеканными серебряными золочеными клеймами с изображением Спаса и Евангелистов, другое - в басменном (тесненном) окладе, тоже серебряном и позолоченном, с Распятием в центре и Евангелистами по углам. В церкви было резное деревянное покрытое позолотой паникадило, с кистью из шелковых с золотом и серебром нитей, "на нем 12 ручек оловяных". Другое резное паникадило с 6-ю оловянными "ручками" висело, вероятно, в трапезной.

Храм был богат и церковными одеждами из атласа, бархата, камки, полотна, украшенными серебряной вышивкой и серебряным кружевом. Это были ризы, стихари, епитрахили, оплечья, поручи, улары, пелены, покровы. На колокольне было 10 колоколов. Самый большой из них весил 29 пудов 8 гривен, остальные названы средними и малыми.

Вблизи храма были дворы причта - священника, дьякона и дьячка.

После пятилетней опалы Артамону Сергеевичу Матвееву были возвращены его владения. Но в 1683 году после трагической кончины боярина село с землями и постройками перешло во владение к его сыну Андрею. Тот в свою очередь в 1728 году продал село Василию Васильевичу Степанову, который владел им до 1739 года. Далее владельцы села известны лишь по ревизиям собственности, проходившим далеко не каждый год. Поэтому некоторые владельцы в документах вовсе не фигурируют.

В окрестностях Пояркова находились еще две церкви - Покрова Богородицы в селе Мышецком и Знаменская в Ивлееве. Приходы всех трех церквей были невелики, основным источником существования причтов служила руга - денежное или материальное довольствие от вотчинника. Известен документ, согласно которому, 22 декабря 1786 года священник Федор Алексеев обратился к архиепископу Московскому и Калужскому Платону с жалобой на местных помещиков, которые "не желают поправить ветхие престол и жертвенник, и другие недостатки в храме". Раздосадованный батюшка попросил даже прислать ему "другое в Московском уезде священническое место".

Церковные власти немедленно отреагировали и потребовали от помещиков объяснения. В результате длительной переписки в село Поярково был прислан новый священник, Димитрий Ильин, а 21 августа 1787 года церковь вновь освятили. Но храм продолжал приходить в упадок и, в конце концов, с 29 марта 1807 года церковь прекратила свое самостоятельное существование и была приписана к Знаменской церкви села Ивлеево-Знаменское. Клировая ведомость того времени говорит о том, что богослужения с той поры в Богородице-Рождественской церкви "бывают неопределенно, по желанию прихожан". В конце XVII века стало очевидным, что по финансовым обстоятельствам существовать сразу трем причтам в этих местах не удастся. Исключая храм в Пояркове, имевший сравнительно большой приход (само Поярково, а также Лунево и Жигалово), остальные церкви практически не имели прихожан и полностью зависели от воли помещиков.

Первым был упразднен причт Покровской церкви в Мышецком. Произошло это в 1792 году. Она была присоединена к храму в Пояркове. Однако и объединенный поярковский приход просуществовал недолго - до ранее упомянутого 1807 года, когда умер поярковский помещик Михаил Иванович Скодиан, и руга на содержание церковного причта перестала поступать вовсе. Правда, сын помещика Михаил , достигнув совершеннолетия, попытался восстановить самостоятельность поярковской церкви. Был даже подыскан священник для нее. Однако епархиальные власти отказались дробить единый приход. С того времени и до послереволюционных лет все три церкви окормлялись одним настоятелем. До 1850 года причетчики жили в селе Иевлеве, где находилась самая крупная церковь. Но в середине XIX века известный благотворитель и путешественник Платон Васильевич Голубков, расширил и благоукрасил храм в соем имении Мышецкое, и уговорил священника перебраться к нему. Это и произошло в 1850 году, после чего до 1930 года причетчики жили при церкви в Мышецком, совершая богослужения в Поярково и Ивлееве только иногда. Во всем этом было одно положительное обстоятельство - церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Пояркове таким образом избежала серьезных перестроек и сохранила изначальный внешний вид. Если бы она оставалась главной церковью прихода, она бы не избежала капитального расширения.

