Церковь Рождества Богородицы в Гимреке — это один из наиболее известных памятников деревянного зодчества Прионежья. Ее архитектурным особенностям исследователями уделялось немалое внимание, однако строительная история в литературе практически не описана. В настоящей работе обобщены сведения немногочисленных сохранившихся архивных источников, хотя бы частично ее освещающие.
Точная дата постройки церкви до сих пор оставалась неизвестной. Обычно перечисляется несколько вариантов: 1659 г., между 1682 и 1689 гг., 1693 г., 1695 г., или указывается временной интервал между крайними датами. Благодаря выявленному недавно документу нашла подтверждение дата - 1693 г. В описи имущества церкви, составленной в 1870 г., среди предметов, находившихся в алтаре, описан и крест с надписью: «Крест деревянный некрашеный восьмиконечный, на нем означено время освящения храма ?ЗСА (7201 - А. Н.) г. при царях Иоанне и Петре Алексиевичах, при Патриархе Адриане, длиною 1 арш[ин] 5 верш[ков]».
Исследование храмового строительства Прионежья и Присвирья показало, что еще в XIX - начале XX в. в большинстве известных церквей XVI-XVII столетий сохранялись датирующие надписи об их освящении, «совершении» или «построении», которые могли находиться в интерьере или на фасаде храмов, но чаще всего помещались на деревянных крестах. Информация, почерпнутая из данных надписей, заслуживает, на наш взгляд, наибольшего доверия.
Надо сказать, что «1693 год» указан и в самом раннем из приводящих датировку церкви в Гимреке дел XIX в. - ведомости 1825 г., и лишь в более поздних церковных документах возникает дата «1695 год». Видимо, допущенная однажды ошибка повторялась при переписывании из ведомости в ведомость. Такие случаи не были редкостью. Дата «1659 год», впервые появившаяся в «Известиях императорской Археологической комиссии» в 1915 г., ничем, кроме случайной перестановки цифр, объясняться не может. Временной отрезок 1682-1689 гг. был предложен в подписи к рисунку Л. В. Даля, сделанной его рукой. Полностью она выглядит так: «Церковь Иоанна Предтечи в Гемерецком погос[те] Олонецк[ой] губер[нии] построен[а] при царях Иоанне и Петре следоват[ельно] между 1682-1689 г.».
Мы видим, что это всего лишь неверная трактовка времени совместного правления Ивана V и Петра I, которое, как известно, продолжалось до смерти Ивана в 1696 г. Как сам рисунок Л. В. Даля, так и подпись к нему не очень точны, и кажется, что с этим памятником он ознакомился лишь бегло. Таким образом, датирование церкви 1693 г. следует признать наиболее обоснованным.
В описании 1802 г. храм значится двухпрестольным и холодным. В алтаре располагались справа - Богородицерождественский престол, а слева - во имя Св. Антония Римлянина. Поскольку на восточном фасаде было прорублено два симметрично расположенных косящатых окна (вместо обычных одного косящатого по центру фасада и одного маленького волокового к северу от него), можно предположить, что храм сразу строился двухпрестольным, или, по крайней мере, придел Антония Римлянина появился не позднее XVIII в. В любом случае, это один из редких для своего региона примеров храма с двумя престолами в одном алтарном срубе.
Основные преобразования в облике церкви Рождества Богородицы в Гимреке произошли между 1825 г., когда здание еще характеризовалось в ведомости как ветхое, и 1852 г. Церковь и колокольня были тогда отремонтированы в духе времени и обшиты тесом. В этот же период возникает третий придел во имя Св. Антония Великого, выгороженный в юго-восточном углу отапливаемой трапезной. К сожалению, документов, подробно освещавших бы работы, производившиеся в это и более раннее время на памятнике, найти не удалось.
Не позднее 1870 г. на месте первоначального двувсходного крыльца появился каркасно-обшивной притвор, причем каркас состоял из столбов прежнего крыльца, затесанных под обшивку прямо по резьбе.
Известно, что последние ремонты Богородицкого храма в дореволюционное время производились в 1890 и 1908 гг., и при одном из них под здание был подведен каменный фундамент.
«Обозрение» храма в 1907 г. местным благочинным показало, что «в Гиморецком приходе деревянная шатровая церковь... стала очень ветха и требует... озаботиться причту и прихожанам постройкой новой. Церковь построена не на мху, и хотя устроены печи, но в морозах становится невозможно совершать богослужение.».
В 1915 г. причт и прихожане обратились с ходатайством о разрешении разобрать церковь и построить новый храм в Олонецкую духовную консисторию, которая в свою очередь переслала это прошение в Императорскую Археологическую комиссию. Состояние памятника описывалось в нем следующим образом: «В настоящее время храм сей, по донесению причта, пришел в крайнюю ветхость. Внутри он темный, черный и весьма холодный; иконостас покривился; св. иконы в нем почернели [...] Св. Алтари в главной церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы и во имя препод. Антония Римлянина (друг от друга не отделены) - очень тесны и холодны [...] О поставке хотя и малой печки и думать нельзя, так как и без нее в алтаре едва можно повернуться. Св. Престолы в них настолько малы, что при совершении Литургии не помещается Св. Евангелие. Жертвенники же — это просто прикрепленные к углам доски 1 / четверти ширины и в 1 аршин длины. В иконостасе двои царские врата и двои боковые, настолько узкие, особенно боковые, что через них приходится проходить с большим опасением [...] Самая церковь весьма тесна». К прошению были приложены снимки местного фотографа с видом на южный фасад храма и его иконостас. Это самые ранние выявленные изображения памятника.
