ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Тутаев. Собор Воздвижения Креста Господня.

Крестовоздвиженский собор


Тутаев. Собор Воздвижения Креста Господня
Собор. Действует.  
Престолы:Воздвижения Креста Господня, Введения во храм Пресвятой Богородицы, Смоленской иконы Божией Матери
Год постройки:1658.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Россия, Ярославская область, г. Тутаев, ул. Крестовоздвиженская, д. 47-а

Координаты: 57.878351, 39.545605
Проезд: автомобилем: в Ярославле переезжаете на левый берег Волги по новому мосту, при съезде моста налево. Указатели "ТУТАЕВ" или "База ДЕМИНО". По указателю "Демино" доезжаете до Тутаева (35 км от моста), в городе второй перекресток налево, до упора, направо 50 м. Ориентир - памятник павшим воинам. Храм с ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда автомобилем: в Ярославле переезжаете на левый берег Волги по новому мосту, при съезде моста налево. Указатели "ТУТАЕВ" или "База ДЕМИНО". По указателю "Демино" доезжаете до Тутаева (35 км от моста), в городе второй перекресток налево, до упора, направо 50 м. Ориентир - памятник павшим воинам. Храм с дороги не виден - он закрыт кремлевскими валами. Моста в городе нет, зимой можно переправиться по льду, летом нерегулярно работает паром. От железнодорожного вокзала ходят маршрутные автобусы - с табличкой левый берег Тутаев.



Сортировка:

