ЦЕРКОВЬ ВОЗНЕСЕНИЯ, нач.-сер. 19 в.
Расположена на окраине села - в бывш. Затаеховской слободе, у кладбища, близ шоссе. Кирпичная, построена в 1801 г. на средства крестьянина Ивана Родионова, в 1867 г. расширена трапезная, в которой были размещены приделы Животворящего Креста и Смоленской Богоматери. Своеобразный памятник провинциального зодчества времени перехода от барокко к классицизму.
Пятиглавый двусветный храм с сильно пониженной полукруглой апсидой и одноэтажная, но значительно большая по площади трапезная, охватывающая нижнюю часть трехъярусной колокольни, размещены на общей оси и образуют живописную компактную композицию. Основной объем выделяется нарядностью декора и контрастным противопоставлением крупных луковиц глав тонким глухим барабанам. Боковые фасады здесь расчленены четырьмя пилястрами большого ордера с рельефными накладными кругами под капителями. Окна украшены нарядными наличниками; в верхнем ярусе проемы небольшие, квадратные и вписаны в обрамления с лучковыми завершениями, а в нижнем они сильно вытянуты по вертикали, имеют лучковые перемычки и треугольные фронтончики над архивольтами с замковыми камнями. Обращают на себя внимание барочные элементы нарядных подоконников. Углы главного объема, стены апсиды и скругленные углы трапезной обработаны рустом. Арочные окна трапезной заключены в рельефные наличники. Ярусы колокольни разделены многопрофильными карнизами с рядами сухариков и поребрика. На углах второго и третьего ярусов поставлены трехчетвертные тосканские колонны с пилястрами по сторонам; оба эти яруса прорезаны крупными арками. Завершением колокольни служит четырехгранный повышенный купол с кубическим фонариком и луковичной главкой. Главный вход с западной стороны нижнего яруса заглублен в арочную нишу, обведенную гладким архивольтом.
На сводах четверика и алтаря сохранились фрагменты ранней (возможно, относящейся ко времени постройки храма) темперной росписи. Масляная живопись, исполненная после перестройки трапезной, расположена на стенах четверика, на восточной стене алтаря и в трапезной. В центре сомкнутого свода, в штукатурной тянутой рамке типа квадрифолия написана "Новозаветная Троица". По четырем сторонам от нее помещены изображения евангелистов с символами. Каждый лоток свода выделен полукруглой штукатурной тягой - рамой для большой композиции: "Распятие" (служившего фоном для распятия, завершающего иконостас), "Положение во гроб", "Снятие с креста" и "Вознесение". В основании свода - развитый штукатурный карниз. На стенах четверика сюжеты размещены в два ряда в рисованных рамах. В стилистике поздних росписей проявляются академические каноны. В своде композиции более динамичны, напоминая приемы барочной школы, колорит их отличается повышенной звучностью.
Березин, Добронравов, 1898, с. 479-80. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М., Наука, 2000, с. 81-82