ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Чухчерьма. Храмовый комплекс Чухчеремского погоста. Церкви Илии Пророка и Василия Блаженного.


Храмовый комплекс. Не действует.  
Год постройки:1825.
Адрес:
Россия, Архангельская область, Холмогорский район, между деревнями Тарасово и Среднепогостская.

Координаты:64.274404, 41.827091




Добавить фотографию
Храмовый комплекс Чухчеремского погоста. Церкви Илии Пророка и Василия Блаженного - Чухчерьма - Холмогорский район - Архангельская область
Справа - шатровая колокольня 1783 г.
Владимир_А
18 июня 2005
Храмовый комплекс Чухчеремского погоста. Церкви Илии Пророка и Василия Блаженного - Чухчерьма - Холмогорский район - Архангельская область
Вид на Васильевскую церковь с колокольней с востока. Фотография Валерия Вальнева
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Егор Сельский
9 мая 2015
Храмовый комплекс Чухчеремского погоста. Церкви Илии Пророка и Василия Блаженного - Чухчерьма - Холмогорский район - Архангельская область
JohnIngham
30 июня 2014
Храмовый комплекс Чухчеремского погоста. Церкви Илии Пророка и Василия Блаженного - Чухчерьма - Холмогорский район - Архангельская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
27 марта 2008
Храмовый комплекс Чухчеремского погоста. Церкви Илии Пророка и Василия Блаженного - Чухчерьма - Холмогорский район - Архангельская область
Рис. из журнала "Нива".
Андрей Агафонов
1 января 1918
Храмовый комплекс Чухчеремского погоста. Церкви Илии Пророка и Василия Блаженного - Чухчерьма - Холмогорский район - Архангельская область
Памятники русской архитектуры / Акад. архитектуры СССР, Кабинет теории и истории архитектуры .-Москва : Изд-во Акад. архитектуры, 1941-1949 .-6 т.; т.2: Русское деревянное зодчество / С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов
Андрей Агафонов
1 января 1910
Храмовый комплекс Чухчеремского погоста. Церкви Илии Пророка и Василия Блаженного - Чухчерьма - Холмогорский район - Архангельская область
Известия ИАК 1911 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1 января 1906
Храмовый комплекс Чухчеремского погоста. Церкви Илии Пророка и Василия Блаженного - Чухчерьма - Холмогорский район - Архангельская область
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.1 М 1910.
Андрей Агафонов
1 января 1900
Храмовый комплекс Чухчеремского погоста. Церкви Илии Пророка и Василия Блаженного - Чухчерьма - Холмогорский район - Архангельская область
фото не ранее 1950-х гг.
Алексей Трофимов
??




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg,  20 января 2011

Чухченемский Ильинский приход располагался на правом берегу Северной Двины, в 9 верстах от Холмогор, состоял из 9 деревень. Жителей в них к 1 января 1894 г. было: 438 мужского пола и 499 женского. Приход образовался не позднее начала XVII века. Из грамоты митрополита Киприана от 16 февраля 1634 г., данной по случаю челобитной крестьян Чухченемской волости, известно, что этот приход пострадал в 1633 г. от нападения литовских людей, похитивших из обеих приходских церквей деньги, книги и храмосвятные грамоты. Приходская Ильинская церковь, построенная в 1657 г. по благословению Новгородского митрополита Макария, была не первая от основания прихода, а устроена вместо ранее существовавшей и сгоревшей. До 1823 г. существовала также церковь во имя вмч. Георгия, устроенная по благословению Новгородского митрополита Корнилия в 1676 г. вместо одноимённой, уже обветшавшей, церкви. Ещё одна приходская церковь была построена в 1824 г. и освящена во имя Василия Блаженного.

parishes.mrezha.ru

Девятиглавая Ильинская церковь сгорела в 1930 году.


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg,  7 ноября 2011

Заповедником русского деревянного зодчества является погост Чухчерьма на Северной Двине. Здесь были построены многоглавая Ильинская церковь, колокольня и Васильевская церковь. Наиболее значительна была первая из них, но, к сожалению, она погибла от пожара в 1920-х гг.

Возведенная в 1657 г. Ильинская церковь по своей композиции несомненно подражала каменным сооружениям XVI—первой половины XVII в. Отсюда трактовка основного объема — четверика, как простого, четко очерченного фасадными плоскостями куба, несущего целое «семейство» небольших, покрытых лемехом, глав, расположенных над плоской четырехскатной крышей. Всего их было девять. Центральная глава была поднята на невысокий шатер. Остальные расставлены параллельно обрезу крыши — четыре по углам сруба, остальные по осям фасадов. Основной куб дополняли два квадратных в плане прируба — алтарный и входной — для паперти, оба завершенные бочками. Западный прируб окружен был низкой галереей. Своеобразие церкви усиливалось тем, что не только сами главы, но и поддерживающие их довольно крупные массивные шеи-барабаны были целиком покрыты лемехом.

