ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Ахтырка. Церковь Ахтырской иконы Божией Матери.

Ахтырская церковь


Ахтырка. Церковь Ахтырской иконы Божией Матери
Церковь. Действует.  
Престолы:Ахтырской иконы Божией Матери
Архитектурный стиль:Ампир
Год постройки:Между 1821 и 1825.
Архитектор:А.С. Кутенов
Ссылки: Ссылка на temples.ru  Страница на сайте епархии  Ссылка на портале prihod.ru 
Адрес:
Московская область, Сергиево-Посадский район, д.Ахтырка

Координаты: 56.255339, 37.929552
Проезд:от Москвы с Ярославского вокзала до станции Хотьково - 60 км, далее автобусом на Жучки до остановки Ахтырка - 3 км



Сортировка:

Церковь Ахтырской иконы Божией Матери, , Ахтырка, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Hramsohran
13 октября 2019
Церковь Ахтырской иконы Божией Матери, , Ахтырка, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Алексей Кротов
16 апреля 2018
Церковь Ахтырской иконы Божией Матери, , Ахтырка, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
19 апреля 2015
Церковь Ахтырской иконы Божией Матери, , Ахтырка, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Алексей Кротов
23 октября 2014
Церковь Ахтырской иконы Божией Матери, , Ахтырка, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Алексей Кротов
23 октября 2014
Церковь Ахтырской иконы Божией Матери, Вид с востока<br>, Ахтырка, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Вид с востока
Иванов Дмитрий
29 июня 2013
Церковь Ахтырской иконы Божией Матери, Часовня и храм, вид с юго-востока<br>, Ахтырка, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Часовня и храм, вид с юго-востока
Иванов Дмитрий
29 июня 2013
Церковь Ахтырской иконы Божией Матери, Вид с юго-востока<br>, Ахтырка, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Вид с юго-востока
Иванов Дмитрий
29 июня 2013
Церковь Ахтырской иконы Божией Матери, Вид с запада<br>, Ахтырка, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Вид с запада
Иванов Дмитрий
29 июня 2013
Церковь Ахтырской иконы Божией Матери, , Ахтырка, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
gena_k
7 апреля 2013
Церковь Ахтырской иконы Божией Матери, , Ахтырка, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
strusto
8 ноября 2008
Церковь Ахтырской иконы Божией Матери, , Ахтырка, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Илья Смирнов
12 октября 2008
Церковь Ахтырской иконы Божией Матери, , Ахтырка, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Илья Смирнов
12 октября 2008
Церковь Ахтырской иконы Божией Матери, , Ахтырка, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Илья Смирнов
12 октября 2008
Церковь Ахтырской иконы Божией Матери, , Ахтырка, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Илья Смирнов
12 октября 2008
Церковь Ахтырской иконы Божией Матери, , Ахтырка, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Илья Смирнов
12 октября 2008
Церковь Ахтырской иконы Божией Матери, , Ахтырка, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
28 июля 2002
Церковь Ахтырской иконы Божией Матери, , Ахтырка, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Андрей Агафонов
1 ноября 1994
Церковь Ахтырской иконы Божией Матери, , Ахтырка, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Алексей Кротов
23 октября 2014
Церковь Ахтырской иконы Божией Матери, Завершение основного объема храма<br>, Ахтырка, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Завершение основного объема храма
Иванов Дмитрий
29 июня 2013
Церковь Ахтырской иконы Божией Матери, Основной объем храма, вид с юга<br>, Ахтырка, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Основной объем храма, вид с юга
Иванов Дмитрий
29 июня 2013
Церковь Ахтырской иконы Божией Матери, Верхние ярусы колокольни<br>, Ахтырка, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Верхние ярусы колокольни
Иванов Дмитрий
29 июня 2013
Церковь Ахтырской иконы Божией Матери, Фрагмент южного фасада основного объема храма<br>, Ахтырка, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Фрагмент южного фасада основного объема храма
Иванов Дмитрий
29 июня 2013
Церковь Ахтырской иконы Божией Матери, Апсида, вид с юга<br>, Ахтырка, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Апсида, вид с юга
Иванов Дмитрий
29 июня 2013
Церковь Ахтырской иконы Божией Матери, Средняя часть храма, вид с юга<br>, Ахтырка, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Средняя часть храма, вид с юга
Иванов Дмитрий
29 июня 2013
Церковь Ахтырской иконы Божией Матери, , Ахтырка, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
28 июля 2002
Церковь Ахтырской иконы Божией Матери, , Ахтырка, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
28 июля 2002
Церковь Ахтырской иконы Божией Матери, Интерьер<br>, Ахтырка, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Интерьер
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Каменев Андрон
9 июля 2017
Церковь Ахтырской иконы Божией Матери, Роспись купола<br>, Ахтырка, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Роспись купола
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Каменев Андрон
9 июля 2017
Церковь Ахтырской иконы Божией Матери, , Ахтырка, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Алексей Кротов
23 октября 2014
Церковь Ахтырской иконы Божией Матери, , Ахтырка, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Андрей Агафонов
1 ноября 1984
Церковь Ахтырской иконы Божией Матери, 1909—1910 год.книга: Старые усадьбы.Очерки русскаго искусства и быта."Старые годы".Спб.,1911 год. с сайта https://pastvu.com/p/146214 <br>, Ахтырка, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
1909—1910 год.книга: Старые усадьбы.Очерки русскаго искусства и быта."Старые годы".Спб.,1911 год. с сайта https://pastvu.com/p/146214
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
3 января 1910



