ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Кидекша. Борисоглебский монастырь. Церковь Бориса и Глеба.

Борисоглебская церковь


Кидекша. Борисоглебский монастырь. Церковь Бориса и Глеба
Церковь. Не действует.  
Престолы:Бориса и Глеба
Архитектурные стили:Древнерусский (подробнее >>), Владимиро-Суздальская школа
Год постройки:1152.
Адрес:
Владимирская область, Суздальский район, с.Кидекша, 81

Координаты: 56.424793, 40.527893
Входит в коллекцию:Домонгольские храмы Древней Руси





Сортировка:

Борисоглебский монастырь. Церковь Бориса и Глеба, , Кидекша, Суздальский район, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Безрукова Галина
20 октября 2024
Борисоглебский монастырь. Церковь Бориса и Глеба, , Кидекша, Суздальский район, Владимирская область
Altaets
15 апреля 2021
Борисоглебский монастырь. Церковь Бориса и Глеба, , Кидекша, Суздальский район, Владимирская область
Altaets
15 апреля 2021
Борисоглебский монастырь. Церковь Бориса и Глеба, , Кидекша, Суздальский район, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
15 сентября 2019
Борисоглебский монастырь. Церковь Бориса и Глеба, , Кидекша, Суздальский район, Владимирская область
Алексей Кротов
22 сентября 2018
Борисоглебский монастырь. Церковь Бориса и Глеба, , Кидекша, Суздальский район, Владимирская область
Алексей Кротов
22 сентября 2018
Борисоглебский монастырь. Церковь Бориса и Глеба, , Кидекша, Суздальский район, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Илья "BIM" Бесхлебный
15 февраля 2018
Борисоглебский монастырь. Церковь Бориса и Глеба, , Кидекша, Суздальский район, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
13 июня 2014
Борисоглебский монастырь. Церковь Бориса и Глеба, , Кидекша, Суздальский район, Владимирская область
Тарасов Василий
4 января 2008
Борисоглебский монастырь. Церковь Бориса и Глеба, 		      <br>, Кидекша, Суздальский район, Владимирская область

Игорь Лугачёв
29 сентября 2007
Борисоглебский монастырь. Церковь Бориса и Глеба, , Кидекша, Суздальский район, Владимирская область
Игорь Макжанов
3 февраля 2004
Борисоглебский монастырь. Церковь Бориса и Глеба, , Кидекша, Суздальский район, Владимирская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1990
Борисоглебский монастырь. Церковь Бориса и Глеба, Надглавный крест<br>, Кидекша, Суздальский район, Владимирская область
Надглавный крест
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
15 сентября 2019
Борисоглебский монастырь. Церковь Бориса и Глеба, , Кидекша, Суздальский район, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
12 августа 2017
Борисоглебский монастырь. Церковь Бориса и Глеба, февраль 2006<br>, Кидекша, Суздальский район, Владимирская область
февраль 2006
Алевтина
5 февраля 2006
Борисоглебский монастырь. Церковь Бориса и Глеба, , Кидекша, Суздальский район, Владимирская область
JuNe
15 июля 2005
Борисоглебский монастырь. Церковь Бориса и Глеба, 		      <br>, Кидекша, Суздальский район, Владимирская область

