ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Перевлес. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

Рождественская церковь


Перевлес. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Церковь. Не действует.  
Престолы:Рождества Пресвятой Богородицы
Архитектурный стиль:Классицизм
Год постройки:Между 1824 и 1839.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Рязанская область, Старожиловский район, с. Перевлес

Координаты: 54.255747, 40.198515
Проезд: от Рязани по Ряжскому шоссе до деревни Соболево (ок. 55 км), потом поворот влево, указатель "Столпцы 7 км". От села Столпцы будет развилка, надо повернуть налево. Шоссе ведет до Перевлеса. От Столпец до Перевлеса около 9 км. Церковь отлично видно с шоссе. ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда от Рязани по Ряжскому шоссе до деревни Соболево (ок. 55 км), потом поворот влево, указатель "Столпцы 7 км". От села Столпцы будет развилка, надо повернуть налево. Шоссе ведет до Перевлеса. От Столпец до Перевлеса около 9 км. Церковь отлично видно с шоссе.





Сортировка:

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Перевлес, Старожиловский район, Рязанская область
Михаил и ГалинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
11 октября 2014
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Перевлес, Старожиловский район, Рязанская область
ОЙля
30 июня 2010
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Перевлес, Старожиловский район, Рязанская область
МОРПЕХ879
25 мая 2024
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Вид с северо-востока<br>, Перевлес, Старожиловский район, Рязанская область
Вид с северо-востока
Валерий ДолженкоАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
8 мая 2021
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Вид с северо-запада<br>, Перевлес, Старожиловский район, Рязанская область
Вид с северо-запада
Павел ЛабутинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
26 сентября 2020
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, вид с правого берега Прони<br>, Перевлес, Старожиловский район, Рязанская область
вид с правого берега Прони
uchazdnegАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
17 марта 2012
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Перевлес, Старожиловский район, Рязанская область
Дворядкин ДмитрийАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
11 сентября 2010
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Перевлес, Старожиловский район, Рязанская область
Дворядкин ДмитрийАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
11 сентября 2010
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Перевлес, Старожиловский район, Рязанская область
FlammEАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
7 июля 2009
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Перевлес, Старожиловский район, Рязанская область
yozik
9 мая 2009
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Перевлес, Старожиловский район, Рязанская область
МОРПЕХ879
25 мая 2024
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Перевлес, Старожиловский район, Рязанская область
МОРПЕХ879
25 мая 2024
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Перевлес, Старожиловский район, Рязанская область
МОРПЕХ879
25 мая 2024
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Перевлес, Старожиловский район, Рязанская область
МОРПЕХ879
25 мая 2024
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, частично отреставрированный основной объем (вид с колокольни)<br>, Перевлес, Старожиловский район, Рязанская область
частично отреставрированный основной объем (вид с колокольни)
Арсений ТюпинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
8 мая 2021
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, апсида<br>, Перевлес, Старожиловский район, Рязанская область
апсида
Арсений ТюпинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
8 мая 2021
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, один из порталов<br>, Перевлес, Старожиловский район, Рязанская область
один из порталов
Арсений ТюпинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
8 мая 2021
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Перевлес, Старожиловский район, Рязанская область
Арсений ТюпинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
8 мая 2021
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Перевлес, Старожиловский район, Рязанская область
Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
13 октября 2016
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Перевлес, Старожиловский район, Рязанская область
Михаил и ГалинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
11 октября 2014
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Ведется реставрация: ротонду обнесли строительными лесами, а обвалившиеся своды закрыли временной крышей.<br>, Перевлес, Старожиловский район, Рязанская область
Ведется реставрация: ротонду обнесли строительными лесами, а обвалившиеся своды закрыли временной крышей.
Павел ЛабутинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
4 августа 2012
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Перевлес, Старожиловский район, Рязанская область
Nasya
27 августа 2011
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Перевлес, Старожиловский район, Рязанская область
Дворядкин ДмитрийАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
11 сентября 2010
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Перевлес, Старожиловский район, Рязанская область
ОЙля
30 июня 2010
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Перевлес, Старожиловский район, Рязанская область
ОЙля
30 июня 2010
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Перевлес, Старожиловский район, Рязанская область
ОЙля
30 июня 2010
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Перевлес, Старожиловский район, Рязанская область
ОЙля
30 июня 2010
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Перевлес, Старожиловский район, Рязанская область
Алексей Кротов
6 августа 2009
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Перевлес, Старожиловский район, Рязанская область
Алексей Кротов
6 августа 2009
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Перевлес, Старожиловский район, Рязанская область
Алексей Кротов
6 августа 2009
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Перевлес, Старожиловский район, Рязанская область
FlammEАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
7 июля 2009
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Перевлес, Старожиловский район, Рязанская область
FlammEАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
7 июля 2009
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Перевлес, Старожиловский район, Рязанская область
FlammEАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
7 июля 2009
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Перевлес, Старожиловский район, Рязанская область
yozik
9 мая 2009
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, внутреннее пространство колокольни<br>, Перевлес, Старожиловский район, Рязанская область
внутреннее пространство колокольни
Арсений ТюпинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
8 мая 2021
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, внутри колокольни (лестница наверх)<br>, Перевлес, Старожиловский район, Рязанская область
внутри колокольни (лестница наверх)
Арсений ТюпинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
8 мая 2021
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Подкупольное пространство основного объема<br>, Перевлес, Старожиловский район, Рязанская область
Подкупольное пространство основного объема
Павел ЛабутинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
26 сентября 2020
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Перевлес, Старожиловский район, Рязанская область
Дворядкин ДмитрийАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
11 сентября 2010
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Перевлес, Старожиловский район, Рязанская область
Дворядкин ДмитрийАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
11 сентября 2010
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Перевлес, Старожиловский район, Рязанская область
Дворядкин ДмитрийАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
11 сентября 2010
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Перевлес, Старожиловский район, Рязанская область
FlammEАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
7 июля 2009
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Перевлес, Старожиловский район, Рязанская область
yozik
9 мая 2009
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Перевлес, Старожиловский район, Рязанская область
yozik
9 мая 2009
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Перевлес, Старожиловский район, Рязанская область
yozik
9 мая 2009
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, как выглядел храм раньше личные фото<br>, Перевлес, Старожиловский район, Рязанская область
как выглядел храм раньше личные фото
алексей24
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Возведение освященного купола <br>, Перевлес, Старожиловский район, Рязанская область
Возведение освященного купола
Nata.
19 мая 2012



