ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Старая Ладога. Староладожский Успенский девичий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Успенская церковь


Старая Ладога. Староладожский Успенский девичий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Церковь. Действует.  
Престолы:Успения Пресвятой Богородицы
Год постройки:приблизительно 1100 - 1200.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
187412, Ленинградская область, Волховский район, г. Старая Ладога

Координаты: 60.002372, 32.29418
Входит в коллекцию:Домонгольские храмы Древней Руси





Сортировка:

Староладожский Успенский девичий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Старая Ладога, Волховский район, Ленинградская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
6 января 2017
Староладожский Успенский девичий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Старая Ладога, Волховский район, Ленинградская область
Сидоров Григорий
24 сентября 2006
Староладожский Успенский девичий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Старая Ладога, Волховский район, Ленинградская область
Altaets
13 октября 2020
Староладожский Успенский девичий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Старая Ладога, Волховский район, Ленинградская область
Михаил Владимиров
13 октября 2018
Староладожский Успенский девичий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Старая Ладога, Волховский район, Ленинградская область
Михаил Владимиров
13 октября 2018
Староладожский Успенский девичий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Старая Ладога, Волховский район, Ленинградская область
Михаил Можаров
25 марта 2017
Староладожский Успенский девичий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Старая Ладога, Волховский район, Ленинградская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
6 января 2017
Староладожский Успенский девичий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Старая Ладога, Волховский район, Ленинградская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
6 января 2017
Староладожский Успенский девичий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, северный фасад<br>, Старая Ладога, Волховский район, Ленинградская область
северный фасад
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)exploreman
5 сентября 2016
Староладожский Успенский девичий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Старая Ладога, Волховский район, Ленинградская область
Илья Смирнов
7 августа 2015
Староладожский Успенский девичий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Старая Ладога, Волховский район, Ленинградская область
Андреева Ирина
5 января 2012
Староладожский Успенский девичий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Собор во имя Успения Пресвятой Богородицы. Предположительно построен в середине XII века.Вид со стороны апсиды.<br>, Старая Ладога, Волховский район, Ленинградская область
Собор во имя Успения Пресвятой Богородицы. Предположительно построен в середине XII века.Вид со стороны апсиды.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
4 сентября 2006
Староладожский Успенский девичий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Старая Ладога, Волховский район, Ленинградская область
Евгений
20 мая 2006
Староладожский Успенский девичий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Старая Ладога, Волховский район, Ленинградская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)exploreman
3 мая 2003
Староладожский Успенский девичий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Старая Ладога, Волховский район, Ленинградская область
МОРПЕХ879
9 сентября 2023
Староладожский Успенский девичий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Новый надвратный Успенский образ<br>, Старая Ладога, Волховский район, Ленинградская область
Новый надвратный Успенский образ
Михаил Владимиров
13 октября 2018
Староладожский Успенский девичий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Старая Ладога, Волховский район, Ленинградская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
6 января 2017
Староладожский Успенский девичий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Старая Ладога, Волховский район, Ленинградская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
6 января 2017
Староладожский Успенский девичий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Старая Ладога, Волховский район, Ленинградская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
6 января 2017
Староладожский Успенский девичий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Старая Ладога, Волховский район, Ленинградская область
Андреева Ирина
5 января 2012
Староладожский Успенский девичий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Старая Ладога, Волховский район, Ленинградская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Екатерина
11 июня 2011
Староладожский Успенский девичий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Успенский собор. Купол.<br>, Старая Ладога, Волховский район, Ленинградская область
Успенский собор. Купол.
Молчун
7 апреля 2007
Староладожский Успенский девичий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Внутри храма. Иконостас.<br>, Старая Ладога, Волховский район, Ленинградская область
Внутри храма. Иконостас.
Михаил Можаров
20 июня 2020
Староладожский Успенский девичий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Старая Ладога, Волховский район, Ленинградская область
Илья Смирнов
10 августа 2017
Староладожский Успенский девичий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Старая Ладога, Волховский район, Ленинградская область
Илья Смирнов
10 августа 2017
Староладожский Успенский девичий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Старая Ладога, Волховский район, Ленинградская область
Илья Смирнов
10 августа 2017
Староладожский Успенский девичий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Старая Ладога, Волховский район, Ленинградская область
Илья Смирнов
10 августа 2017
Староладожский Успенский девичий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Фрагмент заполнения стенной кладки церкви (забутки)<br>, Старая Ладога, Волховский район, Ленинградская область
Фрагмент заполнения стенной кладки церкви (забутки)
Анатолий Вениаминов
2 октября 2022
Староладожский Успенский девичий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, В январе 2014 г. у алтарной стены храма была восстановлена могила настоятельница Успенского монастыря схиигумении Евпраксии (1733(34)-06(05?).10.1823 н.с.)<br>, Старая Ладога, Волховский район, Ленинградская область
В январе 2014 г. у алтарной стены храма была восстановлена могила настоятельница Успенского монастыря схиигумении Евпраксии (1733(34)-06(05?).10.1823 н.с.)
Наталия
13 июня 2014
Староладожский Успенский девичий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Интерьер. Центральная часть иконостаса. Фото Буниатова Н. Г. 1920 - 1930-х гг. из коллекции ГНИМА. (ГК №38683843)<br>, Старая Ладога, Волховский район, Ленинградская область
Интерьер. Центральная часть иконостаса. Фото Буниатова Н. Г. 1920 - 1930-х гг. из коллекции ГНИМА. (ГК №38683843)
Дмитрий Волохов
1 июня 1920
Староладожский Успенский девичий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, фото 1892 г. <br>, Старая Ладога, Волховский район, Ленинградская область
фото 1892 г.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1892
Староладожский Успенский девичий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Фото конца XIX - начала XX веков из фондов Музея Академии художеств. Автор М. Белявский<br>, Старая Ладога, Волховский район, Ленинградская область
Фото конца XIX - начала XX веков из фондов Музея Академии художеств. Автор М. Белявский
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Наталия  18 октября 2007

