ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Ужгород. Собор Воздвижения Креста Господня (старый).

Крестовоздвиженский собор


Ужгород. Собор Воздвижения Креста Господня (старый)
Собор. Действует.  
Престолы:Воздвижения Креста Господня
Год постройки:Между 1640 и 1646. Перестройки: 1773, 1848.
Архитектор:Л. Фабри (перестройка 1848 года)
Адрес:
Украина, Закарпатская обл., г. Ужгород, ул. Капитульная, д. 9

Координаты: 48.622885, 22.302198



Собор Воздвижения Креста Господня (старый), колокольни собора, вид от Подгорной улицы<br>, Ужгород, Ужгородский район, Украина, Закарпатская область
колокольни собора, вид от Подгорной улицы
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
18 июля 2013
Собор Воздвижения Креста Господня (старый), , Ужгород, Ужгородский район, Украина, Закарпатская область
Nikolay Budishevskiy
7 мая 2007
Собор Воздвижения Креста Господня (старый), вид с запада<br>, Ужгород, Ужгородский район, Украина, Закарпатская область
вид с запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
18 июля 2013
Собор Воздвижения Креста Господня (старый), вид с юго-востока<br>, Ужгород, Ужгородский район, Украина, Закарпатская область
вид с юго-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
18 июля 2013
Собор Воздвижения Креста Господня (старый), входной портал с колокольнями, вид с северо-запада<br>, Ужгород, Ужгородский район, Украина, Закарпатская область
входной портал с колокольнями, вид с северо-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
18 июля 2013
Собор Воздвижения Креста Господня (старый), , Ужгород, Ужгородский район, Украина, Закарпатская область
Ole Lukoye
8 ноября 2010
Собор Воздвижения Креста Господня (старый), , Ужгород, Ужгородский район, Украина, Закарпатская область
Ole Lukoye
8 ноября 2010
Собор Воздвижения Креста Господня (старый), , Ужгород, Ужгородский район, Украина, Закарпатская область
Алексей Кротов
17 февраля 2007
Собор Воздвижения Креста Господня (старый), , Ужгород, Ужгородский район, Украина, Закарпатская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
18 июля 2013
Собор Воздвижения Креста Господня (старый), , Ужгород, Ужгородский район, Украина, Закарпатская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
18 июля 2013



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


uchazdneg
 
uchazdnegАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  4 февраля 2014

С 1949 по 1991 годы принадлежал Православной церкви. В настоящее время является кафедральным собором Мукачевской епархии РГКЦ.

Появлением великолепного собора Ужгород обязан графу Яношу Другету, управлявшему городом в начале XVII века. В 1640 году он пригласил в город монахов-иезуитов, которым выдал разрешение на обширную деятельность на Замковой горе. Строительство завершилось в 1646 году – небольшая римо-католическая церковь была построена в качестве собора для монастыря иезуитов и в таком виде просуществовала более века. Только после 1773 году вслед за ликвидацией иезуитского монашеского ордена собор приобрел более приближенный к современному вид. Тогда он был передан императрицей Марией-Терезией греко-католической епархии. Под руководством епископа А. Бачинского храм был перестроен по восточному обряду в качестве кафедрального собора в стиле барокко, также была возведена часовня Богородицы, и по завершении всех работ под порталом была установлена мемориальная доска, на которой на латинском языке была записана история Крестовоздвиженского кафедрального собора Ужгорода.

Высокий, светлый снаружи и изнутри, монументальный, но в то же время легкий и изящный собор украсил самое сердце Ужгорода. Пройти мимо и не заметить его невозможно. Интересное архитектурное решение фасада, выполненного в виде портика с четырьмя колоннами, к которому ведет двусторонняя лестница из красного мрамора, и два симметричных трехъярусных купола с венскими курантами, обращенными в сторону входа в собор, делают храм своеобразным и запоминающимся. Оба купола выступают также в роли колоколен: в том, что слева от входа в храм, установлен гигантский колокол «Иван» весом одна тонна, а в правом находится еще более огромный колокол весом три тонны.

Работу по внутренней отделке Крестовоздвиженского кафедрального собора, как и архитектурные планы храма в целом, выполнили закарпатские и ужгородские мастера. Колоритная, богатейшая и искусная роспись внутри собора в стиле позднего барокко, которую можно увидеть в нем сегодня, была выполнена уже в начале XX века художником Й. Бокшаем. Однако фрагменты росписи XVIII века также частично сохранились.

