ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Волоколамск. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

Богородице-рождественская церковь на Возмищах


Волоколамск. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Церковь. Действует.
Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы, Благовещения Пресвятой Богородицы, "Знамение" иконы Божией Матери
Год постройки: 1535. Трапезная и колокольня - 1850.
Архитектор: Д.М. Петропавловский (трапезная и колокольня)
Епархия: Московская епархия (областная)
Адрес:
Московская область, Волоколамский район, Волоколамск, ул. Возмище, 14

Координаты: 56.035054, 35.972837
Проезд: пригород, лучше всего добираться пешком
Ссылки: Официальный сайт  Ссылка на temples.ru 



Сортировка:

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Вид с водохранилища на реке Городня, Волоколамск, Волоколамский городской округ, Московская область
Вид с водохранилища на реке Городня
Ole Lukoye
8 мая 2022
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Волоколамск, Волоколамский городской округ, Московская область
МОРПЕХ879
13 апреля 2013
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Волоколамск, Волоколамский городской округ, Московская область
Алексей Кротов
10 февраля 2012
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Волоколамск, Волоколамский городской округ, Московская область
Михалыч
3 мая 2008
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, 		      , Волоколамск, Волоколамский городской округ, Московская область

Андрей Пономарев
01.01.1995 - 31.12.1995
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Волоколамск, Волоколамский городской округ, Московская область
Фёдор Телин
2 июля 2016
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Волоколамск, Волоколамский городской округ, Московская область
МОРПЕХ879
28 марта 2013
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Волоколамск, Волоколамский городской округ, Московская область
МОРПЕХ879
28 марта 2013
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Волоколамск, Волоколамский городской округ, Московская область
МОРПЕХ879
17 января 2010
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Волоколамск, Волоколамский городской округ, Московская область
Олег Гусаров
14 июля 2007
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Волоколамск, Волоколамский городской округ, Московская область
Ярослав
8 мая 2006
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Колокольня, Волоколамск, Волоколамский городской округ, Московская область
Колокольня
Александр Викторович Шипилин
28 ноября 2004
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Вид с юга		      , Волоколамск, Волоколамский городской округ, Московская область
Вид с юга
Александр Викторович Шипилин
28 ноября 2004
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Волоколамск, Волоколамский городской округ, Московская область
Дворядкин ДмитрийАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
1 января 1988
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Волоколамск, Волоколамский городской округ, Московская область
Игорь Герасимов
1 октября 1982
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Волоколамск, Волоколамский городской округ, Московская область
Игорь Герасимов
1 октября 1982
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Волоколамск, Волоколамский городской округ, Московская область
Юрий Моченов
27 июля 2024
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Волоколамск, Волоколамский городской округ, Московская область
Фёдор Телин
2 июля 2016
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Волоколамск, Волоколамский городской округ, Московская область
Жукова АннаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
14 октября 2012
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Волоколамск, Волоколамский городской округ, Московская область
Людмила Будылина
25 сентября 2010
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Волоколамск, Волоколамский городской округ, Московская область
Дворядкин ДмитрийАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
10 августа 2009