В центре архитектурного ансамбля Успенского монастыря возвышается церковь Успения Богородицы – постройка домонгольской эпохи. С 12 века храм был центром Богородицкого конца Ладоги. По основным внешним признакам Успенский храм близок Георгиевскому: одноглавый, кубический, трехапсидный, но имеет больший объем. В первозданном виде к основному объему с северного и западного фасадов примыкали каменные приделы, закрывающие порталы высотой почти до половины здания. К числу оригинальных особенностей храма относятся декоративные кресты под полукружиями закомар на западном фасаде. В полукружии центрального пролета сохранилась больная неглубокая ниша-голубец для росписи. В помещении храма, в западной части устроены глубокие полуциркульные ниши – аркосолии для погребений. Лестница на хоры устроена в толще западной стены.

Церковь неоднократно подвергалась перестройкам. К началу 20 века она стояла с каменной папертью и колокольней. Северный фасад закрывал придел святой Варвары. Помещение обогревалось несколькими печами. Храм восстановлен в первозданном виде под руководством архитектора А.А. Драги. Изучением архитектуры и живописи храма занимались Н.И. Репников, М.К. Каргер, П.А. Раппопорт. На стенах и столбах в интерьере храма , в откосах оконных проемов сохраняются немногие фрагменты настенной живописи 12 века.

Литература: Б.Г. Васильев Старая Ладога. Памятники архитектуры ХII-ХIII веков Л.; 1984. В.В. Астафьев Волховский исторический календарь. Волхов; 2001


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  28 ноября 2017

К северу от Староладожской крепости располагается старинный Успенский женский монастырь. Он появился здесь не позднее начала ХVI века. Особую известность эта обитель приобрела в связи с тем, что в начале ХVIII века сюда была отправлена в заточение бывшая царица Евдокия Лопухина, первая жена Петра I. В монастыре тогда разместили военный караул, сюда запрещался вход прихожанам, пострижение новых сестёр приостановилось. Жемчужина монастыря - собор ХII века.

