Собор Троицкий. Расположен на южной окраине города на Соборной горе - высоком и крутом берегу Десны, посреди парка, на месте древнего городища 12-13 вв. Первый каменный храм возник здесь в кон. 12 - 1-й трети 13 в. (установлено раскопками П.А. Раппопорта в 1971 г.). В нач. 16 в. вместо него князьями Трубецкими построена небольшая бес-столпная церковь с высоким подклетом, ставшим их фамильной усыпальницей. После 1618 г., когда город оказался во власти Польши, сильно пострадавшее здание переделали в костел, а после возвращения Трубчевска Русскому государству оно в 1646 г. стало соборным храмом Троицы. В 1784 г. на средства прихожан и купца В. Савина сооружен нынешний собор, в который был включен прежний подклет-усыпальница. В 1824 г. к зданию пристроена колокольня, а в 1910 г. с северо-востока - Ниловский придел. Собор реставрирован в кон. 1970-х гг. (архит. Л.П. Бестужева).
Интересный памятник культового зодчества Брянщины в стиле позднего барокко, с позднеклассицистической по формам колокольней, сохранивший в своем составе части церкви нач. к 16 в. и отдельные фрагменты первоначального храма. Представляет собой обширное двухэтажное кирпичное и оштукатуренное здание типа восьмерик на четверике. Центральная квадратная в плане часть нижнего этажа-подклета с апсидой относится к 16 в. Над ней крупный двусветный четверик несет массивный приземистый восьмигранник с высоким граненым куполом, увенчанным малым сквозным восьмериком с маленькой главкой. У пятигранного алтаря и в западной части подклета раскопками обнаружены основания стен, столбов и апсид из плинфы (4-4,5 х 16-18 х 13,5-26 см) первоначального храма домонгольского времени, четырехстолпного, с полуколонками на фасаде, относившегося к памятникам черниговской архитектуры кон. 12 - 13 в. С южной стороны здания на уровне подклета находится закрытая галерея, а к северной во всю ширину фасада пристроен поздний Ниловский придел с крыльцом, выполненный в русском стиле. К широкой двухъярусной трапезной с запада примыкает четырехъярусная колокольня. Ее массивные четверики (два верхних служили звоном) венчает купольная кровля с коротким конусообразным шпилем. Барочный декор фасадов храма включает крупные пилястры на углах объемов, широкие антаблементы с раскреповками в их завершении, прямоугольные ниши, обрамляющие на восьмерике окна с лучковыми перемычками, и характерные фигурные наличники с "ушами", "фартуками" и лучковыми сандриками. Строгое убранство ярусов колокольни состоит из плоских парных угловых пилястр, простых антаблементов и небольших фронтонов; над арочными проемами ярусов (кроме второго) расположены круглые окна.
В интерьере нижнего этажа-подклета особенно интересна усыпальница Трубецких с массивными стенами (1,5-2 м) из мелкого кирпича, прорезанными с боковых сторон окнами с сильными откосами. Ее мощные своды с распалубками над проемами поддерживает в центре низкий круглый столб. В усыпальнице сохранились 15 надгробных плит 16-17 вв. из белого камня, одна из которых находится в большой нише-ар-косолии, а остальные положены в уровень с полом (две в алтарной части, перекрытой коробовым сводом). Большинство плит с вырезанными древнерусской вязью надписями и своеобразным орнаментальным узором. С западной стороны усыпальницы находится обширное, относящееся к 18 в. помещение подклета трапезной, своды которого опираются на мощные столбы. В верхнем, основном этаже здания выделяется развитое в высоту центральное помещение храма с восьмериком на двойных тромпах, перекрытым сомкнутым восьмигранным сводом. Необычно расположение окон восьмерика, прямо над верхними тромпами, и четырех круглых люкарн в гранях его свода, чередующихся с круглыми медальонами с изображением евангелистов. Своды обширной трапезной поддерживают два мощных столба в западной части и перекинутые между ними и стенами арки; в пятигранном алтаре свод сомкнутый.
В кон. 19 в. масляными красками написаны композиция "Тайная вечеря" (на западной стене) и фигуры святых (свод, южная и северная стены). Роспись, выполненная в неярких тонах, является типичным произведением позднеакадемического стиля. Четырехъярусный иконостас кон. 18 - нач. 20 в. представляет собой интересный памятник в стиле барокко, довольно сдержанный по композиции (многие иконы утрачены). Нижний ярус (объединяет иконы местного и праздничного чина), заходящий на южную и северную стену, образован коринфскими колоннами, несущими раскрепованный антаблемент, который в центре прерывается аркой. Три верхних яруса объединены легкими выступами, создающими вместе с колоннами спокойный ритм вертикальных членений. В центре четвертого, последнего, состоящего из трех икон, над аркой помещена композиция "Распятие". Иконы заглубленной средней части имеют бблыпие размеры. Придельные одноярусные иконостасы, сохранившиеся фрагментарно, выполнены в кон. 18 в. Основным элементом их декора в духе барокко являются витые колонки с резьбой из листьев и цветов и написанные над иконами (не сохр.) венки, ленты и композиция "Всевидящее око" в треугольнике. Печи в юго-западном и северо-западном углу основного объема, украшенные филенками и карнизами, относятся ко времени сооружения церкви.
Источник: Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область. - М., Наука, 1997