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Волоколамск, Волоколамский городской округ, Московская область
Олег Гусаров
14 июля 2007
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Волоколамск, Волоколамский городской округ, Московская область
Олег Гусаров
14 июля 2007
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Волоколамск, Волоколамский городской округ, Московская область
Олег Гусаров
14 июля 2007
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Волоколамск, Волоколамский городской округ, Московская область
Олег Гусаров
14 июля 2007
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Волоколамск, Волоколамский городской округ, Московская область
Олег Гусаров
14 июля 2007
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Волоколамск, Волоколамский городской округ, Московская область
Олег Гусаров
14 июля 2007
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Волоколамск, Волоколамский городской округ, Московская область
Ярослав
9 мая 2006
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Храмозданная надпись на каменной плите в стене трапезной, Волоколамск, Волоколамский городской округ, Московская область
Храмозданная надпись на каменной плите в стене трапезной
Александр Викторович Шипилин
28 ноября 2004
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Волоколамск, Волоколамский городской округ, Московская область
Игорь Герасимов
1 октября 1982
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Волоколамск, Волоколамский городской округ, Московская область
Юрий Моченов
27 июля 2024
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Волоколамск, Волоколамский городской округ, Московская область
МОРПЕХ879
23 декабря 2017
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Волоколамск, Волоколамский городской округ, Московская область
Юлия Василевская
9 августа 2018
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Волоколамск, Волоколамский городской округ, Московская область
Алексей Кротов
10 февраля 2012
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Волоколамск, Волоколамский городской округ, Московская область
Олег Гусаров
14 июля 2007
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Волоколамск, Волоколамский городской округ, Московская область
Олег Гусаров
14 июля 2007
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Волоколамск, Волоколамский городской округ, Московская область
Ярослав
8 мая 2006
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Фото с сайта pastvu.ru Фото 1960-70-х годов., Волоколамск, Волоколамский городской округ, Московская область
Фото с сайта pastvu.ru Фото 1960-70-х годов.
Жукова АннаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Церковь служила собором Возьмищенского монастыря, известного с XV в. и упраздненного в 1764 г. Здание церкви построено "по словеси архимандрита Луки" в 1535 г. Кирпичный четырехстолпный храм первоначально был трехглавым. Два восточных барабана разобраны в 1792 г., когда позакомарное покрытие переделывалось на четырехскатную кровлю. Памятник принадлежит к кругу московских построек, но отличается тяжестью и массивностью форм. Стены расчленены лопатками на три неравных прясла, завершенные полукруглыми закомарами. В средних закомарах помещены круглые киоты. Стены по середине высоты опоясывает карниз, переходящий в карниз апсид. Из трех порталов сохранился северный перспективный портал с килевидным архивольтом, керамическими капителями и дыньками. Барабан завершен шлемовидной главой с ажурным крестом XVIIв. Штукатурный декор барабана относится к середине XIX в. В интерьере на стенах алтаря и столбах храма под поздними записями сохранились фрески XVII в. Иконостас "русско-византийского" стиля выполнен во второй половине XIXв. Иконы относятся к XVIII и XIXвв. Трехъярусная колокольня и двухпридельная трапезная сооружены в 1850 г. в псевдорусских формах с использованием мотивов московского барокко. В западную стены трапезной вставлена белокаменная плита с текстом храмозданной надписи о строительстве в 1541 г. монастырских надвратной церкви и трапезной. Надпись принадлежит к выдающимся образцам русской эпиграфики первой половины XVI в.


