В начале ХХ столетия в дачном поселке Клязьма (ныне в черте города Пушкино) появились два храма. Но в начале рассказа о клязьменских храмах, стоит обратиться к истории этой местности. 1843 год стал особенным: в Клязьме возникла Образцовая земледельческая усадьба. Здесь на 37 десятинах земли поселились молодые выпускники (выходцы из крестьянских семей) земледельческой школы, открытой по Указу императора Николая I под Петербургом. В этом живописном месте им предстояло заниматься проблемами организации образцовых хозяйств. Это поселение назвали очень лаконично – Хутор. Железная дорога внесла свои коррективы в сельскохозяйственную жизнь: появилась возможность ездить в Москву на заработки и обслуживать новых поселенцев – богатых дачников. Так прогрессивные идеи императора не получили ожидаемого развития.
В 1862 году был открыт первый участок железной дороги Москва – Сергиев Посад. Поезд делал остановку на станции Перловская, потом в Мытищах, Тарасовке и Мамонтовке. В 1898 году появился полустанок «Хутор», платформу построили в 1900 году. Причина была весьма уважительная: сюда уже давно приезжали многочисленные дачники, многие из них – весьма уважаемые люди.Дело в том, что в 1902 году эти земли стали продаваться. Указ Столыпина от 1906 года давал право переводить участки земли в частную собственность, что противоречило общинному владению землей. Земледельческий «Хутор» уходил в прошлое. Его сменила буржуазная «Клязьма». В лесу рубились просеки и строились дачи – одна другой красивее. Это был ни с чем не сравнимый московский дачный стиль. В поселке имелось все, что нужно для отдыха: купальня на реке Клязьма, лодочная станция, кегельбаны, площадки для тенниса, лавки, аптека и парфюмерный магазин Руссковых, общественный круг. Приезжали выступать и артисты. Среди знаменитостей, не раз посещавших поселок Клязьма, – Федор Шаляпин. Стоит сказать, что поселок считался элитным. Одним из его обитателей был владелец знаменитой кондитерской фабрики А. И. Абрикосов со своей огромной семьей и водочный магнат П. А. Смирнов.В 1902 году была срублена деревянная церковь Гребневской Иконы Божией Матери. В начале ХХ века к ней вела дорога, проложенная в лесу.
Гребневский храм строился по проекту московского архитектора П. А. Виноградова, творившего в стиле неоклассицизма и модерна. Освятили храм в 1904 году. Через два года появилась 20-метровая колокольня с семью колоколами и ризницей. Этот проект принадлежал архитектору А. У. Белевичу. Средства на строительство собирали сами дачники. Местным жителям пришлась по душе изящная шатровая церковь, выполненная в традициях русского деревянного зодчества XVI–XVII веков. Шло время, поселок разрастался: на 150 дачах обитало две тысячи жителей, не считая 100 крестьянских дворов. Во время службы церковь уже не могла вместить всех прихожан. Стало ясно, что нужен новый храм. Вопросом его возведения занялся один из дачников – Иван Афанасьевич Александренко. Для этого был и еще один повод – 300-летие Дома Романовых. Таким образом, 11 лет спустя на средства купца второй гильдии Ивана Александровича Александренко, рядом с деревянной Гребневской церковью был заложен новый каменный храм. Его возводил архитектор Василий Иванович Мотылев по рисунку художника и архитектора Сергея Ивановича Вашкова, ученика Виктора Михайловича Васнецова. Это первый в России храм, построенный из железобетона.
Интересен один факт. Мастерская архитектора Василия Ивановича Мотылева находилась по адресу Большая Дмитровка, дом 9. В ней располагался отдел, занимавшийся отоплением и вентиляцией, а также применением железобетона – строительного материала из бетона и стали, запатентованного в 1867 году Жозефом Монье. Церковь в поселке Клязьма стала первым храмом из железобетона, сооружённой на Подмосковной земле. Его традиционно относят к неорусскому стилю, но он обладает также чертами модерна — в частности, сложностью форм. Одноглавая церковь кажется устремленной ввысь благодаря четырем рядам килевидных кокошников, возвышающихся один над другим; их верхний ряд увенчан высоким барабаном со шлемовидным куполом. К квадратному в плане храму с востока примыкает полукруглый алтарь, с севера и юга — небольшие притворы, а с запада — трапезная со звонницей. Вытянутая вверх крыша звонницы необычной формы, под которой размещены колокола, усиливает ощущение устремленности храма в небо. Фронтон звонницы и кокошники украшены майоликовыми панно. На фасаде можно разглядеть изображения Николая Чудотворца и Святителя Алексия, митрополита Московского. Сегодня утраченные фрагменты изразцов заменены росписью. К сожалению, секреты создания специальной глазури утеряны. Стоит представить зеленую черепицу, которая покрывала крышу храма, да изразцовый арочный проем, да яркие краски керамических панно. Но и после всех потерь храм предстает как архитектурное чудо в окружении деревьев и частных домиков. Поскольку строительство церкви было приурочено к трехсотлетию дома Романовых, предполагалось ее освящение во имя Николая Чудотворца (святого покровителя императора Николая II) и Алексия, митрополита Московского (святого покровителя цесаревича Алексея Николаевича). Однако из-за революционных событий 1917-го ни расписать, ни освятить возведенный храм не успели.