JuNe
15 июля 2005
Борисоглебский монастырь. Церковь Бориса и Глеба, , Кидекша, Суздальский район, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Безрукова Галина
20 октября 2024
Борисоглебский монастырь. Церковь Бориса и Глеба, общий вид интерьера<br>, Кидекша, Суздальский район, Владимирская область
общий вид интерьера
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
16 марта 2022
Борисоглебский монастырь. Церковь Бориса и Глеба, фрагмент интерьера<br>, Кидекша, Суздальский район, Владимирская область
фрагмент интерьера
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
16 марта 2022
Борисоглебский монастырь. Церковь Бориса и Глеба, фрагмент интерьера<br>, Кидекша, Суздальский район, Владимирская область
фрагмент интерьера
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
16 марта 2022
Борисоглебский монастырь. Церковь Бориса и Глеба, лестница на хоры<br>, Кидекша, Суздальский район, Владимирская область
лестница на хоры
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
16 марта 2022
Борисоглебский монастырь. Церковь Бориса и Глеба, фрагмент интерьера<br>, Кидекша, Суздальский район, Владимирская область
фрагмент интерьера
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
16 марта 2022
Борисоглебский монастырь. Церковь Бориса и Глеба, общий вид интерьера<br>, Кидекша, Суздальский район, Владимирская область
общий вид интерьера
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
16 марта 2022
Борисоглебский монастырь. Церковь Бориса и Глеба, интерьер (омфалий)<br>, Кидекша, Суздальский район, Владимирская область
интерьер (омфалий)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
16 марта 2022
Борисоглебский монастырь. Церковь Бориса и Глеба, общий вид интерьера<br>, Кидекша, Суздальский район, Владимирская область
общий вид интерьера
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
16 марта 2022
Борисоглебский монастырь. Церковь Бориса и Глеба, фрагмент интерьера<br>, Кидекша, Суздальский район, Владимирская область
фрагмент интерьера
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
16 марта 2022
Борисоглебский монастырь. Церковь Бориса и Глеба, фрагмент интерьера<br>, Кидекша, Суздальский район, Владимирская область
фрагмент интерьера
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
16 марта 2022
Борисоглебский монастырь. Церковь Бориса и Глеба, интерьер (алтарная часть)<br>, Кидекша, Суздальский район, Владимирская область
интерьер (алтарная часть)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
16 марта 2022
Борисоглебский монастырь. Церковь Бориса и Глеба, интерьер (алтарная часть)<br>, Кидекша, Суздальский район, Владимирская область
интерьер (алтарная часть)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
16 марта 2022
Борисоглебский монастырь. Церковь Бориса и Глеба, интерьер (алтарная часть)<br>, Кидекша, Суздальский район, Владимирская область
интерьер (алтарная часть)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
16 марта 2022
Борисоглебский монастырь. Церковь Бориса и Глеба, интерьер (алтарная часть)<br>, Кидекша, Суздальский район, Владимирская область
интерьер (алтарная часть)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
16 марта 2022
Борисоглебский монастырь. Церковь Бориса и Глеба, интерьер (алтарная часть)<br>, Кидекша, Суздальский район, Владимирская область
интерьер (алтарная часть)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
16 марта 2022
Борисоглебский монастырь. Церковь Бориса и Глеба, усыпальница князя Бориса, сына Юрия Долгорукого<br>, Кидекша, Суздальский район, Владимирская область
усыпальница князя Бориса, сына Юрия Долгорукого
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
16 марта 2022
Борисоглебский монастырь. Церковь Бориса и Глеба, интерьер (роспись свода)<br>, Кидекша, Суздальский район, Владимирская область
интерьер (роспись свода)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
16 марта 2022
Борисоглебский монастырь. Церковь Бориса и Глеба, интерьер (роспись свода)<br>, Кидекша, Суздальский район, Владимирская область
интерьер (роспись свода)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
16 марта 2022
Борисоглебский монастырь. Церковь Бориса и Глеба, интерьер (роспись потолка)<br>, Кидекша, Суздальский район, Владимирская область
интерьер (роспись потолка)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
16 марта 2022
Борисоглебский монастырь. Церковь Бориса и Глеба, интерьер (роспись потолка)<br>, Кидекша, Суздальский район, Владимирская область
интерьер (роспись потолка)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
16 марта 2022
Борисоглебский монастырь. Церковь Бориса и Глеба, фрагмент интерьера<br>, Кидекша, Суздальский район, Владимирская область
фрагмент интерьера
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
16 марта 2022
Борисоглебский монастырь. Церковь Бориса и Глеба, фрагмент интерьера<br>, Кидекша, Суздальский район, Владимирская область
фрагмент интерьера
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
16 марта 2022
Борисоглебский монастырь. Церковь Бориса и Глеба, Интерьер. Алтарная часть северного придела<br>, Кидекша, Суздальский район, Владимирская область
Интерьер. Алтарная часть северного придела
oldboy
12 августа 2017
Борисоглебский монастырь. Церковь Бориса и Глеба, Фрагмент росписи: Саваоф<br>, Кидекша, Суздальский район, Владимирская область
Фрагмент росписи: Саваоф
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
12 августа 2017
Борисоглебский монастырь. Церковь Бориса и Глеба, Фрагмент росписи: Архангел Гавриил<br>, Кидекша, Суздальский район, Владимирская область
Фрагмент росписи: Архангел Гавриил
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
12 августа 2017
Борисоглебский монастырь. Церковь Бориса и Глеба, Фрагмент росписи: Архангел Михаил<br>, Кидекша, Суздальский район, Владимирская область
Фрагмент росписи: Архангел Михаил
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
12 августа 2017
Борисоглебский монастырь. Церковь Бориса и Глеба, Обновленная фреска<br>, Кидекша, Суздальский район, Владимирская область
Обновленная фреска
Елена Kashe
29 мая 2014
Борисоглебский монастырь. Церковь Бориса и Глеба, Интерьер храма после реставрации<br>, Кидекша, Суздальский район, Владимирская область
Интерьер храма после реставрации
Андреева Ирина
27 июля 2013
Борисоглебский монастырь. Церковь Бориса и Глеба, Интерьер храма после реставрации<br>, Кидекша, Суздальский район, Владимирская область
Интерьер храма после реставрации
Андреева Ирина
27 июля 2013
Борисоглебский монастырь. Церковь Бориса и Глеба, Интерьер храма после реставрации<br>, Кидекша, Суздальский район, Владимирская область
Интерьер храма после реставрации
Андреева Ирина
27 июля 2013
Борисоглебский монастырь. Церковь Бориса и Глеба, Поновлённые росписи после реставрации: Изгнание из Рая<br>, Кидекша, Суздальский район, Владимирская область
Поновлённые росписи после реставрации: Изгнание из Рая
Андреева Ирина
27 июля 2013
Борисоглебский монастырь. Церковь Бориса и Глеба, Голова Адама с крестом.Рельеф на колонне.<br>, Кидекша, Суздальский район, Владимирская область
Голова Адама с крестом.Рельеф на колонне.
Елена Kashe
7 июня 2013
Борисоглебский монастырь. Церковь Бориса и Глеба, Омфалий<br>, Кидекша, Суздальский район, Владимирская область
Омфалий
Елена Kashe
7 июня 2013
Борисоглебский монастырь. Церковь Бориса и Глеба, Настенная роспись : Положение во гроб<br>, Кидекша, Суздальский район, Владимирская область
Настенная роспись : Положение во гроб
Павел Банаков из Москвы
12 июля 2009
Борисоглебский монастырь. Церковь Бориса и Глеба, , Кидекша, Суздальский район, Владимирская область
JuNe
6 августа 2006
Борисоглебский монастырь. Церковь Бориса и Глеба, Основной объем с хорами<br>, Кидекша, Суздальский район, Владимирская область
Основной объем с хорами
Олег Щёлоков
1 марта 2003
Борисоглебский монастырь. Церковь Бориса и Глеба, Фрагмент стены алтарной части<br>, Кидекша, Суздальский район, Владимирская область
Фрагмент стены алтарной части
Олег Щёлоков
1 марта 2003
Борисоглебский монастырь. Церковь Бориса и Глеба, Фрагмент остатков фресок с изображением Бориса и Глеба на северной стене основного объема предположительно XIIв.<br>, Кидекша, Суздальский район, Владимирская область
Фрагмент остатков фресок с изображением Бориса и Глеба на северной стене основного объема предположительно XIIв.
Олег Щёлоков
1 марта 2003
Борисоглебский монастырь. Церковь Бориса и Глеба, Ниша с усыпальницей в северной стене и раскрытыми фресками предположительно XII века<br>, Кидекша, Суздальский район, Владимирская область
Ниша с усыпальницей в северной стене и раскрытыми фресками предположительно XII века
Олег Щёлоков
1 марта 2003
Борисоглебский монастырь. Церковь Бориса и Глеба, Свод основного объема<br>, Кидекша, Суздальский район, Владимирская область
Свод основного объема
Олег Щёлоков
1 марта 2003
Борисоглебский монастырь. Церковь Бориса и Глеба, Реконструкция амвона<br>, Кидекша, Суздальский район, Владимирская область
Реконструкция амвона
Олег Щёлоков
1 марта 2003
Борисоглебский монастырь. Церковь Бориса и Глеба, Бориса и Глеба церковь в Кидекше.<br>, Кидекша, Суздальский район, Владимирская область
Бориса и Глеба церковь в Кидекше.
Александр Момент
15 августа 1970
Борисоглебский монастырь. Церковь Бориса и Глеба, , Кидекша, Суздальский район, Владимирская область
Артур 955
1 ноября 1960
Борисоглебский монастырь. Церковь Бориса и Глеба, Фото из книги Грабарь И.Э. "История русскаго искусства".М 1910-1913<br>, Кидекша, Суздальский район, Владимирская область
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русскаго искусства".М 1910-1913
Андрей Агафонов
Борисоглебский монастырь. Церковь Бориса и Глеба, Голышев И. Альбом русских древностей Владимирской губернии. Голышевка. 1881 год.<br>, Кидекша, Суздальский район, Владимирская область
Голышев И. Альбом русских древностей Владимирской губернии. Голышевка. 1881 год.
Лобготт Пипзам



