Церковь – это единственная сохранившаяся постройка уникального комплекса усадебных зданий в стиле московского ампира, созданного по проекту архитектора А.С. Кутепова в 1820-е гг. Искусствовед А.Н. Греч называл утраченную усадьбу в Ахтырке лучшим произведением этого зодчего. По преданию, все постройки усадьбы погибли в пожаре, намеренно устроенном ее бывшим хозяином после революции. Церковь Ахтырской Божией Матери была возведена при князьях Трубецких, которые владели имением с 1734 по 1879 гг. Название церкви произошло от списка Ахтырской иконы – семейной реликвии Трубецких.
«На редкой старинной литографии представлен ландшафт, точно нарисованный мягкой карандашной техникой. На пригорке, спускающемся к воде, раскинулся дом в стиле ампир… За домом виднеется шпиль колокольни, слева – спускающаяся к воде аллея. Под литографией надпись «Ахтырка»…С противоположного берега запруженной здесь речки Вори не раз писали его акварелью и масляными красками художники-любители, бывшие в усадьбе Трубецких…Против дома, заслоняя двор, стоит и сейчас каменная, конечно также ампирная, церковь с колокольней». Так описывал в сочинении «Венок усадьбам» былую красоту Ахтырки искусствовед А.Н. Греч.
В Ахтырке родились и выросли знаменитые братья философы Сергий и Евгений Трубецкие – сыновья музыковеда Николая Петровича Трубецкого. Евгений Николаевич Трубецкой в своих мемуарах «Из прошлого» подробно описывал особенный строй жизни в этой подмосковной усадьбе, расположенной недалеко от Покровского монастыря в Хотьково и Троице-Сергиевой лавры. Философ писал: «Что это была за духовная атмосфера? Может быть, это самообман, может быть, это только мое личное ощущение, но мне и теперь, через сорок лет после нашего последнего отъезда из Ахтырки, кажется, что мы там дышали благодатью, словно благодатью был там полон каждый глоток воздуха».
Ахтырка находится примерно в 20 километрах от Троице-Сергиевой лавры, а еще ближе – Хотьковский монастырь, где погребены родители преподобного Сергия Радонежского Кирилл и Мария. Братья Трубецкие часто совершали паломничества в эти знаменитые обители, в том числе и потому, что их дедушка генерал Петр Иванович Трубецкой и прабабушка Наталья Сергеевна – устроительница храма в Ахтырке – были похоронены в Троице-Сергиевой лавре. В своей усадьбе на берегу реки Вори генерал Петр Иванович Трубецкой установил колонну-кенотаф в память о матери с поэтическим посвящением: «Ты местность эту сотворила. Храм Божий, воды, дом и сад. Саму природу победила, всему дав стройный дивный лад». Памятник Наталье Сергеевне Трубецкой, прабабушке братьев Трубецких, сохранился. Старинную колонну в честь храмоздательницы можно увидеть около Ахтырской церкви.
Евгений Николаевич Трубецкой вспоминал, что над их детскими кроватями в Ахтырке всегда висели образки преподобного Сергия, а его старшего брата Сергея назвали в честь великого Радонежского чудотворца. Более того, Е. Н. Трубецкой считал близость к Троице-Сергиевой лавре определяющей для мировоззрения и творчества религиозного философа Сергея Трубецкого: «Хотьковым и лаврой полны все наши ахтырские воспоминания…Миросозерцание моего брата… и внутренняя музыка его существа насквозь насыщены густым звоном лаврских колоколов и носят на себе печать великой народной русской святыни».