Цит. по http://otdyhaem.com.ua


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  19 июня 2022

Одним из самых красивых культовых сооружений Ужгорода является Крестовоздвиженский кафедральный собор, возвышающийся в исторической части города, недалеко от старинного замка. Этот величественный двухбашенный храм, неизменно приковывающий внимание своими роскошными формами, входит в число самых интересных городских достопримечательностей. История ужгородского храма началась в ХVII веке, а именно с 16 июля 1640 года, когда владевший Ужгородом в то время венгерский граф Януш Другет из рода Другетов выдал дарственную грамоту иезуитам на большой участок Замковой горы, тем самым пригласив в город представителей ордена иезуитов. На выделенном участке иезуиты при поддержке Януша Другета начали сооружать свою коллегию и католическую церковь при ней.

Строительство барочного храма было завершено в 1646 году. Таким образом он строился целых 6 лет. Вплоть до 1773 года иезуитский храм принадлежал Обществу Иисуса. В 1773 году орден иезуитов был временно распущен по распоряжению папы Климента ХIV и по велению императрицы Марии Терезии двумя годами позже этот храм был передан грекокатоликам только что образованной Мукачевской епархии, после чего он стал кафедральным собором. Огромную роль в передаче храма тогда сыграл епископ только-что образованной епархии Андрей Бачинский.

В 1848-1858 гг. был проведён комплекс работ по переделке интерьера, был перестроен иконостас, расписаны своды и стены, выполнены мраморные украшения интерьера. В 1876-1877 гг. итальянский архитектор Лука Фарби реконструировал фасад собора в стиле позднего классицизма с чертами необарокко. В то время перед входом в храм появился внушительных размеров неоклассический портик с треугольным фронтоном, который поддерживают четыре колонны коринфского ордера. Роспись внутри собора была поновлена в 1938 году в стиле позднего барокко. Выполнил её художник Иосиф Бокшай.

В храме сохранились и фрагменты оригинальных фресок ХVIII века в основном нефе и боковых алтарях центральных часовен. Заслуживает внимания пятиярусный иконостас с реликварием в терезианском стиле. Скоро ему исполнится 250 лет, а он до сих пор выглядит таким величественным и нарядным, поэтому безусловно, является основным украшением Крестовоздвиженского храма. Самым богатым элементом иконостаса являются царские врата, украшенные митрой и жезлом - точной копией тех, которые были подарены императрицей Марией Терезией епископу Андрею Бачинскому. Взор посетителей сразу же приковывает плафонная композиция "Воздвижение Честного Креста", выполненная всё тем же Иосифом Бокшаем в 1938 году. Невероятно красивыми являются работы одного из первых епархиальных художников Ф. Выдры, находящиеся в алтарной части храма.

В соборе бережно хранится частица Креста, на котором был распят Иисус - вакуумная капсула с кусочком животворящего Креста, является неотъемлемым украшением распятия в Крестовоздвиженском храме. Также в соборе хранится мантия иезуитов ХVII века. Эту мантию с орнаментами скворцов (родословный герб рода Другетов) подарили ужгородским иезуитам магнаты Другеты. Она является самой ценной и старой реликвией собора. А самая загадочная часть собора - подземелье с криптой. Оно хранит много тайн и заслуживает внимания туристов, чтобы почтить память тех, кто здесь покоится (около 70 захоронений уважаемых людей Закарпатских земель в специальных нишах).

Собор построен из кирпича, его главный фасад увенчан портиком с треугольным фронтоном на четырёх колоннах коринфского ордера. По бокам сильно вынесенного неоклассического портика возвышаются восьмигранные трёхъярусные башни с курантами. Изначально, башни-колокольни были деревянные, а уже в 1814 году перестроены в камне. В обоих башнях установлены колокола. Колокол с левой башни, который весит 1 тонну, является самым известным в Ужгороде и именуется Иваном. Его брата с правой колокольни - гиганта весом 3 тонны, называют колоколом Богородицы. А ещё есть 2 небольших колокола, названные в честь св. Николая и апостолов Петра и Павла. На обеих башнях кафедрального собора есть часы с курантами, которые отбивают время каждый час - это самые большие и самые старые часы Ужгорода. Их в дар собору в 1878 году купил в Вене некий Августин Енковский.

Во внутреннем дворе храма, на фасаде, в 2012 году восстановили очень колоритные солнечные часы, которые были скрыты под слоем краски в советское время. С обеих сторон от центрального входа установлены таблички с надписями на церковнославянском языке: "Крест-красота церквям, верным утверждение, нечистым смерть" и - царям государство, слава". После запрета грекокатолицизма в СССР на Львовском соборе проходившем 8 марта 1946 года, когда собрание избранных иерархов "аннулировало" Брестскую унию, здание Крестовоздвиженского собора с 1949 года перешло в ведение Русской Православной Церкви Московского патриархата.

10 октября 1991 года после легализации и восстановления грекокатолических структур на Украине собор был возвращён грекокатолической Мукачевской епархии. Сейчас этот храм принадлежит Русинской конфессиональной грекокатолической церкви. 28 июня 2003 года в собор были перенесены мощи русинского грекокатолического епископа Мукачевской епархии Теодора Ромжи (1911-1947).