Заслуживали внимания и интерьеры Ильинской церкви. Дверь, ведущая в основное помещение церкви, завершалась кокошником, широкий наличник увенчивался изящно профилированным треугольных очертаний карнизиком. Вертикальная «накладка» на одну из створок, прикрывавшая щель между дверными полотнами, имела вид колонки, дополненной небольшими «дыньками» и резьбой.

В церкви был чудесный пятиярусный иконостас раннего времени. Он занимал полностью восточную стену храма и был весь заполнен древними иконами. Царские врата иконостаса были покрыты резьбой и украшены слюдой и басмой.

Существующая ныне церковь погоста Чухчерьма — Васильевская датируется обычно первой четвертью XIX в. Но, возможно, она была построена в более раннее время — в XVII столетии. Об этом свидетельствует классически простая композиция клетского храма, «древний» характер сильно заостренной двухскатной крыши, своеобразная и очень сочная по форме пятигранная бочка, покрывающая алтарный прируб.

Колокольня Чухчерьмы, сооруженная в 1783 г., — восьмигранная, шатрового типа. В композиционном отношении она аналогична звонницам сел Кулига Дракованная и Цывозеро, особенно первой из них, поскольку восьмерик и в Кулиге и в Чухчерьме покоится на низком четверике (в колокольне Цывозеро его, как известно, нет).

из: И.А. Бартенев, Б.Н. Федоров. Архитектурные памятники Русского Севера. Ленинград-Москва, «Искусство», 1968.


Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  26 августа 2017

"...Дорога в Чухчерему идет по земле, в конце XVII века принадлежавшей холмогорскому архиерейскому дому. Здесь стоял «двор для архиерейского пришествия», чуть ниже села, на реке Юре, находились соляные варницы, в Сятиверах работали «пильные мельницы». Архиепископ Афанасий старался не отставать от века.

Поселение Чухчерема возникло еще в период освоения новгородцами этих земель. Сейчас это большое село, вытянувшееся вдоль реки на полтора километра. Близость к областному центру ощутимо повлияла на его облик. Нелегко отыскать сегодня приметы старины среди ярко окрашенных, крытых шифером домов. Тем не менее они еще есть, надо только суметь их разглядеть. Отдельные дома, несмотря на их позднее происхождение, сохранили эстетику древних обнаженных бревенчатых срубов. Эти большие двухэтажные, близкие к городскому типу постройки зачастую не утратили традиционных хозяйственных дворов. В ряде изб сохранились и дощатые кровли, уложенные по «курицам» и «потокам», видны даже резные «шеломы» и бревенчатые консоли, поддерживающие свесы кровель. Иногда эти детали выглядывают из-под позднее уложенных шиферных плит или тесовой обшивки стен. Но не эти немногочисленные следы старой жилой архитектуры привлекают нас сегодня в Чухчерему. Древнее село является блестящим примером решения (очевидно, чисто интуитивного) сложной композиционно-пространственной задачи. Его береговая панорама фланкируется двумя живописными группами церквей, из которых каждая служит своеобразным «маяком» для судов, идущих по реке: южная «встречает» корабли, спускающиеся к устью, северная — поднимающиеся вверх по течению. Церкви поставлены на изгибе речного русла так удачно, что никогда не видны одновременно, «не спорят» друг с другом.

На южной околице села доживают свой век две обветшалые, не слишком древние деревянные церкви — Никольская и Введенская. Одна из них, поставленная на белокаменном цоколе, воспроизводит в дереве формы купольной каменной архитектуры, другая повторяет традиционный тип клетских храмов. Обе выстроены во второй половине XIX века на месте упраздненного древнего Никольского монастыря, известного с XV века и одно время приписанного к Троице-Сергиевой лавре. Северный конец села замыкается огромным обрывистым холмом. На его вершине сейчас стоит небольшая деревянная церковь Василия Блаженного (Васильевская), поодаль от нее на востоке — шатровая деревянная колокольня. Это лишь фрагмент первоначальной великолепной архитектурной «триады» XVII—XVIII веков, главной, ныне утраченной частью которой была грандиозная девятиглавая Ильинская церковь 1657 года, известная по фотографиям и обмерам начала нашего века.