 
Алексей Кротов 20 мая 2017

Основания для датировки храма Рождества Богородицы на Возмищах содержались в надписи на его закладной плите, ныне утраченной. В описи Возмищенского монастыря, составленной в 1764 году, говорится, что "о построении онаго монастыря государевых грамот никаких не имеется, а имеется надпись на каменной доске, а именно: "Заложен оной монастырь лета 7045 при благоверном великом князе Иване Васильевиче всея Русии и при архиепископе Великаго Новограда и Пскова владыке Макарии по словеси архимандрита Луки". Поскольку известно, что Возмицкая обитель существовала уже в ХV веке (здесь в юности был послушником Иосиф Волоцкий), эта каменная доска отмечала не дату основания обители, а могла быть только храмозданной, закладной. Нет никаких оснований доверять данным описи 1764 года, поэтому можно считать документально подтверждённой датой закладки Богородице-Рождественского собора 7045 год, в переводе на счёт лет от Рождества Христова 1536-1537 годы. Едва ли создание подобного, средних размеров собора заняло более одного-двух строительных сезонов. Ещё год уходил на необходимую просушку стен. Следовательно, можно с достаточной степенью вероятности предположить, что фресковая роспись могла здесь появиться приблизительно около 1540 года.

Косвенным подтверждением того, что в начале 1540-х годов собор был уже выстроен, украшен иконами, стенописью и освящён, служат следующие два факта. Во-первых, вряд ли в монастыре начали бы строить трапезную Кирилловскую церковь, завершённую к 1546 году, если бы не был достроен главный собор, и во-вторых, до нас дошёл издавна хранившийся в обители деревянный запрестольный крест, находящийся ныне в собрании Сергиево-Посадского историко-художественного музея. Изготовление креста было даже специально приурочено к освящению Богородице-Рождественского собора. На это указывает близость даты его закладки к дате, имеющейся в надписи на кресте: "Лета 7050 второго (1543-1544) зделан бысть сии крест при благоверном великом князе Иоанне Васильевиче всея Руси при архиепископе Великаго Новаграда и Пскова владыке Феодосии". Не был ли Рождественский собор освящён в самый день празднования Рождества Богородицы, то есть 8 (21) сентября 1543 года, и не на это ли указывает крест владыки Феодосия? Внимание последнего к освящению нового монастырского собора вполне объяснимо тем, что Возмищенская обитель находилась в юрисдикции Новгородской архиепископии, а сам Феодосий, бывший до того игуменом Хутынской обители, являлся постриженником Иосифо-Волоцкого монастыря.

Значительную часть своей истории, больше двух столетий, Богородице-Рождественский храм на Возмищах был монастырской церковью. Только с упразднением монастыря во время секуляризационных мероприятий 1764 года он перешёл в разряд приходских. Возмищенский монастырь находился в Ламском стане, к юго-востоку от города Волока Ламского и совсем поблизости от него, на правом берегу реки Городни. Впервые монастырь упоминается в записи на листах Четвероевангелия, переписанного по просьбе священника Исмаила дьяконом Макарием в 1452 году "в граде Волоце в обители Святей Богородицы честнаго и славнаго Ея Рождества при игумене Селиване, в храме иже в святых отца нашего Николы, еже есть в Раху". Стоит отметить, что на погосте Рах в Раховском стане, который располагался к западу от Волока Ламского, находилось в середине ХV века монастырское подворье. С 1462 года, после смерти великого князя Московского Василия Васильевича Тёмного, Возмицкий монастырь находился во владениях волоцких удельных князей. Первым из них становится сын Василия Тёмного и брат нового великого князя Московского Ивана III Борис Васильевич. Вступивший в 1494 году во владение Волоцким княжеством Фёдор Борисович после ссоры с преподобным Иосифом Волоцким (до двадцати лет он жил в Возмищенском монастыре в "особней храмине в безмолвии и в молитвах", читал и пел на клиросе) "почал грабити" волоколамские обители. Среди них оказался и Возмищенский монастырь.

По повелению князя Фёдора были сожжены монастырский старец Феофан с сыном дьяконом Михаилом, которых волоцкий правитель подозревал в сокрытии монастырского имущества. Останки убиенных были погребены в стенах обители. Вскоре, разорвав отношения с преподобным Иосифом, который после ссоры с князем ушёл на север (в район села Теряево), где и основал знаменитый Иосифо-Волоцкий монастырь, князь Фёдор стал оказывать благоволение настоятелю Возмищенского монастыря Алексию Пильемову. Однако в апреле 1509 года архиепископ Серапион отлучил от Церкви вместе с преподобным Иосифом и архимандрита Алексия Пильемова, а настоятелем на Возмищах стал бывший келарь московского Андроникова монастыря архимандрит Геннадий. В начале ХVI века покровительство Возмицкому монастырю оказывала также мать князя Фёдора княгиня Иулиания Михайловна. Первоначально обитель входила в Новгородскую епархию, с 1613 года - в Патриаршую область.