Собор Воздвижения Креста Господня, , Тутаев, Тутаевский район, Ярославская область
Сергей Меркулов
25 сентября 2022
Собор Воздвижения Креста Господня, Вид с правого берега<br>, Тутаев, Тутаевский район, Ярославская область
Вид с правого берега
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Илья "BIM" Бесхлебный
9 марта 2019
Собор Воздвижения Креста Господня, , Тутаев, Тутаевский район, Ярославская область
Андрей Т.
26 июля 2014
Собор Воздвижения Креста Господня, Вид с со стороны Волги<br>, Тутаев, Тутаевский район, Ярославская область
Вид с со стороны Волги
JuNe
4 марта 2006
Собор Воздвижения Креста Господня, Вид на собор с креспостного вала<br>, Тутаев, Тутаевский район, Ярославская область
Вид на собор с креспостного вала
Александр Викторович Шипилин
27 марта 2005
Собор Воздвижения Креста Господня, , Тутаев, Тутаевский район, Ярославская область
Altaets
14 апреля 2021
Собор Воздвижения Креста Господня, , Тутаев, Тутаевский район, Ярославская область
Altaets
14 апреля 2021
Собор Воздвижения Креста Господня, , Тутаев, Тутаевский район, Ярославская область
KotelnikovR.
25 ноября 2018
Собор Воздвижения Креста Господня, Вид с древнего вала<br>, Тутаев, Тутаевский район, Ярославская область
Вид с древнего вала
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
29 апреля 2015
Собор Воздвижения Креста Господня, Вид с древнего вала<br>, Тутаев, Тутаевский район, Ярославская область
Вид с древнего вала
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
29 апреля 2015
Собор Воздвижения Креста Господня, вид с запада<br>, Тутаев, Тутаевский район, Ярославская область
вид с запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
20 декабря 2014
Собор Воздвижения Креста Господня, вид с севера<br>, Тутаев, Тутаевский район, Ярославская область
вид с севера
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
20 декабря 2014
Собор Воздвижения Креста Господня, вид с юго-запада<br>, Тутаев, Тутаевский район, Ярославская область
вид с юго-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
20 декабря 2014
Собор Воздвижения Креста Господня, вид с юга<br>, Тутаев, Тутаевский район, Ярославская область
вид с юга
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
20 декабря 2014
Собор Воздвижения Креста Господня, , Тутаев, Тутаевский район, Ярославская область
oldboy
17 августа 2014
Собор Воздвижения Креста Господня, Южный фасад<br>, Тутаев, Тутаевский район, Ярославская область
Южный фасад
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел Лабутин
12 июня 2014
Собор Воздвижения Креста Господня, Колокольня собора Воздвижения Креста Господня.<br>, Тутаев, Тутаевский район, Ярославская область
Колокольня собора Воздвижения Креста Господня.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
8 мая 2013
Собор Воздвижения Креста Господня, , Тутаев, Тутаевский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Илья "BIM" Бесхлебный
22 февраля 2013
Собор Воздвижения Креста Господня, , Тутаев, Тутаевский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Илья "BIM" Бесхлебный
22 февраля 2013
Собор Воздвижения Креста Господня, , Тутаев, Тутаевский район, Ярославская область
AlenenOK
1 мая 2011
Собор Воздвижения Креста Господня, , Тутаев, Тутаевский район, Ярославская область
MILAV V
11 августа 2010
Собор Воздвижения Креста Господня, информациz о храме, фресках и приходской жизни - www.fondrt.ru<br>, Тутаев, Тутаевский район, Ярославская область
информациz о храме, фресках и приходской жизни - www.fondrt.ru
Денис Костин
22 июля 2008
Собор Воздвижения Креста Господня, вид с крепостного вала<br>, Тутаев, Тутаевский район, Ярославская область
вид с крепостного вала
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел Богданов
7 января 2008
Собор Воздвижения Креста Господня, , Тутаев, Тутаевский район, Ярославская область
Полина
8 июля 2007
Собор Воздвижения Креста Господня, , Тутаев, Тутаевский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
22 сентября 2006
Собор Воздвижения Креста Господня, , Тутаев, Тутаевский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
22 сентября 2006
Собор Воздвижения Креста Господня, , Тутаев, Тутаевский район, Ярославская область
JuNe
4 марта 2006
Собор Воздвижения Креста Господня, , Тутаев, Тутаевский район, Ярославская область
JuNe
4 марта 2006
Собор Воздвижения Креста Господня, , Тутаев, Тутаевский район, Ярославская область
JuNe
4 марта 2006
Собор Воздвижения Креста Господня, , Тутаев, Тутаевский район, Ярославская область
JuNe
4 марта 2006
Собор Воздвижения Креста Господня, Фото В.В. Лелецкого<br>, Тутаев, Тутаевский район, Ярославская область
Фото В.В. Лелецкого
Андрей Агафонов
1 апреля 1991
Собор Воздвижения Креста Господня, восточный придельный шатер<br>, Тутаев, Тутаевский район, Ярославская область
восточный придельный шатер
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
20 декабря 2014
Собор Воздвижения Креста Господня, Тутаев. Собор Воздвижения Креста Господня.<br>, Тутаев, Тутаевский район, Ярославская область
Тутаев. Собор Воздвижения Креста Господня.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
8 мая 2013
Собор Воздвижения Креста Господня, Тутаев. Собор Воздвижения Креста Господня.<br>, Тутаев, Тутаевский район, Ярославская область
Тутаев. Собор Воздвижения Креста Господня.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
8 мая 2013
Собор Воздвижения Креста Господня, Тутаев. Собор Воздвижения Креста Господня.<br>, Тутаев, Тутаевский район, Ярославская область
Тутаев. Собор Воздвижения Креста Господня.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
8 мая 2013
Собор Воздвижения Креста Господня, , Тутаев, Тутаевский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Илья "BIM" Бесхлебный
22 сентября 2015
Собор Воздвижения Креста Господня, Древо Пресвятой Богородицы, сюжет в южной части основного объема<br>, Тутаев, Тутаевский район, Ярославская область
Древо Пресвятой Богородицы, сюжет в южной части основного объема
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
20 декабря 2014
Собор Воздвижения Креста Господня, центральный неф главного объема, вид на иконостас<br>, Тутаев, Тутаевский район, Ярославская область
центральный неф главного объема, вид на иконостас
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
20 декабря 2014