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Павел
 
ПавелАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  7 августа 2002

Ахтырская церковь - единственное здание, уцелевшее от прекрасного усадебного ансамбля, созданного в 1820-х гг. по проектам А.С. Кутепова в подмосковной усадьбе князей Трубецких. Кирпичная, частично оштукатуренная церковь строилась между 1821 и 1825 гг.; принадлежит к выдающимся произведениям московского ампира. Кубический храм с апсидальпыми выступами алтаря и притвора, увенчанный купольной ротондой, выполнен в строгих формах дорического ордера. Колоннады боковых портиков сообщают ему торжественную монументальность, которой противопоставлена легкость силуэта стройной трехъярусной колокольни, соединенной с храмом крытым переходом.

Внутреннее пространство храма, освещенное преимущественно рассеянным верхним светом, формируют мощные угловые пилоны и подпружные арки. В притворе помещался балкон хоров с точеной балюстрадой, поддерживаемый лепными кронштейнами, Полное изящества нарядное убранство интерьера с помощью ионических пилястр, лепнины и живописи в технике "гризайль" имеет много утрат. Стены, окрашенные под серый мрамор, ныне побелены. Украшавшие их картины, роспись купола итальянского письма и белый с золотом иконостас не сохранились. Последний в 1990-х гг., заменен новым, в два яруса икон современного письма. Об усадьбе напоминают подъездная аллея с двухрядной липовой и еловой обсадкой и сильно одичавший пейзажный парк.


Иванов Дмитрий  24 октября 2011

Первое упоминание об Ахтырке встречается в межевой духовной грамоте 1504 г. Сельцо в те времена называлось Дудкино. В 1694 г. Дудкино принадлежало И.А. Панину, а от него перешло к родственнику В.Н. Татищеву. Этот сподвижник Петра I отличился в различных направлениях государственной, административной и научной деятельности.

В 1734 г. имение Дудкино приобрел князь Иван Юрьевич Трубецкой Меньшой. В семье Трубецких хранился чтимый ими образ Ахтырской Божией Матери. Унаследовавший имение князь Николай Иванович Трубецкой в 1772 г. подал прошение в Московскую Синодальную контору, в котором попросил разрешения «построить домовую церковь во имя явления Ахтырской иконы Божией Матери». 7 сентября 1772 г. Синодальная контора дала разрешение строить «церковь с крышею без купола и креста и без всякого от жилого строения отмены» (т.е. отличия), священника к этой церкви определить отказали, велено было довольствоваться приходским священником. В 1773 г. уже действовала церковь с подвижным антиминсом, а Дудкино стало именоваться Ахтырским.

Строительство каменного храма по проекту Кутепова, ученика знаменитого Жилярди, завершилось в 1823 г., а в 1825 г. его освятил святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский.

