ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Балахна. Храмовый комплекс. Церкви Воздвижения Креста Господня и иконы Божией Матери "Знамение".

Крестовоздвиженская и Знаменская церкви


Балахна. Храмовый комплекс. Церкви Воздвижения Креста Господня и иконы Божией Матери
Храмовый комплекс. Действует.  
Год постройки:Дата постройки неизвестна.
Адрес:
Нижегородская область, г. Балахна, ул.Дзержинского, д.9

Координаты: 56.497307, 43.606212
Проезд:до остановки «Автостанция» от Нижнего Новгорода рейсовыми автобусами 203, 308, 1507, от Городца – автобусами 317, 108, 1507





Храмовый комплекс. Церкви Воздвижения Креста Господня и иконы Божией Матери "Знамение", , Балахна, Балахнинский район, Нижегородская область
Илья Смирнов
21 августа 2019
Храмовый комплекс. Церкви Воздвижения Креста Господня и иконы Божией Матери "Знамение", , Балахна, Балахнинский район, Нижегородская область
Виктор Судариков
17 апреля 2005
Храмовый комплекс. Церкви Воздвижения Креста Господня и иконы Божией Матери "Знамение", , Балахна, Балахнинский район, Нижегородская область
Altaets
22 апреля 2021
Храмовый комплекс. Церкви Воздвижения Креста Господня и иконы Божией Матери "Знамение", , Балахна, Балахнинский район, Нижегородская область
Алексей Кротов
4 апреля 2019
Храмовый комплекс. Церкви Воздвижения Креста Господня и иконы Божией Матери "Знамение", Знаменская (слева) и Крестовоздвиженская (справа) церкви<br>, Балахна, Балахнинский район, Нижегородская область
Знаменская (слева) и Крестовоздвиженская (справа) церкви
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Воронов Юрий Викторович
17 мая 2014
Храмовый комплекс. Церкви Воздвижения Креста Господня и иконы Божией Матери "Знамение", вид с северо-востока<br>, Балахна, Балахнинский район, Нижегородская область
вид с северо-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
2 ноября 2013
Храмовый комплекс. Церкви Воздвижения Креста Господня и иконы Божией Матери "Знамение", Вид на храмовый комплекс от реки. Почтовая фотооткрытка 1900-х годов<br>, Балахна, Балахнинский район, Нижегородская область
Вид на храмовый комплекс от реки. Почтовая фотооткрытка 1900-х годов
Михаил Мещанинов
10 апреля 1906
Храмовый комплекс. Церкви Воздвижения Креста Господня и иконы Божией Матери "Знамение", Знаменская и Крестовоздвиженская церкви<br>, Балахна, Балахнинский район, Нижегородская область
Знаменская и Крестовоздвиженская церкви
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1901



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  5 декабря 2019

В Балахне, на улице Дзержинского, которая является наследником бывшего Костромского тракта, тянувшегося из деревоземляной крепости на северо-запад, сохранились две церкви, две сестрички постройки XVIII века: Знаменская и Крестовоздвиженская. «Детали их, значительно более грубые, чем в изысканной Спасской церкви, свидетельствуют об устойчивости старых форм к происшедшим в послепетровское время переменам в жизни и быте, несмотря на сравнительно поздние даты постройки в этих сооружениях нет и следа обычной уже в те годы барочной декорации». Так высказался о них главный архитектор Горьковской области С. Агафонов в своей книге «Горький – Балахна – Макарьев». Но история этих церквей началась в начале XVII столетия. В этом храмовом комплексе соединены две более старые: Пятницкая и Воздвиженская. Первая находилась на берегу Волги и была холодная деревянная. В описи 1674 года говориться, что она ветха, что алтарь подмыло Волгою, что по челобитью той церкви попа Федора и прихожан под ту церковь дано иное место. Церковь эта была украшена довольно богато (см. писцовую книгу 1674-1678 гг.), при ней была теплая церковь во имя Знамения Пресвятыя Богородицы с пределом Тихона Чудотворца. Колокольни у нее не было, а на часовне висел всего один колокол.

Писцовая книга действительно подтверждает, что «теплая церковь во имя Знамения Пресвятыя Богородицы находилась у Волги на берегу в паре с холодной нарицаемой Пятницы да в пределе Тихона Чудотворца древяна, а в них царские двери и деисус и всякое церковное строение патриарша казначея Тихона Обанина, родом из Балахны». Обанин построил новую церковь еще в половине XVII века - теплую во имя Знамения Богородицы с приделом св. Тихона и колокольню с четырьмя колоколами. Обанины были Балахнинские солепромышленники. Из других актов видно, что Тихон Обанин умер в Воскресенском монастыре, называемом Новым Иерусалимом (под Москвой). В той же писцовой книге говорится, что «по челобитью той церкви попа Федора и прихожан под ту церковь дано иное место в том же приходе в Пятницкой улице на место дворовых посадских людей Ивашка Ирьдяшина, Спирки Салата, Первушки Иришкина, да к той же церкве под кладбище сломаны два двора посадских людей, по правую сторону дверь Онтипки Яковлева сына Поздеева, а по левую сторону указанное место и всего под церковь и под кладбище и для пожарного времени отведено в длину сажени, а поперег сажень. А у той церкви поп Федор Дмитриев и у него дети: Ивашко, Фетка, Васка, Ефремко и с огородом».

