В описи Староладожского Успенского монастыря за 1628 г. говорится, что в то время в монастыре была церковь во имя Успения Божией Матери каменная, но о других монастырских зданиях сведений нет. Вероятно, за исключением Успенской церкви в монастыре воссоздания и по воссоздании его в первой четверти XVII в. все строение было деревянное. В пользу этого предположения говорит то, что во всех документах XVIII в., упоминающих о зданиях Успенского монастыря, каменною показывается только Успенская церковь, а все остальные здания значатся деревянными.
В начале XVIII в., именно в ночи на 24 апреля 1702 г. в Ладоге был большой пожар, уничтоживший дома многих жителей ее, обративший в груды пепла деревянные здания Успенского монастыря с большею частью движимого имущества, находившегося в них, и произведший, конечно, значительные повреждения и в каменной Успенской монастырской церкви. Об этом несчастии, постигшем Ладогу и Успенский монастырь, говорится в монастырском Синодике, писанном 1703 г.
После этого пожара, впрочем, монастырь скоро, хотя и не богато, обстроился. Говорим на том основании, что по описям монастырским даже в 1727 – 1738 гг., уже довольно отдаленных от времени пожара и начала воссоздания монастыря, в нем, за исключением каменной Успенской церкви, все строение было деревянное, состоявшее в 1738 г. из незначительного числа зданий. Очевидно, что возобновление монастыря ограничивалось сначала только возобновлением обгоревшей церкви и постройки более необходимейших деревянных зданий для помещения сестер и для иных служб.
В 1718 г. Успенскому монастырю суждено было на несколько лет сделаться жилищем высокой опальной – это была первая супруга императора Петра І царица Евдокия Федоровна Лопухина, в то время уже инокиня Елена. По делу своего сына царевича Алексея Петровича, а также по поводу своих отношений к генералу Степану Глебову и участию в заговоре против Петра, Евдокия Федоровна была привезена по приказанию царя в Москву. В то время как большая часть приверженцев опальной царицы и ее сына осуждены были на смерть, а другие 9 декабря казнены в Петербурге, между тем 26 июня 1718 г. не было в живых и царевича Алексея Петровича, Евдокия Федоровна не была казнена, а заточена в Успенском монастыре.
Под страхом смертной казни было запрещено посторонним говорить с нею. Для разобщения монастыря с окружающим миром и для предотвращения сношений царицы с посторонними людьми, по именному указу Петра І, построен был «около монастыря двойной полисад, этим полисадом захватило внутрь того монастыря священно и церковно-служительские дворы: попов, дьяконов, дьяков, пономарев, которые в то же время с того места сломаны и перевезлись на пустые порожние места, где жительствовали они в 1747 г. Затем от монастыря были отчислены и приписаны к Георгиевскому застенному монастырю приходские дворы, а бывшим прихожанам монастырским запрещено было ходить в монастырскую церковь. Приостановлены были даже пострижения в монашество белиц. Это заключение царицы в Успенском монастыре продолжалось до смерти Петра.
По ведомости об Успенском монастыре за 1727 г., только часть которой сохранилась в монастырском архиве, «в 1727 году в Успенском монастыре находилось: церковь каменная во имя Успения Пресвятой Богородицы, холодная; в ней два придела: один – во имя Благовещения Пресвятой Богородицы теплый; второй – во имя великомученицы Варвары. Колокольня над церковью деревянная. Около того монастыря полисад стоячий двойной деревянный же. Деревянного строения: келья игуменьи, сестринских келий одиннадцать; и того двенадцать…».
По ведомости за 1740 г. из монастырского архива и описи монастырского имущества за 1761 г. так описана Успенская церковь: «Соборная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, с приделами во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и святой великомученицы Варвары (на хорах), каменная, древнего здания. Длиною и шириною Успенская церковь с Благовещенским приделом – 8 саженей; придел св. мученицы Варвары – 2 саженей длины и одной сажени ширины. Глава Успенской церкви обита деревянной чешуею; крест на главе деревянный, обит белым железом. Крыта церковь тесом; крыша в 1761 г. была уже железная. Иконостас Успенской церкви пятиярусный. В первом ярусе царские двери с дорожниками, вызолочены; на них иконы Благовещения, святые Богородицы и евангелистов. Над царскими дверями – резная позолоченная сень… Столпы иконостаса по всему местному поясу по обеим сторонам царских врат резные, позлащенные… Иконостас… устроен в 1759 – 1760 гг. при настоятельнице Марфе (опись). В Успенской же церкви на хорах – каменный придел во имя св. Великомученицы Варвары. Глава на приделе обита деревянною чешуею; крест железный. При той же Успенской церкви придел каменный во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. В нем потолок деревянный, оштукатурен и отбелен. На Благовещенской церкви глава обита чешуею; крест на ней деревянный. Иконостас четырехъярусный. В первом ярусе – царские двери с иконами Благовещения и Евангелистов». На соборной Успенской церкви, на углу стояла деревянная, восьмиугольная колокольня в одну сажень и длиною и шириною. На ней было пять колоколов: большой колокол 16 пудов, второй 4½ пуда, остальные три колокола – без означения веса. Покрыта колокольня тесом в 1761 г., крыша была уже ветха…. Служб бывало: ежедневная одна, не ежедневных две.