Второе июля по старому стилю – праздник Ахтырской иконы Божией Матери – во времена генерала Петра Ивановича Трубецкого (деда упоминавшихся братьев-философов) отмечался в деревне парадом и народными гуляниями. С самого утра между усадебным домом и Ахтырской церковью ставились палатки, где торговали пряниками, семечками и прочими угощениями. В церкви служилась торжественная литургия, на которой присутствовала княжеская семья. Целый день крестьяне водили хороводы и пели песни, а вечером к народу выходил генерал Трубецкой. Сидя в кресле на открытой террасе, он наблюдал за увеселениями и конкурсами, в которых участвовали молодые деревенские жители. В конце гуляний все женщины из Ахтырки и деревни Золотилово получали от барина подарки – бусы, платки и ленты. Явление Ахтырской иконы, в честь которой получила свое название церковь в подмосковном имении Трубецких, а затем и село, произошло в 1739 г. в Харьковской губернии (теперь город Ахтырка Сумской области Украины). Этот образ Божией Матери принадлежит к числу наиболее прославившихся русских икон.
В начале XVIII века в Покровской церкви села Ахтырка Харьковской губернии служил благочестивый священник Василий Данилов, который случайно во время сенокоса обнаружил в траве икону Божией Матери, источавшую ослепительный свет. Священник упал на колени, прочел молитвы Богородице и отнес находку домой. Три года образ Божией Матери пробыл в доме священника. Всякий, кто хотел ночевать в комнате, где стояла икона, начинал испытывать необъяснимый страх. От воды, которой священник очищал икону от пыли, исцелилась его дочь, больная лихорадкой, а затем и сын местного иконописца. Так священник понял, что образ обладает чудодейственной силой, и что ему лучше находиться в церкви.
Бригадиру А.Л. Лесовицкому и полковому старшине было дано поручение расследовать чудеса, которые произошли от новой иконы в Ахтырке. Дело о чудотворной иконе дошло до Петербурга, поступило в Святейший Синод и стало известно самой императрице Елизавете Петровне. Власти назначили следствие, во время которого были допрошены под присягой все очевидцы и исцелившиеся. В 1751 г. Святейший Синод постановил почитать Ахтырскую икону Божией Матери чудотворной.
Царица Елизавета Петровна решила воздвигнуть на месте обретения новой святыни в Харьковской губернии большой каменный храм, на который лично пожертвовала две тысячи рублей – огромную по тем временам сумму – и привлекла к созданию проекта придворного архитектора Растрелли. В 1768 г., уже после кончины Елизаветы Петровны, великолепный собор в украинской Ахтырке был освящен.
В 1748 г. произошло событие, которое сделало Ахтырскую икону известной среди российской знати в Москве и Петербурге. Возможно, с этого времени началось почитание этого образа и в княжеской семье Трубецких – владельцев подмосковной Ахтырки. Этим событием стало чудесное явление баронессе Ведель, которая остановилась в пути в Ахтырке Харьковской губернии. Во сне ей явилась Пресвятая Богородица и предрекла скорую смерть, повелев раздать свои богатства церкви и нищим. При этом Божия Матерь обещала стать покровительницей двух малолетних дочерей баронессы. Предсказание в точности сбылось: знатная женщина, исполнив повеление, вскоре скончалась, а судьба девочек была удачно устроена – обе были взяты на воспитание императрицей во дворец, а впоследствии выданы замуж за вельмож.
«Недавнее пепелище заросло травой, крапивой и бурьяном; одиноко и оголено стоит церковь, больше не ведет никуда дорога, охваченная пилонами въездных ворот…Над пепелищем склонили свои ветви плакучие березы, точно на кладбище». Так описывал подмосковную Ахтырку искусствовед А.Н. Греч в 1920-е гг. Великолепный храм Ахтырской Божией Матери был восстановлен из руин, и сегодня остается замечательным памятником существовавшей здесь усадьбы Трубецких. Каменная церковь в честь Ахтырской иконы Божией Матери – единственное уцелевшее здание обширного подмосковного усадебного ансамбля Трубецких. Она была построена в 1821-1825 гг. на средства князя И.Н. Трубецкого, также как и дворец, по проекту архитектора А.С. Кутепова. Освящал новопостроенную церковь Московский митрополит Филарет (Дроздов). И до революции, и в настоящее время Ахтырская церковь считается «перворазрядным произведением зодчества», выдающимся произведением московского ампира.