В монастыре существовало два храма с престолами в честь Рождества Богородицы и Кирилла Белозёрского. Столь редкое посвящение храма белозёрскому святому даёт повод связать это с именем великого князя Василия III. Известно, что он высоко чтил Кирилло-Белозёрский монастырь. После поездки в 1528 году в Кирилловский монастырь у Василия III родился долгожданный наследник. Посвящение соборной церкви Рождеству Богородицы в Возмицком монастыре, думается, тоже связано с молениями этого князя и Елены Глинской о даровании наследника. Как и вся Волоколамская волость, монастырь пострадал в Смутное время. Согласно донесению воеводы Т. Торбеева от 1615 года "церковь возминска с литовского разорения стоит без кровли и нутрь подрана, а деисус хищен, и обитель вся пуста есть". Вскоре монастырь был отстроен. В 1697 году на месте обветшавшей трапезной церкви 1541 года в честь Кирилла Белозёрского была выстроена другая церковь, уничтоженная в 50-е годы ХIХ века. В 1723 году обитель была приписана к Иосифо Волоцкому монастырю, а уже в 1764 году Возмищенский монастырь был упразднён, насельники переведены в Иосифову обитель. После упразднения монастырся комплекс монастырских построек просуществовал, вероятно, до начала ХIХ века. Некоторое время здесь размещалось Волоколамское духовное правление.

После упразднения обители Богородице-Рождественский собор стал функционировать как приходской храм. Церковь представляет собой кирпичную трёхапсидную четырёхстолпную постройку. Сейчас мы храм видим одноглавым, имеющим четырёхскатную кровлю, хотя изначально он был трёхглавым и имел позакомарное покрытие. Однако в 1792 году два малых барабана, располагавшихся по углам здания с восточной стороны - над дьяконником и жертвенником, были разобраны. Причём сохранились основания шей их глав, ещё в первой трети ХIХ века отверстия внутрь храма, ведущие от них, были заделаны лишь досками. В том же году разобрали позакомарную кровлю, заменив её, по моде того времени, на четырёхскатную. В 1849 году была уничтожена старая колокольня с железными часами, а уже на следующий год к собору были пристроены новая шатровая колокольня и трапезная с двумя приделами. Вероятно, в это же время полностью переложили древний центральный барабан.

Богородице-Рождественская церковь на Возмищах представляет собой кирпичный трёхапсидный четырёхстолпный храм с системой повышенных подпружных арок. В настоящее время собор одноглавый, барабан переделан и украшен щтукатурной лепниной в середине ХIХ века. Стены храма украшены снаружи лопатками, разделяющими каждую из них на три прясла, из которых центральное более широкое по сравнению с боковыми. Изначально собор имел три перспективных портала с килевидными архивольтами. Порталы состояли из трёх колонок и двух четвертей. Средняя часть колонок украшена дыньками, верхняя часть и колонок, и четвертей - сноповидными капителями. Основание перспективы портала покоится на базе, имеющей малый вынос валиков с полочками и глубокую выкружку. В средних закомарах прясел храма размещены круглые киоты. По мнению реставратора С.В. Демидова, изначально круглый киот был только один - на северной стороне храма. Он был обрамлён валиками, вытесанными из тычковых кирпичей. По мнению же искусствоведа Ю.Г. Малкова, круглые киоты украшали стены храма с трёх сторон.

До реставрации 1970-1980-х годов сохранялись нижние части этих киотов на южном фасаде: керамические сноповидные капители, служившие своеобразными базами, над которыми сохранилось по несколько рядов срубленных тычков от колонок. В ходе реставрационных работ киот в восточной закомаре южного фасада был полностью восстановлен, а киот в центральной закомаре восстановлен частично. Почти точно по середине стены опоясывает тонкий карниз, переходящий в свою очередь в карниз значительно пониженных апсид. Под восточной закомарой северного фасада и под закомарами восточного фасада сохранился так называемый бегунец - декоративная кирпичная кладка в виде пояса, образующего на поверхности стены ряд треугольных углублений, попеременно обращённых вершинами вверх и вниз. Наружные лопатки отвечают крестчатым столпам в интерьере собора, хотя и несколько не совпадают с последними по осям. Вероятно, к концу ХVIII столетия относится растёска окон в алтаре и над порталами. Основанием для реставрации стали остатки арочных перемычек как снаружи, так и изнутри.