В ведомости 1768 г. игуменья Евфимия доносила 12 сентября, что: «церковь Успенская, с двумя своими приделами, каменная состоит в твердости, только обитые деревянною чешуею главы как на соборной церкви, так и на придельной великомученицы Варвары ветхи. Колокольня деревянная, построенная в 1762 г. особым зданием, вместо обветшавшей деревянной же колокольни, стоявшей на углу Успенской церкви, тверда. Келий в монастыре двенадцать, деревянных, из коих новых три, да в твердости состоящих две, а прочие совсем состоят в ветхости. Ограда в монастыре деревянная и состоит в ветхости».
Игуменья Евпраксия привела в надлежащий, приличный дому Божьему вид – монастырскую церковь. Затем в 1781 г. она исходатайствовала из казны 500 руб. на постройку в монастыре келий и заменила ветхие кельи новыми. Эта же игуменья пристроила к Успенской церкви каменную колокольню и увеличила звон, а в 1802 г. устроила при теплой каменной придельной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, вместо обветшавшей деревянной паперти новую каменную.
Игуменья Евпраксия ранее построенную в 1762 г. отдельно от церкви на место прежней деревянной церкви стоявшей колокольни, деревянную колокольню, пристроила к церкви каменную двухъярусную колокольню, а в 1802 г. пристроила к Благовещенской церкви, на место обветшавшей деревянной, каменную паперть. После этих переделок длина и ширина собственно Успенской церкви оставалась неизменною.
Но в 1829 г. изменилась вышина колокольни, игуменья Феврония надстроила целый ярус. А в 1831 – 1833 гг. испрошено распространение и в длину, и в ширину, и в высоту Благовещенской церкви игуменьей Февронией, при которой соборная церковь вместе с колокольней получила ту самую форму, которую она и доселе сохраняет.
В XVII – XVIII и начале XIX вв. соборная крыша была тесовая, на Успенской церкви и на приделах главы были обиты деревянною чешуею, естественно, что и крыша и главы скоро ветшали и требовали починки, но в 1768 г. игуменьей были исправлены. Но главы и в 1768 г. оставались ветхими, а в конце XVIII в. церковь стояла безглавою. Уже игуменья Евпраксия устроила новые чешуйчатые главы. К 1831 г. и эти крыши обветшали и игуменья Феврония испрашивала разрешения как на поправление Благовещенской церкви, так и на перекрытие на всей церкви вновь, и ассигнования на эти работы 13 509 руб. 65 коп. В 1831 г. вся церковь покрыта листовым железом на сумму, частью высланную преосвященным митрополитом Серафимом, а частью пожертвованную дарителями.
В 1844 г. поправлена и отбелена штукатурка на церкви, железная крыша выкрашена масляною зеленою краскою. В 1854 г. крест на главе Успенской церкви, с давнего времени находившийся несколько отклоненным на сторону, весенними ветрами был раскачан до того, что мог обрушиться. Рабочие с трудом и опасностью нашли как яблоко, в которое вставлен крест, так и самую пяту креста совершенно сгнившими. По возможности было увязано и перепутано веревками, но, очевидно, долго держать не могло. Вследствие чего и во избежание пробития самой главы, в итоге падения креста, игуменья Маврикия просила 18 мая 1854 г. разрешения снять крест для произведения необходимых починок в нем и в яблоке. Указом от 10 июля 1854 г. разрешено «снять крест, и, по произведении необходимых починок в главе соборного здания, поставить оный с прочным укреплением». К 4 октября 1854 г. крест был приготовлен и было донесено, что в непродолжительном времени он будет поставлен. Это непродолжительное время продолжалось, однако же, до июля 1855 г. крест был на церковь поставлен.
Успенская церковь первоначально была холодная, а Благовещенский придел – теплый. В 1854 г. признано возможным и разрешено соединить Успенскую церковь с Благовещенскою и устроить в ней печи, и с 1855 – 1856 гг. Успенская церковь сделалась теплою.
Сколько было в Успенской церкви престолов в древнейшие времена, до разорения ее шведами и по воссоздании ее в начале XVII в. до вторичного разорения ее пожаром в 1702 г. и воссоздания после пожара: один ли только был Успенский престол или были кроме него и придельные престолы – сведений о том мы не имеем. В переписи 1628 г. упоминается только об Успенской церкви, без раздельного означения в ней престолов.