Собор Воздвижения Креста Господня, вид на входной портал в храмовую часть<br>, Тутаев, Тутаевский район, Ярославская область
вид на входной портал в храмовую часть
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
20 декабря 2014
Собор Воздвижения Креста Господня, зпадный малый световой барабан и фрагмент северо-западной стены под ним<br>, Тутаев, Тутаевский район, Ярославская область
зпадный малый световой барабан и фрагмент северо-западной стены под ним
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
20 декабря 2014
Собор Воздвижения Креста Господня, южный малый световой барабан<br>, Тутаев, Тутаевский район, Ярославская область
южный малый световой барабан
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
20 декабря 2014
Собор Воздвижения Креста Господня, юго-западная часть свода<br>, Тутаев, Тутаевский район, Ярославская область
юго-западная часть свода
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
20 декабря 2014
Собор Воздвижения Креста Господня, роспись юго-западной стены основного объема<br>, Тутаев, Тутаевский район, Ярославская область
роспись юго-западной стены основного объема
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
20 декабря 2014
Собор Воздвижения Креста Господня, главный световой барабан, вид с северо-запада<br>, Тутаев, Тутаевский район, Ярославская область
главный световой барабан, вид с северо-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
20 декабря 2014
Собор Воздвижения Креста Господня, юго-восточный придел, вид на алтарь<br>, Тутаев, Тутаевский район, Ярославская область
юго-восточный придел, вид на алтарь
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
20 декабря 2014
Собор Воздвижения Креста Господня, центральная чась свода, вид с востока<br>, Тутаев, Тутаевский район, Ярославская область
центральная чась свода, вид с востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
20 декабря 2014
Собор Воздвижения Креста Господня, юго-восточная придельная галерея<br>, Тутаев, Тутаевский район, Ярославская область
юго-восточная придельная галерея
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
20 декабря 2014
Собор Воздвижения Креста Господня, входной портал из паперти в храм<br>, Тутаев, Тутаевский район, Ярославская область
входной портал из паперти в храм
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
20 декабря 2014
Собор Воздвижения Креста Господня, , Тутаев, Тутаевский район, Ярославская область
oldboy
17 августа 2014
Собор Воздвижения Креста Господня, Росписи в интерьере<br>, Тутаев, Тутаевский район, Ярославская область
Росписи в интерьере
oldboy
17 августа 2014
Собор Воздвижения Креста Господня, автор Татьяна Костина<br>, Тутаев, Тутаевский район, Ярославская область
автор Татьяна Костина
ДенK
17 февраля 2008
Собор Воздвижения Креста Господня, , Тутаев, Тутаевский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
22 сентября 2006
Собор Воздвижения Креста Господня, , Тутаев, Тутаевский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
22 сентября 2006
Собор Воздвижения Креста Господня, , Тутаев, Тутаевский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
22 сентября 2006
Собор Воздвижения Креста Господня, , Тутаев, Тутаевский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
22 сентября 2006
Собор Воздвижения Креста Господня, , Тутаев, Тутаевский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
22 сентября 2006
Собор Воздвижения Креста Господня, , Тутаев, Тутаевский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
22 сентября 2006
Собор Воздвижения Креста Господня, , Тутаев, Тутаевский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
22 сентября 2006
Собор Воздвижения Креста Господня, , Тутаев, Тутаевский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
22 сентября 2006
Собор Воздвижения Креста Господня, , Тутаев, Тутаевский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
22 сентября 2006
Собор Воздвижения Креста Господня, , Тутаев, Тутаевский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
22 сентября 2006
Собор Воздвижения Креста Господня, , Тутаев, Тутаевский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
22 сентября 2006
Собор Воздвижения Креста Господня, , Тутаев, Тутаевский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
22 сентября 2006
Собор Воздвижения Креста Господня, , Тутаев, Тутаевский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
22 сентября 2006
Собор Воздвижения Креста Господня, , Тутаев, Тутаевский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
22 сентября 2006
Собор Воздвижения Креста Господня, Фрески Гурия Никитина<br>, Тутаев, Тутаевский район, Ярославская область
Фрески Гурия Никитина
Well
Собор Воздвижения Креста Господня, Эта фотография свидетельствует, как храм выглядел в 1960-е годы.<br>, Тутаев, Тутаевский район, Ярославская область
Эта фотография свидетельствует, как храм выглядел в 1960-е годы.
Алексей Кротов
1 июля 1960
Собор Воздвижения Креста Господня, Фото из журнала "Светоч и Дневник писателя".<br>, Тутаев, Тутаевский район, Ярославская область
Фото из журнала "Светоч и Дневник писателя".
Андрей Агафонов
1910
Собор Воздвижения Креста Господня, Фото из журнала "Художественные сокровища России".<br>, Тутаев, Тутаевский район, Ярославская область
Фото из журнала "Художественные сокровища России".
Андрей Агафонов
1903
Собор Воздвижения Креста Господня, "Воздвиженский собор в Романове". Фотография С.М. Прокудина-Горского, 1911 год, источник - сайт проекта "Наследие Прокудина-Горского"<br>, Тутаев, Тутаевский район, Ярославская область
"Воздвиженский собор в Романове". Фотография С.М. Прокудина-Горского, 1911 год, источник - сайт проекта "Наследие Прокудина-Горского"
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
Собор Воздвижения Креста Господня, Фото с сайта http://andcvet.narod.ru<br>, Тутаев, Тутаевский район, Ярославская область
Фото с сайта http://andcvet.narod.ru
Андрей Агафонов
Собор Воздвижения Креста Господня, Фото с сайта http://andcvet.narod.ru<br>, Тутаев, Тутаевский район, Ярославская область
Фото с сайта http://andcvet.narod.ru
Андрей Агафонов
Собор Воздвижения Креста Господня, , Тутаев, Тутаевский район, Ярославская область
Паладьев Павел
16 апреля 2018
Собор Воздвижения Креста Господня, автор Татьяна Костина<br>, Тутаев, Тутаевский район, Ярославская область
автор Татьяна Костина
ДенK
17 февраля 2008



