Уважаемы модераторы и соавторы каталога!
В модерируемых статьях имеется несколько обращений к модераторам Соборов.ру( а я думаю не только, но это относится и к соавторам каталога) об церковной истории Боголюбского прихода г. Пушкино Московской области от нашего краеведа Воронова Юрия Викторовича. Разобраться сразу кто - куда чего перенес и что сгорело, и почему у Бокарева этого нет, не так то и просто. Но я надеюсь, что вместе,с таким составом, нам под силу будет разобраться, что удалить, убрать, а что создать. Привожу обращения полностью, по порядку следования.
1. Уважаемые модераторы!
Хочу внести ясность по моей позиции по церковной истории Боголюбского прихода г. Пушкино Московской области, изложенной в статье от 04.11.20 (см.
https://sobory.ru/article/?object=40669).
Позиция сайта "Соборы", основанная на приходском сайте, точнее на её новостных статьях (они даже не стали делать отдельную страничку, посвящённую истории прихода и храма, как на многих других приходских сайтах):
http://bogolubhram.ru/?p=277 и
http://bogolubhram.ru/?p=137, изложенная в статьях Марины Зуйковой от 27.12.16 (
https://sobory.ru/article/?object=40669) и Архиповых Маргариты и Владимира от 29.05.11 (
https://sobory.ru/article/?object=03331), на мой взгляд, ложна. Буду основываться на первоисточнике - приходском сайте, приведённых в сносках выше страницах /137/ и /277/.
Фраза "В 1870 году был построен Храм в честь благоверного князя Андрея Боголюбского. Затем в 1906 году рядом с ним был построен каменный Храм в честь иконы Божией Матери Боголюбской. А более древний Храм был разобран за ветхостью. Затем в 1914 году был построен деревянный Храм в честь Святителя Николая. Примерно в том месте, где сейчас гаражи. Ансамбль получил наименование Николо-Боголюбского комплекса. На его территории находились дом причта, святой источник и захоронения" /277/. Откуда это? Александр Бокарёв (см.
http://temples.ru/provincies.php?ProvinceID=5855), известный церковный краевед, о церкви Андрея Боголюбского не разу не упоминает. Нет этого храма и в доступных церковных изданиях. Приход не древний, он существует с 1874 г. - до этого на этом месте рос лес. Дальше, откуда сведения, что Никольская церковь построена в 1914 году? Она начала в этом году упоминаться в церковных документах, как приписной храм к каменной Боголюбской церкви, но это не означает, что он был тогда построен. Одна только верная фраза: "примерно в том месте, где сейчас гаражи". А теперь подумаем над этим. Дачный посёлок развивался от станции вглубь леса. Гаражи расположены ближе к станции, чем каменный храм, построенный в начале ХХ в., а, следовательно, храм, построенный, где сейчас гаражи, по определению, должен быть старше каменного. Да и А. Бокарёв о нём ничего не пишет. Хотя Никольский храм в приходе существовал, он являлся первым построенным Боголюбским (поэтому на фото, сделанном до 1914 года, указано его первое "девичье" название). А. Бокарёв, видимо, не нашёл материал об его переосвящении.
Продолжим цитировать /277/: "вот деревянный Никольский Храм, построенный в 1914 году, почему-то на фотографии обозначен как Боголюбский. Это дало пищу для всевозможных неправильных выводов." Чьих выводов? Однозначно, Ваших! Как говорится: что написано пером (на фотографии), то не вырубить топором.
Дальше по тексту: "Каменный Боголюбский Храм был построен в 1906 году". А Вы документы о его освящении не покажите? В исторических церковных документах, как правильно пишет А. Бокарёв (
http://temples.ru/card.php?ID=2698), каменный храм построен в 1912-1914 гг., а певоначальный деревянный храм был построен в 1874 г. От себя: он же после 1914 г. - Никольский, сгоревший около 1930 г.
Далее по /277/: "По поводу сгоревшего Никольского Храма имеется еще одно заблуждение: некоторые считают, что его перенесли в Новую Деревню. На самом деле Храм сгорел. Сохранились по сей день некоторые бревна от него. А в Новую Деревню был перенесен Храм с привокзальной площади. Так что может быть часовня как раз и стоит на его месте". Слава Богу! Наконец в цитированном тексте вместо утверждений появилось слово "может быть". Ставлю в известность, что на привокзальной площади НИЧЕГО церковного, кроме стоящей с 1997 г. Никольской часовни НИКОГДА не было. Об этом пишет и А. Бокарёв. Более того, фотография Святодуховской церкви, сделанная на своём первоначальном месте, показывает лес в окружении, как и снимок деревянной Боголюбской церкви (см.
https://sobory.ru/photo/293293 и https: ... oto/290354), только Боголюбская (Никольская) церковь стояла у линии ж.д., а тёплый храм, перевезённый в Новую Деревню - поодаль.