Но по воссоздании церкви в начале XVIII в. после пожара 1702 г., в ней были устроены три престола: главный Успенский и придельные: Благовещенский и Варваринский. Документы монастырского и консисторского архива с 1727 г. упоминают об этих трех приделах. В 1855 – 1856 г. к ним присоединен четвертый придел в честь Казанской иконы Божией Матери.
С 1854 г. в Успенской церкви оставался «иконостас простой столярной работы и образа в нем простого иконного письма, но к 1854 г. он обветшал. Сверх того, по недостатку размерности и стройности в расположении частей его и по безвкусию и стилю отделки, он был весьма неблаговиден, потому этот иконостас с разрешения епархиального начальства в 1855 г. снят; храмовые иконы церкви Успения Божией Матери вставлены в новый иконостас. Некоторые иконы для придельных иконостасов писаны художником Василием Васильевым. Прочие работы по иконостасам производил мастер Савельев…
В тех же 1854 – 1856 г. штукатурка на стенах Успенской церкви от купола и до низу исправлена, окрашена клеевою краскою и по местам украшена стенною живописью. Плитный ветхий пол и в алтаре, и в самой церкви заменен деревянным. В тот же период времени в 1854 – 1856 гг. переделан и возобновлен еще с начала XVIII в. существовавший придел во имя св. великомученицы Варвары, находящийся в северо-восточной части Успенского храма на хорах, и устроен новый придел в честь Казанской иконы Божией Матери на юго-восточной стороне храма также на хорах. Этот последний построен в 1856 г. на средства Татьяны Дмитриевны Слепцовой. Придел во имя великомученицы Варвары по возобновлении освящен 3 декабря 1855 г., а придел в честь Казанской иконы Божией Матери 28 июля 1856 г. игуменом Николаевского Староладожского монастыря Аполлосом. Все произведенные в 1854 – 1856 гг. работы внутри Успенской церкви вместе с устройством трех иконостасов стоили 4555 рублей. Расход этот покрыт частью монастырскими средствами, а частью пожертвованиями различных благотворителей.
В 1856 г. в Благовещенской церкви оказался необходим большой ремонт. От сырости, постоянно державшейся в церкви, вследствие дурной вентиляции под нижними полами, полы в ней совершенно сгнили, иконостас закоптел и расклеился. Игуменья Дионисия потому просила 29 сентября 1856 г. преосвященного Платона, епископа Ревельского, устроить новый пол из материала, заготовленного в 1855 г. из монастырского лесного участка, и заменить старый иконостас новым. Этот новый иконостас должен был стоить до 475 рублей; расход по устройству его предполагалось покрыть частью пожертвованиями благотворителей, частью монастырскими суммами, но потом игуменья донесла Консистории, (10 декабря 1856 г. за № 143), что «иконостас жертвуется в означенную церковь купцом Никифором Никитиным».
В 1856 г. были построены в церкви новые полы; во время перестройки Благовещенской церкви в 1831 – 1833 гг. в июле 1832 г. престол чрезвычайно обветшалый и бессрочный снят, потом 23 августа 1833 г. освящен новый престол. Во время перестройки 1856 – 1857 гг. престол не был снимаем.
Колокольня в XVIII в. до 1762 г. стояла на углу Успенской церкви. Она была деревянная, восьмиугольная, в 1761 г. она была уже ветха и потому в 1762 г. игуменья Евфимия убрала ее и вместо нее построила новую, деревянную же колокольню, построив ее отдельно от церкви. В конце прошедшего XVIII в. игуменья Евпраксия построила каменную четвероугольную двухъярусную колокольню. К 1829 г. «крыша со шпилем на колокольне обветшала до того, что во многих местах производилась немалая течь, а два верхних карниза ее, выложенные кирпичом, гораздо осыпались, поэтому необходимо было помянутые крышу и шпиль исправить», управлявшая тогда монастырем игуменья Феврония нашла средства и просила разрешения перекрыть «крышу и шпиль вместо тесу железом, с переменой стропил и шпиля, а карнизы привести в надлежащий порядок». Для улучшения и увеличения звона она просила дозволения надстроить к колокольне новый ярус. Получив разрешение епархиального начальства на осуществление своих предложений, она починила колокольню и надстроила над ней третий ярус при помощи монастырских прихожан, из коих одни пожертвовали потребное количество кирпича, другие извести, а иные железа.
«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии». Издание С.-Петербургского Историко-статистического комитета. Выпуск 2, Санкт-Петербург 1871 г. Печатня В. И. Головина, Владимирская, дом № 15