В книге "Старая Ладога - древняя столица Руси" читаем: "Успенский собор полностью сохранился. В 1958-1960 годах он был освобождён от более поздних пристроек, при этом выявилось строгое членение его фасадов плоскими лопатками, что соответствует его крестово-купольной конструкции. Понятие о размерах собора дают следующие цифры: длина - около 18 метров, ширина - около 14 метров, высота более 19 метров. Вместить он мог не один десяток людей. Здание было четырёхстолпным, трёхнефным, одноглавым, трёхапсидным; барабан венчает купол со шлемовидной главой. Два из трёх его входов имели притворы, а с запада в более поздние времена была устроена паперть. В толще западной стены помещалась лестница на хоры. Стены собора были расписаны. Архитектурные особенности Успенской церкви роднят её с Георгиевской и другими церквями, построенные в Ладоге в середине ХII века. Георгиевский и Успенский храмы - редчайшие сохранившиеся на северо-западе России культовые сооружения ХII века".

Сложно сказать со всей определённостью, когда построили Успенский собор. Ряд признаков позволяет связать его сооружение с эпохой князя Ростислава Мстиславича, княжившего в Новгороде в середине 1150-х годов.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №80, 2014 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  8 мая 2018

Успенский собор - типичный памятник новгородского зодчества, восходящий ко времени до монголо-татарского нашествия. Он находится в центре ансамбля и ориентирован на главные ворота монастыря. Памятник этот относится к типу кубических, крестово-купольных храмов ХII в. Своеобразной особенностью Успенского собора являются камеры на хорах с открытыми внутрь храма проёмами. Фасады его расчленены плоскими лопатками на три части, повторяя деление интерьера столбами на три нефа. Неровные, покрытые известковой обмазкой поверхности стен прорезаны редкими и узкими щелями полуциркульных окон. Кровля Успенского собора исполнена по сводам - по закомарам, только абрис её более плавный, чем у Георгиевского собора. Шлемовидная глава, венчающая собор, кажется приземистой. Кладка стен Успенского храма, как и Георгиевской церкви в крепости, состоит из чередующихся рядов большемерного кирпича (плинфы) и известняковой плиты на цемяночном растворе. Кладку прикрывал тонкий слой обмазки. В 1762 году к западному фасаду Успенского собора была пристроена колокольня, а к северному - придел. В ходе реставрации (в конце 50-х годов ХХ столетия) эти пристройки разобрали, тогда же возродили древнее завершение собора по проекту архитектора А.А. Драги.

Из книги Гоголицын Ю. М., Гоголицына Т. М. Памятники архитектуры Ленинградской области. - Л.: Стройиздат, Ленинградское отделение, 1987


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  12 сентября 2018

В описи Староладожского Успенского монастыря за 1628 г. говорится, что в то время в монастыре была церковь во имя Успения Божией Матери каменная, но о других монастырских зданиях сведений нет. Вероятно, за исключением Успенской церкви в монастыре воссоздания и по воссоздании его в первой четверти XVII в. все строение было деревянное. В пользу этого предположения говорит то, что во всех документах XVIII в., упоминающих о зданиях Успенского монастыря, каменною показывается только Успенская церковь, а все остальные здания значатся деревянными.

В начале XVIII в., именно в ночи на 24 апреля 1702 г. в Ладоге был большой пожар, уничтоживший дома многих жителей ее, обративший в груды пепла деревянные здания Успенского монастыря с большею частью движимого имущества, находившегося в них, и произведший, конечно, значительные повреждения и в каменной Успенской монастырской церкви. Об этом несчастии, постигшем Ладогу и Успенский монастырь, говорится в монастырском Синодике, писанном 1703 г.

После этого пожара, впрочем, монастырь скоро, хотя и не богато, обстроился. Говорим на том основании, что по описям монастырским даже в 1727 – 1738 гг., уже довольно отдаленных от времени пожара и начала воссоздания монастыря, в нем, за исключением каменной Успенской церкви, все строение было деревянное, состоявшее в 1738 г. из незначительного числа зданий. Очевидно, что возобновление монастыря ограничивалось сначала только возобновлением обгоревшей церкви и постройки более необходимейших деревянных зданий для помещения сестер и для иных служб.

В 1718 г. Успенскому монастырю суждено было на несколько лет сделаться жилищем высокой опальной – это была первая супруга императора Петра І царица Евдокия Федоровна Лопухина, в то время уже инокиня Елена. По делу своего сына царевича Алексея Петровича, а также по поводу своих отношений к генералу Степану Глебову и участию в заговоре против Петра, Евдокия Федоровна была привезена по приказанию царя в Москву. В то время как большая часть приверженцев опальной царицы и ее сына осуждены были на смерть, а другие 9 декабря казнены в Петербурге, между тем 26 июня 1718 г. не было в живых и царевича Алексея Петровича, Евдокия Федоровна не была казнена, а заточена в Успенском монастыре.