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


JuNe  15 апреля 2006

Собор – деревянный, существовавший на этом месте – наверняка заложен еще в 14-м столетии князем Романом. Возле него, видимо, был и дворец этого князя, соединенный с собором особым переходом, как в Переславле Залесском, хотя источники про это ничего не говорят. На такую композицию, кроме аналогий, намекает и несимметричное положение собора относительно валов. Видимо, дворец располагался примерно на месте нынешнего сада, “вытесняя” собор от геометрического центра крепости. В литературе нет датировки нынешнего каменного собора. В одной книге написано, что он возведен целиком в 17-м столетии, в других - что его стали строить еще во времена Ивана Грозного, но строительство затянулось, одновременно начались переделки, и весь процесс занял столетие. Окончательно облик храма сложился, видимо, к 1652 году, когда его доделывала артель ярославских мастеров.

На мой взгляд, если собор и был начат в 16-м веке, от тех времен осталась только сама идея крупного центрального “куба”. Вероятно, старый собор, если он был, сильно разрушили в Смуту. Во всяком случае, все, что мы видим на “поверхности” – ложные закомары, мелкие шатры – типичные признаки 17-го века. Местами поработал еще и архитектор 19-го века, окончательно сбивая зрителя с толку. Показательно, что стены собора, придвинутые вплотную к валам, декорированы с меньшим старанием, чем те, которые смотрят на “свободный воздух”, и именно там в 19-м столетии кто-то решил “сделать покрасивее”. Фрески собора выполнены ярославской артелью при участии костромичей. Колокольня, пристроенная к храму, знаменита тем, что там сидел в заточении лидер раскола поп Лазарь. Но служил Лазарь не здесь, а в другом храме города, Покровском.

По материалам сайта http://archeologia.narod.ru


Денис Костин  18 июля 2008
Храм Воздвижения Креста Господня был построен середине XVII века, около 1658 года, на месте прежнего, возведенного в древнем кремле города Романова, ныне именуемого Тутаевым.

Так, около 1283 г., после «соборного советования», по свидетельству Супоневской летописи, была заложена соборная церковь во имя Воздвижения Креста Господня на левом берегу реки, «супротив Борисоглебской стороны». По преданию, первостроителем кремля был угличский князь благоверный Роман Владимирович Святой (1261-1285гг.).

Первоначально соборный храм был деревянным, как и окружавшие его стены кремля. Высокий земляной вал с двух сторон, крутые берега Волги и прилегающего оврага, надвратные и угловые башни составляли мощь крепости, защищали собор.

При ростовском митрополите Ионе Сысоевиче (1652-1691 гг.) в Романове начинается возведение каменного собора. К 1658 году он имел 2 каменных шатра, шатровую колокольню, паперть и 2 придела: Введения во храм Пресвятой Богородицы и в честь Смоленской иконы Богоматери. Царь Алексей Михайлович жалует для проведения работ 100 рублей и список Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы для храма. Роспись собора происходила в два приема. Сначала была расписана паперть в начале 1650-х годов артелью костромских иконописцев под руководством Василия Ильина и участии Гурия Никитина и Сергия Рожкова. Роспись главного храма выполнена уже в 1676 году костромичами и ярославцами во главе с Гурием Никитиным, названным одним из исследователей «последним великим художником Древней Руси». Так создавалось «Золотое кольцо» России.

Перед закрытием храма в 1930 году в списках прихожан значились самые старинные и уважаемые фамилии города. Для закрытия храма у власти был веский аргумент – община не смогла собрать денег на срочный ремонт храма, и его закрыли.

В 1918 году город утратил данное благоверным князем свое исконное имя, став Тутаевым.

В 1992 году возвращен РПЦ, в настоящее время настоятель – иеромонах Антоний (Таньков), существует община, проводятся регулярные богослужения.

Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  22 января 2015

Крестовоздвиженский собор, согласно летописному сказанию, основан пятым угличским князем Романом Святым, а по родословной русских князей Романом Васильевичем, младшим сыном ярославского князя Василия Давидовича. В 1345 г. Роман Васильевич получив в удел испепеленный монголами Романов, возобновил, вновь устроил его и самый собор деревянный.

Ныне существующий каменный собор построен в 1658 г. На постройку его дано было царем Алексеем Михайловичем 100 руб. Храм имеет отопление в одном Введенском приделе, собор крепок. Престолов три: в честь Воздвижения св. и Животворящего Креста Господня, в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, во имя Смоленской Божией Матери. Собор устроен усердием граждан. К собору приписана тюремная церковь во имя Пресвятой Богородицы Всех Скорбящих Радости, устроена в 1860 г.

Чтимые особо в соборе святыни: икона Пресвятой Богородицы Тихвинской, подаренная собору царем Михаилом Федоровичем Романовым, чудотв. икона Пресвятой Богородицы Свенской, снимок с явленной чудотв. иконы Пресвятой Богородицы в Орловской губернии (1288 г.), икона Пресвятой Богородицы Владимирской, приобретена в Ярославле в 1816 г., украшена благотворителями, икона с изображением на финифти Страстей Угодников Божьих, пожертвована помещицей Анной Кон. Зацепиной в 1890 г., серебряный напрестольный крест со св. мощами.