Из книги-путеводителя: Тарас Палков. "Замки Карпат. История и легенды". - Львiв. ТзОВ ПВП "Ладекс", 2009 и с сайта: md-ukraine.com/ru/objekt/detali/8395-krestovozdvizenskij-kafedralnyj-sobor.html


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  5 декабря 2023

На другом конце замкового холма расположен Воздвиженский кафедральный собор, в прошлом иезуитский костел. После изгнания иезуитского ордена из Австрийской империи в конце XVIII века собор был передан униатам. В 1848 г. был значительно перестроен. В целом архитектура собора эклектична, но тем не менее внимание привлекает прекрасный портик с четырьмя колоннами коринфского ордера.

Поп И.И., Поп Д.И. «В горах и долинах Закарпатья». – М.: «Искусство», 1971 г.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  5 декабря 2023

Кирпичный, оштукатуренный, трехнефный с прямоугольной восточной частью, имеющей низкие боковые помещения. Главный фасад увенчан развитым треугольным фронтоном с волютами, фланкирован двумя восьмигранными трехъярусными башнями с курантами в среднем ярусе. Важное место в композиции главного фасада занимает четырехколонный портик коринфского ордера на высоком цоколе-балюстраде. Фасады по периметру увенчаны профилированным карнизом с модульонами, декорированы пилястрами коринфского ордера, расчерчены горизонтальным рустом. Своеобразный ритм создают окна, акцентированные разделяющими их поярусно прямыми профилированными сандриками. Нижние окна удлиненные полуциркульные, верхние – люнеты, обрамленные наличниками с замковыми камнями. Приемы декоративного оформления фасадов собора повторены в башнях.

Центральный неф перекрыт полуциркульными сводами с распалубками, боковые – крестовыми. В интерьере расписан масляной живописью конца XIX в. (худож. Ф. Выдра). Частично сохранились настенные масляные росписи XVIII в. На сводах центрального нефа находится большая композиция, выполненная худож. И.И. Бокшаем. В 1972-1973 г.г. проведена частичная реставрация памятника.

В архитектурном декоре памятника сочетаются черты классицизма с необарочными тенденциями.

«Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 2, издательство «Будивэльник», 1983-1986 г.г.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  5 декабря 2023

Главный город Закарпатской области является одним из древнейших в Украине. Славянские поселения были здесь в VI-ІХ в.в., а укрепленный замок известен с ІХ в., когда он принадлежал легендарному князю Лаборцу. В замке, посреди парка раскопан фундамент древнейшего Ужгородского костела (построен в середине XIII в., сгорел в 1728 г.), в котором 24 апреля 1646 г. подписали Ужгородскую унию.

Нынешний кафедральный собор (тогда коллегиальная иезуитская церковь) начал строительство на Замковой горе граф Янош Другет в 1640 г. в 1644 г. строительство почти завершено, но ему помешала война между Трансильванией и Австрией. Во время войны сооружение было очень повреждено. В 1645 г. И. Другет умер, а сооружение собора и монастыря окончила в 1646 г. его вдова, хорватка по происхождению Анна Якушич, после чего сюда перевели иезуитскую коллегию из Гуменного (Словакия) – семейного поместья Другетов. Собор претерпел значительные разрушения во время освободительной войны венгерского народа в 1703 – 1711 годах, но уже в 1718 г. в нем велась служба Божья.

В 1773 г. папа Климентий упразднил орден иезуитов, а в 1775 году австрийская императрица Мария-Терезия по грамоте от 1 марта передала сооружения Мукачевской греко-католической епархии (Ужгородский замок был передан епархии 2 мая 1776 г.). Храм был в запущенном состоянии и не имел башни. Было выполнено три проекта нового храма, один из которых предусматривал сооружение собора на склоне Замковой горы, на месте позже построенной духовной семинарии, но денег на строительство не было. Храм реконструировали по проекту придворного архитектора Ф.А. Гилебранда и освящен епископом Андреем Бачинским 15 октября 1780 г. тогда церковь имела только одну барочную башню и не была соединена с епископальной палатой. Перестройка осуществлена на ассигнования высшего королевского губерниального совета (4 января 1776 г. было выделено. 21143 фл. 46,5 кр. и 8 октября 1779 г.-24782 фл. 59,5 кр.). Иконостас сделал Франциск Тек в 1799 г. (На обратной стороне иконостаса написано 1777 г. – Возможно, это год начала перестройки). Автором икон, по мнению В. Пушкаша, был монах Фаддей Спалинский.

В 1857-1858 г.г. стараниями епископа Василия Поповича был проведен большой ремонт и отделка храма. Интерьер был нарисован епархиальным художником Фердинандом выдрой (родился ок. 1815 г., умер в 1879 г.). Очевидно, тогда же обновляли (или был заново нарисован) и позолотили иконостас, ибо 1858 год, а также фамилии Валдемарини Йог. и Поволный (Золотарь, работавший вместе с Ф. выдрой) написано на обратной стороне одной из икон.

