Впервые храм восточного обряда в Ужгороде упоминается в исторических источниках 1575 года. Это была деревянная церковь, расположенная в районе современного автовокзала на улице Подградской. В те времена в непосредственной близости от храма и расположенного рядом с ним кладбища протекал Малый Уж, воды которого во время сезонных наводнений наносили сооружению и местам захоронения ужгородцев немалый ущерб. В 1678 году церковь перестроили, но в XVIII в. было решено построить в Ужгороде новый храм для верующих, которых с каждым годом становилось все больше.
Городская казна (такое название имела тогдашняя местная власть приняла найти для строительства церкви более удобное место и в 1787 году выкупила земельный участок семьи Долинаїв на Цегольні. Именно при содействии казны, наместника Ужанского отца Ивана Шустая и по проектам инженера и архитектора казны Йожефа Фрідгоффера началось строительство нового греко-католического храма, которое завершилось в 1802 году. Освящен он был в честь Преображения Господня, вероятнее всего, храм освящал сам епископ Андрей Бачинский, с именем которого связан "золотой век" Мукачевской греко-католической епархии.
Под церковью были расположены семейные склепы меценатов прихода-членов семей Черских и Ляховичей. Возле храма находилось кладбище, напротив него - фара, а чуть ниже уже в середине XIX века возвели приходскую школу. Вся территория храма была обнесена каменной стеной, за которой располагались виноградники.
За 2 века своего существования настоятелями Ужанского деканата и приходов Цегольнянського храма были такие известные личности, как Иван Шустай, Михаил Лучкай (историк, автор "Славяно-русской грамматики"), др. Василий Гаджега (папский прелат, доктор теологии, общественный деятель), Александр Марина (профессор Ужгородской богословской семинарии) и другие, а вспомогательными священниками на Цегольні были духовные отцы Иван Угла (секретарь епископа Бачинского, автор "Букваря языка рускаго" и "малого Катехизиса"), Иван Бокшай, Александр Никита (каноник, профессор семинарии), Августин Волошин (общественно-политический деятель, Президент Карпатской Украины), Эмилиан Бокшай (журналист, педагог, историк) и другие достойные памяти фигуры.
Цегольнянская церковь долгие годы не только удовлетворяла духовные потребности ужгородцев, но и задавалась вопросом образования. С середины XIX при приходе действовала церковно-приходская школа, которую посещали дети прихожан. Среди педагогов этой школы были, в частности, председатель Союза учителей Ужанщины, редактор газеты "Учитель", журналист Андрей Репай, регент известного хора прихода Андрей Пентек и тому подобное.
В разные времена эту церковно-приходскую школу посещало от 60 до 150 учеников. А прекратила она свою деятельность в 1945 году, с которого начался один из самых тяжелых периодов в деятельности Мукачевской греко-католической епархии. Начались преследования и репрессии против греко-католических священников, немало проблем было и у ее верующих.
В феврале 1949 года храм был передан православной общине и настоятелем его стал бывший греко-католический священник Михаил Кисть, который подписался на переход в православие. Кстати, он был не одним, кто выбрал именно такой выход из тогдашней сложной ситуации, ведь в 1949-1950 годах на переход к православию подписались такие известные в то время греко-католические священнослужители, как Стефан Данієлович, Дезидерий Натоля, Александр Долинай, Ортутай Василий, Адальберт Орос и другие.
Гораздо худшая участь ждала тех священников, которые не согласились отречься от своей веры. Бывших отцов Цегольнянського храма Василия Пушкаша, Елемира Ортутая, Даниила Бачинского (мол), Ференца Ковтюка, Александра Марину и других арестовали и осуждили на различные сроки заключения, которые они провели в лагерях Гулага.
В 1951 году Преображенский храм на Кирпичные был закрыт, а все имущество передано в Кафедральный собор, где часть его сохраняется до сих пор (речь идет о метрических и богослужебные книги и т. п.). Иконостас храма передали в сторожевую церковь св. Кирилла и Мефодия, башню храма разрушили, колокола разбили, а в 1953 году его помещение передали ужгородскому государственному университету, который обустроил в стенах бывшей церкви вычислительный центр.
Несмотря на преследования, священство Мукачевской епархии продолжало действовать в подпольных условиях, ожидая того времени, когда можно будет снова говорить о возрождении греко-католической церкви на Закарпатье. "Оттепель" в этом вопросе началась в 1989 году – вместе с общим началом демократизации советского общества. Первые легальные богослужения в Ужгороде начали проводить на Кальварии, возле одной из часовен. В начале 1990-х годов забрезжила надежда вернуть общине Цегольнянську церковь, ведь вычислительный центр оттуда был перенесен, и власть Ужгорода совместно с возрожденной Мукачевской греко-католической епархией приступили к восстановлению здания.
К сожалению, надежды общины не оправдались, потому что 4 октября 1991 года Преображенская церковь была передана в собственность православной общины, но более 250 верующих продолжали в течение 18 лет молиться там прямо под открытым небом. В 2007 году городские власти разрешили греко-католикам начать тут же, на Цегольні, строительство своего нового храма. А пока продолжается это строительство, верующие продолжают хранить светлую память о тех священниках Цегольнянской церкви, которые много сделали для храма и пострадали за свою веру.
В частности, 26 ноября на стене современной часовни и приходского дома были торжественно установлены и освящены Преосвященным владыкой Миланом мемориальные таблицы, что увековечили память двух последних священников этого храма – отца Даниила Бачинского (мол.) и отца др. Элемира Ортутая - последнего помощника священника-капеллана накануне ликвидации в 1949 году Мукачевской греко-католической епархии.
Людвиг Филипп, краевед. «Два века духовной истории Цегольнянского храма», 2011 г., перевод с украинского.