На Якиманской улице Можайска, между Ново-Никольским храмом и Лужецким мужским монастырем, высятся шатры интересного памятника архитектуры - "новой" церкви Иоакима и Анны, или, как ее называют местные жители, - Якиманской церкви. Возле этого храма приютилась небольшая "старая" церковка во имя Иоакима и Анны. Почему же у двух рядом стоящих церквей одно посвящение? В далекие времена на этом месте располагался одноименный монастырь, о котором имеются сведения в летописях ХVI в. В писцовой книге 1629 года можно прочесть: "Монастырь Якиманской, а в нем церковь Святых Богоотец Акима и Анны камнна да два придела: Воскресение Христова да Леонтия, епископа Ростовского Чудотворца. А в церкве Божие милосердие образы: образ местный Акима и Анны. Двери царские и столпцы, и сень на золоте. Да книг: на престоле Евангелье, да Треодь полная, да Трефолог, да Потребник, да Минея Отцая, да Треодь цветная, да Служебник, все писмянные. Ризы да стихари полотняные ветхи. Да на колокольнице пять колоколов. Государево данье денежного и хлебного жалованья не было...".
В 1764 году, согласно Указу Екатерины II "О секуляризации церковных земель", монастырь был упразднен, а его храм стал приходским. Тем не менее, как утверждают историки, он полон загадок. Собственно, сейчас здесь стоят два храма: меньший, выстроенный в 1390-х гг. из белого камня и имеющий цоколь, и фрагмент стены весьма древней (видимо, являвшейся частью бывшего не сохранившегося собора Якиманского монастыря). Храм был практически разобран к 1867 году, за исключением одного северного придела Леонтия Ростовского. Этот придел, упоминаемый с конца 16 в., в 1770-х гг. был капитально перестроен и расширен: надстроена апсида, сверху поставлена ротондальная колокольня с круглым куполом и маленькой главкой. Таким образом храм приобрел еще одну редкую черту - церкви "под звоном" нечасто встречающейся в архитектуре. Вместо четырех малых глав ротонда звона была окружена четырьмя псевдоготическими башенками, верха которых ныне утрачены. По инициативе и на средства можайского мещанина, прихожанина этого храма - Самородова, были облицованы фасады церкви и пристроена трапезная по проекту архитектора Т.И. Семенова. После сноса основной части древнего храма бывший придел стал отдельной церковью. На той стороне, которая оказалась внутри храма, видны следы портала, пилястры и цоколь, а также борозды от иконостаса и следы жертвенника. Главный интерес для исследователей представляет южная белокаменная стена храма - бывшая северная стена основного объёма древней церкви. В целом памятник интересен как дошедшее до наших дней архитектурное сооружение раннемосковского зодчества.
html://www.hramy.ru/regions50/mojaisk/ioakim и журнал: "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №198, 2016 г.