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


ОЙля 2 июля 2010

Село Перевлес принадлежало помещику И. И. Барыкову. Его иждивением здесь и построен в 1824-1839 годах грандиозный Богородицерождественский храм с гигантской колокольней.

Перед нами произведение позднего классицизма с элементами ампира, произведение незаурядное не только по своей величине, но и архитектурному качеству. Сам храм представляет традиционную композицию «ротонда на четверике», осложненную портиками с севера и юга, но с полукруглой апсидой, колоннада которой вместе с колоннадой портиков образует своеобразный периптер. Эта колоннада апсиды, идущая, по-видимому, еще от Кваренги, вообще явление довольно примечательное для первой трети 19 века, так как все немногочисленные примеры такого решения относятся к концу 18 века.

Ротонда Рождественской церкви очень высокая, прорезана множеством оконных проемов, со сдвоенными полуколоннадами между ними. При взгляде на храм с юга или северо-востока все его колонны – портиков, апсиды и ротонды – образуют мощную систему ритмических вертикалей, к которым присоединяются колонны колокольни. Такое поистине «органное звучание» колоннад делает Рождественскую церковь уникальной. Особое внимание, конечно, привлекает колокольня. На ее нижнем четверике водружены пять постепенно уменьшающихся по высоте и в диаметре цилиндров, верхний из которых перекрыт полусферическим куполом и увенчан фонарем с маленькой главкой.