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Андреева Ирина
 
Андреева Ирина  30 сентября 2011

Согласно преданию, князь Юрий Долгорукий, занимаясь устройством Суздальского края, нашел, что город Суздаль стоит не «на месте», а «близ реки самой мелкой». Вскоре в четырех верстах от города он облюбовал место на правом берегу реки Нерли неподалеку от впадения в нее реки Каменки и державшее в древности под контролем речной выход из города. В 1152 году повелел Юрий Долгорукий строить крепость, уже был заготовлен строительный материал, как вдруг князь оставил свое намерение. С тех пор село получило название Кидекша (от слова «покидать»). А на возвышенном месте посреди села мастера Юрия Долгорукого построили первую в тех краях белокаменную церковь, сложив ее из больших, гладко обтесанных известковых камней.

«Того же лета (1152) Юрий Владимирович изъ суздальской земли созда на Нерли церковь во имя мучеников Бориса и Глеба», - так написано в летописи о возведении этого простого и сурового храма. Церковь была возведена на том самом месте, где по преданию, останавливались благоверные князья Борис и Глеб на пути в Киев. Таким образом, по времени своего возведения Борисоглебская церковь относится к начальному периоду суздальской архитектуры.

В плане она представляет собой квадрат с четырьмя столбами внутри и тремя полукружиями снаружи. При князе Юрии Долгоруком церковь вообще не была расписана, и богослужения проходили в ослепительно белом храме.

За века своего существования Борисоглебская церковь повидала многое, в частности, в 1238 году село Кидекша вместе с церковью было разорено монголо-татарами. Но уже через год ростовский епископ Кирилл отремонтировал пострадавшее здание, и оно было освящено. Затем долгие годы церковь была в запустении, стояла без кровли, а ее своды, глава, восточная часть стен и верхняя часть апсид обрушились. Восстановили церковь только в XVI-XVII веках, используя старый белый камень. Однако восточная часть церкви не была восстановлена, а завершили храм новым сомкнутым сводом и четырехскатной крышей. Впоследствии церковь не раз подвергалась переделкам: так, были изменены ее длинные и узкие окна, а шлемовидная глава стала луковичной.

О наружных украшениях храма в настоящее время трудно судить. Снаружи видны только зачатки аркатурного пояса, выложенного из фигурного кирпича, а также ряд поребриков, углами выступающих над поверхностью стен. Сохранились также фрагменты фриза из завес с изображениями на них (в центральной апсиде) символа Пресвятой Богородицы – семисвечника, а еще остатки композиций «Отречение Петра», «Три отрока в пещи огненной» и «Успение Богоматери».

На каменной колокольне Борисоглебской церкви находится древний, весом 30 пудов колокол, на котором сделана надпись: «Въ лето 7066 (1558) зделанъ сей колоколъ при царе Государе Великомъ князе Иване Васильевиче всея Руссiи и Макарии митрополите. Царь Государь далъ сей колоколъ в домъ Вознесения Господа нашего въ Печерский монастырь при архимандрите Иоакиме въ Новгородъ Нижний». Согласно преданию, царь Иван Грозный, проходя через Кидекшу с войском на Казань и нуждаясь в свинце для снарядов, снял с местного монастыря свинцовую кровлю. А впоследствии взамен ее вместе с другими вкладами из Печерской обители приказал передать и этот колокол, отлитый из ливонских орудий.

В Борисоглебской церкви похоронены Борис Юрьевич (сын Юрия Долгорукого), жена сына Мария и их дочь Евфросиния.

В 1780 году рядом с суровой и величавой Борисоглебской церковью была выстроена небольшая церковь во имя святого первомученика Стефана с высокой двускатной крышей, напоминающая жилой деревянный дом. Невдалеке поднялась стройная восьмигранная шатровая надвратная колокольня, возведенная на квадратном основании, появилась ограда со Святыми Воротами.

После октябрьской революции (в 1935 году) местные жители стали выламывать плиты из стен Борисоглебской церкви и разрушать церковную ограду. Под стенами собора был устроен карьер для добычи песка.

Но нашлись люди, которые помогли спасти храм. Выдающийся историк Суздальской земли А.Д. Варганов писал письма во все инстанции, требуя прекратить варварские действия. И вскоре появилось следующее постановление областного исполкома: «Ввиду того, что договор с религиозной общиной на пользование церковью в селе Кидекша Красносельского сельсовета Суздальского района №2114 расторгнут, другой религиозной общины, желающей принять в пользование здание церкви и культовое имущество, не оказалось, церковь эту как молитвенное здание ликвидировать и передать как имеющую историческое значение Суздальскому музею».

А в 1947 году на северной стороне в Борисоглебской церкви были открыты фрагменты фресок, датируемые 1180-ми годами, выполненные в розово-коричневой гамме. Ученые предполагают, что создавались они по повелению князя Всеволода III, пожелавшего украсить храм, возведенный отцом. Две женские фигуры среди деревьев райского сада – святой Марии и императрицы Евфросинии – четко видны на белом фоне в окружении тропических пальм с красными плодами, под которыми прохаживаются павлины. На южной стороне храма видны фигуры двух всадников: по одной версии, это скачущие волхвы, по другой - князья-страстотерпцы Борис и Глеб.