За отчисленную к городу в 1846 г. землю соборный причт получает 214 руб. 28 коп. из городских доходов. Церковный дом для причта. По плану земли при доме положено 1696 кв. саж. Церковного капитала в билетах 6015 руб. 64 коп. В ведении собора находятся две деревянные часовни в центре города, когда и кем построены – неизвестно. Прихожан 50 муж. пола и 48 жен. Собор на левом, высоком берегу р. Волги. Площадь, занимаемая собором, ровная, с востока и юга окружена валом. Прихожане исключительно жители города. В ведении собора две богадельни: Хлобыстинская и Беспаловская, обе обеспечены теми благотворителями, фамилии которых носят. Штатный состав причта: настоятель-протоиерей, священник, диакон и два псаломщика. Казенного жалованья причту 1029 руб. и от общегородского общества: за уступленную в 1846 г. землю – 214 руб. 28 коп., жалованья от того же общества 128 руб. 60 коп. и на обеспечение вакансии священника 200 руб. в год. Причтового капитала в процентных бумагах 15 248 руб.

«Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г.


Вадим кр
 
Вадим кр  6 июня 2016

Старинный городок Тутаев на Волге насчитывает не одно столетие удивительной истории. Основная духовная достопримечательность бывшего города Романова - Крестовоздвиженский собор, местоположение которого не позволяет просматривать его с любого подъезда, ведь он расположен за мощными кремлевскими стенами со стороны ул. Красноармейской, 47а, на левом берегу Волги.

Каменный соборный храм был воздвигнут на месте утраченного древнего деревянного храма во имя Воздвижения Креста Господнего, построенного в 1238 году. Уже к 1658 году каменный Крестовоздвиженский собор имел две шатровни, колокольню, паперть и престолы во имя Введения Богородицы во храм и во имя иконы Смоленской Богоматери. Регулярное богослужение и Божественные литургии проводились вплоть до 1930 года, когда храм был закрыт из-за неспособности прихода собрать деньги для его восстановления.

В 1992 году храм был снова открыт для прихода и регулярных богослужений. Но, не смотря на это, в соборе остается множество нерешенных проблем: катастрофическое состояние древних фресок, повышенный уровень грунтовых вод относительно храмового фундамента, маленькое финансирование. Молодая приходская община во главе с иеромонахом Антонием сегодня справляется с задачей поддержки и восстановления святыни, внесенной в список историко-архитектурных памятников РФ.

http://www.voronezhgid.ru/architecture/monastery/krestovozdvizhenskiy-monastir.html


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  11 декабря 2019

Почти одновременно с возведением Воскресенского собора на Борисоглебской стороне велось сооружение и Крестовоздвиженского собора, "что в валах" на Романовской стороне. Хотя оборонное значение крепости для жителей Романова к этому времени постепенно исчезало, вековая традиция ставить храмы на старом месте продолжалась. Крестовоздвиженский собор, сохранившийся до наших дней, сменил две деревянные церкви.

Первый храм в честь Воздвижения Креста Господня был поставлен пятым угличским князем Романом Владимировичем, сыном кнзя Владимира Константиновича в 1283 году на территории древней крепости, в северо-восточном углу городища, окружённого земляными валами. Этот храм был сожжён при нашествии монголов. Следующий был заложен в 1345 году князем Романом Васильевичем. Каменный же заложили в 1618 году после изгнания польско-литовских шаек с волжских берегов. Собор строился 40 лет на пожертвования прихожан и купцов. Это объясняется тем, что это был первый каменный храм города Романова, да и средств на его возведение в то время не хватало. По прошению жителей города царь Алексей Михайлович пожертвовал 100 рублей на завершение строительства.

Как и Воскресенский собор на Борисоглебской стороне, Крестовоздвиженский на Романовской становился средоточием духовной жизни города Романова. Построенный также ярославскими мастерами, собор отличался несколько меньшими размерами и меньшей насыщенностью декора фасадов. Вплотную придвинутые к крепостному валу восточный и северный фасады декорированы скупо, тогда как выходящий к городу юго-восточный придел, напротив, украшен с изяществом и пышностью. Четырёхстолпный храм без подклета увенчан пятью мощными луковичными главами. Спокойный массив основного объёма здания в верхних частях заканчивает сложный рисунок пяти глав и трёх шатров, отличающихся разнообразием очертаний и вместе с тем чёткостью ритмической организации. С трёх сторон храм окружали невысокие галереи-паперти (перстроены в ХIХ в.) и два придела, завершённые декоративными шатрами, с шатровой колокольней середины ХVII века. Прясла стен собора, расчленённые простыми гладкими лопатками и полуциркульными окнами, завершали красиво прорисованные полукружия закомар. Впоследствии закомары были включены в четырёхскатную кровлю, покрывшую храм.