Под страхом смертной казни было запрещено посторонним говорить с нею. Для разобщения монастыря с окружающим миром и для предотвращения сношений царицы с посторонними людьми, по именному указу Петра І, построен был «около монастыря двойной полисад, этим полисадом захватило внутрь того монастыря священно и церковно-служительские дворы: попов, дьяконов, дьяков, пономарев, которые в то же время с того места сломаны и перевезлись на пустые порожние места, где жительствовали они в 1747 г. Затем от монастыря были отчислены и приписаны к Георгиевскому застенному монастырю приходские дворы, а бывшим прихожанам монастырским запрещено было ходить в монастырскую церковь. Приостановлены были даже пострижения в монашество белиц. Это заключение царицы в Успенском монастыре продолжалось до смерти Петра.

По ведомости об Успенском монастыре за 1727 г., только часть которой сохранилась в монастырском архиве, «в 1727 году в Успенском монастыре находилось: церковь каменная во имя Успения Пресвятой Богородицы, холодная; в ней два придела: один – во имя Благовещения Пресвятой Богородицы теплый; второй – во имя великомученицы Варвары. Колокольня над церковью деревянная. Около того монастыря полисад стоячий двойной деревянный же. Деревянного строения: келья игуменьи, сестринских келий одиннадцать; и того двенадцать…».

По ведомости за 1740 г. из монастырского архива и описи монастырского имущества за 1761 г. так описана Успенская церковь: «Соборная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, с приделами во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и святой великомученицы Варвары (на хорах), каменная, древнего здания. Длиною и шириною Успенская церковь с Благовещенским приделом – 8 саженей; придел св. мученицы Варвары – 2 саженей длины и одной сажени ширины. Глава Успенской церкви обита деревянной чешуею; крест на главе деревянный, обит белым железом. Крыта церковь тесом; крыша в 1761 г. была уже железная. Иконостас Успенской церкви пятиярусный. В первом ярусе царские двери с дорожниками, вызолочены; на них иконы Благовещения, святые Богородицы и евангелистов. Над царскими дверями – резная позолоченная сень… Столпы иконостаса по всему местному поясу по обеим сторонам царских врат резные, позлащенные… Иконостас… устроен в 1759 – 1760 гг. при настоятельнице Марфе (опись). В Успенской же церкви на хорах – каменный придел во имя св. Великомученицы Варвары. Глава на приделе обита деревянною чешуею; крест железный. При той же Успенской церкви придел каменный во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. В нем потолок деревянный, оштукатурен и отбелен. На Благовещенской церкви глава обита чешуею; крест на ней деревянный. Иконостас четырехъярусный. В первом ярусе – царские двери с иконами Благовещения и Евангелистов». На соборной Успенской церкви, на углу стояла деревянная, восьмиугольная колокольня в одну сажень и длиною и шириною. На ней было пять колоколов: большой колокол 16 пудов, второй 4½ пуда, остальные три колокола – без означения веса. Покрыта колокольня тесом в 1761 г., крыша была уже ветха…. Служб бывало: ежедневная одна, не ежедневных две.

В ведомости 1768 г. игуменья Евфимия доносила 12 сентября, что: «церковь Успенская, с двумя своими приделами, каменная состоит в твердости, только обитые деревянною чешуею главы как на соборной церкви, так и на придельной великомученицы Варвары ветхи. Колокольня деревянная, построенная в 1762 г. особым зданием, вместо обветшавшей деревянной же колокольни, стоявшей на углу Успенской церкви, тверда. Келий в монастыре двенадцать, деревянных, из коих новых три, да в твердости состоящих две, а прочие совсем состоят в ветхости. Ограда в монастыре деревянная и состоит в ветхости».

Игуменья Евпраксия привела в надлежащий, приличный дому Божьему вид – монастырскую церковь. Затем в 1781 г. она исходатайствовала из казны 500 руб. на постройку в монастыре келий и заменила ветхие кельи новыми. Эта же игуменья пристроила к Успенской церкви каменную колокольню и увеличила звон, а в 1802 г. устроила при теплой каменной придельной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, вместо обветшавшей деревянной паперти новую каменную.