Мы знаем несколько цилиндрических классических ампирных колоколен, начиная с Никольской церкви села Никольского близ Рузы (1770-1776, архитектор И. Е. Старов) и церкви иконы Всех Скорбящих Радость в Москве (1787 архитектор В. И. Баженов), но второго такого пятиярусного круглого столпа, как в Перевлесе, назвать не можем. Ему уступают даже такие гиганты, как колокольня церкви Мартина Исповедника в Москве (1791-1806) и бывшая колокольня Спасо-Андроникова монастыря (1795-1803); обе – архитектора Р. Р. Казакова. Автор проекта перевлесской колокольни, конечно, знал эти произведения Казакова, знал он и старовскую колокольню в селе Никольском, откуда и идет мотив круглой колоннады во втором снизу цилиндре столпа. Можно даже прямо сказать, что архитектура всей средней части взята из этого старовского создания, или, иначе говоря, старовская колокольня целиком поставлена на четверик и довершена двумя цилиндрами.

«Рязанские достопамятности» Г.К. Вагнер, С.В. Чугунов. - Москва, 1974г., 1989 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов 27 июня 2016

В 19 веке село Перевлес являлось крупным торговым центром, а также поместьем помещика Ивана Ивановича Барыкова. В своей вотчине решил выстроить этот человек величественный храм с грандиозной колокольней. Храм строился 15 лет, с 1824 по 1839 год. Ранее на этом месте существовала деревянная церковь с таким же названием, о чем упоминается в писцовых книгах за 1628 год. В то время на истьинском чугунолитейном заводе в Истье у Хлебникова возводил церковь знаменитый архитектор Василий Петрович Стасов. Есть вероятность, что вот тогда-то и заказал у Стасова проект грандиозного храма Барыков.

Храм в Перевлесе является одним из самых грандиозных архитектурных сооружений на Рязаньщине. Храм выполнен в стиле позднего классицизма с элементами ампира. Высота колокольни составляет 55 метров. Это сооружение - произведение незаурядное не только по своей величине, но и архитектурному замыслу. Сам храм представляет традиционную композицию "ротонда на четверике", с приставленными портиками с севера и юга, с полукруглой апсидой, колоннада которой вместе с колоннадой портиков образует своеобразный периптер. Эта колоннада апсиды, идущая, по видимому, еще от Кваренги, вообще явление довольно примечательное для первой трети 19 века. Ротонда Рождественской церкви очень высокая, прорезана множеством оконных проемов, со сдвоенными полуколоннадами между ними. При взгляде на храм с юга или северо-востока все его колонны портиков, апсиды и ротонды - образуют мощную систему ритмических вертикалей, к которым присоединяются колонны колокольни. Сильно вынесенный на кронштейнах карниз нижнего цилиндра колокольни можно увидеть в уже построенных Стасовым и Старовым постройках. Стоит привести пример стасовской колокольни, воздвигнутой в селе Грузино Новгородской области (ныне разрушенной) и старовской колокольни в селе Никольское, что в Рузском районе Московской области (ныне восстановленной).

На Перевлесской колокольне, на ее нижнем четверике воодружены пять постепенно уменьшающихся по высоте и в диаметре цилиндров, верхний из которых перекрыт полусферическим куполом и увенчан фонарем с маленькой главкой. Она пониже тех, что в Пощупове (80 м) или в Гусе-Железном (70 м), но остается вопрос: зачем понадобилось возводить такую вертикаль, видную на десятки километров в русской глуши? Ведь второй круглой пятиярусной колокольни в России больше нет (и в Пощупово, и в Гусе, и в Рязанском кремле - все по четыре яруса). Стены были украшены словно рельефной резьбой - яркий образец техники рустования, когда узор наносится по камню или штукатурке.

Службы в храме продолжались до 1936 года, затем храм был закрыт, и с того времени началось его постепенное разрушение. За несколько десятков лет здание обветшало; крыша обвалилась, стены покрылись трещинами, фрески на стенах год от года осыпались, лепнина повредилась, часть из которой была "сбита" вандалами. С 2012 по 2014 год производилась небольшая реставрация, были перекрыты железной кровлей крыша и купол храма. После чего деньги закончились. Остается надеяться, что былое величие Перевлеса и его храма когда нибудь возродится.

