Город появился в предгорье Карпат на реке Уж (откуда и происходит нынешнее его название). С конца 11-го века и до начала 20-го он попеременно находился во власти венгров и австрийцев. В 1919 году Ужгород стал столицей Подкарпатской Руси – автономной республики в составе Чехословакии. Именно тогда в город стали приезжать эмигранты из России, покинувшие Родину после Октябрьского переворота 1917 года. Со временем российская диаспора сформировалась в общину и люди решили построить здесь собственный дом для молитвы.
Новое сооружение появилось на левом берегу Ужа напротив старой части города. Это был шатровый храм, распространённый в русском храмовом зодчестве 15-го – 17-го веков. Средства на строительство святыни собирали среди соотечественников, разбросанных после революции по всему миру. Тогдашние ужгородские газеты писали о том, как жены эмигрантов специально занялись рукоделием, чтобы вырученные за это средства отдать на строительство храма. Колокола пожертвовала Подкарпатско-Русская казацкая станица, находящаяся недалеко от Ужгорода.
Возведение Покровского храма совпало с эпохой возрождения в Закарпатье Православия после его трехсотлетнего запрета. Начиная с 17-го века, когда была подписана Ужгородская уния, православные церкви в Закарпатье не строились. В 1920-х годах храм в Ужгороде стал одним из первых, построенный в крае за три века.
Чин освящения и первое богослужение в церкви совершил преподобный Алексий Кабалюк – подвижник веры 20-го века. В 2001-м году Церковь присоединила его к лику святых. Архимандрит Алексий был первым православным священником на заре возрождения Православия в крае. В 1910 году он тайно приехал в Карпаты из Холмщины на телеге под сеном. В селе Иза отец Алексий основал первый в регионе православный монастырь. В дальнейшем каждый православный храм, строящийся на Закарпатье в те времена, батюшка опекал лично.
Внутреннее убранство Покровской церкви по стилю полностью соответствовало его внешним архитектурным чертам. Росписи и иконы в иконостасе выполнены в древнерусском стиле. Иконостас изготовлен по так называемой тябловой конструкции. Традиция тябловых иконостасов была распространена на Руси до 17-го столетия. «Тябло» в переводе со славянского языка означает «балка». Тябловые иконостасы составлялись из нескольких поперечных балок, на которые были закреплены в ряд иконы. Как правило, они не имеют ни колонн, ни киотов, и лишь в более поздний период стали украшаться резным орнаментом. В Украине тябловых иконостасов – единицы. На Закарпатье – всего один.
В 1945 году Подкарпатская Русь вошла в состав Советского Союза – и с тех пор на Карпаты распространилась атеистическая идеология. В 1960-х г.г. Покровский храм отобрали у верующих. Уникальный иконостас был разобран и передан в городской музей. До 1990 года в храме находился музей атеизма.
Когда настало время восстанавливать святыню, часть икон уже не удалось найти в музейных фондах. Интерьер воссоздавали по архивным фотографиям.
Несмотря на свой относительно молодой возраст, Покровская церковь в современном Ужгороде — старейшая среди православных храмов. Новая эпоха в истории православного Ужгорода начинается именно отсюда. Благодаря Покровскому храму карпатские русины получили возможность быстрее вернуться к отцовской вере.
http://azbyka.ru/palomnik/Покровский_храм_%28Ужгород%29