В конце 30-х годов XX века церкви объединенного прихода были закрыты, священник Сергий Стефанович Третьяков был переведен в Троице-Сельцо, но вскоре арестован и 13 октября 1937 года расстрелян. Реабилитирован в 1965 году. Церковь после закрытия подверглась разграблению: колокола и церковную утварь вывезли, иконы растащили. Внутреннее убранство храма с годами было полностью утрачено, лишь в нескольких местах сохранились фрагменты растительного орнамента.

В 1970-х г.г. в храме, как памятнике архитектуры, был проведен косметический ремонт. Под арки колокольни были подведены кирпичные опоры ввиду разрушения столбов. Церковь побелили и восстановили некоторые утраченные архитектурные детали. Но вскоре реставрация была прекращена из-за прекращения финансирования. Лишь в 1992 году храм рождества Пресвятой Богородицы был возвращен верующим. Настоятелем храма был назначен иерей Олег Кудряков. Молитвенное и литургическое служение совершали сначала на снятой квартире, потом в строительной теплушке, а когда нашелся щедрый благотворитель, построили сборный щитовой домик. Иконописец Владимир Сидельников сотворил резной иконостас, на крышу прибили деревянный крест и началась приходская жизнь.

Как только появилась возможность, приступили к восстановительным работам в многострадальном храме. Выносили грязь и мусор, штукатурили, белили. Благодаря пожертвованиям и труду многих людей 14 сентября 1997 года, в день церковного Новолетия на куполе храма засиял Крест - символ защиты и веры. 21 сентября 1998 года на престольный праздник Рождества Пресвятой Богородицы состоялось и первое богослужение… Вокруг храма снят почти метровый слой грунта, уложена тротуарная плитка, захоронения обложены кирпичом в виде террас. Удалось не только отремонтировать, но и полностью восстановить первоначальный вид всех четырех опор колокольни. У церкви разбит фруктовый сад, посажены кусты сирени и жасмина. Установлена кованая ограда.

По материалам сайта Солнечногорского благочиния.


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  19 февраля 2018

Село Поярково на реке Клязьме с деревянною церковью Георгия Страстотерпца, построенною клетцки, находилось Горетова стана в Московском уезде, в вотчине митрополита. В начале XVII ст. Георгиевская церковь была уничтожена. В писцовых книгах 1623-24 гг. значится: «за дьяком Федором Апраксиным в поместье, по государевой грамоте, за приписью дьяка Анисима Мартемьянова, 1619 г. – пустошь, что было село Поярково, а в нем был храм Страстотерпца Христова Георгия…».

Церковная Георгиевская земля находилась в ведении Патриаршего казенного приказа и отдавалась в оброк. В 1629 г. пустошь Пояркова без церковного места была во владении стряпчего Михаила Ларионова и за ним же по приходным оброчным книгам Патриаршего приказа за 1638 г. значится: «на оброке церковная Георгиевская земля в селе Пояркове, оброку 4 алтына 2 деньги в год». В 1648 г. Георгиевская земля отдана ему же Ларионову на оброк «до тех мест, пока церковь построится».

В 1650 г. пустошь Пояркова, без церковной земли, была во владении Богдана Федоровича Нарбекова, а от него, по променной записи 1651 г., досталась Артамону Сергеевичу Матвееву, которому она была пожалована в вотчину вместе с церковною Георгиевскою землею. На Георгиевской земле построена в 1665 г. новая каменная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы и пустошь Поярково, по церкви, названа Рождествено.

В 1677 г., по именному государеву указу, вотчины, принадлежавшие Артамону Сергеевичу Матвееву, были отписаны на государя и причислены к дворцовому ведомству.

В 1678 г. село Рождествено, Поярково тож, пожаловано князю Михаилу Черкасскому, за ним же утверждено того же года 9 января отказною книгою, в которой Рождественская церковь в селе Пояркове значится: «в Московском уезде, в Горетове стану, село Рождествено, Поярково тож, а в нем церковь каменная во имя Рождества Пресвятой Богородицы… три двери церковные железные, 6 затворов оконничных железных, у церковных северных и южных дверей два затвора слюдяных; в окнах 6 окончин стекольчатых. Колокольня каменная, а на ней колокол, весу в нем 29 пуд 8 гривенок, 9 колокол средних и малых. В том же селе церковники во дворе поп Петр Гаврилов, во дворе диакон Иван Андреев, во дворе дьячок Якушка Петров, двор вотчинников, 39 дворов крестьянских и 4 двора бобыльских, в них всего 180 человек».