Последующая часть истории описана в документе под названием «Балахнинской десятины жилыя данныя церкви 1628-1710 и 1722-1746 гг. «1709 г. Июля в 1 день г. Балахны церкви Знамения Пресвятой Богородице и святой мученицы Парасковеи, нарицаемой Пятницы поп Иван Федоров с приходскими людьми в поданном в Патриарший Казенный Приказ прошении писал: «В прошлом 1708 году августа в 1 день по указу и по благословению Преосвященнейшего Стефана митрополита и по грамоте из патриаршего казенного приказа за приписью казначея монаха Иосифа Бурцова, а по моему с приходскими людьми челобитью велено мне с приходскими людьми на Балахне на посаде старую древяную церковь Знамения Пресвятой Богородицы разобрать и на том месте построить древяную и новую церковь во имя Знамения Пресвятой Богородицы и я с приходскими людьми по указу и по благословению преосвященнейшего Стефана митрополита древяную новую церковь Знамения Пресвятой Богородицы построил и та новая церковь не освящена и по се число и просим тое древяную новую церковь Знамения Пресвятой Богородицы на Балахне на посаде повелеть освятить Балахнинского Покровского монастыря игумену Дмитрию и том дать к нему игумену Дмитрию благословенную грамоту и антиминс». Подписано: «Выдать антиминс и указ о посвящении». Отмечено: «Дан». «1709 г. августа 10 дня выдан антиминс по благословенной грамоте в г. Балахну на посад в новопостроенную церковь во Знамения Пресвятой Богородицы, а взял антиминс поп Яков Козмин и расписался».

Новая деревянная церковь во имя Знамения Пресвятой Богородицы, построенная попом Иваном Федоровым с прихожанами на новом месте, 13 февраля 1745 года сгорела. После этого Балахнинский купец 1 гильдии Петр Семенов Латухин купил новое место для строительства уже каменной церкви во имя Знамения Пресвятой Богородицы. На сновании поданного им прошения на строительство каменной церкви, в марте 1748 года был издан соответствующий указ Синода и выдана Латухину храмозданная грамота, т.е. разрешение на строительство. По договору с П.С. Латухиным и церковным советом кирпич на строительство церкви поставлял другой Балахнинский купец Иноземцев. Каменная церковь Знамения, конечно, была построена Латухиным, но точной даты долго никто не знал. Так, в имеющихся у местного краеведа Угрюмова В.А документах о Знаменской церкви, в трех говорится, что церковь была построена в 1775 году, в четырех клировых ведомостях дату постройки вообще не обозначили, а в документах дату постройки обозначили 1748 годом. И лишь близок к дате постройки оказался А.В. Вихарев в своей статье в «Рабочей Балахне» в № 1137, где он писал: «В 1757 году в своем «доношении» в Балахнинское Духовное правление П.С. Латухин сообщал, что «в городе Балахне» на помененном другом месте на посадской покупной земле, вместо означенной сгоревшей вновь каменная настоящая церковь во имя Знамения Пресвятой Богородицы и при ней теплый предел Святыя великомученицы Параскевы Пятницы построена…». В этом же документе Латухин просит благословения церковного начальства на освящение нового храма.

Основываясь на данном источнике, мы с уверенностью можем считать 1757 год датой строительства ныне существующего храма. Об этом есть подтверждение еще в двух местах. Так, архимандрит Макарий в своей книге «Памятники церковных древностей» в описании Знаменской церкви назвал назвал дату постройки 1748 год, но уже в описании Спасопреображенской церкви «Верхний Спас» вскользь заметил, что церковный староста с прихожанами этой церкви в 1761 году испросили дозволения поставить на место Знаменской, сгоревшей и перенесенной в 1758 году на другое место. Это же подтверждает и газета «Нижегородские губернские ведомости» № 34 от 31 мая 1847 года, стр. 135: «Купец Петр Семенов Латухин, доставлявший важныя Казенныя поставки из С. Петербурга и других мест, он в 1758 году хромозданной грамоте Антония, архиепископа Владимирского и Ярославского и по указу Святейшего Синода построил в Балахне каменную церковь Знамения Богородицы с приделом св. великомученицы Параскевы Пятницы». К каменной Знаменской церкви, по причине якобы уменьшения народонаселения, была приписана в 1795 году церковь Воздвиженская...

