Уважаемые коллеги. Вы видите проект нового дизайна страницы объекта. Ваше мнение очень важно, просим отклики и пожелания оставлять на форуме.



ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Уржум. Церковь Казанской иконы Божией Матери.

Казанская церковь


Церковь. Не действует.  
Престолы: Казанской иконы Божией Матери
Год постройки: не ранее 1834.
Адрес:
Кировская обл., Уржумский р-н, г. Уржум, ул. Революционная, 17

Координаты: 57.105413,50.002722


Добавить фотографию




Добавить статью
Статью добавил(а): Чудиновских Константин,  8 сентября 2013

Каменная церковь, во имя Казанской Божией Матери с приделом Вознесения Господня построена на месте сгоревшей деревянной церкви «тщанием прихожан» по указу Казанской Духовной Консистории от 29 января 1745 года. Обозначена эта церковь и на плане г.Уржума 1784 года.

22 октября 1750 года освящен придел Вознесения Господня в теплом храме Уржумским протоиереем Никитой Белогусьевым, 8 июля 1760 года освящен главный придел им же. В 1771 году церковь пострадала от пожара. После этого при церкви был заведен сторож (в Государственном Архиве Кировской области хранится «прошение священников Богородицкой церкви города Уржума об определении сторожа для охраны церкви» за 1798 год).

В 1810 году о церкви сообщалось: «потребна сумма на возобновление иконостаса и икон в приделе, на поправки кровли колокольни, на крашение кровель и на постройку ограды».

К 1830 году церковь начала приходить в ветхость. За 1839 год о ней сообщалось, что она «некрепка, а наипаче колокольня…». Это кончилось тем, что колокольня наклонилась и повредила здание церкви: «…и оказались в разных местах трещины. А колокольня, уклонившаяся к западу, поддерживается контрфорсом. Колокольня уклонилась и повредила несколько свод, также церковь весьма стеснена. Была потребна сумма для перестройки здания» (за 1830год, за 1835 год сообщалось, что своды повредились от удара колокольни у теплой церкви).

4 сентября 1836 года колокольня была разобрана, а 30 сентября того же года и сама церковь. Вместо нее 30 августа 1836 года была заложена новая каменная церковь «по высочайше утвержденному плану и фасаду» на основе храмозданной грамоты от 20 ноября 1835 года. Проект этого храма был разработан в 1834 году комиссией проектов и смет в Петербурге архитекторами Висконти II (непосредственным исполнителем проекта) и А. Мельниковым, использовавшими работу И. Шарленаня «Собрание планов, фасадов и профилей для строения каменных церквей» 1824 года издания; чертежи планов и фасадов церкви хранятся в Историческом архиве Санкт-Петербурга. Кстати, в Петербурге есть несколько церквей, очень похожих на Уржумскую Казанскую церковь – Екатерининская церковь на Съездовской линии Васильевского острова и храм в селе Орлино под Санкт-Петербургом.

Освящена церковь была в 1841 году, а дата ее окончательной достройки в разных документах указана разная: 1843 год, 1847 год, 1853 год. Имела три придела: Казанской иконы Божией Матери (главный придел в холодном храме), Вознесения Господня и в честь Преподобного Сергия Радонежского (теплый храм). Выполнен храм был в классическом стиле и в связи с этим имеет меньшее, по сравнению с храмами в стиле барокко, число архитектурных украшений, из которых лишь немногие сохранились до сего времени.

За 1852 год о церкви сообщалось: « покрыта холодная церковь и колокольня железом, а теплая – тесом, кресты и главы вызолочены золотом двойником на гульфарбу»; за 1870 год сообщалось, что «вокруг церкви есть каменная ограда, обложенная сверху опокою». Утварью и ризницею она была достаточна. В черте церкви находился склеп для почивших священнослужителей, очень искусно скрытый от посторонних глаз; в начале 1970-х годов он был случайно найден рабочими во время ремонтных работ, но по приказу дирекции пивзавода был замурован. Примерно в те же годы одним из рабочих под полом церковного дома, стоявшего в черте церкви было найдено несколько старинных предметов: оловянное блюдо 1912 года,кадило несколько лампад; в апреле 2008 года эти предметы им были возвращены церкви.

В приходе к церкви было приписано 2 часовни – Вознесенская в городе и еще одна в д. Паникла (Калиновка). В последнюю часовню издавна в праздник Воздвижения совершался из храма крестный ход. В 1857 году священник церкви Александр Рязанцев сообщал в рапорте в Вятский статистический комитет, что никто уже не помнит, когда, кем и по какому случаю был учрежден этот крестный ход. Кроме того, ежегодно в октябре в Казанской церкви совершали службу два Понизовых крестных хода, приходившие со св. иконами из Вятки.

4 октября 1928 года – пока первое свидетельство, что приход перешел в викторианство и пребывал в нем примерно до 1932 года; известно, что еще в марте 1928 года священник церкви Феодор Шишов был избран заместителем благочинного православных церквей г. Уржума и утвержден Епархиальным советом г. Вятки.

В 1940 году Казанская Богородицкая церковь осталась одной из действующих церквей в районе, поэтому власти предприняли все усилия, чтобы закрыть ее.

После закрытия, здание очень недолго использовалось под школу механизации и МТС, и в том же 1940 году она была переоборудована под пивоваренный завод.

Сейчас в здании Казанской церкви находится один из цехов пищекомбината.

http://urzhum-uezd.ortox.ru/khramy_urzhumskogo_uezda/view/id/1110209

Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Галина Климочкина,  2 июня 2014

Казанско-Богородицкая церковь каменная, построена в 1833 г. Часовни: городская каменная, построена в 1887 г. и в деревне Паникле деревянная, построена в 1892 г. Причта по штату положено: 1 священник, 1 диакон, 1 псаломщик; священник живет в своем доме и получает квартирное пособие по 8 руб. в месяц, а диакон и псаломщик проживают на частных квартирах. Земли: усадебной 510 сажень; братский денежный доход 1500 руб. на причт. Прихожан: православных русских 1183 муж. пола, 1239 жен. пола, приход состоит из городских жителей и 7 селений расстоянием от 2 до 8 верст.

В приходе школы: при самой церкви, в деревне Богдановой и в деревне Чириковой. Занятие прихожан – хлебопашество

В. И. Шабалин «Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. Вятка, 1912 г.».

Комментарии и обсуждение



Добавить статью

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.

Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.