Во второй половине ХIХ столетия даже в самых отдалённых уголках России стали происходить большие перемены. Реформы, начатые во времена Александра II, увеличили самостоятельность провинциальных территорий и обеспечили их экономическое благополучие. Отдалённая Вятская губерния в ХIХ столетии также переживала период подъёма. Здесь, как и по всей стране, благоустраивались города и улицы, на которых один за другим появлялись каменные купеческие особняки, общественные сады, учреждались благотворительные и образовательные заведения. Архитектурными доминантами и духовными центрами малых городов по-прежнему оставались храмы, и их количество возрастало с каждым десятилетием.
В губернской столице наиболее значительным проектом стало строительство собора Александра Невского, возведённого Витбергом, сосланным в Вятку после обвинения в растрате. Подобная "стройка века" имелась практически в каждом уездном центре Вятской губернии: в Яранске, например, уже в 1857 году был освящён Троицкий собор, построенный по чертежам К. А. Тона. Спустя три десятилетия свой большой храм был и в соседнем городе - Уржуме. Решение о возведении нового каменного здания было принято в 1889 году приходом Троицкого собора. Следует отметить, что эта перестройка в его истории была уже третьей по счёту.
Первый Троицкий собор являлся самой старой из трёх имевшихся в городе каменных церквей и располагался на берегу реки Уржумки (сейчас это территория городского сада). Согласно некоторым архивным документам, возведение его датируется 1694 годом, за сто с небольшим лет своего существования строение обветшало и уже не вмещало всех прихожан. В связи с этим в 1810-е годы здание было разобрано "за ветхостью, сопряженной с крайней опасностью - по причине великих трещин и расселин". Второй каменный храм, имевший три престола и расположенный в центре города, освятили в 1822 году. Спустя шестьдесят лет и его постигла та же участь - большую часть сооружения также разобрали, подготавливая место и материал под новый проект. Оставшиеся фрагменты - колокольня и тёплая церковь - сегодня стали частью ансамбля исторической застройки центральной части города. По мнению городской общественности, соборный храм должен был вмещать до полутора тысяч человек. Возведение столь масштабного сооружения требовало серьёзной подготовки и организации, которая была доверена Ивану Васильевичу Бердинскому - уважаемому представителю уржумского купечества. По его просьбе уже в 1889 году губернский архитектор В. М. Дружинин предложил первый чертёж большого собора в русско-византийском стиле, но при его обсуждении прихожане высказали пожелание ещё более увеличить размеры храма - жертвуя торговыми лавками, расположенными поблизости.
Проект был выполнен на основе нереализованных проектов храма Спаса на Крови в Санкт-Петербурге. Спустя год, осмотрев место предполагаемого строительства, архитектор составил чистовой вариант проекта с пояснениями. Однако до 1894 года начало работ откладывалось по финансовым причинам: сооружение такого грандиозного для уездного города собора требовало немалых затрат. Несмотря на одобрение проекта, Строительным отделением Вятского губернского правления, Вятская духовная консистория не давала разрешения на строительство, пока в Уржуме не создали строительный комитет, организовавший сбор средств и контроль над их расходованием. Важная роль в этом непростом деле отводилась местным предпринимателям: так например, купец Сергей Иванович Стародубцев, ставший церковным старостой Троицкого собора, обязался оплатить все работы по каменной кладке (на которую предполагалось израсходовать полтора миллиона кирпичей). Переписка с чиновниками консистории продолжалась вплоть до 1895 года, когда был заключен договор между С. И. Стародубцевым, поверенным церковно-приходского попечительства при соборе, и строительным подрядчиком С. Н. Шапошниковым.
Архитектор В. М. Дружинин продолжал курировать свой проект и время от времени приезжал в Уржум - дать необходимые пояснения. Высококачественный кирпич для стройки заготовляли на Белой речке, алебастр доставляли из каменоломен у деревни Красная Гора, а известняк - из деревни Федькино. Белый камень, предназначенный для украшения стен, поступал издалека - с реки Нольки, неподалёку от Сернура (ныне - территория республики Марий Эл). Согласно донесению протоирея Ипполита Мышкина, представленную в Вятскую духовную консисторию 6 октября 1898 года, строительство собора двигалось весьма споро - насколько позволяли долгие северные зимы. В августе 1894 года состоялась закладка первого камня, следующей весной мастера окончательно завершили разбор старого здания и приступили "ко всесторонней кладке нового собора". Эта самая трудоёмкая часть строительства заняла три сезона (в холодное время работы не велись). В 1898-м началась отделка храма: купола покрыли белым железом, крыши - чёрным (с последующим окрашиванием), застеклили оконные рамы, стены покрасили насыщенно-красной краской, так называемой мумиёй. Подводя итог, автор этого подробного отчёта писал: "В означенные четыре года, при помощи Божией, работы по собору производились успешно".