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Пояркове в приходных книгах казенного приказа в 1678-1701 гг. писалась под Селецкою десятиною, «в вотчине князя Михаила Черкасского», а в 1702-43 гг. – «в вотчине стольника Андрея Артамоновича Матвеева» с обозначением дани рубль 47 коп.

В дозорной и описной книге церковных земель в Московском уезде, досмотра и описи Ивана Соболева и подьячего патриаршего разряда Якова Тулубьева, по указу патриарха Иоакима написано: «в 1681 г. по сказке вотчины боярина, князя Михаила Черкасского, села Рождествена, Поярково тож, церкви Рождества Пресвятой Богородицы попа Никиты Титова: прежнее де кладбище, что бывала церковь Георгия Страстотерпца, от той церкви с полверсты, на старом кладбище поставлена часовня, а у новой церкви кладбища нет, а погребают умерших на старом кладбище, а от него до Москвы 30 верст; попу с причетниками дается годовая денежная и хлебная руга».

В 1682 г. по государеву указу отписные вотчины, в том числе и село Поярково, возвращенные боярину Матвееву, пожалованы после его смерти в 1683 г. его сыну Андрею Артамоновичу Матвееву. В 1704 г. в этом селе находились: двор помещиков, двор скотный, крестьян 31 двор и всего 127 человек. В 1728 г. А. А. Матвеев село Поярково продал В. В. Степанову, а от последнего оно перешло в 1739 г. к его детям: Василию и Алексею; затем село находилось во владении у их родной сестры Екатерины Васильевны, по мужу Мошковой, и в 1782 г. продано опекуном над ее детьми: Александром, Петром и Натальею Мошковыми Павлу Ивановичу Глебову.

Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVI – XVIII ст.» Выпуск 4, Селецкая десятина Московского уезда. Издание Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете. Москва, в Университетской типографии (М. Катков), на Страстном бульваре, 1885 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  11 марта 2024

Церковь Рождества Богородицы в Поярково является одной из старейших в городском округе Солнечногорск. Эта церковь с богатой историей имеет статус федерального памятника архитектуры. Храм был построен в 1665 году на средства владельца села, боярина, дипломата и первого русского «западника» Артамона Сергеевича Матвеева. По местной легенде именно в этой церкви венчался Петр I с Евдокией Лопухиной.

В селе Поярково до начала XVII века стояла деревянная церковь великомученика Георгия Победоносца. В 1651 году село перешло боярину Артамону Сергеевичу Матвееву, который на земле бывшей Георгиевской церкви в 1665 году возвел сохранившийся до сих пор каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы. Исследователь истории приходов Московской епархии В.И. Холмогоров приводил описание 1678 года поярковской церкви и ее святынь: «В Московском уезде, в Горетове стану, село Рождествено, а Поярково тож, а в нем церковь каменная во имя Рождества Пресвятой Богородицы, а в ней в алтаре: за престолом крест резной золоченый, образ Пресвятыя Богородицы Знамение… над жертвенником образ Рождества Пресвятыя Богородицы». Среди местных икон перечислены такие: Всемилостивого Спаса, Пресвятой Богородицы Кипрской, Иоанна Предтечи, Николая Чудотворца, архангелов Михаила и Гавриила, великомучеников Дмитрия Солунского и Георгия Победоносца, а также «образ государских ангелов в молении» – то есть святых, соименных членам царской фамилии.

Боярин Артамон Сергеевич Матвеев – устроитель Богородице-Рождественской церкви в Поярково – имел близкую связь с семьей государя Алексея Михайловича. Он познакомил царя со своей воспитанницей Натальей Кирилловной Нарышкиной, которая стала впоследствии второй женой царя и матерью будущего императора Петра I. Вот как характеризовал личность Матвеева историк и писатель Лев Щепотьев: «Артамона Сергеевича можно назвать человеком своего века: он инстинктом своих импульсов почувствовал импульсы жизни, сумел уловить самые звучные гаммы ее и слить их с песней своего гения. Его эпоха – эпоха особенного значения внешней политики и дипломатии в государственной жизни».