Суздаль. История. Легенды. Предания. / Надежда Ионина. – М.: Вече, 2011. Золотая книга русской культуры. / Соловьев В.М. – М.: Белый город, 2007.


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  26 января 2016

Село Кидекша от Владимира 37 верст, от Суздаля 3 версты, расположено на крутом берегу реки Нерли. Среди села на возвышенном месте находится церковь, построенная в 1152 г. великим князем Георгием Владимировичем Мономахом-Долгоруким, из белого камня, во имя св. благов. князей Бориса и Глеба. Церковь сооружена на том месте, где, по сказанию летописца, было становище или сборный пункт оных святых князей, когда они по требованию отца своего св. князя Владимира ходили в Киев, один из Ростова, а другой из Мурома.

При Борисоглебской церкви тем же благоверным князем Георгием Владимировичем был основан мужской монастырь под названием Борисоглебского. В 1237 г. монастырь и церковь были разграблены и разрушены татарами, но вскоре были возобновлены и, по сказанию летописца, церковь Бориса и Глеба в 1239 г. 24 июля была освящена великим священием Ростовским епископом Кириллом.

Впоследствии Борисоглебский монастырь был приписан вотчиной к Нижегородскому Печерскому монастырю и существовал до упразднения штатов в 1764 г. В книгах патриаршего казенного приказа записано: «1701 г. сентября в 10 день Суздальском уезде из Нижнего Печерского монастыря в приписанном Борисоглебском монастыре, что в селе Кидекше, церковь каменная св. страстотерпцев Бориса и Глеба. Другая церковь деревянная теплая св. архидиакона Стефана. В том же монастыре монахов строитель Дионисий, присланный в 1701 г. в мае месяце, да 4 старца». На монастыре св. ворота и около монастыря ограда деревянная ...

При учреждении монастырских штатов в 1764 г. Борисоглебский монастырь закрыт, а церковь св. Бориса и Глеба обращена в приходскую. Церковные документы хранятся: копии с метрических книг с 1802 г., а исповедных росписей с 1818 г. Причта по штату положено: священник и псаломщик. При церкви земли: усадебной три четверти дес., пахотной и сенокосной 33 дес. Дохода от земли и за требоисправления причт получает до 685 руб. сереб. в год. Дома причт имеет собственные, на церковной земле. Приход состоит из одного села и деревень: Самойловой и Березниц; всех дворов 137, муж. пола 366 душ, а жен. 376. В селе есть церковно-приходская школа.

В.Г. Добронравов, В.Д. Березин «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 3. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1896 г.


Андреева Ирина
 
Андреева Ирина  31 марта 2016

В 2015 году завершена реставрация древнейшей церкви Бориса и Глеба в селе Кидекша. За несколько лет в храме проведен огромный комплекс ремонтных и реставрационных работы с целью воссоздания первоначального облика храма.

Исследовательские работы на территории Борисоглебского монастыря начались ещё в XIX столетии. В первой половине XX века проведены обмеры комплекса, археологические раскопки, сделано обследование фресок. Памятник был спасен от обрушения, восстановлена ограда монастыря. Более серьезно к реставрации вернулись в 80-е годы прошлого века. В начале 2000-х годов работы по реставрации велись крайне медленно в связи с отсутсвием средств. Долгое время находясь без электроснабжения и отопления, храм пришел в аварийное состояние.

В 2010 году было принято решение разместить специальное климатическое оборудование вне стен собора и проложить воздуховод под полом храма. В процессе ремотных работ сделано множество находок: это и множество фрагментов фресковой росписи, и белокаменное основание изначального престола, и уровни пола различного времени. В центре подкупольного пространства обнаружен омфалий XII века (где во время службы стоял епископ). Стены храма очищены от слоя бетона толщиной в 5 миллиметров, восстановлена и законсервирована уникальная настенная живопись.

По материалам статьи "В селе Кидекша завершены работы по реставрации церкви Бориса и Глеба" 24.03.2015. Общероссийский государственный телеканал «Культура» http://tvkultura.ru/article/show/article_id/130664/


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  18 августа 2020

Церковь Бориса и Глеба в Кидекше была построена в правление Юрия Долгорукого, и обычно датируется 1152 годом - на основании сообщения, помещенного в Типографской летописи. Борисоглебский храм, по-видимому, замышлялся как главный собор городка Кидекши на восточных границах Суздальского княжества, что и отразилось в сдержанности его внешнего декора и простоте линий. Не следует забывать, что храм в Кидекше - наравне со Спасо-Преображенским собором в Переславле-Залесском - наиболее ранняя белокаменная постройка Северо-Западной Руси.

В XVI - начале XVII в. глава и часть сводов церкви обрушилась. В 1660-х г.г. глава, своды и восточные столпы храма были разобраны полностью, а апсиды и восточные части северной и южной стен - до уровня аркатурного пояса. Затем восточные столпы были сложены вновь, и храм был перекрыт сомкнутым сводом с маленькой главкой. В таком виде храм сохранился до наших дней. Святые ворота монастырского комплекса относятся к рубежу XVII-XVIII в.в. с очень интересным фигурным верхом и резным декором. Они были построены одновременно с каменной невысокой оградой.

Достопримечательности Кидекши


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  31 августа 2020

В четырех километрах к востоку от Суздаля в селе Кидекша сохранилась древняя белокаменная церковь – один из первых храмов Владимиро-Суздальского белокаменного зодчества. Церковь Бориса и Глеба, была сооружена в 1152 г. Небольшой, белокаменный, квадратный одноглавый храм с тремя апсидами с востока с хорами, с запада - с прямоугольным приделом. Центральный квадрат перекрыт четырехлопастным сомкнутым сводом, а боковые узкие нефы-коробовыми, под четырехскатной крышей покрытый медными листами.

