ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Мыт. Ансамбль церквей Казанской иконы Божией Матери и Николая Чудотворца.


Мыт. Ансамбль церквей Казанской иконы Божией Матери и Николая Чудотворца
Архитектурный ансамбль. Действует.  
Год постройки:Между 1795 и 1817.
Адрес:
Ивановская область, Верхнеландеховский район, село Мыт

Координаты: 56.814505, 42.314444
Проезд:Расположено на юго-востоке области, на реке Лух, в 14 км от райцентра Верхний Ландех





Сортировка:

Ансамбль церквей Казанской иконы Божией Матери и Николая Чудотворца, , Мыт, Верхнеландеховский район, Ивановская область
Юрий Моченов
6 июня 2023
Ансамбль церквей Казанской иконы Божией Матери и Николая Чудотворца, , Мыт, Верхнеландеховский район, Ивановская область
Алексей Кротов
5 сентября 2009
Ансамбль церквей Казанской иконы Божией Матери и Николая Чудотворца, Казанская церковь и колокольня, в просвете между ними Никольская церковь<br>, Мыт, Верхнеландеховский район, Ивановская область
Казанская церковь и колокольня, в просвете между ними Никольская церковь
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
24 октября 2023
Ансамбль церквей Казанской иконы Божией Матери и Николая Чудотворца, Колокольня и Казанская церковь<br>, Мыт, Верхнеландеховский район, Ивановская область
Колокольня и Казанская церковь
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
24 октября 2023
Ансамбль церквей Казанской иконы Божией Матери и Николая Чудотворца, , Мыт, Верхнеландеховский район, Ивановская область
Олег
20 марта 2022
Ансамбль церквей Казанской иконы Божией Матери и Николая Чудотворца, , Мыт, Верхнеландеховский район, Ивановская область
Алексей Кротов
5 сентября 2009
Ансамбль церквей Казанской иконы Божией Матери и Николая Чудотворца, "Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2"  М. Наука 2000, сектор Свода ГИИ.<br>, Мыт, Верхнеландеховский район, Ивановская область
"Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2" М. Наука 2000, сектор Свода ГИИ.
Андрей Агафонов
1 января 1975
Ансамбль церквей Казанской иконы Божией Матери и Николая Чудотворца, "Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2"  М. Наука 2000, сектор Свода ГИИ.<br>, Мыт, Верхнеландеховский район, Ивановская область
"Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2" М. Наука 2000, сектор Свода ГИИ.
Андрей Агафонов
1 января 1975
Ансамбль церквей Казанской иконы Божией Матери и Николая Чудотворца, "Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2"  М. Наука 2000, сектор Свода ГИИ.<br>, Мыт, Верхнеландеховский район, Ивановская область
"Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2" М. Наука 2000, сектор Свода ГИИ.
Андрей Агафонов
1 января 1975



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  23 декабря 2009

ХРАМОВЫЙ КОМПЛЕКС: ЦЕРКВИ КАЗАНСКАЯ И НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА, кон. 18-нач. 19 в. Расположен на небольшом повышении рельефа, представляет собой наиболее выразительный элемент застройки села. Главенствующую роль в композиции играет расположенная в южной части пятиглавая Казанская церковь (1795), напоминающая своими размерами городской собор. Севернее и несколько ближе к реке поставлена одноглавая и значительно меньшая теплая церковь Николая (1817). С восточной стороны, почти по оси комплекса и подводящей к площади главной улицы в нач. 19 в. построена трехъярусная колокольня. Все сооружения кирпичные и побеленные. Различные по стилистике, они составляют единую и выразительную композицию. Церковь Казанская выстроена в лицевой кладке и является памятником зрелого классицизма, сохранившим отдельные черты барокко в объемной композиции. Имела пять приделов, в одном из которых долгое время хранилась икона Корсунской Богоматери, которую князь Д.М. Пожарский брал с собой в поход. Крытые крыльца трапезной и боковых фасадов разобраны в 20 в. Традиционное для приходской церкви сочетание основной храмовой части с трапезной воспринимается здесь необычно. Вполне самостоятельный основной объем с двусветными ризалитами посредине боковых фасадов и широкой полукруглой апсидой представляет собой один из вариантов четырехстолпного собора. Мощный световой восьмерик главного купола приподнят над центральной частью аттиком-трибуном; к последнему примыкают башнеобразные четырехгранные барабаны над углами четверика.

В соответствии с основными объемами композиция фасадов членится поясками из нескольких полочек, отмечающими уровень первого яруса, пьедесталы барабанов и карнизы. Крупные окна с лучковыми перемычками небольшой, пониженной относительно четверика трапезной и нижней части храма имеют рамочные наличники и помещены в широкие ниши с подоконными филенками. Окна верхнего света ризалитов - круглые. Угловые башни-барабаны декорированы арками ложных окон с замковыми камнями в архивольтах и импостами. Грани центрального восьмерика прорезаны прямоугольными окнами в наличниках на кронштейнах и с треугольными сандриками. Все завершающие объемы отмечены угловыми пилястрами с выпуском углов. В интерьере крестообразное в плане основное пространство храма перекрыто восьмилотковым сводом центрального барабана, опирающегося на подпружные арки и паруса, и коробовыми сводами над рукавами. Восточные угловые компартименты заняты алтарями приделов, западные - подсобными помещениями. Апсида соединена с четвериком тремя арочными проемами и перекрыта конхой. Пространство трапезной разделено столбами на три нефа (боковые служили приделами) и перекрыто сводами. В архитектуре церкви Николая Чудотворца представлен своеобразный вариант развития барочных форм в провинциальном зодчестве на основе устойчивой традиции объемной композиции храма с трапезной. Основной двухъярусный четверик (проемы верхнего света - ложные) заметно выделяется над пониженными объемами апсиды и трапезной, венчает его деревянный граненый барабан над четырехскатной кровлей. Объем трапезной, где помещался придел, несколько выдвинут к югу, как и крытая паперть-крыльцо на средней оси бокового фасада четверика.

Композиция фасадов образована членящими стены лопатками (в каждом прясле по одному проему); углы обработаны массивными колонками. Прясла первого яруса слегка заглублены в прямоугольные ниши филенками, а лучковые и арочные окна обрамлены барочными наличниками. Аналогичные наличники имеют и ложные окна второго яруса; пластика фасада здесь усилена утопленными в лопатки колонками и более сложным рисунком карниза. В профилировке карнизов, помимо полочек и сухариков, использованы ленты поребрика над изогнутыми сандриками окон. Интерьер основной части перекрыт сомкнутым сводом, одностолпная трапезная - коробовыми, апсида - конхой. Колокольня построена в формах зрелого классицизма. Квадратная в плане, трехъярусная, она поставлена на высокий цоколь, служивший (одновременно с примыкавшими к нему по сторонам палатками) складским помещением при торговой площади. Все ярусы прорезаны крупными арочными проемами и декорированы фронтонными портиками с парными тосканскими колоннами по сторонам; арки завершены архивольтами с замковыми камнями или килевидным подвышением (третий ярус). Колокольня увенчана куполом с люкарнами и главкой на граненом барабане.

Амвросий, ч. 5, с. 134; Федоров, с. 108; Семенов, 1866, с. 374; Долгорукий, с. 11; Березин, Добронравов, 1898, с. 479-480, 483; Готье, с. 594. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М., Наука, 2000, с. 79-81



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.