Источник: http://history-ryazan.ru/храм Рождества Пресвятой Богородицы в Перевлесе


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов 13 августа 2025

Церковь Рождества Богородицы с приделами Николая Чудотворца и Иоанна Предтечи в селе Перевлес, Пронского уезда Рязанской губернии (Старожиловский район Рязанской области) по данным свящ. Иоанна Добролюбова построена в 1824‑1839 гг. на средства помещика Ивана Ивановича Барыкова. Прекрасный памятник стиля ампир с отдельными чертами более ранней эпохи зрелого классицизма – церковь в Перевлесе живописно стоит посреди села, возвышаясь над равнинной местностью у излучины р. Прони.

Церковь имеет продольно‑осевую трёхчастную композицию, составленную из отдельных чётко артикулированных объёмов: центрического храма, продолговатой трапезной и круглой в плане колокольни. Храм (холодная или настоящая церковь) представляет собой ротонду на двусветном четверике, украшенном по бокам шестьюколонными римско-дорическими портиками под треугольными фронтонами (все колонны белокаменные, крайние сдвоены). С востока выступает полукруглый алтарь с шестью белокаменными дорическими полуколоннами. Причём в портиках колонны поставлены на простейшие кубические постаменты, а пилястры на стене четверика, равно как и полуколонны апсиды, постаментов не имеют. Из-за этого возникает странная разница в пропорциях колонн, пилястр и полуколонн.

Северный и южный фасады четверика построены по традиционной схеме в три оси проёмов. Над нижними стройными прямоугольными проёмами (дверь, фланкированная окнами с белокаменными подоконниками на парных мутулах) расположены верхние квадратные окна, отделённые внизу белокаменным карнизом. Под пятью нижними окнами апсиды (среднее ложное) проходит белокаменный карниз, а над ними вместо окон верхнего света устроены плоские нишки, также отделённые внизу карнизом. Фасады четверика и апсиды завершены единым трёхчастным антаблементом простой профилировки. Карниз с дорическими мутулами, украшенными гуттами, и архитравы портиков сделаны из белого камня, на фризе северного портика сохранились остатки ампирной лепнины с мотивами розеток, «алагерки», пальметт и аканфа. 

Фасады венчающей купольной ротонды монументальных пропорций внизу имеют невысокий цоколь, покрытый квадровым рустом и отделённый белокаменным карнизом. Стены ротонды прорезаны двенадцатью стройными арками окон с белокаменными импостами и подоконниками и украшены парными коринфскими полуколоннами также из белого камня. Полуколонны не имеют баз и поставлены на кубические постаменты, соединяющиеся внизу со сплошным белокаменным стереобатом. Лепные капители тонкого рисунка почти везде утрачены. Над куполом возвышается цилиндрический фонарик, опоясанный балконом с ажурной металлической решёткой на белокаменном постаменте. Простенки между четырьмя прямоугольными окнами фонарика заняты парными ионическими полуколонками из белого камня (лепные капители утрачены), поддерживающими антаблемент также выполненный из белого камня. Фонарик увенчан куполком, несущим яблоко с крестом. На фасадах двусветной трапезной с небольшими угловыми скруглениями доминирует мотив тройного римского окна с аркой в верхнем свету и разделительными белокаменными дорическими полуколонками малого ордера между нижними проёмами. Полуколонки, поставленные на постаменты, несут неполный антаблемент с гладким фризом и карнизом на мутулах. Широкий пояс под белокаменным архивольтом арки украшен богатой ампирной лепниной (сохранилась лишь на северном фасаде).

По сторонам от римского окна в два света расположены обычные окна, сходные с окнами четверика: прямоугольные нижние стройных пропорций с веерными белокаменными перемычками и малые квадратные верхние. Под верхними окнами, кое где сохранившими рамочные штукатурные наличники, проходит белокаменный карниз. Стены под карнизом обработаны ленточным рустом, а скруглённые углы трапезной сплошь покрывает квадровый руст. Фасады завершаются белокаменным карнизом большого выноса, что не совпадает с членениями четверика и алтаря, завершённых трёхчастным антаблементом.