В 1879 г. Трубецкие продали Ахтырку Московскому мировому судье И.М. Матвееву, большому любителю изобразительного искусства и музыки. Последний владелец усадьбы С.И. Матвеев, ученый цветовод, автор книг о цветах. Матвеевы благоустроили усадьбу, провели водопровод, устроили фонтан, в оранжереях выращивали персики, цветы, росли пальмы.

История сохранила имена некоторых священнослужителей Ахтырской церкви. Священник Иоанн Сахаров, умерший в 1893г. завещал церкви свою большую библиотеку, которая стала доступной для членов Ахтырского прихода и всего благочиния.

Его приемник – протоиерей Василий Архангельский, прослуживший в этой церкви до 1929 г., восполнил Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века. На приходе им было организовано три церковноприходских школы, он был законоучителем в Абрамцевском начальном училище. В 1920 г. отец Василий был арестован и приговорен к трём месяцам заключения условно. В 1929 г. последовали второй арест и ссылка. В 1937 г. его арестовали в третий раз. 13 ноября этого же года протоиерей Василий был расстрелян на полигоне в Бутово под Москвой и погребен в общей безвестной могиле.

В 1930 г. настоятелем церкви стал игумен Азарий, в прошлом насельник Троице-Сергиевой Лавры. 12 декабря 1937 г. он также был расстрелян на Бутовском полигоне.

Ахтырская церковь была закрыта в 1937 г. и постепенно разрушалась. Но даже её руины послужили искусству. Скульптор С.Д. Тавасиев создал в них памятник герою башкирского народа – Салавату Юлаеву, сподвижнику Емельяна Пугачева, за что был удостоен Государственной премии.

В 1986 г. усилиями Д.С. Ганешина, который впервые увидел Ахтырку в 1921 г., до ее разрушения, начались реставрационные работы. В 1991 г. церковь была возвращена верующим. Первыми на помощь молодому и нищему приходу пришли князья Трубецкие, потомки строителей храма, проживающие как в России, так и в рассеянии. Особенно был активен внук князя Сергея Николаевича, Андрей Владимирович. Он умер в 2004 г., но дети и младший брат, Георгий Владимирович, всегда приезжают 15 июля на престольный праздник.

Потомки князя Н.П. Трубецкого имеют обычай один раз в 10 лет собираться на семейную встречу. В 1996 и 2006 гг. эти встречи проходили в России и были означены визитом в Ахтырскую церковь. Посильные вклады Трубецких были направлены на приобретение колоколов, написание икон для иконостаса и другие цели. В настоящее время настоятель церкви – протоиерей Борис Можаев – кандидат медицинских наук, член Епархиального отдела по работе с медицинскими учреждениями. Второй священник – иерей Димитрий Беженарь – ответственный по миссионерской, антисектантской и антираскольнической деятельности в благочинии. Реставрационные работы ведутся преимущественно на средства членов прихода. В храме создана уникальная система отопления: в полу проведены воздуховоды, через которые проходит теплый воздух.

Храмовая Ахтырская икона Божией Матери украшена многочисленными (более 50-ти) «привесками». Иконостас – дипломная работа выпускников иконописной школы при Московской духовной академии. Образцом деисусного (от слова «деисус» – моление) чина послужил деисусный ряд из Высоцкого Серпуховского монастыря. В храме имеются ковчеги с частицами мощей святых, частями облачений мощей и пелены с Гроба Господня.

На территории храма выстроена часовня в честь Новомучеников и исповедников Российских.

Клирики Ахтырской церкви также совершают богослужения в церкви Спаса Нерукотворного музея-усадьбы «Абрамцево». Эта церковь была построена в 1880-1882 гг. по проекту В.М. Васнецова. В создании иконостаса принимали участие известные русские художники: В.Д. Поленов, И. Репин, Н.В. Неврев. Церковь была освящена в 1882 г. в день празднования Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа.

Источник: http://www.spblago.ru/?p=523


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  2 февраля 2024

Церковь – это единственная сохранившаяся постройка уникального комплекса усадебных зданий в стиле московского ампира, созданного по проекту архитектора А.С. Кутепова в 1820-е гг. Искусствовед А.Н. Греч называл утраченную усадьбу в Ахтырке лучшим произведением этого зодчего. По преданию, все постройки усадьбы погибли в пожаре, намеренно устроенном ее бывшим хозяином после революции. Церковь Ахтырской Божией Матери была возведена при князьях Трубецких, которые владели имением с 1734 по 1879 гг. Название церкви произошло от списка Ахтырской иконы – семейной реликвии Трубецких.

