Церковь Рождества Христова с приделом Сергия чудотворца на посаде была построена около 7161 г. (1653 г.). В приходных окладных книгах Патриаршего Казенного приказа за 7184 г. (1676 г.) записано: «по книгам Волоколамской десятины письма и оклада жилых церквей Якова Львова 161 году прибыла вновь церковь… Рождества Христова да придел Сергия чудотворца на Волоку, на посаде, дань 28 алт. 3 ден., заезда гривна».
207 г. (1699 г.) апреля 26 дня бил челом свят. патриарху с Волоколамска Покровский поп Козма: «на Волокуламском церковная пустовая Сергиевская земля, а владеет тою землею Волоколамский Рождественской поп Моисей безоброчно, и свят. патриарх пожаловал бы ево, велел тое землю отдать ему в оброк на 5 лет».
А по справке с волоцкими писцовыми книгами 161 году и с приходными книгами жилых данных церквей и пустовых церковных земель прошлых лет и нынешнего 207 году (1699 г.) церковной Сергиевской земли в дани и на оброке ни на ком не написано. Июня в 18 день послана свят. патриарха грамота на Волок Ламск Возмицкого монастыря архимандриту Маркелу, велено: церковной Сергиевской земли досмотреть и измерить. В досмотре его архимандриту написано: …дворового и никакого строения нет, в сыску один человек земской староста, 34 посадских человека, 15 человек драгунов, 4 человека пушкарей, 3 человека воротников, 12 человек крестьян и 2 старост – всего 71 человек – они сказали: «в давних годах церковь преп. отца Сергия была в том месте, что ныне Сергиевская земля, и как в том месте от разорения запустела, и та церковь стала ветха и от жилья удалена, службы в той церкви быть не стало, и та церковь преподобного Сергия для службы построена в приделе у церкви Рождества Христова на посаде в жилье. И местные иконы и книги и всякая церковная утварь из той Сергиевской церкви перенесено в тот придел, что ныне у церкви Рождества Христова на посаде, и с тех мест, как этот придел у церкви Рождества Христова построен и до ныне служба преп. отцу Сергию все прихожане празднуют… Сергиевскою землею владели и ныне владеют священники, которые служат у церкви Рождества Христова да в приделе преп. Сергия».
Июня в 17 день, по указу свят. патриарха и по помете на выписке Андрея Владычкина, а по челобитью Рождественского попа Моисея, велено Сергиевскою землею владеть ему, попу, с причетники без перекупки; а оброку ему велено платить по 10 алтын на год да пошлины по указной статье вместе с данными деньгами.
1702 г. июня в 7 день, «по благословенной грамоте, выдан антиминс в новопостроенную церковь города Волоколамска, что на посаде, то есть попу Моисею».
1710-1715 гг. Рождественская церковь деревянная; при ней находились в 1676 г. священник Владимир Степанов, в 1710-1723 гг. священник Моисей Володимеров (Владимиров); дьякон Василий Иванов.
В Синодальном Казенном приказе проводилось дело о построении вновь церкви Рождества Христова с приделом Сергия чудотворца. Дело началось по прошению Рождественской церкви священника Моисея Владимирова. В своем прошении от 13 числа июля 1723 г. он писал: «в нынешнем 1723 году в мае месяце, в последних числах, в городе Волоколамском, на посаде, церковь Рождества Христова да придел Сергия Радонежского чудотворца от пожарного случая сгорел, а в том городе были две часовни деревянные, которые по указу сложены и лежат в удобном месте. А в церковном строение они потребны; а без указу из тех потребных часовень на погорелом церковном месте во имя тех же храмов строить не смею, и чтоб повелено было о строении тех церквей на старых антиминсах, которые вынесены в целости, дать указ и освятить те церкви дозволить того города Волоколамска Возницкого монастыря архимандриту Иоасафу».
По справке Синодального Казенного приказа, вследствие сего прошения оказалось, что «с церкви Рождества Христова да в приделе Сергия чудотворца, на посаде, дани и заезда и десятильнича доходу рубль 8 алтын 3 ден., казенных пошлин 5 алт. 4 ден. … и те данные и пошлинные деньги на прошлые годы плачены сполна, а на сей 1723 г. не плачены».