Игуменья Евпраксия ранее построенную в 1762 г. отдельно от церкви на место прежней деревянной церкви стоявшей колокольни, деревянную колокольню, пристроила к церкви каменную двухъярусную колокольню, а в 1802 г. пристроила к Благовещенской церкви, на место обветшавшей деревянной, каменную паперть. После этих переделок длина и ширина собственно Успенской церкви оставалась неизменною.

Но в 1829 г. изменилась вышина колокольни, игуменья Феврония надстроила целый ярус. А в 1831 – 1833 гг. испрошено распространение и в длину, и в ширину, и в высоту Благовещенской церкви игуменьей Февронией, при которой соборная церковь вместе с колокольней получила ту самую форму, которую она и доселе сохраняет.

В XVII – XVIII и начале XIX вв. соборная крыша была тесовая, на Успенской церкви и на приделах главы были обиты деревянною чешуею, естественно, что и крыша и главы скоро ветшали и требовали починки, но в 1768 г. игуменьей были исправлены. Но главы и в 1768 г. оставались ветхими, а в конце XVIII в. церковь стояла безглавою. Уже игуменья Евпраксия устроила новые чешуйчатые главы. К 1831 г. и эти крыши обветшали и игуменья Феврония испрашивала разрешения как на поправление Благовещенской церкви, так и на перекрытие на всей церкви вновь, и ассигнования на эти работы 13 509 руб. 65 коп. В 1831 г. вся церковь покрыта листовым железом на сумму, частью высланную преосвященным митрополитом Серафимом, а частью пожертвованную дарителями.

В 1844 г. поправлена и отбелена штукатурка на церкви, железная крыша выкрашена масляною зеленою краскою. В 1854 г. крест на главе Успенской церкви, с давнего времени находившийся несколько отклоненным на сторону, весенними ветрами был раскачан до того, что мог обрушиться. Рабочие с трудом и опасностью нашли как яблоко, в которое вставлен крест, так и самую пяту креста совершенно сгнившими. По возможности было увязано и перепутано веревками, но, очевидно, долго держать не могло. Вследствие чего и во избежание пробития самой главы, в итоге падения креста, игуменья Маврикия просила 18 мая 1854 г. разрешения снять крест для произведения необходимых починок в нем и в яблоке. Указом от 10 июля 1854 г. разрешено «снять крест, и, по произведении необходимых починок в главе соборного здания, поставить оный с прочным укреплением». К 4 октября 1854 г. крест был приготовлен и было донесено, что в непродолжительном времени он будет поставлен. Это непродолжительное время продолжалось, однако же, до июля 1855 г. крест был на церковь поставлен.

Успенская церковь первоначально была холодная, а Благовещенский придел – теплый. В 1854 г. признано возможным и разрешено соединить Успенскую церковь с Благовещенскою и устроить в ней печи, и с 1855 – 1856 гг. Успенская церковь сделалась теплою.

Сколько было в Успенской церкви престолов в древнейшие времена, до разорения ее шведами и по воссоздании ее в начале XVII в. до вторичного разорения ее пожаром в 1702 г. и воссоздания после пожара: один ли только был Успенский престол или были кроме него и придельные престолы – сведений о том мы не имеем. В переписи 1628 г. упоминается только об Успенской церкви, без раздельного означения в ней престолов.

Но по воссоздании церкви в начале XVIII в. после пожара 1702 г., в ней были устроены три престола: главный Успенский и придельные: Благовещенский и Варваринский. Документы монастырского и консисторского архива с 1727 г. упоминают об этих трех приделах. В 1855 – 1856 г. к ним присоединен четвертый придел в честь Казанской иконы Божией Матери.