Особенно выразительна пятиярусная (с двумя полуярусами) цилиндрическая колокольня (высотой ок. 70 м), похожая на маяк. Нижний ярус украшен тремя фронтонными портиками из четырёх сдвоенных римско-дорических колонн каждый. Белокаменным колоннам на постаментах соответствуют пилястры без постаментов. Портики колокольни, подобно портикам храма, завершены трёхчастным антаблементом с белокаменными архитравами и дорическими карнизами. На фризе сохранились остатки лепнины. Участки стен между портиками оформлены полукруглыми арочными нишами. Три входных портала оформлены в виде арок с белокаменными архивольтами и импостами. В каждую арку вписан проём меньших размеров с лучковой перемычкой, отделяющей верхнее окно-люнет.

Между первым и вторым ярусом сделан промежуточный полуярус. Перекликаясь с нижней частью ротонды храма, стены полуяруса покрыты квадровым рустом. В верхнем поясе, отделённом карнизом, по странам света сделаны четыре окна-люнета, чередующиеся с полуциркульными нишами. Карниз и архивольты ниш и окон – белокаменные.

Второй ярус с мощной гладью стен прорезан четырьмя прямоугольными окнами в колонных эдикулах и завершён карнизом на каннелированных белокаменных консолях, образующих единый консольный фриз. Белокаменные дорические полуколонки эдикул на кубических постаментах, несущие фрагменты двухчастного антаблемента с карнизом на мутулах, перекликаются с оформлением тройных римских окон трапезной.

Третий ярус решён в виде импозантной круговой колоннады ионического ордера – самой узнаваемой детали колокольни. Белокаменная колоннада из шестнадцати колонн и с металлическим ограждением между ними опоясывает стены яруса, покрытые французским рустом. По странам света устроены четыре прямоугольных входных проёма. Все лепные ионические капители утрачены кроме двух фрагментов. Колоннада завершена трёхчастным антаблементом с белокаменными архитравом и карнизом на мутулах.

Четвёртый ярус, как бы вырастающий из предыдущего, снова обыгрывает мотив глухой стены, покрытой французским рустом и прорезанной лишь четырьмя сравнительно небольшими арками звона. Каждая арка расчленена антаблементом на белокаменных колонках. Нижний трёхчастный проём более широкий, чем верхний полуциркульный. Таким образом звоны трактованы наподобие окна-серлиана. Однако широкий белокаменный архивольт арки зрительно укрупняет её верхнюю часть. В целом оформление звонов перекликается с тройными окнами трапезной.

Пятый ярус звона с четырьмя стройными арками и квадровым рустом стен перекликается с ротондой храма. Он декорирован сдвоенными коринфскими полуколоннами на постаментах и завершён верхним полуярусом-резонатором с круглыми окошками. Колокольня увенчана куполом, несущим крест на необычном двойном яблоке и белокаменном постаменте.

Колокольня и трапезная соединены крытым переходом с антовыми двухколонными портиками на фасаде. Ордерные членения нижнего яруса колокольни и перехода едины.

Все основные объёмы церкви в Перевлесе выложены из кирпича (в среднем 24х7х13 см) верстовой кладкой с нижней подрезкой. В скруглённых углах тапезной, обработанных рустом, кладка тычковая, а в рустованной части ротонды – ложковая. На фризе ротонды храма кладка сделана в виде веерных перемычек над каждым интерколумнием и уложена на железных связях. Белокаменная кладка перемычек портиков также сделана по железным связям. Портики перекрыты вспарушёнными кирпичными сводиками. Внутри храма, перекрытого купольной ротондой на парусах и отделённого от алтаря, перекрытого конхой, стеной с тремя арками, сохранились фрагменты живописи и штукатурные лепные карнизы с модульонами и розетками.

Живопись соединяет классицистические мотивы и академическую манеру фигуративных изображений с мотивами русско-византийского стиля и может быть широко датирована серединой XIX века. Возможно было два периода отделки интерьера. В таком случае к более ранней ампирной стилистике следует отнести выразительный фриз под карнизом в основании ротонды, с гризайлевой имитацией рельефных украшений, а также лепное убранство. В остальных росписях доминируют русско-византийские орнаменты. В четверике в простенках между окнами в арочных рамах помещены ростовые изображения святых, а под окнами верхнего света в тондо – поясные. В ротонде в арочных рамах – изображены двенадцать апостолов в рост.