По писцовым книгам Якова Львова 161 г. (1653 г.) у вышеписанной церкви поп Моисей Володимиров, дьякон Василий Иванов, в приходе 71 двор. Под этой справкою преосв. Леонидом, архиепископом Сарским и Подонским, записано: «1723 году июля 22 день, дать указ о строении, против прошения». Июля 23 числа того же года из Синод. Каз. приказа выдан указ священнику Рождественской церкви Моисею Владимирову о построении вновь церкви во имя Рождества Христова с приделом Сергия чудотворца. Вместо Рождественской церкви была построена только одна церковь придельная во имя Сергия чудотворца.
11 сентября того же года священник Моисей Владимиров входил в тот же Казенный приказ с прошением, «чтобы об освящении вновь построенного придела во имя Сергия чудотворца, вместо сгоревшей церкви Рождества Христова, в городе Волоколамске, дать указ архимандриту Возмицкого монастыря Иоасафу». На прошении написано: «1723 году сентября 18 день, дать указ об освящении и антиминс». Того же месяца выдан указ об освящении церкви.
1736 г. 15 декабря в Синод. Казенный приказ поступило прошение от священника Рождественской церкви Василия Иванова о построении вновь церкви. В прошении его написано: «новопостроенная церковь Сергия чудотворца, которая построена вместо сгоревшей Рождественской церкви из старых деревянных ветхих часовень, весьма малая, которая ныне имеется весьма ветха и божественная служба совершается с великою нуждою, и чтоб повелено было о строении вновь церкви во имя Рождества Христова с приделом дать указ».
Церковь строить было разрешено резолюцией: «Дать храмозданную грамоту, 1737 году февраля 4 день». 8 февраля того же года из Синод. Казенного приказа выдан указ о построении церкви, в котором упоминается: «по благословению Святейшего Правительствующего Синода. А по подписанию на учиненной выписке преосв. Вениамина, епископа Коломенского и Каширского, велено показанную церковь на прежнем церковном месте построить вновь, деревянную церковь во имя Рождества Христова да придел Сергия чудотворца, по подобающему, как по отеческим преданием и уставом церковным содержатся обычаи; а престолы в той настоящей церкви и в приделе были построены в вышину аршин шести вершков и со цкою, в длину аршин 8 вершков, в ширину аршин 4 вершка; а когда построена и к освящению совсем изготовлена будет, об освящении ее и кому святить бить челом в оном же Синодальном приказе».
Церковь Рождества Христова с приделом построена и об освящении ее он же, священник Василий Иванов, 1738 г. 30 августа просил Синод. Казенный приказ «послать указ в город Волоколамск соборной церкви Воскресения Христова протопопу Василию Семенову и в настоящую Рождественскую церковь выдать вновь антиминс, а в придельную церковь Сергея чудотворца освятить на прежнем антиминсе». На этом прошении написано рукою преосв. Вениамина, епископа Коломенского и Каширского: «Дать об освящении указ и освященные антиминсы, 1738 году сентября 4 день». Об освящении церкви с приделом из Приказа того же года 7 сентября указ послан протопопу Волоколамской соборной церкви.
Протопоп Волоколамского Воскресенского собора Василий Семенов в доношении своем, поданном в Синод. Казенный приказ 15 декабря 1738 г. об освящении церквей, писал: «прошедшего сентября 21 дня того же году, по присланному указу из Казенного приказа, велено мне в городе Волоколамске вновь построенную церковь Рождества Христова с приделом Сергия Радонежского чудотворца, которая построена вместо ветхой, освятить; и означенная церковь с приделом на выданных из Синодального дому антиминсах я освятил, а именно придел Сергия Радонежского чудотворца сентября 25, а церковь Рождества Христова – сентября 26 числа сего 1738 году».
В. и Г. Холмогоровы «Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVIII ст.» Выпуск девятый. Волоколамская и Серпуховская десятины.
Комментарии и обсуждение