ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Старая Пустынь. Троице-Благовещенская Синозерская пустынь. Часовня Евфросина Синозерского.


Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:не ранее 1592.
Адрес:
Россия, Вологодская область, Чагодощенский район, деревня Пустынь

Координаты:59.042635, 35.813928
Проезд:На берегу Синичьего озера между н.п. Долоцкое и Чагода


Добавить фотографию
Троице-Благовещенская Синозерская пустынь. Часовня Евфросина Синозерского - Старая Пустынь - Чагодощенский район - Вологодская область
Фото из журнала "Нива"
Андрей Агафонов
1 января 1912
Троице-Благовещенская Синозерская пустынь. Часовня Евфросина Синозерского - Старая Пустынь - Чагодощенский район - Вологодская область
Рис. из журнала "Огонек"
Андрей Агафонов
1 января 1912
Троице-Благовещенская Синозерская пустынь. Часовня Евфросина Синозерского - Старая Пустынь - Чагодощенский район - Вологодская область
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.1 М 1910.
Андрей Агафонов
1 января 1900
Троице-Благовещенская Синозерская пустынь. Часовня Евфросина Синозерского - Старая Пустынь - Чагодощенский район - Вологодская область
Фото начала XX века из книги "Из церковной истории Вологодского края", Вологда, 2008
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов
??




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Т.,  21 декабря 2012

14 октября 2001 года на месте Старой пустыни поставлена часовня, посвященная преподобномученику Ефросину. В наше время ведется работа по возрождению былой славы пустыни.

Источник: областной портал "Культура в Вологодской области"


Статью добавил(а): Т.,  21 декабря 2012

Здесь находилась Троице-Благовещенская Синозерская пустынь, основанная преподобным Евфросином Синозерским. Этот небольшой монастырь ведёт свою историю с 1596 года. Начавший свою иноческую жизнь на Валааме и продолживший её в Большом Успенском монастыре в Тихвине, преподобный Евфросин завершил её в Синозерской пустыни в дни польско-литовской интервенции. Время не пощадило пустынских святынь.

В 1995 году на месте строений Синозерской обители был поставлен памятный крест по проекту научного сотрудника Череповецкого музея М.Ю. Хрусталёва. В 2001 году на месте первоначального поселения святого выстроена часовня. Инициатор её возведения и руководитель строительства - В.А. Павлов. С 2000 года начались работы церковно-краеведческого отряда "Ловитва" под руководством Н.М. Ситниковой. Участниками отряда (а это, в основном, школьники 12-16 лет) расчищаются от валежника Старая Пустынь, монастырское кладбище, Вещая лужа, устанавливаются кресты, оборудуются купальни. Труды участников отряда направлены на восстановление былой славы и духовного величия Синозерской Пустыни, возрождение традиций паломничества.

Источник: сайт Чагодощенского муниципального района


Статью добавил(а): Т.,  21 декабря 2012

Современное возрождение обители началось в 1995 году, когда был освящен памятный Поклонный крест, поставленный 14 августа совместными усилиями верующих, краеведов, музейных работников Чагоды и Череповца. В то время о бывшем здесь монастыре почти ничего не напоминало. На месте святого источника стояла кирпичная постройка от уже не функционирующего водопровода, от монастырских построек ничего не осталось, лишь только полузаброшенное кладбище с покосившимися крестами указывало не некогда существовавший здесь центр духовной жизни.

В 2000 году была расчищена горка, где некогда в пещерке проживал старец, а 14 октября 2001 года на этом месте состоялось освящение вновь срубленной часовни.

В августе 2005 года поставлен и освящен новый Поклонный Крест на месте встречи преподобного Евфросина с отрядом захватчиков-поляков и его мученической гибели. Расчищен и восстановлен святой колодец и «вещая лужа» по преданию ископанные преподобномученником Евфросином, они и сегодня являются источником исцеления и благодати для паломников. На территории монастыря жители деревни указывают на «коленочки» - два округлых пятна, никогда не зарастающие травой. По преданию, здесь коленопреклоненно молился сам преподобный.

В настоящее время на территории древнего монастыря по найденным в архивах подлинным чертежам и фотографиям восстановлена колокольня, на месте святого источника поставлена часовня с купелью. На колокольне весной 2001 года установлены вновь отлитые три малых колокола. Самый большой колокол обители, некогда пожалованный монастырю Царем Алексеем Михаловичем, не так давно обнаружен на Сахалине в храме Покрова Божией Матери. Ранее он использовался на маяке Жонкьер.

В июне 2011 года собран сруб на бывшем месте церкви во имя святых верховных апостолов Петра и Павла. Тогда же над колокольней и срубом церкви водружены кресты.

Местным церковным историком М.Ю. Хрусталевым в фондах Череповецкого краеведческого музея были обнаружены мощи святого. В 1991 году они были возвращены Церкви и помещены в раку, сооруженную в 1799 году и в настоящее время находятся на временном хранении в Казанской церкви города Устюжны.

Источник: "Русская народная линия. Информационно-аналитическая служба"


Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  18 февраля 2017

Синозерская пустынь. Само название этого селения говорит о том, что там была в древности небольшая иноческая обитель, расположенная на берегу озера Синичье. Затерявшаяся среди лесов и болот Синозерская пустынь прославлена была духовными подвигами ее основателя, святого преподобномученика Евфросина. Ее храмовый комплекс принадлежал к лучшим образцам деревянного зодчества XVII века. После упразднения монастыря на его месте образовался приход, состоящий из одной деревни Пустынь.