В интерьере четырёхстолпной трёхнефной трапезной, перекрытой парусными сводами, особенно эффектно решена западная часть с парными греко‑ионическими деревянными колоннами, отделявшими ныне утраченные хоры от основного пространства. Вероятно эти колонны хорошо корреспондировали с несохранившимися иконостасами приделов. От хоров сохранились остатки винтовых лестниц с ажурными металлическими перилами с мотивами меандра. Антаблемент, проходящий между нижними и верхними окнами, сохранил остатки ампирной лепнины. Мутулы были украшены ростовыми фигурками ангелов, а промежутки карниза – щитами с детскими головками херувимов. На полу в храме и трапезной сохранилась метлахская плитка синего, жёлтого и красного цветов, выложенная узором в виде шестиконечных звёзд. В нижних окнах трапезной остались ажурные металлические решётки. Также сохранились подлинные деревянные двери четверика и трапезной, обшитые листовым железом. Внутреннее структурное устройство колокольни весьма своеобразно. На высоту двух нижних ярусов с полуярусом объём имеет двойную оболочку (ротонда в ротонде). В третьем ярусе внешняя ротонда завершается ионической колоннадой, а внутренняя ротонда продолжается четвертым и пятым ярусами с верхним полуярусом-резонатором, как бы вырастая из внешней оболочки. Пространство между двух оболочек занято круговой белокаменной лестницей на коробовых кирпичных сводах, ведущей на колоннаду. Круглые помещения внутренней оболочки в первом и втором ярусах были перекрыты купольными сводами (проломлены). Верхние ярусы сохранили остатки деревянных перекрытий.

Из подробного описания и анализа форм церкви в селе Перевлес ясно, что столь высококачественная архитектура обязана своим появлением незаурядному архитектору. Однако важным вопросом является авторство проекта. Г. К. Вагнер и С. В. Чугунов в своё время пытались приписать церковь архитектору В. П. Стасову, строившему храм Рождества Христова в селе Истье (1808-1816), расположенном неподалёку. Стилистически церковь в Перевлесе, за исключением колокольни, не слишком близка довольно узнаваемому почерку Стасова, любившего мощные и лапидарные формы и минимум декора. Скорее церковь можно соотнести с лучшими произведениями главных архитекторов московского ампира: Д. Жилярди и О. Бове. Однако ни одна храмовая постройка какого-либо из двух архитекторов не имеет прямых аналогий с церковью в Рождества Богородицы.

Известна личность заказчика храма и владельца имения в Перевлесе – миллионщика и мецената Ивана Ивановича Барыкова, начавшего карьеру «неслужилым дворянином», но получившего под конец жизни чин действительного статского советника за благотворительность. Барыкова награждали чинами, например в 1840 г.: «за понижение цен в Рязанской губернии». В том же голодном 1840 году «за усердное содействие к понижению цен на хлеб» крепостному Барыкова, крестьянину села Перевлес, Кирилле Григорьевичу Можарову была пожалована золотая медаль на аннинской ленте.

Иван Барыков получил состояние после кончины отца в 1817 г., а затем по смерти бездетного брата Василия стал единоличным владельцем капитала и в дальнейшем приумножил его, занимаясь винными откупами и ростовщичеством, а также вероятно хлебной торговлей. В Перевлесе у него была усадьба. Помимо богато отделанного барского дома, в имении существовало обширное хозяйство. Здесь Барыков постоянно проживал до преклонных лет, когда перебрался на жительство в Москву. В Москве Барыков владел усадьбой на Новинском бульваре, а в 1851 г. по обету после своего выздоровления он устроил Барыковскую богадельню для престарелых женщин. В 1922 г. Дурнов переулок, где располагалась богадельня был назван Барыковским.