В 1875-1878 г.г. при епископе Иване Пастелии фасад храма и епископскую резиденцию перестраивают в стиле позднего классицизма с чертами необарокко по проекту инженера Луки Фабри, а расходы в размере 25 тысяч форинтов взяло на себя Министерство образования. С тех пор появился портик с четырьмя коринфскими колоннами. Две башни на главном фасаде, четырехугольные к карнизу и восьмиугольные выше карниза, построены в эклектичном стиле в 1814 г., а в 1875–1878 г.г. перестроены. Ужгородская газета "Унг" за 14 сентября 1876 г. сообщала, что Северная башня уже готова и увенчана крестом, а Южную достраивают. В конце октября того же года из Будапешта привезли большой колокол. Тогда же, видимо, снесли временную колокольню, стоявшую у собора. Фасады по периметру украшены профилированным карнизом и пилястрами коринфского ордера. Своеобразный ритм создают окна, разделенные поярусно прямыми сандриками. Нижние окна-удлиненные, полциркульные, верхние - люнеты. Алтарная часть - прямоугольная с боковыми помещениями.

Главный базилик имеет три нефа, украшенные в стиле барокко. Центральная нава перекрыта полуциркульным сводом, боковые Навы – крестовыми сводами. Частично сохранились росписи XVIII в. в соборе хранится много произведений известного украинского художника Иосифа Бокшая. Величественная композиция на потолке храма "Воздвижения Честного и животворящего Креста" и 6 круглых фресок "Отцы церкви" выполнены художником в 1939 г., когда с конца июня до половины октября проводились начатые в 1938 г. внутренние и внешние ремонтные работы. Эта дата, а также инициалы J.S. и Э.V. (возможно, авторов реставрации иконостаса) написаны на обратной стороне нескольких икон. Тогда же в соборе работал церковный художник Иван Кох. Из шести боковых алтарей два украшены образами кисти Й. Бокшая ("Пресвятая Богородица") и Юлия Вирага ("Святое Сердце Христово"), другие – неизвестных авторов, но имеют на обратной стороне дату 1781. Й. Бокшай является также автором образа "Преображение Господне" для главного алтаря и витража в захристии (изготовил мастер И. Пылко в Будапеште в 1943 p.). Перенесены сюда и алтарные образы из разрушенных Цегольнянской и Монастырской церквей. При входе - возвращенная музеем картина Бокшая 1940 г. "Святая Терезка" в роскошной барочной раме, сделанной известным резчиком Иваном Павлишинцем, который также изготовил престол. Дополняют убранство красивой работы амвон и резные лавки. В 1900 г. на праздник Покрова под правой колокольней была освящена вновь созданная часовня в честь Божьей Матери – Покровительницы епархии, где установлена копия образа Богородицы из Марияповчи.

На праздник Воздвижения в 1926 г. были посвящены три новых колокола, изготовленные фирмой "Аккорд". Летом 1928 г. были отремонтированы обе башни и позолочены кресты. К шару под левым крестом, где был документ 1816 г. с краткой историей храма на латыни и документ 1876 года с данными второго ремонта, вложили запись о последнем ремонте, а также по экземпляру "Пастыря", "Благовестника", "Русского слова" и "Свободы". Жестянную работу выполнил Людвик Урбах из Кошиц, плотницкую - фирма "Роля и Драгоши" из Ужгорода под наблюдением епархиального эксперта инженера Эрнеста Каваша, а стоили все работы 70 тысяч чехословацких крон.

Подвальную часть собора занимает пантеон иерархов греко-католической церкви Закарпатья. У входа - фреска Й. Бокшая, ныне неудачно перерисованная. В специальных нишах размещено около 70 захоронений. Здесь хранятся останки епископов Иоанна Брадача, Андрея Бачинского, Алексея Поучия, Василия Поповича, Стефана Панковича, Юлия Фирцака и Теодора Ромжи, но за годы советской власти почти все захоронения были нарушены, таблицы и надписи уничтожены, а многие склепы разграблены.

В 1949 году греко-католическая церковь была упразднена советскими властями, и собор был передан Русской Православной Церкви. В течение 1972–1973 г.г. проведена частичная реставрация. После долгих выборов 10 октября 1991 г. кафедральный собор был возвращен греко-католикам. Торжественное перебрание храма состоялось 7 января 1992 г.

В 1997 г. очищен и позолочен иконостас, заменены дьяконские двери. Продолжается реставрация боковых алтарей. Главный фасад украсил мозаиками известный художник Василий Пушкаш.

Сирохман М. «Церкви Украины: Закарпатье». - Львов.: 2000 г., перевод с украинского, орфография сохранена.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.