Церковь Бориса и Глеба входит в ансамбль Борисоглебского монастыря, являясь его главной и наиболее древней постройкой. Также в ансамбле - церковь Стефания XVII-XVIII в.в. и колокольни XVIII в. Постройки окружены кирпичной оградой. Ансамбль располагается на высоком берегу реки Нерли. С трех сторон от него раскинулось село. Памятник белокаменного зодчества Северо-Восточной Руси внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В 2012 г. проведены научно-исследовательские археологические работы в алтарной части церкви Бориса и Глеба, проведена государственная экспертиза проектной документации "Сети электроснабжения и наружного электроосвещения", реставрационные работы в интерьере - по лестнице и хорам, в интерьере. Устройство системы вентиляции, кондиционирования и отопления. В 2013-2014 г.г. реставрационные работы в интерьере церкви - реставрация белокаменной кладки, реставрация настенной живописи 19 в.

Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  25 августа 2024

«…Дорога, проходящая мимо Васильевского монастыря, ведет в село Кидекшу, расположенное в четырех километрах от Суздаля, на берегу реки Нерль, где сохранился древнейший на Владимирской земле архитектурный памятник - белокаменная церковь Бориса и Глеба (1152). Именно здесь особенно остро ощущаешь всю красоту и быстротечность жизни. Здесь очень мощная энергетика.

Церковь представляет собой небольшой дворцовый храм в загородной резиденции суздальского князя Юрия Долгорукого. Глухие стены с узкими окнами делают этот храм похожим на замок. Алтарные апсиды, напоминающие крепостные башни, еще более усиливают это впечатление. Близ храма стояли княжеские хоромы, но как они выглядели, неизвестно. Время уничтожило не только все дворцовые строения, но и окружавшие их крепостные валы.

Древний памятник соседствует с несколькими монастырскими постройками, возведенными на протяжении XVIII в. Надвратная колокольня чем-то напоминает Пизанскую башню…»

Источник: Храмы России / [Авт.-сост. С. Минаков]. – М.: Эксмо, 2010, стр. 449


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  2 января 2025

«…За полями вдали — село Кидекша. Так же как у Боголюбова, у него интересное древнее прошлое. Мы уже знаем, по каким мотивам здесь, на берегу Нерли, по соседству с устьем Каменки вырос княжеский укрепленный городок: как и Боголюбов-город он взял под свой надзор речной выход от Суздаля. Нерль была важнейшей жизненной артерией края: еще в XI веке в неурожайные голодные годы суздальцы ездили Нерлью за житом в далекие земли Болгарской державы. И здесь для оправдания решительного мероприятия — постройки княжеской крепости — потребовалось прибегнуть к помощи «небесных сил». Говорили, что именно на месте княжеского замка якобы было становище «святых князей» Бориса и Глеба, когда они ходили из Ростова и Мурома на Киев, что и определило выбор места для княжеского городка. В этом был еще и другой смысл. Легенда о прикосновенности к суздальским местам первых русских «святых» поднимала церковный престиж Суздальщины, что имело немаловажное значение в борьбе за ее первенство среди русских княжеств.

Княжеский город одной своей стороной примыкал к сравнительно высокому берегу Нерли; с северо-запада его прикрывали земляные валы с деревянными стенами — остатки их насыпей местами сохранились на крестьянских усадьбах (особенно около дома Состигалова). Здесь и была построена в 1152 году белокаменная церковь Бориса и Глеба. После виденных нами памятников древний храм производит исключительно сильное впечатление своей мудрой простотой и мощью. Он поставлен почти на краю обрыва Нерли, куда обращены его обнаженные апсиды. Белокаменная кладка стен еще не блещет утонченным мастерством, это усиливает суровое и властное обаяние скупых форм храма. Они как бы молчаливы и сосредоточенны в своем величии. Где-то около храма стояли хоромы княжеского двора и рубленые дома придворной знати с их службами. Среди серых бревенчатых построек резко выделялся видный издалека с заречных полей и пологих высот белый куб дворцового собора. С севера и юга от храма к реке теперь спускаются два овражка; возможно, это места древних въездов в замок с пристани, тогда здесь следует предполагать древние проездные рубленые башни.

Храм перенес много невзгод. Видимо, на богатую княжескую усадьбу обрушились татары, так что в 1239 году ростовский епископ Кирилл должен был ремонтировать пострадавшее здание дворцовой церкви князя Юрия. Но следом за этим наступила пора запустения. Храм долго стоял без кровли, и его своды вместе с главой разрушились; катастрофа захватила восточную часть стен и верхи алтарных апсид. Лишь в XVI—XVII веках его починили, использовав старый белый камень. Но восточную часть здания не восстановили, завершив храм новым, весьма плохо сделанным сомкнутым сводом и четырехскатной крышей с маленькой главкой, совершенно не отвечающими первоначальному облику замечательного памятника. Были также заложены хорошо видные и теперь древние щелевидные окна и сделаны новые, а с запада в XIX веке пристроили притвор. Однако, вспоминая виденные нами древние храмы Владимира и Боголюбова, мы без труда дорисуем утраченные части и мысленно представим первоначальный облик здания.

По своему типу храм сходен с Покровом на Нерли и Димитриевским собором: это также кубический, одноглавый трехапсидный храм, каких много строили в XII веке на княжеских дворах и городских улицах. Но сколь отличен образ этого здания от образа прославленных храмов Владимира и Боголюбова! Мы помним утонченную хрупкость и легкость основного ядра Покрова на Нерли, поэтичную и стройную ярусность его композиции с галереями, пышный и велеречивый резной убор Димитриевского собора, воплотившего в камне пафос царственного могущества Всеволода III. Здесь, в Кидекше, все проще, массивнее и суровее. Объем храма почти кубичен, в нем нет ни стройности Покрова на Нерли, ни мужественной слаженности Димитриевского собора. Он спокоен и неподвижен. Могучие полуцилиндры апсид откровенно и внушительно выступают из тела храма. Над спокойными дугами закомар вздымалась такая же мощная, как апсиды, глава с черными щелями узких окон и шлемовидным покрытием из серебристого олова. На обнаженных белых фасадах, расчлененных на широкие доли плоскими лопатками, четко рисуются теневые пятна узких оконных амбразур, подобных крепостным бойницам. Столь же просты порталы, в них еще не выделены архитектурные элементы — базы, косяки, капители, архивольт; это, скорее, не порталы, а простые уступчатые обрамления входов. Поясок поребрика и аркатура на клинчатых консолях в уровне хор — единственная декоративная деталь, допущенная зодчим и подчеркивающая монументальность и лаконизм стенной плоскости. Такой же поясок или городчатый карниз украшал верх апсид и барабана. Таков немногословный и ясный строй форм храма, покоряющий воображение своей силой и величавой простотой. Он крепко и недвижимо стоит на круче нерльского берега у самой стены княжеского города.