В советское время жизнь поселка Клязьма изменилась. Ушла атмосфера легкости и веселья, общности и понимания при совершении дел на благо поселка. В 1920 году началась конфискация дач. В некоторых из них размещали приюты и школы для сирот и беспризорных детей. Часть была передана в ведение Московского Союза писателей. В этом было что-то грустно-символическое: ведь по традиции улицы поселка называли в честь русских писателей. Теперь здесь отдыхали и работали советские писатели. В 1930 годах в бывших дачах стали жить рабочие с предприятий, находившихся в Мытищах. Им было явно не до молитв.В неосвященной церкви святителя Николая Чудотворца шла жизнь, далекая от служения Богу. Это было просто здание, в котором размещались общежитие, коммунальные квартиры, пионерский лагерь, склад декораций и инвентаря Московского драматического театра им. А. Н. Островского, открытого в 1935 году.
В 1938 г. настоятель храма митрофорный протоиерей Леонид Флоренский был арестован и в 1939 г. сослан в Караганду (Казахстан). Умер отец Леонид в Караганде, примерно, в 1940 г. После закрытия неосвящённой Никольской и Гребневской церквей, в 1938 г. местные богоборцы их "неплохо" разорили, снесли колокольню деревянного храма и сбросили маковки с крестами, а уже позже, обе святыни прихода осквернили, использовав их не по назначению... Постепенно здания церквей разрушались. Ремонты не проводились. На крыше каменной церкви даже выросли березы. В 1989 году церкви Спасского прихода были переданы общине верующих, образовавшейся в Клязьме к тому времени, на основании Постановления главы администрации Московской области. 19 декабря 1989 г. (на праздник святителя Николая) в каменном храме был совершен первый водосвятный молебен – первое богослужение в будущем Спасском храме после пятидесятилетнего перерыва. На это событие прибыли священники из Никольского храма г. Пушкино и Покровского храма поселка Черкизово. Храм окропили святой водой – так состоялось малое освящение храма. Спустя некоторое время началось восстановление храма, длившееся более 10 лет. Было проведено газовое отопление, снаружи и изнутри церковь, получившая позже посвящение в честь Спаса Нерукотворного Образа была оштукатурена, расписаны алтарь, трапезная, притвор. Создан резной, позолоченный иконостас за счёт меценатов. Для храма были изготовлены красивые деревянные, резные киоты для икон. Приобретена церковная утварь, заказаны в иконостас иконы.
В 2006 году отреставрированная каменная церковь была освящена во имя Спаса Нерукотворного Образа. Отнесенная к Спасскому храму соседняя деревянная церковь Гребневской иконы Божией Матери служила летним храмом и была освящена чуть ранее - 15 августа 2002 года Митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием. Но простояла она совсем недолго, и 11 октября 2007 года деревянная Гребневская церковь сгорела. При этом чудесным образом уцелела икона Гребневской Божией Матери, да закладная доска 1902 года. Но Божией милостью был найден колокол, сброшенный с шатровой колокольни (На звоннице тогда висели 7 колоколов) в 1938 году. В 1903 году этот колокол подарила храму некая женщина - Ф. П. Кондрашова.
На месте сгоревшей церкви к 2015 году из армированного бетона возвели новую церковь, в целом повторяющую объемные формы утраченного деревянного здания. Рядом с ней поставлены две деревянные часовни, одна из них освящена в честь Благоверного князя Александра Невского, а другая — в честь Илии Пророка. Устремлённый ввысь апсидальный четверик Спасской церкви с малыми, центричными по боковым фасадам приделами, соединен пониженной галереей с трёхчастным притвором, переходящим во втором ярусе в звонницу. Пристроенная с запада звонница имела 15 колоколов. По центру звонницы — широкая арка трифория. Высокие плоскости фасадов здания расчленены по вертикали широкими лопатками на три неравные части, и завершены плавными линиями ложных закомар. Стройный восьмигранный световой шатёр скрыт тремя убывающими ярусами кокошников, повторяющими очертания закомар, и завершён удлинённым барабаном со шлемовидной главой. Пониженные приделы — имеют шатровые завершения.
Помимо необычного архитектурно-планировочного решения, церковь Спаса Нерукотворного в Клязьме, выделяется широким применением в наружной отделке поливной керамики — майолики, более характерной для Ярославского зодчества, нежели Подмосковного. Высокий ломаный фронтон звонницы, тимпаны центральных закомар и кокошников, стены переходной галереи почти до уровня окон — богато украшены майоликовыми панно, напоминающими по сдержанному цветовому колориту Врубелевские полотна. К сожалению, некоторые утраченные керамические фрагменты, (как, например, в изображениях на центральном фасаде св. Николая Мирликийского и митрополита Алексия) были дополнены масляной живописью. К серьёзным утратам следует отнести черепичное покрытие, сохранившееся только на шлеме главы. В прошлом зелёная черепица, насыщенные холодной цветовой гаммой керамические панно и широкая изразцовая арка портала были призваны создавать неповторимый, красочный облик храма Спаса Нерукотворного — редкого неорусского памятника.
Сегодня церковь Гребневской иконы Божией Матери, восстановленная в камне, и храм Спаса Нерукотворного образа объединены в один приход. Не отделено от церквей и дореволюционное здание бывшей церковно-приходской школы.
Источник: https://nataturka.ru/muzey-usadba/kliazma.html, https://monastery.ru/tserkov/tserkov-spasa-nerukotvornogo-obraza-na-klyazme/?ysclid=ltychz4hpu150927674, https://xn--80aabjhkiabkj9b0amel2g.xn--p1ai/post/cerkov-spasa-nerukotvornogo-obraza-v-klyazme%2C-pervyy-jelezobetonnyy-hram-v-rossii-2207?ysclid=ltybzdsnsw970827375