Соборная церковь бывшего монастыря в честь Святой Троицы и Благовещения Богородицы (в память древнего храма) была срублена в 1630-1632 годах строителем иеромонахом Михаилом и старцем Иосифом. Была она "строения деревянного", холодная, с папертью и соединена переходами с колокольней, под которой стояла келейка келаря. Верхний этаж, где располагался Троицкий придел, достроили в 1645 году при строителе обители иеромонахе Моисее. В интерьерах обоих храмов находились тябловые иконостасы. В 1859 году церковь вывесили, обшили тесом и покрасили охрой, а кровлю перекрыли железом.

До 1860 года нижний придел Благовещения находился в запустении, двери отсутствовали, а на земляном полу стоял скот. Тогда же храм и благоустроили: настлали деревянные полы, оштукатурили стены, переложили печи и сделали новые окна и двери. Запустение объясняется тем, что приход считался "станционным", то есть служили там заштатные священники, содержать семью было практически не на что. В 1912 году деревня Пустынь состояла из 38 дворов.

Среди духовенства известны священник Прокопий Иванов, бывший на приходе в конце XVIII-начале XIX века, затем священник Иоанн Синозерский, умерший в 1846 году, иерей Иоанн Николаев, служивший в 1850-1854 годах. В 1884 году служил иерей Лаврентий Долоцкий.

До 1933 года Троице-Благовещенская церковь была действующей, последним священником ее был Евгений Алексеевич Скородумов, умерший в конце 30-х годов XX века, сын иерея Алексея Антоновича Скородумова, рукоположенного в 1854 году. В том же году храм закрыли. В 1949 году церковь обмерял и обследовал инспектор по охране памятников архитектуры А К. Ведров, который поставил ее на учет как один из редких деревянных храмов. 3 августа 1960 года Троице-Благовещенская церковь сгорела.

Вторая деревянная церковь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, холодная и с папертью, срублена была в 1682 году. На первом ее этаже имелся придел во имя святителя Николая с тябловым иконостасом. В верхний этаж храма вело крытое крыльцо с высоким всходом, соединенное с северной галереей. Храмовый образ церкви "Иоанн Богослов в молчании" был вложен в Синозерскую пустынь царским духовником, протопопом Меркурием Гавриловичем, уроженцем г. Устюжны. Будучи настоятелем Кремлевского Благовещенского собора, он заказал эту икону "на помин души родителей и своей" иконописцу Оружейной палаты Тихону Иванову Филатьеву в 1685 году. В 1852 году церковь отремонтировали, обшили тесом и покрасили. Позднее кровлю также перекрыли железом. В 1865 году вновь после ремонта освятили престол Иоанно-Богословской церкви. Освящение совершал благочинный священник Андрей Разумовский. Храм закрыли в 1933 году, отдав его (как и все другие здания) в ведение Устюженского музея местного края. В 1944 году он сгорел от удара молнии.

Третьим сооружением пустыни была деревянная колокольня типа "восьмерик на четверике", срубленная в 1655 году. Шатер ее, опирающийся на столбы яруса звона, обит был тесом. В древности она была соединена крытыми переходами с Троице-Благовещенской церковью и при обшивке зданий тесом разобранными. При обшивке в 1853 году колокольни закрыли ярус звона, прежде открытый, оставив на фасадах лишь арочные пролеты.

Под колокольней, в четверике, располагалась часовня, где покоились мощи преподобномученика Евфросина Синозерского в бронзовой чеканной раке, сооруженной в память 300-летия Дома Романовых "тщанием" купчихи Кашеваровой. Мощи после вскрытия их в 1936 году некоторое время кощунственно служили "экспонатом" антирелигиозной выставки в г. Череповце. Обнаруженные автором в фондах музея, они были возвращены Церкви в 1991 году и находятся ныне в Казанской церкви г. Устюжны, ожидая своего возвращения на место подвигов преподобного. Кроме того, на колокольне размещалось восемь колоколов, пять из которых считались вкладом царя Алексея Михайловича. На большем из них была отчеканена надпись: "Государь и Великий князь Всероссийский Алексей Михайлович дал сей колокол вкладу Живоначальные Троицы Пречистые Богородицы в пустынь Синозерскую лета 7151 (1643) Марта в 8 день". Колокольня также была сожжена вместе с Троице-Благовещенской церковью 3 августа 1960 года.

Оба храма - Троице-Благовещенский и Иоанно-Богословский - по своим архитектурным особенностям имели ряд аналогий на Новгородчине и среди храмовых построек Верхней Волги.

В 1955 году все, что еще оставалось в уцелевших зданиях Синозерской пустыни и не было разграблено всеми желающими, было вывезено экспедициями Устюженского и Череповецкого музеев, где находится и поныне. Такова краткая история приходских храмов. История, которую еще предстоит изучать и дополнять. Не стоит задаваться вопросом, были ли эти храмы памятниками архитектуры. Это неоспоримый факт. Расположенные на выигрышных, красивых местах сельские храмы служили важным духовным, историческим и эстетическим центром округи. А православное богослужение "как синтез искусства" по словам священника, ученого-энциклопедиста П.А. Флоренского объединяло людей вокруг стержня их жизни - православной веры. Искусственный, насильственный отрыв от нее привел к тяжелым нравственным последствиям, в том числе и к разрушению этих святынь.

http://www.booksite.ru/fulltext/cha/god/a1/6.htm

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.