«На редкой старинной литографии представлен ландшафт, точно нарисованный мягкой карандашной техникой. На пригорке, спускающемся к воде, раскинулся дом в стиле ампир… За домом виднеется шпиль колокольни, слева – спускающаяся к воде аллея. Под литографией надпись «Ахтырка»…С противоположного берега запруженной здесь речки Вори не раз писали его акварелью и масляными красками художники-любители, бывшие в усадьбе Трубецких…Против дома, заслоняя двор, стоит и сейчас каменная, конечно также ампирная, церковь с колокольней». Так описывал в сочинении «Венок усадьбам» былую красоту Ахтырки искусствовед А.Н. Греч.

В Ахтырке родились и выросли знаменитые братья философы Сергий и Евгений Трубецкие – сыновья музыковеда Николая Петровича Трубецкого. Евгений Николаевич Трубецкой в своих мемуарах «Из прошлого» подробно описывал особенный строй жизни в этой подмосковной усадьбе, расположенной недалеко от Покровского монастыря в Хотьково и Троице-Сергиевой лавры. Философ писал: «Что это была за духовная атмосфера? Может быть, это самообман, может быть, это только мое личное ощущение, но мне и теперь, через сорок лет после нашего последнего отъезда из Ахтырки, кажется, что мы там дышали благодатью, словно благодатью был там полон каждый глоток воздуха».

Ахтырка находится примерно в 20 километрах от Троице-Сергиевой лавры, а еще ближе – Хотьковский монастырь, где погребены родители преподобного Сергия Радонежского Кирилл и Мария. Братья Трубецкие часто совершали паломничества в эти знаменитые обители, в том числе и потому, что их дедушка генерал Петр Иванович Трубецкой и прабабушка Наталья Сергеевна – устроительница храма в Ахтырке – были похоронены в Троице-Сергиевой лавре. В своей усадьбе на берегу реки Вори генерал Петр Иванович Трубецкой установил колонну-кенотаф в память о матери с поэтическим посвящением: «Ты местность эту сотворила. Храм Божий, воды, дом и сад. Саму природу победила, всему дав стройный дивный лад». Памятник Наталье Сергеевне Трубецкой, прабабушке братьев Трубецких, сохранился. Старинную колонну в честь храмоздательницы можно увидеть около Ахтырской церкви.

Евгений Николаевич Трубецкой вспоминал, что над их детскими кроватями в Ахтырке всегда висели образки преподобного Сергия, а его старшего брата Сергея назвали в честь великого Радонежского чудотворца. Более того, Е. Н. Трубецкой считал близость к Троице-Сергиевой лавре определяющей для мировоззрения и творчества религиозного философа Сергея Трубецкого: «Хотьковым и лаврой полны все наши ахтырские воспоминания…Миросозерцание моего брата… и внутренняя музыка его существа насквозь насыщены густым звоном лаврских колоколов и носят на себе печать великой народной русской святыни».

Второе июля по старому стилю – праздник Ахтырской иконы Божией Матери – во времена генерала Петра Ивановича Трубецкого (деда упоминавшихся братьев-философов) отмечался в деревне парадом и народными гуляниями. С самого утра между усадебным домом и Ахтырской церковью ставились палатки, где торговали пряниками, семечками и прочими угощениями. В церкви служилась торжественная литургия, на которой присутствовала княжеская семья. Целый день крестьяне водили хороводы и пели песни, а вечером к народу выходил генерал Трубецкой. Сидя в кресле на открытой террасе, он наблюдал за увеселениями и конкурсами, в которых участвовали молодые деревенские жители. В конце гуляний все женщины из Ахтырки и деревни Золотилово получали от барина подарки – бусы, платки и ленты. Явление Ахтырской иконы, в честь которой получила свое название церковь в подмосковном имении Трубецких, а затем и село, произошло в 1739 г. в Харьковской губернии (теперь город Ахтырка Сумской области Украины). Этот образ Божией Матери принадлежит к числу наиболее прославившихся русских икон.