Еще одна любопытная фраза из церковного сайта /137/: "Была еще и деревянная церковь в честь святителя Николая Угодника, построенная в 1871 году. Рядом стоял дом причта, хозяйственные постройки, святой колодец, часовня и кладбище. Все это именовалось Николо-Боголюбским комплексом". Никольская церковь 1871 г. постройки? Часовня? Может быть речь идёт о зимней деревянной Святодуховской церкви? Тогда так об ней и надо говорить! Да и кладбище в дачном посёлке, конечно, возможно, но я сомниеваюсь. что оно было большим, что о нём можно говорить.
Просматривая различные сайты, можно отметить хорошую статью в википедии:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1 ... 0%BD%D0%BE.
_____________________________________________________________________
РS Это, наверное, не статья и её публиковать не стоит. Просто я написал, чтобы модераторам сайта легче было разобраться в этом приходе. Он один из самых "туманных" в Московской области - разные мнения, трактовки, выводы. Другая цель - показать авторам и модераторам, что далеко не всем приходским сайтам можно доверять, а ВСЕГДА поступать по поговорке: "Доверяй, но сам не плошай", поэтому, наверное, следует это опубликовать (конечно, с редакционными правками), только где? в объекте? Не знаю.
Я приношу извинения настоятелю Боголюбского храма протоиерею Иоанну Клименко, академику РАЕН, академику ПАНИ, доктору Теологии, доктору Философии, профессору, члену Союза Писателей России за мои, возможно, ошибочные суждения и выводы. Краеведение - это тоже наука, и к ней надо относиться так же бережно, как к любой другой. А ошибки в любой работе бывают ... .
2. Спасибо за публикацию. Я сейчас заканчиваю подготовку большого материала по поводу этого прихода и вскоре я его дам на
https://sobory.ru/article/?object=40669.
В связи с этим, поправьте координаты этого храма: 56.005010, 37.833987 и мою статью - новая редакция третьего (последнего) абзаца:
С приходом Советской власти деревянные храмы прихода были закрыты, оставался действующим до 1936 года только каменный храм Сошествия Святого Духа, построенный в 1914 году. Деревянная церковь Сошествия Святого Духа была разобрана и зимой 1922 года перевезена в Новую Деревню, где была собрана в упрощённых формах и освящена в честь Сретения Господня приблизительно 1923 году. Храм на новом месте не закрывался. В 1981 году в храме был освящён приставной престол во имя Сошествия Святого Духа.
3. Уважаемые модераторы!
Я проконсультировался с Юрием Ивановым, руководителем сайта "Храмы России" по поводу храмов Боголюбского прихода г. Пушкино Московской области и мы пришли к общему мнению: Изложенная на приходском сайте (
http://bogolubhram.ru/?p=277 ) история храмов не соответствует историческим документам. Настоящая история, основанная на МВЦ дана на сайте "Пушкино сегодня" в разделе "Край родной": статья Пушкинского отделения МособлВООПИиКа в двух частях:
https://pushkino.tv/news/kray-rodnoy/110408/
https://pushkino.tv/news/kray-rodnoy/110773/
Основываясь на этих статьях, можно сделать выводы:
В приходе, основанном в 1874 году существовали до 1917 года только 3 храма:
1) Церковь иконы Божией Матери Боголюбская, деревянная, летняя, 1 престольная, построена в 1874 году по проекту архитектора Николая Васильевича Никитина - главный храм прихода, по которому он назван. Не переосвящали. Закрыт храм вскоре после Октября 1917 года и переоборудован в барак. Не на какую Парижскую выставку не отправляли. Боголюбская церковь была разобрана, а не уничтожена пожаром. Демонтировали её не раньше октября 1984 года - именно тогда барак был расселён.
2) Церковь Сошествия Святого Духа, деревянная, зимняя, 1 престольная, построена в 1875 году по проекту архитектора Николая Васильевича Никитина. В 1911 году расширена боковыми прирубами. Закрыт храм в 1914 году после постройки каменного храма. В 1922 году был разобран и перевезён в Новую Деревню, где был собран в упрощённых формах; освящён в честь Сретения Господня примерно в 1923 году. Храм на новом месте не закрывался. В 1981 году в храме был освящен приставной престол во имя Сошествия Святого Духа.