В ходе реставрационных работ в конце 80-х гг. ХХ века храму частично возвращены первоначальные формы. Как свидетельствует историк искусства Ю.Г. Малков, собор по своим архитектурно-конструктивным особенностям может быть включён в круг памятников московского зодчества, но тяжеловесность, архаичность и упрощённость его форм всё же несут на себе печать некоторого провинциализма. Исследователь отмечает, что другой возмищенский храм - Кирилловский, не сохранившийся до нашего времени современник Богородице-Рождественского собора, построен тверскими зодчими. Это и неудивительно, поскольку Волоколамск был в известной степени и политически, и культурно связан с Тверью. Особый интерес во внутреннем убранстве Богородице-Рождественского храма представляют необычные пирамидальные ниши, помещённые внутри столпов и алтарных стен, а также первичные росписи, которые были созданы вскоре после возведения монастырского собора. Среди многих образцов, находящихся в храме на Возмищах, особое внимание привлекает современный список иконы Божией Матери "Волоколамская".

Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №165, 2015 г.


 
Алексей Кротов 4 марта 2024

Второй по древности храм Волоколамска после Воскресенского собора находится к востоку от кремлевского вала – это церковь Рождества Богородицы на Возмище. Каменный храм был построен в первой половине XVI века и служил в то время собором Возмищенского мужского монастыря. В середине XIX столетия к древней церкви были пристроены колокольня и трапезная с Благовещенским и Знаменским приделами. История древнего Возмищенского монастыря связана с началом иноческого пути преподобного Иосифа Волоцкого.

В книге В. В. Зверинского «Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи» приведены несколько вариантов названия стоявшего в одной версте от Волоколамского кремля мужского монастыря: Николаевский-Рождество-Богородицкий-Возминский, Возмицкий (Вотьмицкий) или Зимитцкий. Свое имя обитель получила по Возминской слободе (селу Возмищи), которая вошла в черту современного города Волоколамска. В этом небольшом монастыре, существовавшем еще в XV веке, «принял послушание» святой Иосиф Волоцкий – в миру Иван Санин. Подвижник и просветитель основал впоследствии знаменитый Иосифо-Волоколамский монастырь вблизи села Теряево. Преподобный Иосиф был уроженцем села Язвище под Волоколамском, а начало его духовного пути было связано с двумя древними мужскими монастырями: Крестовоздвиженским и Возмищенским. Эти обители входили в число пяти монастырей-острогов, окружавших вал волоцкой крепости, и служили при нападении врага звеньями оборонительной цепи города.

Из жития преподобного Иосифа Волоцкого (составленного Саввой епископом Крутицким) мы узнаем, что в семь лет будущий святой был отдан родителями для обучения грамоте в Крестовоздвиженский монастырь. Первым наставником Ивана Санина стал старец Арсений по прозвищу Леженка. Мальчик превосходил умом своих сверстников: за первый год он выучил Псалтырь, за второй – «все божественные писания». Окружавшие его иноки спрашивали друг друга: «Что отроча се будет?» Этот же вопрос из Евангелия от Луки задавали друг другу жители Иудеи, узнав чудесные обстоятельства рождения Иоанна Крестителя.

В конце XVII века Крестовоздвиженский мужской монастырь был приписан на несколько десятилетий к Иосифо-Волоцкой обители, а в 1764 году был упразднен. Сегодня территория монастыря принадлежит мебельной фабрике, здание храма сильно перестроено, богослужения здесь не совершаются. Согласно житию, в Возмищенскую обитель будущий святой поступил сразу после обучения в Крестовоздвиженском монастыре. При храме Рождества Богородицы на Возмище Иван Санин жил в особой келье. Почти все время подвижник проводил в церкви: он приходил к началу службы раньше всех, а по окончании «божественного пения» уходил в свою хижину последним. Послушник молился в молчании, отказывая себе во вкусной пище и вине, строго держался церковного правила и размышлял о суетности мирской жизни. Именно тогда, рассматривая текст псалма о жизни в миру, которая как пламень обращается в угли, затем в пепел, развеваемый ветром, юноша решился окончательно принять иноческий постриг.