Помимо эффектной архитектуры и разнообразного декора, возводимый храм представлял интерес и с инженерной точки зрения. Поскольку в нём предполагалось разместить более полутора тысяч молящихся (то есть приблизительно половину населения Уржума), необходимы были специальные коммуникации, обеспечивавшие прихожан свежим воздухом и теплом в зимнее время года. Специальные каналы, предназначенные для этих целей, были спроектированы под полом, а также в шахтах, расположенных в опорных столпах и стенах здания. Духовые печи, обеспечивавшие поступление тёплого воздуха, размещались в подвале, что позволяло не загромождать основное помещение. В 1899 году были доставлены из Казани и установлены на купола семь золочёных крестов, внутри собора сделали опочные полы, украшенные затейливым узором из метлахской плитки. После штукатурных работ во всех трёх приделах разместили иконостасы. Губернский инженер и архитектор Ф. К. Яголковский, находившийся в Уржуме проездом в октябре 1899 года, с удовлетворением засвидетельствовал, что все необходимые конструкции в храме выполнены "с мастерством лучшего качества". Итоговая резолюция, подтверждающая завершение строительства и безопасность конструкции собора, гласила, что "не встречается ни каких препятствий к открытию в городе Уржуме храма для совершения в нём Священного богослужения". В последующие три года были освящены все приделы нововозведённого собора. Начало богослужений приурочили к Троицкой седьмице: 1 июня 1900 года был освящён главный престол - во имя Святой Живоначальной Троицы. Северный придел освятили в честь иконы Божией Матери "Живоносный источник" 30 сентября 1901-го, а южный - во имя святителя Николая Чудотворца - 6 июня 1902 года.
Казалось, новый собор прослужит прижанам не одно столетие, однако история распорядилась иначе. Утверждение советской власти, сопровождаемое масштабной антирелигиозной кампанией, привело к серьёзным изменениям в жизни вятской провинции. Как и в других регионах страны, здесь настало время репрессий и разрушений. Тот факт, что эффектный Свято-Троицкий собор, расположенный к тому же в самом центре города, в лихое время сохранился практически в первозданном виде можно назвать не иначе как чудом. Документы гласят, что богослужения здесь прекратились в 1929 году; в дальнейшем церковные службы проходили в маленькой Введенской церкви, там же сохранилась и часть святынь большого храма - то немногое, что не успели разграбить и уничтожить. Огромное здание Троицкого собора какое-то время оставалось бесхозным, только на одной из башен устроили модную в довоенное время забаву - парашютную вышку (для чего беспечно разобрали купольное покрытие). В дальнейшем помещение отвели под склад, с которого только в 1960-х годах были спилены кресты, раздражавшие власти.
В начале 1980-х годов кировским архитектором Евгением Геннадиевичем Рупасовым был разработан эскизный проект реставрации Троицкого собора, а также часть научной документации для сохранения его первоначального облика. Активная часть реставрационного проекта пришлась на 1988-1989 годы, когда на средства, выделенные из государственного бюджета, начались восстановительные работы, проводившиеся Уржумским участком Кировских специальных производственных научно-реставрационных мастерских под руководством В. И. Зорина. Существенную роль в возрождении собора сыграли прихожане: инициативная группа под руководством отца Александра (Зверева) приняла деятельное участие в восстановлении и расчистке территории, проделав огромный объём работ. Тщательно проведённая реставрация коснулась многих утрат, понесённых храмом почти за сто лет. В первую очередь была приведена в порядок кладка центрального купола и башенок, дефекты которой могли привести к разрушению этих главных украшений собора. Особого внимания потребовало и покрытие куполов, для которых на Кировском заводе "Электробытприбор" специально наладили производство стальной металлочерепицы. Установка крестов, также изготовленных в областном центре с применением современной технологии гальванизации, состоялась в 1989 году. Это торжество стало значимым событием для духовенства и верующих горожан.
Принимая во внимание историю запустения храма и его размеры, восстановление, вероятно, продлится ещё долго. Многие утраты воссоздать сложно - в первую очередь это касается иконостасов и настенных росписей (сюжетных и орнаментальных), эскизы которых, как и образцы лепнины, не сохранились. Предметом особой тревоги реставраторов являются инженерные коммуникации. За годы служения храма в качестве складского помещения в ХХ веке почти разрушилась дренажная система собора, отводившая влагу от фундамента, а также специальные каналы, осушавшие подвалы и обеспечивавшие оптимальный режим влажности в строении в целом. Пришли в негодность печи, пострадала вентиляция.
Сегодня приход Свято-Троицкого собора, как и сто лет назад, живёт полной жизнью. Большой городской храм в наши дни вновь обрёл былое величие и статус кафедрального собора Уржумской епархии.
Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №311, 2018 г.