Комиссия «по заслушании доклада [...] А. П. УДаленкова о состоянии этого древнего и высоко интересного памятника северного шатрового зодчества постановила разборку церкви не разрешать» и просила епархиальный совет принять все меры к ее сохранению. Таким образом, сохранность храма в то время, как и многих других, - заслуга Императорской Археологической комиссии. Известно, что А. П. Удаленков осматривал памятник и в 1918 г., когда им было сделано несколько фотографий погоста, запечатлевших его со всех сторон.
В 1936 г. в Вознесенский тогда район Ленинградской области в качестве эксперта по охране памятников был командирован Ю. Н. Дмитриев. Ему поручалось обследовать и взять на учет имущество историко-художественного и научного значения во всех, как действующих, так и закрытых церквях района. Храм Рождества Богородицы Гиморецкого погоста Ю. Н. Дмитриев оценил особенно высоко: «Церковь представляет собой первоклассный памятник, одно из лучших сооружений шатерного типа, прекрасный по пропорциям и крайне интересный по конструкции».
Несмотря на заключение Ю. Н. Дмитриева, через год на совещании директоров музеев совместно с Уполномоченным по охране памятников комитета ВЦИК (целью совещания было снятие с охраны памятников в Ленобласти, «не имеющих архитектурного и исторического значения») по гиморецкой церкви было постановлено: «ц[ерковь] 17 в. деревянная находится в стадии сильного разрушения, видоизменена как памятник, ценности не представляет». Лишь каким-то чудом храм не разделил тогда участи многих так же приговоренных и разобранных на дрова, изуродованных приспособлением под колхозные нужды, или сгоревших в 1930-1940-х гг. памятников.
В период финской оккупации в церкви проводились богослужения. В 1943 г. она была подробно зафиксирована на фотографиях Ларса Петтерссона. В 1951 г. обследование архитекторов С. В. Поповой-Гунич и М. Е. Успенской показало, что церковь еще полностью сохраняла свое внутреннее убранство, о чем свидетельствуют и сделанные ими снимки интерьера кафоликона и трапезной. М. Е. Успенская особо отмечала, что необходимо сохранить иконостас неприкосновенным, и выражала обеспокоенность тем, что безопасность его в пустующем и не использующемся на тот момент храме, никак не обеспечивается.
Во второй половине 1950-1960-х гг. наиболее ценные иконы были вывезены несколькими экспедициями Эрмитажа и Русского музея. К 1968 г. в храме оставалось только несколько икон плохой сохранности и рамы иконостасов в основном объеме и трапезной.
Сейчас церковь предстает в том виде, который получила после реставрации 1970-1980-х гг. по проекту архитектора В. С. Рахманова, при соавторстве М. И. Коляды и В. П. Веркулича. В основном ей был возращен ее облик конца XVII столетия. Реставрация храма, колокольни и входных ворот проводилась методом полной переборки. Удалялась и нигде, кроме ворот, не была восстановлена обшивка. Строго по следам и остаткам воссозданы утраченные в XIX столетии уникальные фронтонные пояса. По образцу сохранявшегося косящатого окна были исполнены другие окна храма, измененные при ремонтах, и на прежних местах воссозданы волоковые окошки. Крыльцо было сделано вновь с двумя всходами на старом рундуке и согласно имеющимся следам.
Поскольку следы на стенах церкви говорят о том, что в XVII в. иконостас был тябловым, реставраторами была предпринята попытка изготовить подобный иконостас. Хотя, конечно, сохранившаяся рама позднего иконостаса (ныне в разобранном виде сложена в колокольне) и ряд фотографий, сделанных в 1915 и 19401960-х гг., давали основание именно для его восстановления. В основном объеме установили новые клиросы, в трапезной - лавки и резные столбы. Рисунок резьбы последних, так же, как и столбов крыльца и колокольни, был воспроизведен по частично сохранявшимся оригиналам. Интересно, что столбы из трапезной храма при постройке притвора в XIX в. были опилены и поставлены под концы верхней балки рундука крыльца.
Итак, нам удалось уточнить датировку церкви в Гимреке, а также узнать некоторые подробности ее бытования в последние 200 лет. В то же время наши исследования показали, что в архивах почти не сохранилось документов XVIII - первой половины XIX в., содержащих сведения об архитектуре Гиморецкого погоста либо каких- то производившихся в то время перестройках. По крайней мере, к настоящему моменту поиск таких источников не дал результатов. Нет данных и о времени возведения колокольни и ограды, которые пока приходится широко датировать второй половиной XVIII - первой четвертью XIX в., основываясь на знаниях об известных аналогах.
Таким образом, главным «документом», который следует продолжать изучать, является натура. В этой связи особенно важно, чтобы в процессе начатой новой реставрации самое пристальное внимание специалистов было направлено на выявление и бережное сохранение всех следов, раскрывающих особенности первоначального решения и этапы строительной истории каждого из элементов уникального ансамбля.
Источник: Рябининские чтения – 2023: Материалы IX конференции по изучению и актуализации традиционной культуры Русского Севера // Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2023.
По материалам работы: Носкова А.Г. (г.Санкт-Петербург) «Церковь Рождества Богородицы в Гимреке. История в документах» на сайте музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru
https://kizhi.karelia.ru/library/ryabininskie-chteniya---2023-materialyi-ix-konferentsii-po-izucheniyu-i-aktualizatsii-t/2247.html