Было и еще несколько переплетений имени Иосифа Волоцкого с Возмищенским монастырем. Текст его жития, составленный, как указывалось выше, Саввой Крутицким, был написан рукой архимандрита Возмищенской обители Вассиана – ученика волоколамского старца Фотия. В Послании Иосифа Волоцкого к митрополиту Симону мы встречаем упоминание «Возмицкой обители» в контексте противостояния святого с удельным волоцким князем: «Князь Федор Борисович, государь наш, почал обидити монастырь Пречистыя (то есть Успенский Иосифо-Волоцкий монастырь)… старцев добрых хотел кнутием бити, а Возмицкому, государь, архимандриту велел на чернецов из монастыря подговаривати и наводити, и архимандрит Алексий подговорил десять чернецов на Возмище, да пять чернецов и увез, а те чернецы взяли с собой… книги да иную рухлядь монастырскую». Иными словами, князь волоцкий Федор вместе с архимандритом Возмищенского монастыря уводили из обители преподобного иноков и утварь.

В. В. Зверинский предполагал, что первое упоминание о Возмищенском монастыре относится еще к концу XIII века. Как свидетельство он приводил следующие строки из Воскресенской летописи: «Князь великий Дмитрий Александрович пострижеся в чернецы и в схиму на Волоце, тогда же ту и преставися, и везоша его в Переяславль». Дмитрий Александрович был сыном благоверного князя Александра Невского. С 1276 года после смерти своего дяди Василия Ярославовича Дмитрий занял великокняжеский престол. Он был участником постоянных междоусобных войн с родным братом Андреем Городецким. В 1294 году, заручившись помощью отрядов татарского хана Тохты, Андрей Александрович и его союзники разбили войско Дмитрия. Великий князь бежал в Волоколамск, а потом в Псков. Оттуда он попытался вернуться в Тверь, но был захвачен в плен. Дмитрий Александрович был вынужден примириться с братом Андреем на его условиях: он лишался великого княжения, но получал в удел Переславль-Залесский. Однако, как писал историк С. М. Соловьев, Дмитрий не достиг своей «отчины», а умер в Волоколамске в 1294 году по пути в Переславль, перед смертью приняв иноческий постриг в Возмищенском монастыре.

Обитель Рождества Богородицы на Возмище была упразднена в 1764 году вместе со многими другими российскими монастырями вследствие реформ Екатерины II. Богородице-Рождественский собор монастыря был обращен в приходскую церковь. Тем не менее, храм этот никогда не закрывался, не считая нескольких лет во время Великой Отечественной войны. Собор Рождества Богородицы является одним из старейших в городе – его главная часть была построена в 1530-1540-е годы, о чем говорят закладные доски на стене западной части храма. С внешней стороны храма в конце 1980-х годов был установлен мозаичный образ преп. Иосифа Волоцкого, а несколько чтимых икон святого находится внутри храма. В Возмищенском приходе почитается также Волоколамская икона Божией Матери – список главной святыни Успенского собора Иосифо-Волоцкого монастыря. Оригинал этой иконы хранится сегодня в Музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева в Москве.

С сайта: https://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков. Древняя Возмищенская обитель


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 15 ноября 2025

1764 г. опись Волоколамского Возмицкого монастыря.

Монастырь Возмицкий при городе Волоколамске промеж двух речек Городни и Весовки, от города в 1 версте. О построении оного монастыря государственных грамот никаких не имеется, а имеется надпись на каменной цке, а именно: «заложен оной монастырь лета 7045 (1537 г.) при благоверном великом князе Иване Васильевиче всея Русии и при архиепископе Великого Новограда и Пскова владыки Макария по словеси архимандрита Луки». В оном монастыре каменных церквей две, престолов два: 1) соборная церковь Рождества Пресв. Богородицы; 2) теплая церковь над святыми воротами Знамения Пресв. Богородицы, при оной церкви трапеза каменная, под тою трапезою палата кладовая. 