Вскоре после завершения строительства собор был расписан, по-видимому, артелью костромских живописцев под руководством знаменитых изографов Гурия Никитина и Василия Ильина. В отличие от фресок Воскресенского собора, этим росписям свойственна большая простота и монументальность, стремление к крупным масштабам и лаконичным формам. Почти квадратные клейма отдельных композиций выстраиваются в горизонтальные пояса, охватывающие все пространства храма. Столбы заполнены рядами отдельно стоящих фигур. В сложные поверхности парусов, арок и сводов вписаны скомпонованные сцены. Даже многофигурные изображения отличает изящество композиционного рисунка, строгий линейный ритм, чётко читающиеся на светлых фонах силуэты, размеренность движений. Особое единство фрескам придают вытянутые формы узорчатых сказочных архитектурных "палат", пейзажное окружение и светлый мажорный колорит. В декоре храма, пожалуй, наиболее выразительны сцены "Страстей Господних", расположенные на южной стене. Они отличаются экспрессией и острыми реалистическими характеристиками. Интересны и другие изображения: "Чудесный лов рыбы", повествующий о последнем явлении воскресшего Христа ученикам на море Тивериадском; "Древо Иесеево", раскрывающее земную родословную Иисуса. До настоящего времени сохранился только каркас уникального иконостаса, датированного ХVII веком.

Из брошюры-путеводителя: "Тутаев (по заказу Тутаевского бюро путешествий и экскурсий). - Москва, издательство: "Внешторгиздат", 1977


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  14 мая 2024

«…Крестовоздвиженский собор на романовской стороне стоит в самом древнем месте города, в кольце хорошо сохранившегося земляного вала. Когда-то на этой небольшой, в сущности, площадке, теснился весь старый Романов. Теперь в кольце валов — пусто. Дома отодвинулись, и собор, открытый со всех сторон, кажется очень величественным. Это сложная композиция, в которой массивный куб самого собора, увен­чанный пятью главами, до половины закрыт кольцом гале­реи и прицелов. Но его основной объем очень спокоен, прост. Гладкие стены разделены простыми лопатками с капителями, превращающими их почти в классические пилястры, на которые тоже очень конструктивно опира­ются архивольты (обрамления) правильных, полукруглых закомар.

Спокойная Массивность центральной части отте­нена маленькими кубиками приделов, примкнутых к нему с юга и севера, над которыми тянутся вверх стройные шатрики. Композиция собора была бы строго симметрич­ной, если бы не вторгалась в нее примыкающая к северо­западному углу собора нарядная шатровая колокольня. Она сразу меняет строгий, замкнутый образ ансамбля, вно­сит динамику, живописность, характерную для древнерус­ской архитектуры свободу построения.

Вся эта сложная, как будто даже противоречивая кое в чем композиция может навести на мысль, что создавалась она не в одно время. Но нет, все это — архитектура сере­дины XVIII века, все задумано вместе, все контрасты на­меренные, художественно продуманные. Только южная и западная части галереи не современны в нынешнем их виде самому храму. Они перестроены уже в XIX веке в упрощенных классических формах.

Внутренние стены и своды собора — сплошь расписаны, вероятно, вскоре после постройки. По характеру письма исследователи предполагают, что здесь работали знамени­тые костромские мастера — Василий Ильин, Гурий Ники­тин и другие…»

Герчук Ю.Я., Домшлак М.И. Художественные памятники Верхней Волги от Калинина до Ярославля. - М., 1976. http://www.rusarch.ru/gerchuk1.htm


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  14 января 2025

«…Начало строительства Крестовоздвиженского собора предположительно относится ко 2-й пол. ХVІ века - ко времени, когда Иван IV Грозный принял решение отдать город в наместничество ногайским татарам-мурзам. Вслед за этим решением из Москвы от царя, по-видимому, последовал указ - строить в Романове, в кремле, на месте ветхой деревянной каменную церковь, дабы сооружением ее повысить роль местного духовенства в деле христианизации переселенных татар. Строительство ее велось на средства, которые поступали из царской казны, и скорее всего, силами москвичей. К концу XVI века собор был построен и расписан.

Постепенно он «оброс» пристройками, во многом исказившими его первоначальный облик. Для того чтобы по достоинству оценить изначальное сооружение, надо мысленно восстановить его позакомарное покрытие, односкатную крышу апсид заменить волнистой, посводчатой; убрать из поля зрения более поздние приделы и шатровую колокольню, а также снять вокруг собора грунт на глубину около 50 см. Очищенный от «скорлупы» поздних пристроек, он неожиданно окажется зданием компактным по объему, лаконичным по декору и на редкость похожим на соборные храмы грозненского времени.