В начале XVIII века в Покровской церкви села Ахтырка Харьковской губернии служил благочестивый священник Василий Данилов, который случайно во время сенокоса обнаружил в траве икону Божией Матери, источавшую ослепительный свет. Священник упал на колени, прочел молитвы Богородице и отнес находку домой. Три года образ Божией Матери пробыл в доме священника. Всякий, кто хотел ночевать в комнате, где стояла икона, начинал испытывать необъяснимый страх. От воды, которой священник очищал икону от пыли, исцелилась его дочь, больная лихорадкой, а затем и сын местного иконописца. Так священник понял, что образ обладает чудодейственной силой, и что ему лучше находиться в церкви.

Бригадиру А.Л. Лесовицкому и полковому старшине было дано поручение расследовать чудеса, которые произошли от новой иконы в Ахтырке. Дело о чудотворной иконе дошло до Петербурга, поступило в Святейший Синод и стало известно самой императрице Елизавете Петровне. Власти назначили следствие, во время которого были допрошены под присягой все очевидцы и исцелившиеся. В 1751 г. Святейший Синод постановил почитать Ахтырскую икону Божией Матери чудотворной.

Царица Елизавета Петровна решила воздвигнуть на месте обретения новой святыни в Харьковской губернии большой каменный храм, на который лично пожертвовала две тысячи рублей – огромную по тем временам сумму – и привлекла к созданию проекта придворного архитектора Растрелли. В 1768 г., уже после кончины Елизаветы Петровны, великолепный собор в украинской Ахтырке был освящен.

В 1748 г. произошло событие, которое сделало Ахтырскую икону известной среди российской знати в Москве и Петербурге. Возможно, с этого времени началось почитание этого образа и в княжеской семье Трубецких – владельцев подмосковной Ахтырки. Этим событием стало чудесное явление баронессе Ведель, которая остановилась в пути в Ахтырке Харьковской губернии. Во сне ей явилась Пресвятая Богородица и предрекла скорую смерть, повелев раздать свои богатства церкви и нищим. При этом Божия Матерь обещала стать покровительницей двух малолетних дочерей баронессы. Предсказание в точности сбылось: знатная женщина, исполнив повеление, вскоре скончалась, а судьба девочек была удачно устроена – обе были взяты на воспитание императрицей во дворец, а впоследствии выданы замуж за вельмож.

«Недавнее пепелище заросло травой, крапивой и бурьяном; одиноко и оголено стоит церковь, больше не ведет никуда дорога, охваченная пилонами въездных ворот…Над пепелищем склонили свои ветви плакучие березы, точно на кладбище». Так описывал подмосковную Ахтырку искусствовед А.Н. Греч в 1920-е гг. Великолепный храм Ахтырской Божией Матери был восстановлен из руин, и сегодня остается замечательным памятником существовавшей здесь усадьбы Трубецких. Каменная церковь в честь Ахтырской иконы Божией Матери – единственное уцелевшее здание обширного подмосковного усадебного ансамбля Трубецких. Она была построена в 1821-1825 гг. на средства князя И.Н. Трубецкого, также как и дворец, по проекту архитектора А.С. Кутепова. Освящал новопостроенную церковь Московский митрополит Филарет (Дроздов). И до революции, и в настоящее время Ахтырская церковь считается «перворазрядным произведением зодчества», выдающимся произведением московского ампира.

В 1937 г. церковь была закрыта и опечатана, последний настоятель церкви игумен Лазарь был расстрелян 12 декабря 1937 г. Местные жители рассказывают, что храм был вскрыт и разгромлен лишь в 1941 г. Иконы сжигали на костре. Когда разгром закончился и все разошлись, дочка последнего псаломщика увидела в догоравшем костре какую-то доску, покрытую красками. Она вытащила ее и с изумлением увидела Ахтырскую икону, ту самую, для которой строился храм. 

Церковь долгое время использовалась в качестве сельского клуба и даже овощехранилища. В 1960-70-х гг. лишь руины церкви с растущими на крыше деревьями напоминали о былой красоте. Да и эти стены хотели снести, использовать на щебенку. К счастью, художники из Абрамцева выпросили развалины для своих целей, а здание бывшей церковно-приходской школы было приобретено скульптором Тавасиевым. Вскоре в здании церкви он начал ваять героя башкирского народа Салавата Юлаева. Огромная фигура верхом на коне разместилась под куполом храма. 