В соборной церкви стенное писание весьма ветхое. В алтаре на престоле крест серебреной (серебряный), второй крест серебреной весом 1 ф. 5 зол.; евангелие обложено бархатом на полуалександрийской бумаге, в средине образ Воскресения Христова и евангелисты серебреные… Двери царские с сенью и столбцы, иконостас столярной весьма ветх; на правой стороне в иконостасе образ Спаса Нерукотворенного, образ Рождества Пресв. Богородицы поля обложены серебром басемным гладким, венцы серебреные; образ Успения Пресв. Богородицы, на нем венцы серебреные; на левой стороне: образ Казанской Пресв. Богородицы, образ Воскресения Христова, образ Живоначальной Троицы. Пред царскими дверьми паникадило медное о 22 подсвешниках, кадило серебреное позолочено весом пол-третья фунта… Книг церковных печатных: устав московской печати выходу 1695 г., два октоя выходу 1666 г., евангелие толковое воскресное, два псалтиря… служба письменная Св. Макарию и Ферапонту, минея праздничная печатная и др.

7205 г. (1697 г.) марта 23 день, по благословенной грамоте, дан антиминс к освящению новопостроенной церкви Знамения Пресв. Богородицы, что в Возминском монастыре, что на Волоколамском, под «росписку» того же монастыря черного попа Макария.

В церкви Знамения Пресв. Богородицы в алтаре на престоле крест благословящий серебреной, евангелие с серебреными евангелистами, на жертвеннике сосуды серебреные. В иконостасе: образ Спасителя и Знамения Пресв. Богородицы на одной цке; образ Александра Свирского, образ Нила Столбенского. В том же иконостасе деисусы в три пояса писаны вновь.

Колокольня каменная, на ней 8 колоколов. На колокольне часы железные на ходу. В монастыре архимандрическая каменная келья о 2 апартаментах, а братские кельи деревянные; каменный погреб, 7 магазинов, столярня, каретный сарай, конюшня, сарай для сена.

Вокруг того монастыря каменная ограда весьма ветхая и во многих местах повалилось 97 сажен, некоторые места забраны деревянным забором. В монастыре архимандрит Манасия, ему жалования в год 10 руб., казначей монах Иннокентий, монах Галактион, им жалования в год по 3 руб., бельцов: попов 3, каждому жалования в год по 3 руб. и один дьякон, жалования в год 3 руб., пономарь и служители.

За тем монастырем вотчины: Подмонастырская слободка, деревни: Горки, Жданова, Муромцова и сельцо Никольское. 

В. и Г. Холмогоровы «Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVIII ст.». Выпуск девятый. Волоколамская и Серпуховская десятины.



Комментарии и обсуждение


Церковь Рождества Богородицы служила собором известного с XV века Возмищенского монастыря. Согласно храмозданной доске построена не позднее 1537 года.

20 марта 2003, Андрей Пономарев .

Расчищены близкие к школе Дионисия фрески воинов-мучеников на столпах; в алтаре, в конхах апсид - фрески Иоанна Предтечи, свт. Алексия Московского.

4 апреля 2005, Виктор Судариков .

Существует статья диакона Георгия (Ю.Г.) Малкова и о храме, и о системе его стенописи (всё - с достаточно точными датировками), см.: Стенопись собора Рождества Богородицы на Возмище в Волоколамске (предварительная публикация) // Древнерусское искусство. Исследования и атрибуции. [Сборник статей]. СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 1997. С. 267-285
8 сентября 2011.

Трапезная с приделами Благовещения (осв.1858) и Знамения (осв.1860), а также колокольня выстроены в 1849-1857 гг. по проекту местного уроженца - архитектора Д.М.Петропавловского
9 апреля 2014.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.