3) Церковь Сошествия Святого Духа, каменная, зимняя, 3 престола: Святого Духа, Сергия Радонежского и Тихвинской иконы Божией Матери, построена в 1914 году по проекту архитектора Карла Карловича Гиппиуса. Закрыта в 1936 году. С 1993 года действующая с новым посвящением: в честь Боголюбской иконы Божией Матери. Отремонтирована по значительно изменённому проекту от первоначального: добавлены трапезная с приделами: Андрея Боголюбского и Илии Пророка. Построена колокольня, изменена глава храма.
Новый храм прихода:
4) Никольская церковь, каменная, 6 престольная: Николая Чудотворца, Спиридона Тримифунтского, Иоанна Златоуста, Казанской иконы Божией Матери, "Неупиваемая Чаша" иконы Божией Матери, "Умягчение злых сердец" (Семистрельной) иконы Божией Матери, построена в 2007-2015 гг.
Вызывает удивление информация выше названного приходского сайта: читаешь его и попадаешь какую-то выдуманную "сказку", где две Никольские (1871 и 1914), по одной: Андрея Боголюбского (1870) и каменная Боголюбской иконы Божией Матери (1906), какая-то часовня на кладбище, какую-то церковь разбирают из-за ветхости и возводят новую на Привокзальной площади, которую в 1922 г. перевозят в Новую Деревню. И завершается вся эта "сказка" Парижской выставкой. Зачем нужно это приходскому сайту? Ни одной реальной церкви и года постройки! Одна выдуманная история.
В связи с этим:
1) Прошу удалить мою статью от 04.11.20 из объекта
https://sobory.ru/article/?object=40669 , (здесь думал объединить данные А. Бокарёва и сайта), а сам объект, думаю, назвать: Церковь иконы Божией Матери Боголюбская.
2) Рекомендую убрать так же статьи Марины Зуйковой от 27.12.16 (
https://sobory.ru/article/?object=40669) и Архиповых Маргариты и Владимира от 29.05.11
(https://sobory.ru/article/?object=03331), основанные на приходском сайте, как вносящие дезинформацию.
3) Думаю, можно создать новый объект: Храмовый комплекс церкви Боголюбской иконы Божией Матери, Сошествия Святого Духа и Николая Чудотворца с координатами: 56.004484, 37.834349 , куда поместить данную статью от слов: " В приходе, основанном …".
С уважением, Воронов Ю.В.
Сюда же вношу и еще одно сообщение, так как оно уже давно висит в исправлениях и не исправляется, по понятным мне причинам.
Благовещенский женский монастырь. Неизвестная надвратная церковь :
https://sobory.ru/article/?object=04328
4. Уважаемые церковные краеведы! Откуда был взят этот объект? Хочу разобраться вместе с Вами. По присланной статьи А. Кротовым известно: "В описи Троице-Сергиевой Лавры и приписных к ней монастырей 1642 года сказано о святых воротах немного больше: "Ворота святые каменные, а на них церковь пустая". Т.о. на 1642 г. надвратного храма уже не было. В 1764 г. монастырь упраздняют, при этом его храмы до 1917 г. (даже немного дольше) работают как приходские. Монастыря даже в начале ХХ века здесь не было. Монастырская ограда использовалась как обычная церковная. А поэтому им не нужна была надвратная церковь. Можно было бы составить объект на древнюю церковь, которая была упразднена ещё до 1642 г. Но далее в этой статье сказано: "... были тогда (после 1844 г. - ред. моя) и перестроены Святые ворота в модном тогда стиле, через которые проходили многочисленные богомольцы и паломники". Поэтому, что мы видим сейчас - это простые ворота с башенкой XIX в. Если что и осталось от старых ворот - это фундамент и кладка первого яруса (и то, судя по архитектуре, я сомневаюсь). В любом случае, к храму это отношение не имеет. Да и помещение без окон может быто храмом? Не пещера же это! Я дал на сайт фотографию нач. ХХ в. этого "храма" - посмотрите и убедитесь. Нет этого храма и на сайте "Храмы России". Предлагаю, объект удалить, фото и статьи перенаправить в монастырь:
https://sobory.ru/article/?object=00208 С уважением, Воронов Ю.В., краевед и путешественник.
Здесь я могу привести. "В XVII в. построены также ограда с воротами, надвратная церковь (перестроена в XIX в., восстановлена в 1990-х гг.), братский корпус (тоже перестроен). Кроме Святых врат, в монастырь можно попасть через боковые ворота и калитку."
"Храмы Владимирской области.
Киржачский и Кольчугинский районы" прот. Олег Пэнежко.
Ну, а то что нет сведений на другом сайте, то это не показатель не существования данной церкви.
Предлагаю оставит объект. (Ю.Б.)
Прошу отнестись с пониманием.