Итак, в 1795 году произошло воссоединение Знаменской церкви с Воздвиженской в один приход. И с тех пор штат священнослужителей у них будет один и рассматривать будут их как один приход. Клировая ведомость за 1764 год доводит до нас, что священником церкви был Иоанн Сергеев, вдов. 46 лет, а за 1779 год священником был Яков Федоров, 48 лет и в приходе 25 дворов. В 1780 году П.С. Латухин, оставаясь попечителем Знаменского прихода, подписал «договорное письмо» на золочение иконостаса с пономарем Смоленской церкви с. Выездная Слобода Арзамасского уезда Иваном Сергеевым. Таким образом, П.С. Латухин в течении нескольких десятилетий с начала строительства и до своей кончины оставался ктитором Знаменского храма. Есть предположение, что постройка придела к каменному Казанскому храму для перемещения церкви Воздвиженья из деревянного ветхого здания тоже плоды его деятельности. В клировой ведомости за 1790 год говорится, что «церковь Знамения Богородицы новая, утварею, книгами, ризницею предовольна, но священника нет, лишь дьячок семинарист и пономарь», а за 1791 год в ведомости уже «священник Тимофей Яковлев 27 лет и дьячок». В этот же год был реестр, назначенных города Балахны к Знаменской церкви по делу о разделении на церковные приходы от 14 февраля. Было назначено в Балахне 33 двора, но в приходе 1793 года было уже 34 двора, в которых было 56 душ мужского пола и 85 женского. В ведомости за 1794 год говорится, что по штату положено попу, дьячку и пономарю. Налицо по-прежнему священник Тимофей Яковлев, который в иереи был посвящен еще в 1791 году.

Из ведомости Знаменской церкви за первую половину 1807 года узнаем, что «оная каменная церковь утварью удовольствована, построена она неизвестно в коем году с пределом мученицы Параскевы с особенною теплою каменною Воздвиженскою церковью, при которой находится придел Казанской Божией Матери. Из этого сообщения видно, что уже через 50 лет все забыли, в каком году была построена церковь. «При одной церкви по штатному положению быть надлежит священнику, диакону, дьячку и пономарю. Итого четырем человекам. Ныне же налицо состояло: священник Тимофей Яковлев, 42 лет, читает и поет, посвящен в 1791 году. В приходе мужского пола и женского 205 душ и потому на двор положено 4 души, входит 51 двор и 1 душа. Церковная земля под церквями, на которую план и межевая книга имеется. Прихожане церкви благородные, вольные, купцы, мещане и крестьяне». К приходу приписана деревня Горшиха. В 1815 году числится уже 43 двора и 172 души и священник, по-прежнему, Тимофей Яковлев.

В ведомости за 1823 год говорится, что «церковь каменная построена в 1747 году. Вторая церковь тоже каменная Крестовоздвиженская с приделом Казанская Божия Матери. Утварею достаточна, пашенной земли и сенных покосов не имеется, в приходе 44 двора. Священник Тимофей Яковлев, 58 лет. Священник диакону Якову Тимофееву отец, а дьячек священнику зять. По ведомости 1829 года узнаем, что причт имеется по штату 1795 года: священник, диакон, дьячок и пономарь. На содержание жалованья, кроме текущих при исполнении божественных служб от прихожан, добровольно подаваемых доходов, нет. Содержание имеют служители посредственное. Расстоянием Знаменская церковь от Соборной Вознесенской, Спасской, Спасопреображенской, Козьмодемьянкой и Благовещенской в полуверсте. Приписана к сей церкви Крестовоздвиженская с 1795 года. В Знаменской церкви богослужение исправляется через все течение лета».

Вновь упоминается, что «церковь сия построена тщанием и трудами умершего 1-й гильдии купца Петра Семенова Латухина в 1747 году. Зданием каменная с таковою колокольнею, крепка. Престолов в ней два: с настоящей холодной во имя Знамения Пресвятые Богородицы, в приделе теплом во имя Святыя Великомученицы Параскевы. Утварею достаточна. Земли при церкви усадебной, пахотной и сенокосной нет, кроме что под церковью и бывшим при ней кладбищем 173-х кв. сажен. На сию землю план и межевая книга имеются и хранятся в ризнице. Дом у священника собственный, построенный им самим на покупной градской земле. Прочие домов собственных не имеют, а живут на квартирах по неимению удобной к строению домов земли церковной. Зданий принадлежащих церкви нет, кроме каменной сторожки. Домовой церкви в сем приходе нет. Опись церковному имуществу есть, сделана в 1823 году, скреплена присутствующим Духовного Правления Вознесенского собора протоиереем Сергеем Герасимовым и Троицкой церкви священником Спиридоном Федоровым и утверждена печатью онаго Духовного Правления. Приходно-расходные книги о суммах свечной и церковной за шнуром и печатью Духовного Правления дана в 1823 г. ведется исправно и хранится в целости, скреплена присутствующим онаго правления протоиереем Сергеем Герасимовым. Копии с метрических книг с 1797 года хранятся также в целости. В обычной книге, выданной за шнуром и печатью Духовного Правления в 1823 году скреплена присутствующим протоиереем Сергеем Герасимовым, писанный в ней листов 23, неписанных осталось 35. Исповедныя росписи с 1801 года хранятся также в целости. Кошельковой суммы за расходом налицо состоит 46 руб. 33 коп., которая хранится в церкви в сундуке за замком старосты церковного и печатью священника. Свечного доход за весь 1829 год выслано 18 руб. менее прошлого 1828 года двумя рублями».

Из истории Знаменской и Крестовоздвиженской церкви Балахны (по материалам балахнинского краеведа В.А. Угрюмова), https://ok.ru/group54625337475084/topic/63899175886860



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.