В суровости и сдержанности облика княжеского храма нашли отражение своеобразные условия времени Юрия Долгорукого. Борьба за возвышение Владимирского княжества только начиналась. Ее главными средствами были тяжелые походы на Киев и властное подавление внутренней боярской оппозиции. Меч воина еще заменял духовный меч. Идейная борьба пока не развернулась во всей своей сложности и остроте. Монументальное искусство в эту пору пока стояло на втором плане княжих дел, и огромная сила его эмоционального воздействия еще не была поставлена на службу широкой княжеской политике. Небольшие храмы новых юрьевых городков, простые и несколько традиционные, полностью отвечали своим скромным задачам. Они овеяны суровым духом своего времени. В их мощной простоте и грозной неподвижности есть нечто роднящее храм с крепостью. В то же время в церкви в Кидекше есть известная демонстративность, сказавшаяся в постановке храма на береговой высоте, в его господстве над широким пространством, — качество, которое развили зодчие времени Андрея Боголюбского и Всеволода III в обстройке Владимира. Таковы основные черты внешнего облика храма в Кидекше.

Так же предельно ясен, спокоен и неподвижен его сумрачный интерьер. Своды хор, уцелевших при крушении храма, оперты на простые импосты. Крестчатые столбы несли обычную систему сводов и широкий барабан главы. Внутреннее пространство храма было решительно изменено при его восстановлении в XVII веке. Его восточные столбы были разобраны и сделана новая стена с проходами в алтарь. Храм теперь больше напоминал виденные нами церкви двухстолпного типа XVII века — Васильевскую и Лазаревскую. Отрезанная от помещения для молящихся и пониженная алтарная часть соответственно удлинилась и также стала похожей на поместительные алтари церквей XVII—XVIII столетий.

При всех этих искажениях церковь Бориса и Глеба в Кидекше занимает выдающееся место в истории древнерусского зодчества. Вместе с лучше сохранившимся и одновременно построенным Преображенским собором в Переславле-Залесском она является древнейшим памятником белокаменной владимиро-суздальской архитектуры. С этими памятниками связан и вопрос о создавших их мастерах. Их творческий почерк определяется прежде всего геометрической четкостью форм здания, точностью его контуров в плане и в вертикали. Во-вторых, это строители, владеющие техникой белокаменной кладки, не знакомой зодчим Поднепровья, откуда пришли мастера, создававшие собор Мономаха в Суздале. Так строили только в Галичской земле, мастера которой были близко знакомы с романской архитектурой соседних стран Запада. Связи Юрия Долгорукого с галичским княжеским домом укрепляют предположение о том, что на север пришли зодчие с берегов Днестра, заложившие здесь основы новой ветви архитектуры XII века, которая вскоре затмила зодчество самой Галичской Руси. На раннем этапе развития еще нет почти никаких проявлений интереса к романским архитектурным формам. Юрий Долгорукий был последовательным грекофилом. В храмах его времени не могли появиться новые, не связанные с византийско-русской традицией элементы. Считавшийся «романским» архитектурный поясок в действительности давно применялся русскими зодчими XI—XII веков Киева и Новгорода. Точно так же и порталы церкви в Кидекше схожи больше с подобными же уступчатыми простыми нишами, какие украшали уже древнейшие русские храмы.

Под хорами, одновременно с постройкой храма в 1152 году, были сделаны аркосолии, предназначенные для гробниц владельцев замка. Однако Юрий Долгорукий умер в Киеве, и княжеский городок на Нерли, видимо, перешел во владение его сына Бориса Юрьевича, который и был погребен здесь, а за ним — его жена Мария и дочь. Их гробницы и заняли аркосолии под хорами, где стоят и теперь. В семидесятых годах XVII века любознательный суздальский воевода Тимофей Савелов, заглянув в щель расколотой крышки княжеского саркофага, увидел, что на скелете превосходно сохранились остатки драгоценной одежды: «поверх лежит неведомо какая одежда шитая золотом... на ней же вышит золотом орел пластаной одноглавной, а от того орла пошло на двое шито золотом же и серебром узорами...». Этот рассказ дает представление о тех драгоценных одеяниях с ткаными изображениями, которые были в числе «образцов», широко использованных владимирскими каменосечцами времени Всеволода III. «Пластаный», то есть с распростертыми крыльями, орел встречается среди виденных нами рельефов Димитриевского собора. Тот же Тимофей Савелов отметил, что над гробницами князя и его жены «подобия их... на стенах шаровным строением [то есть красками] воображены». Его сообщение подтвердилось через 280 лет.

Видимо, построенный в 1152 году храм в течение тридцати-сорока лет оставался нерасписанным. Его интерьер был таким же суровым и строгим, как и его внешний облик, только цветные пятна икон алтарной преграды горели в сумрачном белом пространстве храма. Открытые в 1947 году фрагменты фресковой росписи церкви принадлежат, как полагает ряд исследователей, восьмидесятым годам XII века. Весьма вероятно, что роспись была сделана по распоряжению Всеволода III, желавшего почтить храм отцовской усадьбы и память своей матери-гречанки, принцессы из рода Комнинов. Последняя и изображена в фреске аркосолия северной стены в роскошных императорских одеждах рядом с фигурой св. Марии, соименной погребенной здесь вдове князя Бориса Юрьевича — Марии. Монументальные фигуры в малиново-красных одеждах четко рисуются на белом фоне в окружении пальм с красными плодами и деревьев с двумя павлинами, видимо, передающих райский сад. Очень интересно, что и стены на хорах, где во время богослужения находилась княжеская семья, были украшены исполненными в нежной розово-красной и фиолетовой гамме изображениями деревьев и птиц, то есть, видимо, того же рая, что являлось резким отходом от канонической системы росписи. Это влечение к цветистой орнаментике развилось в виденной нами росписи Суздальского собора XIII века. В алтарной апсиде раскопками открыт фресковый фриз из завес с желтыми складками и изображениями красно-коричневых семисвечников и деревьев и полукруглое каменное седалище для священников. Остальные фрагменты росписи расположены на южной и северной стенах около нового иконостаса. На северной стене особенно интересны орнаменты круглого медальона и граней лопатки. На южной уцелели части отдельных композиций, здесь хорошо видны фигуры двух всадников. По мнению одних исследователей, — это изображение Бориса и Глеба, но, вероятнее, что это фигуры скачущих волхвов. В росписи преобладают красновато-коричневые тона, определяющие ее сдержанную цветовую гамму.