Эпоха, в которую жил Артамон Матвеев, характеризовалась активным проникновением в Россию западной культуры. Самого Матвеева называли одним из первых русских «западников». Артамон Сергеевич слыл страстным библиоманом, способствовал развитию книжного дела, распространению знаний. По указу Матвеева послы, отправлявшиеся в Европу, как правило, в Польшу, обязаны были привозить с собой из поездки большое количество польских и латинских книг в двух экземплярах: один оставался в посольском приказе, а другой брал сам государь. По инициативе Матвеева были изданы две исторические книги на русском языке, которые С. М. Соловьев называл первым опытом или «лепетом русской историографии».

Благодаря Матвееву в Москве был создан театр в европейском вкусе. В 1674 году в селе Преображенском было поставлено комедийное действо: «Тешили немцы, как Алаферну царю царица голову отсекла, и на органах играли немцы да люди дворовые Артамона Сергеевича». Вторая комедия изображала историю царя Артаксеркса и Амана. Сюжеты этих постановок брались из Священного Писания Ветхого Завета: книг Иудифь и Есфирь. Первыми зрителями спектаклей были члены семьи царя Алексея Михайловича. Матвеевым также был устроен прообраз балета: «На заговенье… немцы и люди Матвеева играли на органах, на фиолах и на страментах, и танцовали». В 1673 году Матвеев приказал собрать около двадцати мещанских детей и отдать их на обучение комедийному ремеслу немцу Готфриду. Так в Москве был основан прообраз театрального училища.

На дипломатической службе Артамон Матвеев, несмотря на увлечение западной культурой, твердо отстаивал интересы Москвы – это касалось, прежде всего, отношений с Польшей и Швецией. Будучи главой Малороссийского приказа, Матвеев заручился поддержкой украинского населения, вошедшего в состав Российского государства. Настоятели киевских монастырей и особенно архимандрит Киево-Печерской Лавры почитали Матвеева своим заступником и благодетелем.

Сохранилось предание и о любви москвичей к боярину Артамону Матвееву. Долгое время влиятельный царедворец жил в скромном и тесном доме на Покровке. Когда же Алексей Михайлович настоял, чтобы Матвеев начал строить приличные для его должности каменные палаты, стрельцы и московские жители не пожалели принести ко двору Матвеева камни с могил своих отцов и дедов.

Жизнь Артамона Матвеева окончилась трагически. В 1682 году во время Стрелецкого бунта он, как и многие другие из числа соратников и родственников Петра I, был жестоко убит мятежниками. Замученный толпой боярин был погребен в Москве у разрушенной в XX веке церкви Николая Чудотворца на Столпах, но могила его не сохранилась. Подмосковный храм в Поярково остался памятником этой неординарной личности XVII века, в которой, по словам историка Льва Щепотьева, сочетались «философ-моралист, эстетик и религиозно-набожный христианин, западник и националист». Близость Артамона Сергеевича Матвеева с царем Петром I отразилась в подмосковной легенде, которую из поколения в поколение рассказывают жители Поярково. По преданию, в церкви Рождества Богородицы венчались Петр Алексеевич и Евдокия Лопухина.

По мнению краеведа, автора книги «Неизвестные усадьбы Солнечногорья» и местного жителя Поярково Натальи Андреевны Волковой эта версия имеет право на существование. Молодой Петр еще не был царем и вполне мог венчаться в рядовой церкви. Кроме того, выбор вотчины Артамона Сергеевича Матвеева для обряда мог быть обусловлен борьбой за власть партий Нарышкиных и Милославских. Противников Петра возглавляла его сводная сестра Софья, и венчание в Поярково могло, в том числе, совершаться втайне от нее.

С сайта: https://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков. Богородице-Рождественский храм в Поярково



Комментарии и обсуждение


Поярково, Солнечногорский район, церковь Рождества Богородицы. Построена в 1665 г. В 1670-е гг. пристроена колокольня. Интерес представляет храмозданная надпись, высеченная в белом камне, в отличном состоянии.

18 мая 2003, Юрий Менделеев.

Историческую справку о церкви см. на сайте храма http://hram-poyarkovo.ru.
4 ноября 2006, Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Серж.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в с.Поярково Солнечногорского района является объектом культурного наследия федерального значения (ранее памятником истории и культуры республиканского значения) (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327, Указ Президента России от 20.02.1995 г. № 176).

Кирилл Аминов 21 апреля 2015 г.

21 апреля 2015.