Каждый четверг в Перевлесе устраивалась ярмарка. Торг в этих местах существовал ещё с XVII века, и село Перевлес с пристанью и переправой через Проню было так сказать стратегически важным пунктом. С осени производители и перекупщики свозили из южных уездов сюда зерно, оставляли его на складах, арендованных в т.ч. у Барыковыа и других владельцев, а весной товар грузили на баржи и отправляли водным путём в Москву, Нижний Новгород и др. места. Пристань в Перевлесе имела весьма большое значение для жизни села. Таким образом, сходство колокольни храма с маяком, вероятно, не случайно.

И. И. Барыков был активным храмостроителем. Он построил или возобновил на свои деньги около десяти храмов, однако далеко не все из них известны. Одновременно с церковью в Перевлесе, в 1824 г. Барыков начал строить церковь Рождества Богородицы в селе Лошатово Зарайского уезда Рязанской губернии, в приходе которого было сельцо Барыково (Тульской губернии), где жил покойный брат Василий. Лошатовская церковь не сохранилась, изображения её пока не обнаружены.

Известно, что с 9 декабря 1826 г. по 19 сентября 1829 г. И. И. Барыков числился дежурным смотрителем архитекторской школы при Экспедиции Кремлёвского Строения (ЭКС). Интересен тот факт, что незадолго до поступления на службу, Барыков пожертвовал той же Экспедиции пять тысяч рублей. Безусловно там он мог свести знакомство с лучшими московскими архитекторами, и скорее всего само поступление на эту службу и было необходимо Барыкову для реализации его строительных замыслов. Все сведения, которые удалось разыскать о заказчике церкви Рождества Богородицы в Перевлесе, несомненно проливают свет на жизнь и круг интересов просвещённого миллионщика-благотворителя. В Музее Академии Художеств (НИМ РАХ) хранятся два чертежа одной и той же церкви: разрез и план. Чертежи не подписаны, на масштабной линейке нет пометок. В каталоге музея они не атрибутированы и значатся, как «чертежи неизвестной церкви». Однако при первом же взгляде, очевидно, что это проект храма в Перевлесе. Проект немного отличается от воплощённой в натуре постройки. Алтарь на чертеже подковообразный, а не полукруглый. Соединительный переход между трапезной и колокольней предполагался не закрытым, а в виде открытой колоннады. Венчающая ротонда в проекте имеет восемь окон, в то время как в натуре их двенадцать, вдобавок габариты всей холодной церкви были сделаны несколько больше, чем на чертеже. Наконец, в интерьере трапезной отсутствуют пары колонн, поддерживающих хоры. Вот, собственно говоря, и все различия. В остальном церковь на чертежах практически идентична храму в Перевлесе.

В данной статье была сделана попытка дать широкий архитектурный контекст одного замечательного памятника классицизма Рязанского края – церкви Рождества Богородицы в селе Перевлес. Однако до полной ясности в вопросе об авторстве проекта к сожалению ещё далеко. Деловые связи заказчика храма И. И. Барыкова с московской Экспедицией Кремлёвского Строения также наталкивают на мысль о том, что автора церкви в Перевлесе следует искать среди круга архитекторов московской школы.

Следует добавить, что в 2013 г. заброшенный храм вернули РПЦ. Начались восстановительные работы, довольно впрочем спорные с точки зрения профессионализма исполнения. Была сделана техническая кровля над трапезной и апсидой и новая купольная кровля на ротонде, стены которой оштукатурили и побелили. В интерьере четверика воздвигли новый эклектичный иконостас, мало соответствующий архитектуре храма. Наиболее сложные работы планировались в колокольне, где разрушающаяся в нескольких местах колоннада была укреплена временными металлическими стойками. Однако по причине отсутствия средств в приходе работы приостановились, и сегодня храм снова полузаброшен. 

Информация из журнала: Яковлев А. Н. Храм Рождества Богородицы в селе Перевлес и его архитектурный контекст // Реставрация и исследования памятников культуры. Вып. 8 / Центральные научно-реставрацинные проектные мастерские,- М.; СПб: Изд. дом «Коло», 2016. С. 175–190.



Комментарии и обсуждение


На 11.10.2014г реставрационные работы заморожены из-за нехватки средств.

5 января 2015, Михаил и Галина Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное).


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.



Видео

  Снято:         Прислал(а): Архиповы Маргарита и Владимир