Но были люди, помнившие былую красоту Ахтырки, мечтатели, верившие в невозможное. И самый большой мечтатель — Дмитрий Сергеевич Ганешин. Он стучал во многие двери, и было принято решение о реставрации церкви. Большую работу провели сотрудники Абрамцевского музея-заповедника во главе с директором И.А. Рыбаковым. Ими у вдовы Сергея Ивановича Матвеева, сына мирового судьи, были обнаружены несколько цветных слайдов начала этого века, на которых предстала дореволюционная Ахтырка.

В 1990-1991 гг. церковь передали общине верующих. Первое богослужение в открытой церкви было совершено в 1991 г., в престольный праздник Ахтырской иконы Божией Матери, в присутствии членов семьи Трубецких. 15 июля 1991 г. после 53 лет "мерзости запустения" под сводами возрождающегося храма вновь зазвучали молитвы и церковное пение. В престольный праздник была совершена Божественная литургия и на ней присутствовали прямые потомки создателей храма князь Андрей Владимирович Трубецкой и его супруга Елена Владимировна, урожденная княжна Голицына. С 25 апреля 1992 года не прерываются еженедельные богослужения в храме во имя Ахтырской Божией Матери. Медленно, с трудом, восстанавливается и хорошеет храм, крепнет его небольшая община.

Каменный Ахтырский храм законченный в 1825 г. принадлежит к выдающимся произведениям московского ампира . Кубический храм с апсидальпыми выступами алтаря и притвора , увенчанный купольной ротондой , выполнен в строгих формах дорического ордера . Колоннады боковых портиков сообщают ему торжественную монументальность, которой противопоставлена легкость силуэта стройной трехъярусной колокольни , соединенной с храмом крытым переходом.

В результате реставрации в конце XX века внутреннее убранство храма было восстановлено под стать внешнему. Внутреннее пространство храма, освещенное преимущественно рассеянным верхним светом, формируют мощные угловые пилоны и подпружные арки. В притворе помещался балкон хоров с точеной балюстрадой, поддерживаемый лепными кронштейнами. Полное изящества нарядное убранство интерьера с помощью ионических пилястр , лепнины и живописи в технике " гризайль " имеет много утрат. Стены, окрашенные под серый мрамор, ныне побелены. Украшавшие их картины, роспись купола итальянского письма и белый с золотом иконостас не сохранились. Последний в 1990-х гг., заменен новым, в два яруса икон современного письма.

Этот иконостас - дипломная работа выпускников иконописной школы при Московской духовной академии . Образцом деисисного чина послужил деисисный чин из Высоцкого Серпуховского монастыря , заказанный основателем монастыря преподобным Афанасием в Византии и хранящийся ныне в Третьяковской галерее. Ахтырская икона Божией Матери из иконостаса имеет оригинальную иконографию, по достоинству оценённую специалистами, о чем свидетельствует то, что она уже попала в состав нескольких альбомов икон и даже на их обложки.

С сайта: https://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков. Церковь в усадьбе Трубецких вблизи Хотьково и с сайта: https://Сергиев-Посад.рф/Церковь в честь Ахтырской иконы Божией Матери.



Комментарии и обсуждение


Церковь во имя иконы Божией Матери "Ахтырская" в усадьбе "Ахтырка" является объектом культурного наследия федерального значения (Указ Президента России от 20.02.1995 № 176).

Кирилл Аминов 03 апреля 2015 г.

3 апреля 2015.

Александр Сергеевич Кутепов (28.08.1781 - 6.04.1855, Москва) - архитектор, рисовальщик. Работал преимущественно в классическом стиле. Издал шесть архитектурных альбомов. Построил церковь Св. Георгия в Скопинском военном Конном заводе (1818 г.), церковь в усадьбе кн. И.Н. Трубецкого Ахтырка (1825 г.), церковь Спас в имении С.И. Муханова Черная слобода в Тамбовской губернии. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Источник: "Зодчие Москвы времени барокко и классицизма 1700-1820-е годы". Составитель и научный редактор А.Ф. Крашенинников.

15 июня 2016.