Эта группа памятников была основным зрительным ориентиром для судов, идущих от Архангельска. О том, что ансамбль был рассчитан на восприятие с воды, свидетельствует ступенчатое расположение его зданий на холме. За много километров виднелся огромный массив Ильинской церкви, увенчанный букетом пучинистых глав, словно нераспустившихся чешуйчатых бутонов фантастических цветов. По мере приближения к селу из-за него показывалась вертикаль островерхой колокольни и приземистый объем Васильевской церкви. Лишь у самого села все постройки как бы выстраивались в ряд, образуя живописную фронтальную композицию.

Васильевская церковь — типичный пример сельского теплого храма с двускатной кровлей, какие принято называть «клетскими». Клетские церкви с древнейших времен были самым распространенным типом храма, который зодчие продолжали развивать и совершенствовать на протяжении многих столетий, вплоть до нового времени. Развитие художественных особенностей этого типа шло, по существу, по линии преодоления «избяных», утилитарных конструкций, главным образом за счет увеличения высоты клинчатых кровель. Его апофеозом, высшей точкой развития, можно считать гигантскую клинчатую кровлю Спасо-Преображенской церкви из села Спас-Вежи Костромской области, выстроенной в начале XVII века. А Васильевская церковь в Чухчереме — это пример рядового клетского зимнего храма, как и обычно, в ансамблях, не претендовавшего на ведущую роль. Незатейливая и скромная по архитектуре, Васильевская церковь все же подкупает нас той простотой и безыскусственностью форм, которые отличают народное искусство Севера. Объемное построение здания легко читается на его боковых — южном и северном — фасадах. К кубическому двусветному четверику с востока примыкает алтарный прируб, крытый бочкой, с запада — приземистая трапезная. Обшивка нивелирует живописную поверхность бревенчатых стен, но под ней распознаются старые детали: расширяющиеся кверху срубов «повалы», косяки и переплеты окон с раскладками. Памятник нуждается в скорейшей реставрации — ждут восстановления лемехо-вое покрытие главки, причелины и подзоры кровель, тесовое покрытие алтаря — словом, те детали, которые уничтожены поздними переделками, обеднившими художественный замысел строителей здания. Есть сведения, что Васильевская церковь возведена в 1824 году «...вместо сгоревшей в 1823 году Георгиевской церкви». Так это или в то время только отремонтировали более древнее, обгоревшее внутри сооружение, может показать лишь тщательное обследование конструкций.

Восьмигранный столп колокольни 1783 года возвышается над низким четырехгранным основанием. В противоположность глухой гладкой обшивке, скрывающей срубы церкви, поверхность открытого сруба колокольни, так же как и тесового трехрядного покрытия его шатра, очень материальна и живописна. В этом памятнике в рамках художественных и строительных традиций деревянного зодчества ясно видны следы воздействия на него каменной архитектуры. Ею подсказан, например, рисунок ажурных двойных арок с висячей гирькой яруса звона. Мы еще встретимся с каменными памятниками, весьма близкими этой колокольне, но построенными намного раньше. В этом ансамбле привлекают прежде всего великолепно найденные пропорциональные соотношения отдельных сооружений. Силуэты памятников очень красивы и выразительны со стороны реки и ранним утром, когда они вырисовываются контражуром в лучах восходящего солнца, и поздним вечером, в освещении пламенеющих лучей заката.

Гнедовский Б.В., Добровольская Э.Д. Вокруг Архангельска. - М.: Искусство, 1978


Статью добавил(а): Елена Григорьева,  21 марта 2019

Погост расположен в конце деревни, растянувшейся вдоль Северной Двины, между бывшими Никольскими и Ильинскими приходами. Местность здесь более пологая, чем в Никольском погосте. Поэтому Ильинская девятиглавая массивная церковь как бы вырвалась ввысь, делаясь заметным маяком с реки (церковь, к сожалению, не сохранилась). Рядом с ней Васильевская церковь стала особенно миниатюрной. Построенная по образцам щипцовых клетских церквей, она не контрастировала, приближалась по виду к окружащей жилой застройке. Особенно это чувствовалось с реки, в сторону которой она повернута своим входом.

Колокольня отодвинута вглубь берега. Её стройный восьмерик покоится на невысоком четверике. Погост в Чухчереме – уникальный ансамбль, один из прекраснейших среди деревянного церковного зодчества Русского Севера.

По материалам архива ГАУ «Научно-производственный центр по охране памятников истории и культуры»; http://arhispovedniki.ru/gallery/

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.