Три массивные широкие апсиды, некогда перекрытые посводчатой кровлей, переходили в плоскости стенных прясел, лишенных убранства. Прясла оканчивались мощными дугами полуциркульных закомар. Фронтоны их были украшены кривыми тягами дробного профиля и рядом «зубчика». Световые цилиндрические барабаны, увенчанные шлемовидным покрытием, завершали всю эту конструкцию - ясную по формам и скупую по декору.

После Смутного времени в Романове первым делом было решено восстановить именно этот собор. Так на нем появилась новая кровля, были поправлены своды, к концу 1640-х годов пристроили паперть с западной стороны, а у южного фасада поставили придел в имя Смоленской иконы Божией Матери.

В начале 1650-х годов паперть собора была расписана. Вероятно, работы возглавлял крупный мастер стенного писания той поры костромич Василий Ильин (Запокровский). Под его руководством трудились и начинающие, впоследствии знаменитые художники - Гурий Никитин и Сергей Васильев. Принято считать, что Василием Ильиным как главой артели выполнялись росписи на библейские сюжеты, в частности, к ним относится «Сотворение мира». С первого взгляда, даже при значительных утратах авторской живописи, эта сцена покоряет воображение высоким артистизмом, свойственным одаренным художественным натурам.

Авторство Гурия Никитина угадывается в расположенной над порталом монументальной композиции «Спас Нерукотворный». В этой ранней работе мастера решительно заявило о себе его яркое дарование - стремление к живописной обобщенности формы и выразительности образа. Величественный образ Спаса с кротким взглядом, источающим по- человечески светлую печаль, возможно, был навеян образом Борисоглебского Спаса ХV века из Воскресенского собора.

Третий мастер, Сергей Васильев, участвовал в написании «Страшного Суда» - большой фрески, обычно размещаемой внутри храма над входом. В ней художники прошлого стремились с наибольшей выразительностью представить сцены грядущей, по их мнению, кончины мира, ожиданием чего было пронизано мировоззрение людей перед наступлением 1666 года.

В этой фреске всё наполнено грозными и сумрачными видениями не внявшие мудрым словам пророка Моисея толпы грешников, среди которых в первых рядах изображены голландцы, низвергаются в ад, где разворачиваются устрашающие картины мучений. Следует отметить также редко встречающуюся в стенописях XVII века апокалипсическую композицию «Битва архангела Михаила с сатаной». Могучая, исполненная экспрессии фигура архангела указывает на почерк Гурия Никитина, вероятно, работавшего и над этой частью росписи. В 1652 году мастера были отозваны в Москву.

На царскую ругу размером в 100 рублей и на собранные с населения «соборные деньги» у северо-западного угла была поставлена колокольня. В ее облике немало общих черт с московскими колокольнями середины - 2-й пол. XVII века.

К концу 1650-х годов собор уже представлял собой храм с южным приделом шатровой колокольней, планом и формами заметно напоминающий ярославские церкви той же поры. Когда в 1670-х к северному фасаду собора пристроили второй придел во имя Введения Богородицы, завершив его таким же шатром, но украсив иным декором, то главный романовский соборный храм, фланкированный приделами, и вовсе внешне стал напоминать распространенный тип ярославского посадского храма 2-й пол. ХVІІ века.

К последней четверти XVII века строительные работы в соборе были завершены. Оставалось лишь устранить бросающееся в глаза несоответствие свежей, недавно законченной росписи соборной паперти и старой, местами утраченной стенописи храмовой части. С этой целью в 1676 году стены собора были вновь украшены фресками.

В артель, которую возглавлял Гурий Никитин, входили не только костромичи, но и ярославцы. В ее составе, согласно предположению некоторых исследователей, находился известный ярославский художник середины ХVІІ века Севастьян Дмитриев.

Достаточно беглого взгляда на фрески, чтобы сразу же сделать вывод об особенностях системы соборной росписи. Здесь, например, наряду с традиционными сюжетами есть и такие, чье место определялось их значением в условиях новой исторической обстановки. Если в куполе центрального барабана, согласно традиции, располагался Пантократор, «с высоты небесной озирающий Вселенную», то на восточном простенке, где обычно размещалась храмовая сцена или часть развернутого Богородичного цикла, теперь была «Троица Новозаветная». Ее включение в систему стенописи, явно противоречащее постановлениям Церковных Соборов 1666-1667 годов, по мысли составителей или исполнителей росписи было призвано подчеркнуть идею троичности Божества в ее «более философском» новгородском варианте.

В конце апсиды, где ранее помещался сюжет «Великий Вход» на тему Божественной Литургии, представлена композиция «О тебе радуется...», связанная с почитанием Богородичного культа, также распространенного в новгородском искусстве. На столпах храма, что становится особенно частым явлением в русских стенописях со 2-й пол. XVII века, представлены изображения святых греческой и русской Церкви. Среди них: св. блгв. княгиня Ольга, св. угличский князь Роман, св. царевич Димитрий, прп. Димитрий Прилуцкий и многие другие.