В 1937 г. церковь была закрыта и опечатана, последний настоятель церкви игумен Лазарь был расстрелян 12 декабря 1937 г. Местные жители рассказывают, что храм был вскрыт и разгромлен лишь в 1941 г. Иконы сжигали на костре. Когда разгром закончился и все разошлись, дочка последнего псаломщика увидела в догоравшем костре какую-то доску, покрытую красками. Она вытащила ее и с изумлением увидела Ахтырскую икону, ту самую, для которой строился храм.
Церковь долгое время использовалась в качестве сельского клуба и даже овощехранилища. В 1960-70-х гг. лишь руины церкви с растущими на крыше деревьями напоминали о былой красоте. Да и эти стены хотели снести, использовать на щебенку. К счастью, художники из Абрамцева выпросили развалины для своих целей, а здание бывшей церковно-приходской школы было приобретено скульптором Тавасиевым. Вскоре в здании церкви он начал ваять героя башкирского народа Салавата Юлаева. Огромная фигура верхом на коне разместилась под куполом храма.
Но были люди, помнившие былую красоту Ахтырки, мечтатели, верившие в невозможное. И самый большой мечтатель — Дмитрий Сергеевич Ганешин. Он стучал во многие двери, и было принято решение о реставрации церкви. Большую работу провели сотрудники Абрамцевского музея-заповедника во главе с директором И.А. Рыбаковым. Ими у вдовы Сергея Ивановича Матвеева, сына мирового судьи, были обнаружены несколько цветных слайдов начала этого века, на которых предстала дореволюционная Ахтырка.
В 1990-1991 гг. церковь передали общине верующих. Первое богослужение в открытой церкви было совершено в 1991 г., в престольный праздник Ахтырской иконы Божией Матери, в присутствии членов семьи Трубецких. 15 июля 1991 г. после 53 лет "мерзости запустения" под сводами возрождающегося храма вновь зазвучали молитвы и церковное пение. В престольный праздник была совершена Божественная литургия и на ней присутствовали прямые потомки создателей храма князь Андрей Владимирович Трубецкой и его супруга Елена Владимировна, урожденная княжна Голицына. С 25 апреля 1992 года не прерываются еженедельные богослужения в храме во имя Ахтырской Божией Матери. Медленно, с трудом, восстанавливается и хорошеет храм, крепнет его небольшая община.
Каменный Ахтырский храм законченный в 1825 г. принадлежит к выдающимся произведениям московского ампира . Кубический храм с апсидальпыми выступами алтаря и притвора , увенчанный купольной ротондой , выполнен в строгих формах дорического ордера . Колоннады боковых портиков сообщают ему торжественную монументальность, которой противопоставлена легкость силуэта стройной трехъярусной колокольни , соединенной с храмом крытым переходом.
В результате реставрации в конце XX века внутреннее убранство храма было восстановлено под стать внешнему. Внутреннее пространство храма, освещенное преимущественно рассеянным верхним светом, формируют мощные угловые пилоны и подпружные арки. В притворе помещался балкон хоров с точеной балюстрадой, поддерживаемый лепными кронштейнами. Полное изящества нарядное убранство интерьера с помощью ионических пилястр , лепнины и живописи в технике " гризайль " имеет много утрат. Стены, окрашенные под серый мрамор, ныне побелены. Украшавшие их картины, роспись купола итальянского письма и белый с золотом иконостас не сохранились. Последний в 1990-х гг., заменен новым, в два яруса икон современного письма.
Этот иконостас - дипломная работа выпускников иконописной школы при Московской духовной академии . Образцом деисисного чина послужил деисисный чин из Высоцкого Серпуховского монастыря , заказанный основателем монастыря преподобным Афанасием в Византии и хранящийся ныне в Третьяковской галерее. Ахтырская икона Божией Матери из иконостаса имеет оригинальную иконографию, по достоинству оценённую специалистами, о чем свидетельствует то, что она уже попала в состав нескольких альбомов икон и даже на их обложки.
С сайта: https://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков. Церковь в усадьбе Трубецких вблизи Хотьково и с сайта: https://Сергиев-Посад.рф/Церковь в честь Ахтырской иконы Божией Матери.