Великолепный памятник культовой архитектуры раннего классицизма, отличающийся изысканностью пропорций и оригинальным фасадным декором. Каменная церковь с приделами Трех Святителей московских и Параскевы Пятницы построена вместо деревянного храма 17 в., стоявшего поблизости. Заказчик новой церкви купец Григорий Иванович Дунаев в 1801 г. заложил храм неподалеку от своего дома на Хвостовой ул. В 1804 г. (по другим данным, годом позже) церковь была освящена. В 1808 г. она пострадала от большого городского пожара, но вскоре была восстановлена. Кроме нее на церковной территории стояли два больших деревянных дома — для причта и богадельни, — построенных в сер. 19 в. на средства церковного старосты М.И. Харзина. К настоящему времени утрачены завершения храмового четверика и колокольни, в южной стене апсиды пробит дверной проем, а внутреннее пространство четверика разделено на два этажа. Кирпичные стены храма покрыты известковой обмазкой; частично сохранилась окраска фасадов в два цвета — светлой охрой с побеленными деталями.
Двусветный четверик храма со скругленными и раскрепованными углами завершен четырехскатной кровлей, на которой сохранились основания барабанов пяти главок. Более узкий прямоугольный в плане алтарь значительно понижен и по высоте равен трапезной с боковыми приделами, апсиды которых частично закрывают боковые фасады храма. Как и в четверике, углы этих объемов скруглены. С запада композицию замыкает квадратная в плане двухъярусная с полуярусом колокольня, гуськовая кровля которой увенчана барабаном (шпиль с крестом утрачен).
Невысокий цоколь, окружающий все здание, украшен лентой поребрика. Края фасадов перед скруглениями углов акцентированы гладкими пилястрами, раскрепованными в трехчастном многопрофильном карнизе с мелкими сухариками. Прямоугольные окна заключены в узкие рамочные наличники с профилированными подоконниками, объединенными в нижнем ярусе с квадратными подоконными щитами. Сандрики над окнами имеют форму профилированной полочки на миниатюрных кронштейнах (второй свет четверика), полочек, объединенных с надоконными прямоугольными щитами (трапезная и алтарь), или треугольных фронтонов (нижний свет четверика). Между нижними и верхними проемами четверика помещены круглые нишки с выполненными из обожженной глины шестилепестковыми розетками в П-образной рамке.
Ярусы колокольни разделены между собой профилированными карнизами с сухариками, аналогичными карнизам храма. Промежуточный полуярус в свою очередь расчленен по вертикали на две части более тонким карнизом. Раскрепованные углы основных ярусов фиксированы сдвоенными пилястрами, фланкирующими арочные проемы. Стены полуяруса украшены филенками: в нижней части — прямоугольной, с ромбовидным щитом, в верхней — полуциркульной, фланкированной розетками в кругах.
Четверик храма в настоящее время разделен на два этажа деревянными перекрытиями. В алтаре — коробовый свод, трапезная перекрыта тремя коробовыми сводами: центральная часть поперечным,с распалубками над входами, а приделы — продольными.
Библиография: Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб, 1863. С. 271; Костромские епархиальные ведомости (КЕВ). Кострома, 1900. № 24. С. 711-714, Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома, 1911. С. 298-299; Кудряшов Е.В. Солигалич. Л., 1987. С. 36; Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 4: г. Солигалич и Солигаличский район. Кострома, 2002. С. 48-50.
http://svodokn.ru/object/101526276?open=true