В нижнем поясе западных столпов расположены фрагментарно сохранившиеся изображения наиболее чтимых в городе икон. В числе их «Богоматерь Смоленская», в честь которой был построен южный придел, и «Богоматерь Казанская», образ которой был особенно почитаем у «ревнителей древлего благочестия». Наиболее существенные в сюжетном отношении фрески располагаются на противоположном стенах - южной и северной. На южной большой цикл Страстей Господних, стилистически родственный ростовским стенописям в Воскресенском соборе на Борисоглебской стороне, где годом раньше работала эта же артель.

Стены изображенного дворца римского наместника Понтия Пилата по роскоши убранства и характеру орнамента напоминают утраченные росписи Золотой палаты Московского Кремля, выполненные под руководством Симона Ушакова в 1675 году и известные по описанию голландского путешественника Конрада ван Кленка. Лодка из сцены «Прибытие Христа с апостолами на проповедь» по типу близка речным судам, которые издревле строились мастерами города Романова и назывались «романовками». Таких реалий в росписи немало. На западной стороне южной стены сцена Страсти Господни оканчивается композицией «Корень Иесеев», написанной по мотивам Евангелия от Матфея.

Принимая во внимание, что фрески расположены на южной стене, практически не освещаемой лучами солнца, в целях создания колористического единства художники намеренно усилили звучание цветовой оркестровки на этой стене. Ритмично чередующиеся снежно-белые, золотисто-желтые, пурпурно-красные, оливково-зеленые, наконец, звонкий и чистый голубец все цвета способствуют глубокому и радостному восприятию этого далекого и красочного мира. Любовь к деталям, сохранившаяся еще от «строгановских» икон, точность и изящество в изображении персонажей, пристрастие к Декоративности и красочному созвучию - характерные черты ярославской живописи той поры можно увидеть и в этих росписях.

Вторую группу составляют композиции, расположенные на плоскости северной стены и раскрывающие содержание церковного предания из истории Креста Господня. Этот цикл, к сожалению, дошел до нас в плохой сохранности. Но, невзирая на отдельные утраты авторской живописи, роспись производит большое впечатление. Особенно захватывает динамизм событий, развернутых в среде двухмерного пространства. Цветовая гамма этой росписи, может быть, не столь богата - в основном использованы коричнево-красные и серовато-синие цвета, но ее сдержанный характер в полной мере отвечает замыслу. Некоторые настойчиво повторяющиеся в композициях черты стиля - сложность ракурсов отдельных фигур, рисунок одежд и явное стремление к выразительности образа, указывают на почерк Гурия Никитина.

Вероятно, под его началом была написана большая фреска «Союзом любве связуеми апостоли...», расположенная к западу от цикла росписей на тему Креста Господня. В ней изображен Христос, окруженный апостолами на фоне стилизованного растительного орнамента.

Самая выразительная в художественном отношении часть росписи на западной стене. Здесь представлен «Апокалипсис» - грандиозная панорама крушения мира, данная, однако, в сокращенной редакции. Эта тема со 2-й пол. XVII века становится главной в старообрядческой литературе. Исполненное глубокого драматизма содержание соответствовало мироощущению большинства людей в периоды бедствий. Особенно усилились эсхатологические настроения после раскола Русской Церкви, вызванного реформами патриарха Никона в 1653-1666 годы.

Колорит росписи, состоящий из серо-синих, серо-зеленых, охристых, розоватых, палевых, оранжевых цветов, напоминает палитру ярославских художников. Фресковые росписи 1676 года были последним творческим штрихом в создании такого прекрасного архитектурно-художественного плекса, каким является Крестовоздвиженский собор…»

Источник: А.Н. Горстка, В.И. Ерохин «Романов-Борисоглебск (Тутаев). Путеводитель», ИП Верхов С.И., 2012, стр. 22-27



Комментарии и обсуждение


Роспись паперти и южной галереи датируется 50-ми годами XVII века. В этих работах Гурий Никитин также принимал участие, но ещё в качестве подмастерья.
22 июля 2009.

Видеосюжет о соборе на телеканале СОЮЗ
4 февраля 2013, Т..

Весной 2012 года создан Благотворительный фонд по сохранению художественного наследия Гурия Никитина. Основная цель фонда - восстановление и реставрация Крестовоздвиженского собора в г.Тутаеве.

сайт фонда www.fond-gn.ru

28 июля 2015, ДенK.

Настоятель храма - игумен Антоний (Таньков), frt_romanov@rambler.ru всегда проведет экскурсию по замечательному храму, либо попросит дежурного открыть храм.

28 июля 2015, ДенK.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.