Видимо, украшение храма Всеволодом III не ограничилось его росписью. При раскопках в алтарной апсиде были найдены обломки белокаменного надпрестольного кивория-сени, украшенного превосходной резьбой, ближайшим образом напоминающей резьбу плоских рельефов Димитриевского собора. Остается неизвестным, как попадали на хоры Борисоглебской церкви: следов дверных проемов в стенах не сохранилось. Есть предположение, что ход на хоры был через вырез в их северном своде, по деревянной лестнице изнутри храма. Храм был придворным. Изучение топографии и поиски следов построек усадьбы Юрия Долгорукого и его сына Бориса является задачей будущих раскопок.

Раньше, осматривая ряд поздних памятников Суздаля XVII—XVIII столетий, мы не раз говорили, что их зодчие внимательно присматривались к древним постройкам своего края и использовали опыт их строителей. Вероятно, что белая гладь фасадов Вознесенской церкви бывшей Александровской лавры или ее ровесницы Смоленской церкви, со строгим размещением трех окон в верхнем ярусе, была навеяна впечатлениями от древней церкви в Кидекше. Мастера не раз и непосредственно строили в Кидекше — они переделывали и восстанавливали древний белокаменный храм, их руками сооружены окружающие его каменные постройки. К югу от храма в конце XVII — начале XVIII века поставлены очень изящные Святые ворота с фигурным многолопастным верхом и нарядным убором фасадов, выводившие к спуску на реку, а в 1780 году — «теплая» церковь Стефана, которая напоминает своей высокой двухскатной кровлей виденный нами в Суздале жилой дом около Спасо-Евфимиева монастыря. Наконец, с западной стороны построена шатровая колокольня, также обличающая руку суздальских зодчих XVIII века и сходная по своим деталям с уже виденными нами колокольнями города. Однако в ней больше архаизма; у нее прямой, а не вогнутый шатер с широкой «полицей» в основании и с открытыми оконцами-слухами. Убранство же восьмерика напоминает колокольню Никольской церкви в кремле. Так в ансамбле зданий в Кидекше мы с осязаемой ясностью ощущаем взаимодействие и связь древнего искусства владимиро-суздальской поры и нового искусства мастеров суздальского посада XVII—XVIII веков.

Заканчивая осмотр памятников Кидекши, следует спуститься к Нерли и взглянуть на них отсюда. По буграм склона лепятся темные клети старых амбаров и банек, видимо, мало отличающиеся от построек древней Кидекши. И вновь мы ощущаем всю значительность монументальной архитектуры прошлого, ее контраст с окружающей житейской обстановкой и связанную с этим особую силу воздействия ее красоты. И здесь нельзя не сказать вновь о характерном для древнерусских зодчих благородном и чутком понимании ими гармонической связи архитектуры и природы. Белокаменный храм не подавляет своими размерами окружающего ландшафта и согласует их со сравнительно невысоким берегом Нерли, на котором он стал. Эта связь здания с землей, с ее естественной красотой обусловливает цельность художественного впечатления, ощущение почвенной, земной силы архитектуры, которая обретает свою мощь не в нарочитом, попирающем природу величии, но в мудром согласовании с ней.

Окинув внимательным взглядом группу построек Кидекши, стоящих рядом, но разделенных во времени пятью столетиями, мы еще и еще раз чувствуем их органическую связь между собой. Как в Суздале, так и здесь — это не отдельные здания, но как бы части целостного по замыслу ансамбля, построенного в созвучии с его древнейшим ядром — белокаменным храмом. Простота и некоторая суровость стоящей вблизи от него церкви Стефана как бы вторят его скупому величавому языку, его сдержанности. Напротив, Святые ворота с их причудливой игрушечной нарядностью и замысловатым рисунком их верха создают контраст могучей архитектуре церкви Бориса и Глеба, подчеркивают ее лаконизм, усиливают ее торжественное звучание. Ту же роль играет колокольня, хотя и сдержанная по сравнению с современными ей нарядными постройками Суздаля, но здесь кажущаяся на редкость богатой. Входящий через ее низкую арку видел храм несколько с угла вписанным как бы в темную раму, в которой еще ослепительнее сиял белый камень его стен. Так и здесь, в обыкновенном русском селе, безвестные суздальские зодчие XVII—XVIII веков оставили нам покоряющий своей задушевностью пример бережной любви к великому наследию их древних собратьев по искусству. Они не стремились заслонить своими постройками их творение и не допустили кичливого соперничества с ним. Но они и не склонились перед ним в слепом подражании, сохранив свой новый жизнерадостный язык. Они по-своему продолжили начатое пятью веками раньше, и их новое слилось со старым в прекрасном единстве, утверждающем единство и неразрывность культуры великого народа, величие его многовекового труда и накопленных им сокровищ…»

Источник: Воронин Н.Н. Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польской. Книга-спутник по древним городам Владимирской земли. - М., «Искусство», 1967., стр. 239-251

РусАрх


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  11 апреля 2025

В 2011 г. архитектурно-археологический отряд Суздальской экспедиции Института археологии провел исследования в Кидекше, древнем поселении на берегу реки Нерль, недалеко от Суздаля. Здесь расположен храмовый комплекс, состоящий из старинной белокаменной церкви Бориса и Глеба, церкви Стефана 1780 г. и колокольни того же времени.