С 1854 г. в Успенской церкви оставался «иконостас простой столярной работы и образа в нем простого иконного письма, но к 1854 г. он обветшал. Сверх того, по недостатку размерности и стройности в расположении частей его и по безвкусию и стилю отделки, он был весьма неблаговиден, потому этот иконостас с разрешения епархиального начальства в 1855 г. снят; храмовые иконы церкви Успения Божией Матери вставлены в новый иконостас. Некоторые иконы для придельных иконостасов писаны художником Василием Васильевым. Прочие работы по иконостасам производил мастер Савельев…

В тех же 1854 – 1856 г. штукатурка на стенах Успенской церкви от купола и до низу исправлена, окрашена клеевою краскою и по местам украшена стенною живописью. Плитный ветхий пол и в алтаре, и в самой церкви заменен деревянным. В тот же период времени в 1854 – 1856 гг. переделан и возобновлен еще с начала XVIII в. существовавший придел во имя св. великомученицы Варвары, находящийся в северо-восточной части Успенского храма на хорах, и устроен новый придел в честь Казанской иконы Божией Матери на юго-восточной стороне храма также на хорах. Этот последний построен в 1856 г. на средства Татьяны Дмитриевны Слепцовой. Придел во имя великомученицы Варвары по возобновлении освящен 3 декабря 1855 г., а придел в честь Казанской иконы Божией Матери 28 июля 1856 г. игуменом Николаевского Староладожского монастыря Аполлосом. Все произведенные в 1854 – 1856 гг. работы внутри Успенской церкви вместе с устройством трех иконостасов стоили 4555 рублей. Расход этот покрыт частью монастырскими средствами, а частью пожертвованиями различных благотворителей.

В 1856 г. в Благовещенской церкви оказался необходим большой ремонт. От сырости, постоянно державшейся в церкви, вследствие дурной вентиляции под нижними полами, полы в ней совершенно сгнили, иконостас закоптел и расклеился. Игуменья Дионисия потому просила 29 сентября 1856 г. преосвященного Платона, епископа Ревельского, устроить новый пол из материала, заготовленного в 1855 г. из монастырского лесного участка, и заменить старый иконостас новым. Этот новый иконостас должен был стоить до 475 рублей; расход по устройству его предполагалось покрыть частью пожертвованиями благотворителей, частью монастырскими суммами, но потом игуменья донесла Консистории, (10 декабря 1856 г. за № 143), что «иконостас жертвуется в означенную церковь купцом Никифором Никитиным».

В 1856 г. были построены в церкви новые полы; во время перестройки Благовещенской церкви в 1831 – 1833 гг. в июле 1832 г. престол чрезвычайно обветшалый и бессрочный снят, потом 23 августа 1833 г. освящен новый престол. Во время перестройки 1856 – 1857 гг. престол не был снимаем.

Колокольня в XVIII в. до 1762 г. стояла на углу Успенской церкви. Она была деревянная, восьмиугольная, в 1761 г. она была уже ветха и потому в 1762 г. игуменья Евфимия убрала ее и вместо нее построила новую, деревянную же колокольню, построив ее отдельно от церкви. В конце прошедшего XVIII в. игуменья Евпраксия построила каменную четвероугольную двухъярусную колокольню. К 1829 г. «крыша со шпилем на колокольне обветшала до того, что во многих местах производилась немалая течь, а два верхних карниза ее, выложенные кирпичом, гораздо осыпались, поэтому необходимо было помянутые крышу и шпиль исправить», управлявшая тогда монастырем игуменья Феврония нашла средства и просила разрешения перекрыть «крышу и шпиль вместо тесу железом, с переменой стропил и шпиля, а карнизы привести в надлежащий порядок». Для улучшения и увеличения звона она просила дозволения надстроить к колокольне новый ярус. Получив разрешение епархиального начальства на осуществление своих предложений, она починила колокольню и надстроила над ней третий ярус при помощи монастырских прихожан, из коих одни пожертвовали потребное количество кирпича, другие извести, а иные железа.

«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии». Издание С.-Петербургского Историко-статистического комитета. Выпуск 2, Санкт-Петербург 1871 г. Печатня В. И. Головина, Владимирская, дом № 15



Комментарии и обсуждение


Слава Богу, уже почти год Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь не является "бывшим", а официально объявлен действующим. В этом году там состоялся первый иноческий постриг сестер. Настоятельницей монастыря назначена монахиня Ангелина (Васильева). Год назад в древнем храме Успения Пресвятой Богородицы была совершена литургия, впервые после революции!
16 июля 2006, Шумилова Елена.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.