Раскопки в Кидекше имеют давнюю историю: здесь в середине XIX века копал знаменитый археолог А.С. Уваров, в дальнейшем площадку поселения исследовали В.В. Седов, П.А. Раппопорт, Т.А. Чукова и С.В. Шполянский, а древний храм изучался Н.Н. Ворониным, А.Д. Варгановым, Н.П. Сычевым и В.П. Глазовым.

Церковь Бориса и Глеба в Кидекше построена до 1159 г., когда в ней был похоронен один из сыновей князя Юрия Долгорукого, князь Борис. Первоначальные формы церкви, отчасти романские, были искажены перестройкой XVII–XVIII вв., осуществленной после того, как обрушился ее верх, однако внутри, в западной части, сохранилась площадка хор первоначального храма.

Перед началом исследований, носивших охранный характер (в храме предполагается сделать воздушное отопление), был снят пол XVIII–XIX вв. Раскопки в интерьере храма велись траншеями, предназначенными для закладки коробов воздуховодов. В некоторых местах, где были открыты древние конструкции, были сделаны расширения. Помимо белокаменного синтрона (горнего места) с основанием епископского трона, открытого в 1940-е годы в средней абсиде Н.П. Сычевым, были обнаружены ранее неизвестные детали внутреннего убранства храма: основания позднего иконостаса и более ранней алтарной преграды под ним, а также нижняя часть белокаменного престола с отпечатками четырех ножек и омфалий. Престол, по всей вероятности, одновременен храму, омфалий же достоверно принадлежит середине XII в.

На пространстве наоса храма в траншеях и в средней части были выявлены прослойки песка, перекрывающие остатки заливки первоначального пола. Этот плотный слой белого цвета, состоящий из известкового раствора с примесью песка, лежит на горизонте мерянского селища – финно-угорского поселка, существовавшего здесь в первом тысячелетии нашей эры. На заливке, в центре подкупольного пространства первоначального храма, лежит крупный белый камень круглой формы, имеющий легкий розоватый оттенок. Это омфалий («пуп») – особое место, которое в древнерусских источниках называется «место среди церкви». На омфалий в определенные моменты службы становился епископ, он является продолжением ранневизантийского амвона и предшественником амвона современного. В древнерусской архитектуре каменный омфалий XII в. из Кидекши уникален, известен только более ранний мозаичный экземпляр X в. в Десятинной церкви и примеры из древнерусской архитектуры XIV в.

В слое завала, отложившемся под поздним полом, найдена белокаменная деталь со звездчатым узором, предположительно – основание запрестольного креста, декор которого, безусловно, не принадлежит XII в. Возможно, он был создан в XIII в., хотя не исключена и более поздняя датировка – XV или XVI веком. В процесс раскопок в западной части северной и южной стен были изучены открытые ранее каменные саркофаги в аркосолиях – специальных арочных нишах, устроенных в толще стен.

На западных столбах в процессе раскопок обнаружены остатки древних, первоначальных фресок. На них изображены пелены, что очень нехарактерно для XII в.: обычно они украшают алтарь, как это было и в самой церкви в Кидекше. На внутреннем откосе северного портала встречен также фрагмент фрески с растительным орнаментом.

Новые детали, открытые экспедицией 2011 года, существенно дополняют картину первоначального убранства храма. Раскопки в Кидекше предполагается продолжить; в ходе дальнейших исследований будет полностью исследована восточная часть храма.

Источник: Седов Вл.В. Раскопки в церкви Бориса и Глеба в Кидекше.

РусАрх


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  25 мая 2025

«…Значительно хуже сохранилась церковь в Кидекше (1152 г.), перестроенная в XVII в. и утерявшая свои первоначальные своды, купол и верхние части стен восточной стороны. Она была построена в загородной усадьбе Юрия Долгорукого близ Суздаля, на берегу реки Нерли. Рядом с ней стоял дворец и располагались другие жилые и хозяйственные сооружения, выстроенные из дерева. Все эти постройки вместе с церковью - единственным каменным зданием всего комплекса - были окружены земляным валом.

В церкви Кидекши на середине высоты стен помещен аркатурный пояс, причем нижняя часть лопаток до пояса имеет в поперечном профиле по уступу с каждой стороны, а верхняя их часть над поясом - по два уступа. Наружный объем здания в его первоначальном виде был стройнее приземистого массива собора в Переславле-Залесском. Архитектура церкви в Кидекше означает по сравнению с собором в Переславле-Залесском дальнейший шаг в развитии Владимиро-Суздальского зодчества, постепенное усложнение архитектурной композиции и развитие своеобразных особенностей.

Эти памятники времени Юрия Долгорукого показывают, что в середине ХІІ в. в северо-восточной Руси начала складываться новая архитектурная система, получившая свое блестящее развитие в строительстве Андрея Боголюбского…»

Источник: Безсонов С.В. (гл. ред.), Брунов Н.И., Власюк А.И., Каплун А.И., Кипарисова А.А., Максимов П.Н., Чиняков А.Г., «История русской архитектуры», Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, Москва, 1956, стр. 47

История русской архитектуры. Брунов Н.И. и др. 1956 | Библиотека: книги по архитектуре и строительству | Totalarch



Комментарии и обсуждение


Церковь Бориса и Глеба построена в 1152 г. в загородной резиденции Юрия Долгорукого.

4 ноября 2002, Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Василий Шелёмин.

«Неподалеку от Суздаля за дальними полями лежит село Кидекша. Здесь на берегу реки Нерли высятся два храма… Церковь Бориса и Глеба 1152 года – явление из ряда вон выходящее. Это словно бы праотец самых выдающихся произведений владимиро-суздальского зодчества – памятник тех давних лет, когда молодое Владимирское княжество было вынуждено утвердить свою власть в тяжелых дальних походах и на полях сражений». Так говорится о храме в путеводителе Б.В. Гнедовского «Владимиро-Суздальский историко-культурный и художественный музей – заповедник». Автор рассказывает об особенностях здания. «Это кубический, массивный храм был создан в центре укрепленного княжеского городка, прикрывавшего водные пути к Суздалю. Он перенес много невзгод! Своды его были обрушены, а затем – перестроены. Однако все переделки не могут заслонить былинной мужественной мощи, которой буквально пронизано это сооружение».

Рябова Г.И., зав. ОК и О МБУК «МЦБС Петушинского района»

26 марта 2018.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.